Почему нельзя шлепать детей: веские причины

Про естественные последствия — вместо крика

Шаг 6-й — бывает, что единственными последствиями для ребенка являются мамин ор и папин подзатыльник. Но с реальными последствиями плохого поведения ребенок так и не сталкивается.

Например, мама с ребенком собираются в цирк. Прямо перед выходом ребенок начинает вопить, отказывается одеваться или одевается, как назло, очень медленно. Мама долго возмущается, что они опаздывают, требует поторопиться, а в итоге одевает ребенка сама. И ребенок все равно попадает на представление.

В голове остается схема: «вредничал — мама поорала, уделила внимание — еще и в цирк сходил». То есть ребенок не столкнулся с естественными последствиями своих действий

Мама хоть и с криком, но уберегла ребенка от них. Ведь жалко деньги за билеты. А свои нервы не жалко?

То есть ребенок не столкнулся с естественными последствиями своих действий. Мама хоть и с криком, но уберегла ребенка от них. Ведь жалко деньги за билеты. А свои нервы не жалко?

И вариант два. Ребенок не хочет одеваться, мама спокойно предупреждает, что тогда они опоздают. И они реально опаздывают. Не попадают на представление. Вот это и есть последствие, с которым ребенок столкнулся. Да, он будет плакать, страдать, а спокойная мама будет его утешать. Но схема в голове останется: «вредничал — внимания от мамы не было — в цирк не пошли».

Все, что ребенку нужно запомнить: делаешь плохо — будет плохо.

А вот что следует запомнить родителю: они просто дети. Маленькие человечки, которые пока не понимают, как в нашем мире все устроено и чего ожидать. Они точно будут проверять наши границы, чтобы понять, на что можно опереться. Они в любом возрасте будут нарушать правила и таким образом учиться ответственности. Их мозг еще недоразвит, жизненного опыта не хватает, эмоции часто берут верх, они не могут думать и реагировать адекватно.

И все равно они нуждаются в нашей любви. Особенно в те моменты, когда меньше всего заслуживают.

Как наказывать ребенка, чтобы задумался — но не травмировать

Раньше мы часто пользовались таким распространенным методом, как оставление ребенка наедине с собой. Ставили в угол, отводили в другую комнату, чтобы он там «успокоился и подумал над своим поведением».

Сейчас же мы перестали так делать, потому посыл этого действия — ты нужен мне только удобный и послушный, и ты будешь один, пока снова не начнешь соответствовать моим требованиям. Это неправильно, потому что основа родительства — это принятие. Принятие ребенка таким, какой он есть, и обещание любить, несмотря ни на что.

Лучший способ наказания, на мой взгляд, — это лишение дополнительных и приятных бонусов. Не пустить гулять, не показать мультфильм или не дать любимый десерт… Это не травмирует ребенка, но заставит задуматься в следующий раз: хочет ли он вновь этого лишиться?

Еще одно золотое правило: держать свои слова. Обещали забрать планшет, если не наведет порядок в комнате? Заберите. Если понимаете, что наказание слишком сурово, — смягчите его, но слово сдержите (заберите не на неделю, а на два дня). Не сделаете этого — и ребенок быстро поймет, что ваши угрозы — это пустые слова, и перестанет им верить.

А чтобы таких ситуаций не было, перед тем как что-то сказать, пообещать, запретить — сто раз подумайте

Надо оно вам? Важно ли? Стоит ли? А принимать и отменять свои решения по 10 раз на дню — как минимум несерьезно

Всегда соизмеряйте поступок ребенка с силой наказания. Если он разбил дорогую вазу, какого наказания он заслуживает? Серьезного, скажете вы. А если разбил случайно, желая, например, помочь вам вытереть с нее пыль?

Самое страшное для малыша — это недовольство им его родителей. Действия ребенка направлены на то, чтобы нравиться взрослому, чтобы тот его любил, заботился о нем. Для каждого ребенка ужаснее мыслей, чем оказаться покинутым, остаться одному, быть не может. Поэтому проявляя недовольство, соблюдайте меру, не перегибайте палку.

Основы «правильного» наказания

Тем не менее, наказывать детей тоже нужно. Это необходимо для понимания ими границ дозволенного и того, чего нельзя ни при каких обстоятельствах. И все же, физическое воздействие психологи советуют заменить на определённые ограничения либо лишения чего-либо: мультфильмов, игр на планшете, сладостей и. п. Но лишение не должно распространяться на вещи, играющие важную роль в развитии ребенка: посещения любимых занятий и секций, прогулок, фруктов и т.д.

Довольно популярным видом наказания считается «угол»

Важно знать, что максимальное время пребывания в нем (в минутах) должно соответствовать возрасту ребенка

Существуют несколько основных правил наказания:

Последовательность

Наказание должно наступать за конкретный проступок сразу же (а не через день или неделю). Ребенок должен понимать, за что наказан и почему. Некоторые родители бывают непостоянны в своих действиях и нередко «сегодня» могут наказать малыша за то, что «вчера было можно». Это одна из самых больших ошибок, потому как вводит ребенка в заблуждение и не дает ему обозначить для себя границы дозволенного;

Недопустимость публичности

Ни при каких обстоятельствах нельзя наказывать ребенка «при всех». Если он нарушил правила вне дома, следует отвести его в сторонку и объяснить, что произошло, упомянув о том, как он будет наказан чуть позже.

Уважение к ребенку

Наказание ни в коем случае не должно унижать ребенка и демонстрировать родительскую «нелюбовь»

Важно объяснять малышу, что он нарушил правила, и именно поэтому (а не потому, что он плохой в принципе) он не посмотрит перед сном любимый мультфильм

И все же, если ситуация достигла «точки кипения» и мама шлепнула малыша – не стоит заниматься самоедством, корить себя и вешать на грудь ярлык «плохая мать». Нужно объяснить малышу, что мама не сдержалась, но она по-прежнему очень любит своего ненаглядного кроху. Обнявшись, можно побеседовать с ребенком о том, что произошло и почему именно так случилось. После этого следует уже самостоятельно проанализировать ситуацию и понять, когда именно она вышла из-под контроля, чтобы не допустить повторения подобного сценария в дальнейшем.

Проблемы, связанные с назначением наказаний

Основная проблема назначенных наказаний в том, что эффект от них носит лишь временный характер. Страх и сила помогают добиться изменений только на непродолжительный период. Как только срок наказания истекает, ребенок начинает думать, что уже отработал свою повинность, и чувствовать себя независимым от ответственности в дальнейшем.

Принуждение, приносящее мгновенный эффект, никогда не дает долгосрочных результатов. Угроза наказания может заставить подчиниться — но примерное поведение будет наблюдаться до тех пор, пока над его головой будет висеть этот меч. Принуждение может со временем исчезнуть, однако это вовсе не значит, что на смену ему придут ответственные поступки и решения. Угроза наказания может заставлять вести себя примерно дома и не иметь на ребенка ни малейшего влияния в ходе его взаимодействия с остальными людьми — с дедушками и бабушками, воспитателями или другими детьми.

Так, 10-летний мальчик испытывает огромное желание украсть что-нибудь из магазина. Все его друзья делают это, и никто за ним не наблюдает. Ребенка, чьи родители используют систему наказаний, в данной ситуации ничего не сдерживает. Ведь если он уверен, что его не поймают, почему и не попробовать? Напротив, ребенок, которому прививают понятия ответственности и самодисциплины, столкнется с серьезной дилеммой. Для такого ребенка сдерживающим фактором является не страх оказаться пойманным и наказанным, а принятие верного решения. Мысль о том, как его поведение скажется на окружающих — на владельце магазина, вынужденном заплатить за товар, на невинной жертве, несправедливо обвиненной в краже, на родителях, которые будут испытывать сильное разочарование, и многих других, кто принимает участие в его жизни, может оградить его от злоупотребления их доверием.

Мерой эффективности родительского воспитания является именно то, как ребенок ведет себя, когда взрослых нет поблизости, когда ребенку кажется, что ему не надо будет отвечать за последствия.

Почему малыш не слушается

Психологи выявили несколько причин непослушания детей. К ним относятся:

борьба за самоутверждение;
способ привлечь внимание;
желание противоречить;
чувство неуверенности;
непоследовательность в воспитании;
завышенные требования к малышу.

Ощущение уникальности присуще всем людям, однако, со временем оно может исчезнуть. К году кроха осознает себя личностью, у которой есть собственное мнение и позиция. Это взрослые воспринимают его крохой, но не он сам! Отсюда берут корни многие детские капризы и недоразумения.

Если карапузу не хватает внимания, он находит способ воздействия на взрослых – непослушание. Очень действенный способ! Делать все наоборот – тоже один из методов воздействия малыша на родителей. Причинами подобного поведения может быть обида либо недостаток внимания родителей.

Чувство неуверенности в себе возникает на почве постоянных одергиваний малыша и раздражения родителей по малейшему поводу. Маленький человечек просто пытается защититься и перестает воспринимать постоянные одергивания со стороны матери, абстрагируется.

Бессистемное воспитание получается тогда, когда у крохи очень много воспитателей – мамы с папами, бабули с дедулями, дяди с тетями. Каждый из воспитателей имеет свои представления о правильном воспитании, которые могут противоречить представлениям других членов семьи. Этот стиль можно назвать “лебедь, рак и щука”. Малыш просто не знает, как ему поступать: одни его хвалят, другие – наказывают.

Некоторые родители предъявляют маленькому человечку просто невыполнимые требования. Обычно это происходит у авторитарных родителей, которые свое слово и власть возводят в абсолют. Никто не прислушивается к ребенку, никто не интересуется его состоянием – только требуют. Если не выполнил требование, следует наказание. Находиться в такой атмосфере чрезвычайно сложно даже взрослым, не говоря о ребятишках.

Повышенный тон, обвинения, оскорбления

Не битье, конечно, но тоже вещь ненужная и неприятная. Напишу коротко: дети способны усваивать информацию только в состоянии покоя, поэтому, когда вы кричите, сказанное доходит до них крайне плохо. Крик — неважный способ коммуникации.

Ваша задача — объяснить ребенку, показать, рассказать, научить, а не напугать своим криком так, что ребенок ничего не поймет, но послушается по инерции.

Оскорблениями мы программируем детей на определенную волну. Если внушать сыну, что он неряшливый, трусливый и никчемный, а дочери — что она глупая, некрасивая и неумеха, они такими и вырастут, не сомневайтесь.

Но вы сами-то верите в те слова, что говорите? Верите, что разбить чашку из сервиза — самый ужасный поступок в жизни? И что малыш — идиот и рукожоп, если случайно ее уронил? Верите?

А ребенок верит. Кстати, урони чашку вы сами, наверное, не набросились бы на себя с криками и обзывательствами.

Конечно, есть моменты, когда крикнуть просто необходимо. Например, при возникновении опасности для жизни и здоровья ребенка или в других похожих ситуациях. Но использовать крик ежедневно, просто потому, что вы не можете ребенку донести свой запрет или указание, — крайне глупо. Тем самым вы просто расписываетесь в своей беспомощности и слабости.

Как держать себя в руках. Вообще отлично работает следующая тактика: когда вам захочется покричать, поставьте на место ребенка себя. Хотелось бы вам услышать такие слова? Еще и в таком тоне? Нет? А чем тогда ваш ребенок хуже?

Что делать, если вы отшлепали ребенка?

Если мама все-таки шлепнула ребенка (или это сделал папа), но не является сторонником детских шлепков как воспитательной меры, то стоит задуматься над причиной своего поступка. Что вынудило вас поступить именно так, а не иначе? Возможно, вам не хватило терпения, вы находились в стрессовой ситуации, не смогли найти другого пути решения проблемы. Если вам удастся четко ответить на вопрос, то это станет первой ступенью на пути правильного и полноценного воспитания ваших детей.

В современном мире на каждом человеке лежит масса обязанностей и необходимость разрешить множество проблем. Зачастую взрослые испытывают недостаток финансовых средств, проблемы в отношениях с супругом (супругой) и близкими родственниками. На людей направлены огромные потоки информации, с которыми иногда не под силу справиться. Все это накладывает отпечаток на эмоциональную сферу человека. Главное, это суметь правильно расставить приоритеты в своей жизни. Полноценное воспитание ребенка должен стать одним из главных. Ответ на вопрос о том, можно ли шлепать ребенка, должен быть отрицательным.

После того как вы поняли причину своих действий, поговорите с ребенком. Выясните причину его плохого поведения и непослушания или объясните, почему нельзя делать то, за что его наказали. Пользуйтесь простыми и понятными словами, обязательно напомните, что вы все равно любите его.

Помните о том, что физическое наказание вызывает страх у ребенка и ввергает его в состояние стресса, с которым сложно справиться неокрепшему организму. Это может стать не только источником поведенческих отклонений, но и проблем со здоровьем.

Ошибки — это часть жизни

Приучите детей к этой мысли. Ошибки — неотъемлемая часть процесса познания. Признайтесь себе: «я побила своего ребенка». Обнимите егоо и прямо скажите, что вы совершили ошибку. Что делать? Попросите дать возможность ее исправить. Дети поймут — взрослые тоже допускают «промахи», но всё можно исправить. А потом применят такой же подход в другой ситуации.

Кто-то возразит, что это долгий путь. Гораздо быстрее можно чего-либо достичь, если время от времени применять физическое наказание.

Но дети запоминают отношение к ним. В следующий раз они будут вести себя хорошо не потому, что хотят этого, а чтобы избежать ругани родителей, не чувствовать на себе толчков, шлепков. Или за определенную плату — игрушки, аттракционы, лишний час за компьютером.

А потом они дадут такое же воспитание, основанное на страхе и выгоде, своим детям.

Часто мамы спрашивают у подруг и специалистов: «Почему я бью старшего ребенка, что делать?». Потому что маленький еще слабенький и хрупкий, у родителей на него не поднимается рука. Пока. Позже до него дойдет очередь. А пока малыш видит, что мама не знает, как сдержаться и не ударить. Он рад только одному — хорошо, не мне досталось.

Но данный метод поможет воспитать слабое существо, которое будет всеми силами стараться избежать наказания, хитрить, изворачиваться. Чадо, родители которого не знают, как перестать кричать на маленького ребенка и бить его по попе, станет мстить родителям, вымещать злость на тех, кто слабее (младшие дети, животные). Цепная реакция. Поэтому физическое насилие — тупик.

Альтернатива шлепкам

Не нужно стараться быть идеальным родителем с картинки.Позвольте себе злость, усталость и другие эмоции. Говорите о них с ребенком. Объясняйте, почему вы так поступили. Не считайте зазорным извиняться пред малышом.

Психологи советуют следующие альтернативные физическому наказанию и шлепкам по попе методы:

  1. Объясните ребенку последствия поступка, почему так плохо делать. Хорошо работают примеры из мультфильмов, сказок.
  2. Если жизнь малыша в неопасности (он не сует ничего в розетку, не высовывается из окна, не стремится перебежать проезжую часть), позвольте ему на собственном опыте понять, чем чревато его поведение.
  3. Если ребенок в истерике, ее острой фазе, дайте ему возможность проораться. Пусть и в общественном месте. Это потребует собрать все силы в кулак, чтобы не реагировать на проходящих мимо людей и деликатно попросить их не вмешиваться. Когда истерика пойдет на спад, обнимите его.
  4. Поставьте ребенка в угол. Время рассчитывайте исходя из его возраста. Минута на год жизни.
  5. Можно отправить непомерно расшалившегося малыша в другую комнату.
  6. Лишите его мультфильмов или игр на планшете, поездки в развлекательный центр, конфет. Того без чего не пострадает его развитие. Не стоит «отбирать» в знак наказания хобби.

Не угрожает попусту, если пообещали, сделайте. Так удастся выстроить четкие границы.

Никогда не торгуйтесь с ребенком, не позволяйте ему манипулировать вами.

К чему приводят телесные наказания

  • У детей до 1,5 лет повышается риск повреждений, вплоть до переломов и прочих опасных последствий;
  • Систематическое физическое наказание провоцирует агрессивное поведение, конфликты и скандалы в семье, ухудшает взаимодействие и взаимоотношение между родителями и детьми;
  • Нарушение психического здоровья и социальных навыков. Малышу труднее установить контакт с другими людьми, в т.ч. со сверстниками;
  • Усиление агрессии у детей дошкольного и школьного возраста;
  • Ухудшение физического состояния, среди которого преждевременная усталость и слабость, бессонница и нарушение сна, ослабление иммунитета и частые болезни;
  • Ухудшение психического и эмоционального состояния, среди которого плохое и удрученное настроение, развитие невропатологий, депрессия;
  • Возникновение у детей чувство страха, неуверенности в себе;
  • Наказания приводят к еще большему наказанию. Когда родитель шлепает ребенка по попе и не видит результата, он нередко приходит к выводу, что подобных мер недостаточно. В результате он начинает наказывать малыша чаще и сильнее;
  • Дети при постоянных наказаниях уже перестают адекватно воспринимать подобные меры. Со стороны они кажутся невоспитанными и избалованными. Но в действительности они не понимают, как себя правильно вести, что от них требуют родители;
  • Если продолжать лупить и бить ребенка, истерики и слез не избежать. Это только усугубит ситуацию. Успокоить малыша в дальнейшем станет трудно;
  • Когда родитель кричит и орет, дерется и распускает руки, он подает пример детям. В итоге последние думают, если ты зол или рассержен, нужно поступать только так. Поэтому в будущем он станет выяснять отношения с помощью криков и кулаков.

Три запрета для ребенка — достаточно

Границы дают ребенку ощущение предсказуемости и снижают его тревожность. Главное здесь — ЧТО запрещать и КАК запрещать.

Границы должны оставлять ребенку достаточно пространства для экспериментирования и ошибок и не должны значительно снижать свободу ребенка. Лучше всего работает подход трех типов границ:

  • запрет на агрессию;
  • запрет на то, что непосредственно угрожает жизни и здоровью ребенка;
  • границы, связанные с развитием у ребенка терпения.

Запрет на агрессию означает, что в нашем доме нельзя бить, кусать, щипать, дразнить, обзывать другого.

Запрет на небезопасное поведение часто противоречит экспериментированию и риску попробовать что-то новое

Применяйте его с осторожностью и обратите внимание на слово «непосредственно». Если ребенок забрался на качели, то риск для его здоровья и жизни, несомненно, возрастает, но он вполне приемлем, тем более что вы можете встать рядом и страховать. Когда младенец тащит игрушку в рот, риск кишечной инфекции возрастает многократно, но, стоя на страже этой границы, вы можете существенно задержать его психическое развитие и тренировку иммунной системы

Когда младенец тащит игрушку в рот, риск кишечной инфекции возрастает многократно, но, стоя на страже этой границы, вы можете существенно задержать его психическое развитие и тренировку иммунной системы.

Правила, связанные с развитием терпения, например «Сначала уроки, потом развлечения», — отличный способ научить ребенка при необходимости откладывать удовольствие. Это залог психологической зрелости и самоконтроля: устойчивость к дискомфорту и сиюминутным импульсивным соблазнам в ущерб, например, здоровью (курение, алкоголь, наркотики и пр.) и другим долгосрочным интересам человека.

Таких ограничений, как «Нельзя трогать вазу» или «Нельзя прыгать по лужам», можно вообще избежать, убрав в недоступное для ребенка место ценные вещи и купив ему непромокаемые штаны и сапоги.

Причины отказа от детских шлепков

Психологи едины во мнении, что в преобладающем большинстве случаев выход за рамки дозволенного — это нормальное поведение ребенка, желающего познавать окружающий мир. Конечно, речь идет о том, чтобы, например, измерить глубину лужи или попробовать на вкус снег. Кроме того, таким образом дети проверяют, что можно на самом деле, чего делать нельзя, а еще силу характера взрослого.

Очень важно дать ребенку понять, где заканчивается можно и начинается нельзя. Чтобы избежать бунта, необходимо придерживаться нескольких простых правил:

  • четко и однозначно осудите плохой поступок;
  • установите простое понятное правило (или несколько) заранее;
  • объясните эти правила ребенку;
  • всегда придерживайтесь линии поведения, согласно которой осуждается плохой поступок, но не становится от этого плохим ребенок.

При наказании дети не должны чувствовать себя лишенными родительской любви. Некоторые психологи настаивают на том, что шлепать детей недопустимо. Такая точка зрения основана на следующих причинах:

  • Шлепок — это удар. Бить детей категорически нельзя.
  • Это проявление слабости родителей. Шлепки могут воздействовать на малыша только физически, других инструментов для этого у них нет.
  • Скорее всего, после шлепка-удара ребенок подумает, что его не любят. Он начнет действовать в соответствии с эти ложным заблуждением.
  • Шлепки — это устрашение, но не решение конфликта. Ребенок не признает свою вину, но начинает бояться.
  • У ребенка может утвердиться мнение о том, что бить — это хорошо. Такая убежденность может сильно навредить ему в будущем.

Известный французский психотерапевт Изабель Фийоза в своих трудах по детской психологии не раз выдвигала мысль о том, почему нельзя шлепать ребенка. Если родители решают проблему с использованием физической силы, то эта привычка укореняется в малыше с детства. Скорее всего, уже подростком он будет аналогичным образом разрешать споры и конфликты в школе. В дальнейшем таких детей признают трудными, что накладывает отпечаток на всю их жизнь.

Дети подражают родителям

А как же тогда наказывать ребенка?

Но как же тогда детей воспитывать? Если кричать и бить неэффективно? Надо же иногда и наказать ребенка.

Тут мне придется напомнить, что у дошкольников очень плохо развита зона мозга, отвечающая за самоконтроль. Они искренне хотят вести себя лучше, но в сам момент события при сильном желании не могут с собой совладать. Не потому, что вредничают, не потому, что хотят вас позлить, а просто из-за особенностей физиологии.

Поэтому ваши слова не помогут. Ребенка воспитывают не слова, а последствия.

Шаг 5-й — на негативное поведение ребенка давайте максимально спокойную реакцию.

Ребенку все равно, каким способом он получит внимание от родителя — хорошим или плохим. Если на хорошее поведение вы реагируете безэмоциональным “молодец”, а на плохое эмоционируете, кричите, размахиваете руками, то какой вариант выберет ребенок?

Полностью поменяйте ваши реакции местами

Когда ребенок спокойно играет или помогает вам убрать со стола — прыгайте от счастья, а когда разбрасывает или не слушается — сохраняйте спокойствие. Вы увидите перемены очень быстро

Полностью поменяйте ваши реакции местами. Когда ребенок спокойно играет или помогает вам убрать со стола — прыгайте от счастья, а когда разбрасывает или не слушается — сохраняйте спокойствие. Вы увидите перемены очень быстро.

Как защищать границы и отстаивать запреты

Ограничения должны отстаиваться дружелюбно, последовательно и аргументированно. Ребенок обязательно будет тестировать их (еще один аргумент в пользу минимума границ, иначе ваши отношения рискуют перерасти в борьбу по каждому поводу). Будьте готовы к этому и ведите себя ровно и уверенно.

Если ребенок рвется на проезжую часть, вы можете схватить его в охапку и отнести в машину или домой, несмотря на его истерику, но при этом вести себя спокойно, без брани и шлепков. Повторяйте одну фразу: «Нельзя убегать от мамы» вместо «Вот я тебе задам дома». У ребенка нет злой воли, идет естественный процесс тестирования. Реагируйте на это с улыбкой мудреца.

Отстаивайте ограничение при каждой попытке его нарушить. Если сегодня приходить домой после 9 часов вечера можно, а завтра — нельзя, у ребенка возрастает тревога из-за отсутствия предсказуемости и возникают сомнения по поводу ваших мотивов. По этой же причине разъясняйте ребенку смысл установленных вами правил, но не ожидайте, что он непременно поймет и согласится с вами.

Если ребенок мал (меньше 3–4 лет), самый лучший способ защиты границ — отвлечение

Переключите внимание малыша на проезжающую пожарную машину, мороженое дома или мультфильм. Вы можете также носить в кармане или сумке заранее заготовленную игрушку, старый мобильник или связку ключей

Энергичные отвлечения могут значительно ослабить уровень напряжения в ваших отношениях с ребенком.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Клуб родителей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: