Смена школы: как помочь ребенку адаптироваться?

Смена детского сада: с чего начать

Объясните ребенку причины, по которым вы приняли решение о смене садика. Чаще всего это объективные обстоятельства: переезд, смена работы, ремонт или закрытие детского сада и т.п. Говорите с ним, как со взрослым — не бойтесь, что он не поймет. Разговаривая с ребенком, давайте понять, что понимаете его страхи и тревоги. Вы бы тоже очень боялись на его месте.

Вспомните ситуации, когда вам приходилось менять место учебы или работы. Может, и вам в детстве приходилось менять садик или школу. Расскажите о своем опыте ребенку, называя вслух пережитые эмоции. Чего вы боялись? Что вызывало печаль? Почему вам все-таки было немножко интересно? Как разрешилась ситуация? Обязательно завершите рассказ позитивным выводом: вы нашли новых друзей, вас стали чаще хвалить и т.д.

Познакомьте ребенка с новым садиком заранее. Лучше даже не сообщать ему о том, что это его новый садик. Просто «сходить в гости» к другому садику. Приняв новую обстановку визуально, малышу легче в ней адаптироваться. Познакомьте малыша с воспитателями, нянечками, ребятами.

Сходите в гости к старым друзьям ребенка или позовите их к себе домой — малыш будет чувствовать себя увереннее и понимать, что привычные ему люди никуда не делись.

О чем еще надо знать, переводя ребенка учиться в новую школу?

В этот период лучше воздержаться от других нововведений в жизни. Пусть лучше ребенок все усилия направит на адаптацию в одном новом месте, чем будет напрягаться по многим фронтам. Что-то должно остаться знакомым, понятным и незыблемым. Тогда адаптация проходит быстрее.
Очень неплохо в августе перед началом учебы немного освежить в памяти пройденный материал за предыдущий год. Мы знаем, что сентябрь – это время повторения пройденного. И если новый ребенок сразу себя зарекомендует, как знающий, уверенный, то это и ему спокойнее, и хорошая репутация в глазах учителя и класса.
Первые месяцы после поступления в новую школу родителям стоит быть внимательными к настроению и состоянию ребенка

Не стоит пускать на самотек такое важное изменение в жизни ребенка, забывать, что в его жизни происходит серьезная перемена. Держите пока руку на пульсе и лишний раз приглядитесь к ребенку и спросите его, как идут дела.
 Неправильным поведением родителей будет игнорирование такого изменения в жизни – «ничего, сам справится»

Либо слишком нервное включение, когда родитель волнуется больше ребенка, пытается «купить» расположение учителя и одноклассников неуместными подарками; лучше всего спокойное, но внимательное отношение к ребенку, посильное включение там, где он переживает.

Как работает школьный психолог?

Нормотипичный ребенок, у которого нет сложностей, в кабинете школьного психолога почти не бывает. Обычно дети приходят сюда, если возникают сложности в учебе. Например, стало сложно осваивать материал, беспокоят взаимоотношения с учителями или одноклассниками. По результатам диагностики, наблюдения по запросу родителя или педагога проводится индивидуальная либо мини-групповая работа. Психолог может взять ученика сначала в индивидуальную работу, чтобы натренировать коммуникативные навыки, а потом подключить его к группе из 3–4 участников, где ребенок на большем количестве человек начинает опробовать свои вновь приобретенные навыки.

Это довольно распространенная ситуация. Когда в классе частной школы 25 человек, а государственной – до 40, не всегда получается гармонично выстраивать коммуникации со всеми. Многие современные дети не посещали детсад, находясь дома под присмотром бабушек-дедушек. Когда они приходят в школу, встречают здесь очень много разных людей, каждый со своими особенностями. И ребенок порой не готов воспринимать эту разность, не имеет схем, как общаться с людьми: уступать, стоять на своем, конфликтовать…

В силу нашего времени многие дети не играют во дворе, не получают опыта общественных игр, таких как салки, догонялки, «больница», казаки-разбойники. Таким образом, они нередко к школьному возрасту не научились взаимодействовать со сверстниками и взрослыми не из числа родных.

Например, девочки зачастую не понимают, что мальчики сильнее. Девочка ударяет мальчика, он дает сдачу, она плачет и удивляется, почему ей больно, а ему нет. Что говорить, многие взрослые женщины этого не понимают.

Родителям важно включиться в адаптацию ребенка в новой школе

Это отличный метод снижения своего собственного стресса, в том числе. Когда родитель загодя приходит в новую школу (полезно взять с собой ребенка), осматривается, пройдет по коридорам и кабинетам, познакомится с классным учителем, директором, возможно, увидит каких-то детей из нового класса, определенная часть тревоги снижается. Новое уже не полностью новое. Уже появилось первое представление.

Для ребенка вхождение в новую школьную жизнь вместе с родителем – это большая поддержка. Он сразу чувствует себя защищенным, когда родитель проторяет дорогу в неизвестность. Исходя из этого, полезно и правильно первое время проводить или встретить ребенка из новой школы, особенно если он учится в начальных классах. Ничего, что он давно самостоятельный — эта родительская поддержка (или бабушкина/дедушкина, если родитель не может сорваться с работы) придает ребенку уверенности и ощущения, что он не один. 

Хороший вариант, когда новенький родитель пытается (пусть на первых порах) поучаствовать в каких-то общеклассных мероприятиях, помочь в организации праздников, пр. Это даст ему возможность ближе познакомиться с другими родителями и детьми, учителем. А последним тоже позволит рассмотреть новенького и «принять» в свой коллектив.

Если ребенок уже в подростковом возрасте, родителю надо с ним советоваться о доли своей включенности. Некоторые дети – подростки стесняются уже, когда родители их провожают в школу либо очень активно общаются с учителями. Лучше договориться о такой степени вовлеченности родителя, которая будет ребенку психологически комфортна.

Отдельно надо сказать о личном опыте перехода в новый коллектив родителя, если таковой имеется. Часто переживают за успешность перехода в новую школу те родители, у которых есть собственный негативный опыт. Которые когда-то не смогли «прижиться» в новой школе, возможно, подвергались насмешкам, страдали. И это воспоминание теперь висит страшным грузом над ребенком, которому предстоит войти в новый коллектив. В этом случае родителю лучше «переварить» свой опыт с каким-то доверенным человеком – не ребенком! – чтобы неосознанно не навязывать свои ощущения ребенку, у которого будет только свой опыт, а не ваш.

Сменить школу из-за отсутствия контакта

Бывает еще и такая ситуация, что ребенок ни с кем особенно не конфликтовал, но не нашел себя в старом классе. Тогда задача психолога – понять, почему не случился контакт. Была достаточно агрессивная среда, в которой ребенок не смог прижиться, или причина в самом ребенке, что он не умеет устанавливать контакт? Если дело в среде, то мы тесно работаем с ребенком, наблюдаем, как он будет реагировать на коллектив, как одноклассники примут его. При необходимости помогаем.

А бывает и так, что родители сами довольно интровертированы, то есть не нуждаются в обществе. Интроверты – не замкнутые, они ничем не уступают экстравертам. Просто у них нет потребности в общении с большим количеством людей, они достаточно насыщены своим внутренним миром. И дети по модели своих родителей растут, не нуждаясь в большом количестве контактов.

Тогда мы придерживаемся следующей тактики: объясняем ребенку, что в школу мы приходим в первую очередь учиться, брать знания. Конечно, большим плюсом будет налаживание хороших контактов. Но если нет потребности, если отношения с одноклассниками не приносят радость, то можно строить отношения по формальному типу: мы взаимовежливы, здороваемся, не делаем гадостей-пакостей, но при этом не лезем друг другу в душу. Скажем так, общаемся спокойно, нейтрально, не особо близко.

У родителей других детей такая модель поведения вызывает панику. Они живут иллюзией, что ребенок, придя в новый класс, срочно должен со всеми подружиться, родители тоже должны подружиться и дружба должна длиться до конца жизни. Это ошибка! Если взять любого среднестатистического человека и спросить, со сколькими одноклассниками он общается, то выйдет 2–3, максимум 5. Мы оказались в ситуации, когда мы сидим в одном кабинете под одной крышей и учимся одним и тем же предметам. Но не обязательно, что мы должны быть супердружными, душа в душу. Я прошу родителей представить, что их сейчас поместят в компанию из 25 незнакомых человек. Возможно ли быть близким с каждым из них?

Это нормальный социальный процесс, когда в классе появляются группировки: по интересам, мальчики и девочки отдельно (1–5 класс). Мальчики и девочки вновь сблизятся в 5–6 классах, когда появится интерес к общению с противоположным полом, и в 9–11 классах, когда наступит период первых романтических влюбленностей.

Выразите Свою Реакцию

Как избавиться от стресса?

Оцените поведение ребёнка. Если участились простуды, высказываются жалобы на головные боли, расстройства пищеварения, плохой сон, следует исключить инфекции и анемию, имеющие сходные со стрессом симптомы. Родителям нужно пересмотреть уровень нагрузки, оставить только приоритетные дополнительные занятия, а также:

  • не ругать детей при проблемах с успеваемостью. Здоровье важнее, чем отметки в дневнике;
  • оптимизировать режим дня, отведя в нем достаточное время для активных игр, прогулок, сна;
  • обогатить рацион питания продуктами, содержащими витамины и микроэлементы;
  • выяснить, какие отношения сложились с учителями и сверстниками.

Благополучно адаптироваться к школе позволяют развивающие программы. Если ваш дошкольник будет посещать различные обучающие курсы, то он привыкнет к новым детям и взрослым, новым условиям. Он  научится жить в соответствии с конкретным графиком, адекватно воспринимать победы и поражения.

«Там было все мое!»

Привязанность к тем или иным вещам характерна не только для взрослых. Для некоторых тревожных детей привычные игрушки, книжки, знакомое расположение предметов в квартире или доме, в которых они живут, символизируют на бессознательном уровне стабильность и безопасность мира. Новое место, даже будучи лучше и просторнее, невольно нарушает внутреннее равновесие. И поэтому требует освоения и привыкания.

На одном из занятий с пятилетней девочкой, чьи родители недавно переехали в Санкт-Петербург из другого крупного города, психолог предложила нарисовать злость. Ребенок начал рисовать круги, по уточняющим вопросам стало понятно, что это камни от «разрушенного дома». В ходе работы удалось перевести гнев в сожаление, на символическом уровне построить новое обиталище, при этом в общении с родителями девочка не показывала своих переживаний от смены места жительства и поводом обращения к детскому психологу послужили совсем другие трудности. К слову сказать, большую часть детских вещей, дорогих сердцу малышки, пришлось оставить.

Даже если ваш ребенок совсем небольшой, посвятите его в свои планы заранее, дайте ему возможность выбрать те вещи, которые он хочет взять с собой. По возможности, сделайте новую комнату или уголок вашего чада похожим на то место, которое было у него раньше.

Дети постарше обращают внимание еще на одно обстоятельство, связанное с местом жительства. Переезжая в более крупный населенный пункт, они лишаются свободы передвижения

Речь, конечно, о школьниках. Младших не отпускают родители на самостоятельную прогулку, в школу или на кружки, хотя на прежнем месте они ходили везде сами. Происходит невольное снижение самостоятельности, что может привести к протестным реакциям.

Подростки же, особенно боязливые и мнительные, порой сами отказываются выходить на улицу. Новый город, большие пространства, плохое знание местности, страх потеряться приводят к тому, что дети сами не желают перемещаться самостоятельно, невольно сокращая свои возможности на адаптацию и поддержание той активности, которая им была присуща на прежнем месте.

«Там было все мое! Это была моя улица, моя школа, мой город, там я мог пойти в гости к однокласснику или гулять до темна, и никто мне этого не запрещал! А здесь: туда не ходи, сюда не смей, хоккей пришлось бросить, потому что возить некому. Что я, маленький что ли, чтоб везде с нянькой ходить!» — заявляет 12 летний мальчишка, которого привели на прием родители, уставшие от постоянных конфликтов.

Надо ли давать разрешение на работу психолога?

В нашей школе работа построена следующим образом. 1 сентября все дети проходят психодиагностику. Мы получаем письменное разрешение родителей на психодиагностику, коррекционные индивидуальные и групповые занятия, как того требует законодательство. И тестируем ребенка при поступлении/переводе, в начале и конце каждого учебного года

Тест выявляет уровень развития познавательных процессов (мышление, память, внимание, мелкая моторика), мотивационную сферу (то есть желание ребенка учиться или не учиться) и состояние эмоционально-волевой сферы (настроение и ощущения ребенка). В конце года после повторной диагностики данные сопоставляются, чтобы отследить динамику развития ребенка

Бывали случаи, что родители отказывались от работы психолога с их ребенком. Это нормально. Психолог изучает внутренний мир человека, не все родители в силу своих личных взглядов готовы разрешить впускать кого-то во внутренний мир своего ребенка.

Сменить школу из-за конфликта

Смена школы из-за конфликта с одноклассниками и/или учителями – нечасто, но и такое бывает. Сотрудники школы особенно настораживаются, когда перевод происходит в середине года.

Я считаю, что переход в другую школу в конфликте – это самый крайний вариант из возможных. Выбирая этот вариант, какой стратегии мы обучаем ребенка? Мы не учим его решать конфликт – мы учим его избегать, переходя в другую школу. Да, есть ситуации, когда переходить надо – чтобы обеспечить безопасность ребенка, но сначала надо испробовать все остальные варианты. Довольно часто это свидетельствует о том, что сами родители не умеют решать конфликтные ситуации и выбирают новую школу как самый простой вариант.

Ребенок, переходивший по этой причине 2–3 раза, будет не способен решать конфликтные ситуации. Он их или избегает, или не находит конструктивных вариантов решения.

Ищите «интересные места»

Помня об утрате вашими детьми двора и всех прилегающих окрестностей, проведите экскурсию в новом районе. Пусть это будет серия прогулок, походов по двору, району

Во время прогулки постарайтесь увидеть что-то интересное, обратить внимание вашего ребенка на «достопримечательности» увиденного. Еще раз акцентируем внимание на том, что нужно «смотреть глазами ребенка» чтобы увидеть именно то, что интересно ему

Конечно, это относится к детям младшего школьного и дошкольного возраста. Дети постарше сами смогут исследовать окрестности и увидеть в них интересное. Тем не менее, осмотреться не помешает. Вы должны знать район, опасности нового места жительства, чтобы предупредить о них своих детей.

Как пережить переезд в другой город подростку?

Для начала необходимо тщательно разузнать все самим о новом месте. Об инфраструктуре, условиях жизни, о садиках, школах, количестве других детей на районе, возможных кружках и секциях поблизости. Со сбором информации особых проблем возникнуть не должно, но после этого наступает очень важная часть.

Нужно позаботиться о подготовке ребенка к переезду и минимизировать стресс. Это значит, что заранее нужно разговаривать с ребенком о том, что скоро будут в жизни большие перемены. Если для активных детей, которые легко находят общий язык с окружающими, переезд может пройти нормально, то для более замкнутых детей дополнительная эмоциональность обстановки может вылиться в плохой сон, агрессию, ребенок начнет еще более закрываться. Расскажите заранее о всех преимуществах переезда, но не только для себя, а для самого ребёнка. Что он сможет там делать? Чем в выгодную сторону отличаются условия жизни? Заинтересуйте его, пусть он сам захочет увидеть своими глазами то, что будет на новом месте. Посоветуйтесь с подростком, что бы он хотел взять с собой при переезде. Дети тяжело воспринимают смену обстановки, и чем больше важных для него вещей вы возьмете с собой, будь то книжки или игрушки, тем будет лучше для адаптации ребёнка к новым условиям.

Сменить школу из-за качества образования

Основной мотив родителей: не устраивает качество образования в предыдущей школе. Например, в классе много детей и ребенок не получал ответы на свои вопросы. Или учителя не смогли донести, что математика или русский язык – это прекрасно, в результате у ребенка ухудшились отметки и пропали желание и интерес вникать в предметы.

В этом случае мы всегда рекомендуем ознакомиться с нашей программой. Потому что даже просто при переходе из одной госшколы в другую госшколу могут быть различия в изученном материале. Ребенок может знать где-то больше, где-то меньше. И родителям стоит задуматься: «А чем отличается программа той школы, куда мы переходим? Что нам надо подтянуть, подучить?» Ознакомление с программой школы, во-первых, даст понимание, не меняется ли шило на мыло, а во-вторых, родитель будет знать, чем именно следует позаниматься с ребенком летом и в начале учебного года.

Обзавестись новыми друзьями

Но главной проблемой при переезде обычно становится смена круга общения. Как бы ни старался подросток сохранить связь со старыми друзьями, отсутствие ежедневных встреч в классе приводит к разрыву старых связей. Это причиняет боль, обижает. При этом отнюдь не каждый ребенок может быстро обзавестись новыми приятелями.

Малыши порой легче относятся к тому, что в новом детском саду у них будут новые товарищи для игр. Но могут быть и исключения из этого правила, а ведь поддерживать связь со старым и любимым другом у дошкольника часто совсем нет возможности.

Кроме того, дети могут страдать от разлуки с бабушками и дедушками, особенно если раньше старшие родственники забирали их из школы, а теперь они вынуждены находиться на нелюбимой продленке.

Фактически, ребенок лишается большого круга общения, который был для него ежедневным источником поддержки. Поэтому после переезда, лишенный этого внимания и принятия, он склонен воспринимать окружающий его новый коллектив как враждебный, в то время как на самом деле одноклассники относятся к нему нейтрально.

Что делать? В этот период важно дать вашему сыну или дочери всю возможную поддержку, чтобы компенсировать тот недостаток общения и дружбы, который у него возник.

Можно попробовать простимулировать расширения круга общения, предложив ребенку пойти в кружок или секцию. Очень хорошо, если внеклассные занятия проходят в той же самой новой школе. Это позволит быстрее завести новые неформальные связи со сверстниками.

Что сделать перед переходом в новую школу

Лучший вариант, когда переход совпадает с  началом учебного года в сентябре. За каникулы связи и роли в устоявшемся детском коллективе ослабевают, и занять «своё» место становится проще. Неплохо, если перед этим ребёнок отдохнул в лагере или пошел на кружок, курсы и получил положительный опыт общения со сверстниками.

За несколько недель до начала учебного года придите с ним в школу. Вместе пройдитесь коридорами, выучите расположение кабинетов, узнайте, где туалет и столовая, где взять воду для питья. Изучив обстановку, ребёнку не будет страшно в первый учебный день.

Пообщайтесь с классным руководителем. Поинтересуйтесь о правилах в классе, учителях, детском коллективе и др. Расскажите педагогу о своем ребёнке: об основных чертах характера, темпераменте, увлечениях, умениях и навыках, слабых сторонах. А также поделитесь вашими ожиданиями на счёт нового класса.

Если ребенок посещал какие-то секции в спортивной школе или обучающие кружки, то не бросайте их. Или найдите альтернативу вблизи новой школы.

Другая школа – катастрофа или нет?

Ни для кого не секрет, что изменение обстоятельств и что-то новое, неизведанное – всегда страшно и связано с первоначальной неуверенностью. И ведь не только для детей. Для нас, взрослых, та же смена работы — тоже переживания. Ведь сразу непонятно, как устоявшийся коллектив принимает новеньких. Так что в любом случае первые даже не дни, — недели учёбы в новой школе будут самыми сложными.

Психологи выделяют разные сложности адаптации из-за изменения места учёбы:

  • так, если ребёнок вынужден поменять школу, потому что слишком умён, и ему просто тесно в обычном классе, перевод его в другое учебное заведение ради более глубоко изучения предметов – самая лёгкая для «переваривания» ситуация, ведь образ жизни, родной город, любимые, пусть и уже бывшие, одноклассники, — всё «под рукой»,
  • гораздо тяжелее детской психикой переносится вынужденный переезд в другую местность, когда придётся привыкать не только к новому школьному коллективу, но и к новой окружающей обстановке – чужие улицы, незнакомые лица, непривычная инфраструктура.

Будет ли лёгким переход в новые стены и не станут ли отношения с новыми одноклассниками и учителями настоящей трагедией для ученика, — напрямую зависит от характера ребёнка.

Коммуникабельный и свободно идущий на контакт быстро вольётся в коллектив, найдёт себе друзей и станет частью школьной жизни. Тревожный и замкнутый привыкать будет значительно дольше.

Потому в первую очередь психологи советуют: если необходимость сменить место учёбы не носит острый характер, стоит семь раз отмерить, чтобы один раз отрезать. Нужно ли испытывать детскую психику на прочность только из-за того, что родители хотят видеть своё чадо в числе учеников самой элитной школы в городе, наконец-то выбив там свободное местечко.

Чем занимается школьный психолог?

Школьный психолог всегда находится на передовой, его задача – решить возникшую проблему очень срочно. В конфликтных ситуациях штатный психолог учебного заведения нередко выступает медиатором. Также нередко ему приходится разбираться, почему конкретный ребенок не осваивает программу. Если частный психолог направлен на более глубинный анализ и длительную форму работы, то школьный психолог должен работать быстро. И если вопрос находится за границей его компетенции, то он обязан перенаправить к сведущим специалистам.

У школьного психолога три направления работы: психодиагностика, коррекционная и развивающая работа, консультативно-просветительская деятельность. Работа школьного психолога строится по модели ученик-учитель-родитель. Психолог не обособленно сидит у себя в кабинете и по отдельности разговаривает с родителем, учителем и ребенком. Психолог соединяет все компоненты для того, чтобы ребенку было легче и лучше реализовать свой внутренний потенциал, помочь справляться с возникающими при учебном процессе сложностями.

Определите потери ребенка при переезде

До того, как вы еще переехали, попытайтесь определить те вещи, которые дороги вашим детям и с которыми им придется расстаться. Постарайтесь посмотреть на них глазами детей. Не всегда то, что кажется выгодным и преимущественным для нас, преимущество и выгода для ребенка. Даже если нам кажется, что новая школа будет лучше для ребенка, т.к. она ближе к дому, в ней лучше педагоги, она более современная, для ребенка старая школа может быть гораздо роднее. Составив список «потерь», вы получите перечень тех направлений, в которых вам нужно будет поработать.

Вполне возможно об этом поговорить с ребенком. Может быть, он покажет вам то, что никогда не придет вам в голову. После переезда попытайтесь помочь ребенку восполнить все утраты.

Сколько времени нужно, чтобы «чужое» стало «своим»?

Для того чтобы новый район стал для вас и ваших детей своим, необходимо приложить усилие и выждать некоторое время. Чтобы чужое стало вашим нужно сформировать соответствующее отношение в себе к новому месту жительства. Нужно воспринимать это как свой новый дом, как свой район, не стараться замыкаться в пределах своей семьи, но искать контактов и отношений. Проблема многих эмигрантов заключается в том, что они уехали из своей страны, но в новую страну так и не приехали. О таких людях говорят: «Их родина – в самолете». Они постоянно мечтают вернуться домой, а когда возвращаются – понимают, что скучают о новом месте жительства. То, что справедливо для эмиграции, справедливо и для переезда в другой район: нужно выйти из старого и начать жить в новом. Помогите вашим детям найти новый дом, который станет домом их детства!

Как упростить адаптацию «новичка»: советы родителям

  • Не запрещайте общаться с бывшими одноклассниками и друзьями со старой школы.
  • Настройте себя и школьника на позитивный лад, найдите несколько положительных сторон перевода.
  • Уделяйте много времени общению: вместо привычного «Как дела в школе?» задавайте более конкретные вопросы: «Что нового ты сегодня узнал?», «С кем сегодня познакомился?», «Сталкивался ли ты со сложностями сегодня?», «Что делал на переменах?»,  — так вы сможете получить больше информации.
  • Каждый день на период адаптации помогайте с подготовкой уроков. Но не делайте домашние задания вместо ребенка. Помощь должна заключаться в совместном поиске информации, обсуждениях и под.
  • На время адаптации освободите ребёнка от выполнения домашних обязанностей.
  • Не обсуждайте и не осуждайте при нём старую школу, педагогов, одноклассников, даже если школьнику стало сложнее учиться.
  • Устраивайте совместные развлечения: это поможет ребенку отвлечься и зарядиться хорошими эмоциями.
  • Поддерживайте новые знакомства чада, помогите устроить вечеринку или просто соберите новых друзей у вас дома.
  • С согласия ребенка, запишите его на секцию, кружок или курсы, на которые ходят его сверстники. Это поможет ему найти точки соприкосновения с новыми одноклассниками.

Ищите новых друзей для детей

Кончено, друзей ребенок выбирает сам. Но родители могут помочь ему в этом. На новом месте познакомьтесь с соседями, поищите сверстников вашим детям. Можно устроить встречу, небольшое угощение, провести совместные игры для детей. Это будет полезным не только для детей, но и для вас. В этих попытках вы и сами можете найти будущих друзей.

Хорошим местом знакомства для детей младшего дошкольного возраста является игровая площадка. Познакомившись с несколькими мамашами и их детьми, постарайтесь встретиться с ними еще раз, обменяйтесь телефонами. Пригласите мам этих детей к себе на чашку чая, поищите общие интересы. Займите активную позицию, может быть, вы будете тем человеком, которого так не хватало в этом районе!

Когда стоит обратиться к психологу

Помнить обо всех вышеописанных трудностях необходимо, чтобы вовремя среагировать на то, что происходит с ребенком. Вместе с тем, есть ряд тревожных признаков, когда лучше сразу обратиться за консультацией к специалисту. В нашей практике мы сталкивались с тем, что в связи с переездом у детей возникали следующие сложности:

1. Изменение эмоционального состояния. Немотивированные эмоциональные всплески (слезы, истерики, приступы агрессии) без явных на то причин, когда сила чувств явно не пропорциональны причине их вызвавших. Либо, напротив, подавленное состояние, отсутствие интереса к тем делам и занятиям, которыми раньше ребенок увлекался.

2. Неожиданное ухудшение школьной успеваемости (или же повышенное количество жалоб на поведение) ребенка по сравнению с предыдущим детским учреждением.

3. В течение нескольких месяцев ребенок так и не завел новых друзей, при этом часто вспоминает старых. Сам говорит о том, что с ним не дружат, его обижают и т.п. Ведет себя нехарактерным для него образом. Например, постоянно жалуется или, напротив, сам очень недоброжелателен к другим детям, хотя раньше такого не было.

4. Резко ухудшились отношения дома. Выросло количество конфликтов, ребенок обижается, злиться, нарушает запреты, которые раньше соблюдал и т. п.

5. Появились неврологические расстройства. Например, заикание, тики, энурез и т.д.

6. Ребенка не оторвать от компьютера или телевизора, попытки повлиять на ситуацию, ограничить общение с техникой не ведут к улучшению ситуацию.

к детскому психологу

Узнать подробнее об услугах Центра и записаться на прием можно по телефону (812) 640-38-55 или заполнив форму ниже.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Клуб родителей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: