“верьте в детей, не ждите многого и хвалите”. как поддержать самооценку подростка

Основные виды и причины обмана

Ложь ради того, чтобы казаться лучше в глазах окружающих. Малыш придумывает «хорошие» поступки, которых не совершал. Стремится увеличить свою значимость в глазах взрослых за счет причисления себе каких-то положительных качеств. Такая хитрость не должна вызывать серьезных опасений. Все мы хотим казаться лучше, чем есть на самом деле. Однако если ребенок все чаще врет, чтобы возвысить себя в глазах других, это повод задуматься — все ли в порядке у него с самооценкой.
Обман, как способ снять ответственность за свои поступки. В семье, где есть дети, никого не удивить разбитой посудой, разрисованными обоями, пропавшими конфетами и прочими неприятностями. Когда родители заходят в комнату и видят, например, разрезанное на платочки платье, лицо их выражает гнев и злобу, ребенок пугается, и ищет способ свалить вину на кого-то другого. Возможно, вы сильно наказали или отругали его за прошлую провинность. В страхе перед новой расправой и рождается ложь. Малыш не только боится возможного наказания, но и не хочет разочаровывать родителей

В процессе воспитания важно помнить: не проносите негативную окраску поступков на ребенка. Да, он испортил вещь, но от этого не стал менее любимым

Обман, для достижения лидерских позиций. Вы замечали, как ваш ребенок «жульничает», чтобы стать победителем в игре или заслужить похвалу? Подтасовывает очки, придумывает на ходу новые правила игры, меняет местами фишки? Дети очень азартны, и часто готовы нарушать правила ради победы. До семи лет это не критично, однако в восемь лет ребенок уже понимает, что жульничать — плохо. Если в этом возрасте обман продолжается, стоит задуматься о возможных скрытых причинах такого поведения.
Ложь во благо. Такой обман несет скорее положительный характер. Например, мама устала на работе, поэтому пирог у нее не удался: подгорел немного
Стоит ли расстраивать ее, обращая на это внимание?
Осознанная ложь, направленная для достижения конкретных целей. Такой обман характерен для детей старшего возраста, подростков
Это нельзя оставлять без внимания, следует разбираться, для чего ребенок врет, что мешает достигнуть желаемого честным путем. Чаще всего подросток врет из-за отсутствия доверия и понимания со стороны родителей.

Ребенок не учит конкретный предмет

Представим ситуацию, когда ребенок — хорошист или отличник — не может сдать один конкретный предмет и постоянно его заваливает. У этого может быть несколько причин.

Ребенок не ладит с учителем

В таком случае неприязнь к преподавателю может проецироваться на неприязнь к предмету. Если ребенок жалуется на педагога, стоит разобраться в причинах этой ситуации. Сначала следует выслушать версию ребенка, затем договориться о встрече с учителем и в спокойном тоне, не порождая новый конфликт, послушать вторую точку зрения. Возможно, через такие разговоры получится прийти к мирному решению ситуации и наладить отношения ученика и учителя

Если нет — можно обратить внимание на курсы, которые помогут подтянуть знания ребенка по предмету

Слишком много заданий

Ребенок не успевает делать задачи по предмету, отстает от программы, и его успеваемость падает. В таком случае стоит поговорить с родителями других детей. Если ситуация схожая для всего класса — коллективно обратиться к преподавателю. Если проблема затронула только одного ребенка — ему стоит помочь с домашними заданиями и попробовать вместе разобраться с трудностями.

Ребенку сложно учить предмет

Ему легко дается литература и обществознание, но математика вызывает сплошные трудности. Вероятно, во взрослом возрасте он уйдет работать в гуманитарные отрасли, и математика не станет его приоритетным направлением. Поэтому не стоит давить и требовать. Если ребенок не может закрыть курс даже на минимальный балл, ему стоит помочь — объяснения родителей могут быть проще и понятнее слов учителя. Возможно, стоит прибегнуть к помощи образовательных платформ или репетитора.

Экономика образования

Какие ошибки допускают родители при профориентации ребенка

Признаки психического расстройства у подростков

Подросток отказывается от еды. Как понять родителям, что это признак психического расстройства?

Расстройства пищевого поведения у подростков (отказ от еды или, наоборот, переедание) достаточно распространены в современном обществе. Связано это в основном с трендом на худобу, навязыванием соцсетями «худых» идеалов красоты. Поэтому уже с 12-13 лет некоторые девочки начинают ограничивать себя в еде.

Если ваш подросток изо дня в день отказывается есть в кругу семьи, чего раньше не было – это повод насторожиться. В будни отследить это сложно: родители, как правило, работают с утра до вечера. Еда на день оставляется в холодильнике в расчете, что дети сами поедят. Но подростки идут на всякие уловки. Например, чтобы не вызвать подозрения у родителей, подросток может просто выбросить свою порцию, а сказать, что съел

Поэтому особое внимание на выходные дни и время семейного ужина

Избегание совместного приема пищи, регулярный, частый отказ без объективных причин, поход в туалет сразу после еды – все это может указывать на расстройства пищевого поведения

Обращайте внимание также на внешний вид и самочувствие подростка. Симптомы расстройства пищевого поведения характеризуются снижением веса, частыми перепадами настроение (в основном оно плохое), раздражительностью, быстрой утомляемостью и т.д

Самоповреждения у подростков. Зачем они это делают и как избежать подобного поведения?

Подростки (да и дети младшего возраста) могут наносить самоповреждения для снятия внутреннего эмоционального напряжения. Иногда ими движет желание совершить суицид, но банально не хватает физической силы сделать глубокий порез. Почему это должно настораживать? Такой способ снятия напряжения не является физиологичным. Если подросток нарушает целостность кожных покровов (режет, царапает, кусает до крови), доставляет себе боль, то в целом риск совершения в будущем суицида у него выше.

Самоповреждения, как правило, видны. Самое популярное место – тыльная часть предплечья. Иногда дети режут себя в области голени, бедер.

В настоящее время в программу диспансеризации входит визит к психиатру для мальчиков – в 14 лет, для девочек – в 15. Во время приема врач в том числе просит их показать предплечья. Но если ребенок режет себя в области бедер, врач этого не увидит. Поэтому многое зависит от настороженности родителей.

Какие признаки указывают на самоповреждающее поведение у подростка?

Он ходит постоянно закутанный, прячет руки, даже в жару у него рубашка с длинным рукавом, под любым предлогом избегает ситуаций, в которых родитель мог бы увидеть его руки или ноги. Иногда подростки демонстрируют самоповреждения, как бы говоря родителю: посмотри, что я с собой делаю, ты в этом виноват. Такая демонстрация – сама по себе крик о помощи, который игнорировать нельзя. Необходима работа с психиатром, психотерапевтом или психологом (иногда с несколькими специалистами сразу). Но это поможет вернуть подростку душевное равновесие и, возможно, спасти жизнь.

И хотелось бы обратиться к родителям: уделяйте внимание своему ребенку. Хотя бы 15 минут в день, но стабильно, регулярно и не отвлекаясь на другие вещи

Тогда он сам будет испытывать потребность не резать руки, а прийти к вам и поделиться наболевшим. Это лучшая профилактика самоповреждений.

Подписывайтесь на наши группы в , VK, OK,  и будьте в курсе свежих новостей! Только интересные видео на нашем канале YouTube, присоединяйтесь

Как проверить самооценку подростка

В конце, как обычно, дадим методику тем, кто хочет потестировать своего ребенка. В принципе в этом возрасте уже можно брать любую методику, найденную в интернете, даже взрослую. Только всё-таки помните, что психологическая методика – это не тренажер, чтобы пройти его на необходимую отметку, а именно диагностический материал, который используется в совокупности со многими другими факторами. 

Итак, тест на определение самооценки подростков (автор Р.В.Овчарова)

Варианты ответов: да, нет, не знаю/трудно сказать. 

Мне нравится создавать фантастические проекты.
Могу представить себе то, чего не бывает на свете.
Буду участвовать в том деле, которое для меня ново.
Быстро нахожу решения в трудных ситуациях.
В основном стараюсь обо всем иметь свое мнение.
Мне нравится находить причины своих неудач.
Стараюсь дать оценку поступкам и событиям на основе своих убеждений.
Могу обосновать: почему мне что-то нравится или не нравится.
Мне нетрудно в любой задаче выделить главное и второстепенное.
Убедительно могу доказать правоту.
Умею сложную задачу разделить на несколько простых.
У меня часто рождаются интересные идеи.
Мне интереснее работать творчески, чем по-другому.
Стремлюсь всегда найти дело, в котором могу проявить творчество.
Мне нравится организовывать своих товарищей на интересные дела.
Для меня важно, как оценивают мой труд окружающие.

За каждое «да» начисляется 2 балла, за «нет» — 0 баллов, за «не знаю» — 1 балл. 

Результаты:

  • 24-32 балла – высокий уровень самооценки;
  • 12-24 балла – средний уровень;
  • 0-12 баллов – низкий.

Совсем скоро наши дети вырастут и начнут самостоятельную жизнь со своей самооценкой, которую уже будут гармонизировать сами или вместе со своими психологами. Конечно, по их мнению, мы что-нибудь сделаем не так и где-то надавим излишне, а где-то припустим больше меры. Но мы будем точно знать, что любили, старались и делали для них всё, что умели. И даже немножко того, чего не умели.

Фото: rawpixel.com

Ребенок не хочет ходить на курсы

Родители, которые со всей ответственностью подходят к воспитанию ребенка, могут заранее задумываться о его профессиональном будущем. Они обычно записывают ребенка на курсы по этим направлениям, а он зачастую сопротивляется и никак не хочет изучать программу. Причины здесь тоже могут быть разными.

Ребенку не подходит этот предмет

Родители могут считать, что английский язык необходим любому человеку для профессионального и личного развития, а ребенок при этом — совсем не хотеть учить его. В таком случае, не стоит всеми правдами и неправдами пытаться его освоить. Если дополнительные занятия и правильная работа с мотивацией не помогают, можно попробовать освоить другие языки или навыки. Возможно, они заинтересуют его больше, и он начнет учиться с удовольствием.

Ребенку не подходят эти курсы

При выборе курсов стоит обращать внимание на методы преподавания. Один из самых беспроигрышных вариантов — курсы с геймификацией: при таком подходе в обучение включают игровые механики

К сложным задачам добавляются раскраски, мультики и эстафеты, элемент соревнования. Учеба перестает быть скучной и неинтересной, ребенок начинает заниматься с удовольствием. Через такой подход можно полюбить даже те предметы, к которым не было изначальной предрасположенности.

Экономика образования

Геймификация в образовании: когда обычный курс становится квестом

У тебя есть три попытки

Хотите, чтобы у ребенка не было страха перед новой деятельностью — поощряйте его инициативу и давайте качественную обратную связь.

Здесь рекомендации такие: мы разрешаем ребенку пробовать делать то, что он просит: залезть на горку, подмести пол, погладить футболку, но следим за тремя вещами: обеспечиваем безопасность, проговариваем правила поведения в подобной ситуации, и, если задача оказалась слишком сложной, — поясняем, каким навыкам ребенку предстоит научиться, чтобы её выполнять.

Здесь же даем качественную обратную связь. Что это такое? Это когда мы отмечаем, что именно при выполнении действия у ребенка получилось хорошо и комментируем, что можно добавить.

Как это выглядит на практике.

Дочь пяти лет захотела сама погладить себе кофту. Обеспечиваем условия: мама для первого раза выбирает кофту, которая легко гладится (гарантия положительного результата) и которую не жалко выкинуть в случае неудачи (чтобы неудачный опыт не стал травмой). Объясняет, какие температурные режимы есть у утюга, вместе выбирает соответствующий. Показывает, насколько горяча поверхность, и как нужно его держать, чтобы не обжечься. Рассказывает, что изделие нужно гладить с внутренней стороны. Отдает ребенку утюг, находится рядом, поддерживает, отмечает положительные моменты по результату, даже если кофта оказывается не идеально выглаженной, комментирует, что нужно добавить в следующий раз, чтобы получилось лучше.

Пять советов для родителей

Для того, чтобы сохранить самооценку подростка в норме, поправить ее, если вдруг просела или подпрыгнула выше положенного, можно следовать простым правилам:

Не сравнивать. В подростковом возрасте это остается актуальным. Подростки сами уже могут себя сравнить с другими, но это не значит, что их не ранят конкретно ваши слова. Не просто ранят, но уже и хорошо осознаются и не менее хорошо запоминаются. 
Убрать завышенные ожидания. Часто родители, узнав, что выпускник сдал экзамен на 97 баллов, недоумевают, почему не на 100? Замечают недостаток трех процентов и пропускают мимо ушей заработанные 97. Ребенок в пубертате еще не до конца взрослый, не всегда может оценить ситуацию, просчитать последствия, дотянуть до той точки, которую вы наметили. Намечайте чуть ниже, чтобы, когда он допрыгнет выше, было чему радоваться всем вместе. 
Хорошо ставить ребенка в те ситуации, когда ему необходимо преодолевать трудности. Это может быть и физическая нагрузка, например, туристический поход, и сложные бытовые задачи, где необходимо пораскинуть мозгами

Однако очень важно не скатиться в ту крайность, когда вы берете детей «на слабо». Делайте сами, предлагайте присоединиться, говорите, что верите в его способности и в то, что он справится. 
Устройте свой собственный “конкурс талантов”

Найдите, заметьте и развивайте то, что нравится вашему сыну или вашей дочери, что у них получается. Для этого стоит расширять кругозор ребенка и постоянно предлагать ему новые виды деятельности. Любопытно наблюдать, как вдруг у застенчивой девочки круто получается обгонять всех взрослых мужчин на трассе для картинга, а неусидчивый хулиган-подросток вдруг лепит из глины потрясающие сосуды. 
Если вы заметили, что самооценка всё равно падает (а вы тут уже не столь властны, ведь мнение сверстников сейчас важнее, такие уж природа заложила законы развития), то хвалите. Много, часто, с удовольствием. Пусть здесь, дома он точно чувствует, что он важен и нужен, его ценят и к нему прислушиваются, с ним советуются и его мнением дорожат. 

Какое поведение родителей усугубляет проблему?

Вот какие вопросы следует себе задать:

Не слишком ли высоки наши требования? Никогда не стоит забывать, что даже очень ответственный ребёнок — всего лишь ребёнок. Не стоит ожидать от него больше, чем он может сделать. Важным критерием здесь может быть желание и инициатива самого чада. Если получается замотивировать вашу дочь или сына на достижение, есть проявление интереса и стремление добиться цели – значит всё в порядке. Но если идёт активное или пассивное сопротивление, самое время задуматься, в чём может быть причина. Не слишком ли высоко поставлена планка? Помните: дети, ставшие заложниками завышенных ожиданий, очень несчастны.
Достаточно ли мы поддерживаем нашего малыша? Ключевое слово — именно «достаточно». Дело в том, что излишняя поддержка сама по себе может стать причиной нерешительности

Вы, должно быть, встречали детей, которые без слова родителей и шага не сделают? Важно поддерживать, но приучать ребёнка к самостоятельности и независимости. Это неотъемлемые условия взросления личности.
Как и за что мы его осуждаем? Ребёнок должен совершенно точно понимать: родители осуждают не его, а его неправильные действия

И даже если он действительно виноват, не нужно отчитывать его слишком резко. Успех воспитания — в наставлении, в постоянном диалоге. Совершенно не допустимо осуждать ребёнка за его случайные промахи, высмеивать неудачи и рассказывать о них всем подряд.

Очень многое здесь зависит именно от родителей

Важно научить сына или дочку видеть свои успехи, верить в собственные силы и не обращать внимания на неудачи. Нужно показать, что даже в неудаче есть что-то полезное и ценное, что сделало его лучше и чему-то научило.

Когда ребёнок поймёт, что промах — это ещё не конец света, ему будет проще решиться на что-то более сложное. Разберём две ситуации.

Любая неудача должна быть поводом для совместного обсуждения

Важно, чтобы ребёнок получал достаточно похвалы за приложенные старания. Помогите ему увидеть позитивное в случившимся

Даже если в диктанте 5 ошибок, а раньше было 7, это может быть расценено как улучшение результата и продвижение вперёд

«Доволен ли ты сам тем, что получилось в итоге?» – вопрос, от которого не возникает желание защищаться, и который может стать отправной точкой в разговоре с детьми. «Что тебе удалось сделать хорошо?» – ещё один вопрос, который поможет ребёнку осознать, что даже в неудаче есть то, что может сделать её маленькой победой. Всё это — мини-шаги на пути к уверенности, а значит, и к готовности действовать, проявлять инициативу и решительность. Научите ребёнка думать обо всём в положительном ключе, и страхи постепенно пройдут. А чем в этой ситуации поможет детский психолог?

Продолжение истории

Выяснилось, что Андрей очень боится проявлять себя на публике. Дома или среди друзей он чувствует себя намного свободнее, чем в школе. Оказалось, что он очень боится насмешек одноклассников. Однажды в школе, отвечая на уроке, он что-то ответил неправильно, чем вызвал смех всего класса. Одноклассники ещё долго над этим смеялись. Казалось бы, ничего страшного, но Андрея эта ситуация очень ранила. Он был уверен, что смеялись именно над ним, а не над его ответом. Более того, каждый раз, когда Андрюшка вспоминал ту ситуацию, ему становилось стыдно и неловко. Он даже родителям об этом не рассказал, ожидая, что и они будут смеяться.

Родители у Андрея требовательные. Они хотят, чтобы их сын был лучшим во всём. Неудивительно, что тот не поведал им о своём «горе». Тем не менее, долгая и упорная работа дала результаты: Андрей смог преодолеть свой страх, научиться правильно реагировать на насмешки и не бояться ошибок. Теперь он один из лучших в школе, а недавно даже выиграл очередной конкурс оригами.

От 0 до 1 года

Не бойтесь крика младенца — это его защитный механизм

Ситуация: кажется, что новорождённый только и делает, что плачет. Стоит присесть на минуту отдохнуть, как из кроватки снова раздаются вопли и вы уверены, что младенец делает это назло. 

Что происходит на самом деле: новорождённый живёт инстинктами. Младенец не способен ни ходить, ни добывать пищу, ни найти себе убежище. Ему известно только одно: для выживания рядом нужен взрослый. Если о тебе заботятся и защищают — будешь жить и расти. Если нет — увы, попытка не удалась. Поэтому для младенца забота взрослого — это не просто «хорошо, когда мама рядом». Это про жизнь и смерть. Стань чьим-то или умри — третьего не дано.

Чтобы взрослый оказался рядом, его нужно позвать. В борьбе за жизнь младенец использует своё первое и главное оружие — крик. И он не просто кричит — он вопит, орёт. Не потому, что хочет потрепать нервы родителям. Он всерьёз борется за жизнь. Каждый раз, когда хочет есть, мёрзнет, испытывает боль. Так его научила эволюция миллионы лет назад.

Кстати в распоряжении младенца есть и пряник. Обычно на втором месяце жизни он делает то, от чего родители начинают возбуждённо звать друг друга, достают камеру и звонят друзьям и родным, — в первый раз улыбается. У взрослых улыбка младенца вызывает состояние эйфории. И тут снова поучаствовала природа. Это она сделала так, чтобы мы хотели снова и снова ощутить этот кайф. Ребёнок получит всё, что нужно для роста и развития, вознаграждая родителей за труды мгновением неземного блаженства.

Чего не нужно делать: игнорировать крик младенца.

Что лучше сделать: набраться терпения и уделять внимание потребностям малыша. Понять, что он не пытается превратить вашу жизнь в ад, просто сейчас им управляют природные инстинкты, нацеленные на выживание

Со временем младенец научится другим способам коммуникации.

Не отлучайте новорождённого от рук насильно

Ситуация: старшие учат, что от частого ношения на руках у ребёнка искривится спина, что он вырастет избалованным и вообще крик развивает лёгкие. 

Что происходит на самом деле: На нас давят суеверия. Во многих культурах новорождённый не считался полностью пришедшим в этот мир. Ему не давали имени в первые месяц-два, не показывали посторонним, не выносили из дома. С одной стороны, основанием для суеверий был высокий уровень детской смертности. Но если присмотреться, новорождённые и правда выглядят как не от мира сего. Большую часть времени спят, окружающими не интересуются, понять их тоже непросто. Они словно ещё не вполне здесь.

Поэтому беременность сменяется периодом донашивания. Младенец всё ещё слит с матерью, он также находится на уровне живота, просто с другой стороны. И ему надо побыть там ещё немного.

Чего не нужно делать: пытаться отучить ребёнка от рук. Особенно когда он плачет и явно зовёт вас. Так в душе родителя укореняются чувства вины и несостоятельности. Они оборачиваются гиперопекой, тревожностью или защитной привычкой отстраняться от боли ребёнка. И потом рождаются фразы «сам разберись, не маленький», «не драматизируй, это пустяк».

А у малыша возникнет «голод привязанности». И тогда вступает в дело правило «борись». Он начинает ненасытно требовать внимания взрослых, капризничать, выматывать своим недовольством и прилипчивостью

И даже получая внимание родителей, ребёнок уже не может насытиться. Это может повлечь за собой и дальнейшие психологические проблемы

Отчаяние остаётся с малышом навсегда, накрывая в трудные моменты невесть откуда взявшимся убеждением, что всё бесполезно и он обречён.

Что лучше делать: брать малыша на руки, сколько нужно. Дети, которые получили достаточную дозу донашивания, более самостоятельны и независимы к двум годам, чем те, кого так боялись избаловать. На вопрос, почему так происходит, есть простой ответ. Если мы наелись, то не будем выходить из-за стола с куском в руке. Если мы выспались, то не будем весь день искать возможность прилечь. Так же и с потребностью ребёнка находиться на руках родителей. 

Unsplash / Aswin

Что делать если ребенок врет

Поймите, что ребенок лжет не для того, чтобы испортить ваше настроение и не потому, что он превращается в преступника. Ложь — неэффективная модель преодоления сложностей, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни. Поэтому нужно помочь ребенку найти другой способ решения проблем

Итак, как бороться с враньем ребенка:

Найдите коренную причину лжи. Если малыш совсем маленький, учите разделять реальность и мир фантазий: объясняйте, что истории во сне вымышленные, они не происходят на самом деле. Если ребенок посмотрел страшный мультфильм, объясните, что это вымысел. Если малыш утверждает, что он может летать, как супермен, скажите: «Да, было бы здорово иметь такую супер-силу. Но она не реальная.»
Не провоцируйте ребенка на вранье: «Кто это сделал? Что произошло? Как ты мог даже подумать такое сделать?» Его пугают такие вопросы и он начинает просто отгораживаться, используя ложь

Поэтому важно не ставить ребенка в позицию, когда он только может соврать. 
Измените свою реакцию: «Ага, я вижу, что ты нарисовал на обоях. Это, конечно же, плохо

Давай подумаем, как мы можем исправить ситуацию.» Или если вы спросили малыша, он ли разлил молоко, ему захочется соврать. Чтобы избежать такой ситуации, лучше скажите: «Я вижу разлитое молоко. Давай-ка вытрем.» Таким образом вы показываете ребенку, что не настроены против него и всегда вместе найдете выход из сложной ситуации. Ваша задача — дать ребенку сценарий, который поможет принять ответственность и как-то исправить ошибку, которую он совершил
При этом вы сохраняете доверие и ваши отношения не портятся. 
Обратите внимание на стиль воспитания своего ребенка. Чаще всего дети врут из-за страха, имея прошлый негативный опыт
Если вы все время запрещаете все ребенку, то скорее все он будет от вас утаивать многие вещи и не слушаться

Следите за своей реакцией на ложь ребенка. Она должна быть спокойной и адекватной. Объясните, как его ложь сказывается на ваших отношениях. Расскажите, что может случиться, если члены семьи перестанут доверять друг другу. 
Избегайте ярлыков типа «врунишка», «фантазер» и воздерживайтесь от желания публично жаловаться на ложь ребенка. Например, звонить бабушке и при малыше рассказывать, как он соврал вам.

Понравиласть статья? Оцените:

Голосов: 32

Как предотвратить детское вранье?

Создайте в семье такую атмосферу, при которой ложь будет не нужна в принципе. Если ребенок знает, что может доверить родителям свои тайны, его поступки обсуждаются и принимаются, а наказание, не используется как инструмент воспитания, то мотива для лжи может никогда не возникнуть.

Прежде чем гневно пресекать обман и выводить врунишку на чистую воду постарайтесь понять мотивы его поступка. Даже у самого тяжелого проступка бывает другая сторона. Ребенок должен знать, что его поступок не делает его однозначно плохим. Поступок может быть плохим, но не человек! Никогда нельзя спекулировать такими понятиями, как люблю — не люблю. «Уйди отсюда, я не люблю тебя ТАКОГО!» Естественно, в следующий раз ребенок захочет приукрасить себя, чтобы заслужить любовь матери или отца.

Большая часть детской лжи проистекает из желания доказать значимым людям: «Я хороший». Школьник, совравший о потере дневника боится не только гнева родителей, но и обвинения в никчемности. «Вот я в твоем возрасте был отличником!» — кричит дедушка. А ребенок чувствует свою вину! И ложь здесь оказывается просто способом психологической защиты.

Научите его справляться с поражением. Многие дети обманывают из-за страха перед неудачами. Рассказывайте ребенку, как вы сами справляетесь с проблемами и поражениями, чтобы и он тоже этому научился. Предложите альтернативу обману — признание и исправление своих ошибок.

Не хотите, чтобы ребенок врал? Станьте честными сами!

Если родители хотят научить ребенка говорить правду, то они сами в первую очередь должны:

  • Всегда держать свое слово. Если в каком-то случае Вы не можете выполнить обещание, объясните ребенку, почему Вы это не можете выполнить и извинитесь.
  • Если так окажется, то Вы сами соврали перед ребенком, объясните, чем обусловлена ложь и обязательно признайте сам факт обмана.
  • Не ждите, что дети сразу начнут различать понятия «белая ложь» и более серьезный обман.
  • Поощряйте ребенка, когда он говорит правду, особенно в тех случаях, когда сказать ее было нелегко.
  • Не навязывайте ребенку много правил и не ждите от него много, помните: больше правил — больше шансов, что они могут быть нарушены ребенком, и чаще ребенок будет прибегать к обману как к средству избежать наказания.
  • Говорите ребенку, что Вы его любите даже тогда, когда он врет и что он неплохой ребенок, несмотря на то, что обманул.

Если Вы вдруг обнаружили, что ребенок соврал Вам, не стоит тут же кричать, ругаться на ребенка. В таких случаях нет ничего лучшего, чем спокойный и рассудительный разговор без повышенных тонов. Ведь если на ребенка начать кричать, то, скорее всего можно добиться противоположного: он еще больше начнет обманывать, лишь бы только избежать Вашего порицания и наказания. В случае обмана, не делайте вид, что Вы поверили, а спокойно объясните, что Ваш ребенок сочиняет, и это очевидно. Фантазии ваших детей еще не являются обманом как таковым. Ведь дети сами по себе рождаются на этот свет чистыми, как белый лист бумаги. Кляксы и кривой наклон букв зависит от Вас. Если Вы видите, что ребенок начал ложь использовать во благо себе, то есть с корыстной целью, Вам стоит призадуматься. Значит, существует пробел в Ваших взаимоотношениях с ребенком. Проанализируйте ситуацию и постарайтесь выяснить причины появления лжи. Просто так ребенок не будет лгать, вынуждают его к этому сложившиеся обстоятельства. И если родитель не впадет в «гневные ругательства», а с пониманием и нежностью отнесется к ребенку, положительный результат будет очевиден.

Полностью обман нельзя искоренить, можно просто объяснить ребенку: «что такое хорошо и что такое плохо». В таком случае очень важен пример самих родителей. Поэтому, прежде чем попросить ребенка ответить на телефонный звонок фразой — «мамы нет дома», подумайте о последствиях. Не забывайте чаще общаться с детьми на эту тему. Рассказывайте им разные истории о себе, своих родителях и задавайте вопросы. По ответам будет видно, как ребенок поступит в подобной ситуации. Так же помогите детям выучить «вежливую ложь». Именно, когда не надо говорить «правду в глаза». Например, вашему ребенку дарят подарок. Ему не нравится вещь, и он говорит: «я не хотел такую игрушку», тем самым, обижая подарившего. В такой ситуации стоит сказать спасибо, а эмоции придержать.

Ситуация 3. Ребенок реагирует на ограничения взрослого

Когда ребенок плачет в ответ на запрет взрослого – зачастую, это сначала больше похоже на крик – он сердится, что кто-то мешает ему достичь цели

Реакция может быть довольно интенсивной и важно взрослому ее выдержать. То есть не отменить запрет, не наказать ребенка за его бурное самовыражение, а объяснить причину запрета, признать его чувства

При этом необходимо остаться устойчивым в своем решении. 

Например, вы говорите: «Ты сердишься на меня за то, что я не купила тебе игрушку, которую ты хотел?». Какое-то время ребенок еще может бурно выражать недовольство – так он переживает столкновение с вами, как с барьером, за который ему нельзя пройти. Поддержите ребенка  словами: «Это, правда, грустно, когда не можешь получить то, что хочется». Во время такого взаимодействия, с одной стороны ребенок учится воспринимать «границы», а с другой оказывается признанным в своих чувствах.

Почему дети обманывают родителей

В первые годы жизни у детей сильно развито магическое мышление. Они действительно верят в вымышленных друзей, зубную фею, Деда Мороза и супермена. И когда ребенок говорит о таких вещах, он не обманывает, а искренне в них верит. Наша задача — постараться научить ребенка разделять реальность и вымышленный мир.
Попытка отменить проблему. Например, в случаях, когда на вопрос:  «Ты чистил зубы/вымыл руки,» — ребенок хитрит и говорит «да». До школьного возраста, а иногда и до 7 лет, дети могут считать, что если сказать  «да», то зубы будут почищены и проблема таким образом исчерпана
Маленькие дети, если не хотят брать на себя ответственность, искренне верят, что такой способ решения проблемы работает. 
Привлечь внимание взрослых. Часто дети приукрашают действительность или сгущают краски, когда начинают ходить в детский сад
Они используют этот способ, чтобы увидеть реакцию взрослых и задержать внимание на себе подольше. Согласитесь, как только ваш ребенок произносит: «А сегодня Марья Ивановна…» —  вы тут же начинаете его слушать с двойным интересом. 
Ребенок сталкивается с проблемой, которую не может решить сам, и прибегает ко лжи

При этом ему важно мнение сверстников. Это ложь-преувеличение или приукрашивание

Чаще бывает у детей после 10 лет. Ребенок лжет, чтобы быть принятым в социуме, в среде друзей, одноклассников. 
Страх наказания или реакции родителей. Это самая распространенная причина вранья. Например, ребенок разбил кружку и думает: «Если мама увидит, то накажет или будет кричать… Поэтому я лучше спрячу осколки, чтобы никто не узнал.» Скорее всего, ранее у него уже был подобный опыт и он знает, каких последствий ожидать в семье.
Ребенок копирует взрослых  — видит, как мама или папа общаются с другими, и впитывает, что бывают ситуации, в которых нормально соврать. Поэтому важно осознавать, когда мы лжем. И если при этом малыш нас слышит, объяснять ему, почему мы это сделали. 

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Клуб родителей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: