Детские страхи: типология и рекомендации родителям

Особенности проявления страхов

Дети проявляют свои страхи по-разному, в зависимости от возраста и особенностей эмоционального развития. Это может быть сильный испуг, постоянная боязнь чего-то или аффективный страх – возникший на фоне эмоциональной неустойчивости. Он – самый сильный, может проявляться в виде шока, ужаса, истеричного плача.

Ребенок может пожаловаться взрослым, что боится чего-то, а может и держать все в себе (особенно, если боится быть непонятым, услышать укоры, насмешки и осуждение). Но тревожная симптоматика все равно будет присутствовать. Малыш становится пугливым, замкнутым, нервозным, апатичным, может плохо засыпать или чутко спать, постоянно будет льнуть к маме.

Скрытая тревога, не находящая выхода и понимания, самая опасная для нежной детской психики. Именно она чаще всего приводит к появлению затяжной боязни, которая малышу не подконтрольна. Это откладывает отпечаток на формировании характера ребенка, препятствует продуктивному общению с окружающими, снижает приспособляемость к изменениям внешней среды. В конце концов хронические страхи влияют на будущее ребенка: его социализацию, отношения с противоположным полом, коллегами на работе.

Возрастные детские страхи

Психологи выделяют детские страхи, которые проявляются в определенном возрастном периоде, считаются нормой, и со временем исчезают при нормальном развитии.

  • 0–6 месяцев – страх вызывают неожиданные громкие звуки, резкие движения, падение предметов; отсутствие матери, и резкие перемены в ее настроении, общая потеря поддержки;
  • 7–12 месяцев – страх могут вызвать громкие звуки; люди, которых ребенок видит впервые; переодевания; резкая смена обстановки; высота; отверстие стока в ванной или бассейне, беспомощность перед неожиданной ситуацией;
  • 1–2 года – страх могут вызвать громкие звуки; разлука с родителями; засыпание и пробуждение, плохие сны; незнакомые люди; отверстие стока ванны или бассейна; страх травмы; потеря контроля над эмоциональными и физическими функциями;
  • 2–2,5 года – страх потери родителей, эмоционального непринятия с их стороны; незнакомые дети того же возраста; ударные звуки; возможно появление ночных кошмаров; перемены в окружающей обстановке; проявления стихии – гром, молния, ливень;
  • 2–3 года – большие, непонятные, «несущие в себе угрозу», объекты, например, стиральная машина; изменение привычного жизненного уклада, экстренные события (смерть, развод и т.д.); изменения местоположения привычных объектов;
  • 3–5 лет – смерть (приходит понимание того, что жизнь конечна); ночные кошмары; нападения грабителей; стихийные бедствия; пожар; болезнь и операция; змеи;
  • 6–7 лет – сказочные персонажи (ведьмы, призраки); страх потери (потеряться или потерять маму и папу), одиночества; страх не оправдать надежды родителей в учебе, страхи, связанные со школой; страх физического насилия;
  • 7–8 лет – темные зловещие места (подвал, каморка), стихийные бедствия и катастрофы, утрата внимания и принятия, любви со стороны окружающих (сверстников, учителей, родителей); страх опоздания в школу, исключение из школьной и домашней жизни; физическое наказание; отсутствие принятия в школе;
  • 8–9 лет – несостоятельность в играх, в школе; уличение во лжи либо нежелательном поведении; страх физического насилия; страх потери родителей, ссоры с родителями;
  • 9–11 лет – невозможность достигнуть успеха в школе или в спорте; болезни; определенные животные; высота, кружение (страх могут вызывать некоторые карусели); люди, несущие в себе угрозу (наркоманы, хулиганы, пьяницы и т.д.);
  • 11–13 лет – поражение; необычные собственные поступки; собственная внешность и привлекательность; болезни и смерть; сексуальное насилие; критика со стороны взрослых; собственная несостоятельность; потеря личных вещей.

Взрослые, помогите!

Как возникновение детских страхов, так и их преодоление, чаще всего зависят от взрослых. Что могут сделать родители, чтобы помочь ребенку преодолеть страхи или предотвратить их появление?

  • Относитесь к малышу с пониманием и сопереживанием. Нельзя стыдить ребенка, называть трусом или наказывать.
  • Беседуйте с малышом о том, что его пугает, доброжелательно, не заостряя внимания на фобии. Приведите ему свой пример: чего вы в детстве боялись и как победили эту боязнь.
  • Показывайте, что рядом с вами ему нечего бояться.
  • Не заставляйте нарочно сталкиваться с предметом страха (идти в темную комнату, например).
  • Не обсуждайте в его присутствии страшные истории (о болезни, смерти, катастрофах).
  • Контролируйте, что и сколько по времени смотрит малыш по телевизору, во что играет в компьютере.
  • Не транслируйте ему собственные страхи.
  • Показывайте ребенку реальные опасности жизни, но доступно, на конкретных и понятных примерах. Объясняйте, когда это опасно, а когда – полезно (например, огонь может обжечь или стать причиной пожара, но он дает тепло и возможность готовить пищу).

То есть ребенок должен иметь достаточно объективной информации о потенциальных угрозах и относиться к ним адекватно.

Профилактика страхов у детей заключается, прежде всего, в воспитании в них уверенности в себе, самостоятельности, оптимистичного отношения к жизни.

Бывают случаи, когда родители не справляются с фобиями ребенка своими силами, он продолжает бояться. Тогда на помощь придет специалист: психотерапевт, психолог, а порой и психиатр. Обратиться к ним нужно обязательно, если у ребенка появилась тревожная симптоматика:

  • бессонница, ночные кошмары;
  • энурез;
  • нервозные привычки (обгрызать ногти, теребить пуговку, накручивать волосы на палец);
  • неконтролируемая агрессия;
  • частые истерики;
  • потеря аппетита;
  • тики, навязчивые движения;
  • заикание.

Эффективные методы и приемы предупреждения и преодоления детских страхов:

1. Повышение общего уровня эмоциональных переживаний ребенка (достижения комфортности в общении, в ожидании новой игры, максимальное развертывание критериев оценки и похвалы)

При этом большое внимание уделяется в детском коллективе атмосфере принятия, безопасности, чтобы ребенок чувствовал, что его ценят несмотря на успехи

2. Метод последовательной десенсибилизации, суть которого заключается в том, что ребенка помещают в ситуации, связанные с моментами, которые вызывают у него тревогу и страх.

3. Метод «реагирования» страха, тревоги, напряжения, которая осуществляется с помощью игры-драматизации, где дети с помощью кукол изображают ситуацию, связанную со страхом.

4. Манипулирование предметом страха (приемы «рисование страхов», «рассказы о страхах») в ходе этой работы ситуации и предметы страха изображаются карикатурно.

5. Эмоциональное переключение, «эмоциональные качели» (ребенку предлагают изобразить смелого и труса, доброго и злого и тому подобное.

6. Сказкотерапия (в игре ребенок становится смелым героем сказки или мультфильма, предоставляет любимому герою роль защитника).

Чего боятся наши дети

Это зависит от возраста ребенка.

В год малыши боятся окружающей среды, посторонних людей, отдаление от матери.

От 1 до 3 лет – темноты, ребенку страшно оставаться одному, бывают также другие страхи.

От 3 до 5 лет у детей встречается страх одиночества, темноты, замкнутого пространства, сказочных персонажей (как правило, в этом возрасте они ассоциируются с реальными людьми).

От 5 до 7 лет преобладают страхи, связанные со стихиями: пожаром, глубиной и т. п., боязнь родительского наказания, животных, боязнь страшных снов, потери родителей, боязнь заразиться какой-либо болезнью.

Советы родителям по снижению уровня страхов или тревоги у детей:

Помните, что детские страхи – это серьезная проблема и не надо воспринимать их только как «возрастные» трудности.

Не иронизируйте, ребенок поймет, что защиты ждать не от кого, и окончательно закроется.

Направляйте и контролируйте просмотр детских мультфильмов, старайтесь, чтобы дети смотрели передачи с положительными героями, ориентированные на добро, тепло.

Стремитесь к тому, чтобы в семье была спокойная, доброжелательная атмосфера, избегайте ссор, конфликтов, особенно в присутствии детей.

Не запугивайте ребенка: «Не будешь спать – позову волка» и тому подобное.

Больше поощряйте, хвалите, одобряйте и морально поддерживайте ребенка.

Рисуйте с ребенком страх и все то, чего он боится. Тему смерти лучше исключить.

Можно предложить уничтожить рисунок: порвать или сжечь.

Не ждите быстрого результата, страх не исчезнет сразу.

Посмейтесь вместе с ребенком. Этот способ предполагает наличие бурной фантазии у родителей. Если ваш ребенок боится, например, грозы, постарайтесь придумать какую-нибудь историю (обязательно страшную) из собственного детства о том, что вы и сами точно так же боялись грозы, а потом перестали. Пусть сын или дочь посмеется с вас. Ведь одновременно они смеются и над своим страхом, а значит, уже почти победили его

Важно, чтобы малышу было понятно: «У мамы или папы были такие же страхи, а потом они прошли, следовательно, это пройдет и у меня»

Играйте по ролям. Игры по ролям хороши тем, что позволяют моделировать практически любую ситуацию, которая вызывает у ребенка тревогу, и решить ее ненавязчиво в игре, формируя таким образом в сознании ребенка опыт преодоления своего страха.

Несколько игр и упражнений на преодоление страха и повышение уверенности в себе:

«Качели»

Участвуют как ребенок, так и взрослый. Ребенок садится в позу «зародыша», поднимает колени и наклоняет к ним голову. Ступни прижать к полу, руками обхватить колени, глаза закрыть. Взрослый становится позади ребенка, кладет руки на плечи сидящему и медленно покачивает его. Выполняется 2-3 минуты.

«Художники – натуралисты»

Большой лист белой бумаги, старые обои, положить на газету. Перед участниками тарелочки с красками. Позвольте себе и ребенку рисовать пальчиками, кулачками, ладошками, локтями, ногами, носками. Сюжет рисунка может быть разный: «Падают листочки», «Следы невиданных зверей», «Сказочная страна» и т.д.

«Дизайнеры»

Тюбики губной помады (старые). Каждому участнику разрешается подойти к любому участнику и «раскрасить» его лицо, руки, ноги.

«Жмурки»

Водящему завязываются глаза – остальные произносят звуки: «ку-ку», «ля-ля», «а вот и я». Поймав участника ведущий отгадывает кто это, не снимая повязку.

Возрастные страхи

Детские страхи, возникающие в определенном возрасте, являются показателем нормального психического и умственного развития ребенка. При отсутствии провоцирующих условий они сменяют друг друга, не оказывая негативного влияния на психологическое состояние ребенка.

С рождения до года.

Естественные страхи – боязнь  громких резких звуков, незнакомцев, перемены привычной обстановки, боязнь высоты, разлуки с мамой.

1-3 года.

Добавляется страх получения травмы (из-за повышения двигательной активности), природных явлений (грома, сильного ветра, грозы), боязнь оказаться нелюбимым и ненужным родителям. Возможно возникновения страха засыпания из-за ночных кошмаров (у очень впечатлительных деток), запоров, как ответа на боязнь потерять часть себя (в виде содержимого кишечника). Часто детей этого возраста пугают значимые события (развод родителей, смерть близких людей, появление младшего братика или сестрички).

3 – 5 лет.

Страхи у детей этого возраста часто связаны с осознанием конечности жизни и приходом смерти. Они могут бояться тяжелой болезни, нападения бандитов, укусов ядовитых насекомых, пожаров, потопа, замкнутого пространства, темноты и обитающих в ней чудищ, монстров, кащеев и прочих злых существ.

5 – 7 лет.

Добавляется страх смерти родителей, поэтому дети могут бояться всего, что с этим связано: если мама не позвонила, задержалась на работе, заболела. Причем боязнь смерти не связана с тем, умер ли кто-то из близких или знакомых в этот период, или нет.

У школьников страхи связаны, по большей части, с утверждением себя в коллективе сверстников и перед родителями: боязнь быть не таким красивым, модным, успешным или стройным, как другие, боязнь плохих отметок и наказания за них, насмешек, боязнь выходить к доске или писать контрольную работу, одиночества, крушения своих планов. Все это может трансформироваться в страх темных мест (чердаков, подвалов, тоннелей).

Виды страхов

В психологии страхи в общем понимании делятся на возрастные и невротические. Возрастные возникают у большинства детей в определенном возрасте, как реакция на психическое и личностное развитие. Основная их характеристика – быстротечность. Они обычно не имеют патологической выраженности и проходят по мере развития ребенка.

Невротические появляются чаще всего на фоне психотравмирующей ситуации и могут закрепляться в сознании ребенка на длительное время, неблагоприятно сказываясь на формировании характера и личности растущего человека. Такие страхи возникают чаще у детей эмоционально чувствительных, не уверенных в себе, тревожных, имеющих богатое воображение.

В более глубоком понимании страхи делятся на следующие виды:

  • По характеру возникновения: ситуативные и личностные. Ситуативный связан с возникновением опасной ситуации (например, падение и получение травмы), личностный определяется особенностями психики ребенка (стеснительностью, неуверенностью) и часто возникает в непривычной обстановке, новом коллективе.
  • По степени реальности: реальные и воображаемые. Реальные страхи чаще всего ситуативные, воображаемые связаны с особенностями психики ребенка.
  • По глубине протекания: острые и хронические. Острые страхи возникают в определенной ситуации, хронические – у детей с предрасположенностью к тревожности.

Приобретенные страхи – угрозы родителей

Одной из распространённых ошибок родителей, порождающей лишнее беспокойство – привычка говорить ребенку, что, если он будет себя плохо вести, придет серый волк, чудовище, «злой дядя» и заберет его? Почти все взрослые помнят, что в советском детстве их иногда пугали милиционером, который придет и заберет с собой, если они будут плохо себя вести. Например, подростки, все подобные угрозы воспринимают как пустые слова и не принимают их всерьез. Совсем иначе к ним относятся дети дошкольного возраста, особенно если такие угрозы исходят от родителей – самых близких людей. Малыши на самом деле верят подобным угрозам, и для многих они приобретают большую реалистичность, а благодаря яркой фантазии усиливаются и, нередко, в конце концов, трансформируются в страх. 

Родители — это самые близкие и дорогие люди, именно от них ребенок всегда ожидает участия и поддержки, полагается на их защиту в сложных ситуациях. Угроза с чудовищем в первую очередь пугает, и если самые близкие люди пугают ребенка, то у малыша возникает очень сложная ситуация: с одной стороны, он любит родителей и доверяет им, a с другой стороны, они в такой ситуации для него становятся злыми, пугающими и им сложно доверять. В словах «придет злое чудище и заберет» скрывается ложь — мы же прекрасно знаем, что никто не появится. У ребенка может возникнуть желание проверить – а появится ли чудовище? И когда никакого чудища они не увидят, то у них сразу возникнет несколько новых идей. Мысль первая: «Родители меня обманули». Мысль вторая: «Я могу озорничать, а наказания не последует». Мысль третья: «Что случилось с моей мамой? Она всегда такая добрая, а сейчас вдруг меня пугает». Все эти мысли и идеи никаким образом не способствуют установлению доверительных и теплых отношений в семье, напротив, могут спровоцировать отдаление ребенка от родителей, появление различных детских страхов. Становится очевидным, что любые угрозы носят манипулятивный характер, и использовать их в процессе воспитания ребенка не стоит. 

В определенные периоды жизни ребенка страхи являются нормальной естественной реакцией на многое непонятное, непознанное, неизвестное. Для каждого возраста даже существуют свои «типичные» страхи. «Ребенок любого возраста, как правило, не осознает свой страх, особенно дети доподросткового возраста. – Говорит Елена Кречко, эксперт в области организационного и семейного консультирования центра «Элитора»

– Родителям важно «запастись» терпением, так как ребенок может защищаться и в том числе нападать и вести себя агрессивно по отношению к родителю, не принимать его помощь. В такие моменты помогут просто заботливое отношение и сказка » по теме» на ночь, приятная и любимая музыка детства, а также возможность совместного рисования, лепки, приготовления еды и т п, что способствовало бы креативному преодолению трудной ситуации!»  

Главное, не стоит паниковать и излишне тревожиться за психическое здоровье ребенка, просто нужно вместе с ним пережить нелегкий момент его развития. Преодоленный страх – залог будущей веры в свои силы и возможности.

по материалам центра развития и образования 
фото: i-vao.com

Диагностика и коррекция детских страхов

Психолог проводит диагностику детских страхов для выявления причины, их вызвавшей. Ведь только найдя и искоренив ее, можно победить в этой борьбе.

В зависимости от возраста, склонностей, умений ребенка ему могут предложить:

  • нарисовать что-то на заданную или произвольную тему (психолог смотрит на цвета, размеры, расположение частей рисунка, сюжет, четкость линий и деталей и т. д.);
  • слепить что-то – по тому же принципу;
  • придумать сказку (или закончить предложенную);
  • откровенно побеседовать о проблеме (для этого взрослый должен сначала вызвать доверие у малыша).

После этого необходима коррекционная работа с малышом по решению проблемы. Она может потребовать от 3 до нескольких десятков сеансов. Коррекция проводится в различных формах – в зависимости от склонностей самого ребенка, его возраста, степени запущенности случая и т. д.:

  • Сказкотерапия. Переживая сюжет специально подобранных сказок, ребенок чувствует себя храбрым, сильным, учится преодолевать эмоциональное напряжение.
  • Игровая терапия. Игра погружает ребенка в травмирующую обстановку в придуманном мире. Так страх выглядит намного слабее, легче поддается дальнейшей коррекции.
  • Рисование. Малыш рисует свой страх, рассматривает его с помощью психолога до малейших подробностей, делает его смешным, уничтожает.

В каждом конкретном случае эти методики могут дополняться другими:

  • танцетерапия;
  • ароматерапия;
  • музыкотерапия;
  • уветотерапия;
  • арт-терапия;
  • песочная терапия и т. д.

Возникновение страхов у ребенка – неизбежный признак его развития. Но когда они обретают устойчивые, навязчивые формы, мешают полноценному развитию, отдыху, самореализации, на помощь должны прийти взрослые: родители или психологи. А зачастую коррекционная работа требует немалых усилий и тех, и других. Но психическое здоровье наших детей того стоит.

Типичные страхи от трех лет и до подросткового периода

В возрасте от трех да пяти лет многие дети боятся боли, неожиданных, особенно громких звуков, сказочных персонажей; каждый третий – темноты, транспорта, воды, одиночества и замкнутого пространства. Чаще такие страхи встречаются у детей, чьи родители сами излишне беспокойны и в то же время принципиальны в попытках не преодолеть, а избавить ребенка от страхов. 

В возрасте шести лет иногда появляется страх смерти, обусловленный осознанием необратимости происходящих возрастных перемен, а также постижением категорий времени и пространства. Обычно он выражается не прямо, а в типичных для этого возраста страхах нападения стихии, например, возникновения пожара, землетрясения. Подобные страхи встречаются почти у каждого второго ребенка. 

В младшем школьном возрасте прежние страхи, как правило, смягчаются, но появляются типичные новые — боязнь получить плохую отметку или опоздать в школу. Старшие дошкольники очень чувствительно реагируют на конфликтные отношения в семье, и это усиливает их страхи. 

Типичные страхи до года

У большинства новорожденных имеются инстинктивные формы защиты при громких звуках или внезапном приближении большого предмета. Младенец при этом проявляет общее беспокойство: напрягается, вскидывает ручки. 

В 7 месяцев ребенок уже проявляет сильное беспокойство при продолжительном отсутствии мамы. Это указывает на наличие чувства привязанности. Лежащее в основе данного страха чувство беспокойства — это прообраз чувства тревоги в ситуации одиночества или прекращения эмоционально значимых связей с близкими людьми. Подобная форма беспокойства максимально выражена до двух с половиной лет у девочек и до трех лет у мальчиков

В 8 месяцев возникает страх перед незнакомыми, чужими взрослыми, особенно женщинами, не похожими на мать. Это указывает на появление психологических категорий «свой» и «чужой», а в более широком смысле – это страх перед незнакомым, новым и неожиданным воздействием или всем тем, что отличается от привычного образа матери. Обычно, если ребенок не испытывает каких-либо пугающих воздействий, падений, болезненных процедур, помещения в больницу, этот страх проходит к середине второго года жизни. 

Родителям нужно особенно внимательно и чутко относиться к ребенку первого года жизни, не перепоручать уход за ним родственникам, не совершать длительных поездок, не отдавать малыша без особой необходимости в ясли и находиться с ним, если он попал в больницу

Это особенно важно при ослабленном здоровье ребенка, когда у него неспокойный сон, плохой аппетит, ярко выражены беспокойство и возбудимость, неустойчивость настроения и капризность. 

Причины детских страхов

Чего-то бояться, соответственно уровню своего развития – нормально. Так ребенок учится справляться со своими фантазиями, вырабатывать против них защитные реакции. Но не все эти страхи должны возникнуть обязательно: многие из них появляются из-за неправильного поведения взрослых на фоне высокой впечатлительности малыша с богатым воображением. Багаж жизненных знаний и опыта у малыша еще слишком мал, чтобы уметь объяснить те или иные явления логично. Поэтому он включает воображение, додумывает их для себя порой в самых страшных красках, впечатляется и зацикливается. Такие ситуации развиваются неблагоприятно для ребенка, мешая ему спокойно и счастливо жить, порой доводя до неврозов.

Чтобы этого избежать, родителям важно знать, какие причины могут спровоцировать появление ненужных страхов:

  • Конкретные случаи. Например, малыш может панически бояться ос или собак, если однажды его укусила оса или собака. Или бояться замкнутого пространства, если однажды застрял в лифте. Но если он никогда не сталкивался с этим, бояться ему будет нечего.
  • Воспитание на постоянных жестких запретах или угрозах. («Нельзя ходить по лужам! Нельзя столько сладкого есть!», «Если ты не пойдешь спать, позову полицейского! Если не доешь суп, тебя утащит злой волк! Не будешь слушаться, баба яга заберет!»).
  • Ограничение двигательной активности ребенка. Боясь, что малыш травмируется, мама не разрешает ему бегать, прыгать, лазать по деревьям. Не находящая выхода энергия может стать причиной повышенной тревожности и появления фобий.
  • Недостаток общения с ровесниками. Социальная ограниченность также приводит к перекосам в психическом развитии.
  • Конфликты со сверстниками, насмешки с их стороны.
  • Частые конфликты родителей. Малыш боится стать их причиной, чувствует себя виновником семейных разладов.
  • Страхи самих родителей. Если малышу демонстрируется (даже случайно) мамина боязнь мышей или сороконожек, то ребенок, скорее всего, возьмет с нее пример.
  • Гиперопека в семье. Ребенок вырастет неуверенным, безответственным, не умеющим принимать решения, не приспособленным к быту. Его будут пугать любые трудности, ведь к ним он не привык. Человек будет расти инфантильным, а это часто порождает всевозможные страхи, как повод лишний раз испытать заботу взрослых.
  • Воспитание в неполной семье, когда матери приходится брать на себя роль главы семейства. Вымотанная, постоянно уставшая от бесконечных забот, раздраженная, мама не дает ребенку так необходимого ощущения гармонии, спокойствия и защищенности.
  • Невроз. Это психическое расстройство, требующее медикаментозной терапии. На фоне неврозов часто возникают всевозможные фобии, а хронический страх может перерасти в невроз. Поэтому нельзя оставлять маленького «бояку» без внимания и поддержки.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Клуб родителей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: