Зачем развивать у детей самостоятельность
Ребенок стремится к самостоятельности с тех пор, как начинает ходить. Ему все хочется потрогать, попробовать сделать самому. Это становится одной из частых причин капризного поведения.
Он не может объяснить словами свои потребности, одна из которых заключается в самостоятельности, способствующей его развитию. Если родители поощряют самостоятельные действия и способствуют развитию малыша, то на этой почве капризы возникают реже.
Часто маленькие дети хотят что-то сделать сами, но у них не получается, что является поводом для каприза. Предоставьте ребенку возможность проявить самостоятельность и помогите в том, с чем он не справляется (например, пусть он наденет ботинки, а вы затем застегнете на них замок-молнию).
С вашей поддержкой ребенок не станет капризничать и быстрее научится новому.
Порой родителям не хватает терпения развивать детскую самостоятельность , и они спешат все сделать за еще неумелого ребенка. Им невыносимо смотреть, как он пытается застегнуть пуговицы или сандалии.
Они кидаются ему помогать и не только мешают освоению новых умений, но и провоцируют таким образом капризы. Ведь ребенок с таким интересом пробовал сделать сам. Если такое повторяется несколько раз, то ребенок уже не хочет преодолевать трудности и при каждом подобном случае будет звать маму и требовать помощи.
Наблюдайте за ним со стороны и помогайте при необходимости. Дайте ему возможность поразмышлять над тем, как же это сделать, и не вмешивайтесь до поры. Помогая ребенку, не делайте все за него, просто подскажите, покажите, пусть и ему достанется часть работы.
Дети, которые быстро обучаются навыкам самообслуживания, более самостоятельные и менее капризные. Они многое могут сделать сами и не так зависят от мамы, поэтому не требуют ее присутствия и внимания ежеминутно. Обычно они прислушиваются к словам взрослых и понимают их, несмотря на возраст, с ними проще договориться.
Помощь родителям в приготовлении пищи
Большинство маленьких детей не в силах готовить полноценные блюда. Но находясь на кухне, они всегда могут помогать своим родителям, совершая простейшие действия: дети с четырех лет уже могут измерять количество ингредиентов, чистить продукты, перемешивать салаты и пр.
Главное — соблюдать меры безопасности, постоянно контролировать действия ребенка и при необходимости оказывать ему помощь. Не стоит позволять малышу пользоваться электрическими приборами и заостренным кухонным инвентарем. Занятия с детьми на кухне для многих родителей очень утомительны, но не стоит пренебрегать такой возможностью обучить ребенка самостоятельной работе и полезным навыкам.
Как нельзя развивать самостоятельность
При воспитании самостоятельности у детей очень важно ослабить родительский контроль ровно до такой границы, за которой уже начинается опасная для здоровья ребенка ситуация. То есть до черты опасности контроля нет или он минимальный и незаметный, за чертой — полный контроль, внимательный и тщательный.
К сожалению, многие родители допускают серьезные ошибки в воспитании самостоятельности у ребенка дошкольного возраста
Конечно, они делают это неосознанно, ведь у нас же никто не учится, как надо правильно воспитывать, родители не заканчивают педагогические и психологические курсы, воспитывают, как умеют или по образцу своих родителей. Итак, как нельзя:
Перехватывать у детей инициативу, говоря и показывая, как сделать быстрее, лучше, удобнее и т д. Этим вы только собьете малыша с толку. Да, трехлетка пока все делает медленно, ему за вами в скорости не угнаться. Но ему необходимо прийти к выводу самостоятельно. Только таким образом он это урок усвоит, пропустив его через свое восприятие и ощущения. Поэтому пусть сам найдет более быстрый способ, пусть делает сам свои открытия. К тому же самостоятельное исследование проблемы — это развитие у человека независимости
Не лишайте свое чадо такого бесценного качества.
В воспитании самостоятельности важно не перестараться и не допустить рискованных для жизни и здоровья малыша ситуаций. Обязательно страхуйте ребенка дошкольного возраста, когда он делает что-то, связанное с опасностью
Не надо просить его собрать мелкие пуговицы — он вполне может несколько проглотить. Желательно также в комнате малыша поставить мебель без острых углов, пока ему не исполнится по крайней мере, лет пять. До этого возраста дети очень неуклюжи, а острые углы весьма опасны не только для здоровья, но и для жизни. Набивать шишки и ссадины — это, конечно, неплохо, но в разумных пределах. Также и при прогулке на улице будьте бдительны: там много опасных ситуаций и предметов. Не стоит разрешать ребенку «самостоятельно» пробовать грязь и песок на вкус, воду из лужи и т д. Такие крайности ни к чему, его развитие от этого явно не будет более всесторонним.
Воспитывать жалостью нельзя. Часто родители, особенно если чадо выстраданное и долгожданное, стараются его всячески оберегать от любых житейских трудностей. Таким отношением можно только навредить. Жалость нужна, но в разумных пределах. Нет нужды сюсюкать с детьми дошкольного и любого другого возраста сверх меры, особенно с мальчиками, это сильно тормозит их развитие. И без того уже такой жалостливый подход привел к тому, что выросло целое поколение молодежи, мало приспособленной к защите семьи и вообще к созданию нормальных семей. А все из-за того, что в детстве мамы жалели своих отпрысков, долгое время считая их маленькими и беспомощными.
Инфантильный взрослый — жертва чрезмерной опеки в детском возрасте. Подумайте, ведь ребенку придется прожить всю эту длинную жизнь, преодолевая множество трудностей и различных ситуаций, чаще всего, не самых приятных. Ему придется создать семью, вырастить собственных детей.
Некоторым родителям, как ни грустно это допускать, но факт — просто удобно растить детей несамостоятельными, полностью зависящими от родителей. В этом случае мама уверена, что ее чадо в полной безопасности, не натворит ничего плохого, никуда не вляпается и будет послушно выполнять все, что о него требуется. Но такое воспитание ведет в никуда.
Возможно, он никуда и не вляпается, но и полностью раскрыться и расцвести как личность не сможет тоже. Он будет не в состоянии найти любимую работу, вообще дело по душе, потому что проведет всю жизнь на навязанной вами работе. Он не сможет организовать жизнь счастливой семьи, поскольку, скорее всего, вообще не женится/не выйдет замуж. А если и создаст семью, то будет тянуть свою лямку, независимо от того, какие отношения него со второй половиной. И своих собственных детей, скорее всего, ничему толковому он научить не сможет. Только послушанию, затюканности и тупому выполнению приказаний вышестоящих и старших по званию.
Запомните: успешный взрослый = самостоятельный ребенок.
Как воспитать в ребенке самостоятельность и ответственность?
Итак, переходим к действиям. Как научить ребенка самостоятельности?
Следите за тем, чтобы ваш ребенок видел возможные последствия невыполнения своих обещаний, а именно, привычной лени. Хорошим примером могут стать обычные незакрытые фломастеры. Не спешите делать это вместо малыша или покупать новую упаковку после того, как кроха обнаружит засохшие цвета. В первую очередь поспешите объяснить, что это результат его поведения. Объясняйте разумно. Не нужно ворчать, поправляя малыша. Он не может воспринять всерьез просьбу о том, что игрушки надо собрать с пола, чтобы бабушка не надрывала спину. Слово «надорвать» непонятно малышу, тем более, что бабуля уже неделю резво помогает в этом деле крохе. Лучше расскажите, что если вы убираете за него, то завтра у вас не будет сил испечь на завтрак блинчики, и семейству придется согласиться на обычную кашу.
Не забывайте конкретизировать задачи. Убираться до обеда, съесть кашу до прихода бабушки из ванной и так далее.
Не делайте за ребенка то, что он уже научился делать сам. Например, обуваться, собирать игрушки, одеваться на улицу. Не нужно торопить его, просто дайте ему спокойно сделать то, что он стремиться сделать лично
Пусть и в своем ритме, но он осуществит дело самостоятельно – а это важно для его эмоционального настроя. В следующий раз малыш будет делать все быстрее – как говорится, опыт и сноровка
Если у крохи не сразу все получается, не торопитесь помогать ему
Возможно, в чем кроется причина неудачи,он догадается уже через минуту, а может и через 10 минут. Но если ребенок не просит о помощи, значит, ему интересно самому найти решение – а это большой шаг к самостоятельности. Если малыш проявляет инициативу сделать что-то новое, не отказывайтесь. Услышав фразу “мама, я сам” – радуйтесь. Хочет помыть посуду, поставьте стульчик и дайте ему яркую губку. Не переживайте за пролившуюся воду, вы вытрите ее за 5 минут, а малыш станет более уверенным в себе.
Дорогие родители, помните, что гиперопека – главный враг самостоятельности. Не спешите ограждать ребенка от мелких неудач, и тогда он будет лучше оценивать свои поступки со стороны, а значит, активнее стремиться к успеху в том или ином маленьком деле. Для детей равноценно важны в первый раз завязанные шнурки и первая пятерка в школе. Главное, не забывайте о поощрении – каждый ребенок в душе будет рад похвале от мамы и папы, каким бы он самостоятельным не был.
Воспитываем самостоятельность с рождения и до шести месяцев
Первые месяцы жизни для ребенка являются очень важными, ведь именно в это время он получает более-менее устойчивые знания о том, каким образом нужно сообщить окружающему миру о своем рождении и существовании. Некоторые малыши улыбаются или издают негромкий писк, и теплые мамины ручки уже начинает заботиться о крохе. Некоторым деткам нужно разрыдаться или впасть в истерику, чтобы родители заметили малыша
Какие-то родители окутывают свое чадо нежностью на период болезни, а какие-то вообще обращают внимание на ребенка только тогда, когда это действительно нужно. Однако сразу надо отметить, что чуткость и внимательность нужно проявлять к ребенку с самого рождения, только так можно будет наладить с ним контакт
В будущем такой ребенок будет прислушиваться к вашим доводам и станет более открытым.
Связь самостоятельности с социумом
Также по мнению Т.В.Марковой, самостоятельность связана с другими людьми, без которых человек не может проявлять самостоятельность. Ведь если изолировать личность, у нее просто не будет необходимости проявлять самостоятельность от кого-либо.
Некоторые словари описывают самостоятельность как независимость и свободу человека от внешних воздействий.
Самостоятельный человек способен действовать без внешней поддержки, он не поддается на принуждения и не нуждается в помощи. Самостоятельный человек действует независимо, имеет свои собственные суждения, проявляет инициативность и решителен в своих действиях.
Психологи описывают самостоятельность, как проявление волевой личности, которое проявляется в том, что человек действует согласно собственной инициативы, он ставит перед собой цель, без помощи окружающих находит способы ее достижения и достигает ее.
В педагогических словарях под самостоятельностью понимается некоторое свойство характера, которое проявляется в том, что человек инициативен, имеет адекватную самооценку и чувствует личную ответственность за то, что он делает.
Также самостоятельность – это этап, на котором происходит становление личности человека. На протяжении жизни иногда человек встречается с необходимостью преодолевать этот этап.
Интересно то, что уже в младшем возрасте дети начинают стремиться к самостоятельности
Эта потребность становится очевидной уже в раннем детском возрасте, и важно развивать ее и поддерживать
Человек только в том случае сможет самостоятельно действовать, когда он в полном объеме усвоил данную деятельность и стал ее носителем.
Поэтому еще самостоятельность ребенка можно воспринимать, как период формирования целостной деятельности. Самостоятельность является критерием, овладел ли он этой деятельностью в полной мере.
Самостоятельность является одним из главных качеств личности человека. Она проявляется в том, что человек способен сам ставить перед собой конкретную цель, настойчиво своими силами добивается ее достижения, относится к этому очень ответственно, действует сознательно и проявляет инициативу не только в повседневной обстановке, но и в необычных условиях, которые требуют от него принятия нестандартных решений.
Советы психологов и практические рекомендации
Как воспитать в ребенке самостоятельность:
- Не вмешивайтесь, если ребенок не просит об этом. Однако всегда реагируйте на просьбы о помощи.
- Не критикуйте выбор ребенка и не чините препятствий, если этот выбор не несет потенциальной опасности. Малыш хочет надеть синие носки вместо предложенных мамой зеленых носков? Пусть проявит самостоятельность в принятии решений. Ребенок хочет перейти дорогу в неположенном месте? Вот здесь уже можно вмешиваться. При этом нельзя быть строгим надзирателем, который устанавливает запреты без объяснения причин. Расскажите крохе о том, какие последствия может повлечь нарушение правил дорожного движения.
- Постепенно снимайте с себя обязанности, которые ребенок может выполнять самостоятельно. Не делайте этого даже если вам комфортнее сделать какие-либо действия самостоятельно (одеть малыша, когда он копошиться, убрать игрушки, когда он ленится или покормить с ложки, если поджимает время).
- Предлагайте малышу несколько вариантов выбора, с возрастом увеличивая количество «ходов».Так подрастающий человечек научится не просто слепо выполнять распоряжения матери, а самостоятельно анализировать и выбирать.
Как воспитать в ребенке ответственность:
- Определите зоны ответственности ребенка (уборка комнаты, уход за домашними растениями или питомцами и т.д.).
- Позволяйте малышу встречаться с негативными последствиями своих действий (или их отсутствия). Так ребенок научится понимать и принимать тот факт, что нет никаких сторонних сил, которые позволят избежать ответственности. Упреки и пресловутые «словесные пинки» будут лишь раздражать ребенка. А вот когда он пропустит ошибку через себя, этот урок будет усвоен (пример: не просушил пальто — не смог выйти на прогулку).
- Не бойтесь вводить ограничения, которые обезопасят, обеспечат сохранность жизни и здоровья.
- Не переделывайте работу ребенка у него на глазах. Такие действия со стороны взрослого служат подтверждением ошибочной установки о том, что ответственность всегда можно на кого-то переложить.
Как воспитывать капризного ребенка? Советы психологов помогут вам!
Как мотивировать ребенка быть самостоятельным?
В детях самостоятельность воспитывать гораздо легче, если правильно их мотивировать. Несколько рекомендаций, как мотивировать ребенка и научить его быть самостоятельным:
- Продемонстрируйте малышу последствия его лени. Воспитанию в детях самостоятельности поспособствует, например, ситуация с фломастерами: если они засохнут из-за того, что малыш забыл их упаковать, не торопитесь покупать новые. Пусть рисует карандашами, а при намеке на покупку новых фломастеров говорите, что не уверены в рациональности покупки, ведь новые тоже могут засохнуть. Воспоминания об отсутствии фломастеров впоследствии будут мотивировать его следить за своими вещами, даже если не хочется.
- При воспитании ребенка будьте рациональны. Предположим, не заставляйте малыша раскладывать игрушки по местам после каждой игры. Дети дошкольного возраста возвращаются к прерванному виду деятельности через каждые 15-20 минут, потому уборка после игры будет занимать у него больше времени, чем все остальное. Попросите разложить игрушки по местам перед сном – один раз в день – это целесообразно, потому что они мешают комфортному передвижению в темноте. Такое объяснение будет понятно, а значит, ребенок научится полезной и разумной деятельности.
- Воспитание предполагает конкретизацию обязанностей. Объясняйте малышу, зачем ему их выполнять. Например: «После ужина убери свою тарелку и помой ее, чтоб в следующий раз ты ел из чистой посуды».
- Воспитывая в детях самостоятельность, четко формулируйте цель и смысл всего, что они делают. При воспитании ребенка не играйте на его самолюбии, откажитесь от выражений вроде «все дети сами обуваются» или «над тобой будут потешаться, когда увидят, что родители одевают тебя». Маленький человек не мотивируется негативом, лучше рассказать ему, сколько положительного принесет ему самостоятельность. Например: он успеет посмотреть начало мультфильма, нарисовать 5 картин, дольше покататься с горки.
- Развить в детях самостоятельность помогает периодические просьбы рассказать, каковы дальнейшие планы у малыша. В близлежащей перспективе, конечно. Он обязательно задумается, чем бы ему заняться, тем самым принимая решение и делая выбор.
Научить ребенка самостоятельности возможно при помощи настойчивости, даже при отсутствии ожидаемых результатов на первом этапе. Неудачи не должны становиться поводом для отказа от поставленных целей воспитания. Для детей самостоятельность – это возможность продемонстрировать свои умения и навыки и шанс стать цельной личностью в будущем.
Развитие самостоятельности в трудовой деятельности
Трудовая деятельность содержит множество возможностей для развития у ребенка осознанности и целенаправленности в своих действиях. Труд учит быть настойчивым в достижении поставленной цели.
Уже в самом раннем возрасте дети испытывают потребность в том, чтобы взаимодействовать с предметами из мира взрослых: они хотят мыть посуду, сами хотят пылесосить, накрывать на стол и др. Это желание проявляется во многих простых бытовых задачах. Бытовой труд – это очень хорошее средство воспитания самостоятельности у детей.
Старшие дошкольники начинают менять свое отношение к имеющимся у них обязанностям. Они начинают ответственно относится к своей работе. Ребенок учиться теперь делать что-либо не для себя, а для других. Он начинает проявлять инициативу, у него становится другое отношение к самому себе. Его самооценка становится более объективной.
Выполняя простейшие трудовые задачи, дошкольники начинают взаимодействовать друг с другом: они вместе распределяют свои обязанности, учатся договариваться, действовать так, чтобы у товарища была возможность продолжить это действие.
Дошкольники старшего возраста способны помогать друг друга, осуществлять контроль друг над другом и поправлять друг друга. Они любят проявлять инициативу и быть самостоятельными. Они не обижаются на оценку их труда, не склонны расхваливать самих себя, очень скромны при оценивании своей работы.
Очень важно приучать ребенка к элементарным бытовым работам, так как это позволяет привить самостоятельность ребенка, установить со взрослым особые отношения. Дети и взрослые оказывают друг другу настоящую взаимопомощь, координируют свои действия, распределяют роли
Если это отношения возникнуть до школы, то в дальнейшем они будут только развиваться.
Причины отсутствия самостоятельности
Проявление инициативы и самостоятельности у ребенка всегда зависит от родительского воспитания. И, если ребенок по мнению мамы и папы несамостоятелен, а по мнению школьной учительницы – безынициативный, не стоит все сразу списывать на плохие гены, плохого и ребенка и т.д. Стоит разобраться, а все ли правильно сделали сами родители, воспитывая своего ребенка.
Возможно, что ребенок просто привык, что абсолютно все делают за него. Принимают решения, что одеть, куда сходить, что посмотреть по телевизору. Даже за грудничков пытаются решить, где им следует ползать и во что играть.
Насмотревшись многочисленных передач по телевизору, начитавшись умных статей от медийных личностей в инстаграме, современные мамочки и папочки стремятся проявлять чрезмерную любовь к своему ребенку, опекать и оберегать его буквально от всех опасностей внешнего мира, чересчур заботиться о здоровье своего ненаглядного малыша, принимают все решения за него.
Авторитарное воспитание со стороны взрослых также негативно сказывается на проявление самостоятельности ребенка в будущем. Родители стараются контролировать действия ребенка, ограничивают его от всего, что может по той или иной причине негативно отразиться на ребенке по мнению родителей.
Руководить действиями ребенка кажется самым необходимым для правильного воспитания, ведь несмышленый малыш сам просто не в состоянии разобраться со всеми сложностями в своей жизни.
Непоследовательное воспитание в семье лишь запутывает ребенка, дезориентирует его. Присутствие вседозволенности со стороны бабушек, безразличие – со стороны отца, мамина строгость – все это мешает малышу осознавать, в каком направлении стоит действовать. И стоит ли действовать вообще. А во проявление постоянных истерик, тревоги у ребенка в этом случае гарантировано.
К сожалению, очень часто встречаются семьи, где родители предпочитают существовать отдельно от своих детей. Кормят, одевают, меняют подгузники. Выполняют необходимый минимум, чтобы ребенок мог существовать вполне комфортно.
Но вот только это всего лишь физический минимум. Родители совершенно не заинтересованы в своем ребенке, в развитии его как личности.
В наши дни все чаще можно услышать от родителей: «Ну это же ребенок!». Причем подобные фразы говорят и в случаях, когда ребенок прыгает в грязной луже, вымазавшись словно поросенок, и в случаях, когда ребенок обижает животных, кидается камнями в прохожих.
Попустительство со стороны родителей, вседозволенность для ребенка могут нанести непоправимый вред при формировании детской личности. И, если из такого чуда позже вырастет простой эгоист, это будет самым меньшим возможным для него плохим исходом.
Чем же так хороша демократическая позиция каждого члена семьи в узком кругу? Здесь сложно найти хоть один минус. Взаимоуважение родителей и детей, позитивное мышление, с которым растет ребенок, позволяет ему больше доверять взрослым и себе прежде всего.
Воспитание самостоятельности у детей: практические советы
Развитие у детей самостоятельности предполагает систематические и регулярные занятия с ними, а также терпение и мудрость.
Практические советы, которые помогут научить ребенка быть независимым и решительным:
Вдохновляйте малыша на новые свершения: не мешайте проявлять себя в попытках самостоятельности, поощряйте, хвалите, даже если у него пока не получается. Воспитывайте в ребенке уверенность и в следующий раз, приободренный вашими похвалами, он все сделает гораздо лучше.
Уделяйте больше времени малышу для оттачивания новых навыков, например, завязывать шнурки. Воспитание самостоятельности у крохи предполагает выполнение задачи не за него, а вместе с ним.
Ребенка научить чему-либо всегда легче с помощью игры. Монотонность дети не любят, а вот к занятиям с игровыми элементами всегда стремятся.
Самостоятельность в детях формируется и при помощи определения круга обязанностей, например, по дому. Это может быть уход за домашним питомцем, уборка игрушек или всей комнаты
Важно не поддаваться на капризы и отказы, иначе ребенок поймет, что вами легко манипулировать.
Воспитание у детей самостоятельности подразумевает объяснение, что такое ответственность и важность выполнения обещанного.
Научите ребенка делать выбор, предоставляйте ему возможность принимать решения: что надеть, что обуть, какую прическу сделать.
Просьбы родителей в чем-то помочь им развивают стойкую самостоятельность в детях. Попросите малыша помочь убрать вам на кухне, например
Обязательно хвалите за старания и поощряйте.
Научите ребенка жить по распорядку дня. Соблюдайте баланс между свободным времяпрепровождением и четкими режимными задачами. Контролируйте выполнение распорядка, самостоятельность в выполнении задач, но не навязчиво.
Помните, что ваш малыш – личность, а потому снисходительность при попытках научить ребенка быть инициативным неуместна. Покажите ему, как вы дорожите его мнением и самостоятельностью, и положительных результатов станет в разы больше.
Ранний возраст
Необходимо помнить, что не нужно выполнять за ребенка то, что он может сделать сам. Если ребенок уже научился, например, есть или одеваться без помощи взрослого, то дайте ему возможность делать это самостоятельно! Конечно, Вы можете одеть ребенка быстрее, чем он сделает это сам, или накормить его, не испачкав одежду и все вокруг, но тогда Вы будете мешать возрастанию самостоятельности ребенка.
Следует помогать ребенку только в том случае, если он сам просит взрослого о помощи. Не нужно вмешиваться в деятельность ребенка тогда, когда он чем-то занят, если он не просит Вас об этом
Конечно, взрослые зачастую лучше понимают, как выполнить то или иное действие, но важно дать возможность ребенку найти решение самостоятельно! Пусть он учится постигать какие-то вещи сам и делать маленькие открытия. Но родителям при этом следует быть разумными! Если ребенок делает что-то, представляющее опасность для него, то следует, конечно же, оградить его от этого, даже если он не просит об этом
Нужно всячески поощрять стремление к самостоятельности. В этом возрасте ребенок очень часто повторяет: «Я сам!». Важно не препятствовать ему в этом стремлении (конечно, в рамках разумного), всячески стимулировать его попытки самостоятельных действий. Очень часто родители на неумелые попытки своего чада что-то сделать самостоятельно реагируют так: «Не мешай!», «Отойди», «Ты еще маленький, не справишься, я сам(а) все сделаю» и т.д. Старайтесь давать ребенку возможность попробовать свои силы. Хочет он помыть пол, — дайте ему ведерко и тряпку. Вам потребуется потом всего несколько минут, чтобы незаметно убрать за ним лужи, образовавшиеся в результате его труда, но зато у ребенка будут формироваться навыки не только самостоятельности, но и трудолюбия. Хочет он постирать свой носовой платочек? Позвольте ему сделать это. Ничего страшного, если потом Вам придется перестирать его, ведь в данный момент не столь важен конечный результат. Поддерживайте ребенка и одобряйте его действия — ведь он так нуждается в этом. Главное не делать предметом насмешек его неумелые попытки. Ведь от малыша порой требуется очень много усилий для того, чтобы сделать то, что взрослому кажется простым и несложным. Если у ребенка что-то не получается, можно деликатно объяснить ему ошибку и обязательно подбодрить, помочь ему поверить в то, что у него обязательно все получится.