Фантазия и воображение ребенка: стоит ли их стимулировать и как?

Практические советы для родителей по развитию воображения

Развитие фантазии и воображения у детей очень важно для усиления интеллектуальных данных ребенка. Поэтому даем вам несколько рекомендаций, как это осуществить

  • Складывайте вместе с ребенком развивающие конструкторы, не пользуясь инструкцией.
  • После просмотра фильма, мультфильма, прочтения книги предложите малышу представить себя на месте определенного героя. Пусть он расскажет, как бы он поступил в различных ситуациях (моделируйте вместе), почему именно так, каковы будут последствия таких действий.
  • Обсуждайте разнообразные способы применения предметов.
  • Побуждайте ребенка к сочинению историй с описанием характеров персонажей, места действия.
  • Во время прогулки обсуждайте прохожих. Пусть малыш придумает историю для каждого: где он живет, кем работает, куда спешит.
  • В этом возрасте обучающие курсы будут как никогда кстати. Специалисты рекомендуют отдать предпочтение ментальной арифметике. Эти занятия направлены на гармоничное развитие полушарий мозга. Это положительно сказывается на физическом и творческом развитии, способствует воображению и креативному мышлению.

Развитое мышление — залог успеха в учебе. Если родители культивируют в ребенке эту способность, в дальнейшем он становится активным, любознательным, легко справляется с нестандартными задачами и ситуациями

Но в ходе воспитания важно четко разграничить творческое мышление и беспочвенные фантазии

Фантазии и стремление к творчеству

Без фантазии не появились бы значимые произведения мировой художественной культуры и полезные изобретения, без которых невозможно представить жизнь современных людей. Если взрослые не препятствуют развитию воображения у ребенка, то вполне возможно, что со временем он станет талантливым ученым, изобретателем или педагогом. Существуют даже специальные кружки для развития креативного мышления.

Воображение не обязательно развивать в кружках — родители могут и сами заниматься с ребенком — рисовать, читать, делать поделки. Обсуждение книг или мультфильмов способствует не только развитию креативности, но и критического мышления. Не следует бояться и слишком богатой фантазии и замены реального мира на воображаемый. Ребенок способен осознавать границы между фантазией и реальностью.

Игра помогает получить представление о мире и его устройстве. Эту же функцию в жизни ребенка выполняет и фантазия. И это вовсе не бесполезная трата времени, как думают многие взрослые, а пути к развитию многих полезных навыков. В возрасте 3-4 лет он способен различать понятия «по правде» и «понарошку». Опасаться смешения фантазий и реальности следует только тогда, когда у ребенка наблюдаются некоторые психологические проблемы — неуверенность в себе, навязчивые страхи или повышенная тревожность.

Воображение может способствовать развитию страхов и избавлению от них. Например, ребенок дошкольного возраста может нарисовать монстра, который будто бы находится под кроватью и сделать его веселым — раскрасить яркими красками или пририсовать бантики. Взрослым не следует ругать или критиковать малыша за его страхи. Вместо этого следует поговорить с ребенком о том, что его беспокоит и посидеть рядом с ним.

Развитию «страшных» фантазий способствует просмотр телевизора и компьютерные игры. Поэтому взаимодействие малыша до 5 лет с визуальным контентом следует ограничить. К тому же книги больше способствуют развитию воображения, чем мультики или видеоигры. Не следует ругать или критиковать ребенка за мысли «о розовых слонах» на уроке математики. Возможно, что его интерес вызывают не цифры, а гуманитарные предметы, такие, как история или литература.

Играя в игры и проявляя фантазию, ребенок самостоятельно учится отличать реальный мир от воображаемого. Поэтому, в большинстве случаев у взрослых нет повода опасаться, того, что он «уйдет» в него полностью. Безусловная польза детских фантазий заключается в развитии интеллекта и креативности, которые пригодятся ему в различных сферах деятельности.

Пройдите тестНасколько общителен ребенокС помощью этого теста попробуйте определить уровень коммуникабельности вашего ребенка.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Маленькие фантазеры

С 3 до 7 лет продолжается следующий этап в развитии фантазии. Здесь главенствует Ее величество Игра. Именно в игре у малышей идет развитие восприятия, внимания, памяти, воображения, интеллекта. К игре нужно относиться крайне бережно, ведь именно она — ведущая деятельность в возрасте с 3 до 7 лет.

В этом возрасте важными в развитии воображения являются сюжетно-ролевые игры, в которых участвует несколько детей. Примеры этих игр хорошо известны: «дочки-матери», «войнушка». Часто дети играют в повседневные ситуации: уход мамы на работу, возвращение мамы с работы, поездка на море и т.д.

Многочисленные исследования подтверждают: дети в игре пользуются двумя параллельными «реальностями» — настоящей, в которой они дети, и фантазийной, в которой они индейцы, ковбои, полицейские или манекенщицы. Доказано, что здоровые дети вполне способны различать, где реальность, а где их собственная выдумка. Но все-таки, чем меньше ребенок, тем способность увидеть эту разницу меньше. Поэтому 3-4-летние малыши, захваченные игрой или театральным представлением, вполне способны принять игровой вымысел за действительность и всерьез испугаться, например, огромного старика с бородой и в тулупе (Деда Мороза).

То, что ваш малыш стал активно фантазировать и при этом отделять фантазии от реальности, вы можете понять по появлению в его речи слов «понарошку» и «как будто».

Давайте приведем пример

Вы давно хотели начать много путешествовать. Но не финансовые возможности, ни рабочий график не дают этого сделать. Вы обрисовали себе цель — больше путешествовать и посетить, как минимум 3 новых страны в следующем году. Мозг получил конкретный сигнал. Вы начинаете планировать свой бюджет, откладывая по небольшой сумме ежемесячно на осуществление мечты. Вы планируете маршруты, читая статьи блогеров, просматривая тревел-каналы, тем самым предвкушая предстоящее путешествие и мотивируя себя еще больше. Вы стараетесь делать больше, чтобы не брать на дом работу, потому что вечером вам приятнее планировать предстоящий отпуск. Наконец, вы перестаете концентрироваться на негативных мыслях, становитесь более жизнерадостным и целеустремленным и это отмечают на работе.

Всего с одного маленького шага начинается приближение к мечте. Достаточно только захотеть и немного поработать над воображением.

Виды воображения у детей

Для большинства людей воображение и фантазия — идентичные термины. Но это не совсем верно.

Фантазия — это придуманная ситуация или образ, которые не имеют отношения к реальному миру. Яркий пример — говорящие животные, зубная фея или подводное царство.

Воображение — намного ближе к реальности и даже базируется на ней. Под термином «воображение» подразумевают умение ребенка формировать в уме реальные образы, ситуации и управлять ими. Они не противоречат действительности, являются ее продолжением. Ребенок может воображать, как будет играть с подаренной собакой, как станет успешным ученым или спортсменом. Таким образом, фантазии — это представление о том, что не может происходить в реальности. Воображение — представление вполне реальных вещей.

Таблица сравнения фантазии и воображения:

 

Фантазия

Воображение

Настоящее время

Ситуация или образ, далекий от реальности

Ситуация, в основе которой реальные события, но развитая ребенком дальше

Будущее время

Остается вымыслом

Может быть воплощена в будущем

С точки зрения специалистов, воображение имеет большее значение. Его рассматривают как творческое начало малыша, креативность, его способность моделировать ситуации, приближенные к реальности. Но все ли воображение одинаково? Выделяют три его вида:

  • Воссоздающее, когда малыш моделирует ситуации, связанные с услышанным, увиденным, прочитанным.
  • Неуправляемое, когда моделирование ситуации противостоит законам логики, последовательности событий.
  • Творческое, когда ребенок самостоятельно создает ситуации, образы, истории.

Считается, что творческое воображение — наиболее важно. Оно плотно переплетается с фантазией, и именно эти два направления нужно развивать в ребенке

В будущем это позволит малышу:

  • Обдумывать поступки, принимать решения с учетом возможных последствий.
  • Решать нестандартные жизненные задачи, находить выход из непредсказуемых ситуаций.
  • Адаптироваться в социуме, занять в нем свое место.

Несмотря на то, что фантазии считаются обычными выдумками, они положительно сказываются на развитии ребенка, являются источником вдохновения, радости

Важно поощрять фантазирование, но следить, чтобы ребенок не замыкался на своем выдуманном мире

Способы развития фантазии и воображения

Многие мамы и папы не знают, как развить фантазию у ребенка. На самом деле нет ничего сложного. Нужно лишь постоянно питать мозг малыша новой и интересной информацией, пополнять его словарный запас, эрудицию и накапливать жизненный опыт. Ниже представлены игры, развивающие фантазию и способы развить фантазию у детей.

  • Чтение художественных произведений (сказки, волшебные истории). Можно дочитать до определенного момента, а потом предложить малышу придумать, чем окончился рассказ.
  • Наблюдение за людьми. Вы можете выйти погулять по городу, сесть в парк на скамейку и спросить ребенка, как он думает, какой жизнью живёт вон тот старик в шляпе. Или девушка с собачкой. Если погода не позволяет выйти на улицу, то достаньте фотографии или просто картинки и по ним придумайте свою историю.
  • Ролевые игры. Пусть сын или дочь представят, что они доктор, а мама или папа – пациент. Можно сыграть в магазин, банк, библиотеку. Этот способ ещё будет способствовать созданию коммуникационных навыков.
  • Приучайте малыша к прекрасному. Ходите вместе на выставки, в музеи, театры, кино. Рассматривайте книги с репродукциями картин и фотографий.
  • Создавайте шедевры сами: делайте аппликации, статуэтки из глины, фигурки. Собирайте мозаику и макеты замков и поездов.

Помните: фантазия и развитое воображение пригодятся ребенку в дальнейшей жизни. Он будет креативным, любознательным и активным, сможет быстро принимать решения и предвидеть их возможные последствия. Но ваша задача – четко показать ему, в чем разница между беспочвенными фантазиями и творческим мышлением.

Зачем развивать фантазию и воображение у детей?

Дети с развитым воображением вырастают разносторонними личностями, которые легко приспосабливаются ко всему новому. Данного качества нет у новорожденных, но оно развивается вместе с взрослением ребенка. Основная задача родителей — это поощрение любознательности ребенка и стимуляция ее развития. Воображение представляет собой процесс творческого поиска знаний из старых фактов. То есть образы создаются на базе существующих знаний, а фантазия — это проектирование новых, волшебных ситуаций, зачастую не существующих в реальности.

Воображение бывает нескольких видов.

  1. Воссоздающее — возможность представлять что-то при чтении книжек, чертежей или математических знаков. Данный вид воображения является воспроизводящим.
  2. Творческое — проектирование нового по индивидуальным идеям и замыслам.
  3. Неуправляемое — часто связано с созданием нелепиц и небылиц.

При полете фантазии ребенок может создать любой сюжет и ситуацию, например, сказочную. При решении настоящих проблем дети ищут взрослое и реальное решение, которое можно выполнить. В любом из случаев происходит творческий процесс, но при фантазировании возможности не ограничены. Поэтому развитие мышления стоит начинать с фантазии.

Если ребенок рассказывает неправдоподобные истории со своим участием, то он сочиняет, а не врет

И ему не важно, насколько информация реальна. На рассказы стоит обращать вынимание, так как если ребенок много рассказывает о несуществующих друзьях, игрушках и заботливых родителях, то, скорее всего, ему этого не хватает в реальности.

Принято считать, что фантазии и воображение — это что-то пустое, непрактичное и бессмысленное. Но управляемое, развитое и смелое воображение является свойством нестандартного и сильного мышления.

Что такое креативность?

Говоря о креативности, обычно подразумевают способность решать вопросы нестандартным путем, смотреть на окружающий мир с неожиданного ракурса и находить необычные способы выполнения различных задач. Считается, что изначально креативность присуща абсолютно всем. Это мнение не лишено оснований: все родители замечали, что дети, которые еще не знакомы с традиционными способами использования предметов, нередко находят им очень оригинальное применение. К сожалению, обучаясь решать задачи «правильным», стандартным способом, ребенок утрачивает креативные способности.

При грамотном подходе сохранить и развить креативность можно в любом возрасте. Существуют методики, которые даже взрослых заставляют стать более креативными и учат действовать нестандартно. Но, безусловно, лучший результат дают занятия, начатые в раннем возрасте.

Игры для развития креативности

Стимулировать воображение можно при помощи самых разных игр:

  1. конструкторы отлично подходят для развития пространственного мышления;
  2. занятия творчеством способствуют формированию эстетического вкуса, учат видеть конечную цель работы и воплощать придуманные образы в рисунках или поделках;
  3. головоломки помогают улучшить логические способности, развивают умение находить нестандартные решения различных задач;
  4. ролевые игры тренируют социальные навыки, учат моделировать различные ситуации, создавать цельные образы, удерживать их в сознании на протяжении длительного времени и манипулировать ими по своему желанию;
  5. словесные игры подходят для детей в возрасте от 6 лет, они помогают развить вариативность и скорость мышления.

Но любая игра будет эффективной только в том случае, если заниматься ей вместе с ребенком, вносить в нее элементы развивающего обучения, стимулировать воображение.

Например, если ребенок увлекся строительством домика из конструктора или кубиков, ему стоит задать вопросы: кто будет здесь жить, кто будет приходить в гости к хозяину домика. Если ребенок включится в процесс фантазирования, с ним можно придумать сказку, разыграть любую ситуацию, создать образы различных персонажей.

Иногда можно провести для детей тест на креативность, предложив им самостоятельно придумать историю, разобраться с логической задачкой или сделать поделку. Но ни в коем случае не говорите им, что вы их тестируете! Они должны воспринимать такое задание как игру, не нервничая, не пытаясь соответствовать вашим ожиданиям.

Развивая воображение и фантазию ребенка, стоит придерживаться следующих правил:

  1. откажитесь от желания критиковать процесс и результаты детского труда – ваша задача заключается не в том, чтобы научить его создавать шедевры, действуя по шаблону, а в том, чтобы развить его фантазию;
  2. не делайте всю работу за ребенка, предоставьте ему возможность действовать самому;
  3. не заставляйте ребенка заниматься тем, что ему не нравится, дайте ему свободу выбора, постарайтесь увлечь его, но не требуйте строить или рисовать, если у него нет соответствующего настроения;
  4. старайтесь находить занятия, которые не вызовут скуку – если ему будет интересно, от игры он получит не только удовольствие, но и максимальную пользу;
  5. поощряйте у ребенка самостоятельность и любопытство, позволяйте ему задавать вопросы, искать ответы на них.

Но самое главное – прислушивайтесь к своему ребенку! Выбирайте те методы развития воображения, которые будут соответствовать его темпераменту, его интересам и настроению. Даже если вы не сумеете заинтересовать его играми, направленными на совершенствование креативных способностей, не отчаивайтесь! Фантазируйте вместе с ребенком, и вы обязательно найдете способ научить его мыслить нестандартно.

Поощряем детские фантазии

Вы замечали, что на рисунках ваших детей мир отображается зачастую не таким, какой он в реальности? Ребёнок может нарисовать животное или птицу, которых не существует в природе или нанести на лист белой бумаги абстрактные разноцветные линии. Вы решите, что он просто баловался, но для малыша эти линии что-то означают, они, возможно, отображают его чувства.

Что бы не нарисовал ваш ребёнок, никогда ему не говорите, что это чепуха и что-то, что он нарисовал это неправильно. Дело в том, что каждый ребёнок рисует мир по-своему

Да, он фантазирует, придумывает, но именно это как раз и важно. Ваш ребёнок развивает свое воображение

А с развитым воображением он может вырасти творческим человеком — стать художником, поэтом, конструктором…

Можно предложить малышу сочинить сказку

И даже, если она вам покажется нелепой, похвалите малыша, ведь для него ваше одобрение очень важно

Когда-то мальчик нарисовал голубые яблоки на дереве. Бабушка спросила его: «Почему они голубые, а не красные?» И он ей ответил: «Бабушка, как ты не понимаешь! Это фантастика юного года!» Она даже не стала переспрашивать, почему «юного года», чтобы совсем не потерять свой авторитет в глазах внука.

Прочитайте его вашим детям, чтобы они верили, что фантазировать и мечтать — совсем не глупое, а очень полезное занятие.

Как развить фантазию и воображение у детей?

Развитие воображения и творчества детей – это то, чем должны озаботиться родители. Есть три закона развития творческого воображения:

  1. Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего личного опыта человека.

Действительно, всякое воображение строится из реальных элементов, богаче опыт — богаче воображение. Отсюда следствие: надо помогать ребенку накапливать опыт, образы и знания (эрудицию), если мы хотим, чтобы он был творческим человеком.

Можно представить то, что сам не видел, но о чем слышал или читал, то есть можно фантазировать на основе чужого опыта. Например, можно себе представить землетрясение или цунами, хотя этого никогда не видел. Без тренировки это трудно, но можно.
Содержание воображаемых предметов или явлений зависит от наших чувств в момент фантазирования. И наоборот, предмет фантазии влияет на наши чувства. Можно так «сфантазировать» свое будущее, что это будет руководством на всю жизнь, а можно нафантазировать ужасов и бояться войти в темную комнату. Чувства, как и мысль, движут творчеством.

Почему дети фантазируют?

До определенного возраста, примерно до 12-13 лет дети не всегда осознают грань между вымышленным и реальным миром. Поэтому у них часто появляются воображаемые друзья или страх перед сказочным персонажем. Детские фантазии могут тревожить и пугать взрослых — они считают, что воображаемый друг появляется от того, что с ребенком никто не дружит. На самом деле фантазии являются естественным этапом развития креативного мышления.

Развитию фантазии у детей от 2 лет способствует чтение сказок, игры с предметами и игрушками. Далее, к 3 годам появляется способность играть в ролевые игры, например, «магазин», «дочки-матери» или «школа». Некоторые дети придумывают собственные истории, играя с камнями, растениями или другими предметами.

Воображение может формировать у ребенка такие полезные привычки, как планирование и организация собственной жизни, полезная релаксация, творческая активность. Но фантазии могут быть и настораживающими и внушать опасения, если они появляются из страхов или лжи. Ребенок может лгать по разным причинам — из страха быть наказанным или слишком большого количества запретов.

Фантазия отличается от лжи тем, что способствует развитию у ребенка способности к творчеству. А ложь — это преднамеренное искажение фактов с целью самозащиты или получения выгоды. Бороться с детской креативностью не следует, а для профилактики лжи взрослым следует задуматься о собственных методах воспитания и взаимодействия с ребенком.

Развитие фантазии и воображения

Современные родители оказываются перед сложным выбором кружков, секций и дошкольных заведений, которые обещают воспитать из ребенка творческую, неординарную личность. Но необходимо понимать: наиболее эффективными являются занятия с родителями. Создав в доме атмосферу, благоприятную для творчества и выделив время для общения с сыном или дочкой, родители могут сделать для их развития значительно больше, чем даже самый опытный преподаватель!

Развитие креативности начинается с формирования воображения и фантазии. Воображением называют способность представить определенный объект и удерживать его образ в своем сознании. Выделяют несколько стадий проявления воображения:

  • сновидения – неконтролируемое воссоздание образов, которыми человек не способен управлять;
  • мечты – контролируемое воспроизведение в сознании картин, которые вызывают приятные эмоции;
  • воссоздающее воображение, которое позволяет нам представить образы героев прочитанных книг, описанные кем-либо картины и т.д.;
  • творческое воображение, которое позволяет придумать абсолютно новые образы и разработать идеи, ранее не существовавшие.

Ребенок с легкостью может воссоздать в сознании сказочный мир, он искренне сопереживает выдуманным героям, легко воспринимает искажения реальности. Взрослому сделать это сложнее из-за накопленного опыта и запаса готовых образов и решений.

Развитие воображения у детей дошкольного возраста происходит исключительно во время игры. Лучшим периодом для этого считается период 5-7 лет, когда происходит активное формирование воображения. Дошкольники с удовольствием фантазируют и используют реальные предметы в качестве замены воображаемым. Обычная ветка у них мгновенно становится пистолетом, кресло – салоном автомобиля, а карандаш – волшебной палочкой.

Такие игры не принято называть «развивающими», однако они отлично развивают воображение и фантазию. Впоследствии эти качества проявляются в творчестве, а потом и в других сферах детской жизни. Интересно, что чем старше становится ребенок, тем легче он манипулирует придуманными образами.

С возрастом у детей формируется способность управлять собственной фантазией. Сначала она проявляется спонтанно, дети почти не умеют фантазировать по собственной воле. Дошкольники, а тем более, школьники уже могут регулировать поток фантазии, создавая образы по своему желанию. Заметить развитие этой способности можно, наблюдая за тем, как ребенок проявляет себя в творчестве. Приступая к рисованию или лепке, дети на ходу придумывают образы персонажей и добавляют им новые детали. А ребенок старшего возраста обычно планирует, что именно он хочет нарисовать или слепить, он может заранее вообразить законченный образ будущей поделки и подготовить только те материалы, которые необходимы ему для реализации задуманной идеи.

Воображение у детей от 7 до 12 лет

Если развитие ребенка происходит нормально, к 7 годам он самостоятельно отказывается от излишнего фантазирования. Теперь ему гораздо интереснее изучать окружающий мир и взаимодействовать с ним, а не с плодами своего воображения. В это же время обостряется воссоздающее воображение – ребенок читает книги, смотрит фильмы и играет в игры, поэтому непроизвольно начинает придумывать продолжение полюбившихся историй

Такая ситуация абсолютно нормальна, но очень важно наряду с воссоздающим развивать и творческое воображение. То есть ребенок должен научиться не только придумывать продолжение услышанным историям, но и создавать собственные – без отрыва от реального мира

Как это сделать?

Советы для родителей, как развить воображение:

  • Поставьте перед ребенком предмет и попросите перечислить все возможные способы его применения.
  • Купите развивающий конструктор и складывайте его вместе с ребенком, не используя прилагаемую инструкцию.
  • Когда ребенок читает книги и смотрит фильмы, предложите ему представить, как он действовал бы на месте главных героев. Как поступал бы в определенных ситуациях и что из этого получилось бы? Какие действия привели бы к наилучшим последствиям, и как их можно было бы воплотить в жизнь?
  • Предложите ребенку сочинить собственную небольшую историю. Пусть продумает персонажей и их характеры, определит место и время действия рассказа, распишет ключевые события.
  • Во время прогулки попросите ребенка рассказать историю прохожих. Кто они и куда идут, как протекает их жизнь, к чему они стремятся? Какие события, возможно, случились у них вчера или за пару часов до вашей случайной встречи?
  • Запишите ребенка на обучающие курсы. Идеально подойдет ментальная арифметика – занятия направлены не только на обучение быстрому счету, но и на развитие правого полушария мозга, отвечающего за образное и креативное мышление.

Светлая сторона луны

Фантазия начинает развиваться в дошкольном возрасте. Строго говоря, активно она развивается только после 2,5-3 лет. Но до этого идет подготовка. Насколько у малыша будет развито воображение, зависит от того, как он прожил период жизни с 1 года до 3 лет. В это время дети еще не играют, а манипулируют предметами, изучая их свойства. И оказать помощь в познании мира предметов должны близкие малыша.

Часто мамы задаются вопросом: почему малыши этого возраста постоянно требуют их внимания? Мамам уже очень хочется, чтобы ребенок занимал себя сам, играя в игрушки. Но в этот возрастной период ребенок познает мир через руки мамы: именно она показывает, что делать с веником и как играть с куклой. Для того чтобы дать хороший «старт» развитию фантазии, есть 3 главных пути:

  • Читайте малышу самые разные книги: сказки, стихи, рассказы. К 2-2,5 годам он уже должен быть хорошо знаком с самыми простыми сказками («Колобок», «Курочка Ряба», «Репка» и др.). Именно сказочные образы — это «кирпичики», фундамент фантазии.
  • После 1,5 лет предлагайте ребенку игры с предметами-заместителями. Например, ставьте стулья и говорите: «Давай, это будет машина? А это колесико от пирамидки — руль. Садись, поехали к бабушке в гости… Тр-р-р-р-р-р (крутя колесико)».Таких игр может быть великое множество. Детский носочек может стать веселым танцующим червячком, а одеяло — гаражом для машины. Проявите свою собственную фантазию и дадите импульс для развития воображения вашего крохи!
  • Предлагайте игры с образами-заместителями. Скажите малышу: «Давай мы с тобою побудем кисками». Имитируйте движения кошек, говорите «мяу-мяу». Побудьте собачками, лягушками, лошадками. Это не только прекрасно развивает воображение, но и замечательно влияет на моторное развитие ребенка. В этой же игре вы можете дать первые понятия о профессиях людей: водителе, поваре, строителе.

«Мой сынок очень интересно играет. Во время мытья наливает в чашечки воду и предлагает мне «чай», да не просто, а с «конфетой», деталькой от конструктора. То вдруг примется «тушить пожар», «наливая воду» из построенной башенки. То подберет на улице палку и сверлит-чинит ею скамейку, говоря, что он мастер и работает «дрелью», — рассказывает Татьяна, мама 2-летнего Толика.

Такое активное использование в игре предметов-заместителей и образов-заместителей говорит о том, что малыш перешел на новую ступеньку развития: у него начало развиваться образное мышление. Ваш ребенок становится фантазером!

Подручные средства

Используйте всевозможные подручные материалы для развития воображения ребенка. Предложите малышу собрать конструктор, не пользуясь инструкцией, а полагаясь на свою интуицию, создать веселый зоопарк из кубиков с животными, выложить из мозаики необычный узор. Можно поиграть в веселую игру «дорисуй картинку»: возьмите чистый лист бумаги и сделайте на нем какой-то набросок, контур или просто нарисуйте закорючку и предложите ребенку закончить ваш рисунок. Покажите ему, как из пары кружков может получиться котенок или зайчик, а несколько линий легко и быстро могут превратиться в машинку или домик.

Ролевые игры

Хорошо работают на развитие детской фантазии простые игры по ролям

При этом важно, чтобы ребенок понимал моделируемую ситуацию. Если малыш хотя бы раз бывал в кабинете у врача, он понимает, что делает доктор, и можно предложить ему поиграть в больницу: вы будете пациентом, а ребенок – врачом, который осматривает его и ставит диагноз

Потом ролями можно поменяться. Точно также можно играть в учителя и ученика, парикмахера и клиента, который хочет красивую прическу, модельера, придумывающего вечерний наряд для любимой куклы, официанта и посетителя ресторана. Можно представить, что вы с малышом собираетесь в дальнее путешествие и попросить ребенка перечислить те вещи, которые он возьмет с собой и для чего они ему пригодятся.

Создание новой сказки с помощью бабушки и дедушки

Большое влияние на воспитание и развитие детей могут оказать бабушка и дедушка. Они содействуют развитию жизненного кругозора ребенка

Это особенно важно, если у родителей нет времени на полноценное общение. Дедушке или бабушке можно все рассказать и задать разные вопросы

И этим родным людям действительно интересно, что рассказывает малыш. Они более терпеливые и могут долго играть и гулять с ребенком, не рассказывая о своей занятости.

У дедушки и бабушки большой жизненный опыт, которым они с радостью делятся с младшим поколением, что способствует развитию воображения у ребенка, так как многое из того, что он слышит впервые и никогда не видел, он представляет себе визуально.

Творческий процесс

Прекрасно развивают детскую фантазию и самые простые творческие занятия: рисование, раскраски, лепка из пластилина, сочинение стихов и рассказов. Если ваш ребенок проявляет интерес к творчеству, поощряйте его начинания и придумывайте новые способы реализации его таланта. Обязательно расспрашивайте ребенка, что он рисует или лепит из пластилина, почему использует именно такие цвета. Ставьте перед ним новые задачи: нарисовать тот же самый домик, но в окружении не летнего пейзажа, а зимнего, слепить друга для уже готового пластилинового мишки, раскрасить такую же картинку, но другими цветами, изобразить необычное существо и рассказать о нем.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Клуб родителей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: