Почему нельзя бить детей и чем заменить наказания

Шлепки — это тоже насилие

— С чем у ребенка потом ассоциируется насильственное раздевание и битье по обнаженным частям тела?

— С тем, что он вещь и с ним можно обращаться, как хочется. Он будет думать, что другие лучше знают, как с ним поступать. У людей может нарушиться восприятие своего тела и связанных с ним функций: либо они начнут ненавидеть это тело и причинять ему вред (самоповреждение, зависимости, расстройства пищевого поведения), либо они вступят в какие-то деструктивные отношения, где к телу регулярно практикуют насилие, либо вообще ни в какие отношения вступать не будут,  потому что боятся близости: там, где близость, надо же открываться. А как открыться, если тебя в детстве предали твои близкие? 

— С какого возраста мы начинаем осознавать свои границы?

Нет ни одной причины бить ребенка

— «Я» у ребенка формируется в 3 года. Но это история не про то, понимает ребенок, что с ним делают, или нет, здесь важен эмоциональный окрас. Когда бьют — это неприятно. «Ой, да он ничего не понимает и все забудет», — говорит родитель. Нет, все помнится, в том и дело. У ребенка нет вербальной памяти, и он не может выстроить причинно-следственную связь, но на бессознательном уровне страх все равно никуда не исчезнет. Ребенок может не помнить каких-то вещей, но у него будет фоновый уровень тревожности.

— В вашей практике были такие случаи?

— Ко мне на консультацию пришел мужчина, которого преследуют панические атаки. Кстати, есть убеждение, что мальчиков надо воспитывать строже, на самом деле это все тоже мифы. 

Человек застрял в лифте и после этого боялся выйти из дома. Потом он вспомнил, что его в 5 лет насильно заперли в шкафу: он мешался под ногами, родители закрыли его, чтобы не отвлекал, похихикали и ушли гулять. Мальчик просидел там до вечера, пока его не вытащила бабушка. Причем это был разовый эпизод, и никто с ним жестоко не обращался. 

К сожалению, все эти вещи хранятся в нашей памяти. Любой опыт обрабатывается, и человек может не помнить этих событий, но, сталкиваясь с каким-то объектом или ситуацией, он невольно может выдать вот такую реакцию по типу условных рефлексов.

— То же ли самое бывает, когда это «просто шлепнул разок»? Чем опасны «просто шлепки»?

— Шлепки — тоже насилие. Насилие для ребенка — это вообще любое применение физической силы или власти со стороны взрослого, которое связано с болью и страхом. Не обязательно должна оставаться физическая травма, шлепки приносят эмоциональный вред.

Взрослого ударим — что он почувствует? Унижение. То же самое и с ребенком.

Битые дети еще часто становятся объектом буллинга в школе или организуют его вокруг других. Родителям, которые хотят воспитать ребенка личностью, невыгодно это делать — исправить последствия гораздо труднее.

Если ударили один раз, вопрос к родителю: почему вы другие способы воспитания не хотите использовать? Если человек оправдывается («Я ничего, я всего один раз…»), это повторится снова, потому что у него нет более конструктивных альтернатив.

— Есть в телесном наказании справедливость, как думают родители? Можно ли сопоставить самые серьезные детские провинности с идеей ударить ребенка, например, ремнем?

— Нет, конечно. Родители, которые практикуют такие способы, чувствуют себя беспомощными: они в отчаянии не знают, куда бежать и как реагировать. Наказание краткосрочно, у него нет далеко идущих последствий.

Право бить. Кто и зачем вещает о пользе ремня

Если мы хотим отучить ребенка что-либо делать, то нам надо позаботиться о том, чтобы ему в будущем было невыгодно вести себя так, как он ведет себя сейчас. Мы его шлепнули, он в моменте испытал страх, обозлился, ему показалось, что его несправедливо обидели, в результате он почувствовал себя униженным — ничего хорошего.

В следующий раз ребенок забудет и снова сделает то, за что его отругают. Он же, когда его шлепают, не понимает, почему так поступать нельзя. Наоборот, это еще больше спровоцирует желание сделать что-то назло. Ему автоматически разрешается не думать, не анализировать — за него подумают и следом накажут. А мы мечтаем, чтобы он вырос ответственным и думал своей головой. Учить нужно не ремнем, голова не от этого начинает работать.

— А от чего?

— Мысли не возникают сами по себе, мышление и речь формируются параллельно. Если мы начинаем не бить, а объяснять, то у ребенка в этот момент включается не амигдола, как у животного, а другие центры, и ему уже надо анализировать то, что вы ему говорите. И вот благодаря этой стимуляции отделы мозга и развиваются. 

А когда мы бьем по попе, мы стимулируем только лимбическую систему (эмоциональный мозг): ребенок будет бояться — и все. Если хотим развивать ребенка, нужно использовать вербальный инструмент, показывая причинно-следственные связи. Но это же занимает время, ударить ремнем быстрее.

Цирк на людях

Удивительно, но факт – наедине с ребенком родители наказывают его физически реже, чем в общественных местах. А значит, что какая-то часть наказаний – не следствие вины ребенка, а желание родителя лучше выглядеть в глазах окружающих за счет ребенка! Как это происходит?

Вы боитесь привлечь внимание, а на капризничающего малыша все оборачиваются.
Вы не привыкли отстаивать свое мнение  — когда вокруг повалившегося в истерике на пол магазина малыша собирается толпа и начинает его стыдить, вам трудно к ним не присоединиться, тем более, что вам тоже такое поведение совсем не нравится.
Вы полагаете, что публичные капризы ребенка продемонстрируют окружающим вашу педагогическую несостоятельность.

Не позволяйте вмешиваться в ваши отношения совершенно посторонним людям! Вспомните, что вы знаете то, чего не знают окружающие: что малыш устал в дороге, или вы пропустили время сна/обеда, он расстроен какими-то недавними событиями или легко возбуждается после болезни.

Как бы ни было трудно, демонстрируйте и ребенку, и окружающим свою уверенность в себе, в том, что вы сохраняете контроль над ситуацией. Решайте проблемы так же, как решали бы их дома, наедине с ребенком. Если вы привыкли успокаивать малыша ласковыми словами, «особой» песенкой, укачиванием – сделайте паузу и возьмите его на руки, поговорите с ним. После этого пересмотрите свои планы и постарайтесь вернуться домой, в привычную обстановку как можно быстрее.

Шлепок за шлепком мы подводим ребенка не к уважению и  осознанному послушанию, а к подавленной агрессии и депрессивному состоянию. Разбитая ваза забудется, а низкая самооценка у ребенка, который на минуту, час, день почувствует себя униженным и нелюбимым, останется.

20.03.2013

  
  ребенок и родители  Другие статьи автора

Последствия физических наказаний

Постоянное ожидание наказание, страх и боязнь боли может привести к нервному расстройству (неврозу).
Ребенок с проблемами нервной системы испытывает трудности в общении со сверстниками, в нахождении в коллективе, а в дальнейшем и в создании полноценной семьи. Невроз негативно влияет на карьерный рост и самоутверждение.
Дети, которые подвергаются насилию со стороны взрослых, усваивают правило «Кто сильнее, тот и прав»

Став взрослыми, такие дети воплотят свое «право» в жизнь, при этом им будет трудно избавиться от множества комплексов и низкой самооценки.
Возможна задержка развития ребенка – речевого, умственного, психического, физического, эмоционального.
У таких детей рассеянное внимание, слабая память, низкий уровень мышления и небольшой словарный запас.
В девяти семьях из десяти такие дети, став родителями, тоже будут избивать своих малышей.
Девять особо жестоких преступников из десяти в детстве подвергались физическому наказанию.
Регулярные избиения и жестокие наказания вызывают в детях постоянную тревогу и страх, что мешает учебе и создает множество проблем с учителями и сверстниками.
Родители должны задуматься о так называемом «законе бумеранга». Каждый раз, поднимая руку на своего ребенка, подумайте, что он вырастет, а вы постареете и утратите былую силу

Ваш малыш постепенно будет отдаляться от вас и замыкаться в себе, оставаясь наедине со своими бедами. Став взрослым, он вряд ли поможет старикам – родителям, скорее наоборот, создаст множество проблем.
Дети от таких родителей уходят в никуда. Они готовы жить в подвалах, находиться в плохих компаниях, пить и курить, принимать наркотики лишь бы снова не подвергаться избиению. Некоторые дети пытаются свести счеты с жизнью.

Допустимые способы наказания детей в разном возрасте

Как наказывать маленького ребенка? Мой ответ — никак. До 3 лет дети не способны давать даже более-менее объективную оценку своим действиям, поэтому требовать от них ответственности за какие-то поступки или поведение просто не честно. В этом возрасте задача родителей — давать ребёнку сигналы, что он что-то делает неправильно, ведет себя недопустимо.

Сделать это можно только показывая образец правильного поведения. Например, на игрушках. Малыш кусается, щипается, дерется — повторите эти действия на его любимом мишке и сымитируйте реакцию — боль, плач, обиду. А затем покажите, как успокоить мишку, попросить у него прощения.

Детей бить нельзя. Есть альтернатива наказанию

Выясните у ребенка, чем он хочет заниматься, о чем мечтает

Переключите его внимание на интересное занятие, игру, книгу, прогулку или совместное семейное развлечение.
Каждому малышу необходимо внимание и забота, ласка и объятия близких. Прижмите легонько ребенка к себе, пусть он почувствует, что его любят

Проведите вместе с ним пару часов, не поглядывая на часы и не торопясь по своим делам.
Наказывайте запретами на развлечения – поход в кино, просмотр телепередачи, компьютерная игра, запланированная прогулка или встреча с друзьями.

Запомните, нет ни одной причины, по которой можно поднимать руку на ребенка!

За что можно наказывать ребенка

Объективно, список ситуаций, в которых родители могут наказывать ребенка, ограничивается двумя пунктами:

  • Нарушение установленных правил. Например: вы четко объяснили 7-летнему сыну или дочери, что приносить смартфон на кухню и, тем более, играть или смотреть мультфильмы во время еды запрещено. И предупреждаете, какое конкретное наказание будет за нарушение правила. На следующий день застаете чадо со смартфоном на кухне. Если в этом случае вы не сдержите обещание и не накажите, ребенок воспримет это как знак, что правила вообще можно не соблюдать.
  • Недопустимое поведение. При условии, что ребенок понимает, что поступает неправильно.

То есть, наказывать ребенка можно лишь в ситуациях, когда он понимает, что поступает плохо, знает, что его действия могут повлечь определенные негативные последствия, но все равно совершает их.

7 правил эффективного наказания — советы психолога

Правильное наказание должно стимулировать ребенка обдумать свой поступок или поведение и сделать соответствующие выводы, но ни в коем случае не унизить его, вызвать обиду, злость на родителей или чувство вины. Добиться этого можно, соблюдая следующие правила:

  1. Первое и главное — никогда не наказывайте ребенка на эмоциях. Не принимайте решение, наказывать ребенка или нет, пока вами управляет злость, гнев, разочарование, обида. Под воздействием этих эмоций вы не способны адекватно оценить проступок своего чада и выбрать соответствующее наказание. Остыньте и только потом решайте.
  2. Дайте ребёнку возможность объяснить ситуацию. Возможно, с точки зрения ребенка, он не виноват в случившемся, тогда сын или дочь будет считать наказание несправедливым. А если так, никакого эффекта, кроме затаенной обиды, оно не даст. Выслушайте, объясните, в чем ребенок ошибается, и, возможно, в этой конкретной ситуации наказывать действительно не стоит.
  3. Наказание должно быть соизмеримым проступку. На две недели лишать ребенка прогулок с друзьями за невымытую после себя посуду — неоправданно суровое наказание. А вот оставить без сказки на ночь за истерику в магазине — это адекватная плата за недопустимое поведение.
  4. Объясняйте, за что наказываете. Проговорите, в чем именно проступок и какого поведения вы ожидаете от ребенка. Даже если вам кажется, что он и сам все должен понимать, это не обязательно так.
  5. Наказывайте сразу или не наказывайте вообще. Особенно, если речь идет о маленьких детях до 6-7 лет. В силу возраста они не способно связать два события с большим разрывом во времени. Например, днем во время прогулки в парке с няней или бабушкой ребенок делает что-то запрещенное — убегает, дразнит собак, игнорирует замечания. Няня (бабушка) не может с ним справиться и звонит маме. Мама по телефону ругает чадо и говорит: «Вечером вернусь с работы, обязательно тебя накажу!». Спустя 4-5 часов ребенок даже не вспомнит об этом происшествии. За прошедшее время у него произошла масса событий: он увидел большую красивую машину, съел вкусное мороженое, посмотрел новую серию любимого мультфильма. А ситуация в парке улетучилась из памяти. И если мама, вернувшись домой, сдержит обещание и накажет сына, он даже не поймет, за что. Какие уж тут правильные выводы.
  6. Наказание — процесс интимный. Никогда не ругайте и не наказывайте ребенка в присутствии посторонних. Этим вы унижаете его и сводите на нет возможный положительный эффект. Публичное наказание вызывает у ребенка любого возраста сразу два негативных чувства — стыд и обиду на родителя. В таком состоянии он не слышит вас, не сожалеет о проступке, не делает нужных выводов. Ребенок только хочет, чтобы этот позор поскорее закончился, и придумывает, как отомстить вам за унижение.
  7. Командная работа. Наказание ребенка — одна из тех ситуаций, в которых мама, папа и другие взрослые члены семьи (бабушки, дедушки, тёти, дяди) должны быть на одной стороне. Недопустимо, чтобы один родитель наказывал, а другой жалел. Никакого результата такое наказание не даст, но создаст в семье напряженную обстановку, а в сознании ребенка разделит её на плохих родственников, которые наказывают, и хороших, которые жалеют. Взрослые должны заранее обсудить это и действовать сообща.

Воспитание детей — это огромный труд, немыслимая ответственность. Для многих семей эта задача становится неподъемной ношей, поскольку никто не учил их делать это правильно, осмысленно. Если вам кажется, что в воспитании ребенка вы зашли в тупик, никакие педагогические методы не работают, приходите ко мне на консультацию. Вместе мы разберемся, где допущены ошибки, найдем причину «плохого» поведения вашего сына или дочери. И обязательно найдем подход, который поможет вам стать мудрым родителем, воспитывающим счастливого ребенка.

Просмотров: 1390

За что еще нельзя наказывать ребенка

По большому счету, все, что не вписывается в сценарии из предыдущего пункта, не должно влечь наказания. Разве логично ругать ребенка за нарушение правил, о существовании которых он даже не подозревал? Или за поступок, последствия которого не мог представить, оценить? Но это огромная работа для родителей — проанализировать ситуацию, разобраться в ней. Не все хотят или умеют с ней справляться.

Лайфхак для родителей, которые хотят научиться правильно наказывать своего ребенка: в следующий раз, когда возникнет желание отругать или шлепнуть неслуха за очередную выходку, попробуйте действовать так:

Остановитесь, сделайте несколько медленных глубоких вдохов и выдохов, чтобы успокоиться. Постарайтесь «отключить» гнев и раздражение.
Посмотрите на ситуацию глазами своего ребенка и попробуйте понять, почему он поступает так, что пытается выразить или чего хочет добиться. Например, дочь открыла ящик шкафа и вытащила все его содержимое на пол. Зачем она это сделала? Может быть, среди вещей есть что-то, что ей нравится или интересно

А, может быть, это способ привлечь ваше внимание? Пока мама будет собирать вещи, она будет рядом, даже если в это время она сердится и ругается.
Вспомните, как вы реагировали на подобные выходки в предыдущие разы, и оцените, дала ли эта реакция желаемый эффект. Например, перестал ли сын забирать у детей игрушки на детской площадке после того, как вы на него накричали или поставили дома в угол.
Если нет, подумайте, почему ребенок не реагирует на ваши попытки вразумить его

Возможно, вы только ругаете, но не объясняете, почему его поступки плохие? Или объясняете, но говорите с ним «не на его языке» и ваши объяснения ему не понятны? Попробуйте сделать это другими способами. Как вариант, опишите ситуацию на примере его любимых мультяшных или сказочных героев.

Если проанализировав поведение сына (дочери) вы убедились, что совершая проступок он (она) понимал, что нарушает правила и что будут последствия, подумайте, как правильно наказать ребенка.

Наказание и поощрение детей.

1. Страх родителей за ребенка

Малыш выскочил на проезжую часть. Хватая его, родителям сложно удержаться от шлепка. Но можно ли здесь поступить по-другому? Порой, страх не дает возможности подумать, как лучше поступить. Но постараться выразить эмоции другим способом все же можно. Например, высказать свои переживания малышу или, схватив ребенка, крепко прижать его к себе. Малыш вас лучше поймет, когда не будет испытывать обиду за телесное наказание.

2. Родители рассержены

Сын шумит и бьет в игрушечный барабан, пропуская замечания взрослых мимо ушей. Если при этом мама устала, а у папы болит голова, то справиться с раздражением становится ещё сложней. Как быть в этой ситуации?

Во-первых , убедитесь, что ребенок понял вас. Фраза «Прекрати немедленно!» не несет в себе смысловой нагрузки. Малыш должен знать, чего именно от него добиваются. Особенно это актуально, если он слишком часто слышит слово «нельзя»

Важно сделать просьбу конкретной: «У меня болит голова. Пожалуйста, играй чуть тише.» Или предложите ребенку альтернативу

Например, накрыть барабан мягкой тканью, перейти играть в другую комнату и т. п.

Во-вторых , проанализируйте, сможет ли ребенок выполнить то, о чем вы его просите? Иногда родители двухлетней крохи требуют от нее немедленно успокоиться. Но это бывает не под силу даже взрослому. Гораздо лучше предложить малышу вместе с вами поиграть в спокойную игру или найти другое совместное занятие: «Я помою посуду, а ты принеси ложки».

В-третьих , если все-таки ребенок вас понял и может выполнить требование, но не делает этого, подумайте, чем это может быть вызвано? Возможно, таким образом он хочет обратить на себя ваше внимание. Поговорите с малышом, узнайте у него, что происходит

Выслушайте и постарайтесь понять. Если ребенок почувствует, что вы всегда готовы поддержать его, он будет внимательнее относиться к вашим просьбам.

3. Родители расстроены

Ребенок плохо учится, обманывает, забывает о своих обещаниях. Перечислять причины для расстройства можно долго. Но и здесь телесное наказание – не лучший выход. Решить проблему можно другими способами:

1) Психологи считают, что похвала эффективнее шлепков в четыре раза. Но хвалить необходимо только за те действия, которые действительно заслуживают одобрения: «Какой ты молодец, что сам выполнил уроки!»

2) Пусть ребенок прочувствует ответственность на себе за последствия своих действий. Например, полез на дерево и упал, поцарапав коленку. Плохой результат – тоже результат. Наверняка, в следующий раз он будет осторожнее.

3) Позвольте ребенку самому исправить ситуацию. Например, если разбил кружку, пусть сам уберет осколки. С этой задачей может справиться даже малыш. А подросток пусть купит новую на свои карманные деньги. Исправление собственных ошибок поможет ребенку почувствовать себя самостоятельным .

Взаимопонимание между родителями и детьми крайне важно при воспитании. Прислушивайтесь к потребностям своего ребенка

Зачастую его непослушание говорит о том, что малыш нуждается в вашей поддержке, а не в наказании.

Дорогие читатели и гости сайта «Семья и детство», если статья Вам понравилась, оставьте, пожалуйста свой отзыв

Ваше мнение очень важно для нас. Это поможет сделать блог более интересным и полезным

А также если Вас не затруднит понажимайте кнопки социальных сетей, поделитесь информацией с друзьями.

Допустимым наказанием для 3-4 летнего малыша может быть:

  • Строгое выражение лица мамы (папы), её (его) серьезный, жесткий голос. Такое поведение показывает ребёнку, что родители не шутят, не играют с ним. Значит, что он делает неправильно.
  • Прекращение общения на непродолжительное время. Контакт с родителями для детей этого возраста важен как воздух. И если вдруг мама перестает с ним нежно разговаривать, обнимать, целовать, ребенок понимает, что он сделал что-то плохое. Но такое игнорирование не должно длиться долго, ведь малышу очень сложно выносить его.
  • Лишение чего-то принадлежащего ребёнку. Чувство собственности — один из самых выраженных инстинктов у 3-4-леток, и лишиться чего-то «своего» — серьезное наказание для крохи. Например, можно на какое-то время, запретить играть любимой игрушкой.

Все эти наказания заключаются в создании неприятных эмоций, чувств, волнения. Они доставляют ребёнку психологический дискомфорт и мотивируют в будущем избегать ситуаций, которые могут повлечь такое наказание.

Важное условие — длиться такое наказание должно недолго, иначе дискомфорт может перейти в серьезный стресс

Тайм-аут дома

Мало кто из родителей может избивать ребенка сознательно – «розги по субботам», к счастью, остались в позапрошлом веке. Чаще всего шлепок или затрещину малыш получает сгоряча, сразу после проступка, вызвавшего ваше особое возмущение. Причем наша эмоциональная реакция вызвана, как правило, последствиями, а не причинами бедствия. К примеру, ребенок разбил любимую вазу. Это могло произойти:

Из-за его капризов: вы предупредили, что нельзя играть с тяжелым и хрупким предметом, но он тянулся к ней снова и снова (почему вы не подошли, не забрали вазу и не отвлекли внимание ребенка чем-то более безопасным?)
Из-за утраты контроля: ребенок не рассчитал возможные последствия своей игры, которая, возможно, и вовсе не входила в число атрибутов игры (почему вы не перевели игру в более мирное русло до инцидента?)
Из-за собственной неуклюжести: шел, споткнулся, упал… ваза (почему вы не переставили дорогие и хрупкие предметы в безопасное место?)

Три разные ситуации, три разные степени осознания своего поведения – разве все они заслуживают одинакового наказания? Вы равно с ребенком виноваты в каждом из этих случаев, так на кого вы злитесь – на него или на себя?

Что это даст ребенку, кроме возможности успокоиться? То же, что и вам – обретение навыков анализа и самоконтроля.

Что является физическим наказанием?

Физическое наказание – это желание продемонстрировать свое значение, силу и превосходство. Его цель – сделать кому-то больно, унизить, оскорбить и подчинить своей воле. Ко всему этому относятся не только подзатыльники и шлепанье ремнем. Такого вида наказаниями считаются и стояние в углу, грубое дерганье за одежду или части тела, кормление ребенка против его желания или отказ в кормлении, молчаливый бойкот и применение вместо ремня любого предмета, который попадется под руку (например, тапок, полотенце, скакалка и т.д.).

Чаще всего такого вида наказаниям подвергаются дети младшего возраста. Они еще настолько беззащитны, что не могут противостоять такой агрессии и подчиняются взрослым, накапливая в душе негативные эмоции. Повторяющиеся физические наказания вызывают у ребенка «привыкание» и терпение к этой безысходности. Он продолжает не слушаться маму и папу, что приводит все к более жестокому отношению к себе. Так в семье формируется своеобразный круговорот насилия.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Клуб родителей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: