Кризис первого года. Признаки
- Малыш перестает слушаться родителей. Он может стать с ними очень требовательным и агрессивным. А еще он начинает избегать посторонних.
- Ребенок переполнен чувством уверенности, что все может делать сам, даже если ему не хватает умений.
- У ребенка очень часто меняется настроение. Малышу ничего не нравится, ему очень трудно угодить.
- Ярко проявляется противоречивость в поступках. Он обнимает, а затем сразу же кусает, щипает, бьет. Очень просит что-нибудь, а получая — выкидывает!
- На замечания в его адрес ребенок реагирует болезненно. Он становится очень ранимым и обидчивым.
- Довольно часто капризничает без причины. И не знает, чего хочет.
- Опять, как и в раннем младенчестве, боится упустить из виду маму. И ходит, зацепившись за нее.
Говоришь, нельзя еду разбрасывать?!
Что превращает малыша в совершенно неузнаваемого человечка? В чем причины кризиса и что же со всем этим делать?
Причины детского кризиса 3 лет
Согласно теории Л.С. Выготского, взросление ребенка представляет собой чередование стабильных и кризисных периодов развития психики. В стабильных периодах ребенок развивается медленно и линейно, в период кризиса – бурно и скачкообразно. Одной из главных причин кризиса является конфликт ребенка с окружающим миром. Он хочет все делать самостоятельно, но в этом ему мешают обстоятельства, на которые он не может повлиять, например, запреты взрослых и недостаточный уровень знаний и умений.
Факторы, влияющие на интенсивность кризисных проявлений:
Тип нервной деятельности. Дети со слабым или неустойчивым типом – меланхолики и холерики чаще других закатывают истерики, капризничают и протестуют против правил в кризисном периоде. Флегматики и сангвиники проще относятся к препятствиям в их жизни и обычно ведут себя чуть более спокойно.
Авторитарный стиль воспитания в семье. Если родители постоянно подавляют порывы ребенка к самостоятельности, то он противится этому сильнее, чем в том случае, если этого не происходит.
Тревожный тип родительского воспитания и гиперопека. В такой семье самостоятельность малыша также подавляется, только из других побуждений: родители считают его совсем маленьким ребенком, который ничего не может сделать сам. Протесты и истерики в этом случае неизбежны.
Напряженные отношения в семье
Если между родителями нередко случаются конфликты, то ребенок бессознательно пытается обратить на себя внимание. Ему это практически не удается, поэтому кризис трех лет проявляется более интенсивно.
Состояние здоровья
Дети с психическими и неврологическими особенностями развития переживают возрастной кризис намного более остро, чем их здоровые сверстники.
Что происходит с ребенком?
Примерно в возрасте года, иногда чуть раньше или позже, ребенок начинает понимать, что он — отдельный человек. До этого ему казалось, что он и мама — это одно целое: ведь мама носила его на ручках туда, куда он тянулся, она решала все проблемы, удовлетворяла все желания. И вот внезапно оказывается, что он — сам по себе ребенок, свой собственный.
С одной стороны, страшно: а вдруг мама уйдет, исчезнет? Значит, надо бдительно следить, чтобы этого не случилось. С другой стороны, теперь он сам может пойти туда, куда хочет; может съесть кашку, а может — выплюнуть и размазать по столу; может делать то, что предлагает мама, а может отказаться.
Представляете, какой огромный мир самых разных возможностей открывается перед маленьким человечком? И пользоваться ими еще только предстоит научиться. Дело это нелегкое: тут и взрослый мог бы закапризничать…
Почему такое происходит?
Конечно, такое поведение не может радовать никого. И каждый хочет найти ответ и понять, почему же такое происходит с ребенком.
Ведь когда родители видят своего ребенка в таком состоянии, первое, чего они хотят, это помочь им, успокоить. Но, к сожалению, этого не так уж и легко добиться.
Давайте рассмотрим причины кризиса у малышей.
Прежде всего нужно учитывать, что первый год у крохи – это период, когда он активно развивается как умственно, так и физически. Ведь в большинстве случаев дети в этом возрасте уже могут ходить и это открывает для них большие возможности увидеть новое, брать в руки новые вещи, исследовать их и даже пробовать на вкус. У многих уже получается говорить какие-то слова. Все это большая нагрузка на малыша. Да и из-за всех этих новых возможностей ребенку начинает казаться, что он самостоятельный. А когда ему пытаются запретить что-то, не объясняя причины отбирают игрушку, то все это приводит его к капризам и обидам. Малыш снова чувствует себя зависимым от взрослых.
Для родителей трудно понимать, что ребенок уже начинает приобретать самостоятельность и по-прежнему возятся с ним как с младенцем. А когда видят капризы своего малыша, ошибочно полагают, что нужно внести больше запретов и в жизни малыша появляются все новые »Нет», »Нельзя», »Не трогай» и т.п. Конечно, все это не может не усугублять ситуацию.
Как уверяют специалисты, основной причиной кризиса у крохи является то, что взрослые не пускают его во взрослую жизнь. Малыш рассуждает так: »Я уже могу держать ложку и даже в некоторых случаях могу черпать кашу. Так почему же мама или другой взрослый не позволяет мне есть самому?». Или же: »я могу ходить, почему же меня держат за руки и не пускают ходить одного?».
Это все может и выглядит как из ряда фантазии, однако, если смотреть на вещи и на ситуацию глазами ребенка, то так оно и есть. Ведь боясь за ребенка или же не понимая, что он уже может делать маленькие вещи самостоятельно, взрослые все время нагнетают ситуацию своими запретами или же ограничениями.
К тому же, начиная с этого периода, ребенок уже начинает »выбирать» себе еду и если ему не понравился какая-то еда, он может выплюнуть его. На это родители реагируют почти всегда одинаково: наказывая кроху.
Все выше сказанное приводит к тому, что у ребенка начинаются капризы, истерики. Но малыш это делает для того, чтобы родители понимали, что он уже взрослый. Ведь у него уже есть свое »Я».
Что необходимо делать родителям
- Стараться соблюдать привычный режим дня.
- Создавать максимально богатую развивающую среду в доме. Обучайте его. Давайте ему трогать разные поверхности, нюхать запахи, слушать звуки. Показывайте, как пользоваться разными предметами.
- Во всем поддерживать своего малыша.
- Подавать ребенку только хороший пример.
- Давать ему несложные поручения, чтобы малыш почувствовал свою ответственность и самостоятельность.
- Согласовать модель воспитания с остальными родственниками, чтобы не возникало противоречивого поведения разных членов семьи, когда один запрещает, а другой разрешает.
Организовать ребенку личное пространство, где он будет чувствовать себя главным.
Стараться понять все просьбы малыша, если поняли — озвучивайте их. Например: «А, ты хочешь достать игрушку?» — и даже: «Ты хочешь потрогать огонь?» Затем можно объяснить, почему этого не стоит делать
Важно, чтобы не возникало неразрешенных ситуаций.
Не бойтесь, что ребенок стукнется, поранится или обожжется, конечно, если речь не идет о серьезной ране. Осваивающий окружающую реальность маленький человек обязательно должен пройти через некоторые испытания, чтобы научиться безопасно действовать в нашем непростом мире.
Уважать личность ребенка и демонстрировать свое уважение
Это поможет ему вырасти сильным и уверенным в себе человеком.
Проявлять безусловную любовь к малышу. Чаще обнимайте и целуйте его.
Если вам надо выйти из дома, расскажите об этом. Объясните, что вы скоро вернетесь.
Если ребенок вас не слушает и продолжает совершать какие-то недопустимые действия, важно четко выстроить систему правил и запретов. Не делайте ничего насильно. Придумайте, как его отвлечь или увлечь. Например, если малыш отказывается от определенной еды, предложите съесть ее в компании с игрушками.
Перед тем, как идти в туалет, заинтересуйте ребенка чем-нибудь, иначе он обязательно расстроится из-за вашего отсутствия. В таком случае поговорите с ним из-за двери, объясните, что скоро вы выйдете.
Если ребенок просит помочь — помогите, но не переусердствуйте с помощью. Пусть малыш старается справиться сам, а вы «подстрахуете» его в той части дела, которая ему пока не под силу.
Если малыш требует внимания — уделите ему время. А если у вас его совсем нет, отвлеките его чем-нибудь интересным.
Надеемся, эти советы помогут вам наладить конструктивное общение с вашим малышом. Пусть этот период будет для вас не кризисом, а увлекательным «квестом», который научит вас выдержке и мудрости, а вашему ребенку поможет стать взрослее.
Родителям запрещено
Вместо того, чтобы ставить малышу повсеместные преграды и запреты, для начала запретите себе:
- Давить на ребёнка своим авторитетом. Мол, я старше, мудрее и сильнее, я-то всё знаю лучше.
- Постоянно помогать малышу. Так вы лишите его самостоятельности и, взрослея, он так и будет прятаться за мамину юбку.
- Противоречия в воспитании внутри одной семьи. Бабушка сказала «можно», купила игрушку, похвалила; мама кричит «нельзя», «не куплю» и ставит в угол.
- Кричать, ругаться, жестикулировать, агрессивно себя вести в присутствии малыша.
- Повышать голос на него, бить.
- Всё своё время уделять ребёнку. У вас могут быть свои важные «взрослые» дела и малыш должен это понимать.
Длительность кризиса у годовалого ребенка
Название данного возрастного кризиса весьма условно. Время его появления у ребенка зависит от становления навыка самостоятельной ходьбы. Сколько длится кризис 1 года у ребенка, как он протекает – зависит от индивидуальных особенностей крохи и реакций взрослых на негативные поведенческие сюрпризы, обусловленные переходом на новый этап развития.
По мнению Комаровского, кризис 1 года у ребенка длится с 8 до 15 месяцев. Однако известны случаи, когда ребенку удавалось успешно преодолеть кризисный этап за месяц. А кому-то для этого нужно 10-12 месяцев. Продолжительность кризиса определяется не только психофизиологией малыша, но и грамотным реагированием родителей на поведенческие вспышки.
Оптимальным временем преодоления возрастных внутриличностных противоречий малыша является период с 12 до 15 месяцев. К этому времени физиологическое созревание мозга и нервной системы приходит в равновесие с психологической ситуацией развития. Чем больше понимает ребенок, тем легче ему пережить кризисный этап онтогенеза.
Если кризис начался до 12 месяцев, родителям нужно понимать, что мозг ребенка еще не обладает достаточным количеством нейронных связей, поэтому справиться с возникающими противоречиями малышу будет трудно.
Родители отмечают, что после успешного завершения кризиса одного года, малыш делает огромный шаг вперед в своем развитии: он научается прыгать, учится подчинять свои желания правилам, его словарный запас расширяется, а в поведении прослеживается произвольность.
Советы для родителей
Помните, что дети всё повторяют за взрослыми
Будьте для своего малыша предметом для подражания.
Меньше кричите и ругайтесь, старайтесь найти компромисс с крохой.
Во время истерик отвлекайте малыша и переводите его внимание на что-то яркое и интересное.
Если малыш отказывается делать что-то важное, например, одеваться или купаться, старайтесь сделать это в игровой форме. Дайте ребенку выбрать из нескольких одежек ту, которая нравится именно ему.
Главными в воспитании крохи в этот период должны стать такие понятия, как любовь и терпение, а точнее, большая любовь и безграничное терпение.
Чего нельзя делать во время кризиса 1 года
- Не спешите ругать малыша. Его действия могут носить всего лишь познавательный характер. А поскольку он уже прекрасно считывает эмоции и понимает, что мама кричит именно на него, то малыш может стать еще более капризным и нервным. Это не значит, что не стоит, в принципе, делать замечания, иногда даже нужно наставительно и сухо объяснять крохе, что он неправ. Но не стоит кричать на малыша сто раз на дню.
- Не говорите малышу с ранних лет, что тебе нельзя, потому что ты маленький, а нам можно, ведь мы взрослые. Постарайтесь объяснить, что миксером мама только взбивает крем или делает омлет, то есть им нельзя играть или взбивать рыбок в аквариуме. Конечно, в таком возрасте уговоры не очень действенны, малютка просто хочет что-то взять и кричит. Но уже сейчас старайтесь объяснить ему, почему вы что-то не разрешаете или почему это опасно. Со временем, это даст свои плоды.
Не балуйте кроху и не потакайте всем капризам, иначе он будет манипулировать вами до старости.
Постарайтесь не ругаться друг с другом хотя бы при ребенке, истеричные крики родителей негативно влияют на психику крохи.
Особое внимание хочется уделить вредным привычкам родителей. Если вы не хотите, чтобы малютка имитировал курение, взяв в рот карандаш, избавьтесь от этой привычки
Осознайте для себя, что вы курите не потому, что вы взрослые и вам можно, а на самом деле, вы губите свое здоровье. Это касается и алкоголя, и нецензурных слов, учтите, что первыми словами малышей матерящихся родителей могут стать плохие слова.
Жизнь без запретов
Самая мудрая тактика родителя в этот период – запрещать по минимуму, или, во всяком случае, согласовывать свои запреты со всеми членами семьи. Ничего хорошего из того, что бабушка будет разрешать ребенку то, что запрещают родители, не выйдет. В таком возрасте ребенок просто не способен понять, почему вчера было можно, а сегодня нет — возмущению его не будет предела. Да и в дальнейшем непоследовательность в системе воспитания отразится на характере ребенка не лучшим образом. На данный же момент мудрее всего просто убрать подальше все вещи и предметы, опасные для здоровья малыша или дорогие вашему сердцу. На розетки поставьте заглушки, заприте шкафы, если не желаете, чтобы малыш ненароком заглянул и переворошил их содержимое. Оставьте в свободном доступе безопасные предметы и игрушки. Пусть ребенок изучает окружающую действительность без постоянных окриков «нельзя» и «не трогай» с вашей стороны. Помните, что чем больше у вашего чада пространства для исследований и творческих порывов, тем больше свободы для развития.
В этом возрасте растет потребность ребенка в вербальном общении (то есть общении с помощью речи). Но парадокс в том, что лучше осознавая свои желания, ребенок далеко не всегда может выразить их словами. Детская речь своеобразна и порой понять маленького человечка могут лишь самые близкие люди. Если же родитель порой сразу не может понять, что жаждет донести до него чадо, всё может закончиться вспышкой агрессии или слезами.
У каждой семьи в этот период есть свой собственный словарик, где каждое слово ребенка, не понятное окружающим имеет своё значение. Так же на помощь деткам приходят мимика и жесты, то, что невозможно выразить с помощью речи, они выражают с помощью движений рук, ног, выражения лица
Родителю лишь остается учиться считывать все эти сигналы, которые так активно посылает ему взрослеющий сынок или дочка.
Учтите, что малыш сейчас понимает гораздо больше, чем вам кажется, именно поэтому, так важно как можно чаще общаться с ним, рассказывать про окружающие предметы и явления, озвучивать происходящее вокруг. Это служит основой для дальнейшего развития ребенка.
Опасные моменты самостоятельности ребенка в 1 год
Детский интерес к предметам быта может привести к травме. Убрать все опасные предметы из поля зрения малыша невозможно
Важно понимать, что опасность для ребенка кроется не в самом предмете, а в том, что малыш без контроля взрослого берет эту вещь
Полноценная картина о мире будет складываться у ребенка только тогда, когда он будет знакомиться со всеми его предметами и явлениями, в том числе и с опасными. Но делать это нужно только вместе со взрослым и под его контролем.
Лишь приблизив руку ребенка к огню, чтобы он почувствовал его температуру, получится объяснить малышу опасность пожара. Только аккуратно прикоснувшись к острому лезвию ножа, ребенок поймет, что этим инструментом можно пораниться.
При таком подходе малыш на подсознательном уровне понимает, что нужно быть осторожным. Через тактильные ощущения в мозг передается сигнал об опасности.
Признаки
Не всегда кризис 1 года у ребенка начинается в одно время.
У одних может быть раньше уже в 10 месяцев, а в других через 2-3 месяца после года. Однако возрастная психология уверена – кризиса не избежать. Начало этого состояния можно определить по таким признакам:
-
- Ребенок очень негативно воспринимает все замечания, особенно запреты.
- Поведения малыша непоследовательно
Он просит то одно, то другое и тут же бросает.
