10 игр на преодоление детской агрессии

Формы и цели агрессии у детей

  1. Физическая – выражается в физическом воздействии на окружающих или в умышленной порче предметов. Ребёнок бьёт, толкает, кусает других детей, бросает или нарочно ломает предметы.
  2. Вербальная – осуществляется в устной форме. К ней относятся: оскорбления, угрозы, крик, ругань.
  3. Косвенная – непрямая агрессия. Это сплетни, жалобы, показные истерики, разжигание конфликтов среди сверстников, умышленное нарушение правил, принятых в коллективе.

Проявляя агрессию, дети преследуют разные цели. Для одного малыша это способ добиться определенной цели, получить желаемое. Для другого – способ защититься от обидчика или отомстить ему.

Некоторые дети, попав в новый коллектив, оказавшись среди незнакомых людей, стремятся обратить на себя всеобщее внимание, и не находят ничего лучше, чем шокировать окружающих своим поведением. Для кого-то враждебность в адрес сверстников – это попытка заработать авторитет, почувствовать своё превосходство или уникальность

Синдром дефицита внимания встречается чаще у мальчиков, чем у девочек.

Советы и рекомендации психолога

  • Высказывайте одобрение самостоятельным действиям своего чада, позвольте ему быть автономным.
  • Попробуйте стать советчиком, а не запретителем. Поддерживайте в трудные моменты.
  • Разговаривайте с ребёнком на взрослые темы.
  • Узнайте его мысли по интересующему вопросу, послушайте его, это намного лучше критики.
  • Позвольте ребёнку высказать своё мнение, а если он не прав, то деликатно исправьте его.
  • Разрешите себе признать его взгляды и выразить согласие – вашему авторитету ничего не грозит, а самоуважение вашего отпрыска укрепится.
  • Дайте понять ребёнку, что он ценим вами, уважаем и понимаем, что при его промахе вы всегда будете рядом и окажете помощь;
  • Продемонстрируйте чаду возможность достижения цели. Похвалите его за успех.
  • Старайтесь дать ответы на все вопросы ребёнка. Даже если вопросы повторяются, терпеливо повторите ответ.

Причины проявления агрессии

Потенциальными агрессорами являются детишки следующих категорий:

Ребята с синдромом дефицита внимания, или одним словом гиперактивные

Они излишне активны, суетливы, не способны надолго сосредоточить внимание.

Леворукие дети. Левши отличаются от правшей не только доминирующей рукой

У них совершенно другое мышление, они более ранимы, обидчивы. У большинства снижена работоспособность и чаще возникают сложности в обучении.
Дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы. Это и тревожные дети, и ранимые, и чересчур застенчивые.

Некоторые особенности воспитания также могут сделать ребёнка агрессивным. Малыш, который становится свидетелем скандалов между родителями, который подвергается семейному насилию, скорее всего тоже будет вести себя враждебно по отношению к окружающим.

Недостаток внимания родных или чрезмерная опека также могут негативно сказаться на поведении ребёнка.

Кидательные и кусательные игры

И напоследок хочу поделиться с вами перечнем игр, которые позволяют выпускать пар. Итак, специальные кидательные и кусательные игры.

Для «драчунов» подойдут игры, где необходимо делать движения, которые совпадают с реальными ударами. Например, драка воздушными шариками или подушками.

Игра на профилактику вербальной агрессии. Смысл игры — обзывать друг друга безобидными словами, например: «А ты — шпрот! А ты — чашка! А ты — шнурки!». В сочетании с предыдущей игрой очередная «обзывалка» совпадает с атакой воздушным шаром.

Выбивание ковра теннисной ракеткой с ритуальным изгнанием оттуда микробов, сопровождающееся криком Воинов.

Разрывание на мелкие кусочки бумаги на скорость: кто быстрее, а затем бросание этими кусочками друг в друга.

Пинание или бросание мяча. Необходимо найти такое пространство, где малыш смог бы бросать мяч безопасно для окружающих, не ограничивая себя в движениях.

Для «зубастиков» подойдут игры, где есть проявление гнева с использованием зубов.

Игры в зоопарк со скалящимися и рычащими животными. Необходимо показать, как злятся тигры, львы, волки, медведи и пр. Обязательно с ревом и оскалом.

Купить длинный багетный батон и играть, кто больше откусит от него кусочков. Съеденные кусочки не считаются.

Для совсем крохотных малышей можно использовать детские прорезыватели для зубов, которые малыш имел бы возможность кусать.

Избавляем малыша от агрессивности

Если же агрессия исходит от причин, которые мы рассмотрели выше, то решаются они следующим образом:

  • Избалованного, недисциплинированного ребенка при подготовке к детскому саду следует приучать к режиму и требованиям взрослых, учить самообслуживанию, умению играть со сверстниками во дворе или в гостях у друзей, делиться игрушками. Играть с ним, показывая, какие послушные и щедрые у него игрушки. 
  • Исправить собственное поведение в семье. Если дома будет тихо и мирно, ребенок начнет также вести себя и в группе детского сада. 
  • Легко возбудимого ребенка лучше показать неврологу, чтобы не допустить возникновения невроза. 
  • Ребенку – лидеру, опять же в совместных играх, показать, как решать конфликтные ситуации словами, а не кулаками.

Не давать детям смотреть фильмы с драками и насилием и играть в жестокие игры. Мало того, что это влияет на поведение малыша, но подобная «продукция» может стать причиной изменений в психике ребенка, которые в итоге приведут к лечению у невролога или психиатра.

Советы психологов родителям агрессивных детей

Малышу – особенно если речь идет о мальчике, или о ребенке вообще достаточно подвижном, активном, склонном легко возбуждаться, — нужно предоставлять как можно больше возможностей для «выплеска» энергии. Если он основную часть своего времени проводит, уткнувшись в телефон или планшет – не удивляйтесь, что спустя время он начинает вести себя не совсем адекватно и искать способы выразить агрессию.

Гораздо лучшим способом времяпровождения являются активные игры на свежем воздухе – игра в мяч, лазанье по деревьям, догонялки. Дома выручат спортивные комплексы и общие дела с родными — посильная помощь и чувство нужности вместо отрицательных эмоций вызовут самоуважение, а значит, помогут научить отвечать на поступки других людей и избежать многих конфликтов.

Отличным способом разнообразить досуг и эмоционально разрядиться для детей станет посещение спортивной секции. Дома также можно дать ребятам возможность проводить время активно: обустроить для них спортивный уголок, играть в бой подушками или устроить веселую борьбу, игру в «щекотки».

Любого дошкольника необходимо с самого раннего возраста постоянно учить понимать и принимать свои эмоции. Здесь основными «врагами» становятся фразы, которые почему-то широко распространены в нашем обществе, призывающие ребенка отказаться от проявления эмоций и во что бы то ни стало не демонстрировать своей злости или огорчения – даже если они вполне уместны, и вызваны сложившимися обстоятельствами.

Например, когда малышу делают прививку – ему на самом деле больно и страшно, он пытается сопротивляться, дергает маму — и его тут же начинают стыдить: «Как ты себя ведешь!», «Такой большой, а плачешь… Вот тебя сейчас милиционер заберет!», «А медсестра еще укол сделает, большой иголкой!».

Трудности «маски приличия»

Взрослые призывают ребенка постоянно сохранять этакую «маску приличности и удобства», и ни в коем случае не показывать своей злости или раздражения. Все это приводит к тому, что агрессия все равно проявится – в другом месте, в другое время, когда она будет совершенно неуместна.

И опять заботливые взрослые начнут стыдить с удвоенным энтузиазмом… Как вести себя правильно? Стоит просто помогать как девочке, так и мальчику понимать, что своих эмоций стесняться не стоит. Вместо того чтобы стыдить, озвучить то, что на самом деле сейчас происходит с ним и поддержать: «Тебе больно, поэтому ты плачешь, но нужно немного потерпеть, все пройдет и мы займемся твоим любимым…», «Ты злишься, потому что я не купила тебе игрушку – я понимаю, но сегодня купить ее не могу».

И навсегда вычеркнуть из своего словарного запаса фразы из серии «Мальчики не плачут» и «Хорошие девочки так себя не ведут», если не хотите обеспечить своему малышу эмоциональные проблемы в будущем.

Попробуйте начать с себя! Ребенок неосознанно копирует поведение наиболее близких ему людей. Поэтому следите за тем, как взрослые в семье привыкли выражать эмоции. Может ли мама объяснить, что она устала и поэтому выглядит грустной, — или будет пытаться всеми силами сохранить «хорошую мину при плохой игре», и в результате все закончится скандалом?

Может ли папа сказать о том, что он рассержен и злится из-за того, что поссорился с начальником – или отлупит сына за очередную двойку, чтобы выплеснуть свое негодование?

Спокойная атмосфера дома

Еще одним важным фактором в профилактике детской агрессии является спокойная, доброжелательная атмосфера в семье. Ребенок должен получать достаточно тепла и уважения, чувствовать себя значимым и уверенным – в таком случае поводы для проявления враждебности у него будут сведены к минимуму.

Будет очень хорошо, если даже с таким маленьким ребятенком обсуждаются поступки других людей: детей и взрослых, которые наблюдаются на улице, в книгах. Все, что видит ребенок, оценивается им так или иначе, и в наших силах помочь выработать правильное отношение к различным ситуациям, выработать правильную линию поведения и навсегда избавиться неконтролируемой агрессии.

Причины проявления детской агрессии

Формирование характера не происходит сразу. Поэтому, когда начинаются проблемы не нужно паниковать. Стоит понять своего карапуза и выяснить для себя истинные причины его изменившегося поведения. Понимание поможет контролировать создавшуюся ситуацию и сделать все, чтобы такое поведение не закрепилось и не стало частью проявлений личности на долгие годы. Одной из возможных причин является собственный темперамент ребенка и особенности его нервной системы. Одни люди терпеливы, другим нужно реализовать все и сразу. Дети здесь не исключение. Только терпения у них еще меньше, чем у взрослого. Неверное воспитание и ошибки родителей. Иногда наше умиление и поощрение малыша приводит к закреплению нежелательных реакций. У меня в группе детского сада была девочка Настя трех с половиной лет. Нормальный, вполне адекватный ребенок. Если вечером за ней приходила мама, то все было нормально. При папе же она мгновенно превращалась в маленькую капризную женщину, которая может требовать все, что угодно. Ну и кто в этом виноват? Страхи, стрессы, которые приводят к неуверенности в себе, тоже провоцируют не всегда зажатость со стороны детей. Копирование поведения окружающих. Здесь не всегда причина в родителях

Стоит обратить внимание на все окружение малыша: бабушки-дедушки, детский сад или няни на дому. Иногда даже соседи на улице

Телевизионные программы и постоянные компьютерные игры тоже вносят свой вклад. Так, что лучше тщательно контролировать, что происходит в помещении, где находится ребенок. «Он не смотрит» — здесь не аргумент. Он все равно слышит , иногда и видит, а значит и реагирует. И конечно возросшие желания самого малыша, и неумение добиться их реализации быстро и самостоятельно.

Не стоит насмехаться и подшучивать над проявлениями приступов злости малыша. Кстати у детей этого возраста еще не развито чувство юмора, подобное поведение взрослых вызовет еще более сильную ответную реакцию. Юмору нужно учить весело и в хорошем настроении.

Как выражается детский негатив

Часто вспышки злости возникает как защитная реакция, неумение справиться с ситуацией. Помните общеизвестный тост: «Чтобы наши желания совпадали с нашими возможностями?» Так у детей это противоречие еще сильнее.

Виды проявления агрессивного поведения

Психологи советуют родителям не доводить ситуацию до крайности. Не стоит ждать, когда раздражение перерастет и начнет выплескиваться агрессией. Никто лучше вас не знает вашего сына или дочь. Зная, как ваш сын или дочь реагирует на конкретную ситуацию, вы можете своевременно вмешаться и направить настроение ребенка в правильное русло. Зная проявления злости легче проанализировать и взять под контроль ситуацию.

Приступы агрессии выражающиеся физически. Это выражается в непосредственном нападении на ровесника или взрослого с целью причинить боль или что-то разрушить. Здесь же могут использоваться угрозы и неприличные жесты, которые свойственны или более старшему возрасту или используются в окружении ребенка и копируются им в определенных ситуациях. Часто это бывает очень «к месту».

Бывает реакция, которая выражается вербально, то есть в виде ругани и угроз. Часто это вызывается чувством страха, болью, насмешками.

Направленная агрессия всегда направлена к другим детям или взрослым. Проявляется она в виде злых насмешек, сплетен, злых шуток. И хоть проявляется она в более позднем возрасте, ее формирование начинается уже в возрасте 3-4 лет и мотив этой агрессии формируется постепенно, потом выражаясь, как своеобразная месть.

Недовольство чужим поведением приводит к ненаправленной враждебности. Это недовольство отсутствием чего-то материального: игрушки, сладости или неисполнения обещания.

Иногда случается недовольство самим собой — так называемая — аутоагрессия. Чаще это характерно для подростков, но очень редко случается и у маленьких деток. Видела я даже такие случаи в 4-5 лет у мальчика из очень хорошей семьи, где родители много занимались и посвящали свое время своим ребятам. Повышенная требовательность самого мальчишки к себе умело перенаправлялась родителями в русло достижений и радости своим успехам.

Ребенок в детском саду

 Для любого ребенка переход в новые условия – детский сад – всегда довольно тяжело. Отсутствие рядом мамы и папы, чужие взрослые и большое количество сверстников приводят малыша в возбужденное состояние. Некоторые дети справляются с ситуацией легче, но у очень эмоциональных ребятишек или детей с задатками лидера непривычное окружение может вызвать агрессию

Дети начинают драться, кусаться, стараясь либо привлечь к себе внимание, либо отстоять свое право быть «заводилой»

Иногда агрессивное поведение требует вмешательства невролога, психолога или даже психиатра. Но чаще воспитательное воздействие взрослых постепенно показывает малышу, что он ведет себя неправильно.

Причины агрессии ребенка

Многие дети отличаются агрессивным поведением ввиду психологических проблем, с которыми им достаточно трудно справиться. Возникновению агрессии способствуют следующие причины:

неприятие ребенка родителями;

Неприятие своего ребенка считается одной из основополагающих причин возникновения агрессии.

Когда малышу не хватает родительской любви и внимания, он начинает искать способы, которые помогают ему обращать внимание родителей на себя. Скандалы в семье, критика ребенка, оскорбление и унижение порождает комплексы, неуверенность, гнев

Скандалы в семье, критика ребенка, оскорбление и унижение порождает комплексы, неуверенность, гнев.

Трудный характер родителей, их жестокость и власть над ребенком подавляет его волю, инициативность и желание быть собой.

И, наоборот, уделяя слишком много внимания ему, потакая всем его капризам, родители рискуют не выполнив очередное желание ребенка, столкнуться с вспышкой его агрессии.

недовольство собой.

Жесткий контроль над поведением ребенка и пресечение его попыток шумно и активно поиграть ведет к потере его возможности не скрывая проявлять свои позитивные или негативные эмоции.

Ребенок теряет возможность разрядиться и избавиться от переизбытка эмоций, что приводит к возникновению агрессии. Изучите статью Как вести себя с ребенком?>>>.

Помните! Недовольство собой проявляется в связи с отсутствием похвалы со стороны родителей

Ребенку важно знать, что его любят просто за то, что он есть, а не только тогда, когда он делает что-то хорошее

О возрастных потребностях ребенка и о том, как с ним умело договариваться и обходить острые моменты воспитания, смотрите в интернет-курсе Послушание без криков и угроз>>>

Помимо всего перечисленного, спровоцировать агрессию могут и другие факторы:

  1. наследственность;
  2. гиперактивность;
  3. травма мозга;
  4. систематические переутомления;
  5. чувствительность к осуждению;
  6. часто меняющаяся обстановка, к которой нужно привыкать, что провоцирует тревогу.

Игры на снятие агрессии

Что же делать, если вы столкнулись с проявлением агрессии у ребенка?

  • Самым главным условием является проявление безусловной любви к нему. Нужно любить и принимать ребенка таким, какой он есть и просто за то, что он есть;
  • Стоит отказаться от оскорблений в адрес малыша и контролировать свои проявления агрессии;

Смотрите интернет-семинар о том, как управлять своими эмоциями Мама, не кричи!>>>

Ребенка необходимо научить выражать свои чувства, а не подавлять их. Избавиться от лишнего напряжения можно при помощи лепки, рисования, занятий спортом или игр;

Вот список игр, помогающих снять уровень напряжения, в которые можно поиграть дома:

  1. «Обзывашки»;

Нужно встать с ребенком друг напротив друга и кидать друг другу мяч. Перекидывая мяч необходимо назвать какое-то обидное, но не грубое слово;

  1. «Снежки»;

Приготовить несколько снежков из бумаги и бросаться ими друг в друга. Помнить о том, что нужно уворачиваться от летящих снарядов;

  1. «Пылевыбивалка»;

Необходимо дать ребенку подушку, чтобы он ее побил и делал с ней всё, что хотел. Можно кричать, бросать и пинать;

  1. «Бой подушками»;

Можно подушками и вдвоем подраться. Для большего веселья можно включить музыку. Если в ход пускаются руки – игра прекращается;

  1. «Толкалки»;

Данная игра учит контролировать свои движения.

  • Необходимо разбиться на пары и встать друг напротив друга на расстоянии вытянутой руки;
  • Затем следует поднять руки на уровень плеч и упереться своими ладонями в ладони того, кто напротив;
  • По сигналу нужно начать толкать партнера и постараться сдвинуть его с места.
  1. «Салют»;

Приготовить пачку цветной бумаги и предложить ребенку рвать листы на куски и подбрасывать их вверх. Играть можно до тех пор, пока не исчезнет интерес к игре. После завершения салюта мусор необходимо убрать всем вместе.

  1. «Волна»;

Набрать в таз воды и дуть на нее так, чтобы получалась волна.

  1. «Сдуй мяч»;

Необходимо положить маленький мяч на поверхность, чтобы он не скатывался, а потом предложить ребенку сдуть мяч с места.

Дыхательные упражнения положительно влияют на все мышцы, расслабляют их, что снижает уровень проявления агрессии.

  1. «Карикатура».

Предложить ребенку изобразить на бумаге того, на кого он зол.

Кроме всего вышеперечисленного, не забывайте о простых правилах:

Ребенку стоит рассказывать о родительских чувствах и желаниях, он должен знать, что мама и папа тоже устают и могут злиться, но справляются с этим;
Перед каким-либо событием с ребенком рекомендуется проводить беседу. Рассказать ему, куда вы собираетесь пойти, что там будет происходить

Особенно важно настроить ребенка перед походом к врачу или в гости;
Для снятия мышечного напряжения рекомендуется как можно чаще организовывать подвижные игры, а после них использовать упражнения на релаксацию;
Полезно рисовать ребенку красками, используя не кисточку, а свои ладони и пальцы. Это поможет ему выплеснуть эмоции и снять напряжение;
Для этой же цели дома могут быть использованы музыкальные игрушки, пластилин, свисток, мячи и даже боксерская груша.

Пробуйте разные средства, ищите то, что подойдет именно вашему малышу.

  • Как заставить ребенка слушаться?
  • Что делать, если ссорятся дети?
  • Ребенок всех обижает в песочнице

Как отучить ребенка кусаться

Если малыш кусает грудь во время еды, отнимите грудь. Несколько подобных опытов – и ребенок поймет, что делать так нельзя, так как кушать ему не дают. 
Если режутся зубки – надо предоставить «материалы» для кусания: специальное кольцо, пластмассовые и резиновые игрушки. 
Детям 2-3 лет можно объяснить, что кусаться плохо, показать, что это больно, изобразив перед ним плач и страдания от его укуса. 2-3 раз бывает достаточно. Если же это не поможет, положить ладонь на губы ребенка при попытке укусить взрослого или ровесника и строго сказать: «Нельзя»

Показать свое недовольство таким поведением. 
Но если агрессивный ребенок кулаками и зубами пытается привлечь к себе внимание, нужно чаще играть с ним, уделять ему больше времени и ласки – и агрессия пройдет.

Если же ребенок продолжает проявлять агрессию, то нужно получить консультацию психолога, который выявит причины и поможет справиться с нарушениями в поведении малыша, объяснит маме, что делать, если ребенок кусается в детском саду.

Что такое агрессия?

Суть агрессии — атака, когда внутри мозга рождается порыв к чему — либо. Агрессия- это:

  • Любая вспышка атакующей энергии, направленная на что-то или кого-то.

  • Не план, а движение эмоции фрустрации к выходу.

  • Не плохое поведение, а эмоциональная, физическая конкретная атака.

Метафорой для агрессии может служить котел с кипящей водой и крышкой. Пар внутри- это накапливающееся напряжение, раздражение, которое в конце концов, если ему нет выхода, срывает крышку. В таком случае можно ли сказать, что котел себя плохо, отвратительно ведет?

Понимая абсурд этого вопроса, можно понять и абсурдность наказаний за вспышки агрессии у ребенка. Тем боле, что агрессия имеет много лиц. И наказывать тогда пришлось бы за каждое ее проявление.

Многоликая агрессия

Вот какие облики может приобретать агрессия у детей и взрослых.

  • Удары и драки
  • Подлые поступки
  • Проявление неприязни
  • Агрессивные жесты
  • Нытье, ворчание, ругательства
  • Осуждение самого себя
  • Нетерпеливость, раздражительность
  • Унижение
  • Укусы, бросание предметов, крики, плевки
  • Оскорбления
  • Игра «Молчанка», игнорирование
  • Злорадство в детских играх
  • Самоагрессия
  • Припадки и истерики
  • Фантазии о причинении вреда другому.

Обычно родители наблюдают всего несколько проявлений агрессии у своих детей, а не все сразу. Но каждый раз- это испытание для родительски нервов. Очень немногие мамы и папы способны выдерживать чувства ребенка и его агрессивные атаки, относясь с пониманием.

Знание о механизме агрессии позволяет многие выпады ребенка понимать и прощать.

Часто мы видим «смещенную агрессию», когда ребенок злится на папу и это всем очевидно, но достается тумаков младшему брату. Ребенок так ведет себя потому, что на папу наскакивать для него слишком уязвимо. Папа может ответить, может «перестать любить» в понимании ребенка. Агрессию на папу выражать очень небезопасно для отношений, а на брата- можно. Ведь при прочих равных ребенок всегда предпочтет сохранить контакт с родителями.

И в этой связи важно обратить внимание, что если агрессия все же направлена на родителей, а не на брата, то это в каком-то смысле повод для тихой радости. Потому что ребенок внутренне чувствует уверенность, что он может себе позволить освобождаться от напряжения именно так. И это ему ничем не грозит

Ни наказанием, ни аутоагрессией и психосоматикой.

И это ему ничем не грозит. Ни наказанием, ни аутоагрессией и психосоматикой.

Так что первое, что нужно делать в инциденте с агрессией ребенка- принимать его выпад. И никогда не принимать агрессию на свой счет, не обижаться, не оскорбляться.

Затем важно быстро- быстро скомкать агрессию, выведя ее в игру. Дело в том, что игра- это всегда понарошку, ребенку так легче выносить собственное поведение.

Еще несколько советов родителям агрессивных детей

Если ребенок увидит, как вы признаете свои слабости, как пытаетесь совладать с эмоциями, ему будет легче это делать самому.

Когда он успокоится, стоит обсудить причины произошедшего, его мотивы, ощущения. Спросите его, как ощущают себя окружающие? Захотят ли дети дружить с ним после произошедшего? Как он может исправить ситуацию, и как избежать ее повтора?

Осуществляйте контроль передач по ТВ, которые смотрит ребенок, не следует допускать, чтобы он смотрел новости и мультфильмы, в которых есть элементы жестокости.

Обосновывайте наказания и запреты, искренне говорите о любви

Важно, чтобы требования к детям были разумными, надо настаивать, чтобы они выполняли их, давая четкое понимание о своих ожиданиях

Запаситесь терпением, и у вас всё получится!

Advertisement

Что делать?

Следует помнить, что дети не обладают каким самоконтролем, как взрослые. В ряде случаев их просто необходимо выслушать, поддержать и помочь. С детьми младшего возраста рекомендуется применять методы сказка терапии, где персонаж учится решать разные конфликтные ситуации без потерь и драк, путем мирных переговоров, поиском компромиссов.

Можно использовать и ролевые игры с ребенком, создать игровую ситуацию, где есть противостояние, и игрушки улаживают сложившийся спор или конфликт без истерик.

Ребенку сложно понять, что он ведет себя агрессивно, если в семье ему не дают понятий о хорошем и плохом поведении. Личный пример – еще один из важных моментов в решении проблемы. В семье, где родители употребляют бранные слова, применяют физическую агрессию, дети получают четкие образцы агрессивного поведения.

Для ребенка очень важна эмоциональная безопасность. Поступки и чувства для ребенка до 6 лет неразделимы, и агрессивный метод воздействия на других – один из способов почувствовать себя в безопасности. Если родители не возьмут это под контроль, ребенку зачастую сложно понять, где нужно остановиться, и к каким последствиям это может привести

Важно в беседе с ребенком рассказывать о возможных последствиях

Агрессивный ребенок. Причины

Причины, по которым ребенок ведет себя агрессивно, обычно зарождаются в семье:

  • Вседозволенность. В семье малышу разрешали делать все, что вздумается. Правила поведения в детском саду, когда он должен делать то, что велят взрослые, вызывает у ребенка протест, он нервничает, бьет детей, может ударить и воспитателя. 
  • Агрессивность родителей. Дома мама и папа решают проблемы при помощи скандалов, рукоприкладства, используют в воспитании ребенка телесные наказания. Поведение детей очень точно отражает характеры и привычки родителей. Если дома у родителей по любому поводу ссоры и драки, в группе малыш будет осваиваться привычным ему способом – кулаками и зубами. 
  • Педагогическая запущенность. Так называются промахи в воспитании детей, допущенные родителями. Малыши часто пробуют ударить маму или отца по щеке, укусить, сначала просто так, пробуя силы, затем для того, чтобы добиться своего – новой игрушки, сладостей и т.д. Родители, считающие это детской шалостью, ошибаются. Маленький ребенок усваивает линию поведения, если она не встречает сопротивления со стороны взрослых, и приносит ее в детский коллектив.

Кроме семейных стереотипов поведения, агрессивность ребенка может объясняться особенностями его психологии:

  • Повышенная эмоциональность. Эти дети легко возбуждаются при малейшем изменении привычных условий жизни, будь то новый магазин игрушек, поездка в другой город или перевод в другой детский сад. Реакция, сопровождающая полученные впечатления, порой непредсказуема. Ребенок может бесконечно смеяться и внезапно заплакать, или наоборот. Может бегать и прыгать, чтобы как-то выплеснуть распирающие эмоции, а может кинуться драться на рядом стоящего ребенка или укусить его. 
  • Задатки лидера. Малыш хочет, чтобы сверстники его слушались и играли с ним так, как придумал он. Но место лидера в детском коллективе нужно завоевать, а как – ребенок еще не знает. И начинает завоевывать доступным ему способом – с помощью силы. 
  • Агрессивные мультфильмы или игры. Ребенок любит смотреть или играть в игры, где герои все время друг друга обижают, бьют, дерутся. Конечно, он копирует поведение любимого мышонка или черепашки, не задумываясь о том, что чувствуют те, кого бьет он. Ведь в мультфильме или игре никто не плачет.

Не забывайте о количестве детей в группе в детском саду. Если детей много – малыши будут пытаться завоевать свое место. А вы знаете, сколько детей может быть в группе? Об этом в статье здесь.

Что делать при проявлениях агрессивности у ребенка?

Как же родителям вести себя с ребенком, проявляющим агрессию?

Для обучения ребенка в возрасте до 4 лет умению справляться с гневом, злостью, обидой, родители могут продемонстрировать на примере животного, куклы, сказочного персонажа, мультяшного героя, других людей, что влечет за собой проявление злости. В сказке зачастую агрессивными показаны Волк, Кощей, Карабас-Барабас, разбойники и др.

Для обучения распознавания эмоций и управления ими необходимо называть свои предположения, как он себя чувствует, а также принимать его состояния: «Вижу, что ты разозлилась!», «Тебе тоскливо? Понимаю тебя» и т. д. Действует простой закон: эмоция, которую ты разделил с кем-то, усиливается, а сила отрицательной — становится слабее.

Если мать или отец отругали детей или кого-то при ребенке, продемонстрируйте, какую досаду испытываете по этому поводу, раскайтесь и попросите прощения. Чем раньше это сделаете, признав, что были неправы, тем лучше. Именно у родителей ребята перенимают правила поведения в обществе и в семье.

Если вы обнаружили, что у ребенка повышен уровень скрытой агрессии, следует учесть, что разрядка происходит посредством активных спортивных игр, упражнений, действий. Давно обнаружено, что, когда дети начинают тренировки одним из силовых видов спорта, практиковаться в плавании или играть в командные игры (баскетбол, футбол и пр.), он постепенно становится более сдержанным, чутким к людям, учится не обижать слабых, стоять горой за беззащитного человека.

Изоляция, а также запрет на подвижные игры в качестве наказания разозлят ребенка, заставят его затаить обиду, эффективнее поручить ему дополнительную домашнюю работу.

Рекомендации для родителей

Агрессивность детей от 1 до 3 лет считается нормальным этапом развития.

Ваша правильная реакция на такое поведение поможет быстро и благополучно пройти все возрастные кризисы.

Важно! В любом возрасте вам следует останавливать негативные действия, направленные против вас или другого человека. Если не понимает слов, то убирайте из зоны конфликта

Если ребенку 1 год

В 1 год ребенок еще не способен до конца осознать обращенную к нему речь. Чтобы минимизировать риски агрессии, вы можете:

организовать безопасное пространство для удовлетворения исследовательского интереса (подробнее читайте в статье Безопасность детей дома>>>);
переключать внимание на что-то другое;
объяснять и рассказывать, как пользоваться разными предметами;
делать вместе с ребенком, а не за него.

Старайтесь сокращать количество запретов. Да, это не так просто, но вполне реально.

Самое страшное в реакции родителей на агрессию ребенка — это физические наказания, крики, угрозы.

Подобное поведение только закрепляет негативное поведение малыша, и проблемы нарастают как снежный ком.

Чтобы научиться общаться с подросшим малышом и правильно формулировать свои запреты, смотрите интернет-курс Мама-главная>>>

Если малышу 2 года

В этот период делайте следующее:

  1. Укрепляйте взаимоотношения с ребенком;
  2. Чаще обнимайте, целуйте;
  3. Предлагайте альтернативы действий агрессивному поведению;
  4. Избегайте манипуляций в отношении;
  5. Выстраивайте границы дозволенного.

На заметку! Вам важно показать ребенку, что испытывать негативные эмоции — это нормально, но мы должны выражать их безопасным способом

Что делать в 3 года

В этом возрасте вы продолжаете работу по обучению ребенка распознавать, контролировать, сдерживать негативные эмоции. А также:

  • помогаете социализироваться;
  • проводите разъяснительные беседы;
  • устанавливаете четкие правила поведения.

Градация рекомендаций по возрастам весьма условна. Один и тот же метод воспитания по-разному действует на каждого ребенка. Вам придется использовать все доступные способы для того, чтобы перевести агрессию в мирное русло.

Счастливого материнства!

  • Сколько должен спать ребенок в 2 года?
  • Ребенок бьет детей в детском саду
  • Как заставить ребенка слушаться?

6 типов агрессивных детей

По психологическому содержанию агрессия может быть разных типов.

  1. Проявление кризиса в развитии, когда ребенок «вырос» из старых отношений с окружением и нуждается в новом типе связей. Именно в это время попытки взрослых вести себя «как всегда» вызывают закономерный протест у малышей, у которых сформировались навыки самостоятельности, накопился словарный запас и в результате возросла потребность в большей свободе действий;
  2. Проявление сильного темперамента. Дети с сильным темпераментом неутомимы, они настоящие марафонцы. Среднестатистические нормы сна и отдыха не подходят для детей, чьи задатки позволяют подолгу и с энтузиазмом играть, двигаться, слушать сказки, рисовать и т.д. Основными причинами внешней агрессии у ребенка могут быть желание завершить начатое, погруженность в процесс игры. Дети с сильным темпераментом капризничают и негодуют, когда они недогружены, а значит, не удовлетворены;
  3. Сигнал о физическом недомогании, физиологическом дискомфорте, сниженном настроении. До тех пор пока мы не научим ребенка различать физические и эмоциональные состояния, он будет сообщать о них непрямыми способами, к которым относятся и симптомы дискомфорта. Ребенок будет говорить всем телом, пока не выучит нужные слова, описывающие важные состояния и желания;
  4. Способ доминирования в отношениях со сверстниками или взрослыми. Высокий уровень агрессивности в семейных отношениях, когда родители тайно или открыто конфликтуют, служит прямой причиной детской агрессии и стремления верховодить;
  5. Сигнал о нехватке положительных эмоций. Ребенок может «приносить» из семьи в детский сад или школу негативные эмоции, ожидания и страхи. Агрессия по отношению к сверстникам мотивирована желанием избавиться от неприятного и пугающего напряжения. Вместо того чтобы наказывать ребенка, загоняя в замкнутый круг страданий, мы должны его выслушать, пожалеть и успокоить;
  6. Проявление «праведного гнева». Сражаясь с моралистами, считающими, что «нормальный ребенок — это послушный ребенок», психологи предлагают различать агрессию и праведный гнев. Если для негодования и протеста есть объективная причина, например, кто-то из родителей в который раз не выполняет обещания посетить зоопарк, ребенок вполне объяснимо сердится.

Приведем два случая, в которых причины агрессивности детей неочевидны, и только помощь психолога помогла родителям увидеть внутренние мотивы поведения ребенка.

Как научить ребенка общаться с ровесниками

   Одна из причин агрессивности, не упомянутая в списке – это неумение ребенка общаться с ровесниками.

Дети старшей группы быстро перестают обращать внимание на новенького, пришедшего к ним в группу, занятые своими делами и играми. Ребенок пытается играть с ними, но его не принимают

И что ему делать? Плакать или драться? Он начинает потихоньку раздавать тумаки или затевать откровенные драки, дети еще больше сторонятся его, а мама предъявляет претензии воспитателям: «с моим ребенком никто не дружит».

В этой ситуации без вмешательства взрослых не обойтись. Педагог может незаметно привлекать малыша к совместным играм, назначая ему определенные роли, показывать остальным детям, какой хороший рисунок нарисовал новый член коллектива, похвалить при всех за выполненное поручение. Дети в группе по-другому оценят новенького, и он получит свое место в новом коллективе.

Маме следует набраться терпения. Играя с ребенком в домашние игры, нужно «проигрывать» конфликтные сценки, показывая своему малышу, как правильно поступить.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Клуб родителей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: