Классификация детских страхов
Есть несколько вариантов, позволяющих классифицировать детские страхи. Простейшей и наиболее распространенной классификацией называют разделение детских страхов на два типа – социальные и природные. Сначала возникают природные страхи, базирующиеся на инстинкте самосохранения. Они проявляются уже с раннего возраста. Пример: страх смерти (себя и родителей), высоты, темноты, чудовищ, замкнутого пространства, внезапных звуков и так далее.
Социальные страхи появляются позже. Речь идет о страхе ситуаций социального характера. Пример: страх одиночества, наказания, опоздания, осуждения со стороны сверстников, некоторых людей и так далее.
Детские страхи также делимы на три группы.
Бредовые страхи
Причина этих страхов обычно неочевидна. Пример: ребенок боится принимать какой-то вид пищи, надевать куртку, ходить на горшок, купаться, завязывать шнурки, подходить к столу и так далее. Бредовые детские страхи могут быть проявлением отклонений психики или началом развития аутизма. Для выяснения причины обратитесь в специализированное медицинское учреждение.
Сверхценные страхи
Детские страхи, имеющие отношение к некоторым идеям. Первое время соответствуют некому реальному происшествию, но потом становятся настолько значимыми, что завладевают всеми мыслями ребенка.
Примеры: социальные страхи в виде заикания или боязни выходить к доске. Сверхценные страхи наиболее распространены – в 85-90% именно с ними приходится иметь дело психологам. Страхи приобретают хроническую форму и справиться с ними сложно. Обычно идут с раннего детства, проявляясь на последующем опыте и оказывая влияние на становление личности. Родители должны быть внимательны к детским переживаниям.
Навязчивые страхи
Детский страх, испытуемый при определенных обстоятельствах, вызывающих у ребенка панику. Это может быть страх неких животных, высоты, мест огромного скопления людей, открытых или закрытых пространств и так далее.
Формируем навыки общения
Старайтесь избегать отрицающих конструкций. Убеждайте на своем опыте или приводите яркие примеры:
- Ты же знаешь, что Баба-яга в молодости была очень красивой? Просто сейчас она стала старенькая, мало ухаживает за собой, никто о ней не заботится, она живет одна и все время злится на весь мир. Поэтому и выглядит так страшно. Но на самом деле она очень несчастная (взываем к сочувствию)/задорная (покажите песенку из мультфильма «Летучий корабль»)/умная (прочитайте отрывок из сказки, где Яга дает советы путникам).
-
А я в детстве тоже боялась других деток, и папа боялся.
Но мы же с папой подружились и стали семьей! А представляешь, если бы мы так и сидели, как буки, по разным углам? (эмоции, мимика и настроение родителей в таких диалогах – основная действующая сила).
Если страхи ребенка вписываются в возрастные нормы, а редкие проявления боязливости не нарушают покой и сон семьи, то родители вполне способны самостоятельно справиться с психолого-педагогической задачей:
Похожие и рекомендуемые вопросы
Ребенок боится общения У нас сложилась такая проблема, доче 2.9 в садик не ходим,…
Ребёнок боится ролевых игр Ребёнок боится играть в игры типа Кошки-мышки, где кто-то…
14-ти летний сын боится оставаться дома даже с младшим братом Мой 14 летний сын с…
Ревность своих детей к родственникам Сильно ревную детей к сестре мужа.
Когда она…
Боится оставаться один дома Ситуация моя такая. Моем ребенку 6 лет и 9 месяцев. Сам…
Навязчивые мысли Очень нужна ваша помощь. Все началось с того, что 4 года назад, в…
Ребенок боится идти на контакт с детьми и взрослыми Дочке 10мес. Проблема в том, что…
Адаптация в детском саду Меня зовут Ирина. У меня есть сын, Даниил, 3 года 10 месяцев….
Ребенок боится людей Моей дочери 5 лет. Она всего боится, боится играть с детьми на…
Социофобия Помогите мне пожалуйста справиться с моей проблемой, дело в том, что я…
Ребенок внезапно стал бояться спать один Ребенку почти 7 лет. Стал внезапно бояться…
Ребёнок боится всего Не знаю к какому специалисту обратиться с нашей проблемой. Дело…
Ребёнок боится обуви Помогите пожалуйста. Ребенку год. Месяц назад купили первую обувь…
Трусливый сын У меня такая проблема. Сыну 5 лет почти все время ребенок проводил со…
Ребёнок боится врачей Меня зовут Ольга. Сыну 2 годика. Стоит нам только переступить…
Ребенок боится всего Моей дочке скоро 5 лет. Совсем недавно она стала бояться оставаться…
Ребенок боится всех до истерики Такой вопрос, моему сыну 3,5, он боится всего людей…
Ребенок в 7 месяцев стал бояться мягкие игрушки Мой мальчик с 6-7 мес начал боятся…
Мне кажется я ненормальная Совершенно не понимаю, что со мной происходит. К началу…
Ребенок всего боится Дочке 3 года. С недавнего времени начала всего бояться. Боится…
Что же такое страх?
Страх — естественная реакция организма на опасность. Эта древнейшая эмоция, основанная на инстинкте самосохранения, способствовала выживанию наших предков, активируя резервные силы, когда возникала угроза для жизни. Чего опасался древний человек?
- Хищников. Ты не догонишь — тебя догонят.
- «Злых» соплеменников. Каждый норовит обидеть, обделить, отобрать.
- Изгнания из стаи на верную погибель. Вне общества человек не в состоянии выжить и по сей день.
Подрастая, ребенок проходит стадии развития, аналогичные эволюции нашего вида. В процессе взросления развиваются и видоизменяются все эмоции, в том числе и страх.
Эпилог
Новые решения проблем, связанных с воспитанием детей, облегчают задачи родителей лишь тогда, когда их применяют избирательно и в строгом соответствии с ситуацией. Дети по-разному принимают перемены в требованиях родителей к их поведению. Некоторые ребята довольно покладисты, они легко и терпимо относятся к изменениям в отношениях, в привычках. Другие — “консерваторы”, они подчиняются этим изменениям лишь после многочисленных понуканий и протестов. Есть и такие, что яростно противятся всяческим “новым порядкам” в семье. Чтобы новый метод дал хорошие результаты, необходимо помнить о характере и темпераменте вашего ребенка.
В отношениях между людьми достижение цели зависит от избранных средств, результат зависит от самого процесса развития отношений. Личность ребенка полностью расцветает только тогда, когда принципы воспитания основаны на уважении и любви. Мы надеемся, что новый метод научит вас более чутко реагировать на чувства детей и более бережно заботиться о сохранении хороших отношений между вами, родителями, и вашими детьми.
Почему дети боятся друг друга
В каждом растущем человечке сокрыты не только его собственные выводы о внешнем мире, но и мнение старших членов семьи, влияние культуры, информация из медиаисточников. А еще унаследованный от родителей темперамент, несформированный характер и пока не слишком широкий жизненный опыт.
По какой причине именно ваш ребенок боится детей на площадках с песочницами и каруселями?
Проведите диагностику
Почему процесс вхождения в общество (социализация) и освоения его правил и норм общения (социальная адаптация) вызывают у некоторых деток затруднения? Социальные страхи в норме появляются в таком порядке:
- На первом году жизни страшно отдаляться от мамы и оказываться в новой среде, посторонние люди вызывают явное опасение.
- От года до трех почти все дети боятся одиночества, а с ним и темноты. Но мама и папа могут спасти от подкроватных монстров!
- От трех до пяти лет вполне нормально бояться сказочных персонажей и их образов в реальности. Мальчики боятся сильнее, но перерастают страх быстрее.
-
В дошкольном возрасте – страх потерять родителей или получить от них наказание.
В этот же период возникает новая коммуникативная проблема – страх перед животными, даже уже хорошо знакомыми, у девочек это часто более выраженно.
Выходит, что динамика детских опасений совпадает с основными кризисными периодами дошкольного детства: 1, 3, 7 лет. Поскольку границы кризисов каждого крохи очень индивидуальны, бояться он может и в 2, и в 4, и в 6 лет
Важно обратить внимание на то, в каких формах выражаются опасения и соответствуют ли эти формы нормам. Задайте сами себе несколько вопросов и попытайтесь разобраться:
- В любой ли обстановке проявляется реакция страха или только на детской площадке?
- Связано ли усиление или ослабление реакции с присутствием кого-то из взрослых?
- Не был ли тот, кого боятся, причиной конфликта или травмы?
- Как проходила социализация, посещал ли малыш ясли, детский сад, подгруппу в школе?
- Когда впервые возникла боязнь, как реагировали старшие?
Какие причины провоцируют страхи?
Если в 2 года ваш ребенок проявляет боязнь к другим детям, не спешите ставить ему диагноз аутизм или считать его ненормальным. Причиной страха может быть ситуация, когда его обидели сверстники, и он, запомнив неприятные ощущения, не хочет повторения печального опыта сближения с другими детьми.
Кроме того, ваше чадо может настолько сильно быть привязано к вам, что ему не хочется выходить в общество. Эксперты полагают, что большинство страхов возникает у детей по причинам неумения и незнания. Ребенок просто не понимает:
- что можно делать с другими детками;
- как с ними играть;
- как взять или попросить чужую игрушку;
- как не отдавать свою игрушку;
- как правильно и комфортно для него играть с ровесниками.
Естественно, что мама должна включиться в процесс общения карапузов и помочь своему сокровищу найти правильное решение. Например, если у вашего сына кто-то из детей отнял игрушку, дайте ему полезный совет. Скажите, что если он не хочет отдавать свою машинку, то пусть держит ее крепче, не отдает игрушку и тогда, когда ее пытаются взять без его разрешения. Кроме того, обратитесь к тому ребенку, который забрал игрушку и попросите его отдать ее, объяснив, что он взял вещь без спроса. Таким образом, вы наглядно покажите своему отпрыску, как себя следует вести в подобных ситуациях.
Трансляция переживания: «Смотри, как я волнуюсь!» (страх от родителей к детям)
А вот обратная ситуация. Не ребенок заражает родителя, а взрослый — ребенка.
Родители делятся переживаниями с ребенком, чтобы освободиться от напряжения и тревоги, но не всегда это осознают:
- «Не лезь к тому мальчику — ударит»
- «Куда ты пошел — упадешь»
- «Ну вот ты опять упал. Я же говорила тебе быть аккуратнее, а ты меня не слушаешь. Я же переживаю»
- «Дети бывают жестокие, никто тебе не поможет, будь осторожен. Держись от этой компании подальше»
Без этих фраз не обойтись. Это эффективный способ, чтобы ребенок учился оценивать, что опасно, а что нет. Но здесь нужна мера. Каждый родитель хочет, чтобы ребенок знал, что потеряться может быть опасно и лучше не теряться. Но вряд ли мы желаем, чтобы ребенок впадал в панику каждый раз, когда остается один.
Чтобы так не происходило, следуйте нескольким правилам:
- говорите о своих переживаниях от первого лица: «Я очень за тебя переживала»
- говорите не более 15–30 секунд; в крайнем случае — 5–15 минут, если ситуация была в самом деле опасная и требует выхода эмоций, но больше со стороны ребенка
- предлагайте позитивный выход из ситуации или давайте позитивный настрой: «Зато мы друг друга нашли», «Теперь ты знаешь как справляться с такой ситуацией», «Ты герой»
Выполнить эти рекомендации не всегда просто. Но если вы заметили, что уже ребенок старается вас утешить, значит вы перестарались с переживаниями, пора остановиться и вспомнить о позитивных моментах.
Психологическая защита и эмоциональное присутствие
Фото с сайта popsugar.com.au
Что касается физической безопасности, мы действительно можем учесть множество самых обычных вещей, которые способны сохранить жизнь. Но мы можем дать ему и защиту психологическую – а это не менее важно. Ребенку нужна наша защита – она дарит ему спокойствие, восприятие этого мира как дружелюбного, позволяет спокойно изучать мир и развиваться
Ребенку нужна наша защита – она дарит ему спокойствие, восприятие этого мира как дружелюбного, позволяет спокойно изучать мир и развиваться.
В психологии это называется «надежная привязанность» — эмоциональная доступность мамы, ее чуткость, внимание к потребностям ребенка. Это важнее, чем просто водить его за руку и физически беречь от опасностей. . Когда говорят о теории привязанности, часто упоминают тезис о «стабильном присутствии матери»
Его ошибочно понимают так, что мама от ребенка физически не отходит. Это не так – имеется в виду эмоциональное присутствие
Когда говорят о теории привязанности, часто упоминают тезис о «стабильном присутствии матери». Его ошибочно понимают так, что мама от ребенка физически не отходит. Это не так – имеется в виду эмоциональное присутствие.
Защитить ребенка здесь бывает непросто. Часто мы боимся, что кто-то нанесет ребенку душевную боль, даже больше, чем боимся боли физической. Но и это закон жизни: в мире есть разные люди, и с ними ребенок рано или поздно тоже столкнется.
Конечно, мы можем подобрать ребенку дружественную среду – хороший садик, кружки, круг знакомых. Но еще в наших силах сформировать ту самую надежную привязанность, чтобы ребенок знал:
если со мной случается плохое, я могу обратиться к родителям за помощью и поддержкой. Это ключевая вещь.
От нас зависит быть принимающими, любящими, эмпатичными, оказывать ребенку поддержку. Когда мы сами уважаем ребенка, он растет с ощущением, что так и должно быть: я хороший и я заслуживаю хорошего отношения.
Вот это надо закладывать с детства, а не английский-танцы-айкидо.
Самый большой подарок ребенку и самая лучшая защита – чтобы он чувствовал себя «имеющим право быть». Формальная забота без этого ничего не значит.
«Обсуждая опасности, главное — не внушать детям своих страхов»Мария Котрелева, 9 детей, от 24 до 5 лет:
Детей у меня много, и свои страхи я постепенно научилась обуздывать. Моя старшая дочь в 18 лет решила поехать одна в Европу. Мне было очень страшно! Изложила ей все свои страхи, но она сказала: понимаю тебя, но это моя жизнь
И это важно: ребенок имеет право иметь свой опыт, он будет не такой как у вас. В этом смысле я стараюсь Богу доверять.
Обсуждая опасности, главное — не внушать детям своих страхов.
Тут, каюсь, я совершила ошибку: ужасно боюсь пауков, и невольно передала эту фобию детям
Теперь мы визжим всей семьей, и нет никого, кто мог бы этого паука от нас прогнать. Так что страхи можно обсуждать, говорить, что такое бывает и как стоит этого избегать. Но транслировать их нельзя.
Конечно, и у нас случались всякие «страшноватости», причем тогда, когда все расслаблены и не ожидают подвоха. И с высоты у нас ребенок падал, ногу ломал. И с детской площадки дочь уходила одна – искали с милицией. Хочется, конечно, пристегнуть себе коротким поводком, не отпускать. Но что тогда будет? Молюсь, когда совсем тревожно. Это помогает. Молюсь и отпускаю».
Как предотвратить возникновение детских страхов?
Любую проблему проще предотвратить, чем после – иметь дело с не самыми приятными последствиями. Именно поэтому родителям стоит уделить немало внимания и времени созданию психологически благоприятной среды для роста и развития ребенка. Что может сделать для этого каждый взрослый?
Детям не надо давать смотреть страшные фильмы
- Ответственно относиться к фильмам и телепередачам, просматриваемым ребенком. И чем меньше лет ребенку, тем тоньше граница между реальностью и вымыслом, существующая в сознании ребенка. И, увидев на экране сцены насилия и жестокости, он может испытать стресс, сопоставимый с тем, что испытал бы взрослый человек при реальной угрозе его жизни.
- Залог формирования здоровой, устойчивой к страхам психики – психологически благоприятная обстановка в семье. Для того, чтобы ребенок рос спокойным и уверенным в себе, необходимо максимально оградить его от переживаний стресса, участия в конфликтах. И, напротив, открыть ему доступ к положительным эмоциям, научить ежедневно радоваться простым вещам, делать ставку только на положительные качества ребенка и его заслуги.
Ребенок и в 3 года и в 9 лет нуждается в заботе и внимании со стороны родителей. И первое, чем можно помочь тем, кто боится темноты – искренняя любовь и неподдельное неравнодушие.