Основные аспекты
Возраст от периода новорожденности до годика-двух является периодом самого интенсивного развития. Как правило, все это время малыш проводит с матерью. Она любит кроху и способна многократно выполнять повторяющиеся действия и воспроизводить слова. Таким образом, у малыша в головке закрепляется самая разная информация, закладываются основы поведения на всю жизнь, развивается способность распознавать образы.
Психика грудничка устроена таким образом, что в раннем возрасте она впитывает всё, подобно губке. Увиденное и услышанное остается в подсознании, поэтому задача и даже ответственность родителей – следить за своим поведением перед ребенком, воспитывать его личность на своем положительном примере. Например, если мама любит поскандалить, все вопросы решать криком, неудивительно, что малыш в скором времени будет себя вести именно таким образом.
Воспитанием новорожденного и грудничка можно заниматься, ежедневно вслух общаясь с ним (даже если кажется, что он не слушает и не понимает). Согласно наблюдениям ученых, такие детки начинают раньше разговаривать и в целом имеют более высокий интеллектуальный уровень.
Воспитание и развитие крохи должны соответствовать его физиологической и психологической зрелости, т.е. различные воспитательные приемы следует применять в соответствии с возрастом малыша, забег вперед может только навредить неокрепшей детской психике.
Следует заметить! Принципы того, как воспитывать мальчика до 1 года, ничем не отличаются от рекомендаций по воспитанию девочек, так как в этом возрасте психологические различия между полами еще не заметны.
Этапы развития ребенка от рождения до года
Какие навыки должны развиться у ребенка к первому году?
Психология развития утверждает, что воспитание ребенка в период год и до двух лет – два должно обеспечить ему развитие следующих навыков:
- Самостоятельное передвижение по квартире.
- Выделение в окружающем его пространстве предметов, представляющих для него больший интерес, людей, более приятных ему в общении.
- Развитие автономности и независимости от родителей.
- Первые проявления любознательности и интереса к окружающему миру.
- Приобретение опыта первых видов самостоятельной деятельности.
Совместная деятельность – лучший способ воспитания
К двум годам ребенок становится еще активнее и любознательнее. У него развиваются познавательные процессы и начинают давать знать о себе первые зачатки характера
Очень важно, чтобы в это время от чувствовал полноценную поддержку со стороны родителей и других, значимых для него людей
Особенности воспитания ребенка в период от года до двух лет
На данном этапе развития поведение детей еще не устойчиво, требуется постоянный контроль со стороны родителей. Начиная с годовалого возраста следует стремиться сохранять у ребенка хорошее, позитивное настроение, играть с ним в веселые, познавательные игры, предназначенные для детей от года.
Развивающие игрушки для детей до 3-х лет должны обеспечить родители
Однако не только игры и беседы с ребенком являются элементами воспитания
Особое внимание следует также уделять:
- Умыванию, гигиеническим процедурам;
- Развитию культурных навыков;
- Одеванию;
- Внешнему виду;
- Режиму питания;
- Режиму сна;
- Общению с родителями и посторонними людьми;
- Общению со сверстниками;
- Понимают требований взрослого человека;
- Соблюдению порядка в доме.
Годовалый и полуторагодовалый малыш лучше всего запомнить ваши требования, если они будут преподнесены необычно. Избегайте в общении с ребенком грубого тона, это может привести к обратному результату – ребенок не захочет выполнять требования.
Воспитание самостоятельности ребенка до года
Еще один вопрос, вызывающий немало споров сторонников различных подходов к воспитанию, связан с развитием у младенца такого качества, как самостоятельность. С какого возраста ребенок должен спать отдельно от родителей?
Приучение малыша к самостоятельности
Также как в вопросе о детском плаче, мнения по поводу воспитания самостоятельности ребенка, также разделились. И если одни психологи настаивают на том, что и после года ребенок должен быть практически неразлучен с матерью (а близкий контакт позволит скомпенсировать стресс, полученный при рождении), другие настаивают на том, что чем раньше ребенок станет автономен от родителей, тем лучше это скажется на его развитии в будущем.
И воспитание любого ребенка от 1 до 2 лет не может обойтись без развития у него независимости и самостоятельности.
В 2 года дети умеют организовать самостоятельную игру
И хотя каждый из этих подходов по-своему оправдан, критерием правильности или неправильности воспитания может быть только состояние самого ребенка. Что советую сами психологи в такой ситуации?
- Родители, уделяющие много внимания своему ребенку до двух лет, не рискуют воспитать неуверенного в себе и боязливого человека. Интерес к окружающим людям и любознательность – это как раз те качества, воспитать которые возможно только в психологически благоприятной и комфортной среде.
- Исследования подтвердили, что родители, проводящие с детьми до двух лет достаточное количество времени, помогают им раскрыть в себе такие качества, как общительность, эмпатия (способность понять настроение другого человека), эмоциональная чуткость. Это достигается за счет того, что общение с родителями – это первый и, несомненно, бесценный опыт взаимодействия с людьми.
- Общаясь с ребёнком, не нужно стремиться выполнять за него всю работу, излишне опекая его. Родители, злоупотребляющие этим, лишают ребенка самостоятельного опыта деятельности.
- Приучать ребенка до двух лет к самостоятельному сну нужно постепенно. Если ребенок будет испытывать трудности и капризничать первое время, а также у него будут отмечаться проявления тревожности и страхов, переводить его в родительскую комнату не стоит. Достаточно лишь некоторое время посидеть возле его кровати, упокоить ребенка. Но делать это нужно не сразу, а постепенно.
Кризис 3-х лет может начаться гораздо раньше
Вот и сходила в магазин за хлебушком
Постарайтесь приурочить к прогулке все, что нужно сделать «во внешнем мире». Приготовьте мусор на выброс, составьте список покупок. Соблазн сбегать в магазин (ну вот же он, на первом этаже нашего дома), пока ребенок спит, очень велик. Будьте уверены: маленький тиран хорошо прикидывается. У него есть встроенный прибор, прекрасно определяющий ваше местонахождение. Он будет мирно спать, пока вы дома «перемыли всю посуду, вытерли полы повсюду, посадили средь цветов сорок розовых кустов»
Как только вы со всеми мыслимыми предосторожностями выскочите на минутку — до мусорного бака или киоска, младенец тут же узнает об этом. Пару раз попытавшись дрожащими руками вставить ключ в замочную скважину под дикий рев своего милого крошки, доносящийся из квартиры, я завязала с практикой «выскочить за хлебушком»
На улицу ходить нужно обязательно. Не только для выгула ребенка, но и для вас. Смена обстановки, свежий воздух и движение необходимы вам для обретения душевного равновесия. Пообщаетесь с другими молодыми мамочками, пожалуетесь, что «ваш вчера опять всю ночь выступал»… Глядишь, и полегчает. А может, повезет, и вы найдете с кем скооперироваться, чтобы по очереди присматривать за детьми и ходить за покупками и в детскую поликлинику. В компании всегда веселее. Опять же, есть с кем поговорить не только на уровне «агу, люли, гули».
Что и говорить, оказаться запертой в четырех стенах один на один с младенцем не так и просто, разве что вам попался «подарочный вариант», который только ест и спит. В противном случае вас спасет режим и прагматичный подход к ситуации, вкупе с долей сочувствия к себе. Если не вы, то кто вообще пожалеет? Главное — помните, что свет в конце тоннеля есть. Вернется отец ребенка, приедут бабушки и другие родственники. На худой конец, ребенок подрастет, научится разговаривать, станет лучше спать по ночам и меньше плакать. Ну, говорят, все дети рано или поздно начинают спать по ночам. Существует, знаете ли, такая теория…
Этап I: воспитание ребенка от рождения до 3 месяцев
Появившись на свет, новорожденный как никогда нуждается в близости матери, ее заботе, уходе и любви.
Гигиена ребенка. Крайне важным является поддержание гигиены малыша, т. к. гигиена — это основа основ здоровья крохи в настоящем и будущем. Одежда ребенка всегда должна быть сухой и чистой. Не допускается оставлять ребенка в мокрых пеленках или ползунках. Если малыш привыкнет находиться в мокром белье, то в дальнейшем это создаст трудности в приучении к горшку. Одежда, испачканная после приема пищи также должна заменяться на чистую и сухую.
Ежедневно по утрам необходимо проводить гигиенические процедуры. Подмывание и смена подгузника, утренние умывания скоро станут самыми настоящими полезными привычками.
Приучайте вашего малыша к аккуратности и чистоте с самого раннего детства.
Гимнастика
Немаловажной частью воспитания ребенка до года считается приучение к ежедневной гимнастике, массажу, выкладыванию на живот. В будущем подобные занятия станут незаменимой ежедневной зарядкой и помогут поддержанию отличной физической формы ребенка.
Режим
На данном этапе малыша начинают приучать к режиму. Как правило, ребенок сам вырабатывает удобный для себя режим: когда есть, когда спать, когда бодрствовать. Задача матери углядеть этот режим, который она может подкорректировать под ритм семьи и установленные в ней правила. Режим действительно очень важен для ребенка. Если малыш привык есть в одно и то же время, у него всегда будет хороший аппетит. Также происходит и со сном — привыкнув спать в определенные часы, малыш быстрее будет засыпать и спокойнее спать. Для мамы же это способ выкроить для себя немного времени, чтобы расслабиться, вздремнуть, либо заняться домашними делами. Помимо этого, режим будет полезен для ребенка в течение всего детства.
Развитие слуха и зрения. Начиная с первого этапа воспитания ребенка и на протяжении всех последующих очень важно постоянно говорить с малышом, петь ему, читать потешки и стихи. Дети любят рифму, поэтому простые стишки и потешки они всегда слушают с удовольствием. Стихи и песни помогут развить слуховые способности крохи. Можно понемногу обучать новорожденного играть с погремушками и любыми простыми вещами и предметами, игрушками в кроватке и в коляске. Ребенок будет учиться различать фактуру, зрительные образы, развивать слух.
Девять месяцев
Чтобы ребенок активно передвигался, следует разместить интересующие его игрушки и предметы в разных частях комнаты
Ну и конечно, ребенку в любом возрасте необходимо внимание и забота родителей, здоровое питание. Проводя время вместе с ребенком, родители могут наблюдать, как их малыш развивается и приобретает новые умения
Каждая мамочка старается уделить своему ребенку как можно больше внимания, особенно в его первые годы жизни. Однако большое количество времени они отдают составлению рациона крохи, выбору одежды и тщательному уходу за ребенком, при этом совершенно забывая о воспитании. Тем не менее именно в раннем возрасте закладываются основы поведения ребенка, формируется его характер и некоторые привычки. Так почему же мамы считают, что начало воспитания нужно откладывать до двух или трех лет? Попробуем опровергнуть данное мнение и уберечь многих молодых мам от ошибочных действий.
Просто вместе
— Мама, мама! Кись-кись! — дочка одной рукой тянет меня за джинсовую штанину, а другой указывает на огромного белесого кота.
Ей 1 год 3 месяца. Она очень миленькая, смешная, с пухлыми щечками и распахнутыми глазами.
На дворе июль. Жарко. Безбожно палит солнце. Мы живем на даче с минимумом удобств, но зато с печкой — за тридевять земель от Москвы.
Каждый наш день похож на предыдущий. И я уже тихо ненавижу это убивающее однообразие, этот опостылевший «режим». И затравленно присматриваю себе крепкое деревце, на котором смогла бы повеситься.
В девять подъем. Завтрак. Размазанная по столу каша. Посуда. Хлопоты по хозяйству. Прогулка. Падение с высоты собственного роста. Обед. Пролитый на пол суп. Посуда. Тихий час. Полдник. Опрокинутый стакан с соком. Прогулка. Ободранное колено. Ужин. Изгвазданный слюнявчик. Посуда. Игры. Шишка на лбу. Купание. Укладывание спать. Подобие личной жизни — книжка или телевизор. Слезная жалость к самой себе. Сон. А завтра все сначала.
После завтрака у нас традиционный променад — на трехколесном велосипедике по единственной деревенской дороге. И я заранее знаю, каким он будет… Едва завидев нас, шести-семилетние соседские детишки с оглушительным улюлюканьем побегут навстречу. Даша радостно поднимет к небу маленькую ручку в знак приветствия, а ребятня будет прыгать вокруг нее, сюсюкать и обнимать, ведь для них она — живая кукла.
Потом мы заедем на чей-нибудь участок для «общения по интересам». Интересы у нас с Дашей разные. Свои мне каждый раз приходится задвигать куда-то очень далеко. Вместо того чтобы безмятежно листать журнальчик, мы будем бегать по нескошенной траве за котом, падать и вставать, плакать и смеяться, рассматривать чужие игрушки, пытаться играть с более взрослыми девочками… И все это вместе. Не разлучаясь ни на секунду. Не отдаляясь ни на шаг.
— Мама, мама! Кись-кись! — Даша снова обращается ко мне. Ведь знает — мама рядом.
Я действительно стою рядом. Привязанная невидимой, но очень толстой веревкой. Как козочка к колышку. Могу делать все, что угодно — но только на длину веревки. Так что при всем своем желании я не в силах разделить Дашин восторг. Ее глаза сияют, в моих — слезы безнадежности. Ее мир — безграничен и удивителен. Мой — узок и выщипан по кругу.
Я смотрю на свое щекастое сокровище и совершенно не чувствую себя счастливой. А ведь у меня есть практически все, что нужно обычной женщине для счастья: прочный статус замужней дамы, замечательная дочка, интересная работа, где меня, кстати, давно заждались из декрета. У меня есть даже куда вывезти ребенка на лето — в эту девственную подмосковную глушь. Но я ничему не радуюсь. Я, как вулкан, извергаю раздражение.
Я живу на лоне природы, но мне не хватает воздуха. Жизни не хватает! Общения, эмоций, кокетства… Я задыхаюсь. Я устала. И даже знаю, от чего. Я устала от этой толстой веревки, которой намертво примотана к Даше. И мне стыдно признаться в этом даже самой себе.
Мы все время вместе. Как мама и мамонтенок, уцепившийся за ее хвост
Мое внимание, мое участие в Дашиной жизни требуется ежесекундно. Мой «хвост» всегда чувствует дыхание и «хобот» родного детеныша
И уже стонет от бесконечных дерганий.
Десятый месяц
В десятый месяц развития ребенка его навыки продолжают совершенствоваться. Человечек уже может вставать и стоять без поддержки, пытается ходить. Умеет сесть из положения стоя. Проворно ползает по всей квартире.
В этом возрасте игры у детей совершенствуются:
- Благодаря активному развитию мелкой моторики, ребенок уже может удержать в одной руке от двух до трех маленьких предметов. В 10 месяцев у крохи появляется ведущая рука;
- Детки понимают, как играть в игрушки: умеют катать машинку, собирать и разбирать пирамидку (кольца ставят пока не по порядку). Знают, как играть с неваляшкой, умеют строить башенку из двух кубиков;
- Ребенок может быть вовлечен в игру с детьми, если взрослые покажут ему, как это нужно делать;
- Детки любят вкладывать стаканчики друг в друга;
- Умеют катать, кидать мячик;
- Открывают, закрывают дверцы шкафов, выдвигают и задвигают ящики. Могут положить игрушку в шкаф или ящик;
- Перекладывают небольшие предметы в разные коробки и емкости;
- Начинают совмещать предметы, например, толкают мячик палочкой;
- С удовольствием играют с едой и водой;
- Начинают интересоваться конструкторами из крупных деталей, только пока не собирают, а разбирают их;
- Умеют перелистывать страницы картонных книжек.
Десятимесячные детки любят подражать взрослым, копируют их мимику. Используйте этот интерес маленького человечка, проговаривая с ним новые несложные слова. Кроха будет повторять их за вами.
В 10 месяцев дети хорошо запоминают названия животных, пародируют звуки, которые они произносят.
Ребенок может отреагировать на несложную просьбу: показать, спрятать, принести. Детки уже знают названия частей тела, показывают глазки, носик. Умеют обобщать понятия: например, показывают ручки у себя, у куклы, у папы, у девочки на картинке.
Подробнее об этом возрасте читайте в статье что должен уметь ребенок в 10 месяцев>>>
Уход и воспитание ребенка по месяцам: психология
Условно этот период можно разделить на 4 этапа. Первый — до трех месяцев — характеризуется появлением так называемого комплекса оживления. Это реакция малыша на маму, других близких. Дитя улыбается в ответ на их появление, двигает ручками, оживляется. И для родителей такая реакция является результатом ежедневного общения, ухода, любви и заботы.
До трех месяцев родители должны научить кроху немного времени развлекать себя самостоятельно, подавать знаки недовольства при необходимости смены подгузника, реагировать на обращение, звуки. Для этого с малышом нужно играть, много разговаривать, петь ему песенки. Все, что делает мама, необходимо комментировать. Таким образом, уже с новорожденности начинает формироваться пассивный словарный запас крохи, задатки общения, которые проявятся первым детским агуканьем.
Второй период развития длится до шести месяцев. Именно в это время происходит активное сенсорное, зрительное, эмоциональное развитие крохи. Психологи рекомендуют малышам включать приятную легкую музыку, колыбельные — это поможет развивать лепет
Необходимо знакомить дитя с богатством окружающего мира, привлекая внимание к разным звукам и называя их: водичка журчит, кошка мяукает, собачка гавкает. А ребенок, подражая маме, будет делать свои попытки повторять сказанное родителями
Именно подражание является основой развития шестимесячного крохи. На этом этапе взрослые должны удовлетворять любопытство ребенка, который познает свое тело. Мама или папа должны называть и показывать, где у него ручки, ножки, глазки, нос. Эти органы надо показывать и на себе.
Увеличение периода бодрствования позволяет маме уделять малышу и занятиям с ним больше внимания. Любовь и радость, которую дарят ему взрослые, становятся фундаментом его нравственного воспитания.
Третий воспитательный период длится до 9 месяцев. Дитя начинает заметно взрослеть, испытывая интерес ко всему окружающему, проявляя любознательность. Поскольку ползать и даже немного ходить малыш уже умеет, надо стимулировать его желание перемещаться по дому, не забывая при этом и о безопасности. Хвалите ребенка чаще. Начинайте приучать к горшку, присаживая после сна и кормления. Приучайте к режимным моментам. Проснувшись утром, надо идти с мамой умываться. Это вырабатывает гигиеническую привычку. Ребенок должен наблюдать, как мама застилает кроватку, убирает игрушки, акцентируя на порядке и чистоте в комнате. Надевание слюнявчика перед кормлением — еще один обязательный момент воспитания аккуратности и культуры приема пищи.
Каждое действие родители должны объяснять, комментировать, особенно это касается игрушек и движений с ними. Мячик катится, юла кружится, кукла поет — все это мама должна повторять несколько раз в день с улыбкой на лице, вызывая у крохи положительные эмоции. В этом возрасте ребенка знакомят со словом «нельзя». Разговаривать с крохой всегда надо ласково, тихо и доброжелательно. При этом не надо сюсюкать, искажая произношение слов.
Четвертый период длится до 12 месяцев. Полноценное воспитание означает тесное общение с крохой, единство мамы и ребенка.
Она должна стимулировать познавательную активность, закреплять умение ходить самостоятельно, прививать навыки действий с предметами, показывая, как это делать.
Воспитывать надо личным примером, прививая доброе отношение к животным, близким, другим детям. Надо хвалить дитя за попытки брать ложку в руки, кушать и пить самостоятельно, за правильные действия с игрушками, закреплять слово «нельзя». Запрет должен звучать категорично.
Психологи акцентируют, что в этом возрасте у малыша появляются первые страхи, например, боязнь незнакомцев
Важно прививать детям доброжелательное отношение ко всем людям и никогда никем не пугать
Также конец первого года знаменуется первым психологическим кризисом взросления. Мальчики и девочки проявляют непослушание, повторяют запрещенные родителями действия. Но это еще не вредность, а обычное желание познавать окружающий мир с настойчивостью, упрямством, повторениями
Родителям в таких случаях лучше всего переключать внимание крохи и не позволять капризничать, плакать
Как не избаловать ребёнка до года?
Как не избаловать ребёнка до года?
Как же избежать этой избалованности и с чего начать воспитание ребёнка до года? Не спеши: в первые два месяца ты можешь целиком и полностью вся отдаваться только процессу ухода за малышом. У вас с ним будет слишком много проблем, чтобы заниматься ещё и воспитанием. А вот к трём месяцам уже будь осторожна: ребёнок начинает понимать отношение окружающих к нему и пользоваться этим.
Соблюдение режима дня
Начни с того, что придерживайся определённого расписания дня: корми малыша, укладывай его спать, вози на прогулку только в строго определённое время. Это поможет к трём месяцам сориентировать его биологические часы. Если ты уже упустила этот момент, если ребёнок просит есть раньше положенного времени, нужно набраться сил и терпения и выдержать его истерики и слёзы. Трудно будет в первые три–четыре дня, а потом ребёнок поймёт, что его капризы безуспешны и подчинится тебе.
Самостоятельность
Начинай изредка оставлять его в комнате (в манеже или кровати) одного: он будет знать, что мама не всегда может находиться рядом, и вскоре научится терпеливо ждать тебя. Даже если он будет надрывно плакать, а тебе в это время будет казаться, что он сейчас умрёт от истерики, — выдержи это испытание. Через 3–4 таких истерики концерты прекратятся, и он будет тебя звать только в самых необходимых случаях.
Познание окружающего мира
Не будь слишком трепетной мамочкой, которая трясётся над каждым движением ребёнка, оберегая от всего внешнего мира. Начиная с 6 месяцев, ты должна предоставлять ребёнку определённую свободу. Тянется он к кружке с водой — дай ему схватить её. Даже если он опрокинет её на себя, отныне он будет знать, что это такое (конечно, речь идёт о холодной воде небольшого количества) — это будет его первый опыт, который ему так необходим. Хочется ему что-то потрогать, посмотреть — не мешай ему.
И ещё один очень важный момент: предупреди всех окружающих, кто имеет доступ к воспитанию ребёнка до года, о тех мерах, которые тобой предприняты: не давай им срывать сроки кормлений и брать малыша на руки без надобности. Умей быть настойчивой в этом вопросе, чтобы добиться самостоятельности малыша.
Месяц седьмой
У ребёнка формируется новый режим. Родители должны быть внимательны к крохе и помочь ему адаптироваться в этом. Малыш спит 13-14 часов в сутки. 10 часов ночью и два дневных сна по 1,5 или 2 часа. Нужно помогать ребёнку развивать речь, повторяя слова по несколько раз, показывая на предметы называть их.
Малыш в 7 месяцев уверенно ползает
Эмоциональная привязанность детей становится заметной. Малыш может расплакаться не только из чувства голода, но и от чувства тревоги, страха, незащищённости без мамы.
Ребёнок различает тон, с которым с ним разговаривают, необходимо использовать это для воспитания малыша, разговаривая с ним ласково или строго.
Распространенные ошибки родителей
Родители часто совершают типичные ошибки при воспитании малышей:
- Перекладывают ответственность на ребенка за свое раздражение.
- Отсутствует анализ собственного поведения.
- Нежелание отвечать за свое поведение. Для таких мам и пап не существует ошибочного отношения к ребенку.
- Отсутствие режима работы и отдыха. Переутомленные взрослые не способны спокойно разговаривать с малышом.
- Неумение четко излагать свои требования.
- Собственные проблемы перекладываются на ребенка. Мама была раздражена на работе, она резко разговаривает с малюткой.
- Нельзя требовать от крошки того, что взрослые не делают сами. Глупо просить его говорить спокойно, если сами родители кричат.
Такие ошибки и их последствия не позволяют воспитывать малыша эффективно.
Плач у ребенка от одного года
В возрасте от одного года до двух лет психология ребенка еще такова, что он еще не располагает средствами взаимодействия с родителями и единственным способом привлечь к себе внимание у него остается плач. Как правило, он может обозначать и жалобу на физическое состояние (когда у него болит живот, беспокоит неудобное положение в кровати и т.д.), и потребность во внимании, и фрустрация какой-либо потребности (голод, жажда и т.д.)
Плач у ребенка – способ заявить о себе
Как реагировать на детский плач? Чаще всего родителям в таких ситуация характерны две нездоровые крайности: одни бегут успокаивать своих детей сразу же, позабыв обо всех домашних делах
Другие предпочитают игнорировать его эмоциональные проявления, считая, что таким образом он просто пытается привлечь к себе внимание, а излишняя опека может испортить ребенка, разбаловав его
Как правило, первой точки зрения придерживаются сторонники детоцентристского подхода. Они считают абсолютно нормальным и естественным близкий контакт ребенка одного года и предпочитают не ограничивать ребенка в совместном времяпрепровождении. Второй, более традиционный подход, более строг. Его сторонники видят необходимость с самого раннего возраста отучать его требовать свое плачем и криком, переходя к более зрелым способам общения.
Не приучай к рукам!
Самая страшная установка, которая внушается молодым мамам — «детей нельзя приучать к рукам»… К счастью, современная психология давно доказала, что грудничок очень нуждается в тактильном контакте.
И если ваш ребенок не желает где-то лежать без вас — это не потому что вы его испортили. А потому что он не чувствует себя спокойно. Да, можно приучить малыша подолгу находиться в одиночестве. Человек ко всему привыкает. В детском доме малыши даже засыпают самостоятельно. Но разве им от этого лучше?
Если беспокойного ребенка не брать на руки — он рано или поздно смирится с этим. Он перестанет надеяться на помощь и защиту от вас
Но если вам важно гармоничное развитие вашего чада — лучше удовлетворять желания крохи, а не ухудшать ситуацию. Рано или поздно карапуз насытится тактильным контактом
Успокоится. И побежит изучать мир.
А как быть со своей спиной?
Согласна, бывает, что мама не может носить карапуза на себе по состоянию здоровья. С беспокойными грудничками нужно беречь свою спину. Не перенапрягаться. Носить в слинге, в котором нагрузка равномерно распределена по позвоночнику. Менять намотки. И чередовать ношение с отдыхом в виде кормления грудью.
Конечно, если у вас какие-то проблемы со здоровьем, придется отказаться от частого использования слинга. Придется как-то приспосабливаться к своей реальности. Например, заменять ношение на руках — кормлением грудью. Или активно отвлекать свое чадо игрушками. Можно попробовать качаться вместе с крохой в большом кресле-каталке, использовать фитнес-мяч…
Воспитание девочки
Воспитание девочки определяют особенности ее психологии. Девчонки эмоциональнее и тоньше, чем мальчишки. Основные принципы воспитания:
- формирование у девочки уверенности в собственной привлекательности;
- создавать уверенность, что требуется еще и внутренняя красота.
Из-за повышенной впечатлительности девочки ее рекомендуется воспитывать без наказаний, связанных с унижением.
С 2 до 3 лет
Девочки менее активны физически, чем мальчики. Но они быстрее развиваются творчески. Поэтому в этот период родители должны поощрять занятия рисованием, лепкой.
Но если малышка любит подвижные игры, стоит поощрять и их
Важно хвалить девочку, говорить ей комплименты
От 3 до 5 лет
В этом возрасте рекомендуется полностью исключить ложь при общении с ребенком. Все обещания требуется выполнять. На проявление ласки со стороны девочки следует отвечать лаской.
В подростковом возрасте
В подростковом возрасте от родителей требуется умение сопереживать дочери. В этом возрасте девочка тянется к матери. Мама должна стать ей лучшей подругой: терпеливой и участливой.
Как приучить годовалого ребенка к самостоятельности?
Как воспитывать ребенка в 1 год рождения? Это очень важный вопрос, в это время ложится фундамент будущей личности. От уровня серьезности, с которой родители отнесутся к этому вопросу, будет зависеть судьба их чада.
Родители должны знать психологию детей, чтобы вложить правильные понятия, которые помогут им по жизни.
Основные рекомендации по воспитанию самостоятельности:
- Обеспечьте полную автономность – купите отдельную кроватку, спать кладите в другой комнате, грудью кормите точно по времени.
- Когда малыш не спит, то не следует его надолго покидать, лучше, конечно, чтобы мама была дома, именно мама, а не няня.
- Не идите на поводу у плачущего малыша – не стоит постоянно все позволять, лишь потому, что услышали плач, иначе это может перерасти в привычку.
Воспитание детей до года подразумевает частичную заботу, всего должно быть в меру, но если ребенку не меньше 8 месяцев. Первые 8 месяцев должен быть полный контакт и забота о малыше.
Как найти золотую середину воспитания? Советы родителям
Прежде всего, необходимо определить, почему плачет ребенок. Несмотря на то, что в таком возрасте дети действительно капризны, за их плаче порой могут скрываться достаточно серьезные причины – например, чувство голода, жажды, или заболевание.
Несмотря на устоявшееся убеждение многих в том, что «плач полезен, так как он разрабатывает легкие и стимулирует дыхание ребенка», это, в любом случае – сигнал о том, что ребенок испытывает дискомфорт. А значит, так или иначе нуждается в родительской помощи. Кроме того, крик истощает человека физически, отнимая у него немало физических ресурсов.
Многие родители бояться сразу реагировать на плач ребенка, боясь избаловать его. На самом деле, избаловать его до двух лет, как мы указали, практически невозможно – это явление начинает давать знать о себе ближе к трем годам. Кроме того, как мы уже указывали – для детей такого возраста крик – это хоть уже и не единственный, но главный доступный им способ сообщить родителю о том, что его тревожит. Конечно же, по мере взросления ребенку нужно объяснять, что существую и другие способы выражения своего недовольства, обиды, дискомфорта и т.д. Но прежде нужно научиться реагировать на его проявления эмоций в простейшем виде.
Психология предупреждает: игнорирование детского плача зачастую приводит к развитию у него различных расстройств – от нарушения сна до неврозов
Именно поэтому важно очень мягко успокоить его, а затем принимать необходимые ему меры.
Пять месяцев
Именно в младенчестве предполагается активная работа взрослых по формированию речи
Ребенку важно слышать правильную речь взрослых. Пусть станет традицией прослушивание классической музыки, чтение стишков, пение мамы или бабушки колыбельных
Можно пропевать различные потешки на понравившийся малышу мотив.
Ребенок тонко чувствует интонацию, не понимая слов, улавливает смысл обращения и эмоцию. Малыш может продолжительное время забавлять себя и домашних гулением. Наблюдая за губами взрослого, пытается произносить гласные звуки.
Моторика пятого месяца развития малыша представлена следующими достижениями:
- уверенно поднимает не только голову, но и плечи,
- может недолго сидеть, опираясь на поставленные спереди руки,
- пытается перекладывать игрушку из одной руки в другую,
- учится держать бутылочку руками.
Малыш учится привлекать окружающих, издавая призывные звуки. Изменяются эмоции. Хнычет, если, испытывает дискомфорт, вызванный страхом от громкого звука или строгой интонации в голосе, изменением температуры тела. Может проявлять даже гнев, если, например, забрали игрушку.
В этот период увеличиваются периоды бодрствования, ребенок учится занимать себя новыми видами деятельности: следит за передвижением предметов в пространстве, делит людей на знакомых и неизвестных. «Речь» обогащается согласными – «б», «м» «п», «д».
Малыш знакомится с новыми для него предметами: ложкой, кружкой, тарелкой.
Месяц первый
Для новорожденного мальчика или девочки первый месяц самый трудный. Малыш попадает в совершенно новую непривычную среду. Он учится дышать, перестраивается пищеварительная система. Начинают формироваться зрение и слух.
Главная задача родителей – постараться создать ребенку самые комфортные условия с самой первой недели его жизни. Он прекрасно чувствует состояние матери, поэтому старайтесь не нервничать и не кричать, а дарить в этот месяц своему мальчику или девочке больше любви, заботы и ласки.
Воспитание с первого месяца до одного года состоит из ухода за новорожденным и игре с ним. Яркая, не очень громкая, адаптированная (0+) для ребенка возраста одного месяца погремушка – первая игрушка малыша. Он начинает поворачивать голову в сторону шума и искать глазами яркое пятно. Развивается цветовое зрение. Двигая погремушкой перед глазами крохи, учим его фиксировать взгляд.
Для развития слуха, кроме погремушки, нужно ласково разговаривать с малышом, что-нибудь негромко напевать.
Все детки разные. Правильно выбранный для каждого метод кормления поможет избежать многих проблем с пищеварением и психическим состоянием ребенка.
Как следует ухаживать за месячным ребенком, обычно рассказывает и показывает патронажная сестра и врач педиатр, которые обязаны посещать новорожденных с первого дня выписки из роддома.
Уход за новорожденным ребенком включает в себя:
Чистка ушей и носика, умывание, обработка пупка, подстригание ногтей, купание и подмывание
Нужно обратить внимание на то, что интимная гигиена мальчиков и девочек имеет некоторые отличия. В процессе подмывания девочек все движения выполняются от лобка в направлении копчика, а не наоборот.
Новорожденным обязательно делают массаж и легкую зарядку
Массаж помогает быстрее снизить тонус мышц, расслабить ручки и ножки.
В первый месяц нужно определить, когда малыш хочет, есть, спит и бодрствует. Тогда установление режима происходит без стресса, само собой
Важно понимать, что режим устанавливается не мамой, а самим ребёнком.