Профилактика тревожности
Если родители хотят, чтобы ребенок вырос уравновешенным, в первую очередь необходимо создать в семье благоприятную психологическую обстановку, способствующую гармоничному личностному развитию. Если с малых лет установить доверительные отношения с малышом, то развития беспокойства у него можно избежать.
Коррекционная работа с тревожными детьми, а также профилактические меры включают обсуждение возникающих проблем у чада, близкое общение, совместное времяпрепровождение, прогулки, пикники и прочее. Родителей и малышей сближает непринужденная обстановка, совместное творчество, позволяющее расслабиться.
Причины повышенной тревожности у ребенка
Тревожные расстройства могут быть спровоцированы реальными событиями в жизни ребёнка. Например, развод родителей, провал на соревнованиях, смерть любимого домашнего питомца и т.п. Риск возрастает, если негативные события совпали по времени или накатились серией.
Однако специалисты единодушны во мнении, что основная причина детских тревожных расстройств — это тревожность взрослых, которые окружают ребёнка. То есть, высокая тревожность родителей передаётся их детям. При этом речь идёт не о генетической предрасположенности (исследования близнецовых пар доказали, что наследуемость тревожных расстройств невелика), а о методах воспитания.
Вот условные портреты родителей, которые, действуя из самых лучших побуждений, могут сформировать повышенную тревожность у своего ребёнка.
Наседки
Стремясь уберечь ребенка от любых угроз, они буквально боятся отпустить его руку или выпустить из поля зрения. При каждом чихе мчатся в больницу, требуя детального исследования всего организма. Часами сидят вместе с ним над домашними заданиями, когда ему остаётся лишь аккуратно записывать чужие решения. В результате подобной гиперопеки ребёнок чувствует беззащитность перед миром и неспособность добиться успеха собственными силами.
Прожектёры
Встречаются двух видов. Одни не удовлетворены своим жизненным результатом и хотят, чтобы ребёнок воплотил их мечты. Другие, наоборот — добились высокого положения в обществе и не желают, чтобы их «позорил» отпрыск «неудачник». Главное, что их объединяет — это желание добиться некого идеала. К сожалению, он редко доступен ребёнку. В итоге малыш постоянно боится обмануть ожидания родителей и, соответственно, потерять их любовь.
Спартанцы
Воспитанные в авторитарных семьях, эти родители убеждены, что именно такой подход помог им сформировать характер и волю. Поэтому они передают «эстафету поколений» и воспитывают своего ребёнка по принципу «так закалялась сталь». То есть, попросту игнорируют или высмеивают любые страхи или неудачи малыша. В итоге он начинает считать себя хуже других и, чем ниже падает его самооценка — тем выше становится тревожность.
Разумеется, реальные папы и мамы сложнее, чем упрощенные типы. Их методы воспитания — сложная «смесь» индивидуальных убеждений, привычек и темпераментов. Кроме того, на детей влияют не только родители, но и другие взрослые из близкого окружения ребёнка, начиная от бабушек и дедушек, и заканчивая воспитателями и преподавателями. Поэтому авторы книги «Эмоциональная устойчивость школьника» Б. И. Кочубей и Е. В. Новикова предложили дополнительную типологию. Они выделили три вида требований, которые становятся причиной внутреннего психологического конфликта и провоцируют повышенную тревожность ребёнка:
Противоречивые требования, когда между собой не совпадают либо требования папы и мамы, либо требования родителей и учителей. Например, мама запрещает учиться с простудой, а учитель наказывает за пропуски.
- Неадекватные (завышенные) требования. Например, ребёнок прочный «хорошист», а родители требуют, чтобы он непременно стал лучшим учеником в классе.
- Негативные требования, которые унижают ребёнка и подчёркивают его зависимость от взрослых. Например, папа требует «сейчас же перестань реветь или я буду брать в поход только твоего брата».
Когда тревога возникает внезапно
Иногда беспокойство возникает без видимого повода. Причины, скорее всего, есть — неосознанные ассоциации, воспоминания, но искать их не стоит. Просто представьте себе других мам. Кто-то тоже дома с детьми, кто-то в отъезде. Но все они тоже переживают за своих детей, у всех у них тоже бывают периоды сильного беспокойства. Сознание такого единства само по себе успокаивает, придает тревоге обоснованность. Но можете еще и дополнительно убедиться, что вы не одиноки. Позвоните любой из своих подруг или родственниц и расскажите о том, что вас беспокоит. Услышите, что они переживали еще и не так. И тоже считали свои переживания материнским предчувствием и начинали искать у ребенка разные проблемы. И что все, в конце концов, было хорошо.
Больше полезных материалов о семейной психологии — в нашем канале на .
Тревожность у детей дошкольного возраста
Казалось бы, зачем малышам тревожиться? У них есть друзья в саду и во дворе, а также любящие родители.
Детская тревожность — это сигнал, что в жизни малыша что-то идет не так и как бы себя взрослые не утешали и не оправдывали данное состояние без внимания оставлять нельзя
Причем совсем неважно относится это к дочери или сыну, поскольку в дошкольном возрасте тревожность способна возникнуть независимо от пола малыша
Американский психолог К. Изард дает такое объяснение терминам «страх» и «тревога»: тревога является комбинацией некоторых эмоций, а одной из эмоций выступает страх.
Страх способен развиваться у индивида в любом возрастном интервале: так у малышей от 1-го года до 3-х лет зачастую имеются ночные страхи, наиболее часто проявляются на 2-м году жизни страхи неожиданных звуков, а также страх одиночества и страх боли, связанный со страхом медицинских работников.
От 3-х до 5-ти лет у малышей отмечают массово страхи темноты, одиночества, замкнутого пространства. Страх смерти становится основным, обычно, переживанием в 5-7 лет.
Как снять тревожность у ребенка? Этот вопрос интересует многих обеспокоенных родителей.
Снятие тревожности у детей – советы психолога:
необходимо завести домашнее животное: хомячка, котенка, щенка и доверить его ребенку, однако следует помогать малышу в уходе за питомцем. Совместный уход за животным поможет создать доверительные и партнерские отношения между малышом и родителями, что поспособствует снижению уровня тревожности;
полезными будут релаксационные упражнения на дыхание для снятия тревожности;
если все же тревожность устойчива и сохраняется без видимых причин, то следует для снятия данного состояния обратиться за помощью к детскому психологу, поскольку даже незначительная детская тревога в последствии может быть причиной серьезных психических заболеваний.
Организация жизни тревожных детей
Для таких ребят огромное значение имеет соблюдение режима
Они не очень любят гигиенические процедуры, поэтому важно, чтобы купание в ванне приносило им удовольствие. Пусть это будет пена, игрушки, то есть то, что им нравится
С оздоровительными процедурами и осваиванием плаванья лучше повременить. Тревожные дети не любят переодеваться, поэтому одежду для них лучше приобретать удобную, которую легко снимать и надевать.
Ребят с синдромом беспокойства сложно накормить, поэтому не нужно готовить для них многокомпонентные блюда, пусть это будет что-то простое и полезное.
Тревожному ребенку сложно взаимодействовать в коллективе, поэтому для него необходимо создавать условия, при которых он может находиться среди детей. Не нужно заставлять малыша, его следует мягко направлять.
Порой родителям очень не просто находить общий язык со своим чадом, но если чутко реагировать на его чувства и просьбы, установить теплые отношения, то со временем он начнет меняться в лучшую сторону.
Что это такое?
Тревожность – это устойчивое состояние длительного эмоционального дискомфорта. Человеку тревожному свойственны частые или постоянные плохие предчувствия, ощущение неопределенности. Тревожными чаще всего становятся дети — астеники, склонные к пессимизму. Такой взгляд на мир, как правило, копируется ими у родителей.
Тревожность подстерегает и грудных детей. Замечали, что один младенец спокоен, а другой часто плачет, тревожно ведет себя во время кормления, отличается беспокойным сном? Грудные дети, как правило, тревожатся по физиологическим причинам – они голодны, у них промокли пеленки, что-то болит. Если во время кормления ребенок сосет грудь нервно, часто теряет ее, скорее всего, его беспокоят колики. К 3 месяцам жизни они отступают.
Первые психологические беспокойства ребенка обычно связаны с отсутствием мамы. Если она даже ненадолго отлучается, кроха демонстрирует эмоциональное возбуждение. К 8 месяцам малыш «осваивает» другую тревогу — он начинает бояться посторонних людей. Именно в возрасте от 7 до 9 месяцев и решается, будет ли ребенок склонен к повышенной тревожности. В это время он очень восприимчив к музыкальным звукам, и способен отличать все интонации в голосе мамы
Одно неосторожное слово – и кроха может быть напуган, а эмоциональная связь с матерью окажется под угрозой
Тест на тревожность для детей
Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М., предложили следующий опросник для выявления детской тревожной личности
Итак, признаки тревожности:
1. Малыш не способен работать долго, быстро устает
2. Трудно сосредоточивается на конкретном чем-то
3. Беспокойство вызывает любое задание
4. Во время исполнения заданий ребенок скован и напряжен
5. Часто смущается
6. Говорит что напряжен
7. Краснеет в новой обстановке
8. Сетует на кошмарные сны
9. Руки зачастую влажные и холодные
10. Часто отмечается расстройство стула
11. Потеет при волнении
12. Имеет плохой аппетит
13. Беспокойно спит и долго засыпает
14. Пуглив, всего боится
15. Легко расстраивается, беспокоен
16. Зачастую не сдерживает слезы
17. Не переносит ожидание
18. Новые дела не радуют
19. Всегда не уверен в своих силах и себе
20. Боится сложностей
Обработка данных по тесту проводится так: за каждый утвердительный ответ начисляется плюс, а чтобы получить общий балл — суммируется количество «плюсов».
О высоком уровне тревожности свидетельствует наличие от 15 до 20 баллов.
О среднем уровне тревожности говорит наличие баллов от 7 до 14.
О низком уровне тревожности свидетельствует наличие баллов от 1 до 6.В дошкольном учреждении малышам зачастую присущ страх разлуки с родителями
Следует помнить, что в возрасте двух-трех лет эта черта допустима и объяснима, однако если малыш в подготовительной группе часто плачет при расставании, не сводя глаз с окна и ожидая каждую секунду своих родителей, то на это необходимо обратить особое внимание
По нижеперечисленным критериям определяют наличие страха разлуки, которые представили П. Бейкер и М. Алворд.
Критерии для выявления страха разлуки:
1. Печаль при расставании, повторяющееся сильное расстройство
2. Беспокойство о том, что может быть взрослому плохо
3. Постоянное переживание из-за разлуки с семьей
4. Настойчивый отказ идти в дошкольное учреждение
5. Страх быть и остаться одному
6. Непреодолимый страх одному засыпать
7. Ночные кошмары, в которых малыш с родными разлучается
8. Жалобы на недомогание: боль в животе, головную боль
Зачастую малыши, страдающие страхом расставания, и в самом деле заболевают, если постоянно думают о тревожащих моментах.
Если на протяжении четырех недель проявлялись три черты, то предполагают, что у крохи действительно имеется этот вид тревожности и страха.
Тревожность детей младшего школьного возраста
Возраст от 7 до 11 лет наполнен страхом не оправдать ожидания быть хорошим ребенком и остаться без уважения, понимания взрослых. Каждому малышу присущи определенные страхи, но если их отмечается очень много, то говорят о проявлениях тревожности.
В настоящий момент нет единой точки зрения относительно причин вызывающих развитие тревожности, но большинство ученых относит к одной из причин нарушение детско-родительских отношений. Другие исследователи данной проблемы относят возникновение тревожности к наличию у ребенка внутреннего конфликта, который вызывается:
противоречивыми требованиями, предъявляемыми взрослыми, например, родители из-за плохого самочувствия не пускают чадо в школу, а преподаватель отчитывает за пропуск и ставит «двойку» в журнал в присутствии других сверстников;
неадекватными требованиями, зачастую завышенными, например, взрослые постоянно твердят отпрыску, что он должен приносить «пятерки» и быть отличником и не могут смириться с тем, что он лучшим учеником класса не является;
негативными требованиями, унижающими детскую личность и ставящими ее в зависимое положение, например, учитель говорит: «Если расскажешь, кто плохо вел из детей в мое отсутствие, то я не скажу маме, что ты подрался».
Психологи считают, что в дошкольном, а также младшем школьном возрасте наиболее тревожны мальчики, а девочки становятся тревожными после 12 лет.
При этом девочки переживают больше из-за взаимоотношений с другими людьми, а мальчиков беспокоят в большей степени наказание и насилие.
Девочки, сделав «неблаговидный» поступок, переживают, что педагог или мама плохо подумают о них, а подружки перестанут играть с ними. В такой же ситуации мальчики, вероятнее всего, будут опасаться, что их взрослые накажут или побьют.
Тревожность детей младшего школьного возраста проявляется обычно спустя 6 недель после начала учебного года, поэтому школьникам необходим 7-10-дневный отдых.
Тревожность детей младшего школьного возраста зависит во многом от уровня тревожности взрослых. Высокая тревожность родителя или педагога передается ребенку. В семьях, где царят доброжелательные отношения, дети менее тревожны, чем в тех семьях, где зачастую возникают конфликты.
Психологи обнаружили интересный факт, что после развода родителей уровень тревожности у ребенка не снижается, а возрастает.
Психологи выявили, что детская тревожность возрастает, если взрослые не удовлетворены материальным положением, своей работой, жилищными условиями. Не исключают, что в наше время именно по этой причине число тревожных детских личностей растет.
Родительское воспитание, а именно авторитарный стиль в семье также не способствует внутреннему спокойствию ребенка.
Психологи считают, что учебная тревожность формируется уже в дошкольном возрасте. Зачастую этому способствуют авторитарный стиль работы воспитателя, завышенные требования, постоянные сравнения с другими малышами.
Нередко в присутствии будущего школьника в некоторых семьях на протяжении всего года ведутся разговоры о выборе «перспективного» учителя и «достойной» школы. Зачастую такая озабоченность родителей передается и отпрыскам.
Помимо этого, взрослые нанимают малышу учителей, которые часами выполняют с ними задания. Как на такое реагирует малыш?
Еще не готовый и неокрепший к интенсивному обучению организм ребенка не выдерживает и начинает болеть, а желание учиться пропадает и стремительно возрастает тревожность по поводу грядущего обучения.
Детская тревожность может быть сопряжена с психическими расстройствами, а также с неврозом. В этих случаях без помощи медицинских специалистов не обойтись.
Правильная организация жизни тревожных детей:
Важно внимательно наблюдать за ребенком, чтобы не упустить время для исправления его проблем. Не оставляйте незамеченными детский плач
Наоборот, покажите, что вы глубоко понимаете и переживаете его трудности.
Тревожные малыши ощущают безопасность только в присутствии мамы. Спокойно, без напряжения берите кроху к себе в кровать.
Для таких детей очень важно соблюдение режима дня. Они не слишком любят купаться. Поэтому их лучше дольше купать в маленькой детской ванночке. С такими детьми не спешите осваивать плаванье, обливание и другие оздоровительные процедуры.
Тревожные дети не любят процесс переодевания. Поэтому покупайте одежду, которую легко одевать и снимать. Уменьшите количество одежды, которую необходимо одевать через голову. Если позволяет температура в комнате, надевайте на кроху минимум одежды.
Очень сложно накормить тревожных детей. Они не любят многокомпонентных блюд, поскольку не понимают, из чего они приготовлены.
Тревожные дети часто отказываются от деятельности в коллективе, поэтому нужно создать условия, чтобы ребенок некоторое время проводит рядом с детьми
Не следует насильно привлекать ребенка к коллективным играм.
Сначала будет сложно общаться со своим тревожным ребенком, но если вы начнете чутко реагировать на его просьбы, то со временем он сможет порадовать вас своим вниманием, нежностью и развитым мышлением
Плюсы и минусы совместного сна
Почему взрослые позволяют малышу спать с ними? Многие педиатры считают, что в первые 2–3 месяца такое «соседство» будет полезно для крохи и мамочки.
Причины:
- новорождённый часто просыпается ночью, иногда требует грудь несколько раз с 22 часов до утра. Маме тяжело каждый раз вставать, доставать кроху из кроватки, кормить, укладывать обратно. Часто младенец не может уснуть, если не чувствует мамино тепло;
- улучшается лактация. Наибольшее количество пролактина (гормона, отвечающего за появление молока) вырабатывается ночью. При совместном сне мама приложила ребёнка к груди, карапуз поел, спокойно заснул, вместе с ним отдыхает и родительница. Постоянное недосыпание отрицательно сказывается на количестве, качестве грудного молока;
- при контакте мамочки и новорождённого биоритмы постепенно совпадут, кроха будет спокойнее спать, мама также получит большее время на отдых.
Недостатков у совместного сна также хватает:
новорождённый занимает достаточно много места на родительской постели, зачастую для папы не остаётся свободного пространства, мужчину «переселяют» на диван или в другую комнату. Если подобная практика продолжается долго, молодой отец чувствует себя лишним, ненужным
Некоторые особо беспокойные, мнительные мамы даже в 2, 3, а то и 4 года держат сына или дочку рядом с собой ночью. Ничего хорошего в гиперопеке нет: страдают все члены семьи, особенно, молодой папа;
не всегда пребывание в одной кровати отвечает требованиям гигиены, если родители больны ОРВИ, гриппом, герпесом. Приходится чаще менять постельное бельё, соблюдать максимальную чистоту, ведь кожа новорождённого чувствительна к любой инфекции. Иногда борьба за идеальную чистоту превращается в манию, и часто «виновником» становится папа. Круг замыкается, мужчине опять нет места рядом с молодой мамочкой. Результат предсказуем – ухудшение отношений;
некоторые мамочки боятся, что могут придавить карапуза, спящего под боком. Но такие случаи встречаются очень редко, чаще всего мама чутко реагирует на каждое вздрагивание крохи, сразу просыпается, если новорождённый шевелится, но не просыпается. Даже очень уставшая мамочка спит чутко.
Как поступить? Посоветуйтесь с опытным педиатром, узнайте его мнение по поводу совместного сна. Многие врачи рекомендуют этот метод, но только до определённого возраста. Желательно в 3–4 месяца начать постепенное отучение от пребывания в одной кровати с родителями. К 6–7 месяцам младенец должен спать отдельно.
Тянуть дольше не стоит – отучение от совместного сна может превратиться настоящую «войну» с измотанными нервами, капризами, ссорами взрослых из-за ребёнка. Учтите этот момент.
Зачастую родители сразу укладывают новорождённого спать отдельно или мамочка держит кроху около себя ночью до 1–1,5 месяцев
Оригинальная кровать для младенца – решение проблемы
Избавить от проблем с отселением крохи на отдельное спальное место поможет полезное приспособление – приставная кроватка для новорождённых. Изделие напоминает стандартную кровать для малыша, но без переднего бортика. Детское спальное место – это «продолжение» взрослого: маленькая кровать при помощи специальной системы крепится к взрослой на одном уровне. Кроха спит отдельно, но недалеко от родителей.
В любой момент мама может покормить ребёночка, не поднимаясь с кровати, после еды кроха спокойно засыпает, чувствуя мамино тепло. Лёгкое поглаживание крохотного тельца даст понять: мама рядом, можно спокойно отдыхать.
Советы психолога
Бороться с повышенной тревогой ребенка силовым путем ни в коем случае нельзя. Это еще больше испугает его, усилит дискомфорт, и подорвет ваши доверительные отношения. Аккуратно, ненавязчиво расспрашивайте его о страхах, пусть научится облекать свои «кошмары» в слова. Тревожного ребенка нужно научить искать положительное даже в отрицательном: «Случилась неприятность? Да, это печально. Но подумай, чему хорошему она нас научила? Какой опыт ты получил? Какие знания на будущее?».
Обо всех значимых и кардинальных событиях и переменах в жизни тревожному беспокойному малышу лучше сообщать заранее. Он нуждается в том, чтобы вы подготовили его, настроили на правильное восприятие.
Беспокойного ребенка нужно научить ставить цели и идти к ним. В том числе и личным примером. Обязательно хвалите их за сделанное в присутствии других. Это поможет повысить самооценку.
В следующем видеоролике детский психолог расскажет, почему некоторые дети тревожные.
ad «>
Помощь в разных условиях
Когда вы вдалеке. Одна из самых тревожных ситуаций — когда нет возможности связаться немедленно. Почему телефон недоступен? Почему так долго занят? Где они столько времени ходят? Поток мыслей может довести до паники. Начинайте ходить. Возможно, окружающие говорят вам: «Сядь и успокойся». Но лучше, наоборот, двигаться. Во-первых, внутреннее напряжение нуждается в выходе. Во-вторых, ходьба помогает упорядочить мысли. Они как бы пристраиваются к ритму шагов. То есть, шагая взад и вперед, мы можем сами регулировать свое душевное состояние.
Когда смотрите страшные новости. И мурашки по спине, и переключить невозможно
Страшная реальность обладает способностью подчинять внимание. А страшная реальность с участием детей просто вводит в оцепенение
Тревога возникает не сразу, уже после того, как пройдет это зависание. Конечно, в информации тоже есть что-то рациональное, и его надо отделить. Но, чтобы потом не было тревоги, постарайтесь не быть психологическим очевидцем. Не включайтесь эмоционально, смотрите на происходящее немного со стороны. Представьте, как создаются такие передачи. Как ради того, чтобы вот так приковать внимание, целая команда подбирает самые проникновенные слова, самые страшные истории.
Что не нужно делать
Не «раздувайте» эмоции
Если ребенок боится собак, примите этот факт. Но не утрируйте ситуацию: не нужно, например, говорить бабушке, чтобы во время прогулки с малышом они обходили стороной всех животных. Также не рассказывайте всем, что у ребенка есть этот страх. Вы каждый раз показываете малышу, что бояться собак — правильно. И он вряд ли захочет когда-либо подойти к ним.
Избегайте подсказок через вопросы, если вам не понятно, чего конкретно боится ваше чадо
Спросите:
«Что случилось?»
«Как ты себя чувствуешь?»
«Какие звуки ты услышал?»
«Что ты увидел?»
Не нужно подсказывать ему, чего он может боятся: «Ты испугался собаки, тебя напугал громкий звук?». Так мы еще глубже усиливаем страх.
Избегайте долгого ожидания «ужаса»
Если вы знаете, что какая-то ситуация нервирует ребенка, постарайтесь избежать ее долгого предвкушения. Если он не любит сдавать анализы или посещать врача, не надо его готовить к этому событию за три дня.
Не «обнуляйте» ситуацию, делая все возможное, чтобы ее предотвратить
Например, если ребенок не любит чужих людей или громких звуков, и вы прикладываете усилия к тому, чтобы этого не было. Так вы лишаете ребенка возможности выработать механизмы, которые научат его справляться с высокой тревожностью. Вы поддерживаете в нем мысль «да, я не могу с этим справиться» и даете утверждение «да, это очень страшно и сложно».
В каких ситуациях ваш ребенок становится тревожным? Что помогает ему успокоиться?
Понравиласть статья? Оцените:
Голосов: 15
Настоящая опасность
Тревога — вещь тяжелая. Во-первых, эмоционально. И понимаете, что надо успокоиться, и все равно продолжаете думать о возможных неприятностях.
«Когда ребенка нет рядом, я превращаюсь просто в комок нервов. Причем не имеет значения, где он и с кем. С бабушкой в гости пошел, с мужем на дачу поехал, моя мама его в бассейн повела — мне все равно. Сразу в голову лезут всякие страшные истории. Я знаю, что все мои близкие люди ответственные — в машине ремнями пристегиваются, на красный свет улицу не перебегают, с незнакомцами в споры не вступают, но все равно думаю… Просто места себе не нахожу. Звоню раз пятьдесят. Потом начинаю себя ругать. Нельзя же так себя накручивать! К тому же говорят, что чем больше думаешь о неприятном, тем больше вероятности, что оно случится. Но… ничего у меня не получается. Пока ребенок не окажется дома, пока я его не обниму, я не успокоюсь».