Что делать родителям?
Первое, что нужно запомнить родителям, это то, что бояться скачков развития не стоит. Надо научиться их предсказывать и помогать малышу в этот нелегкий период.
Ребенок во время кризиса очень нуждается в матери. Поэтому родительнице стоит больше уделять внимания младенцу, чаще носить его на руках и стараться не оставлять его одного.
Важно запомнить, что отлучать от груди во время скачка роста нельзя. Многие матери думают, что в период кризиса малыш взрослеет, обретает новые навыки и умения, становится более самостоятельным. В момент скачка психика ребенка стремительно развивается, но является очень подверженной негативным влияниям различных факторов, и прекращение грудного вскармливания может пролонгировать стрессовые состояния
В момент скачка психика ребенка стремительно развивается, но является очень подверженной негативным влияниям различных факторов, и прекращение грудного вскармливания может пролонгировать стрессовые состояния.
Если ребенок возбужден, капризничает, нужно успокоить его. Для этого следует взять малыша на руки таким образом, чтобы его голова лежала на сгибе локтя. Тогда младенец будет слышать сердцебиение матери и это его быстро успокоит.
Проезжающие машины и проходящие люди заинтересуют малыша, и он перестанет плакать. Надо чаще читать ребенку сказки, гулять с ним. Скачки развития изматывают не только малыша, но и родителей. Но на младенца, который постоянно плачет и неуправляем, нельзя кричать. Это лишь ухудшит ситуацию.
Нужно постараться понять состояние малыша и отнестись к нему с сочувствием.
Занятия для развития
Если малыш еще не освоил ползание на четвереньках, потренируйте малютку в воде. Во время купания положите кроху животом на дно пустой ванны и включите воду, чтобы она медленно наполняла ванночку. Уровень воды будет подниматься и станет стимулом к подниманию малыша на локтях и коленях
При таком упражнении важно следить, чтобы ребенок не напился воды.
Еще один способ научить ребенка ползанию на четвереньках представляет собой ходьбу «на руках». Поднимите ноги ребенка так, чтобы кроха встал на ручки
Далее немного раскачивайте карапуза вперед и назад. Как только малыш устанет, упражнение нужно прекратить.
Для совершенствования мелкой моторики предложите малютке трогать разные предметы, игрушки с кнопками и замочками, коробочки с крышками, колечки пирамидки, мягкие книжки и многие другие.
Так как ребенок в 8-месячном возрасте в играх копирует действия взрослых, маме следует показывать, как обращаться с новыми игрушками. Покатайте с ребенком машинки, покачайте куклу, постучите в барабан, и пусть младенец повторяет.
Предложите крохе играть с несколькими однородными предметами, например, с кубиками разных цветов, шариками, колечками от пирамидки. Складывая и рассыпая такие предметы, ребенок будет познавать связи между ними.
Постройте из кубиков небольшую пирамиду и покажите крохе, как ее можно развалить с помощью катящегося мячика.
Рассматривайте с малышом семейные фотографии и просите показать близких людей и самого ребенка. Ребенку понравится отыскивать себя на фото.
Часто включайте музыку и танцуйте с крохой. Пусть это будут мотивы с разным ритмом – и классические мелодии, и детские песенки, и песни современных исполнителей.
Тренируйте чувство равновесия у малыша, поднимая кроху и опуская. Также можно покружиться с младенцем.
Сделайте для ребенка полку для книг, к которой малыш сможет дотянуться. Наполните эту полку яркими детскими книгами и давайте возможность карапузу самостоятельно выбирать книжку для «чтения».
Играйте с крохой в ванной. Пусть малыш передвигает плавающие игрушки, хлопает по поверхности воды ладошками, набирает воду в формочки, переливает из одной емкости в другую.
Разрешите крохе поиграть с кухонной утварью, но давайте при этом малышу лишь безопасные предметы – поварешку, контейнеры, крышки и другие.
Также крохе понравится играть и с настоящим телефоном, который для этого следует отключить от сети
Дайте карапузу трубку и пусть он «разговаривает».
На прогулке обращайте внимание малыша на разные звуки, которые издает самолет, автомобиль, птичка, собака. При этом называйте источник звука.
Поддерживайте интерес малыша к животным
Приобретите пластмассовых или резиновых животных и называйте их, а также имитируйте их голос. Показывайте крохе животных в книгах и на улице.
Дайте малютке в руки деревянную ложку и несколько предметов, которые можно бить. Так ребенок поймет, что предметы отличаются не только внешним видом, но и издаваемым звуком.
На глазах у карапуза спрячьте игрушку, накрыв ее одеялом, а потом предложите крохе ее отыскать.
Умения ребенка в 7 месяцев
- сидеть. Кроха поднимается самостоятельно или при помощи взрослых, уверенно удерживает свое тело и ворочает головой по сторонам, может действовать обеими руками;
- ползать. Малыш может передвигаться по-пластунски, или подняв живот, двигаться вперед, назад или по кругу;
- играть. Действия с игрушками целенаправленные, уверенные. Получая новый предмет, карапуз выполняет с ним все известные ему способы изучения;
- пользоваться пальчиками. Постепенно совершенствуется мелкая моторика рук, карапуз при захвате небольших предметов использует не ладонь, а пальцы;
- тянуться за игрушкой, лежа на животе. Кроха без труда отрывает одну их рук, на которые упирается и тянется за интересующим его предметом;
- вставать в кроватке. Некоторые дети освоили навык подъема в кроватке или манеже. Одни поднимаются на колени, другие – во весь рост;
- шагать в вертикальном положении при поддержке родителей. Если карапуза поднять за подмышки или руки вверх, почувствовав опору, он начнет переставлять ноги;
- сортировать игрушки, вкладывать маленькие предметы в большие. Этот навык появляется у детей, которым ранее было показано, как это делать;
- держать бутылочку или поильник. Все четче просматривается желание выполнять многие действия самостоятельно;
- найти знакомый предмет и указать на него пальчиком.
Отличия в развитии мальчиков и девочек
Речь. Мальчики выстраивают свою речь с использованием глаголов-действия, предпочитают простые четкие предложения, редко ссылаются на эмоции, отношения
Для будущих мужчин важно понять, как работает тот или иной предмет, какие действия последуют после совершения поступка. Девочки наоборот
В их речи больше прилагательных, эмоционально окрашенных слов. Часто будущие женщины выстраивают сложные предложения, пытаясь донести свои эмоции, ощущения от происходящего;
Игры, игрушки. Мальчики чаще выбирают игры и занятия, связанные с физическими нагрузками (подвижные игры) или техническим изучением окружающего мира (конструкторы, наборы для опытов, различная техника). Девочки больше склонны к спокойным играм в узких компаниях. В своих играх малышки часто пытаются проиграть события, прочувствовать эмоции героев;
Восприятие критики. Нет смысла долго ругать, читать нотацию мальчику. Головной мозг мужчины не способен выдерживать долгое эмоциональное напряжение и очень быстро перестает воспринимать обращенную к нему эмоциональную речь. Чтобы объяснить мальчику, в чем он не прав нужно использовать простые короткие фразы, четко указывающие на неправильный поступок, избегать обращения к эмоциям ребенка, не пытаться вызывать у будущего мужчины эмоции. С девочками наоборот. Чтобы малышка оценила свой поступок правильно, нужно показать ей весь набор эмоций, которые были вызваны ее действием, рассказать в чем она не права. Яркие, наполненные прилагательными, даже эпитетами фразы помогут девочке лучше понять суть критики.
Эмоциональность, открытость. Мальчики в 7-8 лет часто становятся скрытными, перестают откровенно обсуждать с родителями свои чувства и эмоции. Чаще всего это связано с взрослением и влиянием сверстников на отношение к доверительным беседам с мамой или папой. Следует в этом возрасте подсказать карапузу, что в откровенности с близкими людьми нет ничего зазорного, но если сверстники смеются над этим, можно просто не рассказывать друзьям о доверительных беседах с мамой или папой. Девочки в вопросах эмоциональных отношений с родителями полная противоположность, для них важно иметь возможность обсудить с мамой или бабушкой важные вопросы, внутренние переживания. Единственным условием сохранения таких отношений с дочкой является серьезное отношение к ее размышлениям, фразам, эмоциям. Никогда не смейтесь над переживаниями своей дочки и она будет стремиться обсуждать с вами свой внутренний мир.
Какие изменения произойдут в этот период?
Этот скачок роста принесет малышу новые знания о своем теле. На данном этапе развития ребенок учится владеть им ещё больше, его движения совершенствуются и становятся более плавными. Малыш осознанно тянется за игрушкой, управляет своими ногами, сгибая и выпрямляя их.
Это достижение следующего скачка. В период третьего скачка роста малыш может совершить только одно движение в каком-то одном направлении. Для следующего понадобится короткая пауза. Теперь у ребенка лучше получается контролировать свой голос — от тихих звуков он плавно переходит к громким и обратно. Улучшаются зрительные возможности малыша. На этом этапе он может рассматривать комнату целиком и следить одними глазами за двигающимися предметами.
Лейтмотив: назад, к привычному
Однажды проснувшись, Ваш ребенок понимает, что мир стал совсем другим. Принять его таким ему очень сложно и, естественно, главное желание — чтобы все стало так как раньше. Единственная постоянная для малыша в этот момент — мама. Он не может сказать об этом, не может протянуть ручки и сам обнять главного, самого нужного человека. Зато может требовать внимания и физической близости криком.
В период первого скачка развития у детей наблюдаются не только капризы и беспричинный плач, но и ухудшение сна. Малыш, хотя раньше его невозможно было даже заставить этого делать, все чаще по своей воле ложится на живот, для многих в этот период такая поза и вовсе становится любимой. С психологической точки зрения она дает ощущение защищенности от враждебного окружающего мира.
Как быть маме и чем помочь ребенку
Капризы и постоянный плач без повода заставляют маму задуматься — а что же не так с ребенком? Проверить подгузник, померить температуру, накормить, осмотреть нет ли сыпи… все эти действия оказываются безрезультатными и некоторые просто приходят в отчаяние, решают даже обратиться к врачу.
На самом деле лучшее, что может сделать мама для своего ребенка — это взять себя в руки, успокоиться и просто быть с ним рядом. Физическая и психологическая близость подарит чувство защищенности и упокоит обоих. Итак, что же еще нужно предпринять, чтобы малышу было легче пережить переход на совершенно новый уровень развития?
Спокойствие и только спокойствие! Капризы во время очередного скачка развития — это совершенно нормальное явление и относиться к ним нудно спокойно, как к должному. Многие начинают беспокоиться, что у них не хватает молока. На самом деле это всего лишь кажущееся. Просто во время кормления малыш получает ту самую желанную близость и успокаивается. А когда его отрывают от груди он снова начинает нервничать и беспокоиться. Приостанавливать грудное вскармливание из-за каких-то опасений в этот период не престо не рекомендуется, запрещается!
Как успокоить ребенка. Тут, на самом деле, все просто — нудно чаще носить его на руках. Не стоит опасаться того, что он избалуется — в этом возрасте дети еще не реагируют на Вшу так называемую «слабину». Физический контакт дает малышу то самое чувство защищенности от внешнего мира и проблем, которые свалились на него. Кроме того, помните, что ваш малыш стал воспринимать мир гораздо разнообразнее. Поэтому с ним можно поговорить, спеть песенку или даже придумать какую-нибудь игру.
Отступайте от планов. Даже если Вы придерживаетесь четких графиков кормления и сна, во время скачка развития на пятой недели от них лучше всего отступить. Во-первых, малыш гораздо больше бодрствует, чем раньше. Во-вторых, он сам подскажет, когда и что нужно сделать — лучше всяких часов и будильников.
Сон — лучшее лекарство. Во время сна ребенок отдыхает не только физически, но и эмоционально
Поэтому крайне важно, чтобы спал он все же регулярно и довольно долго. С проблемой как уложить малыша можно справиться несколькими путями
Например, укачать его на руках или покатать в коляске. Кстати, некоторые замечают, что самые настоящие чудеса творит любая, даже не длительная автомобильная поездка.
Симптомы и признаки
Заметить, что у грудничка начался кризисный период, очень легко
Для этого нужно просто за ним понаблюдать, обратить внимание на изменения в его поведении
Симптомами скачка роста являются следующие:
- резкое изменение аппетита. Поскольку организм начинает стремительно развиваться, он расходует много сил. Для восполнения энергии ему требуется еда. Ребенок может хотеть есть постоянно, даже в ночные часы. Но не все кризисы сопровождаются усилением аппетита. Некоторые дети начинают отказываться от питья и еды;
- плаксивость, раздражительность, капризность. Во время кризиса малыш испытывает сильный дискомфорт. Его сосуды и мышечные волокна быстро растягиваются. Это сопровождается возникновением неприятных ощущений. Более активно начинает работать ЦНС. Это приводит к появлению раздражительности;
- плохой сон. Во время кризисов ребенка практически невозможно уложить в кроватку. Те методы успокоения, которые помогали раньше, теперь перестают работать. Сон становится поверхностным и очень чутким;
- повышенная тяга к родителям. Дети во время скачков роста боятся оставаться наедине. Они начинают плакать, даже если мама вышла на минуту из комнаты;
- появление страха, стеснения при виде незнакомых людей.
Родителям важно понимать, что перечисленные выше состояния могут быть и признаками заболевания. Например, малыш может плохо спать, капризничать, отказываться от еды и тянуться к матери, если у него ОРВИ, грипп или простуда
Но в этом случае, будут присутствовать и другие симптомы патологии: жар, насморк, кашель, озноб, рвота.
Прекращение лактации в это время может вызвать сильный стресс, помешать формированию новых способностей
Даже если молока стало мало, важно продолжать прикладывать ребенка к груди.
Игрушки
- Мячи разной формы. Большой гимнастический шар для упражнений, легкий резиновый мяч для катания, маленькие мячики, наполненные шумящими и святящимися элементами.
- Молоточки и колышки. На восьмом месяце жизни детям очень нравится стучать предметами об пол. Приобретите небольшой молоточек и доску с отверстиями, в которые можно вбивать небольшие колышки.
- Пирамидки разных размеров. Если месяц назад рекомендовалось покупать пирамидку с конусообразной основой, то сейчас можно предложить малышу усложнить задачу. Приобретите пирамидку с прямой основой и покажите, как собрать кольца по порядку.
- Вкладыши и сортеры. Научите малыша подбирать фигуры по форме и размеру.
- Погремушки и пищалки. Хорошо расширить коллекцию погремушек. Теперь они могут быть пестрыми, выполненными в виде фигур животных.
- Неваляшка и юла. Такие игрушки хорошо развивают пространственную ориентацию.
- Кубики и конструкторы. Научите строить и разрушать башни, соединять между собой разные элементы.
- Музыкальные игрушки и инструменты. Можно приобрести классический набор в детском магазине, но для формирования чистоты слуха, хорошо предложить колокольчики и треугольник из магазина музыкальных товаров.
- Игрушки для ванной. Дети на 8-м месяце жизни с удовольствием купаются и играют в воде. Разнообразьте ежедневную процедуру играми со специальными резиновыми игрушками.
- Животные и куклы. У мальчиков и девочек на 8-м месяце жизни для игровых целей должны появляться игрушки, изображающие живых существ. Такой игровой материал позволяет формировать не только умение играть, но и проецировать увиденные события на куклах, закрепляя полученный зрительный опыт. При помощи любимой куклы или мягкой игрушки легко в игровой форме рассказывать малышу об окружающем мире.
Девятый скачок роста — время принципов
60–64-я недели
Лейтмотив: «Я сам!»
Что теперь умеет малыш:
-
обретает способность обнаруживать и применять свои «принципы»: он не следует программе, но создает ее сам, вносит изменения и даже оценивает ее;
-
учится кувыркаться, взбираться;
-
держит карандаш;
-
подражает каким-то действиям;
-
дурачится, корчит рожицы.
Особенности поведения
Он может требовать: хочу так делать и буду. Устраивает истерики, настаивает, чтобы считались с его интересами
Ноет и привлекает к себе внимание. Изучает реакции окружающих на свое поведение
Хочет быть самостоятельным, делать все сам, но не всегда понимает как. Проверяет состоятельность понятий «да» и «нет».
Что делать родителям?
Постарайтесь не мешать ему, давайте ему возможность пробовать и принимать самостоятельные решения. Если малыш ведет себя агрессивно, объясните, что вы этому не рады. Ведите с крохой переговоры. Объясняйте границы дозволенного, понятия «да» и «нет», учите им следовать.
Совет психолога:
Вариант нормы начала ходьбы — с 7 месяцев до 1 года 4 месяцев
Если этого не произошло сейчас, стоит обратить внимание, показать малыша специалисту