Страхи, обусловленные семейной обстановкой, социумом и обществом.
Это социальные страхи, которые могут повлиять на восприятии ребенка самого себя в контексте семьи, садика, школы и других общественных институтов.
Это сфера влияния на ребенка родителями, воспитателями, учителями и другими значимыми для ребенка взрослыми. Именно от них малыш считывает информацию, каков он, нужно бояться кого-то или чего-то, или нет.
Как быть с такими страхами?
Прежде всего, родителям нужно научиться контролировать свои эмоции и речь. Детям раннего и среднего дошкольного возраста не доступны сложные логические операции, они видят себя такими, какими их видят родители: робкими, испуганными, ничего не умеющими делать, не знающими. А ведь ребенок-то уже многое освоил! Но почему-то это не признается, подвергается сомнению — так рождаются страхи.
Страх перед врачами и уколами имеет несколько причин. Чаще всего это — элементарная безграмотность и удивительная близорукость родителей.
Посмотрите на реплики, что в реальности там звучит.
Угроза:«А ну марш спать! Иначе приедет тетя и сделает тебе та-а-акой укол!» (как вариант «заберет тебя в больницу, если не будешь слушаться»). «Сил моих нет! (хватается за сердце) Лягу в больницу, вот будешь знать, как злить маму…»
Обман:«Да ты не бойся, тут тебя комарик кольнет, это не больно совсем!» (а на деле — боль, испуг и горькая мысль: «ой… разве можно после этого доверять маме?»).
Пренебрежение чувствами ребенка:«Эх ты, плакса-вакса! Какой же из тебя мужчина! Сразу ныть…!» (а ведь ребенок хочет, чтобы с ним разделили его боль и страх: так как на своем маленьком жизненном опыте он уже убедился, что привлечь внимание родителей другим способом, кроме нытья, не удается). Страх перед врачами и процедурами можно снять с помощью игровых ситуаций с куклами-мишками-зайчиками и машинками
Купите ребенку детский набор «чемоданчик врача», расскажите, что делает врач, зачем ему те или иные инструменты и предложите побыть в роли доктора и пациента. Меняйтесь ролями
Подберите соответствующую детскую литературу (стихи, сказки, рассказы, песенки) о врачах и о том, как ему важно оказать помощь, спасти жизнь
Страх перед врачами и процедурами можно снять с помощью игровых ситуаций с куклами-мишками-зайчиками и машинками. Купите ребенку детский набор «чемоданчик врача», расскажите, что делает врач, зачем ему те или иные инструменты и предложите побыть в роли доктора и пациента. Меняйтесь ролями
Подберите соответствующую детскую литературу (стихи, сказки, рассказы, песенки) о врачах и о том, как ему важно оказать помощь, спасти жизнь
Когда предстоят неприятные процедуры — ребенку станет легче, если рассказать ему о них, честно предупредить «будет немножко неприятно, ты потерпи чуток, я буду рядом, подую тебе, подержу на ручках» и т.д. Обман недопустим.
Причины возникновения страхов
Страхи возникают по нескольким причинам:
— ребенка могла испугать конкретная ситуация. Например, напугала или укусила собака, увидел пожар;
— бурное воображение. Малыши с легкостью выдумывают несуществующих монстров, которые вылезают по ночам из шкафа или из-под кровати. Такие фантазии часто вызваны увиденным по телевизору;
— внушение взрослых. Да-да, частенько мы сами запугиваем наших детей. Например, думая, что таким образом мы решаем другую проблему: «Не будешь спать/есть/одеваться, придет Бабайка и заберет тебя!». Или, передавая наши личные тревоги и страхи, как в случае со стоматологом.
Превращение страха в фобию
В норме все эти страхи, являясь полезными, возрастными, отрабатываются по мере роста ребенка. В первую очередь, это происходит за счет терапевтической роли семьи, защищающей и принимающей позиции родителей.
Но, к сожалению, бывает обратная ситуация, когда детские страхи имеют запредельное, чрезмерно яркое и излишне травмирующее ребенка выражение. Либо ребенок боится того, что вовсе не характерно для его возраста или в норме вообще не должно являться предметом страха. Так, например, ребенок может начать бояться кошек (даже их изображения на картинках, мяуканья и проч.), хотя в его опыте не было неприятных событий, связанных с этими животными. Для формирования такого страха достаточно тревожной реакции взрослых.
Иначе говоря, страх становится фобией, проявляясь навязчиво, вызывая сильную тревогу, с трудом поддаваясь контролю.
Будучи в должной мере не откорректированными, детские страхи могут приводить к невротизации ребенка. Могут нарушаться сон, аппетит, искажаться темпы развития. Под воздействием патологического страха ребенок не в состоянии справиться с эмоциями самостоятельно, без посторонней помощи. К сожалению, здесь не срабатывают и часто употребляемые родителями воспитательные меры: «Что ты плачешь, как девочка/как маленький?», «Не будь трусом!», «Посмотри, другие дети не боятся». Не работают в этом случае и родительские угрозы.
Более того, примечательно, что характер с детских страхов нередко может являться отражением неблагополучия не только в детско-родительских отношениях, но и в супружеских отношениях родителей. Так, в случае, если отец ведет себя по отношению к ребенку деспотично, излишне строго, часто и жёстко наказывает, критикует, то наиболее распространенным у детей в такой ситуации является страх сказочных персонажей мужского пола (Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, либо отрицательных персонажей мультипликационных фильмов). В случае же, если взаимоотношения нарушены с матерью, то доминируют страхи сказочных персонажей женского рода (кикимор, Бабы Яги и прочих).
Страхи, в основе которых лежат особенности личности ребенка и общего его самочувствия.
Возбудимые, ранимые, чуткие и впечатлительные дети, а также те, кто ослаблен физически, — все они легче поддаются вышеперечисленным страхам, поэтому родителям крайне важно это учитывать. Именно здесь лежит ответ на вопрос, почему в одинаковой ситуации один ребенок не боится, а другой — просто трясется от страха
Здесь сложились воедино такие пазлы, как личность ребенка, его темперамент, устойчивость и сила нервной системы, имеющийся у него багаж знаний и прошлый опыт
Именно здесь лежит ответ на вопрос, почему в одинаковой ситуации один ребенок не боится, а другой — просто трясется от страха. Здесь сложились воедино такие пазлы, как личность ребенка, его темперамент, устойчивость и сила нервной системы, имеющийся у него багаж знаний и прошлый опыт.
Убедитесь, что цель соответствует критериям SMART
SMART — это пять критериев, которым должна соответствовать цель. S (specific) — конкретность, M (measurable) — измеримость, A (attainable) — достижимость, R (relevant) — уместность, T (time-bound) —ограниченность во времени. Прежде чем определять цель в борьбе со страхом, подумайте, достаточно ли она конкретна, понятно ли ребенку, что именно нужно сделать. Подойти к подругам и позвать их в гости — понятно, стать общительной и активной — нет.
Сюда же можно отнести измеримость цели. У вас должно быть четкое понимание, когда цель достигнута. И достижима ли вообще ваша цель?
Важно, чтобы достижение цели было ограничено по времени.При этом не стоит начинать с той, чье выполнение займет больше 1-2 месяцев. Лучше разбить ее на несколько краткосрочных
Пример. Ребенок боится темноты.
Цель: сделать так, чтобы ребенок не боялся темноты.
SMART цель: спать одному всю ночь, не убегая к родителям.
Но к этому не прийти за один день, поэтому имеет смысл разбить выполнение задачи на несколько этапов.
Краткосрочная цель: ребенок остается в постели после того, как родители пожелают спокойной ночи, но они еще периодически к нему заглядывают.
Среднесрочная цель: привыкнуть засыпать самостоятельно.
Долгосрочная цель: засыпать самому и спать одному всю ночь.
Причины возникновения детских страхов
Самая очевидная причина детских страхов – это пережитая ранее травмирующая ситуация. Например, если ребенка укусила собака, есть большая вероятность, что в будущем он будет бояться собак. Если родители запугивают малыша сказочными персонажами, пытаясь добиться собственных целей, ребенок может бояться оставаться в одиночестве или в темноте. Базой для формирования страхов так же служит общая тревожность ближайшего окружения, которая транслирует ребенку огромное количество запретов и установку на неудачу
Мамы и бабушки часто предостерегают детей фразами: «осторожно! Иначе упадешь, поранишься, сломаешь ногу». Из таких фраз ребенок, как правило, воспринимает только вторую часть
Он еще не до конца понимает, от чего его предостерегают, но его наполняет чувство тревоги, которое может перерасти в устойчивые страхи. Чрезмерно эмоциональное обсуждение взрослыми различных происшествий и стихийных бедствий, акцентирование внимания на том, что опасность может подстерегать на каждом шагу также не остается без внимания детей и является плодотворной почвой для страхов.
Есть не столь очевидные причины, которые могут лежать в основе детских страхов:
- Гиперопека
Дети, живущие в современном мегаполисе, часто подвержены чрезмерной опеке со стороны родителей, они постоянно слышат о том, что на каждом углу их ждет опасность. Это делает малышей неуверенными в себе и боязливыми. Кроме того, сама жизнь в большом городе наполнена стрессами и очень интенсивна, что не может не сказываться на детской психике в общем, делая ее более уязвимой. - Недостаток внимания родителей
Из-за чрезмерной загруженности взрослых, их общение с детьми часто сильно ограничено во времени. На замену живому эмоциональному общению приходят компьютерные игры и телевизионные передачи. Поэтому необходимо качественно общаться с ребенком хотя бы несколько часов в неделю, совершать совместные прогулки, играть, обсуждать значимые моменты. - Недостаток физической активности
Отсутствие достаточного количества физической активности так же может стать причиной возникновения страхов. - Агрессия матери по отношению к ребенку
Если мать в семейной системе занимает лидирующую позицию и часто позволяет себе проявлять агрессию по отношению к другим членам семьи, возникновение страхов у ребенка практически неизбежно. Она не воспринимается малышом, как объект, который в любой ситуации защитит и придет на помощь, поэтому страдает базовое чувство безопасности. - Нестабильная атмосфера в семье
Нестабильная эмоциональная ситуация в семье, частые скандалы между членами семьи, отсутствие взаимопонимания и поддержки становятся причиной хронической тревоги, которую испытывает ребенок, находясь в семье. Со временем это может привести к возникновению страхов. - Наличие у ребенка психологических и психических расстройств
Так же причиной страха может быть наличие у ребенка невроза, диагностика и лечение которого входит в компетенцию медицинских работников. Проявлением невроза являются детские страхи, которые не свойственны для возраста, в котором находится ребенок, либо соответствуют его возрасту, но приобретают патологическое проявление.
Выберите один страх для борьбы с ним
Часто тревожные дети боятся многих вещей: учитель будет ругаться, одноклассники засмеют, ответы на вопросы контрольной вылетят из головы. С чего же начать работу? Попробуйте сконцентрироваться на результате, а не только на чувствах ребенка и определить один страх.
Да, хочется, чтобы ребенок не испытывал всех тех неприятных ощущений, которые преследуют его при походе в школу или, к примеру, когда он оказывается в темноте. Но попробуйте абстрагироваться от них и понять, чего лишается ребенок. Что он мог бы получить, если бы не его страх.
Когда ребенку трудно общаться со сверстниками, он постоянно чувствует себя не в своей тарелке и боится насмешек. Начните с того, чтобы пригласить одноклассников в гости. Это понятная цель, которую можно осуществить достаточно скоро, и она поможет в борьбе с остальными страхами.
Все ли в порядке с моим ребенком?
Второй вид родительского страха более сложен – это опасение, что ребенок будет каким-то не таким. В первую очередь, это, конечно, относится к здоровью ребенка, как физическому, так и психическому.
К сожалению, существует множество отклонений, которые по независящим от нас причинам могут наблюдаться у ребенка – это и расстройства аутистического спектра, и умственная отсталость, и расстройства личности, дефекты речи и пр. Мысль о том, что наш ребенок может быть «ненормальным», приводит нас в ужас. Такой страх совершенно понятен.
Как и в первом случае, проявлением такого поведения может стать избыточный контроль, опека. Разумеется, определенная степень такого контроля полезна для того, чтобы выявить особенности развития на ранних этапах. Чем раньше происходит медико-психологическое вмешательство, тем больше вероятность компенсации недостатков психической сферы. Однако избыток контроля может также привести к негативным результатам. Найти оптимальную границу очень непросто, учитывая все особенности как родителей, так и детей: кто-то более тревожен, кто-то более спокоен и т.д. Нам приходится жить с осознанием вероятности кошмарных вещей, и иногда от этих мыслей просто невозможно избавиться. Отчасти этим вопросом занимаются семейные консультанты, помогая отыскать в сознании родителя чувство спокойствия.
Порой мы не понимаем своих детей. Почему им что-то интересно, а что-то нет? Иногда мы не согласны с их увлечениями. А бывает так, что они нас пугают. Детям может нравиться заниматься травмоопасными видами спорта, и большинство родителей ценит это, но было бы странно при этом не чувствовать страх за свое дитя. Такой страх может относиться не только к здоровью ребенка, но и к его будущему. Любящие взрослые, желая сыну или дочери успехов, с тревогой смотрят на его оценки, на непонимание некоторых сложных предметов, на отсутствие тяги к знаниям.
С таким страхом справиться непросто, и часто он приводит к конфликтам в семье. Ребенок в силу своего возраста категорично требует полной свободы, злится; родители опечалены, у них могут включаться разные защитные механизмы, и дистанция только растет. В таких ситуациях сложно не винить себя, не опустить руки. Но мы должны понимать, что дети имеют много своих личностных и возрастных особенностей, не всегда понятных и приятных нам, взрослым. И в наших силах принять эти особенности, сладить с ними и даже направить их развитие в положительное русло. Безусловно, это бывает трудно, особенно с подростками, но именно для этого существуют специалисты-психологи: они могут чуть шире взглянуть на ситуацию, увидеть сущность проблемы и организовать контакт родителей с детьми так, чтобы они пришли к взаимопониманию.
Формы детских страхов
Страхи детей различны по своему содержанию и качеству, что обусловлено возрастными характеристиками ребенка, а так же особенностями его отношений с родителями.
Так, до трех лет дети могут, кроме перечисленной выше триады страхов, бояться только того, что воспринимают непосредственно через органы чувств: каких-либо предметов/объектов, звуков. То есть по большому счету, качественно эти страхи схожи с реакциями высших животных. То есть, они предметны. Ведь странно представить себе кошку, которая станет бояться гипотетического нападения на нее собаки, если той еще нет в зоне видимости /слышимости. Иными словами, есть предмет страха — есть реакция на него.
А вот с трехлетнего возраста, когда у детей начинается активное развитие такой высшей психической функции, как воображение, способность к фантазии, страхи приобретают совершенно иной характер. Так, наиболее частым является страх сказочных персонажей (это может быть волк, Баба- Яга, Кощей Бессмертный). Это вовсе не значит, что родителям стоит избегать чтения детям сказок, поскольку и сказка, населенная «страховыми» персонажами полезна и в доступной форме дает ребенку опыт переживания тех ситуаций, которых следует избегать
Так, тот же волк зачастую является олицетворением всего враждебного, чужого, чего следует избегать или к чему нужно относиться с осторожностью
Страхи, обусловленные становлением и развитием психики, или возрастные страхи, присущие каждому из нас.
Они возникают в определенные периоды, периодически повторяются и, если обстановка в семье благоприятная, со временем бесследно проходят.
Например, в 0-2 мес. новорожденные и младенцы обладают повышенной сензитивностью, боятся резких звуков, резкого перемещения в пространстве.
В 3-6 мес. малыши могут испугаться редко приходящих родственников, их усов, бороды, очков (особенно если кроха их не видел у папы), больших предметов, высоты.
В 7-8 месяцев ребенок сильно тревожится, если мамы нет рядом, отказывается идти на ручки к другим. Если в это время и до 2 лет малыш НЕ переживал острую разлуку с мамой, госпитализацию, болезненное лечение — страх проходит.
Обусловлено тем, что у малыша изначально идет осознание своей неразрывной симбиотической связи с мамой. И оказаться без нее — значит, потерять часть себя, даже погибнуть. Психологическое отделение (сепарация) у ребенка наступает между 1 и 2 годами: он понимает, что мама существует отдельно от него, но она никуда не исчезает. Наступает первый этап взросления, кроха начинает спокойно отпускать маму от себя.
Мамы часто жалуются:
В таких случаях форсировать расставание не рекомендуется, чтобы не усилить беспокойство. Спокойный малыш гораздо быстрее будет готов проводить маму, чем тот, который на этом уже обжегся и получил отрицательные эмоции.
А что делать, если кроха уже боится, а маме нужно периодически отлучаться?
В 2 года многие дети продолжают оставаться чувствительными к громким и неожиданным звукам, к боли, высоте, одиночеству. Они начинают бояться темноты, как спутника одиночества.
Причину новых страхов — темноты и одиночества можно связать с завершающим этапом сепарации. У кого-то этот процесс проходит незаметно (ребенок сам справляется, опираясь на доверие родителям и чувствуя себя безопасно), а у кого-то всплесками (то боится, то нет) и постепенно проходит.
Если нет предыдущего положительного опыта, двухлетка может испугаться животных, даже если перед ним просто дружелюбная собака, отказаться ехать в транспорте. Расширение взаимодействия с окружающим миром на фоне ощущения безопасности помогает таким детям преодолевать испуг и получать новый положительный опыт.
В 3 года у ребенка возникает страх оказаться отверженным, получить наказание в семье (и в садике, если он начал его посещать). Во время пребывания в новой группе может возникнуть страх перед сверстниками, особенно, когда есть сопутствующие проблемы (невнятная речь, гиперактивность, физический недостаток и др.). В такой период на фоне усиления этих страхов могут вылезти сопутствующие проблемы (заикание, энурез, тики).
С 3 до 5 лет многие дети боятся Бабу Ягу, Кощея, воображаемых чудовищ. Они продолжают бояться боли, неожиданных звуков, воды, транспорта, одиночества, темноты и замкнутого пространства, особенно если в семье напряженная обстановка и дети не могут психологически чувствовать себя в безопасности.
В 6 лет иногда появляется страх смерти как своей, так и родителей.
В 7-8 лет прежние страхи постепенно рассеиваются, но появляются новые, обусловленные школьным социумом: боязнь опоздать, оказаться изгоем в классе, получить плохую оценку или выговор от учителя и родителей, подвергнуться насмешкам от одноклассников.
В подростковом возрасте (10-12, 12-16 лет) страхи чаще связаны с идентификацией себя как личности, оценкой своей привлекательности, значимости в глазах сверстников, своих возможностей проявить себя в каком-то деле.
В этом периоде родители хотя и отходят на второй план, но подросток продолжает остро нуждаться в их поддержке, даже если не признается в этом. Если нет понимания в семье — страхи усиливаются (вспомним значимость чувства безопасности).
Подросток ощущает себя никчемным, бессильным или невостребованным — так возрастает личностная тревога, приводящая либо к отгораживанию себя от мира, либо к девиантному (отклоняющемуся от нормы) поведению, цель которой чаще всего — доказать себе, а потом и остальным, что ты крут, ничего и никого не боишься. Все это — защитный механизм, позволяющий ощутить свою мнимую безопасность.
Виды детских страхов
Принято выделять три вида страхов:
- Навязчивые страхи
Эти страхи ребенок испытывает при определенных обстоятельствах, которые могут вызвать у него панику. Например, страх высоты, открытых пространств, мест скопления большого количества людей и т.д. - Бредовые страхи
Наличие таких страхов указывает на серьезные проблемы в психике ребенка. Их причину найти невозможно и объяснить логически невозможно. Например, ребенок боится играть с конкретной игрушкой, одевать определенную одежду, открывать зонтик и т.д. Но, если вы обнаружили такой страх у своего малыша, не стоит сразу паниковать, надо попытаться выяснить причину, возможно он не хочет играть с определенной игрушкой в силу объективных причин. Например, он мог сильно удариться или больно упасть, когда играл раньше с этой игрушкой. - Сверхценные страхи
Эти страхи являются продукцией фантазии ребенка, именно они встречаются в 90% случаев при работе с детьми. Сначала такие страхи соотносятся с определенной жизненной ситуацией, но потом они настолько завладевают мыслями ребенка, что ни о чем другом он не может думать. Например, страх темноты, которая в детском воображении «кишит страшными чудовищами».
Как помочь ребенку победить страх
Ребенок от трех лет и старше поделился с вами своими страхами. Что делать, чтобы ему помочь?
1. Показать, что вы сами не боитесь монстров (пожара, собак, машин и так далее).
Неважно, три года ребенку или 15 лет. Он ориентирован на то, что чувствуют родители
Малыши даже копируют их мимику, дыхание, эмоциональное состояние.
Поэтому если ребенок чего-то боится, первое, что должны сделать мы — это показать ему, что мы в отношении этой проблемы совершенно спокойны. Например, наш дом не сгорит, потому что мы правильно используем электроприборы, знаем правила безопасности и вообще это случается очень редко. И монстр из-под кровати не выпрыгнет — я точно это знаю.
2. Не обесценивать чувства ребенка.
Для чего детям страшилки о черных занавесках и красных пятнах
Ребенка ни в коем случае не надо стыдить, ругать или смеяться над ним («такой большой, а боишься»). Выразите понимание и поддержку.
Ни в коем случае не говорите ребенку: «Не думай об этом, не смотри на это, не говори про это». Так мы лишаем человека поддержки. Вспомните себя — если вы чего-то сильно испугались, то вы хотите кому-то об этом рассказать. И пока говорите, эмоциональный накал спадает, становится легче.
Детям в этом смысле сложнее. Они редко рассказывают о своих страхах. Поэтому родители порой долго не знают о проблемах в жизни ребенка.
3. Рассказать, что страх нормален и он обязательно пройдет.
Можно сказать: «Ты боишься, это нормально, со мной было то же самое, когда я была маленькой. Все пройдет, вот увидишь».
Если ребенку пять и он боится монстра из темноты, вы можете сказать, что в этом возрасте очень многие дети его боятся. Потом они подрастают и спокойно спят, потому что им больше не страшно. Пока ребенок маленький, мы занимаемся «маминым гипнозом», внушаем ребенку отсутствие страха.
Подростку мы говорим иначе: «Да, я вижу, что ты боишься экзаменов. Любой бы на твоем месте чувствовал себя так же, все боятся экзаменов. Но страх помогает тебе лучше подготовиться. Ты все выучишь и сдашь хорошо, вот увидишь».
4
Не акцентируем внимание на страхах
Страхи приходят и уходят. Это же эмоции, а они подвижны
Поэтому важно не укоренять их. Например, если ребенок сегодня боится один войти в темную комнату, не надо ему завтра говорить: «Включи свет, ты же боишься»
А он уже перестал бояться или забыл, что боится. Лучше напомните ему о том, где он проявил смелость.
5. Бороться со страхом на его территории — в фантазии.
Если ребенок поделился с вами страхами и попросил помощи, помните — с ними надо бороться на их территории, в воображении.
Если сказать, что под кроватью монстра нет, это не поможет. В фантазии ребенка он живет. Поэтому лучше взять швабру, запустить ее под кровать и сказать: «Монстр, ну-ка, уходи! Не мешай моему Коле спать!» Это может помочь.
Помните: то, что смешно, уже не страшно. Многие папы — отличные психотерапевты, которые запросто могут Бабу Ягу или Бабайку представить в ином свете — придумать и рассказать смешную сказку. Или нарисовать страх, а потом переделать рисунок так, чтобы он стал смешным.
Можно поиграть в игру, которая нейтрализует страх
Но действовать стоит осторожно. Одному ребенку это поможет, а другого напугает еще больше
Поэтому если вы не уверены в себе, лучше заручиться поддержкой психолога, который поможет сделать все правильно.
Например, ребенок боится пожара. Можно поиграть в пожарных, которые спасают всех жителей дома, а потом те строят новый — лучше прежнего. В магазине можно купить наборы с фигурками пожарных, лестницами, машиной. Во время игры вы можете еще раз поговорить о том, что вы не боитесь пожара. А то, что ребенку страшно — это нормально и обязательно пройдет. Так ребенок увидит, что есть люди, которые в силах защитить его и родителей от этой беды.
В 99% случаев, чтобы скорректировать страхи, не потребуется медикаментозная терапия. Нужно будет время для созревания психических функций, либо семейное консультирование и коррекция воспитания, либо поведенческие приемы, которые позволят ребенку сделать проблему не страшной, а смешной, или почувствовать себя в безопасности.
Фото: Adrian Sommeling
Дентофобия – страх или болезнь?
Легкая тревога перед стоматологом – совершенно нормальное явление. Вряд ли найдется человек, которому лечение зубов кажется чем-то приятным, и перед лечением зубов нервничают почти все. Но у некоторых легкая нервозность перерастает в настоящий панический страх
Можно выделить несколько форм боязни врачей:
- Легкий страх. Пациент спокойно переносит сидение в стоматологическом кресле, но недолюбливает неприятные ощущения и опасается серьезных или незнакомых процедур, например, имплантации. Обычно такие люди спокойно идут к врачу и не нуждаются в дополнительном успокоении
- Сильный страх. Пациент боится стоматолога, часто подолгу откладывает визит, но потом все-таки отправляется на лечение и переносит его достаточно спокойно
- Дентофобия. Пациент испытывает страх в кресле, может впасть в истерику или потерять сознание в кабинете стоматолога. Они подолгу говорят: «Боюсь идти к стоматологу», но при сильной боли все-таки способны пересилить свой страх
- Тяжелая дентофобия. Одно упоминание стоматолога вызывает у человека приступ паники, учащенное сердцебиение, обмороки. Такие люди терпят сильнейшие зубные боли и даже полное разрушение зубов, но уговорить их пойти к врачу совершенно невозможно
ВАЖНО: Если первые два пункта еще можно отнести к обычному страху, то последние – это уже заболевание, которое нужно лечить у профильных врачей