Кризис 7 лет, рекомендации родителям консультация (старшая группа)

Симптомы кризиса 9-10 лет

Эмоциональные и психологические изменения в этом возрасте происходят на фоне гормональной перестройки: ребенок стоит на пороге переходного возраста, вступает в предпубертатный период. Для него характерна эмоциональная неустойчивость, когда настроение может резко меняться даже без видимых на то причин от возбужденного до подавленного. При этом он сам не может толком объяснить, что на это так повлияло.

Моральная привязанность к семье сохраняется, но становление собственного «Я» психологически отдаляет его от родителей, он становится более самостоятельным и стремится еще к большей независимости. Хочет быть заметным, «модным» внешне. Пытаясь самоутвердиться, ребенок сознательно противится воле родителей в бытовых вопросах, критикует их поведение, внешний вид, сравнивает с родителями других детей, по его мнению более состоятельными и успешными. Недостаток жизненного опыта и завышенная самооценка толкают его на проверку другого мнения опытным путем, не всегда безобидным для него и окружающих. На этой почве часто возникают конфликты.

Ребенок со слабыми волевыми качествами в компании сверстников, чтобы быть «как все», может участвовать в неблаговидных делах: мелком хулиганстве, третировании более слабых детей. При этом внутренне осуждая себя и других за это.

Демонстративная уверенность в собственном превосходстве над сверстниками и взрослыми может сочетаться с явной или тщательно скрываемой неуверенностью в себе, в своих способностях. Это может привести к замкнутости, к низкой самооценке, недоверию к мнению окружающих о его достоинствах и недостатках, то есть к личностному кризису.

Проявления кризиса 11 лет

Интенсивные физиологические и внешние изменения в этом возрасте неизбежно приводят к нервному напряжению у ребенка, к некоторой истеричности.

Нередки капризы и скандалы со сверстниками и родителями. Желание быть самостоятельным выливается в непослушание, игнорирование требований со стороны взрослых. Может ухудшиться школьная успеваемость, дисциплина. Поведение приобретает черты демонстративности.

Семейный мир кажется ребенку тесным и неинтересным, его все более влечет улица, где он хочет быть признанным лидером или на равных с другими детьми.

Формируется интерес к противоположному полу, особенно у девочек. Нередки случаи, когда платонические отношения перерастают в сексуальные «благодаря» просвещению со стороны СМИ и более опытных подростков.

Фазы кризиса семилетнего возраста

Течение кризиса зависит от того, как пересечется во времени наступление кризиса с поступлением ребенка в школу. Если ребенок приходит в учебное заведение уже после наступления этого самого кризиса, ему предстоит пройти через определенные фазы. В их числе докритическая, критическая и посткритическая.

  1. В первой фазе ребенка не интересуют игры, как раньше. Они отходят на второй план. Малыш вносит изменения в игру. У него появляется стремление к более значимой, продуктивной деятельности, оцениваемой взрослыми. Проявляется субъективное желание быть старше.
  2. На второй фазе ребенок готов к обучению. Причем, как субъективно, так и объективно. Но вот формальный переход, как правило, запаздывает. Тогда у ребенка возникает неудовлетворенность собственным положением. Он испытывает эмоционально-личностный дискомфорт. В поведении появляется негативная симптоматика, которая, прежде всего, ориентирована на родителей.
  3. На третьей, посткритической фазе, эмоциональное состояние уже стабилизируется. Это происходит, когда ребенок приходит непосредственно в школу. Его внутренний комфорт восстанавливается.

Но если дети пришли в школу до того, как проявился кризис семи лет, их ожидают три другие фазы. На первой ребенка занимается именно игра. Она становится его ведущей деятельностью. Возникают лишь субъективные предпосылки для обучения, но вот объективные еще не сформированы.

На второй фазе ребенок играет как на уроках, так и дома. Это приводит к проблемам в поведении, а также в учебе. Ребенок неудовлетворен собственным общественным положением, ему не дает покоя эмоционально-личностный дискомфорт. Негативная симптоматика проявляется в поведении. Она направлена как против родителей, так и против учителей.

В третьей фазе ребенку приходится осваивать учебную программу и желательную игровую деятельность. Причем, все это происходит на равных условиях, буквально параллельно. Если ребенку это удается,негативная симптоматика сглаживается, восстанавливается эмоционально-личностный комфорт. В противном случае негативные процессы, которые присущи второй фазе, усиливаются.

Однако специалисты сходятся во мнении, что отставание по учебе у детей, пришедших в школу слишком рано, может возникать как в первом, так и в последующих классах. Это чревато общей стойкой неуспеваемостью ребенка.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Как проявляется кризис младшего школьного возраста?

  1. Главным признаком является утрата непосредственности у малыша. Он начинает задумываться о связи действий и последствий. Например, мальчик порвал во дворе футболку и переживает, что на это скажет мама, возможно, попытается исправить ошибку.
  2. Ребенок начинает кривляться и манерничать. Это обычно раздражает родителей. Причиной этого является то, что ребенок начинает скрывать свои эмоции и чувства. Он больше не «выворачивает душу» перед всеми.
  3. Малыш уже не столь открыт, как раньше. Он скрывает свои переживания и неудачи. В какой-то степени он замыкается в себе. Такое явление психологи называют феноменом горькой конфеты – когда ребенку плохо или некомфортно, он не говорит об этом открыто, как раньше, а прячет в себе.
  4. Ребенок ощущает потребность в построении новых социальных связей, его привлекает школьная жизнь, ее порядки и устройство. В этот период малыш буквально бредит идеей скорее пойти в школу.
  5. Будущий первоклассник также часто сравнивает себя со взрослыми, стремится быть и казаться старше, его тяготит и не привлекает общение с детьми младшего возраста.
  6. В этот период у ребенка появляется и развивается мир внутренних переживаний. Он все больше событий проигрывает внутри себя, копит эмоции, чувства, которые учится оценивать и проявлять.
  7. Отказ от правил. Поскольку ребенок все больше соотносит себя со взрослыми, во многом благодаря новому этапу в жизни – поступлению в школу, он позволяет себе самостоятельно решать, какие правила важны, а какие – нет.

Что делать родителям?

Несмотря на то, что школьный период очень важен как для ученика, так и для его родителей, не стоит сразу требовать от ребенка слишком многого. Не ругайте малыша за ошибки и неудачи, а поддержите его и помогите справиться с трудностями. Ребенок должен почувствовать вашу поддержку, тогда он сможет добиться многого.

Стрессовый период привыкания к школе нужно максимально облегчить крохе и сделать так, чтобы трудности у него появлялись постепенно, а не сваливались все разом. Например, за месяц до начала учебы нужно постепенно приучать малыша к режиму обычных учебных дней. Будите его в то время, в которое он будет вставать и в школу. Не загружайте малыша кружками и внешкольными занятиями в первые месяцы учебы. Ребенок должен мягко перейти от беззаботного детства к ритму школьной жизни.

Заранее рассказывайте ребенку о том, какие есть правила в школе, что его там ждет. Также положительно влияет знакомство с учительницей, общение с будущими одноклассниками.

Причины кризиса 7 лет

Причины возникновения кризиса могут быть разными. В этом возрасте ребёнок уже осознанно оперирует такими эмоциональными состояниями как грусть, радость, зависть и прочее. Глядя на родителей, дети до 7 лет перенимают некоторые черты характера и поведения подсознательно, не используя их для получения выгоды или проявления собственной индивидуальности. После семи этот навык прогрессирует, и в ход вступают хитрость, ухищрения, шантаж. Это уже не тот ребёнок, к которому родители привыкли в период раннего детства. Это по-новому оформляющаяся личность, с которой нужно считаться.

Ещё одной причиной являются изменения в системе нравственных координат ребёнка. Взгляд на жизнь учителей и одноклассников может сильно отличаться от той картины, которую рисовали родители. Поэтому Вашему сыну или дочери необходимо время, чтобы разобраться в происходящих переменах и выработать для себя свою систему нравственного отсчета.

В дополнение к выше перечисленному. У ребёнка меняется ощущение своего тела, которое из детского постепенно начинает превращаться в тело подростка. С новой силой, скоростью и гибкостью нужно научиться обращаться

Именно поэтому в этот период особенно полезно уделять достаточное внимание спорту и здоровому образу жизни

Переоценка ценностей

Для ребенка важным становится то, что ранее вообще не имело никакого значения. Например:

  • оценки в школе;
  • отношение к нему определенных людей, одноклассников;
  • поощрение и похвала учителя.

Здесь очень важно дозировать негатив. Безусловно, когда в классе более тридцати маленьких личностей, и каждый, как говорится, кто в лес, кто по дрова, сложно оставаться холоднокровным и спокойным к концу занятий

Тем более обидно, когда на задачу, которую еще вчера все решали, сегодня смотрят так, как будто первый раз ее видят. Но, это свойственно детям этого возраста. Было интересно — помнили, перестало быть интересно — забыли. Так что здесь главный совет педагогу: почаще глубоко дышать и не расстраиваться.

Более тяжелая ситуация складывается в тех коллективах, где ценностями становятся материальные блага: хорошие телефоны, ноутбуки, поездки за границу… Причем, если в небольших населенных пунктах это сводится к понятию «есть-нет», то в отдельных школах это перерастает в «гонку вооружений» самыми топовыми и дорогостоящими моделями.

Многое зависит от политики учебного заведения. Нужно минимизировать такое соперничество еще в первом классе. Психологу можно подготовить лекцию, где должен прозвучать четкий пункт: если родители участвуют в показной гонке за сокровищами и статусом — это психологическая проблема родителей, которой не место в стенах школы. Хотя, чего уж греха таить, в данный период функционируют множество школ, где такое поведение скорее норма, чем исключение. И это ни у кого не вызывает негативных эмоций, потому как весь родительско-ученический коллектив такой. Так что последнее слово здесь, конечно, за администрацией. А непосредственно учителей и психолога должна волновать лишь крайне выраженная болезненная реакция ребенка на подобные явления.

Адаптация к детскому саду

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям.

Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, т. е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатом, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования).

В ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных странах, было выделено три фазы адаптационного процесса:

Острая фаза или период дезадаптации. Она сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц).

Подострая фаза или собственно адаптация. Характеризуется адекватным поведением ребенка, т. е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится три — пять месяцев).

Фаза компенсации или период адаптированности. Характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития, дети начинают ориентироваться и вести себя спокойнее.

Кроме того, различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода:

Легкая адаптация: к 20-му дню пребывания в детском учреждении нормализуется сон, ребенок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт. Заболеваемость не более одного раза сроком не более 10-ти дней, без осложнений. Вес без изменений;

Адаптация средней тяжести: поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в детском учреждении. Нервно-психическое развитие несколько замедляется (замедление речевой активности). Заболеваемость до двух раз сроком не более 10-ти дней, без осложнений. Вес не изменился или несколько снизился;

тяжелая адаптация: характеризуется, во-первых, значительной длительностью (от двух до шести месяцев и больше) и тяжестью всех проявлений. Исследования показали, что этот вид адаптации может протекать в двух вариантах, каждый из которых имеет свои признаки.

1-й вариант: Поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню пребывания в детском учреждении. Нервно-психическое развитие отстает от исходного на 1 -2 квартала. Респираторные заболевания — более трех раз сроком более 10-ти дней. Ребенок не растет и не прибавляет в весе в течение 1-2 кварталов.

2-й вариант: Дети старше трех лет, частоболеющие, из семей с гиперопекой со стороны взрослых, заласканные, занимающие центральное место в семье. Поведенческие реакции нормализуются к 3-4-му месяцу пребывания в детском учреждении. Нервно-психическое развитие отстает от исходного на 2-3 квартала. Замедляются рост, прибавка в весе.

Любые родители хотят, чтобы ребенок справился с трудностями привыкания к новой среде на уровне легкой адаптации. Обращение к детскому психологу перед поступлением ребенка в детский сад поможет вам максимально справиться с этой задачей. Специалист проведет диагностику готовности малыша, даст профессиональные рекомендации родителям, чтобы процесс привыкания ребенка к новым условиям был менее болезненным как для ребенка, так и для всей семьи.

Игра отходит на второстепенный план

Нет, безусловно, младший школьник увлеченно играет. Кстати, играть он будет еще не один год. Просто меняется само отношение к игре. Очень часто такие игры несут в себе нечто большее:

  • пробу своих организаторских способностей;
  • борьбу за лидерство;
  • выявление «слабого звена» в классе.

Поэтому, важно обращать внимание на подобное поведение детей. Определенного ребенка несколько раз попробовали исключить из игры. Возможно, это претендент на «изгоя» или «козла отпущения» в классе

Что делать?

Возможно, это претендент на «изгоя» или «козла отпущения» в классе. Что делать?

Важно пресекать подобные моменты. Авторитетный учитель стремится вводить такого ребенка в игровой круг.
Однако, не просто так: главным должен стать принцип единства класса

Мы вместе — мы сила. Если кто-то «выпал», нас меньше, и мы уязвимей.

Здесь же стоит обращать внимание на слишком агрессивное поведение в игре, стремление добиться своего любой ценой. Как правило, такое поведение подкрепляется отношением в семье

А значит, от этого ребенка стоит ожидать еще много сюрпризов поведения

Чтобы расставить все точки над i, с таким ребенком важно поработать школьному психологу: проективные методики легко проясняют ситуацию в семье. Плохо, что с родителями работа складывается, как правило, тяжело

Тем не менее, это повод учителю внутренне настроить себя на то, что многие нормы и правила придется внушать такому ребенку самостоятельно. 

Как проявляется кризис 7 лет у ребёнка?

Как проявляется сложное душевное состояние девочки или мальчика? Распознать кризисный период ребёнка родители могут самостоятельно, нужно только знать симптомы кризиса, признаки и его особенности

Стоит обратить внимание, если поведение сына или дочери изменилось резко в течение полугода. Ребёнок стал огрызаться и грубить близким, паясничать, разговаривать не своим голосом

 Школьник забросил любимые игрушки, стал интересоваться общением со старшими детьми.

Возрастные кризисы имеют одну общую черту – отрицание.  В 7 лет это связано с тем, что первоклассник очень хочет стать взрослым. Ребёнок думает, что с походом в школу все правила «садовской жизни» должны претерпеть изменения и начинает сопротивляться всему, что по-прежнему навязывают родители. Он хочет сам решать, что надеть, куда пойти, то есть в полной объеме вести себя, как взрослый член коллектива.

Кризисы 1 года, 3 лет, 7 лет

Вся человеческая жизнь состоит из возрастных периодов. Границами возрастов служат кризисы – переломные моменты в развитии и жизни человека. Эти кризисы получили название «возрастные», т.е. такие, которых избежать невозможно, но с возрастом они проходят. Кризисы, в отличие от стабильных периодов, длятся недолго – при благоприятных условиях несколько месяцев. Границы кризиса размыты, он начинается и заканчивается незаметно. Наиболее ярко кризис проявляется в середине периода.

Любой кризис – это своеобразный скачок в развитии. В это время ребенок приобретает такие новые черты и качества, которые позволят ему успешно решать задачи на следующем этапе развития психики. Происходит формирование личности маленького человека, которой необходимо, чтобы с ней считались.

Кризисов не надо бояться. Существует мнение, что человек, не переживший кризис, не будет полноценно развиваться. После кризиса то, что развивалось на предыдущем этапе, отмирает или преобразуется. Например, научившись говорить, ребенок перестает лепетать.

Итак, приближается первый день рождения вашего малыша. С некоторых пор вы начинаете замечать, что ваш ребенок стал вести себя по-другому. Он вдруг стал неуправляем, с вашей точки зрения странно и необъяснимо себя ведет: может без объяснимых причин упасть на пол, закапризничать, отказаться от еды, сна, прогулки, на протяжении длительного времени поддерживать состояние общей обидчивости и угрюмости. Всегда спокойный малыш почему-то превращается в капризного, неуправляемого деспота. Что же с ним произошло? Просто ваш малыш подрос. С первым днем рождения заканчивается младенчество и начинается новый этап в жизни маленького человека – период раннего детства. А это грань между двумя эпохами. Это новая ступенька в развитии, на которую нужно подняться. Эти резкие изменения в поведении малыша называются кризисом одного года, сущность которого состоит в том, что маленький человек стремиться к физической самостоятельности, к независимости.

И вот прошло еще немного времени и у вашего малыша все чаще в речи звучит: «Я сам!» У ребенка появляется желание все сделать наоборот, то есть прямо противоположно тому, о чем ему сказали или попросили. Он становится упрямым и настойчивым, иногда требуя то, чего ему не так уж и хочется, или совсем не хочется, или давно расхотелось. Чем бы вы его не соблазняли, он не может отказаться от своего первоначального решения. Малыш требует, чтобы с его мнением считались. В три года ребенок впервые способен поступать вопреки своему собственному желанию. То, что малыш учится поступать не под влиянием любого случайно возникшего желания, является важным завоеванием в его развитии. Такое поведение ребенка называют кризисом трех лет. Если в год ребенок отделяется от мамы физически, то суть кризиса трех лет – психологическое отделение от взрослого. Это значит, что ваш малыш не только хочет сам двигаться, чтобы увидеть что-то новое и интересное, но и сам хочет принимать решения, куда пойти и что сделать.

В семь лет ребенок из дошкольного переходит в школьный возраст. Основная причина нового кризиса – развивающие возможности игры ребенком исчерпаны. Все дошкольное детство игра была не просто самым любимым занятием мальчиков и девочек – она была стимулом и условием их развития. Через игру дети изучали всевозможные социальные роли и отношения, оттачивали свой интеллект и учились управлять своими эмоциями и поведением. У 6-7 летнего ребенка возникает новая потребность узнать скрытую причину явлений и событий, научиться предвидеть и планировать результаты своих поступков. Именно на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста возникает способность и потребность выполнять социальную роль. Такой желанной для ребенка ролью становится статус ученика.

В период кризисов нелегко приходится как родителям, так и самому малышу. Профессиональные рекомендации детского психолога помогут родителям справиться с этими нелегкими периодами в жизни каждой семьи.

Действия родителей во время кризиса

Как вести себя родителям? Как помочь сыну или дочери? Ссоры и обиды – это обычные явления любого детского психологического кризиса. Они требуют от мамы и папы терпения, умения интерпретировать те эмоции, с которыми ребёнок сейчас сталкивается в повседневной жизни.

Главная задача для папы и мамы в период детского кризиса – это поддерживать и оставаться спокойными. Учитывая тот факт, что первоклассник в этом возрасте копирует Ваше поведение, то чем больше терпения Вы будете проявлять в отношении своего ребёнка, тем более спокойным будет и он. Срываться и кричать на сына или дочь в это время – значит заведомо усложнять семейное равновесие.

Чем больше увлечений – тем меньше хлопот. Удивительно, но школьник, который занимается спортом или регулярно ходит в различные кружки, меньше подвержен кризису семи лет. Хобби и различные увлечения помогают ему направить энергию в нужное русло, а постоянное общение со сверстниками учит тому, что люди бывают разные и не стоит повсюду ставить свою точку зрения на самую высокую ступень.

Плюсы переходного периода в том, что ребёнок в этот момент бурно развивается и стремится социализироваться. Чтобы процесс перехода прошёл гладко и успешно, психологи рекомендуют родителям не паниковать. Руководствуйтесь знаменитой фразой: «Всё проходит, пройдёт и это». В итоге кривляние и паясничество перерастут в волевые решения, которые ребёнок будет способен принимать самостоятельно, а не слепо следовать внешним обстоятельствам

Важно, чтобы в этот период подрастающая личность смогла сформировать собственное «Я», свой внутренний мир, ориентированный на позитивное восприятие внешней среды.  

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Клуб родителей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: