Проблемы в школе
Каждому хотелось бы вырастить отличника, но ребенок невнимателен на уроках. Что делать в этом случае, знает не каждый родитель. Конечно же, помогать ему развить внимательность и память. Почаще проверять его домашние задания, не бросать все на самотек. Научно доказано, что недостаточное участие или же полное отсутствие мам и пап в учебном процессе их чада отрицательно сказывается на успеваемости детей. Если не хвалить ребенка, он не видит смысла развиваться дальше.
Соответственно, с первых дней поступления в школу и на каникулах необходимо стремиться заинтересовать его учебой. Можно это сделать в игровой форме, рассказывать какие-то интересные факты. Главное, чтобы это нравилось детям и увлекало их в мир знаний, а не являлось неприятной обязанностью, за которую еще и могут поругать.
Немного теории
Что такое внимание? В общем смысле – способность сосредотачиваться на объекте, действии, событии, внутренних переживаниях. При этом усиленно работают память, мышление, сенсорика
А концентрация внимания – способность длительно удерживать его на этом объекте, действии, событии, переживании, выделяя «объект» в сознании из всех остальных вокруг.
Соответственно, развитие концентрации у детей подразумевает развитие у них навыка удерживать на чем-то внимание, не отвлекаясь. Способность эта совершенствуется с возрастом
До 3 лет у малышей в основном внимание непроизвольное, то есть не зависящее от их желания, а вызываемое внешними стимулами (показали яркую игрушку, сильно хлопнули дверью, включили музыку или любимый мультик, чирикнула пестрая птичка…). Малыш реагирует на эти раздражители, пока они ему интересны
Произвольное внимание требует воли и целенаправленности, умения управлять умственной деятельностью. Навык сосредоточения на чем-либо по осознанному желанию вырабатывается у детей к 5–6 годам
От того, насколько глубоко и всесторонне развито внимание дошкольника, во многом будет зависеть его успеваемость уже как школьника. Что значит – всесторонне? Это значит, должны быть развиты все важные свойства внимания: объем, концентрация, переключаемость, устойчивость
Что значит – всесторонне? Это значит, должны быть развиты все важные свойства внимания: объем, концентрация, переключаемость, устойчивость.
Игра «Помню всё»
Игра прекрасно подходит для занятий в паре или малой группе (3–4 человека). Основная задача игроков — запоминать слова в строгой последовательности, а за соблюдением условий следит стороннее лицо (родитель, учитель, ученик, назначенный судьёй), записывая цепочку слов. Чтобы игра не утомляла детей, используйте слова одной тематики: фрукты, овощи, города, страны.
Процесс игры выглядит так: «Морковь», — говорит первый игрок. «Морковь, редис», — произносит другой. «Морковь, редис, томат…»
Ребёнок, перепутавший последовательность или забывший слово, выбывает из игры. Победитель — игрок, не допустивший ни одной ошибки.
Соревновательный характер игры мотивирует детей, заставляя их с интересом участвовать и тренировать свою память и внимательность.
Показываем порядок на своем примере
Очень важно сначала отследить родителям свой уровень аккуратности и организованности. Если вы не можете часами найти нужную вещь, не помните или не знаете, где хранятся необходимые предметы, то от ребенка требовать опрятности, собранности и чистоплотности не имеет смысла
Он берет пример со своих главных людей – мамы и папы.
Возьмите за правило раз в неделю делать генеральную уборку. Делайте обычные дела по хозяйству с удовольствием, с хорошим настроением.
Можно во время мытья полов, окон, вытирания пыли слушать любимую музыку или книгу
Ребенок должен видеть, что вы хотите и любите чистоту и аккуратность.
Важно не превращать уборку в первостепенное занятие. Стирка, глажка, мытье посуды не должно забирать слишком много времени, потому что не хватит сил пообщаться с детьми, провести вместе время, сходить на прогулку, устроить чаепитие.
Помните, что ребенок играет по-разному
Иногда разбрасывается все вокруг. Не стоит лишать кроху детства, но после бурной игры постепенно подсказывайте и объясняйте необходимость наведения порядка. Ведь потом опять захочется поиграть.
Дети подражают маме и папе. Поэтому, если во время уборки ваша дочь старается вам помочь, а сын проситься с папой в гараж мыть автомобиль, не говорите: “Не лезь, не мешай, ты не справишься”. Поощряйте и хвалите маленького помощника.
Совет: зная особенности характера и индивидуальные черты крохи, подберите наиболее щадящий, но при этом увлекательный и интересный сценарий уборки. Ребенок должен наводить порядок с удовольствием и хорошим настроением, только тогда педагогический подход будет “работать”.
Ментальная арифметика от AMAKids в помощь гениальному ребёнку
Воспитать ребёнка гением не так уж сложно. В этом родителям поможет методика по ментальной арифметике. Ментальная арифметика представляет собой не только устный счёт, но ещё и прокачку мозга, интеллекта человека. Учёные уже давно доказали, что самый крутой тренажёр для нашего серого вещества – цифры.
На курсах ментальной арифметики в AMAKids для обучения используются счёты абакус (соробан). Это изобретение Древнего Вавилона использовалось такими могущественными цивилизациями, как Древним Китаем, Древней Грецией и Римом, а также Древней Индией. И по сей день они остаются популярными для обучения и счёта в технически и экономически развитых странах, что говорит об эффективности этой методики.
Создатель сети центров AMAKids Владимир Федяй впервые в интернете увидел детей, которые считают при помощи счётов абакус. После этого он загорелся своей идеей и объехал несколько стран, изучив всевозможные методики ментальной арифметики. Создатель детских центров изучил индийский и японский варианты. В итоге Владимир Федяй отбросил всё лишнее, ведь у нас своя система обучения математике, а ментальная арифметика стала гениальным тренажёром для мозга.
Он адаптировал методику обучения ментальной арифметике под наш менталитет. Каждый родитель, который привёл своего ребёнка в нашу академию, видит результат через полтора месяца. Если он занимается по 15 минут каждый день, то через месяц сможет складывать за 0,1 секунды пятьдесят однозначных чисел.
Теперь дети, которые занимаются в «Академии развития интеллекта AMAKids», быстрее считают (за полсекунды могут сложить четырёхзначное число), и с такой же лёгкостью, как и в школьной математике, решают задачи в жизни. Уроки делают самостоятельно и в три раза быстрее. Родители, которые отдали своих детей в AMAKids, уже узнали и поняли, как сделать из ребёнка гения.
Что такое внимание?
Внимание — это свойство ума, которое имеет несколько граней:
Концентрация отражает способность сфокусировать внимание на конкретном занятии, несмотря на наличие отвлекающих обстоятельств. Пример — решение задач в классе, где присутствует еще 20 других учеников
Если ученика сбивает с мысли любой шорох, то нужно работать над развитием концентрации.
Объем — показатель того, сколько разных предметов ребенок может удерживать одновременно в фокусе своего внимания. Норма для малышей 5-7 лет — 3-5 объектов, для школьников постарше — до 7 вещей.
Устойчивость — как долго может ученик быть сосредоточенным на одной задаче. Именно это качество помогает в выполнении сложных трудоемких заданий, доведении дел до логического завершения (в работе на результат).
Распределение внимания — это многозадачность, одновременная работа ума в двух-трех разных направлениях. Очень ценный навык как в учебе, так и в решении текущих жизненных задач. Помогает преодолеть любые трудности, найти выход из сложной ситуации.
Как повысить внимательность и научить усидчивости?
Если вы были с ребенком у невролога и он вам сказал, что все хорошо, что развитие нервной системы соответствует возрасту, то помочь своему ребенку можно так:
1. Режим дня
Да-да, это основа всего. Когда говорят про режим дня, то имеют в виду сон, питание и прогулки. Поведение на уроке, настроение ребенка, его готовность учиться, слушать учителя и участвовать в жизни класса зависит от того, выспался ли он, сыт ли, достаточно ли времени провел на свежем воздухе, хватает ли ему физической активности.
На свежем воздухе полезно проводить минимум два часа в день (в любую погоду). А питание включает завтрак, обед, ужин.
Рекомендации звучат просто, но, чтобы организовать весь этот процесс, требуется воля родителей.
2. Практики повседневной жизни
Повседневные дела (уборка, мытье посуды, приготовление еды, стирка) могут стать прекрасным тренажером для повышения внимательности не только у школьников, но и у малышей.
Уже двухлетний ребенок может подметать пол, протирать пыль, складывать снятую одежду на стульчик, помогать развешивать постиранное белье, подавая мелкие вещи, складывать разобранное белье в стиральную машину.
Если вам сложно придумать, что же может делать ребенок в том или ином возрасте, то следует поискать различные списки домашних дел, которые можно поручить детям, или обратиться к опыту Монтессори-педагогики (из этого подхода в данном случае будут полезны упражнения практической жизни).
3. Игра
Она на долгое время останется любимым времяпровождением.
Карточные или настольные игры требуют концентрации, умения следовать правилам, и они часто направлены на развитие внимательности.
4. Практики осознанности (Mindfulness)
Волнение, тревога, стресс часто сопровождают нашу жизнь и являются еще одной причиной неусидчивости ребенка.
В России о практиках mindfulness можно прочитать в двух книгах Тхить Нят Ханя «Семена внимательности. Практики осознанности для детей» и «Пригоршня тишины. Счастье в четырех камешках», книгах Марии Монтессори, Вольфганга М. Ауэра «Практика пробуждения чувств. Игры и идеи для детских садов и дошкольных групп».
Очень важно, чтобы ребенок научился:
- справляться со стрессом;
- чувствовать свое тело;
- понимать свои эмоции: испуг, радость, злость, огорчение, удивление, гордость, волнение, восторг.
Выработать у ребенка внимательность и усидчивость поможет следующее упражнение. Требуется навык его выполнения, и здорово, если вы с ребенком дома это попрактикуете.
Упражнение «5-4-3-2-1»
- Назови 5 предметов, которые ты видишь перед собой.
- Назови 4 предмета, которые ты можешь потрогать.
- Назови 3 предмета, которые ты можешь услышать.
- Назови 2 предмета, запах которых ты можешь почувствовать.
- Назови 1 предмет, который ты можешь попробовать на вкус.
Упражнение «успокаивающее дыхание»
Что делать с неусидчивым ребенком? Это упражнение поможет научить усидчивости. Нужно занять удобную позу (и ребенок должен понимать, как ему удобно) и закрыть глаза. Медленно дышать на счет 10.
5. Физическая активность
Парадоксально, но в раннем возрасте очень многие родители помнят, что физическое развитие связано с развитием нервной системы
К школе обычно внимание смещается на интеллектуальную сферу
Но движение продолжает быть очень значимым! Важно, чтобы ребенок бегал, прыгал, играл в мяч
Методы эти разработаны для помощи детям, имеющим трудности в усвоении школьной программы.
Вот несколько упражнений, которые можно практиковать вместе с ребенком. Для освоения более полной программы потребуется помощь специалиста.
«Двойные рисунки»
Необходим лист бумаги, два маркера.
Ребенок смотрит на ведущую руку и рисует округлые формы. Рисовать можно сначала один рисунок. Освоив же его, можно рисовать два рисунка одновременно.
«Ленивые восьмерки»
Правой рукой рисуем восьмерку: вверх – рисуем наружу, вниз – рисуем внутрь. Начать осваивать упражнение можно вместе, взяв руку ребенка в свою. Или нарисовать восьмерки на листе бумаги и попросить ребенка обводить их. Левой рукой рисуем восьмерку: вверх – рисуем наружу, вниз – рисуем внутрь.
6. Творчество
Любое творчество полезно! Рукоделие, рисование, музыка – что угодно.
Сейчас есть исследования, доказывающие полезность творчества для развития нервной системы, мозга. Творчество помогает справляться со стрессом и переживать травматичный опыт.
Если вы были с ребенком у невролога и он отметил некоторые нюансы созревания нервной системы, то помочь ребенку стать более внимательным и усидчивым можно теми же самыми способами, но в сотрудничестве с неврологом и нейропсихологом.
Что такое гениальность?
Прежде чем начать делать из сына или дочери гения, нужно понять, что для Вас данное понятие значит. Это великий математик, или талантливый писатель, а может быть, известный художник. Конечно, любому родителю хочется, чтобы его ребёнок имел успехи во многих областях. Но, несмотря на фразу «Талантливый человек талантлив во всём», лучше определить для сына или дочери один или два аспекта жизни, в котором ребёнок будет развиваться.
Специалисты утверждают, что гениальность – высшая степень интеллектуальных и творческих способностей, которые проявляются в величайших научных открытиях, шедеврах искусства, технических изобретениях.
Профилактика
- Создайте малышу свободное пространство, необходимое для того, чтобы полностью сосредоточиться на одном деле.
- Не нужно таскать ребенка из одного кружка в другой, даже если предложения кажутся вам очень интересными.
- Не следует недооценивать время, необходимое ребенку для переработки своих впечатлений. Поведение детей при этом бывает очень разным: некоторые проговаривают ситуации, другие обдумывают их про себя, так что кажется, будто они целый день только тем и занимаются, что мечтают.
- У детей свое отношение ко времени. Если вы будете учитывать это при планировании своего дня, вы поможете ребенку избежать стрессовых ситуаций.
- Не прерывайте то занятие, в которое погрузился ребенок. Предупредите его о необходимости смены занятия заранее, чтобы он мог свыкнуться с этой мыслью.
Воспитание аккуратности детей
Аккуратность — это способность вашего ребенка к порядку, точности, исполнительности и опрятности. Зачастую, такую способность чаду можно привить. И делать это нужно с раннего возраста. Приучайте ребенка соблюдать гигиену, бережно относится к вещам и следить за своим порядком.
Воспитание аккуратности начинайте с себя. Родители для ребенка в раннем возрасте являются примерами. И ему будет трудно объяснить что-то об аккуратности если вы сами при этом будите забывать поддерживать порядок в квартире.
Один известный психолог сказал, что приучать ребенка к порядку, нужно тогда, когда вы начинаете его приучать к горшку. Именно в это время ребенок начинает понимать о том, что у каждой вещи есть свое место и с ними нужно себя вести бережно.
Так как маленький ребенок будет стремится все повторять за мамой, важно помочь ему в этом
Если разольется вода, нужно показать, как ее можно убрать салфеткой, пыль можно убрать салфеткой и т.п. И даже если у вашего ребенка первое время будет получаться не очень хорошо, сама тяга к аккуратности должна приветствоваться.
как приучить ребенка к аккуратности.
Аккуратность — любовь к чистоте, порядку, опрятности. Сформированная привычка быть аккуратным не дает появиться таким качествам характера как безалаберность, необязательность, неряшливость, непунктуальность, небрежность. Из этого понятно, что аккуратный ребенок имеет шанс вырасти ответственнее, исполнительнее, чистоплотнее, обязательнее, нежели тот, которого к этому в детстве не приучили.
Бытует мнение, что чувство аккуратности убивает творческое начало в ребенке. Это совсем не так. Очень часто люди творческих профессий любят создавать вокруг себя чистое, гармоничное пространство, и, наоборот, люди лишенные всяких творческих начал окружают себя грязью и хаосом.Итак, как воспитать эту черту в ребенке, и с какого возраста стоит начинать этим заниматься, — вот те вопросы, которые часто задают родители.
Один священник когда-то сказал, что прежде, чем начинать воспитывать ребенка, воспитайте для начала себя! И в этом есть глубокая истина. Все поступки родителей, с точностью копируются детьми, и не обязательно сразу же. Иногда дети в виде протеста специально делают все наперекор родительским требованиям. Но позднее, лет через 10 — 15, когда бунт протеста стихнет, они, сами того не замечая, начинают повторять поступки и привычки своих родных. Отсюда вывод: хотите, чтобы ваш ребенок был аккуратным — станьте аккуратными сами.
С какого возраста надо приступать к формированию в ребенке этого качества? С самого рождения. Если в комнате, где находится малыш все перевернуто вверх дном, а мама вместо того, чтобы постирать мокрую пеленку просто просушивает ее и использует снова, вещи ребенка в беспорядке, а на столике для пеленания кавардак, откуда же малышу вырасти с чувством любви к чистоте и порядку.
По мере подрастания малыш впитывает атмосферу окружающего бардака вокруг него, считая такое положение вещей нормой. А потом в возрасте 5 — 6 лет мама вдруг начинает его отчитывать за разбросанные игрушки или не сложенную пижаму… Согласитесь, что это, как минимум, странно.
Очень часто после игр дети забывают убирать свои вещи. Это не страшно. Главное, чтобы вы не забывали, что они должны это делать. Постепенно этот факт должен стать обязательным окончанием любой игры. Поиграл — убери за собой! Но делать это малыш сможет только после 3-х лет, а до этого ему будет мешать пока еще плохая координация движений. Помогите ему, если у него что-то не получается, но не делайте это за него. Вы можете совместно убрать игрушки, сложить вещи, но не вместо него.
Малыш должен знать, что уборка его вещей – это его уборка. Для того чтобы все его игрушки были в порядке и на своем месте купите ему детский шкафчик или выделите в своем шкафу место для его вещей и игрушек
Очень важно, чтобы ребенок хорошо знал, что после всех игр его комната должна быть убранной, чистой и подготовленной ко сну. И объяснять это надо начинать как можно раньше
В тот момент, когда он пойдет в школу этот навык должен быть хорошо сформирован
Если, к примеру, мама или папа забыли убрать что-то на место можно привлечь внимание ребенка к этому факту, и в этом случае критика должна идти только в адрес себя самого!. Такой пример: мама забыла убрать какой то предмет и обращает на это внимание малыша: «Видишь, я забыла положить это в шкаф
Как не хорошо. Так делать нельзя.». Этот способ очень действенный. Так сказать наглядная работа над ошибками самим родителем
Такой пример: мама забыла убрать какой то предмет и обращает на это внимание малыша: «Видишь, я забыла положить это в шкаф. Как не хорошо
Так делать нельзя.». Этот способ очень действенный. Так сказать наглядная работа над ошибками самим родителем.
Такие ситуации ни в коей мере не роняют ваш авторитет, а лишь показывают, что вы также можете ошибиться, но исправляете эту ошибку. В такие моменты главное это не непогрешимость родителей, а наглядная демонстрация соблюдения правил и норм поведения, к которым вы пытаетесь приучить вашего малыша.
Однако никогда не стоит впадать в фанатизм и устраивать истерики, если ребенок поставил пятно или что-то испачкал. Иначе ребенок может вырасти зацикленным на чистоте субъектом, который будет пытаться выискивать малейшую соринку на полу. Во всем должна быть мера. Главное, как мне кажется, это чтобы малыш видел с детства, что порядок и чистота в доме создают уют, а аккуратность это одна из сторон красоты. Ведь беспорядок, согласитесь, красивым не назовешь, даже «творческий».
Правильное питание
Рекомендовано исключить продукты питания, которые содержат химические красители и синтетические консерванты, ограничить употребление сахара и салицилатов. Существует диета Файнголда, исключающая продукты с высоким содержанием натуральных салицилатов: вишни, яблоки, виноград, изюм, абрикосы, нектарины, сливы. Сюда же относятся некоторые овощи, например помидоры и огурцы.
Рекомендуют ограничить употребление мучных изделий, конфет, мороженого, маргарина, колбас, сосисок, газированных напитков. В некоторых случаях у детей с СДВГ эффективной является гипоаллергенная диета.
Что такое самооценка?
Самооценка – это субъективная оценка личности, то есть, она отражает то, что мы думаем о себе. В связи с этим возникает вопрос, свойственны ли детям подобные размышления? Оказывается, дети сталкиваются с такими мыслями. Однажды ребенок станет взрослым, поэтому его самооценка сыграет весомую роль в выборе жизненного пути.
Известно две грани самооценки: низкая и высокая. Под первой подразумевается отсутствие уверенности в собственных силах, правильности мыслей. У ребенка отсутствует положительный образ собственного «я». Все это отражается не только на учебе, наличии друзей, но и на главном факторе – ощущение счастья.
От чего зависит развитие внимания
Полностью процесс развития внимания и умения концентрироваться у детей не изучен до сих пор. Это сложные процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга с параллельным созданием устойчивых и неустойчивых нейронных связей. Но главное, детский мозг не развивается сам по себе. На него оказывает влияние окружающая среда, а в частности – ближайшее окружение, т.е. семья и внутрисемейная атмосфера. Время, проведённое детьми возле телевизора, ноутбука или за планшетом и мобильным телефоном, в 90% случаев следует считать проведённым во вред здоровью. Характерная черта большинства современных видеоигр, фильмов, клипов и прочего медиаконтента – очень высокая скорость смены сюжетной линии, что совсем не способствует развитию концентрации внимания у детей.
Окружающая реальность не конкурент виртуальному миру с его яркими красками и бесконечными возможностями, поэтому не до конца сформированная психика быстро к ним привыкает. Правда, от этого патология нормой не становится. Дети очень легко и быстро привыкают к прекрасному несуществующему миру, но в итоге имеют расконцентрацию внимания, а в отдельных случаях может даже развиться агрессия и зависимость, похожая на наркотическую. Так что тут необходимо работать на профилактику, а если чувствуете, что не справляетесь, то обращайтесь к специалисту.
Порядок важен для взрослых и детей!
Аккуратность, чистоплотность, организованность – черты, которые воспитываются в семье. Но при этом требуется учитывать темперамент, черты характера и кризисы возрастов детей. В результате ребенок должен хотеть поддерживать чистой комнату, вещи, рабочий стол. Когда же это переходит в навязчивую идею, становится раздражающей и тревожной темой – что-то пошло не так.
Почему опрятность и аккуратность важны?
Некоторые родители задаются вопросом: “А зачем вообще заострять внимание малыша на этой теме, если многие, даже известные, люди – полные неряхи, а живут замечательно?” Но это не совсем верная позиция. Ниже приведем основные причины, почему порядок нужен и важен для детей
- Аккуратность, размеренность помогают взрослеть ребенку. Психика малышей развивается таким образом, что идет постоянное сопоставление и сравнение. Подключим к этому большой темп развития и “узнавания” мира. Поэтому когда все вещи на своих местах, одежда чистая и отглаженная, игрушки разложены по секциям, сыну или дочери легче ориентироваться в окружающем мире и получать жизненный опыт.
- В будущем ребенок будет находиться среди людей. Неаккуратность, неряшливость сослужат плохую службу в построении межличностных контактов.
- Сам процесс наведения порядка учит организованности. Постепенно ребенок привыкает, что в шкафу вещи разложены и развешаны, учебники находятся на полке, а игрушки на своих местах. Малыш знает, что в любой момент он найдет необходимую вещь без труда.
- Порядок способствует более аккуратному письму. Ребенок учится не заступать за пунктирные линии, когда обводит цифры и буквы, содержит тетради и учебники в порядке.
- Большой мотивацией для малыша будет разрешение взрослых приглашать друзей только в убранную и чистую комнату. Дети быстро поймут, как приятно общаться с гостями, когда просторно и красиво.
Хоть разбросанные игрушки и одежда воспринимаются детьми по-своему, как небольшой детский мир со своими законами, взрослым необходимо уделять вопросу аккуратности первостепенное значение и воспитывать опрятность с самых малых лет. Как правильно научить порядку и поддерживать его?
Важно: согласно исследованиям, наибольшее количество разногласий и конфликтов между родителями и детьми происходит по причине беспорядка в комнате и в шкафу, а не из-за вовремя невыполненных уроков или плохих отметок