Детские страхи и как с ними бороться

Справьтесь со своими страхами

Представление о мире ребенок получает от родителей, поэтому нет ничего удивительного в том, что у тревожных родителей и дети часто растут беспокойными и чувствительными.

Важно, что родители с тревожным образом мыслей часто ждут от детей определенной реакции на события. Но этого можно избежать

К примеру, если мама боится кошек, то ей вовсе не обязательно транслировать этот страх детям или наоборот пересиливать себя и гладить животное. Можно разрешить ребенку взаимодействовать с кошкой, сказав, что вы их не любите, но многим они нравятся. Так дети смогут сами сформировать свое отношение к питомцам, не переняв страх матери.

Попробуйте бороться со своими страхами вместе с ребенком, так вы покажете ему правильный пример и станете спокойнее сами.

Полную стратегию и рекомендации для детей разного возраста вы найдете в книге «Спокойные. Как помочь ребенку справиться со страхами и тревогой».

Чувствительность детей и появление страха бояться

Дети чувствуют сильное одиночество, если такую сложную тему им не удается разделить с близкими людьми. Если родители отвергают в детях возможность иметь страхи, ребенок получает новое послание: будешь бояться – тебя не будут любить. Появляется страх страха  — реальный страх на что-либо остается, но еще и страшно проявить этот страх, потому что тогда отвергнут.

Оставшись непрожитым, страх, как в коробочке, исподволь управляет нашей жизнью. На его избегание уходит много энергии. Дети, которые не справляются со своими страхами, выглядят усталыми, рассеянными, подавленными.

Помогая ребенку встретиться со страхом, признавая, что он есть, взрослые помогают ему найти силы, чтобы с этим страхом взаимодействовать.

Те, кто способен смотреть на свой страх, не избегая его, наиболее приспособлены к жизни.

Как бороться с детскими страхами

Главное — отнестись к страху ребенка серьезно. Не стоит смеяться над ним, укорять («как тебе не стыдно, ты уже большой»), это может только усилить страх и подорвет доверие к вам. Не говорите: «Ты только не бойся». Это звучит, скорее, как приглашение к страхам, чем как их отрицание, и не дает способа справиться со своим состоянием. Помните, что для вас домовой в шкафу – это детская фантазия, для ребенка же он вполне реален и потому опасен. Убеждать, что его нет, бесполезно, лучше помочь бороться со страхом.

Если ребенок уже достаточно взрослый, обсудите с ним саму реакцию страха. Расскажите, что страх есть у всех, и храбрость состоит не в том, чтобы его не испытывать, а в том, чтобы уметь его преодолевать. Особенно это актуально для мальчиков, так как они часто начинают испытывать стыд за свой страх, что может привести к отрицанию страха и различным невротическим проявлениям.

Постарайтесь исключить ситуации, провоцирующие страх: душное помещение, страшные фильмы перед сном, тесная одежда.

Проанализируйте свое поведение. Практика показывает, что очень часто страхи появляются у излишне опекаемых детей. Когда ребенка чересчур опекают, он начинает чувствовать себя маленьким и слабым. Мир представляется ему грозным и враждебным. Иначе с чего бы взрослым оберегать каждый его шаг? Мира такой ребенок практически не знает, так как родители всеми силами ограждают его от этого знания: это лучше не видеть, это опасно, ужасно, ты можешь напугаться, это лучше не слышать, не услышишь ничего хорошего, говорить нужно как можно меньше, а то скажешь что-то не то, тебя обидят. Чтобы с тобой ничего ни случилось, мы будем постоянно рядом, все сделаем за тебя, посмотрим, чтоб ты не ходил, куда не надо, не делал того, что не надо и т.д. Незнание мира пугает ребенка, место знаний занимают фантазии, неизвестное страшнее вдвойне. Как правило, такие опекающие родители сами тревожны, так страхи «передаются по наследству».

Типы детских страхов

Такими страхами часто страдают дети с развитым воображением. Им может казаться, что из темноты вылезают чудовища, что они видят нечто, невидимое другим (в этом случае обязательно стоит показать ребенка и квалифицированному психиатру, родители не всегда могут отличить фантазию от галлюцинации). Впечатлительные дети начинают «достраивать» ситуации: «мама опаздывает с работы, потому что ее захватил в плен людоед».

Навязчивые / реальные

Такие страхи часто появляются после психотравмы. Если ребенок стал свидетелем ДТП, он будет бояться сесть в машину. С этим страхом обязательно должен работать детский психолог.

Бредовые

Это страхи, которые не имеют даже предполагаемого основания. Например, ребенок внезапно начинает боятся собственную кошку, с которой жил несколько лет, папу или любимый мультик.

Видеозапись семинара «Как помочь ребёнку справиться со страхом»

Монтессори-педагог Тамара Киселёв рассказывает, откуда берутся детские страхи, как вести себя взрослому, чтобы помочь ребёнку справиться со страхом и не допустить появления новых.

«Не оставляйте ребёнка одного в незнакомой обстановке, пока у него есть ощущение страха. Причём, это любая незнакомая ситуация. Ребёнок ещё не находится на таком этапе зрелости, когда может справиться — например, сходить в магазин, принести что-то из незнакомого помещения. Сначала он должен познакомиться с новым с вашей помощью, причём, несколько раз. А уже потом проделать это сам. Когда вы проговорили все возможные сценарии действий.»

«Страх не нужно обесценивать — для ребёнка он реален. Единственное исключение, когда ребёнок, зная вашу реакцию, пытается вами манипулировать. Но и тут нужно подходить к переживаниям деликатно. Может, чуть пораньше отпустить руку помощи. В ваших интересах, чтобы ребёнок каждый раз говорил вам о том, что страх появился.»

Методы обнаружения детского страха

Для выявления детского страха используют следующие методы:

Опросник «Страхи у детей» (для дошкольников, но предпочтительнее для младших школьников). Он не напоминает социологический опрос, так как вопросы ребенку задают в ходе игры и как бы между прочим. При этом вопрос задается ровным и спокойным голосом;
«Нарисуй свой страх» (метод А. И. Захарова, предпочтительнее для дошкольников). Ребенку выдают листы бумаги формата А4 и фломастеры или цветные карандаши. Затем ему предлагают нарисовать то, чего он боится. После окончания рисования ребенка просят объяснить — что он нарисовал

Внимание исследователь обращают не только на количество нарисованных страхов, но и на некоторые особенности рисунка — цветовую гамму, нажим, характер мазков, масштабность изображения и т. д.;
Тест «Сказка» Луизы Дюсс. Тест выявляет наличие (отсутствие) детского страха и состоит из 10 сказок, объединенных общим персонажем, с которым ребенок будет себя идентифицировать

Каждая сказка заканчивается вопросом, ответ на который должен дать ребенок;
Опросник по выявлению детских страхов, разработанный Л. С. Акопян, который состоит из 18 вопросов, разбитых по 7 блокам;
Методика «Страхи в домиках» А. И. Захарова (в модификации М. А. Памфиловой).
И ряд других методик.

А. И. Захаров рекомендовал родителям дома организовать рисование страхов ребенка, которые выявлены психологом.

Таблица 1. Рисунок детского страха в домашних условиях (А. И. Захаров)

Название детского страха Его изображение в рисунке
1 Одиночества Ребенок и всего того, что он боится, оставшись один
2 Нападения Агрессивно ведущие себя взрослые
3 Заболеть (заразиться) Больница или микробы
4 Опоздать Бегущий в школу ученик, часы которого показывают время первого урока
5 Снов Засыпающий ребенок, опасения которого полностью видны на рисунке
6 Темноты Слегка затушеванная комната, где проявляются персонажи фантазии ребенка
7 Животных Изображение каждого вызывающего страх животного
8 Сказочных персонажей Изображение каждого вызывающего страх сказочного персонажа
9 Высоты Гора (высокое здание), на которой (-ом) кто-то стоит
10 Глубины Ущелье, колодец, морское дно
11 Воды Купание, обливание и т. п.
12 Война Сражение
13 Крови, уколов, боли Текущая кровь из пальца, делание укола, плачущий ребенок и т. д.
14 Неожиданных воздействий Что-то падает, разбивается, гудок, сигнал

Следите за своей реакцией на страхи ребенка

Авторы книги убеждены, что у тревожности ребенка нет единственной причины. Так, на треть она обусловлена генетикой — у тревожных родителей дети более склонны к беспокойству.Также сильно влияют жизненные трудности и потрясения: переезды, потеря близких, развод родителей и другие стрессы. Это то, на что родителям повлиять сложно, а то и невозможно.

Но есть то, что зависит напрямую от близких, — реакция на страхи ребенка. Допустим, ребенок боится собак. Как вы поступите, когда рядом с ним окажется одна из них? Расслабитесь или будете напряженно думать, как ее отогнать. А что если дочь боится выступать на публике, и сегодня ей предстоит читать стихи на сцене? Редкий родитель будет получать удовольствие от представления. Скорее, вытянется по струнке на краешке кресла в ожидании провала.

Диагностика детских страхов

Внимательным родителям диагностика страхов у маленьких детей не понадобится. Обычно малыши их не скрывают. Громкий плач, крик, хватание за руки и вербальное сообщение родителям, что я боюсь темноты, высоты, этого дядю в белом халате не дадут пройти страхам мимо внимания.

Для диагностики старших дошкольников и младших школьников можно использовать методику Захарова и Панфилова. Взрослый рисует на листе бумаги два домика: красного и черного цвета. Затем предлагает ребенку поселить в этих домиках страхи, которые он называет по очереди. Используется список из 31 одного наименования. Сюда входит все: от Кощея и Бабы Яги до опасения опоздать в школу.

Младшим подросткам предлагается поговорить о том, чего они боятся

Здесь важно не спешить, подбадривать, задавать вопросы, объяснять, что это нормально, чего-то пугаться и опасаться. Но чаще всего, в атмосфере доверия, дети 9-11 лет сами с удовольствием расскажут о своих тревогах

Хорошо работает метод незаконченных предложений. Ребенку дается список предложений с различными ситуациями и предлагается их дописать. Например, это могут быть такие предложения: «Когда я опаздываю в школу, я…», «Когда я слышу смех за своей спиной, я думаю, что…». Страх обнаружится там, где будет наиболее сильная эмоциональная реакция.

Со старшими подростками все не так просто. Это возраст максимальной турбулентности. Они и сами не понимают, чего хотят, что с ними происходит и на каком свете они находятся. Но в этом возрасте можно уже использовать различные опросники. Хорошо себя зарекомендовал опросник Акопян.

Определить, нужно или нет искать страхи у подростка, помогут проективные методики. Например, обычный тест Люшера, который можно пройти онлайн, покажет вам общее психологическое состояние. Увидите там напряженность или серьезные конфликты, постарайтесь выяснить, чем это вызвано. Обычно подросток вам с охотой расскажет, что завтра контрольная по физике, а он устно отвечает хорошо, а письменную работу пишет на двойку. Вот и обнаружился страх плохой оценки и неуспеха, который отравляет жизнь и с которым нужно работать.

Позвольте ребенку стать более самостоятельным

Родители тревожных детей больше склонны к гиперопеке, ведь знают, как тяжело они переживают неудачи. Иногда родителям проще вовсе оградить ребенка от стрессовых ситуаций, но это замкнутый круг, который необходимо разорвать.

Ощущение собственной беспомощности никуда не денется, пока ребенок сам не победит свой страх. В деле формирования самостоятельности проще всего начать не с тех задач, которые вызывают беспокойство, а с повседневных поручений: прибраться в комнате, покормить домашних животных, приготовить простую еду или выкинуть мусор.

Главное, показывайте ребенку, что вы верите в него, и поощряйте успехи. Если поручение оказалось слишком сложным, попробуйте что-то более простое и сохраняйте спокойствие.

Выберите один страх для борьбы с ним

Часто тревожные дети боятся многих вещей: учитель будет ругаться, одноклассники засмеют, ответы на вопросы контрольной вылетят из головы. С чего же начать работу? Попробуйте сконцентрироваться на результате, а не только на чувствах ребенка и определить один страх.

Да, хочется, чтобы ребенок не испытывал всех тех неприятных ощущений, которые преследуют его при походе в школу или, к примеру, когда он оказывается в темноте. Но попробуйте абстрагироваться от них и понять, чего лишается ребенок. Что он мог бы получить, если бы не его страх.

Когда ребенку трудно общаться со сверстниками, он постоянно чувствует себя не в своей тарелке и боится насмешек. Начните с того, чтобы пригласить одноклассников в гости. Это понятная цель, которую можно осуществить достаточно скоро, и она поможет в борьбе с остальными страхами.

Причины детских страхов

Распространенность тех или иных страхов в каждой возрастной группе связана с этапами жизненного пути, которые проходит ребенок. Тело подростка стремительно меняется, перед ним стоят взрослые задачи — выбрать свой путь, ответственность, но к нему продолжают относиться как к ребенку, а вот у младенца главная забота — не выпускать источник безопасности, тепла и любви из виду. Поэтому у маленьких детей самый актуальный страх — остаться без мамы или другого близкого взрослого, который проводит с ними больше времени.

Существуют различные причины детских страхов. Многие из них естественны и пытаться их устранять намеренно — не стоит. У ребенка недаром появляется чувство высоты, однажды упав с горки, он начинает осознавать опасность. Патологические детских страхи часто рождаются из отношения взрослых к опасностям.

Гиперопека

Ребенок, которому все время говорят «давай, лучше — я, ты не сможешь» боится проявить самостоятельность, а одна фраза «не ешь немытую грушу, а то заболеешь и умрешь» способна породить настоящую фобию у ребенка, который привык верить взрослым на слово.

Высмеивание страха

Закрепляет детский страх и неуважительное отношение к потребностям ребенка. «Описался, как маленький» — говорить это ребенку опасно. Унижение способно закрепить «туалетные» страхи, сделать их хроническими.

Замкнутость

Скрытность родителей, нежелание обсуждать проблемы, может породить множество страхов. Ребенок зачастую понимает, что его канарейка не просто легла спать лапками к верху, но смерть, о которой не принято говорить, пугает ребенка гораздо больше утешения и честного разговора о жизненном цикле.

Постоянное присутствие невротизирующего фактора

Ребенок, который боится животных, не избавиться от страха, если его постоянно силой водить в зоопарк. Так страхи только усугубляются в сознании малышей.

Наказание за проявление чувств

Если ребенку запрещено плакать, громко смеяться или проявлять эмоции, любой страх может превратиться в хроническую проблему.

Психотравмы

Смерть близкого, резкий и громкий звук, который сильно напугал, присутствие при какой-либо трагедии: все это может стать причиной рождения страхов у детей.

Подростковые социальные страхи

У подростков также имеются возрастные страхи, но они в основном социальные (хотя природные страхи у некоторых детей тоже сохраняются в этом возрасте). А. И. Захаров отмечал, что по данным специального опроса среди подростков в возрасте 10 — 12 лет абсолютно преобладали природные страхи, а затем доминировали социальные страхи (их пик пришелся на возраст 15 лет). Выделяют 5 видов социальных страхов у подростков в возрасте от 10 — 11 лет до 15 лет (или в возрасте от 11 — 12 лет до 16 — 17 лет):

  1. Страх «быть не собой», то есть стать кем-то другим;
  2. Страх провала, осуждения, наказания. Причина  — перфекционизм или максимализм подростка, который склонен из единичного факта делать общие выводы без учета индивидуальных особенностей человека и наклеивать «ярлык» «поражения» или «успеха» вне зависимости от затраченных усилий;
  3. Страх физических уродств. Подросток очень сильно переживает из-за постоянных изменений своей внешности в связи с половым созреванием и гормональными всплесками;
  4. Страх одиночества;
  5. Страх бесперспективности и невозможности самореализации.

Исследование, проведенное среди подростков в возрасте 13 — 14 лет (Костромская область) показало, что на возникновение социального страха у них большое влияние оказывает такой фактор, как место проживания (город или сельская местность). У городских подростков небольшой по численности жителей Костромы гораздо чаще встречались гелотофобия, страхи буллинга и одиночества, чем у их ровесников из малокомплектных сельских школ. Зато сельские подростки Костромской области намного чаще испытывали страхи осуждения, общения с незнакомыми людьми и наказания.

Страх будущей самостоятельной жизни силен у российских подростков, воспитывавшихся в детском доме. Исследование, которое проводилось в детском доме № 4 города Комсомольск-на-Амуре) показало, что воспитанники подросткового возраста боятся повторения судьбы своих «неблагополучных» родителей.

Все ли в порядке с моим ребенком?

Второй вид родительского страха более сложен – это опасение, что ребенок будет каким-то не таким. В первую очередь, это, конечно, относится к здоровью ребенка, как физическому, так и психическому.

К сожалению, существует множество отклонений, которые по независящим от нас причинам могут наблюдаться у ребенка – это и расстройства аутистического спектра, и умственная отсталость, и расстройства личности, дефекты речи и пр. Мысль о том, что наш ребенок может быть «ненормальным», приводит нас в ужас. Такой страх совершенно понятен.

Как и в первом случае, проявлением такого поведения может стать избыточный контроль, опека. Разумеется, определенная степень такого контроля полезна для того, чтобы выявить особенности развития на ранних этапах. Чем раньше происходит медико-психологическое вмешательство, тем больше вероятность компенсации недостатков психической сферы. Однако избыток контроля может также привести к негативным результатам. Найти оптимальную границу очень непросто, учитывая все особенности как родителей, так и детей: кто-то более тревожен, кто-то более спокоен и т.д. Нам приходится жить с осознанием вероятности кошмарных вещей, и иногда от этих мыслей просто невозможно избавиться. Отчасти этим вопросом занимаются семейные консультанты, помогая отыскать в сознании родителя чувство спокойствия.

Порой мы не понимаем своих детей. Почему им что-то интересно, а что-то нет? Иногда мы не согласны с их увлечениями. А бывает так, что они нас пугают. Детям может нравиться заниматься травмоопасными видами спорта, и большинство родителей ценит это, но было бы странно при этом не чувствовать страх за свое дитя. Такой страх может относиться не только к здоровью ребенка, но и к его будущему. Любящие взрослые, желая сыну или дочери успехов, с тревогой смотрят на его оценки, на непонимание некоторых сложных предметов, на отсутствие тяги к знаниям.

С таким страхом справиться непросто, и часто он приводит к конфликтам в семье. Ребенок в силу своего возраста категорично требует полной свободы, злится; родители опечалены, у них могут включаться разные защитные механизмы, и дистанция только растет. В таких ситуациях сложно не винить себя, не опустить руки. Но мы должны понимать, что дети имеют много своих личностных и возрастных особенностей, не всегда понятных и приятных нам, взрослым. И в наших силах принять эти особенности, сладить с ними и даже направить их развитие в положительное русло. Безусловно, это бывает трудно, особенно с подростками, но именно для этого существуют специалисты-психологи: они могут чуть шире взглянуть на ситуацию, увидеть сущность проблемы и организовать контакт родителей с детьми так, чтобы они пришли к взаимопониманию.

Маленькие ревнивцы

Примерно в 3 года ребенок вступает в возраст, который в психологии называется «эдиповым», то есть связанным с переживанием ребенком первых сексуальных чувств. Ребенок начинает осознавать свой пол, идентифицирует себя как мальчика или девочку, и впервые в жизни влюбляется — обычно в родителя противоположного пола.

Можно как угодно относиться к построениям Зигмунда Фрейда, но факт остается фактом: именно около трех лет начинаются ночные блуждания ребенка между своей кроваткой и спальней родителей. Каждую ночь на пороге вашей комнаты появляется маленькое привидение, которое жалобно повествует о том, что «ему очень-очень страшно, и он хочет к маме». Он не обманывает, ему действительно очень страшно, а чего страшно — он объяснить не может.

Внутренний мир ребенка в этом возрасте населен чудовищами, порожденными ревностью. Он нежно любит своих родителей, но маму немного больше (если это мальчик), и был бы не против, если бы папа на время куда-нибудь исчез, оставив маму в его полное владение. Например (страшно подумать!) умер бы. Понарошку, конечно… Дальше начинаются дебри: папа ведь наверняка догадывается о таких ужасных мыслях, и точно очень сердится, а, может, он тоже хочет, чтобы малыш куда-нибудь делся, например, умер? Начинаются сны, наполненные погонями и монстрами. В рисунках тоже преобладают страстные красные и желтые цвета, ребенок может начать мочиться в постель, даже если до этого он исправно ходил на горшок.

Я абсолютно уверена, что в таких выражениях никто из детей не рассуждает, но ведут они себя настолько откровенно, что все эти научные построения выглядят весьма убедительно. Кстати, почему-то девочки переживают этот период гораздо менее болезненно, возможно, потому, что папам легче отвечать на наивные заигрывания дочерей, а мамы, видимо, представляют меньшую угрозу для девочек, чем папы для мальчиков.

Как бы то ни было, я бы советовала родителям выдерживать последовательную и четкую позицию: да, мы понимаем, что тебе страшно, давай я с тобой посижу, но спать ты будешь в своей кроватке. В таком случае ребенок получает недвусмысленное послание: «граница на замке». Родители сильные, взрослые люди, они смогут защитить меня от моих собственных монстров, а значит — и от тех чудовищ, которые прячутся за дверью. Ещё помогает обсуждение перспектив дальнейшей жизни: ты вырастешь, найдешь себе друга/подругу, вы поженитесь, и у вас будет своя собственная семья. Неплохо повторять эту мантру лет до 15.

Вы удивлены? Но не зря же основная игра в детсадовском возрасте — «дочки-матери». Тема будущей семейной жизни самая что ни на есть актуальная у трех-четырехлетних детей, и лучше будет, если на этом этапе они её «отработают», то есть отыграют, переживут на своем уровне, заложат первые кирпичики взаимоотношений с противоположным полом.

Убедитесь, что цель соответствует критериям SMART

SMART — это пять критериев, которым должна соответствовать цель. S (specific) — конкретность, M (measurable) — измеримость, A (attainable) — достижимость, R (relevant) — уместность, T (time-bound) —ограниченность во времени. Прежде чем определять цель в борьбе со страхом, подумайте, достаточно ли она конкретна, понятно ли ребенку, что именно нужно сделать. Подойти к подругам и позвать их в гости — понятно, стать общительной и активной — нет.

Сюда же можно отнести измеримость цели. У вас должно быть четкое понимание, когда цель достигнута. И достижима ли вообще ваша цель?

Важно, чтобы достижение цели было ограничено по времени.При этом не стоит начинать с той, чье выполнение займет больше 1-2 месяцев. Лучше разбить ее на несколько краткосрочных

Пример. Ребенок боится темноты.
Цель: сделать так, чтобы ребенок не боялся темноты.
SMART цель: спать одному всю ночь, не убегая к родителям.
Но к этому не прийти за один день, поэтому имеет смысл разбить выполнение задачи на несколько этапов.

Краткосрочная цель: ребенок остается в постели после того, как родители пожелают спокойной ночи, но они еще периодически к нему заглядывают.
Среднесрочная цель: привыкнуть засыпать самостоятельно.
Долгосрочная цель: засыпать самому и спать одному всю ночь.

Как помочь ребенку справиться со страхами

Существует много методов работы со страхом в детском возрасте и все они в той или иной мере помогают преодолеть проблему

Однако важно помнить, что насмешки над состоянием и поведением ребенка, даже если оно нам кажется глупым, непонятным, злит, недопустимы ни с малышами, ни с подростками. Для них это действительно очень серьезно

Метод рисунка

Предложите ребенку детально нарисовать его страх, затем пусть сожмет листок и уничтожит любым методом: порвет, сожжет, порежет на кусочки. С первого раза может и не помочь, но постепенно боязнь уменьшится.

Метод сказки

Придумайте сказку о страхе малыша. Расскажите до ситуации наибольшей опасности и предложите продолжить вместе. Вложите в концовку ясный и понятный алгоритм выхода.

Метод смеха

Высмеивать нужно не ребенка, а объект страха. Расскажите историю, где волк, Кощей, Баба Яга выглядели бы смешными и глупыми. Поиграйте вместе в темной комнате. Можете начать с игр под одеялом. Там, где весело, — не страшно.

Героизация

Разыграйте сказку, историю, представление в пальчиковом театре, где ребенок настоящий герой: смелый, уверенный, побеждающий злые силы.
Сделайте красивые бусы из соленого теста, присвойте каждой бусинке звание: умный, добрый, умелый, ловкий… Называние сопровождайте рассказами о реальных достижениях.

Десенсибилизация

Метод постепенного снижения напряжения и страха. Применяется для подростков и взрослых. Моделируется тревожащая ситуация небольшой интенсивности и отрабатывается реакция тела: дыхание, напряжение мышц, голос до тех пор, пока не будет ситуация не будет переноситься спокойно. Затем напряжение усиливается и все повторяется сначала.

Выводы: как помочь ребёнку преодолеть страх

  1. Контролируйте себя и своё отношение к окружающему миру. Реагируйте спокойно на новые объекты и неожиданные ситуации.
  2. Если вы встретили то, что ребёнок может воспринять как опасность, разъясните ему, с чем вы столкнулись и как правильно на это реагировать. Например, если вы видите осу, объясните, чем она занимается и как надо себя вести, чтобы она просто пролетела мимо, не обратив на вас внимания.
  3. Используйте слово «опасно» только по необходимости, а не тогда, когда хотите обозначить им запрет.
  4. Обговорите с родственниками, которые принимают участие в воспитании ребёнка, что делать можно, а что нельзя: исключите Бабаек, наказания в виде запирания в других комнатах и даже угрозы таковых ситуаций.
  5. Контролируйте свои эмоции, старайтесь не повышать голос и ни в коем случае не применяйте физическое наказание. Этим вы не решите проблему, а только породите страх у ребёнка перед вами.
  6. Старайтесь не оставлять ребёнка одного или с чужими людьми. И имейте в виду, что даже ваши родственники могут показаться малышу чужими, если они видятся раз в месяц.
  7. Избавляйтесь от своих страхов. Если самостоятельно не получается, обратитесь к специалисту. Не нужно усложнять ребёнку жизнь, передавая ему собственные фобии.
  8. Если детский страх уже проявился, попробуйте его приручить или избавиться от него. Например, можно нарисовать или слепить страх, поговорить с малышом на эту тему. Продемонстрируйте ребёнку, что с кошмарами можно и нужно бороться. Тогда страх постепенно исчезнет, укрепив при этом характер ребёнка.
  9. Не стыдите ребёнка и не наказывайте за то, что он чего-то боится. Устранение фобии требует поддержки и терпения. Так поддержите малыша и будьте терпеливы.
  10. Поощряйте самостоятельность ребёнка. Уверенность в том, что он многое знает и умеет, сделает его смелее и постепенно искоренит фобию.

Бесплатные уроки о развитии ребёнка дома с рождения до 5 лет

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Клуб родителей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: