Финансовая грамотность для детей: как научить ребёнка обращаться с деньгами

Опыт

Анна Яренкова, мама двоих детей 12 и 17 лет:

Финансовую грамотность я воспитывала в своих детях с детства. Мы учились вместе копить и тратить

Планировать, отказываться от ненужного и радоваться покупке самого важного и желанного. Я постепенно перекладывала на детей ответственность за собственные деньги

Они отправлялись работать и давали семье в долг. Мы копили на что-то вместе и по отдельности. Все это дало замечательные результаты. Сейчас дети могут самостоятельно накопить себе на путешествие, не говоря о том, что большую часть любимых кроссовок и вещей они тоже покупают сами. Сейчас дети относятся к деньгам по-деловому. Знают, как ими пользоваться, и понимают, что их нужно зарабатывать и не тратить впустую.

Виктория Досаева, мама пятерых детей, бизнесвумен:

Мое воспитание финансовой грамотности включало в себя несколько очень важных аспектов. Мой отец всегда, когда приходил с работы, рассказывал, что происходило, с какими проблемами он столкнулся, и спрашивал моего совета — как бы я вышла из ситуации? Я старалась придумать решение. Потом папа приходил и рассказывал, как все разрешилось, обсуждал со мной всю ситуацию. Так с 11-12 лет меня погружали во взрослые дела. С самого раннего детства я играла в «Монополию», оттуда пошла моя любовь к деньгам. Мне давали карманные деньги, но их было немного, только на самое необходимое, и я решила зарабатывать сама. Уже подростком я хорошо понимала в обмене. Никогда не давала ничего за просто так. Списывать или помочь сделать домашнее задание — только в обмен на что-то. Зарабатывать рвалась в раннего возраста. Писала сочинения, делала домашки, занималась, скупала учебники и продавала их младшему классу. В 12 лет начала печь шарлотки и продавать их, а в 14 писала большие работы за деньги. Сейчас с детьми использую похожие методы и еще свой личный подход. Мои дети активно участвуют в наших бизнесах. помогают, ходят к нам на работу. Недавно дочка спросила, зачем нам несколько бизнесов, я ей рассказала про диверсификацию, она в свои 8 лет все понимает и хочет участвовать. Она и сама уже хорошо разбирается в купле-продаже. Всем интересуется, придумывает как подзаработать. У нее есть просто гениальные идеи. Я не стараюсь это жестко контролировать. Никакой гиперопеки над детьми. Хотя у них есть жесткие рамки, дисциплина и меры пресечения. Их не много, стараюсь не принуждать и не ломать детей. Я сама занимаюсь благотворительностью, но есть люди, которые не хотят этого, детей ни к чему не принуждаю. Все добровольно и открыто. Не стараюсь делать для них идеальную жизнь, отгораживать от всего, позволяю совершать свои ошибки, как эмоциональные, так и финансовые.

Формировали ли в вас финансовую грамотность и как? Пишите в комментариях.

Автор этой статьи будет благодарен вам, если вы поставите лайк нашей группе в Facebook.

Полезные экономические игры, занятия

Единственно верный способ научить малышей деньгам это игра. Финансовые игры можно найти в магазинах, в интернете. А разнообразие экономических компьютерных игр позволит подобрать полезное занятие для любого возраста.

Рекомендуем настольные игры

Монополия, известна старшему поколению. Сегодня имеет массу видов. Неизменна цель — стать богатым землевладельцем. Здесь и налоги и штрафы, арендная плата и прочие прелести реальной жизни.
7 чудес. Покупайте, продавайте ресурсы и стройте чудо-света.
А еще: Артифициум, Колонизаторы, Джайпур

Компьютерные игры

Игра Wild West (Дикий Запад) подойдет даже дошкольникам. Чтобы получить пользу от игры, маме придется сначала самостоятельно разобраться. Вы удивитесь насколько глубоко и подробно игра может научить планированию.
Аналогичная – Big Farm .
Виртономика. Игра подойдет подросткам. Здесь создаются виртуальные компании с детальной проработкой всех бизнес-процессов.
Rising Cities — градостроительная стратегия. Тоже затрагивает финансовые вопросы. Требует детального планирования бюджета.

Игры для ребенка 5-10 лет

Вырезаем две картинки

Эта простая игра покажет ребенку, что есть определенное количество ресурса и надо решать, на что его потратить.

На одном листе бумаге нужно нарисовать с разных сторон разные рисунки. Например, на одной стороне яблоко, на другой груша. Предлагаете ребенку вырезать и то и другое. Вероятно, у него это не получится. Объясняем ребенку, что иногда надо решать, на что именно мы хотим потратить свой лист бумаги.

Отложенная покупка

Самое главное в этом возрасте — это научить ребенка откладывать свои небольшие сиюминутные желания ради одного большого. Таким образом мы расширяем его видимый горизонт событий.

Этот навык стоит тренировать. Не стоит давать ребенку тут же то, что он хочет. Нужно заставить его немного ждать или отказываться от чего-то, чтобы потом получить более крупный подарок.

Профессии

В этой игре ребенок должен усвоить, какие есть профессии и что за работу людям платят. У каждой профессии есть свои задания, за которые можно получить игрушечные деньги. Врач лечит кукле ногу, пожарный — тушит пожар, строитель строит дом из кубиков, полиция ловит нарушителя и так далее.

Соединяем игру в «Профессии» и игру в «Магазин» и получаем полную последовательность оборота денег.

Меняем деньги

В этом возрасте уже можно давать основы математики. Показывать, что 10 рублей — это 2 монетки по 5. Или 5 монеток по 2 рубля. Или 10 по 1 рублю. Начать лучше с десяти рублей. Потому что к этому возрасту ребенок легко считает до 10, и у него не будет проблем с пониманием.

Банк

Предлагаем ребенку создать свой банк. Придумываем заранее, на что будем копить, наклеиваем на копилку картинку желаемого. Складываем туда всю мелочь из карманов или которую нашли дома. Когда накопится нужная сумма, вместе с ребенком идем за покупкой. Также рассказываем ребенку принцип работы банка. За то, что он хранил у себя деньги и работал банкиром, ему полагается 5 % от накопленной суммы. Ее он может потратить на себя.

Самостоятельная покупка

Когда становится ясно, что ребенок уже понимает принцип работы магазина, то следует ему давать совершать небольшие самостоятельные покупки. Чем старше ребенок, тем больше список покупок ему можно давать. 3-5 простых позиций и определенная сумма. Желательно, чтобы сумма предполагала наличие сдачи, не стоит давать деньги тютелька в тютельку.

Карманные деньги

Вопрос карманных денег достаточно сложный. Бизнесмены и психологи постоянно спорят, каким именно образом ребенок должен их получать.

  • Платим ребенку за оказание какой-либо услуги или как поощрение за достижение успеха. Помыл полы, посуду, убрал в комнате, выучил уроки, принес хорошую оценку. Условия получения денег могут быть самые разные. Но в какой-то момент становится понятно: ребенок делает что-то по дому только за деньги. Поэтому этот способ может сыграть с нами злую шутку.
  • Второй способ — это дарить ребенку деньги на праздники. Но лучше дарить небольшие суммы и все-таки оставлять хотя бы небольшой подарок, а то есть риск столкнуться с тем, что праздник станет восприниматься как повод заработать деньги, а не повеселиться и провести время с семьей.
  • Третий способ — самый безобидный для детской психики. Выдавать деньги просто так. Небольшую фиксированную сумму раз в неделю или каждый день. Пусть это будет 1-2-5 рублей. Не стоит волноваться, что этот способ покажет ребенку, будто деньги достаются легко. В этом возрасте главное — не чтобы ребенок заработал деньги, а чтобы просто научился ими управлять. Копить, считать, обменивать на товары.

Школьники: учимся планировать расходы

В начальной школе от 6 до 12 лет дети в ходе обучения планируют различные проекты по получению информации извне: посещение музея, выставки, эксперта. Дети учатся и формулировать запрос на информацию, и выбирать адекватный способ для её получения, и планировать такой выход, и воплощать задуманное в жизнь. Если нужно, они узнают о том, как добраться до места, что для этого нужно, сколько потребуется денег на проезд и билеты, какие другие расходы предстоят. Здесь финансовая грамотность школьников развивается в контексте решения более сложных жизненных задач.

Если ребёнок до 12 лет может совершать какие-то регулярные покупки и траты, это будет хорошей практикой. Правда, вариантов открывается не так уж много, если учесть, что в развитых странах обычно законодательно или негласно не принято детям этого возраста перемещаться вне дома без присмотра взрослых.

Повышение финансовой грамотности в начальной школе

С первого класса ребенок может совершать самостоятельные покупки. Вначале сумма, выданная родителями, должна быть точно равна цене товара – так ребенок научится тратить деньги только на необходимое. Впоследствии сумму можно увеличивать, приучая пересчитывать сдачу и не тратить ее, если нет насущных нужд.

В это время хорошо приучить ребенка вести дневник «доходов-расходов». В котором он должен будет после похода в магазин отражать сколько денег Вы ему дали, сколько он потратил, сколько осталось. Введите поощрение в случае, если ребенок правильно заполнил дневник. Так вы привьете ребенку важные и ценные качества для дальнейшего его финансового процветания:

  • научите ценить и управлять деньгами;
  • повысите уровень его ответственности и аккуратности;
  • потренируете навыки вычисления.

Помните, что для школьников с первого класса важно предоставлять карманные деньги. Сумма может быть небольшая, но в этот период важно объяснить основы процесса накопления

Например: «Если в течение недели ты не будешь покупать сладости, то в выходные сможешь приобрести пластилин». Однако не забывайте, что карманные деньги должны даваться за что-то. Если Вы будете просто так давать деньги ребенку, то Вы сослужите для него плохую службу, так как понимания ценности денег не будет получено. У ребенка должно сформироваться понимание что получение финансов связанно с приложением труда.

Дети в этом возрасте очень любят играть. Попробуйте поиграть в игры, позволяющие овладеть финансовыми навыками. Это могут быть такие игры, как:

размен монеток;

«Магазин» с настоящими деньгами, с подсчетом сдачи;

«Профессии» с выплатой «зарплаты».

Какие проводятся мероприятия в школах?

В рамках недавно созданной программы повышения финансовой грамотности населения многие школы решили самостоятельно проводить мероприятия в этот день. На самом деле, это замечательное решение, ведь не всегда бывает достаточно знаний, которые прививают дома. День финансовой грамотности в школе должен организовываться с учетом возрастной категории учащихся

Конечно же, это важно, ведь понимание финансовой сферы у первоклассника и выпускника школы, который уже почти выходит во взрослую жизнь, абсолютно разное

Проведение дня финансовой грамотности в школе – это очень ответственное занятие. По большей части, в этот день проходят открытые уроки, но это далеко не все форматы, в которых можно организовать такое мероприятие.

Источники

  • https://finans-bablo.ru/osnovy-finansovoj-gramotnosti.html
  • https://invlab.ru/financy/finansovaya-gramotnost-dlya-detey/
  • https://rosuchebnik.ru/material/uroki-finansovoy-gramotnosti/
  • https://tren-kot.ru/stati-po-detskoy-psihologii/osnovy-finansovoy-gramotnosti-dlya-detey/
  • https://www.rastut-goda.ru/junior-student/5738-uroki-o-dengah-dlja-mladshih-shkolnikov.html
  • https://investolymp.ru/finansovaya-gramotnost-dlya-shkolnikov.html
  • https://4brain.ru/finance/
  • https://FB.ru/article/240878/den-finansovyiy-gramotnosti-kogda-gde-i-kak-on-provoditsya

Любопытство

Если мы обычно платим без наличных, наш ребенок может плохо знать купюры. Мы даем карманные деньги в виде монет и используем их для небольших платежей в торговых автоматах, паркоматах или при покупке билетов на общественный транспорт. Ежедневно оплачиваем крупные покупки картой или по телефону и редко используем банкноты.

Если у нашего ребенка запланированы большие расходы, но у него все еще нет денег, вы не должны сразу добавлять недостающую часть, а продолжать регулярно переводить согласованную сумму. Это учит настойчивости и терпению.

Ребенку стоит усвоить простое правило, согласно которому даже небольшой бюджет должен эффективно управляться. Разумное управление бюджетом и последовательная экономия даже небольших сумм позволят вашему ребенку достичь больших целей.

Младший школьный возраст (7–11 лет)

Обучение детей финансовой грамотности на этом этапе помогает в общении со взрослыми и одноклассниками. К начальной школе ребёнок должен уметь делать покупки и понимать, что такое размен и сдача или как работает оплата карточкой

Это важно, как минимум, для покупки обедов в столовой. Подарите ему копилку, чтобы он складывал туда денежные подарки

Дайте понять, что у каждой вещи есть цена

В младших классах познакомьте ребёнка с покупками в крупных магазинах и смыслом чека. Попросите его самого расплатится на кассе. Постарайтесь не потакать минутным желаниям ребёнка на шопинге. Расскажите, что у вещей есть своя цена и почему каждая из них стоит по-разному. Затем составьте список желаемого и определите что нужно сделать, чтобы купить это.

Например: «Если выступишь на олимпиаде по математике, то мы сможем купить тебе эту вещь». Главное, не поощрять ребёнка за то, что он хорошо учится или убирается в комнате. Так, он может начать шантажировать. Поощряйте только сверхусилия – то, что не входит в его обязанности.

Читайте книги по финансовой грамотности для детей

Организуйте совместное полезное чтение. Например, у Сергея Федина есть книга «Финансовая грамотность» в двух частях. Это учебник с вопросами и задачами как о семейном бюджете, так и об истории экономических процессов. Другой вариант – «Пёс по имени MoneY» от Бодо Шефер. Главный герой – лабрадор, который учит девочку Киру разбираться в деньгах. Можно прочитать Игоря Липсица – «Удивительные приключения в стране Экономика».

Скачайте приложения по финансовой грамотности для детей

При поддержке Министерства финансов РФ разработана игра «Финзнайка» для детей 1–4 классов. Там можно решать тесты, квесты, кроссворды и загадки на тему бюджета, банков, валюты и бизнеса. Плюс приложения в том, что родители могут зарегистрироваться как наставники и создавать свои задания.

Ещё можно пройти уроки по финансовой грамотности в «Умназии». Это онлайн-платформа, где есть целый интерактивный курс по финансовой грамотности для младших и средних школьников. В программе курса 5 ступеней, а задания сделаны в игровой форме. Они улучшат навыки обращения с деньгами, разовьют самостоятельность ребёнка, повысят интерес к учёбе, познакомят с банковскими продуктами и главными законами денег.

Поиграйте в «Монополию»

Легендарная настольная игра «Монополия» (она же «Менеджер», «Бизнесмен» или «Империя») – это отличный вариант обучения бюджету и планированию. «Монополия» развивает экономические мышление, целеустремлённость и внимательность.

Как ребенок может самостоятельно заработать свои деньги?

Есть два способа.

  1. Первый – это на выходные или каникулы найти временный заработок вне дома. Это может быть выгул соседских собак, работа няней, разносчиком газет, мойщиком машин или другие. Очень  интересные советы о том, как школьник может заработать, и о других важных понятиях, рассказано в книге “Мани, или азбука денег”. Такая азбука финансовой грамотности, непременно, поможет ребенку сориентироваться в мире денежных операций.
  2. Второй способ – это заработок дома. Заведите листок А4 с именем ребенка. И за каждое полезное, самостоятельное, на ваш взгляд, действие вознаграждайте малыша маленькой наклейкой. Например, проснулся и застелил постель, выучил уроки, помог маме помыть посуду и т.д. Одна наклейка равна одному рублю. В конце месяца подсчитайте количество наклеек и обменяйте их на деньги, которые с вашей помощью ребенок будет тратить или копить. Только следите за тем, чтобы такое обучение финансовой грамотности не привело ребенка к мыслям о том, что нет никакого смысла совершать полезных и добрых поступков бесплатно.

Ожидаемые результаты

Естественно, для получения полной картины результатов должен пройти не один год работы с новой программой. Однако уже сейчас ясно, что добиться поставленной цели (то есть, ликвидации финансовой безграмотности среди населения) можно только в том случае, если вместе со школьниками курс финансовой грамотности будут проходить и родители. Хотя бы только потому, что некоторые темы в учебнике незнакомы даже взрослым и изучение школьной программы финансовой грамотности позволит родителям восполнить пробелы в своих знаниях.

Специалисты также отмечают, что родительская помощь неоценима в решении таких вопросов: как потратить карманные деньги, как скопить на желанный подарок, где приобрести качественную и недорогую вещь, как получить денежное вознаграждение за знания (но не за отметки в дневнике) или поощрение за инициативу в помощи по разным делам. Кроме того, совместное образование учителей, школьников и родителей поможет существенно уменьшить напряжение в потребительской сфере.

Игры для детей до 5 лет

«Познакомьтесь, деньги»

Для начала ребенка можно с деньгами просто познакомить. В магазине приколов можно найти купюры любого номинала и познакомить ребенка с названиями. Дать пощупать монетки, понять, чем они отличаются и как выглядят. Так ребенок поймет, что такое деньги и какие они бывают.

Обязательно все делать с картинками и примерами, наглядно, потому что в этом возрасте дети мыслят образно. Просто объяснения не помогут.

Магазин

Одна из любимых игр для детей. В этой игре можно уже наглядно продемонстрировать весь путь приобретения товара. Пришел в магазин — взял то, что тебе надо — пошел на кассу — заплатил — получил сдачу. Деньгами может стать все, что угодно. Палочки, листочки, пуговки. В этой игре важна схема и порядок действий.

Меняемся

Прежде чем говорить ребенку, что он должен со всеми делиться и отдавать свои игрушки, решите, хотите ли вы, чтобы он и во взрослом возрасте бесплатно отдавал то, чем владеет — свои умения, навыки и вещи. Если нет, то лучше научить ребенка меняться. Так вы избежите детских обид и научите ребенка с чем-то расставаться, чтобы что-то получить, и наоборот.

Много практики

Водите ребенка с собой в магазин. В этом возрасте он всему учится наглядно. Чем чаще он будет видеть, при каких обстоятельствах вы отдаете деньги (парковка машины, покупка продуктов, одежды, игрушек, оплата в кафе и прочее), тем больше он будет понимать, какое место в жизни занимают деньги и зачем они нужны.

Регулярность и соблюдение договора

Стоит сделать своеобразный ритуал из карманных денег. Согласуйте с ребенком день недели и его время. Благодаря уверенности в постоянном доходе молодой человек сможет спланировать, на что он хочет потратить определенную сумму. На следующей неделе мы сможем вместе подвести итоги.

Подсчитаем накопленные средства и поговорим с ребенком, удалось ли ему осуществить задуманное. Если целью было собрать определенную сумму, то можем затем подсчитать, сколько еще не хватает и сколько времени еще нужно, чтобы собрать всю сумму.

Это идеальный момент, чтобы поговорить с вашим ребенком, объяснить ему, откуда берутся деньги дома, и дать ему понятие экономии, если планируем потратить большую сумму.

Нам нужно донести до ребенка, что деньги, которые получаем, – это оплата нашей работы, а банкомат ее не выдает. Также давайте объясним крохе, что такое монеты и банкноты и как работает платежная карта.

Время от времени вы можете давать своему ребенку бонус за то, что он делает что-либо, выходящее за существующие рамки его повседневных обязанностей. Пусть он еще «подрабатывает», например, он может получить деньги от продажи игрушки, в которую он больше не играет, или книг, лежащих на полках. Это дополнительный мотиватор избавиться от ненужных вещей.

Вы никогда не должны платить за повседневные обязанности. Ребенок быстро привыкнет и вскоре не захочет убирать или вывозить мусор бесплатно. Карманные деньги не обязаны быть мотивацией к учебе, поэтому не платим за хорошие оценки и не берем карманные деньги из-за отсутствия прогресса в учебе.

Когда начинать финансовое воспитание детей?

Формирование финансовой грамотности у детей стоит начать примерно со школы. Дети в 4-5 лет не понимают, что значит «дорого». Часто они не просят, а требуют купить им что-либо. Не стоит за это ругать малыша, он ещё просто не понимает цену деньгам.

Если вы позволяете вашему ребёнку поступать по-своему, то он может начать в будущем манипулировать людьми. Это часто происходят в семьях, где родители так заняты, что откупаются от сына или дочери дорогими вещами. Помните, нет ничего ценнее родительского внимания. Такие дети часто с помощью истерик и слёз добиваются своего. И тут возникает дилемма: с одной стороны, ребёнок, который требует подтвердить вашу любовь к нему, с другой – большой урон по кошельку. И если мама не купит дочери новую игрушку, она чувствует вину перед ней.

Отсюда напрашивается вывод, что иногда нужно твердо отказывать ребёнку. Но при этом нужно спокойно объяснить, почему сейчас вы не купите сыну новую машинку. И никогда не говорите малышу, что у вас нет денег или что вы не будете тратить их на ерунду. Лучше просто уйти из магазина, как только начались слёзы.

Книги

Как отмечает большинство опрошенных финансовых консультантов, самый простой и привычный способ обучения — это книги. Независимый финансовый советник, доцент Финансового университета Саида Сулейманова считает, что начинать обучать ребенка при помощи литературы можно примерно с пяти лет. Однако это, конечно же, совместная работа родителя и ребенка.В 2013 году вышла книга директора Института финансового планирования (ИФП) Евгении Блискавки «Дети и деньги». Автором идеи этого издания выступил банк «Хоум Кредит». Книга рассчитана на детей и подростков от 6 до 18 лет. Из нее, например, можно узнать, почему родители не всегда покупают все, что хочется ребенку, или как считать деньги и проверять российские купюры на подлинность.

Специально для школьников младшего возраста директор программы Masters in Finance РЭШ Алексей Горяев и директор проекта «Финансовая грамотность» Валерий Чумаченко выпустили книгу «Финансовая грамота для школьников». В ней поднимаются базовые вопросы: как заработать, как потратить и как во всем этом могут помочь финансовые инструменты. А для старшеклассников была выпущена книга тех же авторов — «Основы финансовой грамотности». В издании представлена не только теория, но и конкретные задачи по управлению личными финансами, которую школьникам предлагается решить.Из новинок эксперты выделяют обучающие материалы для детей «Как накопить на велосипед и стать миллионером», разработанные платежной системой VISA. Кроме того, совместно с РЭШ компания VISA выпустила программу для школьных уроков по основам финансовой грамотности «Личные финансы». Эти материалы были представлены в рамках Недели финансовой грамотности, которая проходила в апреле 2017 года. «Тематика изданий довольно широкая, — рассказывает профессор, директор программы Masters in Finance РЭШ Алексей Горяев. — Там обсуждаются принципы принятия финансовых решений, права потребителей, маркетинговые ходы, на которые идут магазины для увеличения продаж, и т.д.».Заместитель директора Института финансового планирования Сергей Макаров также рекомендует книги автора Эдуарда Матвеева «Дима и совенок» и «Лесная биржа». А среди зарубежных авторов эксперт отмечает книгу Бодо Шефера «Money, или Азбука денег».

Учимся принимать решения

Мальчик нескольких лет, у которого есть карманные деньги, запоминает числа, учится считать, узнает цены в магазинах и может определять, что дешевле, а что дороже. Благодаря этому он сможет определить, выгодна ли ему данная покупка.

Родителям стоит поощрять разумное выделение карманных денег:

  • часть суммы будет направлена на текущие расходы;
  • другая часть предназначена для сбережений для финансирования более крупной покупки.

Отныне можете устанавливать правила, например, делая покупки, ребенок сам платит за любимое угощение. Быстро может оказаться, что его покупка совсем не нужна, а сэкономленные подобным образом средства будут использованы с большей пользой.

Мы можем договориться о том, что ребенок будет собирать на определенную игрушку, или может внести свой вклад в более дорогой подарок, приобретенный родителями. Фактически, можем порадоваться, когда ему удается собрать заранее определенную сумму. Благодаря этому он научится принимать решения и управлять своими деньгами. Он может потратить их или сэкономить больше для чего-то более ценного для него.

Ходите по магазинам с ребенком. Пусть он действительно платит сам, а когда у него нет с собой сбережений, мы можем занять деньги, но всегда добиваемся выплаты долга. Когда заказываем ему желаемую игрушку через Интернет, воспользуйтесь вариантом оплаты при доставке. Это позволяет молодому человеку понять, что свою покупку он получит после оплаты.

Как говорить о деньгах с детьми?

Финансовой грамотности необходимо обучать с ранних лет. Все вышеперечисленные принципы будут понятны старшим школьникам. А вот разговоры о деньгах с малышами часто вызывают трудности. Назовем несколько способов обучения финансовой грамотности детей.Как превратить своего ребенка в финансового гения Следуйте советам финансового эксперта Бет Коблайнер, и она поможет вам на пальцах объяснить ребенку, что такое инфляция и игра на бирже. Пусть те несложные правила, которым вы научите ребенка сегодня, станут для него опорой во взрослой, независимой жизни! Купить

Планируйте семейный бюджет с детьми

Разговоры о бюджете с ребенком стоит заводить с 4-х лет. Расскажите ему о том, что деньги достаются с трудом. Покажите, что бюджет семьи ограничен, поэтому вы и не можете купить весь магазин игрушек. На примере конфет или ягод можно показать, на что идут ваши деньги: эта ягода — на оплату света, эта — на детский сад. Так абстрактные понятия станут для ребенка конкретными. Напоминайте малышу о том, что вы вместе распределили бюджет на месяц, когда он попросит купить что-то, выходящее за рамки возможностей.

Выделяйте ребенку карманные деньги

Уже с пяти лет ребенку можно давать небольшие суммы еженедельно. Расскажите ему о возможности копить на большие покупки. Научите выбирать между аналогичными товарами более дешевый, чтобы сэкономить.Помните о том, что карманные деньги ребенка нельзя забирать. Заведите копилку или кошелек, брать которые может только он. Вы можете попросить у ребенка в долг, объяснив, что это значит, и назвав день, когда вернете деньги. Так малыш поймет, что у денег есть хозяин и распоряжаться ими может лишь он.

Играйте в «финансовые» игры

В магазине поиграйте с ребенком в поиск наиболее выгодных товаров. Или предложите детям найти несколько товаров на определенную сумму. Например, что можно купить на 100 рублей? Настольная игра «Монополия» прекрасно демонстрирует функции и возможности денег.

Заработок и самостоятельность

Более серьезная стадия в обучении детей финансовой грамотности — это получение ими настоящей зарплаты, собственных денег.

В основном работу начинают искать подростки с 13-14 лет, так как появляется сильное стремление к самостоятельности, а уже в 14 появляется больше возможностей приобрести частичную финансовую независимость с помощью трудоустройства.

На этапе заработка обучение со стороны родителей чаще всего уступает самообразованию, также помочь могут специальные курсы для подростков – так учиться интереснее, проще и можно избежать многих ошибок.

Это важный шаг в жизни каждого человека, и с помощью работы можно научиться многим вещам.

С того момента, как подросток начинает зарабатывать сам, он на практике видит то, о чем ему рассказывали в детстве:

  • Деньги зарабатывают трудом, и любой труд имеет ценность.
  • Это – ограниченный ресурс, который нужно пополнять.
  • Открывается значимость времени, потому что могут гореть дедлайны, если устраиваешься на фриланс, или время буквально становится деньгами, если ты работаешь посменно, и платят за час работы. В большинстве случаев заработать на «собственной» работе можно намного больше, чем дают родители.

Работающий подросток получает не так уж и мало для него денег, и их официально можно тратить на все что угодно.

Что происходит в такой ситуации, зависит от уровня уже приобретенной детьми финансовой грамотности.

Для родителей в этот момент главное — не отрекаться от помощи детям под предлогом того, что раз они получают свою зарплату, они взрослые и могут все делать сами.

Учиться управлять финансами можно всю жизнь, и двенадцатилетний ребенок в теории может лучше обращаться с деньгами, чем человек в 20 лет. Родителям стоит всё так же обсуждать, поддерживать школьника, ценить его труд и хвалить за самостоятельность.

Финансовая грамотность для дошкольников: начинаем считать

Старшие дошкольники занимаются в классе Монтессори со множеством материалов, подготавливающих и развивающих навыки счёта и арифметики. Одни из них предельно абстрактны, как кубики розовой башни или параллелепипеды коричневой лестницы, и помогают понять суть десятичной системы счисления, соотношения линейных размеров и объёма, веса и т. д. Другие могут знакомить детей с числами в реальной жизни: дети измеряют свой рост, размеры предметов, узнают примечательные факты, связанные с числами, и знакомятся с номиналами денежных единиц страны.

Работа с золотым материалом позволяет ощутить на кончиках пальцев, как единицы складываются в десятки, десятки – в сотни, сотни – в тысячи. С помощью золотого материала дети складывают и вычитают в пределах десятков тысяч. Для этого они постоянно преобразовывают единицы более крупного порядка в более мелкие и наоборот, что делает для них очевидными не только сложение и вычитание, но и частный случай этих операций, с которым мы сталкиваемся в повседневной жизни, когда размениваем деньги, совершая покупки.

Сам процесс рутинных закупок для ситуации класса не типичен, зато представляет естественную часть жизни семьи, поэтому ребёнка можно и нужно к ней привлекать. Родители вполне могут советоваться с малышом, позволять ему сделать выбор из приемлемых вариантов. В зависимости от возраста и степени владения арифметикой, вы ставите перед ребёнком задачи посильной сложности.

Поначалу объясняете ему, например, что он может выбрать что-нибудь одно из разрешённых сладостей, потому что нужно потратить запланированное количество денег. Позже предлагаете купить себе что-то в пределах некоторой суммы – и вместо ноющего от скуки непоседы у вас будет задумчивый помощник, занятый подсчётом, сколько зефира он сможет купить в рамках своего бюджета, и не лучше ли остановиться на яблоках…

Дайте ребёнку самому оплатить свою покупку и разобраться со сдачей. Так вы научите его одному из главных навыков финансовой грамотности – умению обращаться с личными деньгами. В этом случае, правда, лучше его деликатно подстраховать, потому что, к сожалению, не все взрослые адекватно относятся к дошкольникам, которые что-то хотят купить.

Мы с сыном сталкивались с ситуацией, когда продавцы или официанты кафе игнорировали маленького покупателя, не принимая его всерьёз. Будьте готовы подхватить инициативу и обозначить другим взрослым, что вы доверяете ребёнку сделать покупку и нужно выслушать его по этому вопросу.

Финансовая грамотность для детей: когда начинать разговор о деньгах?

Данный процесс лучше начинать с 5-6-летнего возраста. В этот период дети способны легко усваивать информацию о природе денег, назначении и источниках их появления. Они могут различить денежный номинал и подлинность купюры. Для этого есть особые финансовые лайфхаки. К ним мы еще вернемся.

В промежутке между 7-10 годами ваше чадо способно контролировать свой бюджет и совершать несложные процедуры по его приумножению. Именно в этом возрасте необходимо ввести такое понятие карманных денег. Для этого договоритесь с малышом о конкретной сумме, которую вы будете ежедневно ему выдавать. Соответственно, эти деньги он без труда сможет потратить на личные нужды.

В то же время следует обсуждать расходы малыша и говорить, как правильно распределять свои финансы. В 7-10 лет он может обосновать свои растраты, сравнивать стоимость идентичных товаров, выбирать приемлемую цену и экономить. В перспективе 7-10-летние дети способны откладывать часть карманных денег с последующим их накоплением на среднесрочный период (не более 1-3 месяцев).

А уже в 10-12 лет можно говорить об эффективности детских накоплений и вводить понятие кредитования. Десятилетние малыши легко справляются со школьными растратами, организацией досуга и могут понимать ситуацию в семье. Они видят, есть ли у вас финансовые проблемы и оценивают возможности с учетом личных потребностей.

В 11-12 лет ребенок может справиться с планированием своего бюджета и откладывать от части полученных им доходов (примерно 10-30%) с целью накопления денежных средств. Он прекрасно понимает, что означает сложная финансовая ситуация для семьи. Поэтому без усилий экономит и делает выбор в пользу необходимых покупок (школьные принадлежности), сводя бесполезные (жвачки, сладости, чипсы) к минимуму.

11-12-летние школьники при помощи родителей могут контролировать свои банковские вклады и пользоваться кредитными картами (подобные банковские продукты доступны в 6-14 лет)

При правильном подходе школьники понимают важность выполнения своих кредитных обязательств (знают о необходимости внесения минимальной ежемесячной суммы для погашения займа)

Когда детям исполняется 13-15 лет, их следует учить принципам зарабатывания денег. Поиск дополнительного заработка с целью получения прибыли способствует развитию предпринимательского духа. Финансовая грамотность школьников и подростков в данном возрасте поможет в выборе их будущей профессии.

В 16-18 лет несложно ставить собственные финансовые цели, вести учет личного бюджета, использовать разнообразные денежные инструменты (пластиковые карты, электронные кошельки, банкинг). 16-летние учащиеся знают о товарообменных соглашениях. Они способны вести диалог с потенциальными работодателями и анализировать финансовую информацию.

Основы финансовой грамотности для дошкольников

Детей дошкольного возраста тоже стоит обучать финансовой грамотности. Объяснить ценность денег малышам 3-4 лет сложно. В таком возрасте они не понимают, что есть дешёвые и дорогие игрушки, они просто выбирают то, что хотят. Состоятельные родители в силу собственной занятости могут откупаться дорогими игрушками, но это формирует эгоизм. Правильная тактика:

  • не испытывать чувства вины за отказ в дорогостоящем капризе, если он выбивается за рамки возможностей семейного бюджета;
  • предлагать альтернативу;
  • не доводить ситуацию в магазине до истерики;
  • спокойно, но твёрдо настаивать на своём.

С 4-5 лет нужно пытаться объяснять детям ценность денег. Для этого:

  • можно поручать малышам рассчитываться в магазине в вашем присутствии;
  • играть в ролевые игры, связанные с деньгами;
  • обучать счёту, используя монеты в качестве дидактического материала.

Постепенно можно наращивать сложность занятий, например, дать ребёнку столько денег, чтобы при покупке ему дали сдачу, предложить ее сосчитать.

Умение быстро считать в уме – одно из условий финансовой грамотности. Уже в дошкольном возрасте можно отдать ребёнка на занятия ментальной арифметикой, где он овладеет навыком быстрого устного счёта. Дети, прошедшие курс, никогда не ошибутся в подсчёте сдачи, стоимости покупки. Программа рассчитана и на достижение ряда других целей, таких, как совершенствование интеллектуальных и творческих способностей, приучение к самостоятельности.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Клуб родителей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector