Можно ли научить ребенка фантазировать и как стимулировать его воображение?

Каким бывает воображение

Существуют различные виды воображения.

  1. Воссоздающее. Оно основано на опыте. Его еще называют репродуктивным (воспроизводящим). В основе воображаемых образов лежат существующие явления и события.
  2. Творческое. Новые образы создаются по собственному замыслу практически без обращения к опыту. Оно применяется практически во сферах деятельности человека (наука, искусство, техника и т. д.).

По степени активности выделяют следующие виды воображения.

  1. Активное. Используя его, человек реализует придуманные образы и идеи. Оно стимулирует человека к активному созиданию и поэтому требует достаточно больших усилий. Особенно когда вновь создаваемые образы нужны для  профессиональной деятельности (иллюстраторы, писатели, модельеры и т. д.).
  2. Пассивное. Не стимулирует человека реализовывать придуманные идеи. Человек просто удовлетворен результатом своего воображения. Либо эти идеи в принципе пока не выполнимы.

Творческое мышление относится к активному воображению. Ведь созданные идеи и образы в дальнейшем реализуются. А вот мечты – это пассивное воображение. Они никак не мотивируют человека к активным действиям.

Разновидностью воссоздающего воображения является пространственное. Оно используется человеком в разных областях деятельности. Помогает создавать новые предметы и образы благодаря использованию уже имеющейся в памяти информации об объектах и пространстве.

Для чего нужно воображение

Воображение является психическим процессом, необходимым для создания новых образов на основе уже имеющихся представлений. Так ли оно необходимо каждому? Может быть, оставить его художникам, дизайнерам, изобретателям и другим людям, призванным создавать новые образы?

По мнению психологов, без воображения никто из разумных существ не обойдется, так как оно приводит в движение мысли, помогает выходить за пределы настоящего и постигать будущее, пробуждает чувства, способствует построению планов. Оно зародилось в процессе труда на основе мышления и памяти, значит, работает в неразрывной связи с ними. Без воображения оскудеет вся психика человека.

Интересно. Синонимом воображения является фантазия, это действие известно каждому. Фантазия сопровождает детство человека, делает его памятным и нескучным. Все виды детской деятельности связаны с воображением.

Практические советы для родителей по развитию воображения

Развитие фантазии и воображения у детей очень важно для усиления интеллектуальных данных ребенка. Поэтому даем вам несколько рекомендаций, как это осуществить

  • Складывайте вместе с ребенком развивающие конструкторы, не пользуясь инструкцией.
  • После просмотра фильма, мультфильма, прочтения книги предложите малышу представить себя на месте определенного героя. Пусть он расскажет, как бы он поступил в различных ситуациях (моделируйте вместе), почему именно так, каковы будут последствия таких действий.
  • Обсуждайте разнообразные способы применения предметов.
  • Побуждайте ребенка к сочинению историй с описанием характеров персонажей, места действия.
  • Во время прогулки обсуждайте прохожих. Пусть малыш придумает историю для каждого: где он живет, кем работает, куда спешит.
  • В этом возрасте обучающие курсы будут как никогда кстати. Специалисты рекомендуют отдать предпочтение ментальной арифметике. Эти занятия направлены на гармоничное развитие полушарий мозга. Это положительно сказывается на физическом и творческом развитии, способствует воображению и креативному мышлению.

Развитое мышление — залог успеха в учебе. Если родители культивируют в ребенке эту способность, в дальнейшем он становится активным, любознательным, легко справляется с нестандартными задачами и ситуациями

Но в ходе воспитания важно четко разграничить творческое мышление и беспочвенные фантазии

Игры на развитие воображения у детей: мои примеры

Несуществующее. Подходит для спокойных игр. Мы решаем, что будем придумывать несуществующих животных (предметов, изобретений, растений, людей). Выбираем что-то одно, и начинаем фантазировать. Детки сами описывают кто или что это, что оно делает, как его зовут. Например, придумываем несуществующее животное: «Его зовут ГИНКОЗЯВА. Это такая фиолетовая гусеница, но с крыльями как у летучей мыши, а брюхо у нее раздваивается, а потом снова соединяется, получается как будто дырка в животе и она в этой дырке может что-то таскать. Глаза у нее есть спереди и сзади, чтобы хорошо видеть, а еще есть шерсть, но растет она не везде, а только узкой полоской как грива». Даже детки 2,5-3 лет подключаются и начинают придумывать очень оригинальные вещи.

Что можно полезного сделать из … Мы выбираем простой предмет (карандаш, кусок бумаги, яблочный огрызок) и придумываем необычные изобретения из этого предмета. Например, карандаш: в нем маленькой пилочкой можно выпилить двери, окна и комнаты и сделать дом для муравьев или других мелких букашек.

Свои сказки. Если нам немного наскучили обычные сказки, мы начинаем придумывать свои. Это могут быть совсем короткие мини-сказочки или целые большие произведения. Причем мой трехлетний малыш способен сам придумать и рассказать небольшую историю, а 5 летняя дочка придумывает полноценные сказки с сюжетом. Вот несколько примеров мини-сказочек:

Жила была рыбка. И была она радужная, вся чешуя ее была разноцветная как радуга. Но было ей скучно в своем озере поскольку одна она была такая радужная. Однажды одна ее старая чешуйка желтого цвета выпала и упала на другую рыбку. И вдруг эта рыбка начала становится тоже цветной. Радужная рыбка тогда помчалась к камешку и быстро почесала спинку о камень, чтобы старые чешуйки выпадали быстрее, а потом она разнесла эти чешуйки по всему озеру и разбросала на всех рыбок, лягушек, мальков и прочую живность. Через некоторое время весь пруд был заполнен радужными животными. И рыбке стало жить очень весело.

А представь себе… Часто в простых делах и играх я задаю такой вопрос: а представь, что ты комета (ракета, муравей, ветер, дом, ведро, огонь), то что бы ты делал? Не представляете, как интересно смотреть на реакцию ребенка, когда он представляет себя чем-то или кем-то. На лице бывает написано больше, чем он может это сказать. После одного такого вопроса может быть долгое объяснение с невероятным количеством интереснейших событий. Дальше все это может плавно перейти в игру в это существо. Дети такое обожают. Пример: «Представь, что ты желтый листик, оторвавшийся от дерева осенью, куда бы ты полетел?». Мои детки ответили: «Я бы полетела в Москву. Потом бы там полетала, опустилась на землю. потом полетала, потом вернулась бы обратно. Потом меня бы подобрали вы и забрали себе, поставили для красоты в шкафчик. Я была бы красно-зеленого цвета, в форме огня, только у меня было бы 4 кончика».

Развитие творческого воображения: развивайте себя

В начале, особенно если вы раньше не играли в такие игры, вам нужно показать пример, как играть. Попридумывать самим всех этих несуществующих животных и необычные ситуации. И со временем детки подключатся к вам. И вы удивитесь тому, насколько богатая у детей фантазия.

На самом деле, игр может быть больше, все зависит от вашего воображения в том числе. Развитие воображения у детей — это не строго регламентированное занятие, оно само может быть любым, лишь бы было в радость вам и деткам, лишь бы давало широкий простор фантазии. Особенно в детстве все плоды воображения ощущаются так живо, что каждый ребенок проживает множество разных жизней и сюжетов, а это само по себе развивает ребенка.

Ирина Пермякова

PS. И да, если вам нужны более разнообразные занятия, но для себя или для детей постарше, у меня есть сборник материалов по развитию воображения, мышления и памяти.

Нравится? Поделитесь материалом

  • 1

Простые упражнения для тренировки фантазии

Психологи предлагают много простых, но эффективных упражнений для развития мышления и полета фантазии, которые подойдут людям всех возрастов. Главные их достоинства – простота и доступность. Каждому по силам отыскать в потоке информации то упражнение, которое понравится конкретному человеку. Например:

  • Считать в уме каждому, кто имеет школьные знания, доступно и интересно. Не нужно использовать никаких записей, считать только мысленно. Упражнение особенно полезно тем, кто дружит с математикой. Можно фантазировать на тему геометрических фигур, строя из них мысленно всевозможные комбинации.
  • Как ни парадоксально, но детские мультики можно смотреть вместе с ребенком и сделать из них тренировку для ума и фантазии. Полезно смотреть их без звука и потом придумать забавный диалог. Чем смешнее, тем лучше для воображения.
  • Самый простой способ относится к миру книг. Читать детективные истории или фэнтези становится модным, это пойдет на пользу и воображению, и фантазии.
  • «Вздорная копилка», куда можно складывать занимательные вещички: мысли, картинки, частушки, анекдоты – все, что считается вздором. При необходимости всегда можно достать оттуда идею для креативного решения.
  • Модным становятся коллективные игры, тогда время достать из копилки старинные забавы. Например, «Пантомиму», в которой игроки должны угадать, какое действие изображается. Развивается творческое воображение на основе памяти, так как нужно вспомнить, какую картину изображают участники.

Простые упражнения помогут полету фантазии

Особенности развития воображения в дошкольном возрасте

В отличие от других познавательных процессов, воображение пробуждается примерно в 3 года. Примерно за пять лет ребенок проходит несколько стадий развития воображения: от простейших представлений с опорой на игрушку и предмет до осознанного планируемого фантазирования. Образы, роли и сюжеты постепенно становятся все более детализированными и осмысленными.

Как воображают дети 3-4 лет

Деятельность, связанная с придумыванием, активизируется в 3 года и опирается на предметы, которые становятся базой для фантазии.

На первых порах важно, чтобы предмет «якорь» имел сходство с вымышленным объектом. Но замысел игры малышей неустойчив

Как только ребенок отвлечется, он уже не вспоминает, в каких ролях только что выступали окружающие предметы.

В этом возрасте замысел чаще проявляется после действия. Например, малыш может хаотично чертить на листе бумаги или складывать кубики, увлекшись непосредственно процессом. И только заданный родителями вопрос побуждает его назвать то, что он нарисовал или построил.

Характеристики воображения пятилеток

К 5 годам фантазии возникают не только спонтанно. Работа воображения уже может строиться пошагово: появился замысел – тут же дошкольник его реализует, следующий шаг часто выполняется на основе предыдущего.

Кастрюля, оставленная на плите, побуждает начать играть в повара, мамин светлый халат превращает малыша в доктора, а весы – отличный повод сделать в комнате магазин.

Также данный возраст – период для бурного роста словесной формы проявления воображения. Видя картинку, дошкольник придумает историю о том, что происходит на ней сейчас. Но, подчас, запечатленного момента мало: воображение подсказывает, что было «до» и «после». Для этого нужны новые герои, которые вводятся в повествование для создания целостной истории о нарисованных персонажах.

Подобное достраивание обычно возникает, если ребенка взволновало изображение. Его фантазия стремится унять это волнение путем создания полноценной сказки, где есть добрые персонажи, а могут быть и антагонисты.

Особенности воображения у старших дошкольников

6-7 лет – период активного развития воображения у детей старшего дошкольного возраста. Достаточно любой внешней опоры, то есть, слова, фильма, картинки, вида на улице, чтобы фантазия заработала

Формируется замысел, который может удерживать внимание несколько дней

Дошкольник способен самостоятельно придумать игру, поместив место действия в любую реальность или время. Он сам и его друзья наделяются ролями, но отличие от взрослого театра заключается в том, что в процессе игры сюжет и действия постоянно меняются под влиянием новых решений.

Изначально общая идея обрастает деталями, а любой внешний фактор – стимул для появления побочных линий в сюжете и возникновения новых героев. Придуманный мир – отличная площадка для игр, и старшие дошкольники могут погружаться в него, постепенно добавляя содержательности, дорисовывая необходимые детали и черты выдуманной природе и местному населению.

Именно в этот период появляются довольно устойчивые мечты, закладывается база для развития творческого мышления, способности мыслить нестандартно.

Как развить фантазию и воображение у детей?

Развитие воображения и творчества детей – это то, чем должны озаботиться родители. Есть три закона развития творческого воображения:

  1. Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего личного опыта человека.

Действительно, всякое воображение строится из реальных элементов, богаче опыт — богаче воображение. Отсюда следствие: надо помогать ребенку накапливать опыт, образы и знания (эрудицию), если мы хотим, чтобы он был творческим человеком.

Можно представить то, что сам не видел, но о чем слышал или читал, то есть можно фантазировать на основе чужого опыта. Например, можно себе представить землетрясение или цунами, хотя этого никогда не видел. Без тренировки это трудно, но можно.
Содержание воображаемых предметов или явлений зависит от наших чувств в момент фантазирования. И наоборот, предмет фантазии влияет на наши чувства. Можно так «сфантазировать» свое будущее, что это будет руководством на всю жизнь, а можно нафантазировать ужасов и бояться войти в темную комнату. Чувства, как и мысль, движут творчеством.

Виды

Активное воображение усиливает мотивацию деятельности и человек преобразует реальность — изобретает, воплощает художественный замысел, приближает будущее, о котором мечтает.

  • Активное воссоздающее строит образ по описанию.
  • Активное творческое строит образ того, чего еще не существовало.

Вся культура создана творческим воображением.

Пассивное воображение подрывает мотивацию реального поведения, образы воспроизводят сами себя. Мечты и прожекты множатся и не становятся реальностью. Тайм-аут необходим, но пауза может затянуться, и жизнь пройдет как во сне.

  • Пассивное преднамеренное управляется человеком, который сам вызывает воспоминания, грезы, фантазии.
  • Пассивное непреднамеренное управляет человеком, когда он принимает за реальность бредовые, сновидные образы.

Воображение в развитии личности

Роль воображения в развитии личности давно уже раскрыта учеными разных областей науки. Психологи, например, доказывают, что оно помогает человеку проявлять творческие способности, управлять не только реальными, но и вымышленными событиями, видеть их перспективу, находить оригинальные решения многих проблем. А свойства воображения (типизация, аналогия, акцентирование, агглютинация) показывают, что у каждого человека свои собственные ресурсы фантазии и творческого воображения. Они дают возможность адекватно построить свое поведение, внутренний мир, наметить жизненные цели. И чем богаче будет воображение, тем плодотворнее будет деятельность человека.

Фантазия и воображение сыграли большую роль в прогрессе человечества, без них не было бы изобретено множества полезных вещей, которые прочно вошли в нашу жизнь, не создавались бы замечательные фантастические произведения, ведь весь культурный мир является плодом творческого воображения

Вот поэтому психологи обращают внимание родителей на то, что любая культурная деятельность обязательно опирается на воображаемое. Если родители хотят вырастить творчески развитую личность, они должны задуматься над тем, как развить воображение у ребенка?

Простые упражнения для тренировки фантазии

Психологи предлагают много простых, но эффективных упражнений для развития мышления и полета фантазии, которые подойдут людям всех возрастов. Главные их достоинства – простота и доступность. Каждому по силам отыскать в потоке информации то упражнение, которое понравится конкретному человеку. Например:

  • Считать в уме каждому, кто имеет школьные знания, доступно и интересно. Не нужно использовать никаких записей, считать только мысленно. Упражнение особенно полезно тем, кто дружит с математикой. Можно фантазировать на тему геометрических фигур, строя из них мысленно всевозможные комбинации.
  • Как ни парадоксально, но детские мультики можно смотреть вместе с ребенком и сделать из них тренировку для ума и фантазии. Полезно смотреть их без звука и потом придумать забавный диалог. Чем смешнее, тем лучше для воображения.
  • Самый простой способ относится к миру книг. Читать детективные истории или фэнтези становится модным, это пойдет на пользу и воображению, и фантазии.
  • «Вздорная копилка», куда можно складывать занимательные вещички: мысли, картинки, частушки, анекдоты – все, что считается вздором. При необходимости всегда можно достать оттуда идею для креативного решения.
  • Модным становятся коллективные игры, тогда время достать из копилки старинные забавы. Например, «Пантомиму», в которой игроки должны угадать, какое действие изображается. Развивается творческое воображение на основе памяти, так как нужно вспомнить, какую картину изображают участники.

Простые упражнения помогут полету фантазии

Способы развития фантазии и воображения

Многие мамы и папы не знают, как развить фантазию у ребенка. На самом деле нет ничего сложного. Нужно лишь постоянно питать мозг малыша новой и интересной информацией, пополнять его словарный запас, эрудицию и накапливать жизненный опыт. Ниже представлены игры, развивающие фантазию и способы развить фантазию у детей.

  • Чтение художественных произведений (сказки, волшебные истории). Можно дочитать до определенного момента, а потом предложить малышу придумать, чем окончился рассказ.
  • Наблюдение за людьми. Вы можете выйти погулять по городу, сесть в парк на скамейку и спросить ребенка, как он думает, какой жизнью живёт вон тот старик в шляпе. Или девушка с собачкой. Если погода не позволяет выйти на улицу, то достаньте фотографии или просто картинки и по ним придумайте свою историю.
  • Ролевые игры. Пусть сын или дочь представят, что они доктор, а мама или папа – пациент. Можно сыграть в магазин, банк, библиотеку. Этот способ ещё будет способствовать созданию коммуникационных навыков.
  • Приучайте малыша к прекрасному. Ходите вместе на выставки, в музеи, театры, кино. Рассматривайте книги с репродукциями картин и фотографий.
  • Создавайте шедевры сами: делайте аппликации, статуэтки из глины, фигурки. Собирайте мозаику и макеты замков и поездов.

Помните: фантазия и развитое воображение пригодятся ребенку в дальнейшей жизни. Он будет креативным, любознательным и активным, сможет быстро принимать решения и предвидеть их возможные последствия. Но ваша задача – четко показать ему, в чем разница между беспочвенными фантазиями и творческим мышлением.

Советы для родителей по развитию творческого мышления

Развитие фантазии и воображения у детей играет большую роль в умственных способностях.

Покупая развивающие игры, конструкторы, не используйте инструкцию.
Обсудите предмет в виде диалога: пусть малыш назовет все возможные варианты его использования.
Попросите ребенка поставить себя на место героя из рассказа, фильма: пусть расскажет, что бы он изменил и почему, какие бы результаты это принесло.
Пусть ребенок придумывает свои рассказы или сценарии, расписывая ключевые события, характер персонажей, место и время действия.
Обращайте внимание ребенка на людей. Пусть для каждого он придумает историю: кем работает человек, где живет, куда направляется, что будет делать вечером.
Кроме самостоятельных занятий включите в программу развития специальные курсы

Фаворитом в среде учителей и родителей по-прежнему остается ментальная арифметика.  Это уникальный метод, позволяющий вместе с левым развивать правое полушарие мозга, которое отвечает за творческое мышление и воображение.

Правильно и своевременно развитые воображение и фантазия понадобятся детям в будущем. Именно эти качества отвечают за креативность, самостоятельность, возможность находить правильное решение в большинстве ситуаций.

Игры на развитие воображения у детей 1–3 года

Для малышей 1–3 лет подойдут стихи с движениями. Они не только развивают воображение, но также активизируют речь и положительно сказываются на памяти малыша.

  • Замычит корова «Му-у-у»! (ребёнок имитирует мычание коровы). Любят все они траву (ребёнок говорит «Ам-ам-ам»). Кошка умывается (ребёнок проводит ладошкой по своему лицу, «умываясь»). А свинья в грязи купается! Плюх-плюх-плюх! (Малыш хлопает ручками себе по коленкам). «Ав-ав-ав» собака лает (ребёнок повторяет «Ав-ав-ав»), Двор хозяйский охраняет (ребёнок грозит пальчиком и говорит «Но-но-но»).

  • Мы в лес пошли (ребёнок шагает на месте), Там волка нашли. Волк завыл (ребёнок говорит «У-у-у», имитируя волчий вой), Стало тихо в лесу (Малыш прижимает палец к губам и говорит « Т-с-с»).

Также в этом возрасте можно проигрывать несложные ролевые сценки:

  • Взрослый (держит в руках игрушечную собачку).

    — Гав-гав!

    — Кто там?

    Это песик в гости к нам.

    Я собачку ставлю на пол:

    «Дай, собачка, Пете лапу».

    Ребенок берет собачку за лапку.

    Взрослый. А теперь покорми ее.

    Собачке приносят миску с воображаемой едой. Она «ест» суп и «лает»: «Гав-гав!»

    Взрослый. Это собачка говорит тебе «спасибо».

  • Воронята крепко спят (дети сидят на стульях с закрытыми глазами),

    Все по гнездышкам сидят.

    А проснутся на заре —

    Будут каркать во дворе.

    («Воронята» просыпаются, «машут крыльями», кричат «кар- кар-кар», затем «летают» (бегают) по комнате, размахивая разведенными в стороны руками-«крыльями»).

    Вышла тетя на дорожку,

    Воронятам сыплет крошки.

    (Взрослый выходит на середину комнаты и «сыплет» из чашки воображаемые крошки).

    Воронята прилетали, (Всю фразу — 2 раза.)

    Все до крошки поклевали.

    Тук-тук-тук, тук-тук-тук — (Всю фразу — 2 раза.)

    Клювами стучали.

    (Дети подбегают к тому месту, где «насыпаны крошки», садятся на корточки и «клюют» (стучат пальчиками об пол).

Моей дочке 1,5 года. Каждый день на прогулке мы повторяем с ней стихотворения «Замычит корова» и «Мы в лес пошли». Ребёнок испытывает огромное удовольствие, когда в нужном месте кричит «Му-у» как корова или «У-у-у» как волк. И когда в книге видит изображения этих животных, она вспоминает стихотворение и сопоставляет с картинкой. Показывает, как волк, изображённый в сидячем положении, бежит на холм, задирает голову и воет. Этому никто её не учил, это и есть воображение — в свои 1,5 года она смогла придумать целую маленькую историю. Я горжусь своей дочкой и готовлюсь переходить к следующим занятиям, для детей постарше. Ведь «программу» для 1–3 лет она уже освоила.

Развитие воображения для творчества и рисования

Обычно, говоря о формировании воображения в области творчества, имеют в виду младших детей. Но многие взрослые тоже не прочь посвятить рисованию свободное время. Психологами доказано, что увлечение рисованием приостанавливает такое серьезное заболевание, как болезнь Альцгеймера, которое уже давно связывают с развитием интеллекта. Чем он ниже, тем больше шансов заболеть и, наоборот, творчески развитые люди избегают мозговые нарушения. Многие это поняли, и в жизнь вошла мода на творческие занятия. Как развить фантазию, чтобы создавать уникальные вещи?

Краткий эффективный курс развития творческого воображения:

  • манипуляции с фотографиями – сделать фотографии природы и найти в них знакомые образы;
  • следуя формуле Леонардо да Винчи «даже в настенных трещинах видеть образы», можно использовать изображения камней, спилы дерева, тени предметов;
  • книги и пособия по рисованию – помогут вдохновиться идеями для творчества, изучить манеру рисования в разных направлениях, выбрать то, что радует душу;
  • тематические выставки и художественные галереи – подскажут темы для самостоятельного творчества;
  • коллажи, аппликации – относятся к действенному способу развития воображения;
  • рисунки с натуры, даже неудачные – по мнению профессионалов, помогут сформировать творческие способности и дадут простор для фантазии.

Рисование и творчество помогают бороться с опасными заболеваниями

Развивать творческое воображение – самая лучшая инвестиция в свое психическое здоровье, иметь богатую фантазию – дар свыше, который не дает превратить жизнь в скучное серое существование.

Как работает воображение у детей от 7 до 12 лет?

Развитие воображения у ребенка начинается с пеленок и активно развивается уже к двум годам. В этом возрасте малыш  готов взять на себя роли взрослых людей. Он укладывает спать куклу или готовит «пирожок для гостей», то есть по-своему повторяет те действия, которые постоянно видит.

В три года он переносит функции предметов с одного на другой. Например, ложку заменит обычная палочка. Тогда же он больше начинает фантазировать, создавая межпланетный корабль, замок феи и т.п. Причем до пяти лет малыш окончательно не осознает, где лежит грань между фантазией и действительностью. Если уж он вообразил себя пиратом, то считает, что на самом деле им стал и его должны все бояться. Родители могут поддержать игру, главное при этом не навредить ребенку.

К семи годам фантазии «переезжают» во внутренний мир и даже становятся более реальными. Реальный мир приобретает более привлекательные черты и ему становится интереснее изучать его, чем фантазировать.

В этом возрасте в первую очередь развивается воссоздающее воображение, которое помогает, например, справляться школьнику с уроками. Школьник смотрит фильмы и читает книги, затем придумывает истории, которые их продолжают

Важно обратить внимание и на развитие творческого воображения. Младшие школьники уже должны придумывать свои истории, отличающиеся от увиденного и прочитанного

Со временем ребенок начнет не только мечтать о том, чтобы стать артистом или художником, но и прогнозировать, как ему прийти к мечте.

Ролевые игры

Хорошо работают на развитие детской фантазии простые игры по ролям

При этом важно, чтобы ребенок понимал моделируемую ситуацию. Если малыш хотя бы раз бывал в кабинете у врача, он понимает, что делает доктор, и можно предложить ему поиграть в больницу: вы будете пациентом, а ребенок – врачом, который осматривает его и ставит диагноз

Потом ролями можно поменяться. Точно также можно играть в учителя и ученика, парикмахера и клиента, который хочет красивую прическу, модельера, придумывающего вечерний наряд для любимой куклы, официанта и посетителя ресторана. Можно представить, что вы с малышом собираетесь в дальнее путешествие и попросить ребенка перечислить те вещи, которые он возьмет с собой и для чего они ему пригодятся.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Клуб родителей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: