Аверсивы
Отвратительный стимул , каратель и наказывающий стимул в некоторой степени синонимы. Наказание может использоваться для обозначения
- Отвратительный стимул
- Возникновение любого карающего изменения
- Часть эксперимента, в которой наказывается определенный ответ.
Некоторые вещи, которые считаются отталкивающими, могут стать подкрепляющими . Кроме того, некоторые вещи, вызывающие отвращение, могут и не быть наказанием, если сопутствующие изменения подкрепляют. Классическим примером может служить проступок, который «наказывает» учитель, но со временем усиливается из-за усиливающего воздействия внимания на ученика.
Важность непредвиденных обстоятельств и смежности
Одна переменная, влияющая на наказание, — это непредвиденное обстоятельство , которое определяется как зависимость событий. Поведение может зависеть от стимула или от реакции. Цель наказания — уменьшить поведение, и степень эффективности наказания в снижении целевого поведения зависит от взаимосвязи между поведением и наказанием. Например, если крыса получает отвращающий стимул, такой как шок, каждый раз, когда она нажимает на рычаг, то очевидно, что между нажатием рычага и шоком возникает непредвиденная ситуация. В этом случае наказание (шок) зависит от внешнего вида поведения (нажатие на рычаг). Наказание наиболее эффективно, когда между поведением и наказывающим присутствует случайное обстоятельство. Вторая переменная, влияющая на наказание, — это смежность , то есть близость событий во времени и / или пространстве. Непрерывность важна для уменьшения поведения, потому что чем больше временной интервал между нежелательным поведением и наказанием, тем менее эффективным будет наказание. Одна из основных проблем с временной задержкой между поведением и наказанием заключается в том, что в течение этой временной задержки могут проявляться другие формы поведения. Затем субъект может связать данное наказание с непреднамеренным поведением и, таким образом, подавить это поведение вместо целевого поведения. Следовательно, немедленное наказание более эффективно для снижения целенаправленного поведения, чем отсроченное наказание. Однако могут быть способы повысить эффективность отсроченного наказания, например, дать устное объяснение, воспроизвести поведение, повысить интенсивность наказания или другие методы.
Особенности некоторых пород
Важно помнить, что каждой породе свойственна своя психология и свое восприятие наказания. Маленькие комнатные собачки понимают даже строгий взгляд хозяина
Охотничьим, сторожевым и бойцовым псам требуется более интенсивное воздействие.
Многие хозяева испытывают немалые трудности при воспитании щенка мастифа. Нужно ли наказывать за непослушание собаку этой непростой породы? Эти животные не отличаются покладистым характером и нередко бывает упрямыми и своенравными. Но частые и слишком строгие наказания могут сделать собаку озлобленной.
При воспитании маленького мастифа физические наказания, обливание водой и лишения неприемлемы. Такие методы порождают лишь ответную агрессию и неадекватное поведение. Эта порода отличается высоким интеллектом. Обычно бывает достаточно выговора или встряхивания за шкирку, чтобы щенок понял недопустимость своего поведения.
Одной из самых обучаемых, умных и послушных собак считается немецкая овчарка. Как наказывать щенка этой породы, если он ведет себя неправильно? В данном случае нужно избегать физических воздействий. С немецкой овчаркой лучше использовать методы, учитывающие законы стаи. Кинологи рекомендуют хозяевам рычать на провинившегося питомца. Этот звук питомцы воспринимают как неодобрение и быстро прекращают нежелательные действия.
Перед тем как наказывать щенка восточно-европейской овчарки, нужно хорошо ознакомиться с особенностями этих собак. Их часто путают с немецкой породой. Эти животные действительно похожи внешне, но отличаются по характеру. Восточно-европейские овчарки — это собаки со спокойным нравом и большой выдержкой. Однако в щенячьем возрасте они нередко бывают упрямыми.
Щенков восточно-европейской породы нельзя наказывать игнорированием. Эти собаки не выносят одиночества и начинают шалить еще больше. Вполне достаточно словесного порицания. Эта порода умна и реагирует на интонации голоса хозяина.
Поиск конструктивного решения проблемы
Очень хорошо, если естественное наказание сочетается с поиском конструктивного решения проблемы. Если ребенок своими неверными поступками загнал себя в сложное положение, можете быть уверены: он чувствует себя не слишком хорошо и испытывает те самые «естественные последствия», о которых мы уже поговорили. Усугублять это состояние, злорадствуя, напоминая о том, как неправильно он себя вел, ни к чему. Намного достойнее в этой ситуации протянуть ему руку помощи.
Это вовсе не означает, что вы должны за него исправить последствия его проступка — это сделало бы ситуацию бессмысленной. Нужно, чтобы ребенок сам вынес из своей ошибки позитивный опыт преодоления трудностей, убедился, что может решить проблему, которую сам же и создал.
Ваша помощь должна заключаться в том, что вы предложите ему: «Давай подумаем, что тут можно сделать. Получилось не слишком удачно, но ты наверняка можешь найти выход из этой ситуации». Можно подсказать ребенку несколько возможных вариантов решения проблемы, но выбрать должен он сам. Если он получил «двойку «за контрольную работу, вряд ли имеет смысл устраивать дома скандал по этому поводу. Если ребенок учится только под страхом родительского гнева, это означает лишь одно: в недалеком будущем он вообще учиться перестанет и вы уже не сможете заставить его.
Специалисты, кстати, установили, что у самых отпетых двоечников, как правило, очень агрессивные родители. Когда их вызывают в школу, чтобы обсудить успеваемость их чада, они громко возмущаются, кричат и обещают «как следует всыпать» «этому негодяю». И будьте уверены, они не оставляют такое обещание невыполненным. Двоечников дома наказывают за «двойки», порой весьма сурово, но они почему-то не перестают от этого быть двоечниками!
Все дело в том, что процесс учебы не имеет для этих детей никакого смысла, никакой ценности. Плохая оценка неприятна для ребенка лишь потому, что мать опять накажет. Поэтому все усилия будут направлены на поиск решения того, как избежать наказания. Можно спрятать дневник, сжечь классный журнал, попробовать куда-нибудь спрятаться от разгневанных родителей. Но к учебе все это не имеет никакого отношения!
Поэтому даже маленького ребенка можно постепенно приучать к тому, чтобы он искал способ решения проблемы, а не возможность спрятаться от последствий.
Психологи различают два мотива поведения: мотив стремления к успеху и мотив избегания неудач. Внешне два человека могут вести себя сходным образом, но мотивы у них разные. Один стремится решать возникающие проблемы, ищет ответы на вопросы, преодолевает препятствия, чтобы добиться своей цели. Другой осторожничает, все время пытается прокладывать свой путь таким образом, чтобы не было никаких препятствий. Такой человек тоже может добиться успеха, но это будет очень непрочное, неуверенное достижение.
Какими бы предусмотрительными и осторожными мы ни были, никто из нас не застрахован от ошибок и неудач. А в любой проблемной ситуации человек, ведомый мотивом второго типа, беспомощно опускает руки.
Выбор мотива, как вы уже наверняка догадались, происходит в детстве. И во многом определяется именно тем, как вели себя родители: наказывали и упрекали или помогали и поддерживали, поощряя поиск решений.
Так что во многих случаях наказание вообще можно смело «пропускать» и сразу переходить к более полезному и информативному этапу: «Давай подумаем, как это исправить?»
7 правил эффективного наказания — советы психолога
Правильное наказание должно стимулировать ребенка обдумать свой поступок или поведение и сделать соответствующие выводы, но ни в коем случае не унизить его, вызвать обиду, злость на родителей или чувство вины. Добиться этого можно, соблюдая следующие правила:
- Первое и главное — никогда не наказывайте ребенка на эмоциях. Не принимайте решение, наказывать ребенка или нет, пока вами управляет злость, гнев, разочарование, обида. Под воздействием этих эмоций вы не способны адекватно оценить проступок своего чада и выбрать соответствующее наказание. Остыньте и только потом решайте.
- Дайте ребёнку возможность объяснить ситуацию. Возможно, с точки зрения ребенка, он не виноват в случившемся, тогда сын или дочь будет считать наказание несправедливым. А если так, никакого эффекта, кроме затаенной обиды, оно не даст. Выслушайте, объясните, в чем ребенок ошибается, и, возможно, в этой конкретной ситуации наказывать действительно не стоит.
- Наказание должно быть соизмеримым проступку. На две недели лишать ребенка прогулок с друзьями за невымытую после себя посуду — неоправданно суровое наказание. А вот оставить без сказки на ночь за истерику в магазине — это адекватная плата за недопустимое поведение.
- Объясняйте, за что наказываете. Проговорите, в чем именно проступок и какого поведения вы ожидаете от ребенка. Даже если вам кажется, что он и сам все должен понимать, это не обязательно так.
- Наказывайте сразу или не наказывайте вообще. Особенно, если речь идет о маленьких детях до 6-7 лет. В силу возраста они не способно связать два события с большим разрывом во времени. Например, днем во время прогулки в парке с няней или бабушкой ребенок делает что-то запрещенное — убегает, дразнит собак, игнорирует замечания. Няня (бабушка) не может с ним справиться и звонит маме. Мама по телефону ругает чадо и говорит: «Вечером вернусь с работы, обязательно тебя накажу!». Спустя 4-5 часов ребенок даже не вспомнит об этом происшествии. За прошедшее время у него произошла масса событий: он увидел большую красивую машину, съел вкусное мороженое, посмотрел новую серию любимого мультфильма. А ситуация в парке улетучилась из памяти. И если мама, вернувшись домой, сдержит обещание и накажет сына, он даже не поймет, за что. Какие уж тут правильные выводы.
- Наказание — процесс интимный. Никогда не ругайте и не наказывайте ребенка в присутствии посторонних. Этим вы унижаете его и сводите на нет возможный положительный эффект. Публичное наказание вызывает у ребенка любого возраста сразу два негативных чувства — стыд и обиду на родителя. В таком состоянии он не слышит вас, не сожалеет о проступке, не делает нужных выводов. Ребенок только хочет, чтобы этот позор поскорее закончился, и придумывает, как отомстить вам за унижение.
- Командная работа. Наказание ребенка — одна из тех ситуаций, в которых мама, папа и другие взрослые члены семьи (бабушки, дедушки, тёти, дяди) должны быть на одной стороне. Недопустимо, чтобы один родитель наказывал, а другой жалел. Никакого результата такое наказание не даст, но создаст в семье напряженную обстановку, а в сознании ребенка разделит её на плохих родственников, которые наказывают, и хороших, которые жалеют. Взрослые должны заранее обсудить это и действовать сообща.
Воспитание детей — это огромный труд, немыслимая ответственность. Для многих семей эта задача становится неподъемной ношей, поскольку никто не учил их делать это правильно, осмысленно. Если вам кажется, что в воспитании ребенка вы зашли в тупик, никакие педагогические методы не работают, приходите ко мне на консультацию. Вместе мы разберемся, где допущены ошибки, найдем причину «плохого» поведения вашего сына или дочери. И обязательно найдем подход, который поможет вам стать мудрым родителем, воспитывающим счастливого ребенка.
Просмотров: 1390
Прикладной анализ поведения
Наказание иногда используется в прикладном анализе поведения в самых крайних случаях, чтобы уменьшить опасное поведение, такое как удары головой или укусы, которые чаще всего проявляются детьми или людьми с особыми потребностями. Наказание считается одним из этических вызовов лечению аутизма , вызвало серьезные разногласия и является одним из основных пунктов для повышения профессионального уровня анализа поведения. Профессионализация поведенческого анализа посредством лицензирования создаст совет, чтобы гарантировать, что у потребителей или их семей есть место для обсуждения споров, и обеспечит обучение тому, как правильно использовать такую тактику. (см. Профессиональная практика анализа поведения )
Споры по поводу ABA продолжаются в сообществе аутистов. Исследование 2017 года показало, что 46% людей с аутистическим спектром, проходящих АВА, соответствуют критериям посттравматического стрессового расстройства (ПТСР), что на 86% выше, чем у тех, кто не подвергался АВА (28%). По словам исследователя, частота явного посттравматического стрессового расстройства увеличивается после воздействия АБК независимо от возраста пациента. Однако качество этого исследования оспаривается другими исследователями.
Наказания воспитателей
Дети подвергаются наказаниям не только дома, но и в детском саду и даже в школе. Несмотря на то, что применение розг в школах уже давно отменено, существует много других методов наказания — от задержания после уроков до исключения из школы. Кроме того, у многих учителей излюбленным (но не слишком педагогичным) способом перевоспитания являются так называемые коллективные наказания, когда из-за одного провинившегося ученика страдает весь класс. Многие педагоги утверждают, что зачастую учителя и воспитатели наказывают под воздействием эмоций, не утруждая себя поиском причин плохого поведения детей. В действительности эффективность наказаний, исходящих от воспитателей и учителей намного ниже, чем наказаний, исходящих от родителей. Однако и в последнем случае у детей возможны тяжелые психологические травмы.
3 вещи, за которые нельзя наказывать ребенка
Любопытство
Сюда относится почти всё, что родители считают опасным для своих крох. «Не открывай ящик — придавишь пальцы». «Убери руки от огня — обожжешься». «Не трогай вазу — разобьешь». «Не лезь на тумбочку — упадешь». Сделав такие и подобные замечания 2-3 годовалому ребёнку несколько раз и, естественно, не получив результата, большинство мам не выдерживают и шлепают малышей.
Не всегда, но в некоторых случаях это срабатывает и ребенок перестает делать «то, что не нужно». Но какой при этом вывод делает малыш? Вместо того, чтобы понять, почему опасно проделывать все эти штучки, он усвоит: за любопытство наказывают.
Разобранный вентилятор, разрисованные обои, разрезанное на лоскутки новое платье, размазанная по зеркалу губная помада — все это также проявления детского любопытства. Вместо того, чтобы наказывать ребенка за подобные шалости, объясните, почему не нужно больше так сделать, предложите альтернативу и понадежнее прячьте «ценные» вещи.
Случайный проступок
Виктория, моя клиентка, на консультации вспоминала, как в детстве мама наказывала её за любой, даже незначительный или случайный проступок. В памяти девушки отпечаталась сцена, где за случайно разбитую тарелку из сервиза её, восьмилетнюю девочку, на 2 недели лишили всех развлечений. А в 15 лет за опоздание с вечерней прогулки на полчаса, мама обстригла выше плеч её длинные волосы. А девушка всего лишь заболталась с подругами и забыла о времени.
Совершенно неадекватные и несоизмеримые случайным проступкам наказания сделали свое дело — Виктория выросла человеком с психологией жертвы, вышла замуж за абьюзера. И лишь по счастливому стечению обстоятельств ей удалось вырваться из этих отношений.
О том, к чему приводят неадекватные наказания детей, я подробнее расскажу ниже, а сейчас просто повторю: никогда не наказывайте детей за что-то, сделанное случайно, без умысла или из-за неправильной оценки последствий.
Например, дочка хотела помочь маме с сервировкой праздничного стола, но взяла больше тарелок, чем способны удержать детские ручки. Уронила тарелки и большая часть из них разбилась. Естественно, у мамы возникает сильное желание отругать «помощницу» за ущерб и лишние хлопоты. Но делать этого категорически нельзя. Единственный урок, который в этом случае ребёнок усвоит на всю жизнь — инициатива наказуема.
Наказание не сделает ребенка более внимательным, аккуратным, ответственным. Но точно превратит его в невротика, который боится родителей, не доверяет им и не рассчитывает на их поддержку.
Неспособность что-то сделать
Можно ли ругать детей за плохие оценки, неумение постоять за себя, или любые другие вещи, которые он не может выполнить? Нет. Как и за другие его «неспособности». Например:
- Играть, петь, танцевать, как сын «маминой подруги»;
- Лепить из пластилина или вырезать фигурки из дерева;
- Заучивать на память длинные монологи;
- Занимать первые места на соревнованиях;
- Делать то, что, по мнению родителей, ребенок непременно должен уметь, но почему-то не умеет.
Помню, как несладко приходилось моей школьной подруге Жене, мама и папа которой работали преподавателями на физмате. У неё не было особых способностей к точным наукам, но отец и мать были уверены, что дочь просто ленится. По их мнению, понимание математики и физики было в дочке «заложено генетически». А бедная Женя кое-как вытягивала их на тройки, за что сурово наказывалась. Когда весь класс на каникулах ходил в турпоходы, ездил на экскурсии и в театры, она сидела и зубрила формулы, абсолютно не понимая, что они означают.
Если у сына или дочери что-то не получается, наказание не поможет им «стать лучше». Только поддержка, понимание, доброжелательность и принятие могут дать положительный эффект.
За что еще нельзя наказывать ребенка
По большому счету, все, что не вписывается в сценарии из предыдущего пункта, не должно влечь наказания. Разве логично ругать ребенка за нарушение правил, о существовании которых он даже не подозревал? Или за поступок, последствия которого не мог представить, оценить? Но это огромная работа для родителей — проанализировать ситуацию, разобраться в ней. Не все хотят или умеют с ней справляться.
Лайфхак для родителей, которые хотят научиться правильно наказывать своего ребенка: в следующий раз, когда возникнет желание отругать или шлепнуть неслуха за очередную выходку, попробуйте действовать так:
Остановитесь, сделайте несколько медленных глубоких вдохов и выдохов, чтобы успокоиться. Постарайтесь «отключить» гнев и раздражение.
Посмотрите на ситуацию глазами своего ребенка и попробуйте понять, почему он поступает так, что пытается выразить или чего хочет добиться. Например, дочь открыла ящик шкафа и вытащила все его содержимое на пол. Зачем она это сделала? Может быть, среди вещей есть что-то, что ей нравится или интересно
А, может быть, это способ привлечь ваше внимание? Пока мама будет собирать вещи, она будет рядом, даже если в это время она сердится и ругается.
Вспомните, как вы реагировали на подобные выходки в предыдущие разы, и оцените, дала ли эта реакция желаемый эффект. Например, перестал ли сын забирать у детей игрушки на детской площадке после того, как вы на него накричали или поставили дома в угол.
Если нет, подумайте, почему ребенок не реагирует на ваши попытки вразумить его
Возможно, вы только ругаете, но не объясняете, почему его поступки плохие? Или объясняете, но говорите с ним «не на его языке» и ваши объяснения ему не понятны? Попробуйте сделать это другими способами. Как вариант, опишите ситуацию на примере его любимых мультяшных или сказочных героев.
Если проанализировав поведение сына (дочери) вы убедились, что совершая проступок он (она) понимал, что нарушает правила и что будут последствия, подумайте, как правильно наказать ребенка.
Почему родители наказывают детей
Начну с главного вопроса — почему вообще возникает вопрос о наказании детей? Когда я на консультациях спрашиваю об этом родителей, чаще всего слышу ответы вроде:
- Не слушается;
- Не понимает, когда ему что-то спокойно объясняют;
- Все делает на зло;
- Не реагирует на замечания, просьбы и уговоры.
Все эти ответы по сути означают одно — ребенок ведет себя не так, как хочет родитель. То есть, его поведение не удобно для мамы или папы. Вместо того, чтобы понять, почему сын или дочь капризничает, делает что-то нежелательное, родители прибегают к самому простому способу изменить ситуацию — наказывают.
Крикнуть, пригрозить, шлепнуть по мягкому месту проще, чем разобраться в мотивах поступка или поведения, доходчиво объяснить, почему так поступать нельзя, предложить конструктивную альтернативу. Плюс наказание обычно дает моментальный результат, а эффекта от объяснений приходится ждать долго.
Выдержки для этого хватает не у всех родителей. Особенно, если самих их воспитывали по методу «кнута и пряника», никто не вел с ними разъяснительных бесед. Родители просто не знают других способов воспитания, и не особо хотят узнавать их: «Меня в детстве родители пороли и ничего, нормальным человеком вырос». Хотя, в вопросе «нормальности» таких родителей не все однозначно.
Но давайте будем справедливы — иногда возникают ситуации, в которых наказать ребенка действительно необходимо
Вот только способ наказания нужно выбирать очень осторожно и обдуманно
У конструктивного наказания может быть только одна цель — показать ребёнку, что у каждого действия есть последствия. К сожалению, в большинстве случаев родители наказывают детей, даже не задумываясь о цели. По сути, они просто вымещают злость из-за собственного бессилия и разочарования.
Как же понять, за что наказывать ребенка, а за что нет? Каким должно быть наказание? Как не усугубить ситуацию, не нанести вред любимому чаду? Разберем на конкретных примерах.
Как наказать ребенка без обид и истерик?
С какого возраста стоит применять наказания к детям? Психологи утверждают, что в 2,5-3 года родители уже могут внедрять наказания для детей за какие-то опасные или нехорошие поступки, при этом обучая их. Как же это сделать без истерик и игнорирования, ведь малышу так сложно смириться, что его в чем-то могут ограничить.
Чтобы правильно наказать ребенка, нужно объяснить подробно, из-за чего именно возможно наказание, т.е. определить границы «преступлений» или создать правила, которые обязательны к выполнению. Какими должны быть правила? Для правильной организации всего процесса наказаний, родители могут сформировать правила для ребенка, исходя из следующей функциональности:
- они должны формировать у ребенка чувство безопасности и стабильности;
- они должны давать реальные знания о происходящем за пределами семьи;
- правила – это нечто, отличающееся от желаний, мнения ребенка и его родителей;
- они должны помогать организовывать режим дня ребенка;
- они должны учить уважать границы других людей.
Маленькому, растущему и активно познающему мир ребенку сложно объяснить все грани правильного и неправильного за один раз. Создание правил и определение наказаний за них должно соответствовать не только конкретной семейной обстановке.
Именно поэтому, если правило оговорено заранее, понятно ребенку и определено наказание за нарушение этого правила, то такое наказание будет восприниматься малышом не как прихоть родителей, а как действие, уберегающее или помогающее преодолеть разные неприятные случаи в будущем.
Виды материальных взысканий
Второй и часто более эффективной группой мер влияния на сотрудника является денежное воздействие, то есть лишение его определенной части заработной платы. Такие методы чаще являются неофициальными, поскольку в действующем законодательстве не предусмотрены. К наиболее распространенным из них относятся:
Штрафы
Это удержание из заработной платы части средств в форме наказания за совершение какого-либо проступка. Ни в ТК РФ, ни в федеральных законах применение штрафов не предусмотрено, поэтому такие действия работодателя являются незаконными. Однако в случае получения черной или серой заработной платы работодатель вполне может лишать сотрудника части денег в виде наказания.
Лишение премии
Может быть как полным, так и частичным, когда сотрудник все-таки получает премию, но в меньшем размере.
- при наличии дисциплинарного взыскания;
- в случае недостижения установленных показателей работы;
- при условии невыполнения трудовых обязанностей и т. п.
Главное, чтобы все эти условия были прописаны во внутренних документах предприятия, а сама премия не была обязательной и безусловной составляющей заработной платы. В противном случае ее невыплата будет нарушением трудового законодательства.
Привлечение к материальной ответственности
Данный метод наказания можно применять только в том случае, если сотрудник в результате совершения каких-либо действий нанес ущерб имуществу предприятия. В зависимости от конкретной ситуации возмещение ущерба может происходить как в полном объеме, так и в рамках среднемесячной заработной платы. При этом факт совершения подчиненным проступка необходимо подтвердить документально.
Временное сокращение соцпакета
Он может включать в себя дополнительные услуги по обеспечению отдыха и досуга сотрудников, например: оплата обедов, фитнес-зала, предоставление путевок и т. п. Лишить этих услуг в качестве наказания можно только в том случае, если обязательство по их оплате не содержится во внутренних нормативных документах предприятия.
Применение каждого из данных видов наказания требует от работодателя осторожности и соблюдения всех установленных правил, поскольку большинство данных методов являются не вполне законными
Специальные правила назначения наказания
Уголовное законодательство разработало правила, которые позволяют смягчать или ужесточать наказание. Получается, что на практике действие статей Особенной части УК РФ меняется и трактуется по-другому.
Правил множество. Поэтому существует юридическая классификация и правовая систематизация. Классификация – это система распределения однородных положений на группы понятий УП.
Стандартная система деления:
- уголовные дела;
- уголовно-процессуальные.
Смягчение (уменьшение срока) наказания основано на использовании уголовно-процессуальных норм и правил(гл.40 УПК РФ). В главе разъяснён особый порядок принятия решения суда. Основание применения –согласие обвиняемого с предъявленным ему решением и выводом суда.
Другие специальные положения назначения наказания идут на основании другой статьи: общий УК и классифицируются на подгруппы. Критерием деления является характеристика субъекта, попадающего под УН. К таким характеристикам относят социально-демографические признаки личности преступника.
Что не может быть условием смягчения:
- возраст;
- семейное положение;
- статус;
- трудоспособность.
Что такое наказание?
Наказание — это метод контроля за поведением. Ожидается, что ребенок, наказанный за плохой поступок, в будущем поведет себя иначе. Точно так же, как и водитель автомобиля, уплативший штраф, должен в будущем соблюдать правила дорожного движения, или человек, попавший за совершенное преступление в тюрьму, должен раскаяться и начать соблюдать общественные нормы поведения. По утверждению психологов, изучающих поведение человека, существует активное и пассивное наказание. В первом случае наказание физическое. Суть пассивного наказания заключается в том, что наказуемому запрещается пользоваться определенными вещами (например, в течение некоторого времени ребенку нельзя смотреть телевизор).