Ребенок боится других детей

Классификация детских страхов

Есть несколько вариантов, позволяющих классифицировать детские страхи. Простейшей и наиболее распространенной классификацией называют разделение детских страхов на два типа – социальные и природные. Сначала возникают природные страхи, базирующиеся на инстинкте самосохранения. Они проявляются уже с раннего возраста. Пример: страх смерти (себя и родителей), высоты, темноты, чудовищ, замкнутого пространства, внезапных звуков и так далее.

Социальные страхи появляются позже. Речь идет о страхе ситуаций социального характера. Пример: страх одиночества, наказания, опоздания, осуждения со стороны сверстников, некоторых людей и так далее.

Детские страхи также делимы на три группы.

Бредовые страхи

Причина этих страхов обычно неочевидна. Пример: ребенок боится принимать какой-то вид пищи, надевать куртку, ходить на горшок, купаться, завязывать шнурки, подходить к столу и так далее. Бредовые детские страхи могут быть проявлением отклонений психики или началом развития аутизма. Для выяснения причины обратитесь в специализированное медицинское учреждение.

Сверхценные страхи

Детские страхи, имеющие отношение к некоторым идеям. Первое время соответствуют некому реальному происшествию, но потом становятся настолько значимыми, что завладевают всеми мыслями ребенка.

Примеры: социальные страхи в виде заикания или боязни выходить к доске. Сверхценные страхи наиболее распространены – в 85-90% именно с ними приходится иметь дело психологам. Страхи приобретают хроническую форму и справиться с ними сложно. Обычно идут с раннего детства, проявляясь на последующем опыте и оказывая влияние на становление личности. Родители должны быть внимательны к детским переживаниям.

Навязчивые страхи

Детский страх, испытуемый при определенных обстоятельствах, вызывающих у ребенка панику. Это может быть страх неких животных, высоты, мест огромного скопления людей, открытых или закрытых пространств и так далее.

Формируем навыки общения

Старайтесь избегать отрицающих конструкций. Убеждайте на своем опыте или приводите яркие примеры:

  • Ты же знаешь, что Баба-яга в молодости была очень красивой? Просто сейчас она стала старенькая, мало ухаживает за собой, никто о ней не заботится, она живет одна и все время злится на весь мир. Поэтому и выглядит так страшно. Но на самом деле она очень несчастная (взываем к сочувствию)/задорная (покажите песенку из мультфильма «Летучий корабль»)/умная (прочитайте отрывок из сказки, где Яга дает советы путникам).
  • А я в детстве тоже боялась других деток, и папа боялся.

    Но мы же с папой подружились и стали семьей! А представляешь, если бы мы так и сидели, как буки, по разным углам? (эмоции, мимика и настроение родителей в таких диалогах – основная действующая сила).

Если страхи ребенка вписываются в возрастные нормы, а редкие проявления боязливости не нарушают покой и сон семьи, то родители вполне способны самостоятельно справиться с психолого-педагогической задачей:

Похожие и рекомендуемые вопросы

Ребенок боится общения У нас сложилась такая проблема, доче 2.9 в садик не ходим,…

Ребёнок боится ролевых игр Ребёнок боится играть в игры типа Кошки-мышки, где кто-то…

14-ти летний сын боится оставаться дома даже с младшим братом Мой 14 летний сын с…

Ревность своих детей к родственникам Сильно ревную детей к сестре мужа.
Когда она…

Боится оставаться один дома Ситуация моя такая. Моем ребенку 6 лет и 9 месяцев. Сам…

Навязчивые мысли Очень нужна ваша помощь. Все началось с того, что 4 года назад, в…

Ребенок боится идти на контакт с детьми и взрослыми Дочке 10мес. Проблема в том, что…

Адаптация в детском саду Меня зовут Ирина. У меня есть сын, Даниил, 3 года 10 месяцев….

Ребенок боится людей Моей дочери 5 лет. Она всего боится, боится играть с детьми на…

Социофобия Помогите мне пожалуйста справиться с моей проблемой, дело в том, что я…

Ребенок внезапно стал бояться спать один Ребенку почти 7 лет. Стал внезапно бояться…

Ребёнок боится всего Не знаю к какому специалисту обратиться с нашей проблемой. Дело…

Ребёнок боится обуви Помогите пожалуйста. Ребенку год. Месяц назад купили первую обувь…

Трусливый сын У меня такая проблема. Сыну 5 лет почти все время ребенок проводил со…

Ребёнок боится врачей Меня зовут Ольга. Сыну 2 годика. Стоит нам только переступить…

Ребенок боится всего Моей дочке скоро 5 лет. Совсем недавно она стала бояться оставаться…

Ребенок боится всех до истерики Такой вопрос, моему сыну 3,5, он боится всего людей…

Ребенок в 7 месяцев стал бояться мягкие игрушки Мой мальчик с 6-7 мес начал боятся…

Мне кажется я ненормальная Совершенно не понимаю, что со мной происходит. К началу…

Ребенок всего боится Дочке 3 года. С недавнего времени начала всего бояться. Боится…

Что же такое страх?

Страх — естественная реакция организма на опасность. Эта древнейшая эмоция, основанная на инстинкте самосохранения, способствовала выживанию наших предков, активируя резервные силы, когда возникала угроза для жизни. Чего опасался древний человек?

  1. Хищников. Ты не догонишь — тебя догонят.
  2. «Злых» соплеменников. Каждый норовит обидеть, обделить, отобрать.
  3. Изгнания из стаи на верную погибель. Вне общества человек не в состоянии выжить и по сей день.

Подрастая, ребенок проходит стадии развития, аналогичные эволюции нашего вида. В процессе взросления развиваются и видоизменяются все эмоции, в том числе и страх.

Эпилог

Новые решения проблем, связанных с воспитанием детей, облегчают задачи родителей лишь тогда, когда их применяют избирательно и в строгом соответствии с ситуацией. Дети по-разному принимают перемены в требованиях родителей к их поведению. Некоторые ребята довольно покладисты, они легко и терпимо относятся к изменениям в отношениях, в привычках. Другие — “консерваторы”, они подчиняются этим изменениям лишь после многочисленных понуканий и протестов. Есть и такие, что яростно противятся всяческим “новым порядкам” в семье. Чтобы новый метод дал хорошие результаты, необходимо помнить о характере и темпераменте вашего ребенка.
В отношениях между людьми достижение цели зависит от избранных средств, результат зависит от самого процесса развития отношений. Личность ребенка полностью расцветает только тогда, когда принципы воспитания основаны на уважении и любви. Мы надеемся, что новый метод научит вас более чутко реагировать на чувства детей и более бережно заботиться о сохранении хороших отношений между вами, родителями, и вашими детьми.

Почему дети боятся друг друга

В каждом растущем человечке сокрыты не только его собственные выводы о внешнем мире, но и мнение старших членов семьи, влияние культуры, информация из медиаисточников. А еще унаследованный от родителей темперамент, несформированный характер и пока не слишком широкий жизненный опыт.

По какой причине именно ваш ребенок боится детей на площадках с песочницами и каруселями?

Проведите диагностику

Почему процесс вхождения в общество (социализация) и освоения его правил и норм общения (социальная адаптация) вызывают у некоторых деток затруднения? Социальные страхи в норме появляются в таком порядке:

  • На первом году жизни страшно отдаляться от мамы и оказываться в новой среде, посторонние люди вызывают явное опасение.
  • От года до трех почти все дети боятся одиночества, а с ним и темноты. Но мама и папа могут спасти от подкроватных монстров!
  • От трех до пяти лет вполне нормально бояться сказочных персонажей и их образов в реальности. Мальчики боятся сильнее, но перерастают страх быстрее.
  • В дошкольном возрасте – страх потерять родителей или получить от них наказание.

    В этот же период возникает новая коммуникативная проблема – страх перед животными, даже уже хорошо знакомыми, у девочек это часто более выраженно.

Выходит, что динамика детских опасений совпадает с основными кризисными периодами дошкольного детства: 1, 3, 7 лет. Поскольку границы кризисов каждого крохи очень индивидуальны, бояться он может и в 2, и в 4, и в 6 лет

Важно обратить внимание на то, в каких формах выражаются опасения и соответствуют ли эти формы нормам. Задайте сами себе несколько вопросов и попытайтесь разобраться:

  1. В любой ли обстановке проявляется реакция страха или только на детской площадке?
  2. Связано ли усиление или ослабление реакции с присутствием кого-то из взрослых?
  3. Не был ли тот, кого боятся, причиной конфликта или травмы?
  4. Как проходила социализация, посещал ли малыш ясли, детский сад, подгруппу в школе?
  5. Когда впервые возникла боязнь, как реагировали старшие?

Какие причины провоцируют страхи?

Если в 2 года ваш ребенок проявляет боязнь к другим детям, не спешите ставить ему диагноз аутизм или считать его ненормальным. Причиной страха может быть ситуация, когда его обидели сверстники, и он, запомнив неприятные ощущения, не хочет повторения печального опыта сближения с другими детьми.

Кроме того, ваше чадо может настолько сильно быть привязано к вам, что ему не хочется выходить в общество. Эксперты полагают, что большинство страхов возникает у детей по причинам неумения и незнания. Ребенок просто не понимает:

  • что можно делать с другими детками;
  • как с ними играть;
  • как взять или попросить чужую игрушку;
  • как не отдавать свою игрушку;
  • как правильно и комфортно для него играть с ровесниками.

Естественно, что мама должна включиться в процесс общения карапузов и помочь своему сокровищу найти правильное решение. Например, если у вашего сына кто-то из детей отнял игрушку, дайте ему полезный совет. Скажите, что если он не хочет отдавать свою машинку, то пусть держит ее крепче, не отдает игрушку и тогда, когда ее пытаются взять без его разрешения. Кроме того, обратитесь к тому ребенку, который забрал игрушку и попросите его отдать ее, объяснив, что он взял вещь без спроса. Таким образом, вы наглядно покажите своему отпрыску, как себя следует вести в подобных ситуациях.

Трансляция переживания: «Смотри, как я волнуюсь!» (страх от родителей к детям)

А вот обратная ситуация. Не ребенок заражает родителя, а взрослый — ребенка.

Родители делятся переживаниями с ребенком, чтобы освободиться от напряжения и тревоги, но не всегда это осознают:

  • «Не лезь к тому мальчику — ударит»
  • «Куда ты пошел — упадешь»
  • «Ну вот ты опять упал. Я же говорила тебе быть аккуратнее, а ты меня не слушаешь. Я же переживаю»
  • «Дети бывают жестокие, никто тебе не поможет, будь осторожен. Держись от этой компании подальше»

Без этих фраз не обойтись. Это эффективный способ, чтобы ребенок учился оценивать, что опасно, а что нет. Но здесь нужна мера. Каждый родитель хочет, чтобы ребенок знал, что потеряться может быть опасно и лучше не теряться. Но вряд ли мы желаем, чтобы ребенок впадал в панику каждый раз, когда остается один.

Чтобы так не происходило, следуйте нескольким правилам:

  • говорите о своих переживаниях от первого лица: «Я очень за тебя переживала»
  • говорите не более 15–30 секунд; в крайнем случае — 5–15 минут, если ситуация была в самом деле опасная и требует выхода эмоций, но больше со стороны ребенка
  • предлагайте позитивный выход из ситуации или давайте позитивный настрой: «Зато мы друг друга нашли», «Теперь ты знаешь как справляться с такой ситуацией», «Ты герой»

Выполнить эти рекомендации не всегда просто. Но если вы заметили, что уже ребенок старается вас утешить, значит вы перестарались с переживаниями, пора остановиться и вспомнить о позитивных моментах.

Психологическая защита и эмоциональное присутствие


Фото с сайта popsugar.com.au

Что касается физической безопасности, мы действительно можем учесть множество самых обычных вещей, которые способны сохранить жизнь. Но мы можем дать ему и защиту психологическую – а это не менее важно. Ребенку нужна наша защита – она дарит ему спокойствие, восприятие этого мира как дружелюбного, позволяет спокойно изучать мир и развиваться

Ребенку нужна наша защита – она дарит ему спокойствие, восприятие этого мира как дружелюбного, позволяет спокойно изучать мир и развиваться.

В психологии это называется «надежная привязанность» — эмоциональная доступность  мамы, ее чуткость, внимание к потребностям ребенка. Это важнее,  чем просто водить его за руку и физически беречь от опасностей. . Когда говорят о теории привязанности, часто упоминают тезис  о «стабильном присутствии матери»

Его ошибочно понимают так, что мама от ребенка физически не отходит. Это не так – имеется в виду эмоциональное присутствие

Когда говорят о теории привязанности, часто упоминают тезис  о «стабильном присутствии матери». Его ошибочно понимают так, что мама от ребенка физически не отходит. Это не так – имеется в виду эмоциональное присутствие.

Защитить ребенка здесь бывает непросто. Часто мы боимся, что кто-то нанесет ребенку душевную боль, даже больше, чем боимся боли физической. Но и это закон жизни: в мире есть разные люди, и с ними ребенок рано или поздно тоже столкнется.

Конечно, мы можем подобрать ребенку дружественную среду – хороший садик, кружки, круг знакомых. Но еще в наших силах сформировать ту самую надежную привязанность, чтобы ребенок знал:

если со мной случается плохое, я могу обратиться к родителям за помощью и поддержкой. Это ключевая вещь.

От нас зависит быть принимающими, любящими, эмпатичными, оказывать ребенку поддержку. Когда мы сами уважаем ребенка, он растет с ощущением, что так и должно быть: я хороший и я заслуживаю хорошего отношения.

Вот это надо закладывать с детства, а не английский-танцы-айкидо.

Самый большой подарок ребенку и самая лучшая защита – чтобы он чувствовал себя «имеющим право быть». Формальная забота без этого ничего не значит.

«Обсуждая опасности, главное — не внушать детям своих страхов»Мария Котрелева, 9 детей, от 24 до 5 лет:
Детей у меня много, и свои страхи я постепенно научилась обуздывать. Моя старшая дочь в 18 лет решила поехать одна в Европу. Мне было очень страшно! Изложила ей все свои страхи, но она сказала: понимаю тебя, но это моя жизнь

И это важно: ребенок имеет право иметь свой опыт, он будет не такой как у вас. В этом смысле я стараюсь Богу доверять.
Обсуждая опасности, главное — не внушать детям своих страхов.
Тут, каюсь, я совершила ошибку: ужасно боюсь пауков, и невольно передала эту фобию детям

Теперь мы визжим всей семьей, и нет никого, кто мог бы этого паука от нас прогнать. Так что страхи можно обсуждать, говорить, что такое бывает и как стоит этого избегать. Но транслировать их нельзя.
Конечно, и у нас случались всякие  «страшноватости», причем тогда, когда все расслаблены и не ожидают подвоха. И с высоты у нас ребенок падал, ногу ломал. И с детской площадки дочь уходила одна – искали с милицией. Хочется, конечно, пристегнуть себе коротким поводком, не отпускать. Но что тогда будет? Молюсь, когда совсем тревожно. Это помогает. Молюсь и отпускаю».

Как предотвратить возникновение детских страхов?

Любую проблему проще предотвратить, чем после – иметь дело с не самыми приятными последствиями. Именно поэтому родителям стоит уделить немало внимания и времени созданию психологически благоприятной среды для роста и развития ребенка. Что может сделать для этого каждый взрослый?


Детям не надо давать смотреть страшные фильмы

  1. Ответственно относиться к фильмам и телепередачам, просматриваемым ребенком. И чем меньше лет ребенку, тем тоньше граница между реальностью и вымыслом, существующая в сознании ребенка. И, увидев на экране сцены насилия и жестокости, он может испытать стресс, сопоставимый с тем, что испытал бы взрослый человек при реальной угрозе его жизни.
  2. Залог формирования здоровой, устойчивой к страхам психики – психологически благоприятная обстановка в семье. Для того, чтобы ребенок рос спокойным и уверенным в себе, необходимо максимально оградить его от переживаний стресса, участия в конфликтах. И, напротив, открыть ему доступ к положительным эмоциям, научить ежедневно радоваться простым вещам, делать ставку только на положительные качества ребенка и его заслуги.

Ребенок и в 3 года и в 9 лет нуждается в заботе и внимании со стороны родителей. И первое, чем можно помочь тем, кто боится темноты – искренняя любовь и неподдельное неравнодушие.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Клуб родителей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: