Почему ребенок не отпускает маму?
Оцени свою ситуацию, проанализировав типичные причины, почему ребенок не отпускает маму:
Слишком маленький. Во многих культурах период после рождения даже называют «четвертым триместром беременности»
Кроха на уровне инстинкта понимает: без взрослого рядом ему не выжить, поэтому присутствие мамы так важно. Слабеет эта связь ближе к 5 годам, а до того будь готова к горестным эмоциям. Боится мира вокруг
Это особо актуально в возрасте старше 3 лет, если до этого крохе рассказывали страшные истории (про милиционеров, злого Бабая т.д.) или пугали, что оставят из-за плохого поведения. Чувствует мамино настроение. Часто во время декрета мамы оставляют детей, чтобы сходить к врачу, решить бытовые трудности и т.д
Чем больше ты при этом нервничаешь, тем хуже переносит разлуку малыш. Хочет привлечь внимание. Кажется, что ты проводишь с крохой весь день
Но если при этом мама занимается хозяйством, делает уроки со старшими, работает, разговаривает по телефону, малыш недополучает личную ласку. Болеет. Во время коликов, прорезывания зубов, любого недомогания малышу нужна повышенная доза заботы со стороны мамы. С опаской относится к другому взрослому, с которым остается. Если планируешь оставлять малыша с бабушкой или няней, начни с совместных прогулок, чтобы познакомиться и привыкнуть друг к другу, обсудите привычки крохи, его любимые увлечения.
Зная эти факторы, ты сможешь легче ответить на вопрос, что делать, если ребенок не отпускает маму.
Читай также: Здоровая привязанность: почему мама должна быть рядом
Почему ребенок не хочет ходить в детский сад. как помочь адаптироваться
Дочка потребовала побыстрее ее раздеть и побежала в группу смотреть новые игрушки. Мама сказала Насте: «Пока, дочка!», но девочка даже не услышала, так была занята.
Когда через два часа мама пришла за ней, Настя спокойно играла, и казалось, что даже не хочет уходить. На следующий день Оксана не ждала никаких проблем, считая, что девочка привыкла сразу. Но не тут-то было! Дочка устроила в раздевалке настоящий бой, не давала себя раздевать, плакала и просила маму: «Не уходи!» Она упиралась и не хотела заходить в группу, пока на помощь не подоспела воспитательница, которая взяла девочку на руки. Уходила Оксана совершенно в другом настроении, чем вчера.
Инфо
Придя за дочкой, она обнаружила ее с заплаканными глазами. Оказалось, что Настя все время просидела в уголке, ничего не ела и даже не подходила к игрушкам.
1 Мама не дает достаточно любви и заботы
Не все матери могут дать ребенку столько любви и заботы, сколько ему требуется, не все матери способны распознавать сигналы ребенка и чутко на них реагировать. Мать может находиться в состоянии послеродовой депрессии, может переживать утрату, горе, иметь серьезное заболевание.
Так или иначе, ребенок «прилипала» не получает опыта надежных и безопасных отношений. У него нет уверенности в том, что мать в нужное время окажется рядом. У него нет опыта чуткого реагирования на его потребности. Не успел он напитаться и насытиться материнской любовью и заботой.
Поэтому он будет просить ее еще достаточно долго, даже в том возрасте, когда все сверстники уже давно становятся самостоятельными. Это как встать из-за стола. Гораздо проще это сделать, будучи сытым, чем голодным. Голодный человек будет сидеть за столом и ждать, что его покормят.
3 Мама боится будущего
Ребенок взрослеет, мама стареет, время идет. Чем самостоятельнее и взрослее становится ребенок, тем больше мама понимает, что время не стоит на месте. Тогда ребенок бессознательно будет тормозить свое развитие для того, чтобы создать иллюзию того, что он всегда будет маленьким. Что перемены где-то далеко.
Ребенку скоро пять лет. У него проблемы с речью, «перевести» может только мама. Пора идти в детский сад, да вот только девочка постоянно болеет, маме приходится оставаться дома, никак не получается выйти на работу.
В ходе разговора с мамой становится понятно. Мамина работа давно не приносит ей радости, от мысли о возвращении ей становится не по себе. Тревога, страх, неуверенность возникают одновременно с мыслью о выходе на работу. Вот ребенок и «липнет» к маме и «подстраивается», плохо говорит, как будто ей не пять, а только два, постоянно болеет, чтобы у мамы была возможность еще посидеть дома.
Что происходит с психикой ребёнка, на которого кричат
Испытание криком — это постоянный стресс, на который организм человека реагирует. Если на ребёнка постоянно кричат, как правило, возможны два варианта изменения его психики и поведения в дальнейшем.
Первый вариант: ребёнок учится кричать в ответ. И уже на остановках, в магазинах, дома и в гостях в шоке пребывают родители, которые не ожидали от ребёнка крика в ответ на замечание или просьбу. Ребёнок усваивает модель поведения и кричит не только на родителей, но и на сверстников, друзей, взрослых. Он так защищается.
Второй вариант: ребёнок становится тихим, молчаливым, замкнутым. Он боится любого повышенного тона, а крика — тем более. Будет делать всё, чтобы угодить, лишь бы не вызвать гнев. У него будет сохраняться постоянное чувство вины и накапливаться скрытая агрессия.
И в том, и в другом случае формируются такие черты личности, как агрессивность, тревожность, неуверенность в себе, несамостоятельность, замкнутость. В некоторых случаях могут наблюдаться нервные, психические расстройства: энурез, бессонница, нервные тики. Если ребёнок — лидер по натуре, то крик может стимулировать его к открытым агрессивным действиям.
Ошибочно думать, что ребёнок вырастет и всё будет понимать, забудет, как на него кричали родители. Это не так. Детские впечатления — самые сильные.pixabay.com
Как быть?
Во-первых, не паниковать, не пытаться силой отрывать от себя ребёнка, ни в коем случае не кричать на него и не стыдить. Помните, для детей до 3 лет такое поведение характерно, взрослые малыши обычно уже спокойно отпускают маму от себя. Но даже если ваш ребёнок старше или если это переросло в настоящую проблему, всё можно решить мирным путем.
- Если это связано с какими-то страхами или плохим самочувствием ребёнка, то необходимо устранить пугающий фактор (повесить в шкаф новое пальто, помочь адаптироваться в незнакомом месте, прежде чем расставаться).
- Если это – недостаток внимания мамы, то следует пересмотреть свой график, выделить хотя бы час в распорядке дня, когда мама целиком посвящает себя малышу, меньше отвлекается на современные устройства и больше общается вживую.
- Если малыш воспринимает разлуку как наказание, следите за тем, что говорите ребёнку. Почитайте ему сказки, в которых герои спокойно расстаются с мамой (например, Красная Шапочка, Дюймовочка), проиграйте ситуации с куклами и игрушками.
- Если вы сами переживаете, старайтесь скрывать свои эмоции, и вообще, зачем переживать? Вы же прекрасно знаете, что всё будет хорошо, у вас замечательный взрослый ребёнок!
Целого ряда действий требует ситуация, когда ребёнок не хочет разлучаться с мамой из-за того, что не доверяет другим и чувствует себя неуверенно. В таком случае необходимо приучать ребёнка к людям:
- подключать отца к игре (если малыш не хочет играть без вас, то в вашем присутствии), бабушек и других родственников, чтобы круг общения у ребёнка расширялся.
- Больше посещать общественных мест: магазинов, музеев, театров, хоть иногда ездить на общественном транспорте. Ребёнок не должен бояться других людей. Гулять тоже лучше не изолированно, а на детской площадке, где малыш сможет познакомиться и поиграть с другими детьми.
- Дома маме следует постепенно увеличивать расстояние между собой и малышом. Для начала это могут быть совместные домашние дела в одном месте (например, протереть пыль у соседних шкафчиков), затем мама уже протирает мебель в одной комнате, а малышу даёт задание помочь на кухне.
- Не стоит игнорировать ситуации, когда ребёнок сам увеличивает пространство: если он заигрался в комнате, то лучше оставить его одного, подглядывая из кухни.
- Как только малыш привыкнет к общению с папой или другими родственниками, попробуйте оставить их дома одних ненадолго. При этом не стоит уходить украдкой, сбегать, это может нанести травму малышу, и в следующий раз он не отпустит так легко маму. Лучше сказать правду: «Я сейчас уйду в магазин ненадолго, но обязательно принесу тебе что-нибудь вкусненькое».
- Придумайте ритуал прощания (потереться носиками или чмокнуть с громким звуком в щечку или «Дать пять»). Он поможет ребёнку легче перенести момент расставания.
А ещё не забывайте наслаждаться этим моментом, когда вы нужны вашему ребёнку, когда вы для него – целый мир. Пройдёт совсем немного времени, и всё изменится! Дети так быстро растут!
Дифференциация плача: залог формирования социальных навыков
Любая мама знает, что малыш может плакать по-разному. Определенным образом он сигнализирует о том, что хочет есть, промок или просто соскучился. Обычно плач «дифференцируется» спустя несколько месяцев после рождения. Однако происходит это только в том случае, если ребенок не плакал в одиночестве.
Если родители не реагируют на плач, у малыша просто не возникает необходимости пытаться донести до мамы и папы определенную информацию.
Реакция родителей – самое важное для ребенка
В противном же случае ребенок будет пытаться как можно скорее объяснить, чего именно он хочет. А значит, он будет плакать по-разному. Конечно, это не значит, что ребенок сознательно «выбирает», как именно ему нужно поплакать: связь между издаваемыми звуками и поведением родителей закрепляется на подсознательном уровне. Однако ребенок усваивает, что от его поведения будет зависеть реакция окружающих. Например, если ребенок резко начинает плакать, издавать громкие звуки, это может обозначать, что он промок, а если тихонько хнычет — хочет общения
А это очень важно для дальнейшего социально-психологического развития
Коммуникация с ребенком – это самое важное
Обнимите ребенка, поговорите с ним, убедитесь в том, что ему не нужно поменять пеленки или не пришло время поесть. Не игнорируйте коммуникацию с ребенком даже в том случае, если вы очень сильно устали: так вы сможете воспитать гармоничную личность.
Что говорить, уходя от ребенка
Мамы часто делают сильный упор на объяснения, почему им нужно уходить, и рассчитывают, что ребенок их поймет
Конечно, важно рассказывать, куда вы идете и что будете делать. Это поможет ребенку пережить разлуку, но надеяться на аргументы «маме нужно на работу, чтобы зарабатывать денежки» не слишком разумно
Ведь так мы стараемся задействовать логику, сформировать у ребенка понимание, зачем ему оставаться без мамы.
Но малыш не способен в полной мере осознать, зачем и куда уходит мама, не может представить, что мама где-то в другом месте, что она помнит о нем и любит его. Ребенку такого возраста нужны подтверждения и напоминания, которые помогают поддерживать невидимую связь с мамой.
Кроме того, малыш плохо представляет себе длительность временных промежутков, не может осознать, сколько времени мама будет отсутствовать. Особенно трудно дается понимание прошедшего и будущего времени. То есть объяснения из разряда «мама вернется через два часа» не помогают ребенку осознать, что мама вернется или когда это произойдет.
Исходя из этих знаний, попробуйте представить, что самый близкий человек, которого вы любите, от которого зависит ваше благополучие, а может быть и жизнь, вдруг ушел куда-то — и вы не можете представить, куда, когда вернется; с ним нет никакой связи, и вы не знаете, кому звонить, как узнать о его судьбе. Страшно, правда? Тревожно, неуютно, небезопасно.
У ребенка в описываемой ситуации возникает очень много чувств и эмоций, которые он не может удерживать в себе в силу незрелости. Он тут же начинает плакать, истерить, кричать. Ему неинтересны игры и развлечения. А когда мама возвращается, он делает все возможное, чтобы не выпускать ее из поля зрения и чтобы подобная ситуация не повторилась.
Почему малыш не отходит от матери ни на шаг?
В любом вопросе всегда полезно разобраться в причинах. Ведь, возможно, отчасти в них кроется эффективное решение. Конечно, каждый случай индивидуален, но чаще всего дети не хотят отпускать мам от себя по одной или нескольким из следующих причин:
Страх быть обиженным
Если ребенок перестал отпускать маму от себя, то, возможно, он достаточно некомфортно и неуверенно чувствует себя в окружении сверстников и людей другого возраста, и подсознательно ожидает от них чего-то плохого. Не ощущает в себе сил, чтобы защитить себя, и потому всегда держит рядом «личного телохранителя» — маму. Чаще всего это связано с недостаточно развитыми коммуникативными навыками.
Страх быть брошенным
Взрослым это может показаться абсолютно иррациональным и нереалистичным, но на практике очень многие малыши боятся, что родители их бросят. Не вообще и не в экзистенциальном смысле, а здесь и сейчас. Ребенок думает: «мамы нет рядом – значит, она меня бросила». Не «пошла в магазин», не «встречается с друзьями», не «гуляет с папой», а именно «бросила». А вот вариантов того, почему у ребенка развивается такой иррациональный страх, может быть немало. Но все они сводятся примерно к одному: отсутствию безусловной уверенности в любви своих родителей, в том, что малыш им действительно нужен.
Болезненная привязанность самой матери
Именно так: вполне возможно, это не столько ребенок не отпускает маму ни на шаг, сколько она сама буквально растворяется в нем, видит в нем единственный смысл жизни, посвящает всю себя заботе о нем и его воспитанию. Маленькие дети – очень чуткие, хотя они далеко не всегда могут объяснить то, что чувствуют. И если ребенок ощущает, что маме без него не по себе, грустно, одиноко, то он может не отпускать ее от себя просто потому, что не хочет, чтобы она печалилась. Причина проблемы здесь очевидна: гиперопека и обесценивание собственной личности.
Недостаток внимания, любви и ласки
Малыш может никуда не отпускать маму из-за того, что ее в его жизни слишком мало. Происходить это может даже тогда, когда формально она рядом, а по сути – очень далеко. Это касается матерей, которые постоянно работают, общаются с подругами по телефону, смотрят что-то по планшету, и даже занимаются домашними делами. Они вроде бы как рядом, но общаются, играют, обучают ребенка всякой всячине далеко не столько времени, сколько ему бы хотелось. В результате он чувствует себя одиноким, и пытается добиться хотя бы того, чтобы мама всегда была рядом физически, если уж психологически она часто отсутствует.
Отсутствие глубокой привязанности к другим родственникам
Тесная эмоциональная связь с матерью – это, по большому счету, хорошо. Тут, как и везде, стоит избегать крайностей, но речь сейчас не об этом. Речь о том, что у ребенка должны быть теплые доверительные отношения и еще с кем-то. Это может быть папа, дедушки и бабушки, тети, дяди, сестры, братья – все семьи разные. Если же крепкая связь у малыша только с мамой, то в ее отсутствие мир вполне ожидаемо кажется ему страшным и враждебным, пустым, полным опасностей, а сам ребенок ощущает себя лишенным опоры.
Страшилки родителей
В каком бы количестве статей ни писали психологи, что не стоит пугать детей фразами вроде «если ты сейчас же не успокоишься, я уйду, а ты останешься здесь», все равно многие мамы и папы постоянно пичкают малышей подобными угрозами: уж очень они популярны в нашем обществе. Проблема таких угроз – сразу в двух аспектах. Во-первых, они не способствуют эффективному воспитанию. Потому что вы никогда не уходите и не оставляете ребенка одного посреди оживленной улицы – следовательно, врете. Или сдаетесь под воздействием его капризов. Или в принципе не имеете склонности поступать логично. А это значит, что и слушаться вас не надо.
Во-вторых, где-то в подсознании подобные фразы все же откладываются. И, пусть такие угрозы никогда не сбываются, постепенно у ребенка вырисовывается логическая схема: «если я буду вести себя плохо, то мама уйдет и оставит меня одного», следовательно, «если мама хочет уйти и оставить меня одного, значит, она наказывает меня за плохое поведение». Соответственно, попытку матери куда-то уйти малыш расценивает как наказание, и всеми силами пытается его избежать, не отпуская маму в магазин, на работу, погулять и так далее.
Физический дискомфорт
Порой причина того, что ребенок не отпускает маму ни на шаг, более чем банальна: это могут быть прорезающиеся зубы, дискомфорт в животике, начинающаяся простуда и любые другие недомогания, которые родители еще не заметили, а сам ребенок не может объяснить. В таких ситуациях он просто подсознательно тянется к тем, кто должен о нем заботиться, и в первую очередь – к маме.
Как приучить к расставанию: полезные советы
Малыш должен понять, что после расставания с мамой он обязательно ее увидит. Это самый важный принцип. Остальные советы подскажут, как ему следовать.
Никогда не оставляйте тайком (например, пока ребенок спит). Малыш должен видеть, как мама уходит, и научиться ее отпускать.
Почаще назначайте няньками других родственников. Много любви не бывает. А если вы свято уверены, что никто не справится с дитем так же прекрасно, как вы, срочно пересмотрите это свое суждение.
Покидайте зону видимости постепенно. Сначала доходите до порога (например, за укатившимся мячиком). Потом можно пойти в коридор за какой-то вещью и т.д. Расстояние увеличивайте постепенно и наблюдайте за поведением ребенка.
Начинайте с малого — например, с оставления крохи одного в комнате на пару минут. Многим и это дается в первый раз с трудом. Перед уходом в другую комнату скажите: «Сейчас мама вернется» и помашите рукой. Не переставайте разговаривать, пока не придете. Придумайте повод («Помою две тарелки и вернусь»). Не обманывайте, приходите, как и обещали, но постепенно растягивайте время отсутствия.
Не превращайте расставания в трагедию. Вы не бросаете и не предаете ребенка, вы не «мать-кукушка», вы не портите ему нервы и т.д. Уходите спокойно с улыбкой на лице. Дети чувствуют эмоциональное состояние взрослых и часто его копируют.
Опишите, что произойдет, пока вас не будет. Например: «Ты покушаешь, поспишь, а мама уже рядом». Всегда объясняйте, куда и зачем идете.
По возвращению обнимите и поцелуйте малыша. Большим плюсом будет, если мама принесет подарок или что-нибудь вкусное.
Хвалите ребенка. «Ты большой молодец, что отпускаешь маму. Я тобой горжусь».
Проявите терпение, и со временем ребенок поймет, что маму можно отпустить, ведь она всегда приходит к своему малышу.
В этот непростой период важно запастись терпением и выбрать правильный настрой. «Как здорово, что малыш хочет со мной общаться»
«Какой ужас, он постоянно ходит по пятам!» Фразы говорят об одном, но звучат по-разному, не так ли? Избавьтесь от раздражения, прочувствуйте и уясните для себя ценность каждого момента, проведенного с крохой, ведь ни один из них не повторится. Если у мамы есть ощущение, что уходя от крохи, она его бросает, предает, это настроение также передается ребенку. Спокойствие мамы = спокойствие ребенка. Будьте счастливы!
Как помочь ребенку
Как правило, приступ проходит в течение 20-30 секунд самостоятельно – спазм отпускает и ребенок делает вдох. Однако если ждать нет сил и очень страшно, можно попробовать включить дыхание, брызнув прохладной водой на лицо, слегка дунув в открытый рот или очень легко похлопать по щеке – это поможет сделать рефлекторный вдох. Не нужно ребенка трясти, бить, и вообще делать резкие движения, прежде всего, нужно глубоко вздохнуть самим и взять себя в руки.
«Синий» приступ, который всегда происходит на фоне истерики и эмоционального возбуждения можно попытаться предотвратить. Если ребенок кричит и уже на грани, постарайтесь любым способом его отвлечь, сбить с настроенной программы, удивить – этого может быть достаточно, чтобы не допустить остановки дыхания.
Однако не стоит уступать в этот момент требованию, которое стало причиной истерики, таким образом можно лишь закрепить в его сознании связь: просьба-отказ-истерика-получение желаемого.
Важно помнить, что ребенок всегда лучше реагирует на взаимодействие, или иначе команду «вперед», нежели на требование прекратить какое либо действие. Если вы скажете малышу, например: «Побежали вместе, купим мороженое», он переключится с большей вероятностью, чем, если станете кричать ему «Успокойся!!!». Необходимо учить ребенка справляться с приступами гнева и ярости, для этого, прежде всего, нужно научиться этому всем членам семьи
Необходимо учить ребенка справляться с приступами гнева и ярости, для этого, прежде всего, нужно научиться этому всем членам семьи.
Можно ли предотвратить регресс
Совсем отменить регресс вряд ли получится, но можно подготовить ребенка и подготовиться самим к тем переменам, которые ожидают семью с рождением малыша. В зависимости от возраста старшего мы можем рассказывать ему терапевтические сказки о том, как у любимого мультяшного героя появился младший братик. Можем проигрывать этот сюжет с любимой игрушкой.
Можем показывать картинки и фотографии младенцев, объяснять, что первое время малыш будет много спать и часто плакать, мама будет кормить его молоком и носить на руках. Зато потом он научится переворачиваться, ползать, ходить. Будет смешно агукать и разбрасывать игрушки, облизывать все вокруг. Скоро с ним уже можно будет ползать наперегонки и играть в мяч. Очень помогают также фотографии или видео из младенческого возраста старшего ребенка – с и помощью мама может рассказывать ему истории о том, как он сам был малышом.
Если вы собираетесь рожать в роддоме, то стоит подготовить ребенка к разлуке с мамой – подумать, кто останется с малышом, как этот человек будет укладывать и успокаивать его, чем они будут заниматься. (Некоторые женщины выбирают домашние роды отчасти потому, что не хотят надолго разлучаться со старшим ребенком.)
Хорошо, если такой опыт уже имеется, и важно, чтобы он был приятным
Можно акцентировать внимание на том, что ребенок уже большой, поэтому может пойти с папой в игровую, в кино, на аттракционы или в зоопарк, зайти в кафе. Лучше рассматривать возможность переночевать у бабушки (или с бабушкой без мамы) как особую привилегию и постараться создать немного праздничную и сказочную атмосферу, ввести особые ритуалы, например, какао перед сном или игры с домом из стульев и одеяла
Бабушки и дедушки во время разлуки часто стараются лишний раз не напоминать о матери, чтобы не расстраивать внука. Но как бы весело с ними не было, ребенок прекрасно понимает, что мамы нет рядом, и может подумать, что про него забыли. Звук материнского голоса, фотография или видео могут действительно расстроить малыша. Но можно подготовить записочки и открыточки для ребенка, какие-то небольшие игрушки или угощение – знак того, что любимая мамочка не пропала, она помнит и любит его. Бабушка может говорить, например, что мама прислала посылочку, если малыш спрашивает про нее.
После возвращения из роддома многие родители дарят подарок старшему ребенку – «от братика». Всех гостей, которые приезжают посмотреть на младенца, лучше всего тоже предупредить, чтобы принесли подарки и для вашего первенца, ведь ему сейчас они гораздо нужнее.
Спокойные родители — спокойный малыш
Теперь вы знаете, почему нужно реагировать не плач малыша и стараться как можно скорее его успокоить. Если вы будете вести себя подобным образом, вы сможете избежать проблем в будущем. Ведь ребенок, который уверен в том, что мама и папа его любят и всегда готовы прийти к нему на помощь, чувствует себя спокойным и уверенным. А значит, он в будущем не будет требовать, чтобы родители постоянно присутствовали рядом с ним для того, чтобы убедиться, что защищен и любим.
Если игнорировать плач ребенка, в дошкольном возрасте он будет постоянно требовать доказательств вашей любви. Некоторые дети буквально не выпускают родителей из поля зрения и даже пытаются ходить вместе с ними в уборную. Таким образом выражается пережитый в младенчестве страх одиночества.
Спокойные родители – психологический комфорт для ребенка
В детских домах для детей могут создаваться наилучшие условия. Хорошая еда, качественный уход… Однако все равно малыши развиваются медленнее сверстников как психически, так и физически, а повзрослев, испытывают серьезные трудности с адаптацией в обществе. Психологи полагают, что объясняется это очень просто: персонал детских домов просто не имеет возможности реагировать на плач брошенных детей. Не нужно оставлять малыша одного: подарите ему веру в то, что мир — надежное, уютное место, а сам он — нужен и любим!
Детский плач:
- Психологи рекомендуют никогда не оставлять детей плачущими
- Как успокоить плачущего ребенка
- Можно ли оставлять ребенка плакать?
Не заставляйте малыша идти на руки к чужим людям
Ребёнку исполнился год, и вдруг родители с удивлением замечают, что он начал стесняться других. И даже тётя, к которой он раньше охотно шёл на руки, теперь воспринимается как страшная незнакомка. Нет, он не стал капризным, просто перешёл в следующую фазу роста.
Раньше для передвижения ребёнку нужны были взрослые. Теперь он пошёл сам. И может следовать за взрослыми. Как знать, куда может увести его незнакомый человек? Ведь это не мама и папа, к которым уже сформирован кредит доверия.
К первому году жизни у малыша созревают в мозге те участки, которые отвечают за хранение целостных зрительных образов. Он уже узнаёт маму и папу, отличает их от остальных людей даже на расстоянии в несколько десятков метров. И ребёнок начинает создавать круг «своих» взрослых, в окружении которых он чувствует себя в безопасности. А остальные — это чужие. Следовать за ними не стоит и позволять себя трогать — тоже.
Но иногда, желая услужить окружающим, родители начинают ломать эту установку. Требуют от ребёнка перестать капризничать, ругают или высмеивают за то, что он дичится других, вынуждают быть вежливым. Для ребёнка это неестественно и мучительно.
Ему было бы лучше, если бы родитель позволил спрятаться лицом на груди, успокоить его, дать ребёнку привыкнуть к чужому. Обычно, если новый человек ведёт себя правильно, уже через 15–20 минут малыш улыбнётся в ответ, и дело пойдёт на лад. Главное, помнить, что ребёнок делает то, что ему велит программа, цель которой — обеспечить его выживание, а не доставить удовольствие общительной соседке.
Как научить ребенка есть прикорм?
Введение прикорма после грудного молока или смеси считается поворотным моментом в стремительном развитии ребенка. Но иногда все идет не так-то гладко: малыш может просто отказаться наотрез есть что-то, кроме еды из бутылочки. В этом нет ничего странного — дети растут с разной скоростью, одни с удовольствием будут есть все, что им предложат, а другие маленькие привереды обладают очень выборочным вкусом.
Родителей может ввергать в уныние раз за разом предлагать ребенку кашу или другой прикорм, если он всякий раз бодро плюется едой в родителей или на пол. Но есть некоторая вероятность того, что в одну из попыток он перестанет это делать и с удовольствием поест.
С другой стороны, примерно до года ребенок может совершенно спокойно питаться только грудным молоком или смесью — за исключением редких случаев врожденной анемии или повышенной кислотности желудка, когда требуется обязательное дополнительное питание.
Если ребенок откровенно протестует против прикорма — разумнее всего на некоторое время просто оставить его в покое, а потом попробовать снова предложить ему еду. Возможно, в этот раз он перестанет воспринимать ваши попытки накормить его увлекательной игрой. Стоит попробовать предлагать еду и в разное время суток: возможно, за ужином «на ура» пойдет то, что было отвергнуто за завтраком или обедом.