Кризис 3 лет у ребёнка: причины, симптомы, советы родителям

Это надолго?

Если уж что-либо в поведении ребенка началось, то продолжаться это будет не менее 2-6 недель.

Таковы законы психологического развития. 4-6 недель — нормальный период адаптации к любому внешнему и внутреннему изменению. За это время ребенок может изменить свою поведенческую реакцию и выработать новую. Ожидать этого раньше имеет мало смысла. Если ваш малыш научился плохому слову или стал закатывать истерики, есть вероятность, что при любой, даже самой правильной вашей реакции он будет снова и снова в течение этого времени пробовать вести себя так.

Есть волшебное для родителей слово «жди!». И это один из золотых приемов в кризисный период развития вашего ребенка. Сами мы мало что можем сделать в период кризиса. Почти любое действие прямо сейчас положительного результата не принесет. Но мы можем, вооружившись знаниями, построить правильную стратегию, выждать время, и острые проявления наверняка пройдут.

Что произошло?

Я не буду глубоко вдаваться в психологию. Расписывать, как в три года малыш начинает по-новому осознавать самого себя, начинает активно отделяться от родителей и т.п. На эту тему можно говорить много, и все эти слова не будут иметь никакого значения.

Важно — что происходит на практике? Общаясь с мамами трехлеток я выявила следующие закономерности:

  • у ребенка появляется свое мнение, противоречащее мнению родителей;
  • на любые просьбы и предложения родители слышат твердое «нет»;
  • начинает зашкаливать упрямство;
  • нередко данный период сопровождается истериками — в самых разнообразных формах;
  • ребенок часто действует наперекор старшим.

У разных детей кризис трехлетнего возраста проходит по-разному. У кого-то — почти незаметно. У кого-то — остро. А некоторые дети всегда были очень упрямыми, поэтому их мамы не увидели никаких серьезных изменений.

То же самое можно сказать и про длительность кризиса. У кого-то — один месяц. А у кого-то — год… Но чаще всего пик упрямства продолжается 2-3 месяца. Потом наступает улучшение. Ребенок снова начинает идти на контакт с родителями.

Кризис трех лет – особенности

Каждому периоду развития ребенка свойственны свои потребности, способы взаимодействия, модели поведения и осознания себя. Достигнув трехлетнего возраста, малыш начинает осознавать, что он личность. Кроха понимает, что он такой же как и другие люди. Это проявляется возникновением в речи слова «Я». Если ребенок раньше без проблем говорил о себе в третьем лице, называя себя по имени, например, произносил: «Саша хочет кушать», то теперь это происходит все реже и реже. Теперь при взгляде на свое отражение в зеркале или фото, он с уверенностью произносит: «Это Я». Кроха начинает воспринимать себя как самостоятельного человека, имеющего свои особенности и желания. Вместе с этим осознанием и приходит кризис трех лет. Некогда ласковый милый малютка в  это время может сильно измениться и превратиться в упрямого и капризного «нехочуху».

Поведение детей разного темперамента

Взрослые замечают, что малыши одного возраста могут реагировать по-разному на одни и те же слова родителей. Кто-то начнет плакать, кто-то спокойно выслушает, а некоторые закатят грандиозную истерику. На самом деле, каждый ребенок нуждается в индивидуальном подходе, ведь все люди (даже самые маленькие) – разные, со своим темпераментом и характером. Если найти подход к ребенку, исходя из его темперамента, можно справиться даже с самыми капризными и проблемными детьми.

Если ко всем детям применять одинаковый подход в воспитании, это чревато серьезными психологическими проблемами в дальнейшем. Ребенок будет неадекватно себя вести, проявлять агрессию, а в будущем может произойти деградация личности. Метод наших бабушек и дедушек, когда всех детей могли отхлестать ремнем и поставить в угол, не работает.

Авторитарные, деспотичные родители даже не пытаются услышать своего ребенка, а практически переделывают его под себя, ломая при этом неокрепшую психику. Человек, которого в детстве родители оскорбляли, унижали, били, скорее всего, будет иметь зависимость от алкоголя, никотина или запрещенных препаратов. Таким людям сложно найти общий язык с окружающими, у них часто не складывается личная жизнь.

К 3-4 годам у малыша уже начинает сформировываться собственный темперамент. Психологи разделяют понятия «темперамент» и «характер». Темперамент – это тип поведения, который заложен в человеке с рождения природой, а характер формируется с помощью воспитания. 

Существует четыре типа темперамента:

  • меланхолики;
  • сангвиники;
  • холерики;
  • флегматики.

Меланхолики

Такие детки требуют особого внимания к своей персоне. Они остро реагируют на любые замечания, а повышение на них голоса равносильно физическому наказанию. Меланхолики очень чувствительные, их легко обидеть и ранить. Ни в коем случае нельзя стыдить таких деток перед посторонними людьми. Для меланхоликов даже просто нахождение среди большого количества детей и взрослых является серьезным испытанием. Вот почему адаптация к детскому саду у них проходит тяжело и болезненно. Не нужно требовать каких-то выдающихся результатов, достаточно и того, что кроха находится в окружении чужих людей.

Сангвиники

Как правило, детки с доминирующим темпераментом сангвиника не доставляют родителям особых проблем. Они почти всегда в хорошем расположении, без перепадов настроения. Если ребенок чем-то расстроен, он не станет закатывать истерики и валяться на полу. Хорошо взаимодействует с другими детьми в коллективе, любит активные игры, не имеет проблем со сном, что благотворно влияет на состояние нервной системы. 

Из недостатков детей-сангвиников можно назвать то, что они достаточно хитрые. Если малыш не захочет делать то, о чем его просят, он это делать не будет. Главной ошибкой родителей заключается то, что они верят малышу на слово и идут у него на поводу. Если игнорировать подобный нюанс, кроха вырастет обманщиком. Родители должны воспитывать сангвиника спокойно, без криков и упреков, но ребенок должен выполнять их пожелания и требования. Также не следует перехваливать кроху, иначе он может подхватить «звездную» болезнь. Хвалить нужно за поступки и действия, а не просто так.

Очень интересно: Можно ли обманывать детей: мнение психологов

Холерики

Всегда активные, куда-то бегут, хватаются за любые дела, но также быстро бросают. Отличаются повышенной эмоциональностью, часто имеют проблемы с засыпанием

Очень важно правильно воспитать малыша-холерика, иначе он может вырасти неуравновешенным, злобным человеком. Основные ошибки родителей:

  • агрессивное отношение;
  • гиперопека.

Когда маленький холерик разыграется, начнет шалить и разносить весь дом, нужно постараться сохранить спокойствие и не повышать голос. Не стоит давить, заставлять, навязывать свое мнение. Желательно, заранее договориться о каких-то вещах и обсудить запреты.

Флегматики

Дети бывают не только активными и шумными, но и спокойными, уравновешенными. Флегматики отличаются медлительностью, задумчивостью, любят долго поспать и понежиться в постели. Малыши-флегматики хорошо воспринимают информацию, если подавать ее на собственном примере. Родителям нужно активно заниматься воспитанием флегматичного ребенка, иначе он так и останется инертным.

Родителям нужно быть чуткими и внимательными, воспитывая малышей. Они должны уметь различать причины, почему кроха не слушается, и вовремя принять меры. Ежедневно мама и папа строят доверительные и теплые отношения с детьми, хотя иногда это дается с большим трудом. Если учитывать темперамент малыша, воспитательные моменты и общение будут проходить значительно легче для всех членов семьи.

Желание быть самостоятельным

Самостоятельность – нормальное и естественное желание в возрасте около 3 лет. Еще недавно чадо робко делало первые шаги и с трудом держало равновесие на широком бордюре. И вдруг малыш изменился, обрел уверенность в себе и стал капризным, строптивым, непослушным. Его главный аргумент против любых родительских возражений – «я сам!»

Детям трудно понять, что в мире что-то может быть невозможно. Они стремятся все проверить и убедиться лично. Стремление быть самостоятельным впервые возникает обычно около 2 лет, но может проявиться и раньше, и немного позднее.

Собственное «я» формируется в личности не сразу, не в один момент, и довольно важно, чтобы взрослые общались с ребенком правильно

В 2,5-3 года уделите внимание возрастной психологии:

  • Если в этом возрасте ребенок все еще говорит о себе в третьем лице, пора поработать над собой и перестать произносить фразы вроде «Мы заболели».

    Особенно это касается мамочек. Малыш нуждается в отделении его личности от взрослого. Физически это уже произошло в момент рождения, психологически происходит в период кризиса 3 лет.

  • Если ребенок все еще ругает себя, благодарит и уговаривает так, будто общается с посторонним человеком, стоит подтолкнуть его к осознанию «я». Попробуйте вместе совершить открытие перед зеркалом: «Вот же я! (отражение). И это тоже я! (реальность)».

Трехлетка может стать очень конфликтным. Его «жуткий гнев» то и дело направляется в адрес старших! Но это не от того, что у него дурной характер или психологические проблемы. Наоборот, маленький человек развивается!

Сколько длится кризис 3 лет у ребенка

Если вы спросите, сколько длится кризис 3 лет у ребенка, то ни один специалист не даст вам точный ответ. Так как продолжительность кризисного периода зависит от каждого отдельного случая, а еще – от правильного поведения родителей.
 
Если вы сможете достойным образом вести себя с капризным трехлеткой, то кризис минует гораздо быстрее. А поэтому к нему нужно быть готовым заранее. Но все же примерные возрастные рамки есть: кризис может происходить в период с двух с половиной и до трех с половиной лет.
 
У более активных деток с хорошо развитой речью кризисный возраст более ранний и первые его признаки проявляются приблизительно в 2 годика и 6 месяцев – 2 годика 8 месяцев. 

​Факторы, влияющие на развитие кризиса

Как правило, у нормально развивающихся детей перестройка психики и адаптация к новым социальным условиям занимает от трёх месяцев до года. К 3,5—4 годам дошкольник в достаточной мере осваивает новые социальные и бытовые навыки. Но существует ряд факторов, некоторые из которых могут существенно смягчить и уменьшить время существования кризисных проявлений:

  • Близкие, доверительные отношения между матерью и ребёнком.
  • Единая линия воспитания и поведения всех взрослых членов семьи.
  • Осознание взрослыми необходимости удовлетворять естественные и разумные детские желания.

Факторы, усугубляющие кризисные проявления:

  • Авторитарная форма семейного воспитания.
  • Потакание всем капризам малыша.
  • Отсутствие единой линии поведения и воспитания среди взрослых членов семьи.
  • Напряжённые семейные отношения.
  • Недостаток внимания из-за занятости родителей, безразличия или появления в семье младшего ребёнка.
  • Совпадение пика кризисных проявлений и адаптации к детскому саду.

​На глубину кризиса влияют и другие факторы:

  • тип характера маленькой личности (у легко возбудимых, энергичных детей симптомы кризиса проявляются острее);
  • острота симптомов зависит от пола малыша (у девочек наиболее остро проявляется капризность, а мальчики сильнее упрямятся);
  • внешние и внутренние факторы (заболевания, переутомление, перевозбуждение, погодные условия).

Ребенок ищет себя

Психология называет возрастным кризисом особенные этапы развития личности. Этим периодам свойственны резкие психические перемены. Многие специалисты сходятся во мнении, что без таких перепадов невозможно формирование характера, своего «Я».

На протяжение жизни человек проходит ряд таких моментов. Один из самых известных — пубертатный или так называемый «подростковый» период, связанный с половым созреванием. Есть кризис новорожденных, тридцатилетних и даже пенсионный.

Но именно кризис трех лет считается одним из наиболее тяжелых. Это своеобразный экватор между ранним детством и возрастом дошколенка. В этот период малыш знакомится со своим «Я» и учится им управлять. Он отделяется от родителей, строит новые отношения с ними. Этот этап еще условно называют «Я — сам» или этапом строптивости.

Некоторые эксперты сравнивают поведение малыша в период кризиса трехлетия с поведением водителя-новичка. Первое время после получения прав на вождение новоиспеченный шофер осторожничает, соблюдает правила, прислушивается к опыту бывалых. Но очень скоро он осваивается, и чувство страха притупляется: водитель начинает лихачить, стремясь испробовать все возможности своего авто и проявить себя за рулем.

Признаки кризиса

Кризис трех лет, или кризис «я сам» – один из самых острых. Ребенок становится поистине неуправляемым, впадает в ярость. Принято выделять 7 основных проявлений кризиса:

  • Негативизм. Ребенок отрицает все, что исходит от взрослого, даже если это актуальное в настоящий момент желание самого ребенка.
  • Упрямство. Ребенок до последнего настаивает на своем требовании. И дело не в том, что ему что-то очень нужно. Суть в том, чтобы просьбы ребенка обязательно выполняли.
  • Строптивость, направленная на прежний образ жизни, нормы общества и воспитания.
  • Своеволие. Главное проявление кризиса – «я сам».
  • Протест. Ребенок постоянно находится в конфронтации с миром взрослых, бунтует, воюет.
  • Обесценивание взрослых. Ребенок обзывает родителей, дразнит, ругается, кусается, дерется.
  • Деспотизм. Ребенок заставляет родителей потакать всем его прихотям, младших братьев и сестер ревнует.

Как вести себя родителям?

Родители часто оказываются не готовыми ккризису трех лет. Психология остается наукой, далекой от обычной жизни. Поэтому часто к психологам обращаются, когда ситуация стала опасной и исправить ее сложно. Чтобы этого не случилось, взрослые должны подготовиться к вызовам кризисного возраста заранее.

Задача родителей— минимизировать давление на ребенка, мягко направлять его личность, позволяя приобретать нужные навыки. Родителям следует:

Придерживаться единого стиля воспитания. Часто в семье родители распределяют между собой роли доброго и злого взрослого: один запрещает, а другой разрешает. Это путает детей, не позволяет выработать стратегию поведения. Малыш может бояться строгого родителя, а доброго заставлять выполнять свои капризы.
Находить компромиссы

Дети не умеют приводить убедительные доказательства своей точки зрения, но им важно научиться отстаивать свое мнение. Важно давать им почувствовать себя победителями спора, слегка уступая желанию.
Уступать в мелочах

Чтобы не потерять родительский авторитет в действительно важных ситуациях, следует позволить делать самостоятельный выбор в нейтральных: например, разрешить самому выбрать игрушку, которую малыш возьмет на прогулку, но настоять на необходимости надеть теплую куртку.
Не навязывать свою помощь. Даже если у малыша не получается выполнить какое-то действие, важно дать ему возможность хотя бы попытаться. Взрослый может предложить свою помощь, но не навязывать ее.
Быть терпеливыми. Капризы малыша — не проявление плохого характера. Если спросить у крохи причину плохого поведения, ребенок не сможет ответить, поскольку сам еене знает. Чтобы снизить психологическое напряжение, полезно закреплять ежедневные ритуалы: укладывать малыша спать в одно время, позволять брать в постель любимую игрушку. Но если он начинает капризничать, можно позволить нарушить расписание.
Использовать игровые приемы. Единственный способ детей овладеть новыми навыками — разучить их во время игры. Действия следует подавать в игровой форме: например, не заставить убирать игрушки, а устроить соревнование на скорость.
Воспринимать ребенка, как самостоятельную личность. Родителям сложно воспринимать малыша, как отдельную формирующуюся личность. Но чем раньше это произойдет, тем проще малышу будет осознать ответственность за собственные действия, научиться принимать собственные решения.

При острых периодах развития личности взрослые должны быть особенно чуткими и понимающими, но не позволять детям манипулировать собой. Вседозволенность и постоянное давление вредны. Чтобы не помешать нормальному развитию ребенка, родителям не стоит:

  • запрещать проявление негативных эмоций;
  • сравнивать ребенка с другими детьми;
  • применять физические методы наказания.

Главный навык, который должен получить малыш по окончанию кризиса — приобретение первичной самостоятельности. Поэтому родительский авторитет должен быть гибким.

Проявлять настойчивость следует только в случае реальной опасности. Ребенок должен понимать, в какой ситуации ему нужно безоговорочно слушаться родителей, а в какой можно принять самостоятельное решение.

Например, если малыш, заигравшись, не смотрит по сторонам, и рискует выбежать на проезжую часть, родитель может и должен окрикнуть, схватить за руку и отвести подальше от опасного участка пути. Скорее всего ребенок испугается и будет капризничать. Эту вспышку протеста нужно переждать и после обязательно объяснить ему, почему выбегать на дорогу нельзя. Так у него сформируется связь между резкой реакцией родителей и реальной опасностью. В дальнейшем родителям достаточно будет слегка повысить голос, чтобы у ребенка сразу же возникла ассоциация с опасностью и потребность в послушании.

Как легко и правильно пережить кризис 1 года у ребенка?

  1. В период кризиса 1 года следует позволить малышу быть самостоятельным;

Если он хочет держать ложку сам, то стоит разрешить ему это сделать, но годовалый малыш обязательно должен пробовать кушать сам.

О питании ребенка старше года, как научить его кушать чисто и аккуратно, смотрите в интернет-курсе Едим с удовольствием: возвращаем аппетит ребенку>>>

Не препятствуйте, если малыш разбрасывает вещи, которые достал из ящика. Он изучает траекторию полета, учится строить взаимосвязи между предметами.

  1. Во время кризиса 1 года нужно разрешать ребенку ломать;

Взрослым стоит помогать своим детям набираться опыта. Например, построить с ними вместе башню из кубиков. Годовалый малыш обязательно ее разрушит, а родители, в свою очередь, должны заново построить замок.

Только после того, как ребенок научится ломать, он начнет строить вместе с родителями

Также обратите внимание на статью Как вести себя с ребенком?>>>

Важно! Ни в коем случае не следует в период кризиса 1 года ругать малыша за сломаную игрушку

Важно! Ни в коем случае не следует в период кризиса 1 года ругать малыша за сломаную игрушку

В кризис 1 года каждое действие с ребенком должно сопровождаться речью

Чем больше вы будете разговаривать с годовалым малышом, тем быстрее у него сформируется полноценная речь;
Еще одно немаловажное умение взрослых во время кризиса 1 года у ребенка – это умение правильно запрещать;. Запрет не должен содержать в себе отрицание

Запрет не должен содержать в себе отрицание.

  • Вы наверняка встречали уже такие ситуации, когда годовалому ребенку говорят: «Не лезь в лужу» и он обязательно наступит в нее;
  • Мама кричит вдогонку своему малышу: «Не упади» и видит, как тут же, на ее глазах, он совершает падение.

Это происходит потому, что мозг годовалого ребенка слышит вместо «не лезь» наоборот «лезь». А «не упади» воспринимается как «упади» и т.д. Читайте полезную статью по этому вопросу: Как объяснить ребенку, что нельзя?>>>

По возможности, следует стараться меньше произносить таких отрицательных фраз. Лучше заменить слово «нельзя» на слово «опасно».

  1. Во время кризиса 1 года не должно быть много запретов. Они обязательно должны согласовываться между всеми членами семьи;

Есть ситуации, когда без запретов не обойтись. Потакать во всем ребенку в 1 год конечно не стоит. Но запреты должны быть железобетонными. Если нельзя этого делать сегодня, значит, и завтра должно быть тоже самое.

Вся семья должна четко следовать установленным правилам. Если мама с папой не разрешают кушать шоколад ребенку в 1 год, значит и бабушка с дедушкой не должны покупать.

Помните! Запретов не должно быть больше 10. На одно «нельзя» должно быть три «можно». Это значит, что годовалому малышу стоит по возможности больше разрешать, чем запрещать.

Более подробно о правильных запретах и секретах общения с подросшим ребенком смотрите в интернет-курсе Мама-главная! Как повысить свой авторитет в глазах ребенка и избежать детских капризов>>>

  1. Во время кризиса 1 года ребенку следует больше позволять;

Детей мало интересуют дорогие игрушки. Они им быстро надоедают. Зато обычные бытовые вещи вызывают у них невероятный интерес.

Не нужно отвлекать ребенка или давать ему играть в детские игрушки, когда вы занимаетесь уборкой или готовите что-то на кухне;

Наоборот, дайте годовалому малышу попробовать пропылесосить или поиграть кусочком теста. Это прекрасно будет развивать его моторику, а значит, улучшит развитие головного мозга и речь.

Также ничего страшно не произойдет, если годовалый малыш потрогает грязь рукой или покопается в песке. Вымыть руки ничего не стоит, а вот сенсорные и тактильные ощущения ребенку в 1 год крайне важны.

Хоть вашему малышу недавно исполнился годик, полезна будет и статья Чем занять ребенка в 1,5 года?>>>

Созревание личности трехлетки

Преодоление кризиса укладывается в возрастные рамки 2-4 года. Пиковый момент приходится на достижение 3 лет. Ребенку необходимо осознать собственные силы. Первое, что делает малыш на этом пути, – изучает возможности своего тела: прыгает, лазает, принимает разные позы, манипулирует предметами взрослого мира, активно познает технику и электронику, осваивает первый настоящий (трехколесный) велосипед.

Нормально развивающиеся дети испытывают удовольствие от своего волеизъявления. Они противопоставляют собственные потребности и требования взрослых открыто и как будто назло. Упрямство – негативная, но необходимая форма поведения.

Преодолев столкновение интересов, человечки учатся своим первым компромиссам.

Наш опыт

Если ближе к трем годам вы начали чувствовать, что не справляетесь с ребенком… Не паникуйте. Это не потому что вы — плохая мать. Не потому, что вы допустили множество ошибок в воспитании. И это не значит, что ваш малыш теперь всегда будет упрямым и неуправляемым.

С подобной ситуацией сталкиваются многие мамы. Очень многие! Вы не одни. И с вами все нормально.

До 2,5 лет дочки я старательно изучала принципы воспитания без наказаний. Достигла в этом каких-то успехов. Вместо резких запретов старалась объяснять дочке, почему то или иное нельзя. На любые промахи малыша старалась реагировать с любовью.

Дочка часто шла мне навстречу, прислушивалась к моим словам… И вообще была просто ангелом, а не ребенком! Все у нас было почти идеально. А редкие «неидеальные» моменты удавалось решать мирно и с любовью.

Но где-то в 2,9 начали происходить резкие перемены. Дочка больше не желала слушать никакие доводы… На любые предложения можно было услышать только одно: «Нет!!»

Начались истерики. Без адекватного повода. Например, она могла закатить истерику, чтоб ей дали что-то, чего нет в доме. Или например, чтоб ей немедленно дали кашу, а каша еще не готова — варится на плите. Никакие доводы не помогали. Надо — и все!

К счастью, истерики быстро закончились. Но категорическое «нет» оставалось вплоть до трехлетия. Если раньше, пролив воду, она спокойно вытирала лужу тряпкой, то теперь она не соглашалась это сделать ни за что.

Категорически отказывалась убирать игрушки. Даже если на полу лежали всего две куклы. Отказывалась надевать трусы. Ходить в туалет. Ложиться спать (несколько раз даже засыпала на полу). Начала есть песок на улице. И делать все то, что я запрещала.

Но вскоре это прошло. И сейчас моя дочка хоть и не такая отзывчивая, как раньше… Но уже вполне спокойная. Иногда даже соглашается убрать часть игрушек.

Какие признаки определяют наступивший кризис

В трёхлетнем возрасте ребёнок начинает вести себя довольно странно, на взгляд родителей.

Л. С. Выготский выделил семь главных признаков, которые определяют наступивший кризис трёх лет, — так называемое «семизвездие симптомов»:

  • Негативизм – это отрицательная реакция, при которой ребёнок не делает того, что ему велел взрослый, или делает наоборот. В трёхлетнем возрасте негативизм обычно избирательный – ребёнок не слушается только одного родителя или воспитательницу, а к остальным относится нормально. Сделать наоборот – это главная цель действия. Малыш отказывается делать даже то, что ему нравится, — просто потому, что в данный момент это ему приказывает сделать кто-то другой.
  • Упрямство – при этом ребёнок настаивает на чём-то не потому, что ему этого сильно хочется, а только из-за того, что он это потребовал у взрослого. Ребёнок будет стоять на своём, даже если обстоятельства изменились.
  • Строптивость – негативная реакция, направленная против всего заведённого в семье (в садике, другом коллективе) порядка, а не против кого-то конкретного.
  • Своеволие – пожалуй, наиболее характерный и главный признак кризисного состояния. Ребёнок желает всё делать самостоятельно, он постоянно кричит: «Я сам!». Инициатива ребёнка, однако, ещё не соответствует его возможностям, и на этой почве у него происходят конфликты со взрослыми. При этом родители должны понимать, что стремление ребёнка к самостоятельности – абсолютно естественный и правильный процесс, и следует не препятствовать ему, а создавать условия, при которых он мог бы полноценно развиваться и удовлетворять познавательную потребность.
  • Протест-бунт – проявляется тогда, когда ребёнок чувствует, что его мнение не уважается взрослыми. Свой активный протест он выражает против прежних рамок и отношений, поскольку теперь он окончательно «вылупился из скорлупы» и жаждет самоутверждения.
  • Обесценивание – ребёнку становится неинтересно всё, что он раньше любил. Он начинает ломать свои игрушки, ругаться, обзывать родителей. Это тоже сигнализирует о том, что ценности ребёнка резко меняются, теперь он увлечён другими вещами, а старые ему только мешают.
  • Деспотизм – такое поведение он проявляет по отношению к близким людям, в том числе к родителям; он требует, чтобы они исполняли все его прихоти.

Один из положительных признаков взросления ребёнка в этот момент – это разговор о себе в первом лице. Данный фактор очень важен, поскольку свидетельствует о том, что у малыша появляется осознание собственного «я». Также он довольно часто начинает говорить «я сам» — значит, он осознаёт свои желания и намерения и хочет активно действовать.

Причины кризиса 3 лет у детей

Как вы уже знаете в период кризиса 3 лет у детей появляются такие особенности в поведении как: негативизм, своеволие, упрямство, агрессия и многие другие нежелательные проявления психики. Все эти особенности поведения объясняются тем, что ребёнок период 2,5 — 3,5 лет начинает осознавать себя самостоятельной личностью и проявлять собственную волю.

Острое протекание кризиса трех лет с истериками может быть следствием авторитарной модели воспитания в семье, ограничения личной инициативы  и самостоятельности ребёнка, неадекватного и частого применения наказаний и запретов, либо наоборот к обострению взаимоотношений ребенка со взрослыми будет способствовать такой стиль семейного воспитания как гиперопека, а также несогласованность и непоследовательность в требованиях к ребенку.

Чего делать нельзя

Многие молодые родители задаются одним вопросом: что нужно делать для того, чтобы не усугубить ситуацию? В большинстве случаев возрастные изменения у человека носят индивидуальный характер, поэтому в каждом отдельном случае нужно следовать исходя из сложившейся ситуации. Однако современные психологи выдвинули ряд рекомендаций, с помощью которых можно наладить отношения с собственным ребёнком.

В случае возникновения кризиса 3 лет у малыша ни в коем случае нельзя:

  1. Настаивать исключительно на собственном родительском «Я».
  2. Пытаться сломать волю и упрямство ребёнка.
  3. Лишать малыша самостоятельности.
  4. Постоянно ругать и наказывать за содеянное, особенно если малыш не понимает причину родительского гнева.
  5. Игнорировать мнение ребёнка.

Узнайте, как не ошибиться с размером одежды для ребенка и как правильно подобрать зимнюю обувь.

Рекомендации носят исключительно вспомогательный характер, но даже если ваши дети переносят кризис 3 лет спокойно и без лишних противоречий с окружающим миром, это не значит, что психика малыша не переживает сложных эмоциональных процессов. Поэтому в период становления личности вашего наследника постарайтесь отнестись к нему с пониманием и достойным терпением.

Важно! Игнорирование стремления малыша к взрослению и самостоятельности, попытки подчинить его влиянию взрослых могут негативно сказаться на его психике. В будущем вас может ждать подросток с сильными невротическими расстройствами, безвольный, с низким уровнем инициативы, либо, наоборот, упрямый и жестокий.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Клуб родителей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: