Признаки агрессии у ребенка 4-5 лет
• попытки причинить вред другим детям – толкнуть, ударить, укусить, обозвать;
• осознанная порча вещей: игрушек, мебели, предметов декора в доме и за его пределами;
• провокация на ответную агрессию. Чадо ведет себя неподобающим образом с родителями, воспитателями, ровесниками;
• осознанное непослушание – ребенок категорически отказывается делать то, что просят, чтобы рассердить родителей, воспитателей.
Если имеет место описанная ситуация, необходимо срочно задаться вопросом ее нормализации. Вспышки гнева и приступы агрессии нужно устранить немедля, чтобы ребенок не навредил себе или другим.
Правила поведения для детей и взрослых.
Прислушавшись к следующим советам, процесс воспитания вашего чада преобразуется новыми идеями и возможностями по разрешению конфликтных ситуаций.
Для родителей:
в случае нескольких детей в семье каждому уделить должное внимание;
наладить семейные отношения между всеми членами семьи;
зная, что будет агрессивное поведение после ваших слов или действий, по возможности исключить их;
установить наличие всех семейных проблем для их устранения;
при первых признаках агрессии перенаправить (отвлечь) малыша в положительное русло;
при каждом конфликте в семье не боятся напоминать всем присутствующим, что на вас смотрит малыш и копирует модель поведения;
не обзывать ребенка ни при каких обстоятельствах;
привить малышу навыки общению со сверстниками;
если все в порядке, а поведение малыша остается агрессивным, обратиться за помощью к специалистам (психологу, невропатологу);
агрессивные меры воспитания (угол, на колени, шлепки) приводят к такому же ответу;
не сравнивать свое чадо с лучшими детьми;
не употреблять слово «плохой», не занижать детскую самооценку;
любить дитя, несмотря на его поведение, и каждый раз демонстрировать ему свое отношение;
не разрешать непоседе направлять в человека или животного детским оружием, даже в игре.
Разговаривайте, объясняйте все мотивы и следствия поведения, уговаривайте и договаривайтесь с ним. Малыш также научится обговаривать с вами свое негодование и чувство, будет выражать словами свои эмоции.
Агрессивное поведение ребенка, ее причины и последствия можно предупредить, если вы будете регулярно хвалить малыша.
Коррекционные занятия с детьми заключаются в проигрывании конфликтной ситуации как театральное представление; в обучении ругаться и кричать в приемлемой для общества форме; в помощи в общении с окружающими людьми; в умении совладать со своими эмоциями.
Широко распространено понятие агрессивные дети. Причины и последствия детской агрессии не должны считаться только негативом. У каждой медали есть две стороны, в агрессивном поведении есть и хорошая сторона. Направьте детскую агрессию на достижение целей, преодоление трудностей, завоевания и объединения коллектива, самовыражения в социуме.
Понятие агрессии и ее виды.
Детская агрессия является естественным процессом развития поведения.
Ребенок проявляет агрессию в первый год жизни неосознанно. Переходя на второй год жизни, ребенок стремится к выражению себя как личность. Дети трех лет вполне способны выразить свое недовольство и агрессивное поведение.
Выделяют два основных вида детской агрессии:
- прямая (вербальная);
- косвенная (невербальная).
Прямая агрессия — это выражение негатива конкретному обидчику. Она выражается как мимикой и жестами, так и физической расправой (удары и драки, порча вещей).
Косвенная — перенос своих эмоций на младших детей, сверстников, игрушки.
Еще одним видом агрессии выступает аутогрессия — выражается в самообвинении, нанесении самому себе телесных наказаний.
Что же толкает деток, и с какими причинами связана детская агрессивность?
Советы психологов родителям агрессивных детей
Малышу – особенно если речь идет о мальчике, или о ребенке вообще достаточно подвижном, активном, склонном легко возбуждаться, — нужно предоставлять как можно больше возможностей для «выплеска» энергии. Если он основную часть своего времени проводит, уткнувшись в телефон или планшет – не удивляйтесь, что спустя время он начинает вести себя не совсем адекватно и искать способы выразить агрессию.
Гораздо лучшим способом времяпровождения являются активные игры на свежем воздухе – игра в мяч, лазанье по деревьям, догонялки. Дома выручат спортивные комплексы и общие дела с родными — посильная помощь и чувство нужности вместо отрицательных эмоций вызовут самоуважение, а значит, помогут научить отвечать на поступки других людей и избежать многих конфликтов.
Отличным способом разнообразить досуг и эмоционально разрядиться для детей станет посещение спортивной секции. Дома также можно дать ребятам возможность проводить время активно: обустроить для них спортивный уголок, играть в бой подушками или устроить веселую борьбу, игру в «щекотки».
Любого дошкольника необходимо с самого раннего возраста постоянно учить понимать и принимать свои эмоции. Здесь основными «врагами» становятся фразы, которые почему-то широко распространены в нашем обществе, призывающие ребенка отказаться от проявления эмоций и во что бы то ни стало не демонстрировать своей злости или огорчения – даже если они вполне уместны, и вызваны сложившимися обстоятельствами.
Например, когда малышу делают прививку – ему на самом деле больно и страшно, он пытается сопротивляться, дергает маму — и его тут же начинают стыдить: «Как ты себя ведешь!», «Такой большой, а плачешь… Вот тебя сейчас милиционер заберет!», «А медсестра еще укол сделает, большой иголкой!».
Трудности «маски приличия»
Взрослые призывают ребенка постоянно сохранять этакую «маску приличности и удобства», и ни в коем случае не показывать своей злости или раздражения. Все это приводит к тому, что агрессия все равно проявится – в другом месте, в другое время, когда она будет совершенно неуместна.
И опять заботливые взрослые начнут стыдить с удвоенным энтузиазмом… Как вести себя правильно? Стоит просто помогать как девочке, так и мальчику понимать, что своих эмоций стесняться не стоит. Вместо того чтобы стыдить, озвучить то, что на самом деле сейчас происходит с ним и поддержать: «Тебе больно, поэтому ты плачешь, но нужно немного потерпеть, все пройдет и мы займемся твоим любимым…», «Ты злишься, потому что я не купила тебе игрушку – я понимаю, но сегодня купить ее не могу».
И навсегда вычеркнуть из своего словарного запаса фразы из серии «Мальчики не плачут» и «Хорошие девочки так себя не ведут», если не хотите обеспечить своему малышу эмоциональные проблемы в будущем.
Попробуйте начать с себя! Ребенок неосознанно копирует поведение наиболее близких ему людей. Поэтому следите за тем, как взрослые в семье привыкли выражать эмоции. Может ли мама объяснить, что она устала и поэтому выглядит грустной, — или будет пытаться всеми силами сохранить «хорошую мину при плохой игре», и в результате все закончится скандалом?
Может ли папа сказать о том, что он рассержен и злится из-за того, что поссорился с начальником – или отлупит сына за очередную двойку, чтобы выплеснуть свое негодование?
Спокойная атмосфера дома
Еще одним важным фактором в профилактике детской агрессии является спокойная, доброжелательная атмосфера в семье. Ребенок должен получать достаточно тепла и уважения, чувствовать себя значимым и уверенным – в таком случае поводы для проявления враждебности у него будут сведены к минимуму.
Будет очень хорошо, если даже с таким маленьким ребятенком обсуждаются поступки других людей: детей и взрослых, которые наблюдаются на улице, в книгах. Все, что видит ребенок, оценивается им так или иначе, и в наших силах помочь выработать правильное отношение к различным ситуациям, выработать правильную линию поведения и навсегда избавиться неконтролируемой агрессии.
Катастрофа XXI века
На сегодняшний день каждый человек, даже не являющийся специалистом в области психологии и педагогики, может с легкостью заметить, какими быстрыми темпами вырастает количество агрессивных детей. Естественно, этому способствуют много факторов:
- Социальные условия;
- Пробелы в семейном воспитании;
- Родовые патологии, приводящие к повреждению мозга;
- Безразличные к проблемам ребенка родители и учителя;
- Средства массовой информации, фильмы и компьютерные игры, в которых идет активная пропаганда насилия.
На самом деле причин очень много
Однако, проблема столь серьезна и актуальна, что сегодня нужно обратить на это особое внимание
Ведь при рождении у ребенка всего 2 способа реагирования на разные стимулы: удовольствие или неудовольствие. И когда малыш сыт, чист и у него нет никаких болей, то ребенок проявляет только положительные эмоции – это может быть улыбка, спокойное наблюдение за окружающими и даже спокойный сон. В тех случаях, когда у малыша есть какой-то дискомфорт, то у него появляется недовольство: он начинает плакать, кричать и тому подобное.
Разновидности детской агрессии
- Физическая враждебность. Выражаться она может в систематических провокациях к драке, а также в порче вещей. Агрессивный ребенок такого типа позволяет себе жестоко обращаться с животными, что должно однозначно встревожить родителей и педагогов.
- Вербальная (словесная) враждебность. Такие шумные дети часто становятся большой проблемой для их пап и мам, а также для представителей воспитательных учреждений. Крики и ругань — естественное состояние маленьких забияк с вербальной агрессией.
- Негативизм. Быть в постоянной оппозиции становится нормой для юных бунтарей. При этом их не пугает одиночество, потому что им комфортно находиться в компании самих себя.
- Косвенная агрессия. Дети с такой моделью поведения не кидаются в драку, но при этом довольно агрессивны. Они могут топать ногами, истерить и организовывать травлю своих ровесников, отпуская в их адрес злобные шутки и наделяя обидными прозвищами одногодок.
- Самоагрессия. В этом случае накопившийся негатив или обида на ближайшее окружение может сыграть с ребенком злую шутку. Аутоагрессия опасна тем, что она становится разрушительным фактором для еще несформировавшейся личности.
Какой он, агрессивный ребенок?
Для того, чтобы понять и помочь агрессивному ребенку, необходимо суметь распознать его среди других. Ведь у агрессивного ребенка есть отличительные черты, о которых должен знать как родители, так и специалисты, работающие с детьми.
В настоящее время, наверно, нет ни одного коллектива (класса, группы в садике) в котором бы не было агрессивного ребенка. Это ребенок, который спровоцирует все конфликты, он может нападать на других детей, чтобы брать их игрушки, может обзывать других, драться с ними и тому подобное.
Конечно, с таким ребенком не просто, ведь он причиняет много огорчения как родителям, так и воспитателям и учителям
Но все же важно понять и принять один факт: ребенок, который постоянно показывает агрессивное поведение, больше других нуждается в помощи, понимании, в ласке и любви взрослого
Очень важно, чтобы взрослые понимали, что такое поведение – это крик о помощи. Таким способом ребенок проявляет свой внутренний дискомфорт
И, так как он просто не может адекватно реагировать на все это, то он прибегает к агрессии.
Зачастую агрессивный ребенок воспринимает самого себя изгоем, ему кажется, что он никому не нужен. А это исходит из жестокого отношения или же безразличия родителей к ребенку. Когда нарушаются отношения между родителями и ребенком, то у него появляется чувство, что его никто не любит
Последствием этого становятся попытки ребенка во что бы то ни стало привлечь внимание взрослых, окружающих, чтобы почувствовать себя нужным. Конечно, для нас, взрослых, ясно, что это дорога не может принести ребенку нужных результатов, но сам ребенок этого не может понять
Да и других путей для удовлетворения своей потребности в любви и внимании он не знает.
Агрессивному ребенку также свойственна подозрительность, осторожность. Они с легкостью могут попытаться повесить на других собственную вину
Они не могут понять свою агрессию и не понимают, что причиняют страх и беспокойства другим. Вместо этого, им кажется, что все дети против них, что это они хотят обидеть и причинить боль им. И всё это ведет агрессивного ребенка в тупик: он боится и злится на других детей, а сами дети боятся и ненавидят его. И в этом случае, очень важна роль взрослого, который поймет и вовремя вмешается, чтобы помочь и наладить трудную ситуацию.
Как бы там ни было, важно понимать, что ребенок не видит себя со стороны и не может контролировать свое поведение. А это означает, что когда взрослые видят проявление детской и даже подростковой агрессии, они обязательно должны вмешаться
Вмешательство взрослых должно быть направлено на искоренение конфликтных ситуаций и уменьшение агрессии у ребенка или подростка.
Обезопасить ребенка от моих проявлений агрессии можно тремя способами:
- сдержаться,
- научить ребенка защищаться от моих проявлений самого,
- изменить себя так, чтобы либо проявления стали безопасны для ребенка, либо оснований для агрессии по отношению к нему стало как можно меньше.
Сдерживаться умеют все, но это выходит не всегда, и большая сдержанность имеет очень неприятный побочный эффект. К сожалению, наше сознание так устроено, что сдерживать мы можем только все душевные порывы, а не какие-то отдельные. И сдерживая злость, теряем способность проявлять с такой же силой душевное тепло… Так что это не лучший вариант.
Научить ребенка защищаться – хороший метод, но лучше сочетать его с третьим. И использовать в крайних случаях, а не перекладывать на детку ответственность за мои нервные выплески. И этот путь доступен не с рождения ребенка, а с момента, когда он сможет понимать и учиться. Обычно, года в 3-4, не раньше. И до этого возраста желательно дожить без потерь.
А там уже придумать понятное объяснение. Например, что у мамы внутри есть спящая «злюка», которая пока не выгоняется и иногда просыпается и начинает делать гадости и маме, и детке. Поэтому детка может прогонять «злюку», говоря – «злюка, уходи», либо прячась в условленное место, либо еще как-то, как вы придумаете. И еще детка должна понимать, что когда мама ведет себя вот так-то, то это не мама перестала любить (для малыша – это самое страшное), а просто вместо мамы начала действовать «злюка». И когда «злюка» снова уснет, мама вернется и опять будет любить.
Могут быть и другие способы объяснения. Например – совсем правдивый (дети постарше вполне способны это понять) – что мама сейчас злится и ничего с собой сделать не может, что это не специально на ребенка, это ей внутри плохо и не получается это не проявлять. Можно придумать и другие варианты, понятные вашему ребенку. Или не объяснять ничего, а просто договориться – когда я начинаю проявлять себя так-то, ты действуешь так-то, иначе нам всем будет намного хуже.
Важно донести до ребенка – что вы (или другой родитель, можно то же рассказать про другого) так себя ведете не нарочно, и что вы все равно в глубине души ребенка любить не перестаете, даже когда проявляете совсем иное. Это самые главные основы психологической безопасности и защиты ребенка от возможности душевной травмы в связи с вашими агрессивными проявлениями
Изменять себя, как я написала, можно двумя путями. Внешний путь – изменение поведения без, или почти без применения сдержанности. Например, я использовала в свое время такой способ – когда дети меня доставали и хотелось на них страшно наорать, я вместо этого начинала громко и эмоционально рассказывать им свои переживания по их же поводу (это, правда, работает хорошо с детками не младше 5 лет, совсем мелкие не так воспринимают разницу в направленности чувств).
Обычно, дети тут же переставали безобразничать, начинали меня понимать и давать советы, как мне быть, чтобы исправить ситуацию или изменить чувства в связи с ней. И вместо скандала через некоторое время (занятое моими «излияниями») начинался диалог и поиск удобного для всех решения, чтобы всем было хорошо. То есть – я переводила таким образом направление своего «выплеска» с самих детей на «выплеск в их присутствии», но не направленный на них. (Нечто подобное мы делаем, когда делимся какими-то неприятными переживаниями с подружкой – рассказывая о них, пребывая в них, возможно, проживая их перед подружкой, но не направляя на нее.)
Есть и другие способы изменения поведения в случае, когда волна агрессии поднимается – самое простое – это быстро перевести силу эмоции в какое-нибудь безопасное физическое действие – начать отжиматься, приседать, стучать по боксерской груше, бегать, прыгать и т. п. Главное, чтобы было ощущение, что на действие расходуется именно эта сила. Есть и более творческие способы трансформации агрессии, описанные в специальной литературе – в интернете их несложно найти и выбрать что-нибудь себе по вкусу.
Формы и цели агрессии у детей
- Физическая – выражается в физическом воздействии на окружающих или в умышленной порче предметов. Ребёнок бьёт, толкает, кусает других детей, бросает или нарочно ломает предметы.
- Вербальная – осуществляется в устной форме. К ней относятся: оскорбления, угрозы, крик, ругань.
- Косвенная – непрямая агрессия. Это сплетни, жалобы, показные истерики, разжигание конфликтов среди сверстников, умышленное нарушение правил, принятых в коллективе.
Проявляя агрессию, дети преследуют разные цели. Для одного малыша это способ добиться определенной цели, получить желаемое. Для другого – способ защититься от обидчика или отомстить ему.
Некоторые дети, попав в новый коллектив, оказавшись среди незнакомых людей, стремятся обратить на себя всеобщее внимание, и не находят ничего лучше, чем шокировать окружающих своим поведением. Для кого-то враждебность в адрес сверстников – это попытка заработать авторитет, почувствовать своё превосходство или уникальность
Синдром дефицита внимания встречается чаще у мальчиков, чем у девочек.
Подростковая агрессия
— Могут ли оказывать влияние на проявление агрессии возрастные особенности?
— В подростковом возрасте идут мощные гормональные всплески, ребенок хочет себя реализовать как лидер
И если по каким-то причинам этого не происходит, у 12-летнего подростка возникает желание обидеть кого-либо и таким образом привлечь к себе внимание. Такая деформация нормального поведения означает одно — срабатывает защитный механизм
— Получается, что понятие «трудный подросток» можно рассматривать под разным углом зрения: кто для кого труден — он для общества или общество для него?
— Занимаясь изучением творческих способностей детей,
В моей практике был потрясающий случай по своей абсурдности: ребенка третьего класса посадили на таблетки, сказав, что он:
- глуп
- жесток
- всех бьет и так далее.
Результаты тестов показали высокий уровень интеллекта и творческих способностей. И учитель попросил не говорить этого никому. Коллектив провоцирует агрессивное поведение одного из его членов.
В воспитании должен присутствовать здоровый авторитаризм
Еще один «стимул» агрессии — деление на:
- богатых
- и бедных.
Особенно ярко это проявляется в младших классах. Когда ребенок приходит:
- с дорогим мобильным телефоном
- в красивой одежде
- с множеством современных аксессуаров
вот тогда и начинается: отнял, бросил, ударил. Так рождается своеобразный протест против неофициального неравенства.
— Может ли способствовать росту агрессии внутренняя политика страны? Например, в США, где не редки случаи вооруженного нападения на студентов колледжей, разрешена продажа оружия.
— В государстве должны работать сдерживающие факторы, но они не должны превращаться в тотальное давление, например, как было раньше — не примут в комсомол и так далее.
Демократия — это палка о двух концах. В плане семейной психологии демократические отношения необходимы, но ребенка до какого-то возраста нужно «пеленать», в воспитании должен присутствовать здоровый авторитаризм. В моей консультационной практике был поразительный случай, когда один папа демократического настроя никак не мог объяснить сыну, что он от него хотел.
Это же касается и средств массовой информации, которые оказывают сильное влияние на формирование мировоззрения молодого человека. В СМИ должна быть здоровая цензура.
— Как бороться с проявлением жестокости, как предупредить ее?
— В школы нужно приглашать специалистов, которые помогут найти выход отрицательной энергии, эмоциональной разгрузки детей.
Я вижу решение проблемы в:
- организации психологических тренингов
- организации психологических консультаций
- популяризации психологической науки среди родителей, учителей и детей.
Большую роль в психологической разгрузке играет занятие спортом. Спорт:
- тренирует характер
- дает выход негативной энергии и эмоциям.
В определенной степени агрессия нужна для того, чтобы постоять за себя. И чтобы она не переросла за рамки разумной, чтобы гнев не стал слепой яростью, лучше уж пусть он превратиться в спортивную злость, достойный выход которой всегда будет найден.
Встройте «Правду.Ру» в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:
Подпишитесь на наш канал в или в
Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google
Также будем рады вам в наших сообществах во , Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках…
Причины появления детской агрессии
Наследственная предрасположенность. В некоторых случаях многое мы берем от своих предков, что является природным и вполне объяснимым. Генетика — это наука, которая объясняет влияние заложенных задатков на ребенка. При агрессивных родителях малыш часто получает наследственность такого же рода, что станет для него большой проблемой в дальнейшей жизни.
Склад темперамента. Даже у спокойных родителей может появиться ребенок-холерик, который станет бурно проявлять свои эмоции. Контролировать ему себя при этом бывает крайне сложно, потому что отсутствует еще жизненный опыт и самодисциплина. К тому же гиперактивность маленького непоседы часто требует выплеска эмоций, которые не всегда являются позитивными для окружающих.
Неправильная модель воспитания. Хвалить свое чадо нужно, но без явного перебора при этом процессе. Чрезмерное потакательство детским желаниям и причудам может привести к агрессии ребенка при малейшем отказе от озвученной им просьбы. Выражается протест часто в виде истерики и даже попытки ударить слабохарактерного родителя.
Некорректная критика. Порицание должно присутствовать в воспитательном процессе любого ребенка, но оно обязано быть всегда взвешенным и уместным. Маленькая личность может взбунтоваться, если ее унижают на глазах у посторонних людей. Каждый взрослый человек не потерпит подобного отношения к себе, но это почему-то забывается, когда речь идет о маленькой личности.
Критический возраст. Специалисты утверждают, что в определенное время у детей наблюдаются некие вспышки агрессии. Это касается периода, когда ребенку исполняется три года, семь и двенадцать-четырнадцать лет. Следует отметить, что при этом агрессия будет иметь разную природу образования. Это неудивительно, потому что при изучении окружающего мира маленький исследователь набирается опыта, и его пожелания резко меняются.
Подражание сверстникам. Чужой пример не всегда является положительным, когда дело касается агрессии в детском возрасте. Очень часто ребенок начинает копировать поведение своего знакомого, который кажется ему сильным и смелым в проявлении своей очевидной жестокости. Самое страшное при этом происходит тогда, когда создаются такие опасные клубы по интересам.
Ревность к родителям. Иногда папа и мама не могут понять, что случилось с их некогда спокойным ребенком, которого просто подменили
Причиной агрессивного поведения может стать ревность к родившемуся брату или сестре, потому что основное внимание родителей направлено теперь на малыша. Подобная ситуация также возникает при появлении в некогда неполной семье нового ее представителя, который посягает на любовь папы или мамы.
Проблемы в детском коллективе
Ребенок может агрессировать, если на него идет давление большого количества одногодок. Это напоминает своеобразную травлю, против которой несформировавшейся личности устоять сложно. Подобное преследование может выбить из колеи даже взрослого человека, поэтому агрессия как самозащита в таком случае встречается довольно часто.
Виды агрессии у детей
По направленности игрессивное поведение бывает двух типов:
- гетероагрессия
- аутоагрессия
Первый из названных типов направлен на тех, кто окружает ребенка. Это может быть употребление ненормативной лексики или даже убийства. Аутоагрессия, как понятно из названия, это поведение, направленное на себя. Сюда относится саморазрушающее поведение и самоуничижение, крайней формой такого поведения является самоубийство.
По причинам появления агрессивное поведение бывает таким:
- реактивное
- спонтанное
Реактивное возникает как ответная реакция на внешние факторы, например, ситуация ссоры. Спонтанная агрессия не имеет видимой причины, она мотивируется внутренними импульсами личности.
По целенаправленности агрессивное поведение детей может быть:
- инструментальным
- целевым
Первый из названных видом служит для достижения задуманного результата; второй является спланированным действием, целью которого является нанесение ущерба человеку или животному.
По открытости проявления агрессивное поведение может быть:
- прямым
- косвенным
Прямая агрессия подразумевает направленность на объект, который вызывает злость, раздражение или другие негативные эмоции. А второй из названных видов направлен на людей или животных, которые не вызывает злости или прочих негативных эмоций, но по каким-то причинам является более удобным для выплескивания эмоций. Например, ребенок в школе имел негативный опыт общения с учителем, и, приходя домой, срывается на своей сестре, хотя та ни в чем не виновата.
По форме проявлений агрессивное поведение делят на три вида:
- экспрессивное
- вербальное
- физическое
Экспрессивное подразумевает использование невербальных средств:
- интонации
- мимики
- жестов и пр.
Вербальная агрессия — словесное выражение негатива, в основном угрозы и оскорбления. Физическое агрессивное поведение подразумевает нанесение ущерба кому-либо с помощью прямого применения физической силы.
Исследователь И. А. Фурманов агрессивное поведение детей делит на 2 формы:
- социализированная
- несоциализированная
Социализированная
У большинства детей нет психических болезней, у них низкая мораль и воля, что отражается на поведении. В плане самоконтроля они слабые, могут не придерживаться социальных норм, потому что имеют слабое понятие о них или же неверное воспитание
Агрессия используется ими в основном, чтобы привлечь внимание к своей персоне. Эмоции они выражают четко: кидаются вещами, кричат
Как только они получили внимание, агрессивное поведение сменяется на спокойное.
В таких случаях проявления агрессии кратковременные, жестокости не наблюдается. После крика на сверстника может быть попытка вступить с ним в игру, к примеру. Дети с такими проявлениями агрессии не имеют почти никогда друзей. Сверстники будут сторониться их или игнорировать. Поведение такого плана напоминает гиперкинетичесий синдром, но является более агрессивным и целенаправленным.
Несоциализированная
Дети с такой формой агрессивного поведения имеют в основном психические нарушения, например, органическое поражение мозга или шизофрению. У них также наблюдается негативное эмоциональное состояние. Враждебность по направлению к окружающим у таких детей спонтанная, или же может возникать в стрессовой ситуации.
При несоциализированной агрессии дети характеризуются импульсивным поведением, излишней возбуждаемостью, эмоциональным напряжением и высоким уровнем тревожности. Чаще всего они проявляют физическую и вербальную агрессию. Такие дети не пытаются дружить с ребятами во дворе и одноклассниками. О причинах своих действий рассказать почти никогда не могут. Зачастую агрессивное поведение нужно им, чтобы снять эмоциональный стресс или получить удовлетворение от того, что другой страдает от их действий.
Виды агрессивного поведении
Агрессия в любом возрасте может быть прямой и косвенной, вербальной и невербальной.
Вербальная агрессия – желание обидеть другого словом. Прямая вербальная агрессия направлена непосредственно на объект, и проявляется, например, в обзываниях и дразнилках. Косвенная вербальная агрессия отличается тем, что воздействие на объект производится через третьих лиц – воспитателя, родителей, других детей, простым языком она называется жалобами.
Невербальная агрессия – причинение физического или материального вреда. Косвенная физическая агрессия проявляется в уничтожении имущества или продуктов труда объекта – ломание игрушек, порча творческих работ и т.д. Прямая физическая агрессия – непосредственно причинение боли – укусы, царапанье, удары предметами.
Агрессия против себя самого: причины
Другая поведенческая крайность — аутоагрессия, когда агрессивные проявления направляются на себя самого. Это путает взрослых не меньше, поскольку саморазрушение — вещь противоестественная для любого живого существа. Дети могут причинять себе боль и вред целенаправленно: кусать, царапать себя, вырывать волосы, рвать свою одежду и пр. Или «нечаянно», но с завидной регулярностью попадать в ситуации риска для здоровья и жизни: падать «на ровном месте», врезаться в углы, обжигаться, ломать руки и ноги и т.д. Причем частота их травм значительно выше и серьезнее, чем у обычных подвижных детей, и не может объясняться только бытовым травматизмом. За аутоагрессией стоит неприятие себя и своей жизни. В большинстве случаев это бывает связано с родительским отвержением в раннем возрасте и/или насилием.
Родительская любовь — это благословение для ребенка на жизнь. Когда этой любви нет, ребенку неоткуда черпать силы, чтобы расти и развиваться, у него не возникает чувство «хорошо, что я есть на свете». В таких случаях дети, с одной стороны, злятся на взрослых вообще, мстя им своим поведением за недостаток любви, с другой стороны — «сживают себя со свету».
Аутоагрессия как отвержение самого себя, самообвинение и приступы отчаяния встречаются у чувствительных детей и в острой фазе переживания утраты кровной семьи. Если взрослые не реагируют на подобное поведение ребенка, оно усиливается. Причиняя себе боль, физическую или эмоциональную, ребенок словно надеется, что если ему станет по-настоящему плохо, родители вернутся.
Важно, чтобы он в это время узнал, что утешение и помощь можно получить не только от ушедших близких, но и от других взрослых — от приемных родителей. Если они будут искренне стараться помочь ему, уважая его горе и не пытаясь его поскорее «затушевать» и обесценить («было бы о ком горевать — об этой алкоголичке»), ребенок доверится и научится находить опору в новых привязанностях вместо того, чтобы разрушать себя