Почему важно уметь спорить
Спор – это словесное состязание, противовес мнений, благодаря аргументированному обсуждению которых выясняется суть.
Есть люди, и их немало, которые не любят спорить и готовы принять чужую позицию
Однако уметь отстаивать свою точку зрения чрезвычайно важно. Если человек не имеет своего мнения, то перестаёт быть личностью
Кроме того, окружающие люди могут заблуждаться, независимо от своего статуса, что может привести к неверным решениям. Чужое мнение нужно уметь воспринимать только как мнение, уважая его, но, не подчиняясь ему. Людям свойственно ошибаться.
Люди с собственным мнением меньше поддаются чужому влиянию, а значит, в меньшей степени склонны попадать в зависимости: психоактивную, религиозную, идеологическую.
Спорщики, как правило, уверены в себе, имеют широкий кругозор, открыты и решительны. Положительных аргументов в пользу умения спорить вполне достаточно, чтобы начать учить ребенка этому непростому искусству. Работа состоит из двух больших этапов:
-
учить иметь свое мнение;
-
учить его отстаивать.
Способ №5: Интересуемся мнением
Этот способ поможет мамам и папам воспитать настоящего спорщика (в хорошем смысле!). С детьми необходимо не просто общаться, но ещё и как можно чаще спрашивать их мнение по любому вопросу.
Многих детей называют почемучками, но что, если и родители такими станут? Например: «Почему ты думаешь, что Красная Шапочка не должна была идти через лес? Почему диких животных нельзя держать дома? Какой супергерой самый сильный и почему?» Так вы не только научите ребёнка поддерживать дискуссии, но и поддержите его умение находить и выражать свою точку зрения, искать ответы на интересные ему вопросы и сохранять любознательность и гибкость ума.
СОФИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД: «СЛУШАЙТЕ СЮДА, ЧТО Я ВАМ СКАЖУ…»
Главное для вас – не истина, а победа в споре. Вы стараетесь запутать собеседника и заморочить ему голову, прибегая к софизмам.
Софизм – в переводе с греческого «измышление», «хитрость», «уловка».
Так называется хитроумное «доказательство» неверного утверждения, цель
которого – увлечь собеседника по ложному пути. Иными словами, это
виртуозное надувательство.
Пример софизма. Если равны половины, то равны и целые. Полуполное есть
то же, что и полупустое. Значит, полное – то же самое, что и пустое.
Плюсы. Когда оппонент зациклился на своём варианте, можно прибегнуть к
хитроумной уловке, чтобы сбить его с толку и заставить слушать других.
Минусы. Заведомая неточность в аргументации приведет к ошибочному выводу и неправильному решению.
Анализ и вознаграждение, ради которого была проделана работа.
Для состояния прокрастинации нет ничего хуже, чем позитивный настрой на рабочий процесс. Т.е. ребенка стоит научить находить интересное и приятное в любом процессе труда. Так задача для родителей сделать рабочее время максимально комфортным и интересным для ребенка. Добавить тот самый креатив и фантазию. Делать задания с ним по математике с помощью мармелада, если он не понимает. Утром делать зарядку под веселую музыку всей семьей. Учить новый материал, придумывая к нему ассоциации и т.д.
Начиная в следующий раз, ребенок уже будет понимать, что учеба может приносить радость. Предложите этот метод учителям в школе. Возможно, так вы сможете вырастить будущих гениев. Празднуйте с ребенком его маленькие ежедневные победы, ставьте новые цели. Ведите учет побед и задач.
Анализировать достижения очень помогает в мотивационной части по отношению к любой деятельности. Так ребенок сам видит свой рост и хочет добиваться еще большего. А мотивация – это ключ к успеху.
Так борьба с прокрастинацией станет увлекательным процессом не только для ребенка, но и для родителя. Ведь, любой уже существующий метод можно использовать сугубо индивидуально.
Учим детей спорить
Для умения спорить нужно учиться противостоять. Для этого полезны игры.
1. «Зеркало». Правила просты: повторять действия в зеркальном отражении. Нужно контролировать и другого человека, и себя самого.
2. «Да» и «нет» не говорите». Заранее обговорите, какие слова нельзя говорить и начинайте диалог. Ребенок должен учиться контролировать себя и свою речь.
3. «Упрямый ослик». Покладистым детям полезно быть упрямыми, хотя бы в игре. Суть игры в том, что ребенок (ослик) должен сделать все наоборот. Нужно идти – он стоит, нужно молчать – он кричит, нужно обойти кочку (лавочку), он… правильно, залезет на нее. Но решение ребенок должен принять сам.
4. «У кого больше доказательств». Давай будем доказывать, выигрывает тот, у кого больше будет доводов. Если ребенок затрудняется, задавайте наводящие вопросы. Вот примеры: читать полезно, потому что; ссориться плохо; хорошо иметь собаку; здорово уметь кататься на велосипеде.
5. «Согласен – не согласен». Игра сложна тем, что ребенок должен высказать свое мнение и аргументировать его:
— Болеть плохо…
— Согласен, потому что…
— Взрослые всегда правы
— Не согласен…
Если ребенок при этом не может объяснить, а предлагает примеры из жизни, примите их как верный шаг к успеху. В дальнейшем поменяйте условия игры: пусть ребенок высказывает своё мнение, а ваша задача будет аргументировать.
Здоровый образ жизни без фанатизма: каким он должен быть
Иногда родители в стремлении привить ребёнку любовь к спорту перегибают палку. Забывая о том, что не каждому дано стать мастером спорта, они ждут от детей невероятных результатов, заставляют их забыть про хобби и друзей, чтобы полностью посвятить себя тренировкам, отправляют детей на соревнования и ждут только первых мест. А ведь изначальной целью было наличие в жизни ребёнка минимальной физической активности.
Мы предлагаем вспомнить, что любой профессиональный спорт всегда влечёт за собой травмы — причём не только физические, но и психологические — и не всегда оправдывает вложенные усилия. Кроме того, если вашему ребёнку больше 4-5 лет, во многие виды спорта отдавать его просто поздно. Поэтому давайте поговорим о том, каким должен быть разумный спортивный образ жизни для детей и подростков и от чего он зависит.
Не зацикливайтесь на том, какой пол у ребёнка
Совершенно необязательно отдавать девочек на традиционно «женские» виды спорта, а мальчиков на «мужские». Как вы поймёте дальше, выбор спортивной секции больше зависит от возраста ребёнка и его индивидуальных особенностей. Проще говоря, если ваш сын грезит о бальных танцах, не разрушайте его мечту только потому, что это «немужественный» вид активности. Напротив, там он научится общаться с девочками, быть галантным, проявлять лидерские качества.
Точно так же спорт для девочек — это не обязательно танцы или художественная гимнастика
Вам может быть важно, чтобы дочь выросла стройной и грациозной, но эти качества развивает практически любой вид спорта
Кроме того, не забывайте, что, несмотря на XXI век и улучшение общей безопасности, женщины всё ещё остаются одной из самых незащищённых групп общества. Поэтому знать основы боевых искусств или, как минимум, пройти занятия по самообороне точно не помешает. Если ваша дочь совсем не интересуется спортом, убедите её сходить хотя бы на несколько занятий. Так вы будете более спокойны за её будущее, а она наверняка станет увереннее в себе, получит удовольствие от физической активности и захочет заниматься спортом и дальше.
Учитывайте возраст
Физические нагрузки должны соответствовать возрасту ребёнка. Так для малышей до 4-5 лет вполне хватит обычной физкультуры и спортивных игр. Дальше уже можно начинать развивать у ребёнка выносливость, реакцию, гибкость. В старшем дошкольном возрасте дети уже готовы к командным или парным играм, и тут отлично подойдут футбол, единоборства, теннис, фигурное катание.
Когда ребёнок идёт в школу, он готов к видам спорта, которые связаны с продолжительными нагрузками – конечно, если у него уже есть физическая подготовка. В этом возрасте дети начинают осваивать лёгкую атлетику, конный или горнолыжный спорт, баскетбол.
А вот подросткам, которые способны серьёзно подходить к занятиям, могут подойти более травмоопасные и даже экстремальные виды спорта — конечно, со всеми необходимыми страховками и под присмотром опытного тренера: скалолазание, тяжёлая атлетика, фехтование, бокс.
Трезво оценивайте состояние здоровья и тип телосложения
Прежде чем выбрать секцию, рекомендуем отвести ребёнка к врачу и проверить состояние здоровья. У многих видов спорта есть масса противопоказаний: например, близорукость может стать препятствием для занятий футболом и хоккеем, а при болезнях позвоночника ни в коем случае нельзя заниматься некоторыми видами гимнастики и единоборств. Кроме того, врач может оценить общее состояние ребёнка и дать рекомендации в зависимости от его телосложения и предрасположенности к болезням
Для каждого заболевания есть вид спорта, который станет отличной профилактикой или методом лечения — важно лишь найти подходящий
Темперамент и характер имеют значение
Это, пожалуй, главный критерий, по которому нужно выбирать вид спорта для ребёнка. Например, если в обычной жизни ваш сын гиперактивен, проявляет агрессию, постоянно бегает и кричит — стоит выбрать более активный вид физических нагрузок, чтобы у ребёнка была возможность давать выход лишней энергии. Напротив, более спокойным детям подойдут медитативные виды спорта: плавание, йога, бег, гимнастика
Также важно, любит ли ребёнок общаться. В зависимости от этого стоит выбрать командный, парный или одиночный вид спорта, состязательный или больше направленный на саморазвитие
Не нужно вести замкнутого тихоню на баскетбол в надежде, что он научится общаться и работать в команде. Всё, чего вы добьётесь — отвращение ребёнка к спорту. Занятия не должны ассоциироваться с насилием, быть испытанием и не должны ломать психику.
Способ №7: Практикуйте принятие
Сложно научить эффективно спорить ребёнка, у которого в семье нет культуры принятия. Это значит, что родители или другие родственники то и дело критикуют чужие чувства и мысли, оказывают давление, читают нотации, негативно относятся к конструктивной критике, наказывают за личное мнение, оскорбляют, осуждают или высмеивают. В такой обстановке ребёнку будет проще промолчать, чем высказаться, особенно если его мнение кардинально отличается от мнения большинства.
Поэтому мамам и папам важно чаще практиковать принятие. Это умение слушать человека и принимать его интересы, мысли, образ мышления, стремления и темперамент
Тогда ребёнок сможет говорить свободно то, что думает, без страха быть наказанным за «вольнодумство».
Почему важно уметь спорить
Спор – это словесное состязание, противовес мнений, благодаря аргументированному обсуждению которых выясняется суть.
Есть люди, и их немало, которые не любят спорить и готовы принять чужую позицию
Однако уметь отстаивать свою точку зрения чрезвычайно важно. Если человек не имеет своего мнения, то перестаёт быть личностью
Кроме того, окружающие люди могут заблуждаться, независимо от своего статуса, что может привести к неверным решениям. Чужое мнение нужно уметь воспринимать только как мнение, уважая его, но, не подчиняясь ему. Людям свойственно ошибаться.
Люди с собственным мнением меньше поддаются чужому влиянию, а значит, в меньшей степени склонны попадать в зависимости: психоактивную, религиозную, идеологическую.
Спорщики, как правило, уверены в себе, имеют широкий кругозор, открыты и решительны. Положительных аргументов в пользу умения спорить вполне достаточно, чтобы начать учить ребенка этому непростому искусству. Работа состоит из двух больших этапов:
-
учить иметь свое мнение;
-
учить его отстаивать.
Как научить ребенка спорить
Говорят, что «в споре рождается истина». Речь пойдёт о споре. Истина может родиться только там, где все участники спора умеют отстаивать свое мнение.
Маленький ребенок беспрекословно верит всему сказанному взрослыми, и в умении спорить нет необходимости. Но с возрастом все чаще возникают ситуации, когда мнение ребёнка не учитывается или просто игнорируется, потому что он не умеет отстаивать собственное мнение. Эта сложная наука постигается в детстве.
Почему важно уметь спорить
Спор – это словесное состязание, противовес мнений, благодаря аргументированному обсуждению которых выясняется суть.
Есть люди, и их немало, которые не любят спорить и готовы принять чужую позицию
Однако уметь отстаивать свою точку зрения чрезвычайно важно. Если человек не имеет своего мнения, то перестаёт быть личностью
Кроме того, окружающие люди могут заблуждаться, независимо от своего статуса, что может привести к неверным решениям. Чужое мнение нужно уметь воспринимать только как мнение, уважая его, но, не подчиняясь ему.
Людям свойственно ошибаться.
Культура спора
Когда вы спорите с ребенком, не забывайте делать паузы в то время, когда он вам что-то говорит. Показывайте, что вы его слушаете – смотрите на него в этот момент «со вниманьем на лице» – даже если вы считаете, что он мелет чепуху.
Не надо во время спора, не дослушав, отрицательно мотать головой, отворачиваться и махать рукой на собеседника. Ведь так вы показываете, что не уважаете мнение собеседника. Ничто так не раздражает, как эти пренебрежительные жесты.
Когда ваши дети спорят между собой и призывают вас в арбитры, выслушайте их, потребуйте от каждой стороны четкой аргументации. И только потом оглашайте вердикт.
Возникающий с детьми спор превращайте в увлекательное занятие. Кто лучший аргумент подберет? Кто на этот раз вышел победителем в споре и почему?
Как игра учит спорить
Для развития навыка конструктивного спора (дискуссии) необходимо постоянно расширять словарный запас ребенка, поддерживать его уверенность в себе, учить управлять эмоциями и рассуждать логично. В этом вам помогут постоянные беседы с ребенком на самые разные темы и игры, которые подойдут и для большой компании.
«Согласен/Не согласен»
Игроки по очереди высказывают короткие утверждения, остальные участники должны выразить свое мнение,используя слова «согласен» и «не согласен», и аргументировать свой выбор. Например:
— В кино ходить здорово!
— Согласен, потому что…
«У кого больше доказательств»
Эта игра — более сложная версия предыдущей. Игроки по очереди предлагают к обсуждению короткие высказывания. Остальные по очереди объясняют почему. Выиграет тот, у которого будет больше всего аргументов. Если ребенку будет сложно, помогите, задавая наводящие вопросы. Например: «Очень весело иметь собаку!». Игрок 1: «Да, с ней можно играть». Игрок 2: «Нет, она может укусить». И так далее, пока у кого-нибудь не кончатся аргументы
Эти игры тренируют мышление, внимание, развивают находчивость и красноречие
«Упрямый ослик»
В этой игре ребенок-ослик (или родитель-ослик) все делает наоборот. Когда говорят идти — он стоит, говорят стоять — он идет. Играть можно в специально выделенное время, а можно придумать кодовое слово: услышав его, ребенок в повседневной жизни придерживается правил игры. Такое упражнение может помочь в острой ситуации упрямства и создает пространство для безопасной тренировки этого качества.
«Да и нет не говори, черный с белым не бери»
Ведущий говорит: «Любимая бабушка прислала тебе 100 рублей. Как ты хочешь их потратить?» Далее ведущий задает ребенку вопросы, расставляя хитрые ловушки: так и хочется ответить «да» или «нет или выбрать в магазине белое мороженое! Играя, малыш учится внимательно слушать собеседника и контролировать себя, свою речь.
«Зеркало»
Правила игры простые: повторять действия. Ведущий показывает — дети зеркально повторяют. С помощью этой игры можно научить наблюдательности, внимательному отношению к собеседнику.
«Верю — не верю»
Ведущий говорит какие-либо утверждения, игроки решают, верить этой информации или нет. За каждый верно угаданный вариант можно ставить плюсы. У кого их будет больше к концу игры, тот и победил.
«Правда или ложь?»
Эта игра очень похожа на предыдущую. Ведущий рассказывает какой-нибудь малоизвестный или выдуманный факт. Игроки решают, правда это или ложь. В игре развивается мышление, наблюдательность, расширяется словарный запас и кругозор.
«Вопросом на вопрос»
Играя в эту игру можно отвечать только вопросом на вопрос, при этом не теряя логики разговора. Например:
— Будешь играть?
— А зачем?
— Почему ты спрашиваешь?
— А что, спросить нельзя?
— Кто сказал, что нельзя?
«Связи»
Участники по очереди предлагают два объекта, на первый взгляд никак не связанные между собой. Остальные строят цепочку объектов и взаимодействий между ними так, чтобы первое взаимодействие начиналось от одного объекта, а последнее заканчивалось вторым объектом. Для маленьких детей такие цепочки могут быть совсем короткими, для детей постарше можно усложнять и удлинять их. Например: собака — вода: «Собаке было жарко — она убежала к озеру — залезла в воду». Тут хорошо тренируется умение выстраивать связи между несколькими объектами, видеть ситуацию в целом, продумывать на несколько ходов вперед.
С подростками можно играть в более сложные варианты таких игр. Также добавим хорошо известную «Мафию» и обсуждения на разные темы (прочитанные книги, жизненные ситуации, поступки разных людей, составление планов).
Кроме непосредственно участия в споре, ребенка можно научить различать его цели и не вмешиваться в деструктивный спор, целью которого является не принятие решения, а специальное ввязывание в конфликт, ссору. Если есть возможность достичь согласия без спора, надо ее использовать. Это очень важный и полезный навык. Для этого ребенку необходимо уметь определять, для чего он будет спорить, чего хочет добиться.
КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ЛОГИКЕ
Ваша 11-летняя дочка рассказала своей подружке, что девочки в классе
собираются идти в кино после уроков. Заводила девчонок обвинила вашу
дочку в «болтливости». Подскажите дочке, как можно вести диалог в
подобных ситуациях. Например, разговор может быть таким:
– Зачем ты разболтала Насте, что мы идем в кино? Тебе ничего сказать нельзя, ты болтушка!
– Разве это тайна? Я не знала.
– Да, тайна!
– Тогда почему весь класс об этом знает?
– Не твое дело!
– Тогда не твое дело, что я Насте рассказала.
– Да мне плевать, рассказала ты или нет.
– А если тебе плевать, зачем ты об этом вообще говоришь? В твоих словах нет логики.
На этом месте советуйте ставить жирную логическую точку и уходить.
Почему отказывать так сложно?
Наша боязнь сказать «нет» объясняется прежде всего нежеланием обидеть другого человека. Но когда мы соглашаемся против воли, то в первую очередь наносим вред самим себе, отнимая собственное время, силы и подавляя свои желания. Мы чувствуем себя, как дети, которыми часто манипулируют, принуждая к хорошему поведению: «Надо помогать другим», «Надо делиться», «Ты сделаешь так, как я сказал(а)», «Хорошие мальчики (девочки) так не делают».
К тому же манипуляторы, зная наши слабые стороны, давят именно на них, формулируя просьбу так, чтобы в ответ на нее мы почувствовали жалость, стыд или страх. Тогда отказать становится еще сложнее.
Еще один рычаг управления нами — желание чувствовать свою важность и нужность. В этом случае, соглашаясь на уговоры, мы на некоторое (довольно короткое) время можем ощутить собственную ценность и ради этого говорим «да, хорошо»
Что делать с «вечными спорщиками»
Может случиться и так, что ваш ребенок отлично владеет навыками ведения спора и пользуется ими по несколько раз в день, спорит по любому поводу (а иногда и без оного). Почему это может происходить и что делать в такой ситуации уже уставшим спорить родителям?
Польза от умения вести конструктивный спор очевидна. Для полноценного развития этого навыка необходимо создавать для ребенка подходящую среду, условия для его свободной исследовательской и познавательной деятельности (для этого нужны принимающие и понимающие, открытые взрослые). На этой базе будет формироваться у ребенка собственное мнение по различным вопросам, он сможет успешно тренировать умение отстаивать свою точку зрения.
КАК НАУЧИТЬ РЕБЁНКА НЕ ПОЗВОЛЯТЬ СОБОЙ МАНИПУЛИРОВАТЬ
Преподаватель русской литературы поручил старшеклассникам
проанализировать сочинения друг друга, написанные на вольную тему.
Вашей дочери, которая славится своим острым язычком и прямолинейностью,
досталось сочинение одной девочки. Причем той, у которой накануне
произошел конфликт с этим преподавателем. Ваша дочь в своей обычной
резковатой манере высказалась о сочинении Софьи, как она считала – по
существу. Некоторые ребята начали с ней спорить, тогда дочка, отстаивая
свое мнение, раскритиковала сочинение в пух и прах. В результате автор
сочинения расплакалась и выбежала из класса. Ваша дочь получила
отличную отметку за «анализ», но у нее остался неприятный осадок.
Хвалить плохое сочинение она не могла, но позже поняла, что учитель
использовал ее, чтобы проучить Соню. Не секрет, что учителя нередко
манипулируют детьми, подталкивая их в нужном для себя направлении. В
таких ситуациях можно посоветовать ребенку, который заподозрил подвох,
отделаться общими фразами, уклониться от резкой критики в адрес
одноклассника. Пусть даже он «разочарует» учителя, но зато не будет
орудием мести в его руках. Обычно в ходе спора человек меняет свою тактику или комбинирует
вышеперечисленные приемы. Но встречаются и чистой воды демагоги,
софисты, диктаторы и т. п. Вот с ними лучше не спорить. До истины все
равно не докопаетесь, только измажетесь…
Почему мы спорим
Упорство в отстаивании своей позиции коренится в далеком прошлом
Нашим предкам было важно лишь дополнять, но ни в коем случае не терять накопленные знания. Можно что-то добавить, но взять и перевернуть все с ног на голову — нет
Сегодня роль споров несколько иная. Зачастую мы хотим доказать свою правоту или прояснить ту или иную ситуацию. Но часто споры возникают из ниоткуда: например, мы не так трактуем слова другого человека. Расскажем, какие логические ошибки и уловки заставляют нас пускаться в спор.
1. Я этого не говорил! Иногда на нас ополчаются другие люди за то, чего мы не говорили или не имели в виду. В споре наши слова могли быть неправильно поняты: упрощены или искажены. Или из них сделан неправильный вывод. И в дальнейшем наша точка зрения подменяется аргументом, который легко опровергнуть. Такая уловка называется «подставное лицо».
Пример:
Иллюстрации здесь и далее из книги «Фейк»
А вот как можно грамотно ответить: Это неправда, потому что среди марокканцев есть агрессивные люди, но их небольшой процент. А агрессивные мальчики встречаются среди всех слоев населения.
2. Раз после — значит поэтому. Если событие Б происходит после А, то это не значит, что А спровоцировало Б. Если ты выздоравливаешь от гриппа, а перед этим несколько дней ничего не ешь, это не означает, что голодание привело к выздоровлению. Просто у тебя не было аппетита.
3. А вот однажды… Такие логические уловки тоже можно часто услышать: человек ссылается на уникальный случай в качестве доказательства своей точки зрения. Пример:
Нельзя делать вывод из пары необычных случаев, зато можно на основе репрезентативной выборки. Именно так работают ученые. Статистические данные дадут гораздо больше информации, чем единственный случай из жизни.
4. Рассуждение по кругу. Рассуждения, где причина и следствие тождественны, тоже не способствуют примирению в споре. Человек уходит от вопроса, делая вывод из того, что было сказано в начале.
5. Сравнение того, что нельзя сравнивать. Так же, как нельзя сравнивать красное и круглое, не стоит сравнивать ситуации, у которых нет ничего общего.
Это ложное сравнение, потому что математика учит думать — и это не то же самое, что уметь считать на калькуляторе.
6. Прямая угроза. Будьте начеку, если на вас хотят оказать давление с помощью угроз. Это очень неприятный аргумент с позиции силы: «Слушайся, иначе с тобой случится что-то плохое». К сожалению, он часто срабатывает. Это игра на страхе. Будьте сильнее и не поддавайтесь.
7. На себя посмотри! Сказав что-то в этом роде, оппонент совершает нападки на ваше поведение или высказывания, тем самым подразумевая, что у вас нет права голоса. Но ваши прошлые слова или действия никак не влияют на справедливость вашего тезиса. То есть человек спорит с личностью оппонента, а не с его доводами. Другими словам, критика бьет «не по мячу, а по игроку».