-
- Ребенок капризный, плачет, кричит, топает ногами.
- Малыш отказывается выполнять последовательные действия, к которым раньше относился спокойно
Например, не хочет одеваться, купаться, садится на горшок.
-
- Часто нарушается спокойный сон крохи
- Ребенок пытается все делать самостоятельно, даже если не получается.
- Иногда ситуация бывает наоборот, ребенок не хочет ничего делать сам
Даже если до этого умел.
- Малыш требует к себе больше внимания, чтобы на него смотрели, с ним играли и прочее.
- У многих годовалых детей развивается страх потерять маму
Они требуют, чтобы она все время была рядом, не отпускают никуда ни на минуту.
У каждого ребенка свои особенности и проявления кризиса могут отличаться как по признакам, так и по степени их проявления. Поэтому каждый родитель, зная характер своего ребенка, сможет увидеть изменения в его поведении.
Каковы основные признаки первого кризиса?
Не заметить его трудновато, конечно. Но когда старшие родственники начнут говорить вам, что вы его избаловали (потому он и орет) или просто не умеете воспитывать (иначе как объяснить, что он орет?), вы утешитесь тем, что на самом деле вы ни в чем не виноваты, а ваш малыш просто растет и развивается, как любой ребенок. Итак: во время кризиса первого года вы можете заметить, что ребенок чаще и интенсивнее, чем раньше, капризничает, впадает в истерику, отказывается от еды, проявляет агрессию, не желает отпускать вас от себя, требует повышенного внимания, отказывается выполнять просьбы, ведет себя противоречиво и непоследовательно. И все это практически одновременно и в течение всего дня. Да, это трудное время. Но это не ваша вина! И не вина ребенка. Ему трудно и он очень нуждается в вашей заботе (а не в том, чтобы его оставили в комнате проораться и понять, что он сделал не так). Помогите ему пройти через кризис с уверенностью в том, что он по-прежнему любим, что его поддерживают и оберегают самые главные люди в его жизни.
Причины возникновения переворота сознания у детей первого года жизни
Малыш научился вставать и самостоятельно ходить, он начинает чувствовать себя свободным и независимым от взрослых, и хочет, чтобы они это признали. Он может делать то, что еще совсем недавно было для него не доступно. Ребенок очень активно начинает изучать и узнавать на собственном опыте окружающий мир. И все пресечения в области познания и сомнения в его самостоятельности вызывают у него протест.
Не хочу я есть кашу! Хочу банан!
Все меняется для него в окружающем мире — отношение с родителями, к себе, его предметная деятельность. И этот кризис 1 года жизни переживается им тяжело, такая вот психология этого периода. Ведь столько всего ему приходится сейчас осознавать!
Хочу то! Купи! Почему нельзя?
Родительское «нельзя» часто провоцирует возникновение конфликтов, потому что малыш не понимает причин запрета. Ему сложно разобраться в этом вопросе. Он чувствует себя нелюбимым оттого, что мама или папа запрещает ему лезть в розетку дома, или есть землю на улице. А говорить он не умеет, что тоже вызывает крайние переживания, потому что он остается при всем своем старании передать свои мысли непонятым.
Советы для родителей
Помните, что дети всё повторяют за взрослыми
Будьте для своего малыша предметом для подражания.
Меньше кричите и ругайтесь, старайтесь найти компромисс с крохой.
Во время истерик отвлекайте малыша и переводите его внимание на что-то яркое и интересное.
Если малыш отказывается делать что-то важное, например, одеваться или купаться, старайтесь сделать это в игровой форме. Дайте ребенку выбрать из нескольких одежек ту, которая нравится именно ему.
Главными в воспитании крохи в этот период должны стать такие понятия, как любовь и терпение, а точнее, большая любовь и безграничное терпение.
Как проявляется кризис 1,5 лет у ребёнка?
Во время предыдущего скачка малыш научился решать, что он хочет, во что играть, куда пойти гулять. Теперь же он понял, что все вокруг часть некой системы и следуют определённым правилам. Он тоже часть системы – семьи. Он непохож на других детей, его родители отличаются от родителей других детей. Однако теперь он понимает, что его действия имеют последствия, и не каждое его желание торопятся исполнять взрослые. Безусловно, его это расстраивает, поэтому он пытается отстоять свои права.
В этот период начинают формироваться основы ценностей, норм и совести. Поэтому для того, чтобы вырастить доброго человека, следует уже сейчас начать вкладывать в его воспитание. Вскоре вы заметите, что кроха начал поступать иначе в привычных ситуациях. Он смотрит на других людей – как они общаются, как ведут себя? В первую очередь родителям необходимо следить за своим поведением и поступками, ведь она всегда главный пример для своего ребёнка.
Признаки наступления кризиса
- Настроение крохи становится переменчивым, он без повода устраивает истерики, капризничает, ноет.
- Ухудшается сон.
- Может ухудшиться аппетит.
- Постоянно требует внимания, хочет, чтобы его развлекали.
- Ревнует маму, причём ревновать может даже к папе или бабушке.
- Требует больше ласки, стал предпочитать мягкие игрушки остальным, просится на руки.
- Хуже реагирует на привычные и любимые игры.
Причины кризиса одного года
Еще недавно кроха довольствовался тем, что предлагала ему мама. Но теперь его способности растут и он понимает, что сам может достичь желаемого, например добраться в нужное место. Или очень настойчиво попросить. Неудивительно, что часто кризис первого года проявляется у детей после того, как они научатся ходить. Они осознают свои возможности. В этот же период ребенок начинает отделять себя от мамы, с которой долгое время был фактически единым целым физически, а потом психически. Но границы его «Я» для него еще расплывчаты.
Основная причина кризиса: отчаянное желание независимости у детей и при этом невозможность обойтись без помощи взрослых. Да и с собой непросто справиться: не все получается, как хочется. Например, не выходит дотянуться до игрушки или не получается удержаться на ножках. Вот и проявляются эмоции через плач и истерики. Кроме того, малыш испытывает социальные рамки и границы дозволенного. А растущие зубки причиняют дискомфорт и усугубляют плохое настроение.
Причины
В психологии основными причинами кризиса одного года называют стремление ребенка к самостоятельности, потребность присутствия значимого взрослого.
Малыш стремится ходить, есть без помощи мамы, однако ее уход из поля зрения вызывает бурю негативных эмоций. Это связано со страхом потерять близкого человека. Ребенок нуждается в подтверждении безопасности, собственной значимости.
Самостоятельность малыша наталкивается на запреты родителей. Часть из них оправдана соображениями безопасности, часть продиктовано подсознательным страхом отпустить крошку, к которой были привязаны в течение длительного времени.
Бесконечные ограничения вызывают протест у ребенка, кроха плачет, кричит, проявляет агрессию. Вдобавок его желания проявить самостоятельность не всегда ему под силу. Он физически не может дотянуться до верхних полок, поднять тяжелый стул.
Как себя вести: советы психологов
Есть родители, которые на интуитивном уровне чувствуют кризис 1 года и пытаются помочь ребёнку в его преодолении. Это лучше, чем списывать всё на прорезывающиеся зубки или вредный характер. Однако ошибок на данном пути избежать не получится, потому что в некоторых моментах правильно понять потребности малыша поможет только возрастная психология.
Правильный вариант поведения родителей в данной ситуации — заранее знать о предстоящем кризисе и максимально к нему подготовиться. Это значит, что нужно изучить соответствующий материал по теме (причины, признаки и что делать). С развитием Интернета детская психология стала доступной всем. Если возникли какие-то вопросы или проблемы, необходимо обратиться за помощью к профильному специалисту.
Итак, что же детские психологи советуют родителям делать, когда ребёнок вступает в фазу первого в своей жизни возрастного кризиса?
- Не бежать сломя голову на приём к психологу или психотерапевту. Кризис 1 года считается одним из самых лёгких и не требует специальной коррекции и уж тем более лечения.
- Принять ребёнка как самостоятельную личность и расширить круг его прав (можно дать возможность самому выбирать игрушки).
- Продолжать соблюдать установленный ранее режим дня, несмотря на капризы, но делать это через игру, а не насильственными методами.
- Развивать ребёнка: расширить его границы (купить ходунки), давать пищу для интеллекта (с помощью игр), тренировать моторику рук.
- Обеспечить ему бытовую безопасность, учитывая возросшее любопытство (не запрещать тыкать пальцами в розетку, а поставить на неё блокировку).
- Обучать самостоятельности: пусть сам умывается, ест, одевается — медленно и неправильно, зато он будет удовлетворён собственной значимостью и быстрее научится всё это делать.
- Не лишать его обратной связи: если он с вами разговаривает на своём языке, старайтесь понять, что он хочет донести до вас, и обязательно отвечайте на любой лепет словами, жестами и мимикой.
- Приучать к словам «надо» и «нельзя». Причём все запреты должны быть строгими, незыблемыми и соблюдаться всеми членами семьи.
- Показывать свою любовь: ласково разговаривать, обнимать, целовать, смотреть в глаза.
10 «нельзя»: памятка для родителей
И ещё одну небольшую памятку предлагают психологи родителям. С 8 по 15 месяцы категорически нельзя:
- Повышать голос: все запреты должны объясняться спокойно, с помощью игр.
- Идти на поводу у ребёнка и потакать его капризам: табу не должны нарушаться ни при каких условиях.
- Делать его центром вселенной.
- Лишать самостоятельности: определитесь, что в этом возрасте он может делать сам.
- Игнорировать его действия и слова: тесный контакт и прямая связь обязательны.
- Паниковать: терпение и спокойствие родителей — залог нормального психического развития ребёнка в любом возрасте.
- Нарушать режим дня.
- Отучать от груди: нужно сделать это либо раньше, либо позже.
- Выходить маме на работу: аналогично с предыдущим «нельзя».
- Устраивать ребёнка в детский сад или нанимать ему няню.
Кризис подросткового возраста
Самым острым кризисом среди всех, которые переживают дети, является подростковый. В нем формирование эго достигает своего апогея. Активность мышления, переживаний просто зашкаливает.
Такая бурная деятельность сказывается и на поведении. Как правило, не обойтись без протеста и противопоставления себя обществу
Важно на этом этапе уберечь ребенка от субкультур, потому что интерес к учебе пропадает, а вот музыка или нечто другое, более отвлеченное в сравнении с учебной программой, притягивает, как магнит
У мальчиков кризис подростка протекает более сложно, чем у девочек. Но и среди них бывают такие, которые проходят этот этап легко, без особых обострений.
Возраст от 11 до 13 лет еще называют переходным. Это и есть ступень из детства во взрослую жизнь, в общество, где ребенок уже не маленькое чадо, а сформировавшаяся личность и часть социума.
В связи с трудным протеканием данного переломного момента взрослым надо быть предельно осторожными в высказываниях и поступках. Зачастую родители прибегают к помощи психолога.
Все статьи
Как приучить ребёнка к садику? Часть 3
Как гены влияют на ребёнка?
Признаки прорезывания зубов у детей
Развитие речи у самых маленьких. Рекомендации родителям
Игры с куклами для приучения ребёнка к садику
Дети дерутся. 16 практических рекомендаций родителям
Воспитание самостоятельности у детей. 25 практических рекомендаций
Развитие самостоятельности
В каком возрасте дети начинают ходить?
Как родители программируют будущее своих детей
Развитие самосознания у ребёнка 2 лет. Альбом для занятий с детьми
Результаты опроса «В какой период ваш муж конфликтовал больше всего?»
Стресс и риск заболеть
Как приучить ребёнка спать ночью?
Кризис 7 лет
Игрушки для ребёнка в один месяц
Сказкотерапия для детей
Как успокоить плачущего ребёнка?
Присоединяйтесь к группе встреч для родителей в Санкт-Петербурге
Как сказать ребенку о беременности? Как подготовить ребёнка к появлению брата\сестры?
Как приучить ребёнка к садику? Часть 2
Кризис 1 года
Лучшие книги для родителей
Кризис 3 лет
Как отличить хорошего психолога от плохого?
В какую секцию отдать ребёнка?
Сколько можно сидеть за компьютером?
Как приучить ребёнка к садику?
Как преодолеть эгоцентризм ребёнка?
Как приучить ребёнка к горшку?