Детские страхи. дочь всего боится

Хвалите и вознаграждайте за каждый успех

Не бойтесь «подкупать» детей за достижения в борьбе со страхами. Часто родителям кажется, что если они пообещают награду, то дети сразу попросят дорогие игрушки, но это не так. Почти все дети просят что-то вроде «испечь кексы с родителями» или «сходить всей семьей в парк». Вознаграждения должны быть недорогими, но значимыми. И поощрять нужно каждый шаг в борьбе со страхом.

Пример пошагового плана с вознаграждениями из книги «Спокойные»

Цель: задать вопрос учительнице перед всем классом.
Главная награда: поужинать с мамой в ресторане.

Шаг 1. Задать вопрос учительнице, когда все одноклассники уйдут.
Награда: похвала от мамы.

Шаг 2. Ответить на вопрос учительницы при нескольких одноклассниках (ответ подготовлен заранее).
Награда: по пути домой купить журнал.

Шаг 3. Ответить на вопрос учительницы при нескольких одноклассниках (ответ не подготовлен заранее).
Награда: выбрать любимое блюдо на ужин.

Шаг 4. Задать вопрос учительнице в присутствии нескольких одноклассников.
Награда: испечь пирожные с мамой.

Шаг 5. Ответить на вопрос учительницы перед всем классом (ответ подготовлен заранее).
Награда: по дороге домой зайти в кафе.

Шаг 6. Ответить на вопрос учительницы перед всем классом (ответ не подготовлен заранее).
Награда: по дороге домой зайти в магазин рукоделия.

Позвольте ребенку стать более самостоятельным

Родители тревожных детей больше склонны к гиперопеке, ведь знают, как тяжело они переживают неудачи. Иногда родителям проще вовсе оградить ребенка от стрессовых ситуаций, но это замкнутый круг, который необходимо разорвать.

Ощущение собственной беспомощности никуда не денется, пока ребенок сам не победит свой страх. В деле формирования самостоятельности проще всего начать не с тех задач, которые вызывают беспокойство, а с повседневных поручений: прибраться в комнате, покормить домашних животных, приготовить простую еду или выкинуть мусор.

Главное, показывайте ребенку, что вы верите в него, и поощряйте успехи. Если поручение оказалось слишком сложным, попробуйте что-то более простое и сохраняйте спокойствие.

Чего делать

Чего боится подкроватный монстр? Как договориться с лешим? Как перевоспитать Кощея? Как обмануть Бабу-ягу? Дети живут в сказках, и до школы большую часть проблем психологического становления можно решить через чтение сказочных историй, волшебные игры и придумывание несуществующих животных.

Проективные методы и сказки

Проекция помогает облечь страхи в некую форму. Как только маленький человек сталкивается с образом, ранее существовавшим только в его воображении, страх постепенно начинает снижаться. В качестве совета: в диалогах и занятиях придерживайтесь уровня восприятия своего ребенка. Не спешите. Вот некоторые стандартные методики для избавления от страхов:

  1. Рисунок «Несуществующее животное», «Страшное несуществующее животное», «Доброе несуществующее животное». Говорите о нарисованном, исправляйте рисунок, помогайте животному отрастить крылья вместо колючек. Страшных монстров можно сжигать или отправлять с балкона на самолете.
  2. Несуществующее животное – лепка. Пластилин – прекрасный материал, который позволяет олицетворить страх, а затем превратить его в нечто доброе и прекрасное или просто размазать в лепешку!
  3. Народные сказки о победе над страшащим объектом: стихией, животным, человеком.
  4. Авторские сказки для проработки современных ситуаций, пугающих ребенка. Если ребенок боится стоматологов, почитайте ему сказку «про крокодила, который никогда не чистил зубы».

Один в поле не воин: детям нужна поддержка

Ребенку очень легко преодолевать любые трудности в своей жизни, когда он чувствует поддержку со стороны самых близких людей. Как поддерживать кроху, чтобы избавлять его от лишних страхов:

  • «Пойдем вместе посмотрим» вместо «Ты уже большой, Посмотри, там никого нет!»
  • «А ты можешь его описать? Какой он?» вместо «Что ты выдумываешь! Нет там никакого чудовища!»
  • «Смотри, у этой собаки ушки на макушке, добрые глазки, а хвостик помахивает. Она не злится сейчас, но мы не будем трогать ее без разрешения» вместо «Не трогай собаку! Укусит!»
  • «А ты знаешь, что в самолетах детям дают специальные наборы с игрушками и угощения? Сейчас попросим стюардессу принести и вместе поиграем» вместо «Как тебе не стыдно, такой большой, а такой трус! Вон мальчик на соседнем кресле спокойно сидит!»

Дружной семье ничего не страшно

Родители, которые проводят с детьми много времени в полезных играх, прогулках, ответах на массу детских «почему» редко сталкиваются с проблемой страхов. Если дошколенку или младшему школьнику недостаточно такого внимания, если он вынужден справляться сам с множеством обязанностей, если родители заняты карьерой, то рано или поздно растущий человечек начнет бояться чего-нибудь.

Стиль воспитания тоже влияет на психологическое становление детей. Гиперопека столь же вредна, как и дефицит внимания. Педагогическая запущенность возникает в обоих случаях. Педагогическая запущенность – это прежде всего недостаток информации. А там, где не хватает сведений об окружающем мире, появляются страхи, реальные или надуманные, собственные или навязанные. Неизвестность страшит детей не меньше, чем взрослых.

Профессиональная помощь

Консультация психолога время от времени нужна любой семейной паре с детьми. Родительский опыт не появляется из ниоткуда. Неплохо, если вы посетите родительскую школу или индивидуальное занятие. Профессиональные знания адресны и уже структурированы. Их не нужно где-то искать и примерять к собственным детям.

Научите спокойно относиться к неопределенности

Часто мы не можем гарантировать, что ситуация, которой боится ребенок, не случится, особенно если речь идет о здоровье близких, катастрофах, войнах. Можно делать прогнозы и пытаться мыслить рационально, но все же необходимо признать: иногда мы не знаем, что произойдет.

Ребенку нужно научиться жить с тем фактом, что есть ряд событий, которые мы не в силах контролировать. Ключ к принятию неопределенности не в том, чтобы ее избежать, а в ее осознании и принятии. Поэтому авторы рекомендуют вносить спонтанность в четкий распорядок дня ребенка, чтобы учить справляться с неопределенностью.

Попробуйте изменить планы на выходные на ходу или попросите родственника забрать ребенка из школы вместо вас. Также будет полезно устроить «спонтанную» встречу с другим ребенком, чтобы поиграть вместе.

Следите за своей реакцией на страхи ребенка

Авторы книги убеждены, что у тревожности ребенка нет единственной причины. Так, на треть она обусловлена генетикой — у тревожных родителей дети более склонны к беспокойству.Также сильно влияют жизненные трудности и потрясения: переезды, потеря близких, развод родителей и другие стрессы. Это то, на что родителям повлиять сложно, а то и невозможно.

Но есть то, что зависит напрямую от близких, — реакция на страхи ребенка. Допустим, ребенок боится собак. Как вы поступите, когда рядом с ним окажется одна из них? Расслабитесь или будете напряженно думать, как ее отогнать. А что если дочь боится выступать на публике, и сегодня ей предстоит читать стихи на сцене? Редкий родитель будет получать удовольствие от представления. Скорее, вытянется по струнке на краешке кресла в ожидании провала.

Справьтесь со своими страхами

Представление о мире ребенок получает от родителей, поэтому нет ничего удивительного в том, что у тревожных родителей и дети часто растут беспокойными и чувствительными.

Важно, что родители с тревожным образом мыслей часто ждут от детей определенной реакции на события. Но этого можно избежать

К примеру, если мама боится кошек, то ей вовсе не обязательно транслировать этот страх детям или наоборот пересиливать себя и гладить животное. Можно разрешить ребенку взаимодействовать с кошкой, сказав, что вы их не любите, но многим они нравятся. Так дети смогут сами сформировать свое отношение к питомцам, не переняв страх матери.

Попробуйте бороться со своими страхами вместе с ребенком, так вы покажете ему правильный пример и станете спокойнее сами.

Полную стратегию и рекомендации для детей разного возраста вы найдете в книге «Спокойные. Как помочь ребенку справиться со страхами и тревогой».

Запрещенные приемы

Не внушайте страхи. Не указывайте, что кто-то злой или опасный

Предупреждайте об опасностях аккуратно.
Не акцентируйте внимание на боязни. Не унижайте ребенка перед другими.
Не шантажируйте и не подкупайте!
Не игнорируйте детские чувства, но и не бросайтесь на помощь, когда она не требуется.
Не ругайте! Не стыдите! Не запугивайте!

У родительского страха глаза настолько велики, что юный бояка вдруг предстает перед ними трусом вселенского масштаба. Но еще ни один страх не возник внезапно, без причин. Если даже малыш боится всего на свете, это началось не вчера.

Обычно дошколята ограничиваются шестью–семью основными страхами, которые укладываются в рамки возрастной нормы и корнями уходят в раннее детство. Задача родителей – поддерживать, объяснять, оставаться добрыми и любить без условий.

Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в .

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СПРАВИТЬСЯ СО СТРАХАМИ

Для начала, родителям стоит соблюдать такие правила:

  1. Воздержаться от запугивания: не использовать угрозы, будто бы малыша заберут цыгане, милиционер, бабайка и другие монстры. 

  2. Помогать ребенку компенсировать страх: придумать способы его нейтрализации (от тролля можно спрятаться под одеяло и посчитать до 5) или ритуалы, которые помогут избавиться от страха (перед сном заглянуть под кровать, проверить, что там никого нет). Не пытайтесь устранить источник страха — это далеко не всегда возможно, а трудитесь вместе с чадом над преодолением тревоги. 

  3. Обучать ребенка терпимости к страху: не стыдить за пугливость и робость, делиться своим примером по преодолению фобий, показывать, что бояться — это нормально. Покажите своим детям, как вы справляетесь со стрессом. Гладя на вас, ребенок быстро научится преодолевать свою тревожность и перестанет всего бояться.

  4. Уменьшить количество запретов и строгих правил, которые малыш боится нарушить. Атмосфера критики и угрозы наказания негативно воздействует на психику впечатлительных детей. 

Чтобы помочь ребенку справиться с ситуацией, следуйте таким рекомендациям:

  1. Поощряйте ребенка за успехи. Например, если малышу удалось заснуть без света — обязательно похвалите его и придумайте приз. Как же хорошо он потрудился! Выражайте уверенность, что с ним все будет хорошо, он справится со своими проблемами.

  2. Прорабатывайте пугающие ситуации, кошмары в игре, кукольных сценах, рисунках. Например, предложите малышу нарисовать свои страхи. Помогите ему изобразить их как можно красочней, а потом вместе найдите способ, как нейтрализовать пугающий объект — порвать, сделать смешным, уменьшить в размерах.

  3. Обсуждайте с ребенком, что будет, если сбудется его самый страшный кошмар, как с ним справиться. Такой план может пригодиться.

  4. Помогайте сами себе справиться с тревогой! Чаще всего, именно беспокойство родителей провоцирует проблемы ребенка. 

  5. Обучайте малыша приемам самоконтроля и саморегуляции – концентрации внимания, мышечной релаксации (расслаблению), приемам уменьшения тревоги. Некоторые из таких приемов я описываю в статье “Ребенок стесняется”. 

Психокоррекционной работе с тревожными детками посвящена моя книга — “История мальчика Левы, который боялся оставаться без мамы”. Это история для детей, в основу которой лег мой личный опыт, а также история моей семьи. Дело в том, что мой старший сын очень тревожный и впечатлительный малыш. Именно ему я посвятила эту книгу. 

Главный герой истории очень переживает, когда мама уходит или еще только собирается его покинуть. Но мама обучает его специальным техникам, “ключам от тревоги”, которые малышу предстоит найти. На пути его ждут увлекательные приключения и интересные задачки. В конце концов малыш справляется со всеми трудностями. 

Такой сказочный сюжет не просто увлечет вашего ребенка, но и поможет самому освоить психотерапевтические техники по избавлению от тревожных симптомов: правильное дыхание, снятие мышечного напряжения, визуализация успокаивающих образов. 

Успейте приобрести книгу, ведь тираж ограничен!

Видео

В чем причины

Трусливым малышам обязательно нужно помогать перебарывать страхи. Но делать это по принципу «клин клином» категорически нельзя! Мы уже выяснили, когда и как появляются тревоги. Теперь выясним, почему они возникают.

Цепочки из прошлого: последствия испуга

Предположим, в раннем детстве случилась неприятная встреча со злобной собакой, которая лаяла, скалила зубы, пыталась укусить.

Не только эмоции, но и все каналы восприятия ребенка (зрение, слух, осязание) в этой ситуации задействованы. А возрастной этап предполагает фиксацию на опасных объектах. Возникает страх перед собаками.

Застревание малолетнего в лифте может привести к появлению аналогичной цепочки.

Вскоре на прогулке малыш боится отойти от мамы, оставаться один из-за страха повторения встречи с животным. Закрепляется новая боязнь – одиночества. Если похожая собака появится возле человека, предмета или в какой-то ситуации, запоминаются все новые и новые устрашающие события.

Постоянное напряжение и ожидание появления собаки заставляет малыша растрачивать психическую энергию на безопасность, что истощает нервную систему и приводит к неврозам. Побеждать последствия столь серьезного испуга придется методами психотерапии не за одну встречу с психологом. Домашние рекомендации тоже придется выполнять очень тщательно.

Она тебя обязательно укусит, или внушенный страх

Если бабушка постоянно запрещает подходить к собаке, потому что «она злая и укусит», а с бордюра прыгать нельзя, потому что «ты упадешь, и будет больно», то вполне вероятно, бабушке удастся научить малыша бояться и высоты, и домашних животных.

Фразы «Ты упадешь», «Она тебя укусит» нужно заменять на предупреждения с альтернативой: «С этого бордюра прыгать нельзя, здесь можно упасть, давай лучше пойдем во-о-он по тому походим?» Справляться с уже внушенными страхами старайтесь через демонстрацию правильного поведения на собственном примере.

Показывайте ребенку, как удовлетворить интерес и не испугаться.

Сила воображения

Творческие дети с богатыми эмоциями часто выдумывают монстров и страшилищ. Эти существа на равных с самим малышом присутствуют в реальности. Возраст фантазирования (около 5 лет) быстро проходит

Важно поддержать ребенка, погрузиться в его мир, прогонять монстров вместе с ним. Преодоление фантазий пойдет быстрее, если исключить мультфильмы, кино и телепередачи мистического толка

Проделки Бабы-яги и Кощея

Сказка – место, в котором ребенку понятнее и спокойнее. Если дома творится что-то неладное, малыш может уйти в себя, в свою фантазийную реальность, в которой обязательно возникнут персонажи добрые и злые. С добрыми он будет дружить, а злых пугаться и приписывать им вину за проблемы в семье. Проработать семейные страхи можно в сюжетно-ролевых играх с куклами, рисунках и лепке.

Когда боится мама

Если значимые члены семьи постоянно сами чего-то боятся, дети легко перенимают эти модели поведения. У замкнутых родителей-домоседов и дети растут домоседами. А во всем окружающем мире зверствуют «злые дядьки», «рыночные воры», «опасные бактерии» и даже «радиоактивное солнце».

Пересмотрите собственные страхи и позвольте ребенку сформироваться психологически без чужого давления.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Клуб родителей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: