Как максимально обезопасить пребывание детей на улице?

Гуляем с коляской

Только регулируемые переходы, только вдалеке от домов – и только безопасные прогулки«Решила зайти в магазин во время прогулки с ребенком. Оставила коляску на минуточку. Вернулась — коляски нет».

Это еще не самый плохой вариант: ведь ребенок остался при маме. Если уж вы решили совместить прогулку с шопингом, имейте в виду: если в магазине продаются детские товары, администрация не вправе запретить вам пройти внутрь вместе с коляской. Если связываться и доказывать нарушение закона вам не хочется, попросите охранника на входе присмотреть за транспортным средством. Разумеется, он не выставит возле нее караул, но хоть изредка будет поглядывать

Можно пристегнуть коляску велосипедным замком — их, правда, ничего не стоит вскрыть умелым людям, но возня может привлечь внимание охраны. Оставленная без присмотра коляска может стать жертвой вандализма: кто гарантирует, что в нее не бросят окурок и не запрыгнет чужая собака с грязными лапами?

Иногда беда с коляской может случиться прямо на маминых глазах. Например, на прогулке не стоит катать или ставить коляску у стен домов, в особенности старых и ремонтируемых

Порыв ветра или человеческая неосторожность — и на малыша летит сверху окурок, бутылка, пласт снега, кусок штукатурки. Безопасность ребенка на улице в таком случае – под большой угрозой

Не выкатывайте на проезжую часть коляску, собираясь переходить дорогу, — водители, особенно те, которые в задних рядах, могут просто не успеть отреагировать на ваши намерения. На нерегулируемых «зебрах» сложно будет уместиться с коляской на узкой разделительной полосе. Поэтому лучше пользоваться только регулируемыми светофорами или подземными переходами.

Ищем ушедшего без спроса ребенка

«Я засмотрелась на цветок и не заметила, куда ушла мама». «Я хотел напугать маму и спрятался за урну, а когда выглянул, мамы не было». «Я хотела найти русалку, про которую мне вчера говорила няня, когда мы гуляли у речки». Дети до 7 лет еще не способны контролировать свои желания и не осознают глобальных последствий своих поступков. Они никогда не убегают из дома или со двора специально: у них еще очень сильна психологическая зависимость от родителей, а у детей до 3 лет эта зависимость еще и физиологическая. Но если дома плохо, во дворе скучно, взрослого нет рядом, а маленькая и столь же неразумная подружка предлагает увлекательное приключение (например, пойти в соседний лес поискать Бабу-ягу), для ребенка это может стать мощным стимулом, который переборет всевозможные страхи: и перед самой Бабой-ягой, и перед наказанием родителей.

Наказывать ли найденыша? Это зависит от тяжести проступка. Если он потерялся случайно, не обрушивайтесь на него с карой — обнимите его, успокойтесь и помогите выразить пережитые чувства. Потом вы вернетесь к этой ситуации и устроите «разбор полетов», оценивая действия малыша. Если же, невзирая на все запреты, ребенок самовольно ушел из дома, со двора, «с того места», наказание обязательно должно соответствовать тяжести проступка — из серии «Чтоб на всю жизнь запомнил». В ходе неприятного разговора не бойтесь чрезмерно запугать малыша: «страшилки», увы, — это наша обыденная реальность. Если ребенку меньше 3 лет, объяснения не помогут: придется рассказывать страшные сказки с плохим концом, без волшебства, где героями являются реальные персонажи: маленький мальчик, злой человек. И обязательно скажите ему: «Что бы ни случилось, что бы ты ни натворил, ты мой ребенок, и дома мы сможем решить все проблемы вместе». Тогда после долгого и нервного приключения малышу будет не страшно возвращаться в объятия близких людей.

Что должен знать ребенок до того, как окажется на улице один

Правила дорожного движения

Познакомить ребенка с основными правилами дорожного движения обычно не составляет труда. Вместе с ним вы ходите в детский сад, магазин, в гости и ни раз пересекали дорогу. Это самый подходящий момент и объяснить ребенку, и показать собственным примером, как вести себя на проезжей части. Как только малыш это усвоит, можно уже спрашивать его – как нужно поступить, где встать, на что смотреть.

По моему мнению, ребенок должен знать правила поведения «с запасом». Автобус и трамвай не стоит обходить ни спереди, ни сзади – идем к пешеходному переходу. Между «зеброй» и светофором – выбираем второе. Переходим дорогу в два приема с остановкой посередине – только в крайнем случае.

Понаблюдайте, во дворе, особенно рядом со своим домом, ребенок меньше обращает внимание на транспорт. Да, скорость машин тут значительно ниже, но понимать, что она может появиться внезапно из-за угла, съехать с места, закрыть обзор малыш должен

Нельзя общаться с незнакомыми людьми

То, что ребенку не следует разговаривать с незнакомцами, брать у них что-либо, тем более идти с ними куда-то – правила понятные всем. Но в отличие от поведения на дороге с подобными ситуациями малыш сталкивается намного реже. Поэтому подготовка ребенка к подобным ситуациям будет скорее теоретической.

Можно использовать для этих целей игру, разыгрывать сценки. Ребенок должен усвоить, что нельзя уходить куда-то с незнакомыми или садиться в машину к чужим, даже если они говорят, что знают родителей. Лучше объяснить ребенку, что если к нему обращаются нужно сохранять дистанцию в 2 раза больше вытянутой руки, никогда не подходить близко.

Пока Вы вместе с ребенком старайтесь не допускать ситуаций, когда посторонний угощает малыша конфетой или обращается лично к нему. Если родитель посчитает допустимым принять угощение, он должен сделать это сам и передать ребенку. Допустимо отвечать на вопросы за малыша. Основное, что можно продемонстрировать – незнакомые взрослые разговаривают со взрослыми.

К кому можно обратиться за помощью

Немаловажно, чтобы ребенок заранее знал, к кому он может обратиться в затруднительной ситуации. Не запугивайте детей полицией – малыш должен понимать, что люди в униформе – это первые взрослые, к которым он может обратиться за помощью

В случае, если ребенок заблудится или потеряется, против родителей будет работать и запрет на разговоры с незнакомыми людьми. Не следует забывать об этом. Поэтому, несмотря на запрет общения с посторонними, запугивать малыша ими тоже не стоит.

Ребенок должен знать, что может обратиться к взрослым за помощью, если в зоне видимости нет служащих. Разучите одну фразу: «Здравствуйте, я потерялся, позвоните, пожалуйста, моей маме».

Контактная информация

Ребенок должен знать свой домашний адрес, фамилию, имя, отчество родителей, их телефон. Такую информацию можно разучивать с самого раннего возраста. Ситуация, когда она может понадобиться, возможна задолго до того, как Вы сами отпустите ребенка одного. Малыш может потеряться в магазине, отстать от группы детского сада на экскурсии, выскочить или заскочить в общественный транспорт.

Как вести себя в различных ситуациях

Сесть и объяснить ребенку перед выходом из дома как вести себя во всех возможных ситуациях, с которыми он может столкнуться невозможно. Даже если предположить, что теоретически родители это сделают, такой объем информации ребенок не усвоит.

Во время прогулок обращайте внимание ребенка на те, или иные моменты. Ребята полезли на дерево – так делать не стоит, можно упасть и разбиться

Собака гуляет одна без хозяина – не надо ее дразнить и привлекать внимание, лучше замереть на месте, чем бежать.

Понаблюдать общение ребенка со сверстниками и откорректировать его поведение родители так же способны еще во время совместных прогулок. Поэтому пока Вы рядом со своим чадом старайтесь разобрать ту или иную ситуацию с точки зрения «если бы ребенок был один». Это позволит малышу заранее приобрести определенный опыт поведения в различных обстоятельствах без участия родителей.

Пока Вы рядом – предоставьте ребенку определенную свободу, понаблюдайте за ним. Первое время перед самостоятельными прогулками сын гулял уже «один», мама выходила просто «почитать во дворе». Аналогичным образом можно и первые несколько раз отпустить ребенка в школу «самого». Пройдите за ним и понаблюдайте. Это позволит родителю и несколько успокоиться, когда он убедиться, что ребенок может сам принять решение, и откорректировать его действия, если оставшись «один» малыш что-то сделал не так.

Правила поведения на улице

Не стать жертвой несчастного случая помогают правила безопасности поведения. О том, чтобы ребёнок умел ими пользоваться, должны позаботиться родители.

Безопасность на улице

Среди прочих тем необходимо уделять особое внимание следующим вопросам:

  • ПДД.
  • Как вести себя, если потерялся.
  • Разговор с незнакомцем в лифте.
  • Гололёд в зимний период.
  • Весна и зима — травмоопасное время года.

Правила поведения при пожаре для детей

Как научить безопасному поведению детей

Заниматься воспитанием навыков уличного этикета необходимо начинать в детстве.

Вводить дошкольников в суть проблемы можно в игровой форме, разыгрывая с любимыми игрушками «острые» ситуации. Куклы и мишки могут быть пассажирами в транспорте, или переходить игрушечную улицу.

Совет! Полезно, читая малышу сказку, обращать его внимание на воспитательные нюансы. Например, Красная Шапочка не попала бы в беду, если бы не стала разговаривать с незнакомцем

Реальные примеры не менее важны. Если родители доброжелательно и приветливо отвечают другим людям, папа помогает маме надеть пальто, придерживает дверь и подаёт руку, то ребёнок без лишних напоминаний будет поступать также.

Школьники охотно участвуют в беседах и обсуждениях важных вопросов. Они способны подготовить и провести интересную презентацию для классного часа на заданную тему.

Безопасность в транспорте

Многим детям приходится часть дороги домой проделывать в транспорте. Родителям можно составить небольшую памятку для своих отпрысков:

  • Названия остановок.
  • Номера маршрутов и виды транспорта.
  • Расписание .

Важно! Платежеспособность юного пассажира полностью зависит от родителя

Поведение в метро

Здесь дети должны строго следовать установленному порядку:

  • Иметь проездной документ;
  • Понимать, каким образом осуществляется проход через турникет;
  • Не бегать по эскалатору;
  • Не заходить за черту на платформе ожидания;
  • Не пытаться протиснуться в закрывающиеся двери вагона.

Метро

Полезно! Показать ребёнку местонахождение устройства связи с машинистом в вагоне.

Правила поведения в наземном транспорте

В автобусах и маршрутках надо занять удобное положение и иметь надёжную опору, которая не позволит упасть во время толчков транспорта. Нельзя спать, чтобы не проехать нужную остановку.

Совет! Пробираясь к свободному месту, лучше снять со спины школьный рюкзак, чтобы никого им не задеть.

Автобус

Порядок в учреждениях

Общепринятые нормы порядка помогают чувствовать себя уверенно даже при скоплении людей: в магазинах, кафе, спортцентрах и т. д.

Важно! Дети должны уметь находить в общественных местах служащих и работников в униформе, к которым можно обратиться за помощью

Что должен знать ребёнок перед походом на улицу?

Не ленитесь, ежедневно говорите малышу, что общаться с незнакомыми на улице опасно, не следует брать у них вещи с непонятным содержимым и провожать пожилого человека домой. Для этого полно взрослых, которые в состоянии решить проблему незадачливого прохожего. Если к ребёнку на улице применяют силу, ему, конечно, нужно громко закричать и позвать на помощь. Также строго запретите садиться в автомобиль к незнакомцам, рассказывать посторонним, где в данный момент находятся родители.

Правила дорожного движения – одно из первых знаний, которое ребёнок обязан выучить наизусть, если передвигается из пункта А в пункт В без сопровождения взрослых. Школьник должен чётко представлять, что приближается к проезжей части даже в собственном дворе.

Имена и фамилии родителей ребёнок выучил еще в детском саду. Расширить знание в этой области следует информацией об адресе постоянного места жительства и номерах телефонов мамы и папы наизусть. Эта информация может быть необходима сотрудникам полиции в случае, если малыш потеряется и у него не окажется с собой мобильного телефона.

Демонстрировать ребёнку социальный статус и уровень достатка семьи на улице тоже не стоит. Девочкам лучше не надевать ювелирные украшения и другие яркие аксессуары в то время, когда они гуляют одни. Это привлекает злоумышленников, асоциальных лиц, и может повлечь неприятные последствия. Ключ от квартиры тоже не следует вешать на всеобщее обозрение, лучше спрятать его подальше в карман.

Молния, гроза, град – школьник должен знать об опасных природных явлениях и как правильно себя вести в этих случаях. Приближаться и гладить бездомных собак тоже не стоит. Они могут быть переносчиками опасных заболеваний или просто напросто оказаться бойцовской породы, что вообще чревато трагическими событиями.

Ребёнка школьного возраста уже можно информировать о социальных заболеваниях, таких как туберкулез, ВИЧ, гепатит. И корректно объяснить, в каких случаях человек может заразиться ими.

Вести себя безопасно совсем не сложно, если ребёнок знаком с правилами с раннего возраста. Предупрежден – значит вооружен! Ведь безопасность на улице для детей должна быть превыше всего.

Полезные вещи

В настоящее время существует значительное количество вещей, позволяющих сделать пребывание ребенка на улице более безопасным, и сохранить нервы родителей в целости.

1. Мобильный телефон

Можно спорить о том, стоит ли покупать его ребенку, но посудите сами, насколько это вещь облегчит Вам жизнь:

  • ребенок или родители смогут позвонить, если чадо задерживается;
  • операторы связи предлагают услугу «локатор», позволяющую определить, где ребенок находится;
  • в телефоне есть часы – ребенок сам может следить за временем;
  • существуют программы для андройд, позволяющие определить местоположение абонента.

2. GPS-трекеры

Становятся все более популярными различные GPS-трекеры, выполненные в виде браслета или небольшой коробочки. В зависимости от модели они позволяют не только отслеживать местоположение ребенка на карте, но и при необходимости слышать, что вокруг него происходит.

Некоторые модели предупреждают родителей, если малыш покинул определенную зону, например, ушел из двора. Практически у всех из них есть кнопка SOS, при нажатии на которую на телефон родителей придет сообщение.

3. Светоотражатели

Еще одна полезная вещь – бликеры. Оснастить подобным аксессуаром одежду и рюкзак ребенка стоит вне зависимости от того, планируете ли Вы отпускать в ближайшее время ребенка одного, и будет ли он добираться домой в темное время суток. Даже в пасмурную погоду светоотражатели делают ребенка более заметным для водителей.

4. Пластиковые браслеты и бирки с адресом и телефоном

Хорошо, если у ребенка при себе постоянно будет что-либо, где записана личная информация. Записка в кармане, надпись на ярлычке куртки. Ситуации бывают разные. Ребенок может растеряться, ошибиться, да даже прикусить язык.

Едем в общественном транспорте

«Вышла из автобуса, а малыш — не успел: двери захлопнулись, и автобус поехал дальше».

Скорее всего, добросердечные бабульки в автобусе тут же дадут знать водителю, что он невольно совершает киднеппинг. Однако всякое бывает, и это именно тот случай, когда главное правило поведения потерявшегося малыша — «стой на месте, пока я тебя не найду» — не срабатывает. Разумеется, дело мамы — запомнить номер удаляющегося транспортного средства и позвонить в милицию. А чтобы официальные лица четко знали, куда доставить непослушное чадо, нашейте на вещи ребенка бирки, на которых укажите имя, фамилию, адрес и мобильные телефоны родителей. Ведь маленький ребенок, даже приученный говорить четко свое имя, фамилию и координаты, в стрессовой ситуации может растеряться. Кстати, на одежде известных западных фирм специально предусмотрены «бирки» для координат родителей ребенка.

Если подобный казус случился в метро, нужно обязательно обратиться к дежурной по станции: она свяжется с поездом, и маленького «зайца» найдут и высадят. Нужно также внушить чаду, что он должен вести себя пассивно: если уехал в поезде он, а мама осталась — выйти на следующей станции и ждать ее там, если уехала, наоборот, мама, а он остался — ждать, не сходя с места ни под каким предлогом.

Нельзя заходить с незнакомым человеком в подъезд

Прежде чем зайти, посмотри по сторонам и убедись, что никто с тобой туда не заходит. Если кто-то стоит рядом с подъездом, но не заходит вовнутрь – не входи с ним – отойди от входной двери и позвони родителям либо соседям, которые могут тебя встретить. Либо дождись других жильцов, вместе с которыми можешь зайти.

Если следом за тобой в подъезд заходит незнакомый человек, сделай вид, что ты что-то забыл и выйди из него. Подожди, пока незнакомец выйдет на улицу и уйдет. Либо, если никто не выходит, позвони домой или соседям и попроси тебя встретить, либо зайди в подъезд с другими соседями.

Поднимаемся в лифте

Правила безопасности при пользовании лифтом для мам с колясками выглядят абсурдными, тем не менее, их несоблюдение может повлечь за собой несчастные случаи. А гласят эти правила: перед тем как войти в лифт, ребенка из коляски надо вынуть, войти с ребенком на руках в лифт и вкатить коляску следом. Выходить нужно в обратном порядке: сначала коляска, затем мама с ребенком выходит сама. Неудобно? Дело в том, что коляска, даже с ребенком, гораздо легче взрослого. Когда человек входит в кабину, пол проседает, и контакты дверей замыкаются: двери остаются открытыми, пока вы не нажмете кнопку. А вот на легкую коляску электроника так не среагирует, двери лифта начнут закрываться — и коляска с грудничком уедет по месту следующего вызова.

Знание правил – не гарантия их соблюдения

Когда я слышу фразу: «родители должны объяснить» мне становится не по себе. Конечно, объясним, научим и даже проверим, как ребенок усвоил. Но самое главное – мы должны понимать своих детей и знать, чего стоит опасаться в первую очередь, какой из наших запретов, скорее всего, будет нарушен. Только так родители могут уберечь ребенка.

Мало установить правила, необходимо добиться, чтобы ребенок соблюдал их. И тут нет единых критериев, как нет двух абсолютно похожих детей. Одного, возможно, придется припугнуть, для другого продумать дополнительные правила, а третьему, напротив, чуть больше разрешить.

Например, мой сын никогда не уйдет с незнакомыми. И не потому, что я так хорошо объясняю. Он знает правила, но не нарушает их не потому, что это табу, просто не хочет. С племянницей ситуация полностью противоположная. Она общительная и открытая девочка, которая возьмет конфеты у любого и пойдет посмотреть котёнка с незнакомым дядей. При этом «правила» этот ребенок расскажет – объясняли ей ни раз. Попытки припугнуть тоже не возымели никакого успеха – она просто смеется.

Виноваты родители, что плохо объяснили? Иногда, кажется, что родители виноваты во всем. А они в свою очередь придумали новое правило – если с нею заговаривает незнакомый человек и что-то хочет – девочка звонит маме. И конфеты ей периодически брать разрешают, чтобы в следующий раз у нее был стимул совершить этот очень важный звонок.

Вспомните себя в детстве. Вы слушались родителей неукоснительно? Никогда не убегали в гости к друзьям, не лазали по деревьям, не спускались в подвалы? Ответим честно – нарушали запреты все, и наши дети тоже будут их нарушать. Для того, чтобы уберечь их от опасности, на мой взгляд, самое главное сохранить доверие своего ребенка и выработать ответственность. Это куда более сложная задача, чем разучивание правил, но она решаема.

Безопасное поведение детей в общественных местах

Взрослые часто лишены возможности повсюду сопровождать своих чад

Особенно важно обсуждать с подрастающим поколением правила безопасности на улице для детей перед самостоятельными перемещениями из дома в школу. Правила безопасного поведения в общественных местах снижают риск возникновения опасных моментов в жизни ребёнка

Первые знания

Общественные места

Выходя за пределы собственной квартиры, человек оказывается среди незнакомых, чужих людей. Пространство в городе, предназначенное для общего пользования, является общественным местом.

Очень важно! Проводя с детьми инструктаж, необходимо освещать в нём не только правила детской безопасности, но и донести до ребёнка, что он не должен мешать находящимся рядом людям. Как вести себя в общественных местах:

Как вести себя в общественных местах:

  • Нельзя кричать, свистеть, громко разговаривать, произносить неприличные, оскорбительные слова;
  • Можно бегать, играть в активные игры только в специально предназначенных для этого местах;
  • Нельзя толкаться, делать резкие движения в местах скопления людей;
  • Можно кататься на велосипедах, роликах, самокатах только по специальным дорожкам или пешеходной части улицы, не мешая общему потоку людей;
  • Нельзя наносить порчу и вред окружающей обстановке (писать на стенах, ломать дворово-парковые постройки и т. п.), оставлять после себя мусор.

Нельзя никуда уходить с людьми, которых ты не знаешь

Это может быть не страшный незнакомец в чёрном пальто и шляпе, а очень вежливый и приятный человек (мужчина или женщина).

Он может просить тебя:

– о помощи,– проводить куда-то,– показать дорогу,– звать посмотреть на животных или спасти их,– обещать купить что-то интересное,– говорить, что знает твоих маму и папу и хочет отвезти тебя к ним.

Каким бы хорошим, добрым и весёлым человек ни казался, с ним НИКУДА УХОДИТЬ НЕЛЬЗЯ.

Если незнакомый человек:

– нарушает твоё личное пространство,– близко подходит,– дотрагивается до тебя,– просит о помощи или куда-то зовёт,– предлагает подарки или деньги,– задаёт странные или личные вопросы –

сделай следующее:

1. Сложи руки за спину.2. Сделай три шага назад, чтобы увеличить дистанцию.3

Громко скажи «Нет!», чтобы привлечь внимание других людей.4. Разворачивайся и быстро иди туда, где есть люди

Потренируйте такую реакцию с детьми. Это намного эффективнее, чем просто говорить на эту тему или пугать.

Вот, что Вы можете сказать: «Запомни! Если взрослому человеку нужна помощь – он попросит об этом другого ВЗРОСЛОГО, а не ребёнка».

Не учите детей, что взрослые всегда правы, что взрослых надо слушаться и так далее. Это приводит к тому, что ребёнок робеет и не знает, как отказать незнакомому человеку и подчиняется ему.

С чего лучше начинать?

Для того чтобы обучение было эффективным, мало просто рассказать о правилах безопасности

Немаловажное значение имеет выбор правильной формы и методов, которые соответствуют возрасту и уровню развития ребенка. Предлагаем ознакомиться с некоторыми из них в зависимости от возраста детей:

  • Для деток в возрасте от 4 до 6 лет правила безопасного поведения будут лучше усваиваться в игровой форме с использованием игрушек и других подручных предметов. К примеру, можно инсценировать ситуацию на тему «Действия, если потерялась любимая игрушка».
  • С 7-летними детками полезно составлять сценарий действий по выдуманной сценке. Это будет наталкивать ребенка на поиски правильного выхода из сложных ситуаций.
  • С подростками лучше обговаривать, что ему можно, а что нет. Например, следует разграничить места, куда ребенку не стоит ходить без взрослых. В подростковом возрасте ребенку нужно знать номера служб спасения, и варианты, к кому и куда он сможет обратиться в сложных ситуациях.

Не рекомендуется акцентировать внимание на плохих событиях и печальной статистике, поскольку это может запугать ребенка. В результате кроме страха и неуверенности он ничего не усвоит

Лучше делать акцент на безопасное поведение детей на улице, поощрять стремление поделиться собственными проблемами со взрослым, быть с ним на одной эмоциональной волне.

Немаловажным является и собственный пример родителей. Ведь если ребенку рассказывать, например, что дорогу нужно переходить строго на зеленый, а самостоятельно регулярно нарушать это правило, соблюдения правила в дальнейшем можно не ждать.

Рассказывая про безопасность детей на улице, не стоит упускать и то, что некоторые факторы и моменты его поведения способны спровоцировать опасные ситуации.

Безопасное поведение на улице для детей школьного возраста

Для детей, которые уже самостоятельно гуляют или добираются до школы, кружков, стадиона и обратно, существует два вида опасности:

  1. риск травмироваться из-за собственной неосмотрительности;
  2. риск пострадать от людей с недобрыми намерениями.

Как избежать травм?

Родители всегда должны знать, где на улице играет их сын или дочь и какой дорогой он или она идет в школу, на внешкольные занятия. Места, где можно играть, и путь от дома до постоянно посещаемых мест нужно несколько раз пройти вместе с ребенком

По пути нужно обращать его внимание на возможные опасности

По возможности следует организовать маршруты передвижения так, чтобы избегать пустырей, строек, безлюдных мест. Если есть выбор, то предпочтительнее будет чуть увеличить время пути, но переходить дорогу по подземному или оборудованному светофором переходу.

Необходимо следовать таким правилам:

  • нельзя играть на стройках, крышах зданий, на проезжей части;
  • любые взрывоопасные предметы – петарды, фейерверки, пистоны – можно использовать только под присмотром взрослых в подходящих для этого местах;
  • ездить на велосипеде можно только во дворе, где нет машин, или по специальным велодорожкам в парке;
  • нельзя подходить к незнакомым собакам и тем более дразнить их;
  • в зимнее время года нужно надевать противоскользящие накладки на обувь и держаться подальше от карнизов, крыш и козырьков зданий;
  • переходить дорогу можно только по пешеходному переходу на зеленый сигнал светофора, убедившись, что опасности нет;
  • нельзя поднимать с земли посторонние предметы, особенно шприцы, стекло, свертки.

Общение с посторонними людьми: как вести себя ребенку?

Здесь также важно соблюсти баланс: дети не должны видеть в каждом встречном преступника и плохие намерения там, где их нет, но и доверять всем подряд – неправильно. Самое главное – объяснить, что преступник боится огласки и разоблачения

При подозрении на недобрые намерения встречного нужно громко разговаривать, кричать о помощи, сопротивляться

Самое главное – объяснить, что преступник боится огласки и разоблачения. При подозрении на недобрые намерения встречного нужно громко разговаривать, кричать о помощи, сопротивляться.

Вот некоторые правила, которые необходимо усвоить для безопасности:

  1. Нельзя садиться в машину к незнакомому или малознакомому человеку, если это не такси, которое вызвали родители, чтобы ребенок не опоздал на мероприятие.
  2. Если вместе с ребенком в подъезд заходит незнакомый мужчина, лучше пропустить его вперед и дождаться, когда он поднимется на свой этаж или уедет в лифте. Лучший вариант – дождаться на улице кого-то из хорошо знакомых соседей и вместе с ними подняться на свой этаж.
  3. Если на улице незнакомый человек просит помощи, нужно обратиться к прохожим, а не кидаться помогать самому. Преступник при обращении к посторонним людям попытается сразу уйти.
  4. Нельзя идти с незнакомым человеком, куда бы он ни звал и что бы ни обещал. Дошкольников преступники обманывают сообщением, что за ребенком его прислали родители. Нужно придумать «пароль», который должен сказать незнакомец, если это действительно так. В противном случае – бежать, громко кричать, звать на помощь, сопротивляться, если пытаются увести силой.
  5. Не давайте подростку, если ему предстоит самостоятельное передвижение, крупных сумм денег, дорогих мобильных телефонов или украшений. Вешать на шею на цепочке ключ от дома также не следует. Ключ можно приколоть за кольцо булавкой к внутреннему карману, если боитесь, что он может потеряться.
  6. Нельзя принимать от незнакомых людей любые подарки, в том числе и еду.
  7. В школу и обратно, в кружок или секцию лучше идти группой. Родители могут договориться и поочередно провожать детей, если их путь проходит по небезопасным участкам.

Недостаточно озвучить данные правила один и даже несколько раз. Время от времени их надо повторять. Еще лучше – моделировать непредвиденные, опасные ситуации и учить детей на практике безопасному поведению.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Клуб родителей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Безопасность ребёнка на улице

Что должен знать ребенок до того, как окажется на улице один

Правила дорожного движения

Познакомить ребенка с основными правилами дорожного движения обычно не составляет труда. Вместе с ним вы ходите в детский сад, магазин, в гости и ни раз пересекали дорогу. Это самый подходящий момент и объяснить ребенку, и показать собственным примером, как вести себя на проезжей части. Как только малыш это усвоит, можно уже спрашивать его – как нужно поступить, где встать, на что смотреть.

По моему мнению, ребенок должен знать правила поведения «с запасом». Автобус и трамвай не стоит обходить ни спереди, ни сзади – идем к пешеходному переходу. Между «зеброй» и светофором – выбираем второе. Переходим дорогу в два приема с остановкой посередине – только в крайнем случае.

Понаблюдайте, во дворе, особенно рядом со своим домом, ребенок меньше обращает внимание на транспорт. Да, скорость машин тут значительно ниже, но понимать, что она может появиться внезапно из-за угла, съехать с места, закрыть обзор малыш должен

Нельзя общаться с незнакомыми людьми

То, что ребенку не следует разговаривать с незнакомцами, брать у них что-либо, тем более идти с ними куда-то – правила понятные всем. Но в отличие от поведения на дороге с подобными ситуациями малыш сталкивается намного реже. Поэтому подготовка ребенка к подобным ситуациям будет скорее теоретической.

Можно использовать для этих целей игру, разыгрывать сценки. Ребенок должен усвоить, что нельзя уходить куда-то с незнакомыми или садиться в машину к чужим, даже если они говорят, что знают родителей. Лучше объяснить ребенку, что если к нему обращаются нужно сохранять дистанцию в 2 раза больше вытянутой руки, никогда не подходить близко.

Пока Вы вместе с ребенком старайтесь не допускать ситуаций, когда посторонний угощает малыша конфетой или обращается лично к нему. Если родитель посчитает допустимым принять угощение, он должен сделать это сам и передать ребенку. Допустимо отвечать на вопросы за малыша. Основное, что можно продемонстрировать – незнакомые взрослые разговаривают со взрослыми.

К кому можно обратиться за помощью

Немаловажно, чтобы ребенок заранее знал, к кому он может обратиться в затруднительной ситуации. Не запугивайте детей полицией – малыш должен понимать, что люди в униформе – это первые взрослые, к которым он может обратиться за помощью

В случае, если ребенок заблудится или потеряется, против родителей будет работать и запрет на разговоры с незнакомыми людьми. Не следует забывать об этом. Поэтому, несмотря на запрет общения с посторонними, запугивать малыша ими тоже не стоит.

Ребенок должен знать, что может обратиться к взрослым за помощью, если в зоне видимости нет служащих. Разучите одну фразу: «Здравствуйте, я потерялся, позвоните, пожалуйста, моей маме».

Контактная информация

Ребенок должен знать свой домашний адрес, фамилию, имя, отчество родителей, их телефон. Такую информацию можно разучивать с самого раннего возраста. Ситуация, когда она может понадобиться, возможна задолго до того, как Вы сами отпустите ребенка одного. Малыш может потеряться в магазине, отстать от группы детского сада на экскурсии, выскочить или заскочить в общественный транспорт.

Как вести себя в различных ситуациях

Сесть и объяснить ребенку перед выходом из дома как вести себя во всех возможных ситуациях, с которыми он может столкнуться невозможно. Даже если предположить, что теоретически родители это сделают, такой объем информации ребенок не усвоит.

Во время прогулок обращайте внимание ребенка на те, или иные моменты. Ребята полезли на дерево – так делать не стоит, можно упасть и разбиться

Собака гуляет одна без хозяина – не надо ее дразнить и привлекать внимание, лучше замереть на месте, чем бежать.

Понаблюдать общение ребенка со сверстниками и откорректировать его поведение родители так же способны еще во время совместных прогулок. Поэтому пока Вы рядом со своим чадом старайтесь разобрать ту или иную ситуацию с точки зрения «если бы ребенок был один». Это позволит малышу заранее приобрести определенный опыт поведения в различных обстоятельствах без участия родителей.

Пока Вы рядом – предоставьте ребенку определенную свободу, понаблюдайте за ним. Первое время перед самостоятельными прогулками сын гулял уже «один», мама выходила просто «почитать во дворе». Аналогичным образом можно и первые несколько раз отпустить ребенка в школу «самого». Пройдите за ним и понаблюдайте. Это позволит родителю и несколько успокоиться, когда он убедиться, что ребенок может сам принять решение, и откорректировать его действия, если оставшись «один» малыш что-то сделал не так.

12 пунктов ПДД для детей

Прежде всего, родители должны понимать, что правил много, и все подряд давать ребенку совсем необязательно. Он их просто не запомнит. Дети обязаны знать самые основные пункты правил и строго их выполнять.

1. Три сигнала светофора

Ребенок должен четко ориентироваться в сигналах светофора.

  • зеленый свет разрешает движение. После того как машины остановятся, можно мело переходить дорогу;
  • красный сигнал – стой! Как только для пешеходов загорается красный свет, необходимо остановиться! Машинам в это время светит зеленый свет, и они могут ехать;
  • желтый свет – приготовься! Этот сигнал предупреждает о том, что скоро загорится красный или зеленый сигнал. Необходимо замедлиться и ждать;
  • когда загорается «идущий зеленый человечек», пешеходы могут переходить дорогу;
  • когда горит «красный человечек» — пешеходы стоят на месте.

2. Останавливаемся, смотрим и переходим

Многим детям по дороге в школу надо перейти одну, а иногда и две, и три проезжие части, поэтому им необходимо знать, как это делать безопасно.

Родители должны объяснить детям, что переходить проезжую часть можно только на пешеходном переходе по зеленому сигналу светофора. Если возле пешеходного перехода светофор не работает или его вообще нет, необходимо следовать правилам:

  • посмотреть поочередно вправо и влево и убедиться, что не приближается автомобиль;
  • если подъезжает автомобиль, его необходимо пропустить и потом переходить проезжую часть;
  • запрещено пересекать проезжую часть на поворотах;
  • запрещено переходить проезжую часть между стоящими автомобилями.

3

Предельное внимание. Не только смотреть по сторонам, но и слушать

Следует объяснить ребенку, что не всегда ситуация позволяет увидеть приближающийся автомобиль, поэтому надо прислушаться, не слышно ли подъезжающую машину. Необходимо соблюдать следующие правила:

  • если ребенку слышен звук приближающегося автомобиля, надо остановиться и посмотреть по сторонам;
  • ребенок должен понимать разницу в звуках: громко работающий двигатель – машина где-то рядом, тихий шум – автомобиль далеко.

4. Не выбегать на проезжую часть!

Детям часто не хватает терпения, иногда они могут перебежать дорогу, чтобы побыстрее оказаться на другой стороне улицы. Дети часто выбегают на проезжую часть, когда во что-то играют. Родители должны разъяснить детям, что ходить по дорогам и перебегать их в неположенных местах нельзя.

5. Гулять по тротуарам

Во время прогулок или похода в школу, дети должны ходить исключительно по тротуарным дорожкам. В этом вопросе очень показателен будет личный родительский пример.

6. Переходить проезжую часть в положенных местах

Дети часто бегают на улицах где захотят. Это может быть чревато трагическими последствиями: автомобили едут быстро, если поблизости нет запрещающих знаков или светофоров. Ребенок обязан знать, что проезжую часть надо переходить только на светофоре или пешеходном переходе.

7. Не высовываться из автомобиля

Детям нравится высовывать голову и руки из окна автомобиля. Им кажется, что это забавно, но в действительности, движущиеся навстречу автомобили, могут нанести детям травмы.

8. Не пересекать проезжую часть на поворотах

Повороты очень опасны, так как для водителей являются «мертвыми зонами». Если дети переходят проезжую часть на поворотах, у водителей нет достаточного времени на торможение. Ребенок должен четко знать, что переходить проезжую часть на поворотах строго запрещено!

9. Правила безопасной езды на велосипеде

Если ребенок так подрос, что уже самостоятельно ездит на велосипеде, родители должны убедиться, что их чадо знает правила безопасной езды:

ребенок должен кататься на велосипеде в шлеме;
велосипед должен быть полностью исправен

Особое внимание следует уделить тормозам. Для
прогулок в вечернее время, велосипед должен быть оснащен фарой и светоотражателями.

10. Безопасность при поездке на автомобиле

При поездке детей в транспорте должны быть соблюдены следующие правила:

  • дети должны спокойно сидеть или стоять в салоне транспортного средства;
  • при поездке в автобусах и маршрутных такси, дети должны держаться за поручни;
  • запрещено высовываться из окон транспортных средств во время движения.

11. Быть всегда на виду

Когда дети выходят гулять в вечернее время, не следует одевать их в темные вещи, потому что водителям будет плохо их видно:

  • при вечерних велосипедных прогулках, на детях должна быть светлая одежда или вещи со светоотражающими элементами;
  • даже днем лучше чтобы дети были в светлых или ярких вещах.

12. Не спешить

Дети часто торопятся и спешат, когда находятся на улице. Родители должны объяснить ребенку, что на улице, и в частности возле проезжей части, торопиться нельзя – надо вести себя спокойно, чтобы не нарушать правила безопасности.

С чего начать обучение ребенка безопасному поведению на улице?

Для того чтобы обучение было эффективным, необходимо выбирать такие формы и методы, которые будут соответствовать возрасту и уровню развития ребенка.

  • Для детей 4-6 лет наиболее уместными будут игровые формы с использованием кукол и других игрушек (например, можно сыграть в сюжетно-ролевую игру на тему «Что делать, если кукла потерялась?»);
  • с 7 лет можно разыгрывать с детьми различные сценки, описывающие возможные выходы из опасных ситуаций;
  • с ребенком подросткового возраста нужно обговаривать, в каких местах своего района он может гулять с друзьями без сопровождения взрослых, изучать с ним номера служб спасения, и варианты, куда и к кому он может обратиться в случае возникновения опасности.

Не стоит акцентировать внимание на ужасных событиях, которые происходят в мире, запугивать ребенка. Кроме ощущения страха перед внешним миром и недоверия к нему, это ничего не сформирует

Лучше сосредоточиться на правилах безопасного поведения, поощрять у ребенка стремление рассказать о своих проблемах взрослому, поддерживать с ним эмоциональный контакт

Доверие к родителю – очень важное условие того, что они смогут вовремя узнать о негативных моментах из жизни ребенка и помочь ему

Кроме этого, пожалуй, самым важным условием успешного обучения безопасному поведению детей является собственный пример, который демонстрируют взрослые. Согласитесь, не особо убедительно звучит правило «дорогу переходить можно только на зеленый свет» из уст того, кто сам перебегает на красный.

Говоря про безопасное поведение на улице нельзя забывать рассказать ребенку и о том, что некоторые факторы и моменты его поведения способны спровоцировать неприятные ситуации. Например:

  • дорогие украшения или сотовый телефон;
  • ключи от дома на видном месте (например, на шее);
  • разговоры с незнакомыми и малознакомыми людьми.

Очень важно регулярно проводить профилактические беседы с ребенком о местах потенциальной опасности в вашем районе. Это могут быть водоемы, леса и посадки, опасные животные, плохо освещенные территории

Что говорить и как

Знать-то мы знаем, а вот с формулировками у многих беда. Главное, объяснить, что в любой ситуации ребенок что-то может сделать сам. И от этого зависит исход происшествия.

  1. Во-первых, не запугивайте – не надо сгущать краски, пространно описывая, что может сделать маньяк или как сильно заболеешь, промочив ноги. Говорите то, что реально может случиться, но не преувеличивая;
  2. Во-вторых, не отсекайте возможного происшествия в любом из перечисленных пунктов. Лучше расскажите обо всем. Возможно, не сразу, а дозированно;
  • Поехали на прогулку в людное место – расскажите перед этим, как вести себя, если потерял родителей (и напоминайте об этом перед каждой следующей поездкой, пока ребенок сам не запомнит все);
  • Проходите мимо реки – рассказываете о правилах поведения у водоема и на льду;
  • Увидели собак – расскажите о животных и угрозах от них;
  • Конечно, есть правила, которые следует рассказать в первую очередь – на проезжей части, общение с незнакомцами.

В-третьих, важно правильно объяснить, что должен делать (или не делать!) ребенок в каждом конкретном случае. Поэтому, удостоверьтесь сначала, что вы сами верно оцениваете выход из положения и возможности ребенка;. Не думайте, что некоторые вещи и так «очевидны» даже детям

Это вам они так понятны, а ребенок только познает, только учится. Прямо «разжевывайте»

Не думайте, что некоторые вещи и так «очевидны» даже детям. Это вам они так понятны, а ребенок только познает, только учится. Прямо «разжевывайте»

В-четвертых, найдите подход к своему малышу, расскажите обо всей необходимости знать опасности в лицо

Кому-то хватит простой душевной беседы, а кто-то обратит внимание на рассказ только в игре или в форме сказки;
Напоследок, обязательно проверьте полученные знания, устройте небольшой экзамен в шутливой форме, особенно это касается общения с незнакомцами.

  • Смоделируйте разные ситуации, пусть вы или какая-то игрушка будут вместо чего-то или кого-то, кто таит в себе угрозу. Например: соорудите импровизированный домик из стола, пледа и диванных подушек и делайте вид, что вы – незнакомец, который хочет увести ребенка из этого домика разными предлогами;
  • Научите ребенка в каждой ситуации находить то, что он может сделать для своего спасения. Найдя это, он почувствует уверенность и страх немного отступит.

Безопасное поведение на улице для детей школьного возраста

Для детей, которые уже самостоятельно гуляют или добираются до школы, кружков, стадиона и обратно, существует два вида опасности:

  1. риск травмироваться из-за собственной неосмотрительности;
  2. риск пострадать от людей с недобрыми намерениями.

Как избежать травм?

Родители всегда должны знать, где на улице играет их сын или дочь и какой дорогой он или она идет в школу, на внешкольные занятия. Места, где можно играть, и путь от дома до постоянно посещаемых мест нужно несколько раз пройти вместе с ребенком

По пути нужно обращать его внимание на возможные опасности

По возможности следует организовать маршруты передвижения так, чтобы избегать пустырей, строек, безлюдных мест. Если есть выбор, то предпочтительнее будет чуть увеличить время пути, но переходить дорогу по подземному или оборудованному светофором переходу.

Необходимо следовать таким правилам:

  • нельзя играть на стройках, крышах зданий, на проезжей части;
  • любые взрывоопасные предметы – петарды, фейерверки, пистоны – можно использовать только под присмотром взрослых в подходящих для этого местах;
  • ездить на велосипеде можно только во дворе, где нет машин, или по специальным велодорожкам в парке;
  • нельзя подходить к незнакомым собакам и тем более дразнить их;
  • в зимнее время года нужно надевать противоскользящие накладки на обувь и держаться подальше от карнизов, крыш и козырьков зданий;
  • переходить дорогу можно только по пешеходному переходу на зеленый сигнал светофора, убедившись, что опасности нет;
  • нельзя поднимать с земли посторонние предметы, особенно шприцы, стекло, свертки.

Общение с посторонними людьми: как вести себя ребенку?

Здесь также важно соблюсти баланс: дети не должны видеть в каждом встречном преступника и плохие намерения там, где их нет, но и доверять всем подряд – неправильно. Самое главное – объяснить, что преступник боится огласки и разоблачения

При подозрении на недобрые намерения встречного нужно громко разговаривать, кричать о помощи, сопротивляться

Самое главное – объяснить, что преступник боится огласки и разоблачения. При подозрении на недобрые намерения встречного нужно громко разговаривать, кричать о помощи, сопротивляться.

Вот некоторые правила, которые необходимо усвоить для безопасности:

  1. Нельзя садиться в машину к незнакомому или малознакомому человеку, если это не такси, которое вызвали родители, чтобы ребенок не опоздал на мероприятие.
  2. Если вместе с ребенком в подъезд заходит незнакомый мужчина, лучше пропустить его вперед и дождаться, когда он поднимется на свой этаж или уедет в лифте. Лучший вариант – дождаться на улице кого-то из хорошо знакомых соседей и вместе с ними подняться на свой этаж.
  3. Если на улице незнакомый человек просит помощи, нужно обратиться к прохожим, а не кидаться помогать самому. Преступник при обращении к посторонним людям попытается сразу уйти.
  4. Нельзя идти с незнакомым человеком, куда бы он ни звал и что бы ни обещал. Дошкольников преступники обманывают сообщением, что за ребенком его прислали родители. Нужно придумать «пароль», который должен сказать незнакомец, если это действительно так. В противном случае – бежать, громко кричать, звать на помощь, сопротивляться, если пытаются увести силой.
  5. Не давайте подростку, если ему предстоит самостоятельное передвижение, крупных сумм денег, дорогих мобильных телефонов или украшений. Вешать на шею на цепочке ключ от дома также не следует. Ключ можно приколоть за кольцо булавкой к внутреннему карману, если боитесь, что он может потеряться.
  6. Нельзя принимать от незнакомых людей любые подарки, в том числе и еду.
  7. В школу и обратно, в кружок или секцию лучше идти группой. Родители могут договориться и поочередно провожать детей, если их путь проходит по небезопасным участкам.

Недостаточно озвучить данные правила один и даже несколько раз. Время от времени их надо повторять. Еще лучше – моделировать непредвиденные, опасные ситуации и учить детей на практике безопасному поведению.

Ядовитые растения

В наших широтах растет немало безобидных с виду растений, которые могут быть опасны не только для ребенка, но даже для взрослого человека. Некоторые из них совершенно нейтральны, пока их не съедят – к таким опасным для детей растениям относятся волчьи ягоды, ландыш, с его красными плодами, которые так привлекают малышей. Нельзя допустить, чтобы ребенок лизнул желтый ядовитый сок чистотела, пробовал на вкус цветы белладонны, белены. А красивые стволы листья и зонтики борщевика опасны даже при обычном прикосновении — вызывают сильные, долго незаживающие и болезненные ожоги.

Что касается крапивы – прикасаться к ней очень неприятно и такой контакт ребенок запомнит с первого раза. Особенно, если вы покажете, как выглядит крапива. Однако особой опасности ожог листьями крапивы для ребенка не представляет, но лучше все же обойтись без него.

Как избежать: сколько бы не было лет ребенку, расскажите, что в лесу, парке и даже во дворе никогда нельзя брать в рот ягоды не показав их взрослым. Перед тем как расположиться на пикник, осмотрите территорию и отпускайте детей в места особой опасности.

Почему же теперь дети не гуляют

Современные дворы сегодня опустели. Хотя во многих из них построены красивые площадки с красочными горками, качелями и пр., гуляют там разве что мамы с колясками. Детей же постарше здесь найти трудно, и на это есть определённые причины:

  1. Гиперопека. Многие родители даже не представляют себе, как это можно отпустить младшего школьника (а тем более дошкольника) одного гулять на улицу, запугивают его многочисленными опасностями улицы («там злые собаки, хулиганы, наркоманы» и пр.). Тем более что в современных многоэтажках соседи не особо общаются между собой: ребята-ровесники с одного двора могут быть просто не знакомы. Если раньше первоклассники одни ходили в школу, сегодня же многих отвозят туда на машине или водят за ручку мамы и бабушки (вплоть до 3–4 класса). Дети сегодня в большинстве своём, вообще, очень несамостоятельны (к примеру, в 7–8 лет ещё не могут разогреть себе еду, приготовить чай и пр.).
  2. Многие родители предвзято относятся к гулянию во дворе (хотя сами в детстве наверняка проводили там всё свободное время). Они считают, что ребёнок, оставшийся без присмотра, «шатающийся» на улице, непременно попадёт в дурную компанию, услышит матерные слова, его уговорят там попробовать сигареты, алкоголь и даже наркотики.
  3. Современные дети живут в эпоху развитых информационных технологий. С раннего возраста у каждого малыша появляется собственный мобильный телефон со множеством приложений, планшет. На телевизоре, который подключён к интернету, можно найти любой мультфильм и многократно его пересматривать. Про увлечённость компьютерными играми и говорить не приходится. Ребята имеют свои странички в соцсетях с сотнями виртуальных друзей, а вот в реальности бывает даже некому позвонить по телефону, чтоб просто поболтать.

  4. Не позднее чем с пяти лет родители стараются определить малыша в какой-нибудь кружок, школу раннего развития или спортивную секцию. И делается это не потому, что у крохи есть выраженный интерес к спорту, рисованию, вокалу и пр., а просто потому, что так принято (дабы не отстать от своих знакомых, чтобы можно было выложить соответствующие фото в соцсетях).
  5. Когда же начинается школа, то ребёнок оказывается ещё более загруженным — добавляются уроки. А многие родители сегодня излишне требовательны в этом плане к малышу (хочется, чтобы сын или дочь непременно был отличником любой ценой).

В итоге получается, что ребёнку или просто некогда гулять на улице (а родители рассуждают: «ведь их и так выводят на прогулку в детском саду или в школе не продлёнке»), или он сам не проявляет такого желания, будучи погружённым в виртуальный мир.

Следует заметить и ещё одну современную тенденцию. Если раньше взрослые подталкивали своих детей к коллективу — призывали дружить, приглашали к себе домой компании друзей своего чада, то сегодня во главу угла ставятся личные достижения.

Что же касается фактора опасности, то многие считают, что современные дворы для детей безопаснее, чем в прежние времена. Сегодня здесь нет неогороженных строек, валяющихся металлических труб, бродячих собак, открытых люков, оголённых проводов и пр. Практически везде коммунальные службы следят за освещённостью, сломанными лавочками. Тем не менее дети всё равно не гуляют.

Современные дворы более красивые, безопасные, тем не менее дети здесь не гуляют

Как мама девятилетнего сына я много могу сказать по поводу этой актуальной проблемы. Описанная ситуация в большей степени характерна для городов, особенно больших. Наша же семья живёт в небольшом посёлке недалеко от города, где почти все друг друга знают. И здесь, к моей радости, у детей нет проблем с общением. Например, возле нашего дома есть отличный большой двор с качелями, горкой, турником и пр., рядом находятся несколько ещё подобных мест. Здесь всегда много детей разного возраста (и малыши, и школьники), они гуляют после школы, на каникулах. Мой сын начал гулять один лет с шести вместе с такими же ребятами: вначале он проводил время только в своём дворе (я периодически посматривала на него из окна). Сегодня же он с друзьями ходит довольно далеко, может поехать с ребятами на велосипеде. При этом мальчик всегда на связи — в любой момент я могу позвонить ему по телефону. Между тем когда на летних каникулах к одной из наших соседок приезжал внук из города, он жаловался, что дома он вообще не гуляет, потому что просто не с кем, там это не принято.

Начало обучения

Обучение должно соответствовать возрасту ребенка и уровню его психологического развития.

Начать обучение правилам безопасного поведения можно с игровой формы, такая техника будет предпочтительная для детей 4-6 лет. Дети часто ассоциируют себя с игрушками, охотно включаются в процесс. Можно придумать игру «Что делать, если ты потерялся?». Основным героем может стать любимая кукла или игрушка.


Научите ребенка, что делать, если он потерялся

  • Для детей младшего школьного возраста будет интересная сюжетно-ролевая игра. Можно разыграть сценку, что делать в экстренной ситуации на улице. В непринужденной обстановке можно оговорить варианты поведения и возможные ошибки.
  • Для подростков будет эффективна беседа. Следует оговорить безопасные места для прогулок, действия в экстренной ситуации, телефоны служб спасения, алгоритмы поведения на улице в опасных ситуациях.

Как ребенку вести себя в различных ситуациях

Безопасное поведение на улице очень важно для детей. Поэтому ребенку нужно знать, что делать в разных ситуациях

Самая опасная ситуация – это когда к сыну или дочери подходят незнакомые люди. Ребенок должен знать, что с ними нельзя разговаривать, нельзя ничего брать у них из рук, что бы они ни предлагали. Нужно сразу уйти подальше от него, желательно в людное место

Если же к ребенку применяют физическое насилие, например, тащат в машину за куртку, берут на руки, то он должен знать, что в этом случае позволительно громко кричать, плакать, всячески привлекать к себе внимание посторонних. Нужно пинать незнакомца, кусать его, щипать

Если ваш малыш ещё ходит в детский сад, объясните ему, что его будут забирать только члены семьи. Если какой-то мужчина подошел к нему и сказал: «Мама просила тебя забрать и отвести домой», — ему нельзя верить.

Безусловно, ребенок должен знать правила дорожного движения. С ранних лет объясните ему, что такое светофор, почему нельзя переходить дорогу перед общественным транспортом, когда нельзя выходить на проезжую часть.

Если путь вашего малыша проходит мимо свалки, строительной площадки, завода или водоема, то объясните ему, что к этим объектам нельзя близко подходить, потому что они могут таить в себе угрозу.

Что должен знать ребёнок перед походом на улицу?

Не ленитесь, ежедневно говорите малышу, что общаться с незнакомыми на улице опасно, не следует брать у них вещи с непонятным содержимым и провожать пожилого человека домой. Для этого полно взрослых, которые в состоянии решить проблему незадачливого прохожего. Если к ребёнку на улице применяют силу, ему, конечно, нужно громко закричать и позвать на помощь. Также строго запретите садиться в автомобиль к незнакомцам, рассказывать посторонним, где в данный момент находятся родители.

Правила дорожного движения – одно из первых знаний, которое ребёнок обязан выучить наизусть, если передвигается из пункта А в пункт В без сопровождения взрослых. Школьник должен чётко представлять, что приближается к проезжей части даже в собственном дворе.

Имена и фамилии родителей ребёнок выучил еще в детском саду. Расширить знание в этой области следует информацией об адресе постоянного места жительства и номерах телефонов мамы и папы наизусть. Эта информация может быть необходима сотрудникам полиции в случае, если малыш потеряется и у него не окажется с собой мобильного телефона.

Демонстрировать ребёнку социальный статус и уровень достатка семьи на улице тоже не стоит. Девочкам лучше не надевать ювелирные украшения и другие яркие аксессуары в то время, когда они гуляют одни. Это привлекает злоумышленников, асоциальных лиц, и может повлечь неприятные последствия. Ключ от квартиры тоже не следует вешать на всеобщее обозрение, лучше спрятать его подальше в карман.

Молния, гроза, град – школьник должен знать об опасных природных явлениях и как правильно себя вести в этих случаях. Приближаться и гладить бездомных собак тоже не стоит. Они могут быть переносчиками опасных заболеваний или просто напросто оказаться бойцовской породы, что вообще чревато трагическими событиями.

Ребёнка школьного возраста уже можно информировать о социальных заболеваниях, таких как туберкулез, ВИЧ, гепатит. И корректно объяснить, в каких случаях человек может заразиться ими.

Вести себя безопасно совсем не сложно, если ребёнок знаком с правилами с раннего возраста. Предупрежден – значит вооружен! Ведь безопасность на улице для детей должна быть превыше всего.

Самые опасные ситуации: как научить детей правильно реагировать

Как мы уже выяснили, подозрительные незнакомцы – самая непредсказуемая угроза. А значит – о ней надо рассказать в первую очередь. Что ребенок должен знать об этом:

  1. Ни в коем случае не ходить куда бы то ни было с кем-то, без предварительного согласования с родителями;

Одно дело, когда мама утром говорит, что из садика заберет бабушка/няня/сестра, причем в присутствии воспитателя и совсем другое – когда некто приходит и говорит, что «он договорился с мамой». Верить – только родителям!

  1. Не вступать в разговоры с незнакомцами;

Некоторые умеют заговорить так, что и взрослый поверит. Потому лучше сразу уходить от разговора, стараться уйти в то место, где вокруг много людей и громко говорить: «Я Вас не знаю, мама не разрешает мне разговаривать с незнакомыми».

Ведь бывают просто общительные старушки, например, которые по простоте душевной начинают спрашивать малышей о чем-нибудь. Поэтому лучше пусть ребенок выучит эту фразу.

И, разумеется, правила поведения на дороге – транспорт есть везде, въезд, обычно, в каждый двор имеется.

  • С какой стороны обходить машину, автобус, трамвай;
  • На какой свет переходить проезжую часть и в каком месте;
  • Как определять по светофору, что делать на каждый цвет;
  • Где пешеходная зона и в какие моменты нельзя выходить на дорогу.

Учитывайте и то, что находится рядом с вашим домом и тем местом, где гуляет ребенок. Сами оцените, что из этого представляет опасность и как избежать несчастных случаев. Стройка, пруд, завод, свалка – любое из подобных мест может нести угрозу.

И помните – заниматься обучение безопасному поведению ребенка на улице нужно еще с колясочного возраста. А в 1-2 года это должна быть целенаправленная, ежедневная работа

Прослушайте семинар «Внимание: прогулка! Как гулять с малышом?»

В этом семинаре, вы получите ответы на вопросы:

  • как научить ребенка ходить на улице, держась за руку;
  • как отучить убегать от мамы;
  • что делать с конфликтами между детьми на площадке?
  • если ребенку дарят подарки или начинают разговаривать незнакомые люди, как быть маме?
  • правила удобной, понятной прогулки, приучающей ребенка слушаться вас!

>>>Жмите на ссылку, чтобы  ознакомиться с полной программой семинара!

Лучше перестраховаться, лучше несколько раз рассказать одно и тоже, чем потом сокрушаться. Пусть дети всегда будут здоровы и счастливы!

  • Как заставить ребенка слушаться?
  • Как вести себя с ребенком?
  • Как развить самостоятельность у ребенка?

Правила поведения наулице

Нестать жертвой несчастного случая помогают правила безопасности поведения. Отом, чтобы ребёнок умел ими пользоваться, должны позаботиться родители.

Безопасность наулице

Среди прочих тем необходимо уделять особое внимание следующим вопросам:

  • ПДД.
  • Как вести себя, если потерялся.
  • Разговор снезнакомцем влифте.
  • Гололёд взимний период.
  • Весна изима травмоопасное время года.

Как научить безопасному поведению детей

Заниматься воспитанием навыков уличного этикета необходимо начинать вдетстве.

Вводить дошкольников всуть проблемы можно вигровой форме, разыгрывая слюбимыми игрушками острые ситуации. Куклы имишки могут быть пассажирами втранспорте, или переходить игрушечную улицу.

Реальные примеры неменее важны. Если родители доброжелательно иприветливо отвечают другим людям, папа помогает маме надеть пальто, придерживает дверь иподаёт руку, торебёнок без лишних напоминаний будет поступать также.

Школьники охотно участвуют вбеседах иобсуждениях важных вопросов. Они способны подготовить ипровести интересную презентацию для классного часа назаданную тему.

Безопасность втранспорте

Многим детям приходится часть дороги домой проделывать втранспорте. Родителям можно составить небольшую памятку для своих отпрысков:

  • Названия остановок.
  • Номера маршрутов ивиды транспорта.
  • Расписание .

Поведение вметро

Здесь дети должны строго следовать установленному порядку:

  • Иметь проездной документ;
  • Понимать, каким образом осуществляется проход через турникет;
  • Небегать поэскалатору;
  • Незаходить зачерту наплатформе ожидания;
  • Непытаться протиснуться взакрывающиеся двери вагона.

Правила поведения вназемном транспорте

Вавтобусах имаршрутках надо занять удобное положение ииметь надёжную опору, которая непозволит упасть вовремя толчков транспорта. Нельзя спать, чтобы непроехать нужную остановку.

Общепринятые нормы порядка помогают чувствовать себя уверенно даже при скоплении людей: вмагазинах, кафе, спортцентрах ит.д.

ДЕТИ-ПАССАЖИРЫ

В общественном транспорте:

Кажется, что именно тут ничего трудного и нет, — зашел ребенок в автобус, сел и поехал, однако и пассажирам необходимо соблюдать Правила.

Опасность передвижения в общественном транспорте связана, как правило, с резким торможением, к которому пассажиры всегда не готовы.

Родителям, которые разрешают детям самостоятельно передвигаться на общественном транспорте, нужно разъяснить ребятам следующие правила:

1) Ожидать общественный транспорт безопасно только на посадочной площадке, а если ее нет, то на тротуаре или обочине, но в любом случае – подальше от проезжей части дороги.

2) Вход в маршрутный транспорт можно осуществлять только после полной остановки транспортного средства.

3) Находясь в салоне общественного транспорта необходимо крепко держаться за поручни.

4) Следует уступать места пожилым и больным людям – это правило не только вежливости, но и безопасности – ведь на резкое торможение им тяжелее среагировать и удержаться на ногах.

5) Запрещается отвлекать водителя от управления, а также открывать двери транспортного средства во время его движения.

6) К выходу следует подготовиться заранее, чтобы не пришлось спешить. Выйдя из транспорта, торопиться также не следует. Особенно если нужно перейти на другую сторону дороги. Необходимо четко усвоить: переходить проезжую часть можно только по пешеходному переходу.

Безопасность на этапе «Ползаю»

Будь бдительна при использовании лекарств или моющих средств. Многие случайные отравления связаны с медицинскими или бытовыми химическими препаратами.

  • Храни все моющие средства, инсектициды и лекарства в оригинальных упаковках и в недосягаемом для малыша месте.
  • Лекарства, которые легко вынимаются из упаковки, помещай в аптечку, которую малыш не сможет открыть самостоятельно.
  • Никогда не называй лекарство «леденцом».
  • Держи наготове рвотное средство, но не давай его твоему ребенку до тех пор, пока ты не получила такую рекомендацию от лечащего врача или из отделения «скорой помощи».
  • Запиши и храни на видном месте важные телефоны ближайших больниц и медицинских центров.

Если, несмотря на все твои усилия, кроха отравился, действуй четко и не впадай в панику:

  • вызывая «скорую помощь», не отпускай от себя ребенка и держи наготове упаковку с веществом, вызвавшим отравление;
  • сообщи возраст малыша и название лекарства или химиката, действию которого он подвергся;
  • выполни все инструкции, которые специалисты дадут тебе по телефону.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Клуб родителей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: