Как помочь ребенку, опережающему развитие, адаптироваться среди сверстников

Обучаем коммуникативным навыкам!

Ошибка:

У ребенка нет друзей, потому что он постоянно сидит дома, не ладит с другими детьми и не стремится к общению, а родители поощряют это и рассуждают вслух: «Ну и правильно, нечего тебе гулять с этими Петями и Наташами».

Рекомендация родителям:

Не нужно приучать ребенка к одиночеству, иначе он так и не найдет своего места в обществе. Обсудите с ребенком проблемы, которые возникают у него со сверстниками, выясните, почему ему трудно найти с ними общий язык. Если ровесники не хотят общаться, потому что ваш ребенок всегда первый отвечает на вопросы воспитателя, быстрее всех считает, рисует, собирает конструктор, то объясните ему, что другие дети тоже хотят, чтобы их заметили. «Сегодня ты ответил первый, а завтра немного помолчи, даже если знаешь ответ, пусть Наташа, Саша или Петя сделают попытку!».

Если проблемы в общении возникают из-за того, что ребенок всегда перебивает сверстников, не дает собеседнику закончить предложение и постоянно навязывает всем свои условия игры, объясните ему правила этикета. Расскажите о том, как нужно поддерживать диалог, что нужно уметь выслушать предложения других детей, что иногда нужно идти на уступки и о том, что никто не любит, когда им пытаются командовать. Объясните ребенку, что в детском саду все дети на равных правах, и всем нужна возможность реализовать себя.

Если ребенку просто скучно в компании сверстников, потому что он знает намного больше их, предложите ему пообщаться с ровесниками об их увлечениях.

Вместе с ребенком найдите интересные темы, на которые он сможет разговаривать с другими детьми в детском саду. Например, Вася коллекционирует модели кораблей, значит можно попросить его рассказать что-то интересное о пиратах и сокровищах, спрятанных на дне морском, или поделиться с ним интересными фактами, которые ему еще неизвестны. Лиза любит плюшевых медведей, а ваш ребенок увлекается животными – значит, малыш вполне может заинтересовать девочку вопросом о том, знает ли она, чем белые медведи отличаются от бурых.

Причины детской замкнутости

Детская замкнутость – сложное состояние, основанное на особенностях личности, издержках воспитания и других причинах. Психологи считают, что для изменения поведения закрытого ребенка необходимо устранить истинный мотив, вызывающий нежелание идти на контакт. Чем бывает вызвана замкнутость малышей?

Причин может быть несколько:

  1. У ребенка имеется тяжелое заболевание, из-за которого он считает себя другим, не таким, как все остальные.
  2. Ребенок воспитывается в строгости. Закрытость может возникнуть при завышенных требованиях родителей, постоянной критике поступков, недовольстве поведением, наказаниях. У ребенка развивается ощущение собственной неправильности, ненужности, он использует отстраненность как средство защиты от окружающего негатива.
  3. Очень часто замкнутыми становятся дети-дошкольники, обладающие очень развитым интеллектом.
  4. Дети, интроверты по природе, с рождения немного замкнуты. Это особенность их темперамента, коррекция здесь бессильна. Но при этом такие малыши тянутся контактировать с другими детьми и взрослыми, умеют общаться. Сдержанность, мечтательность, погруженность во внутренний мир – просто черты их характера.
  5. Ребенок перенес сильный стресс. Психологическая травма, полученная в результате шокирующего детскую психику обстоятельства, может привести к закрытости. Это случается, когда ребенок пережил развод родителей, потерю близкого члена семьи, при нем часто скандалят родители или другие родственники.

Выяснить, в чем заключается первопричина замкнутости маленького ребенка, очень сложно. Дети в раннем возрасте еще не понимают, почему ведут себя так или иначе. Однако и родители, постоянно находясь рядом с ребенком, не всегда могут понять, что послужило причиной закрытости. Когда причина не очевидна, не получается разобраться самостоятельно, желательно посетить детского психолога. Специалист проведет беседу с ребенком, выявит, действительно ли это замкнутость, а не застенчивость, уточнит ее степень, даст рекомендации, как скорректировать поведение малыша.

Важно. Помочь необщительному ребенку раскрыться – задача не из легких

Одни дошколята практически сразу идут на контакт, занятия с другими требуют большого терпения и длительного времени.

Особенности детей с опережающим развитием

Дети, опережающие свое развитие, действительно сильно отличаются от сверстников. Чаще всего они зациклены исключительно на своих интересах. Если ребенка интересуют числа, он способен часами просиживать над математической задачей, запоминать номера всех машин, которые увидел на прогулке, постоянно считать какие-то предметы в доме. Если кроху интересует биология, он еще в досадиковском возрасте выучит названия всех существующих животных и их повадки, часами будет рассказывать родителям о том, чем питаются белые медведи и куда улетают зимовать разные виды птиц, а попытка уложить ребенка спать в то время, когда по телевизору идет передача о животных, окончится лишь истерикой и слезами.

Дети, опережающие свое развитие, беспрерывно задают окружающим вопросы о той сфере, которая их волнует, и практически не проявляют интереса к занятиям, не посвященным их увлечению. Зачастую это очень расстраивает и даже раздражает родителей. Такие дети часто перебивают собеседника, они нетерпеливы, порывисты и очень эмоциональны. Общаться они предпочитают с детьми старшего возраста или со взрослыми, поскольку такое общение приносит новые знания.

Социальная адаптация – это необходимая основа для успешной и счастливой жизни.

Помощь психолога

К сожалению, родители отнюдь не всегда могут защитить своих детей от стресса, связанного с новыми обстоятельствами. И не всегда есть надежда, что ситуация быстро нормализуется сама собой.

Какие признаки могут указывать, что лучше всё-таки обратиться к психологу?

  • Существенное изменение эмоционального фона. Слезы, истерики, приступы агрессии без явных причин. Сила чувств явно чрезмерна, либо, напротив, наблюдается подавленное состояние, отсутствие интереса к ранее любимым делам и занятиям.
  • Неожиданное ухудшение школьной успеваемости или поведения ребенка по сравнению с предыдущим детским учреждением.
  • В течение нескольких месяцев ребенок так и не завел новых друзей и часто вспоминает старых. Сам говорит о том, что с ним не дружат, его обижают и т. п. Ведет себя нехарактерным для него образом. Например, постоянно жалуется или, напротив, сам очень недоброжелателен к другим детям, хотя раньше такого не было.
  • Резко ухудшились отношения дома. Выросло количество конфликтов, ребенок обижается, злится на родителей, нарушает запреты, которые раньше соблюдал и так далее.
  • Появились неврологические расстройства — к ним относятся заикание, тики, энурез и т. д.
  • Ребенка не оторвать от планшета или телевизора, при этом попытки повлиять на ситуацию, ограничить общение с гаджетами ни к чему не приводят.

Все эти признаки — вместе и по отдельности — указывают, что ваш сын или дочь находятся в сложной ситуации, и смена жизненных обстоятельств могут быть тому причиной.

Проблемы в которых эфективна детская психотерапия

  • Детские и подростковые:
    • Непослушание, проблемы взаимопонимания;
    • Проблемы общения:
      • замкнутость,
      • конфликтность,
      • неуверенность;
    • Нарушения сна;
    • Агрессивность, раздражительность;
    • Тревожность, плаксивость, страхи;
    • Комплексная диагностика развития.
  • Школьные:
    • Неуспеваемость, нежелание учиться;
    • Нарушение письма, чтения, звукопроизношения;
    • Неусидчивость, гиперактивность;
    • Проблемное поведение: драчливость, истерики, частая ложь;
    • Выявлена или подозревается задержка развития;
    • Профориентация для подростков.
  • Помощь и консультации родителям:
    • Справиться с капризами, нежеланием, грубостью;
    • Понять своего ребёнка, установить доверительные отношения;
    • Адаптироваться к новому месту, обстоятельствам;
    • Выбрать учебную программу;
    • Преодолеть семейные проблемы.
  • Диагностированные детские:
    • СДВГ — синдром дефицита внимания и гиперактивности;
    • РДА — ранний детский аутизм;
    • Задержки речи: ОНР, ЗРР, ЗПРР, моторная алалия, сенсорная алалия, сенсомоторная алалия;
    • ЗПР — задержка психического развития;
    • УО — умственная отсталость;
    • ДЦП — детский церебральный паралич.

Показать все

Психологическая работа: от установления причины до изменения паттернов поведения

Как было показано выше, проблемы с общением могут развиться как у подвижных, нетерпеливых, легко возбудимых детей, так и у их медлительных, слишком тихих и спокойных ребят. Причиной малообщительности могут быть как эгоистические, авторитарные проявления, так и отсутствие опыта совместной игры, другие личностные особенности, которые у старших дошкольников и младших школьников уже развиты в полной мере. Если проблема остаётся и спустя время, ребёнок плохо адаптировался в новом коллективе и не завёл друзей, необходимо обратиться к детскому психологу.

Психологическая работа заключается не просто в выявлении причин того или иного поведения, но и в изменении паттернов – устойчивых схем поведения, шаблонов, которых ребёнок придерживается при общении со сверстниками.

Пример из практики детского психолога:

«У 7-летнего Кирилла была серьёзная проблема: его обижали в школе. Он с неохотой посещал уроки, старался всеми правдами и неправдами остаться дома, чем и насторожил родителей. Выяснилось, что его обижает один мальчик, а остальные, как правило, его поддерживают, поскольку не хотят портить отношения с неформальным лидером. Я поговорила с Кириллом, и выяснилась следующая модель поведения: агрессия со стороны – смущение и страх из-за неуверенности в себе – уход в себя – молчаливое выслушивание оскорблений – отступление. Ни разу он не попробовал противостоять давлению хулигана, боясь тем самым разозлить его. Мы сформировали и отработали новую модель поведения, буквально отрепетировали все возможные варианты провокаций и достойных ответов на них. Кириллу было нелегко преодолеть свои страхи, но он справился.

Важную роль сыграла поддержка взрослых, они выказали готовность в любой момент прийти в школу, поговорить с учителем и ребятами. Готовность мамы и папы защитить, встать на его сторону для Кирилла были решающими. Ведь одним из его главных страхов было получить неодобрение значимых взрослых, что послужило почвой для формирования позиции сдерживания любых проявлений злости, даже той, которая порой необходима для самозащиты. Почувствовав силу, хулиган перестал его притеснять, а среди сверстников Кирилл стал пользоваться большим авторитетом».

Таким образом, любая проблема с общением у ребёнка требует серьёзной проработки. Не стоит думать, что со временем он подрастёт и сам её как-нибудь решит. Бывали случаи, когда ребёнок за все 11 лет учёбы в школе так и не завёл ни одного друга, потому что стал объектом насмешек ещё в начальной школе. Даже если он изменился, его привыкли считать тем самым нюней или задавакой, каким он прослыл когда-то.

У агрессивных детей тоже не всё гладко. Как правило, они находят себе приятелей, которые льнут к «авторитету» главного обидчика. Но сверстники таких не любят, и о настоящей дружбе здесь не может быть и речи. Такого ребёнка терпят только лишь из соображений собственной безопасности.

Если вы заметили, что вашему ребёнку сложно сориентироваться в мире людей, если он слишком любит одиночество, сторонится общения или его не принимают в компанию, обратитесь к психологу, чтобы решить эту проблему на корню, пока она не дала ростков в виде затаённой злобы, обиды и других внутренних переживаний, которые точно не поспособствуют счастью и полноценному развитию вашего чада.

Признаки замкнутости ребенка дошкольного возраста

По мнению психологов, замкнутость у ребенка начинает формироваться после достижения им одного года. Обычно такие маленькие дети сильно привязаны к маме, на ее отсутствие реагируют весьма болезненно: плачем, криком. Они не отпускают от себя родителей надолго, к незнакомым людям относятся с опасением и отказываются контактировать с ними. С годами у ребенка проявляются и другие признаки закрытости:

  • Сложно влиться в компанию сверстников: предпочитает играть в одиночестве, будь то садик или детская площадка.
  • Чаще всего молчит, обращается к кому-либо тихо и неуверенно.
  • Скрывает собственные рассуждения, соглашается с большинством.
  • Мало с кем дружит, или у него совсем нет друзей.
  • Избегает посещения кружков, детских секций, мероприятий, где необходима коммуникация.
  • Обычно прячет руки за спиной, в карманах, не использует живую жестикуляцию.
  • Старается меньше разговаривать с кем-либо, любит отвечать фразой «Я не знаю».

Справка. По словам врачей, у замкнутых детей в дошкольном возрасте отмечаются психосоматические симптомы, выражающиеся в частом поверхностном дыхании, болях в животе, резких перепадах настроения, беспокойстве, тревоге.

Что делать родителям?

Дети дошкольного возраста очень чувствительны и ранимы

Требуется большая осторожность и тактичность, чтобы общаться с ними, обучать их. Не подавляйте ребенка сильным психологическим и тактильным воздействием: не следует пристально смотреть ему в глаза, тормошить или трясти, чтобы он вышел из задумчивого состояния

Важно. Если у ребенка уже был отрицательный опыт общения, вовлекайте его в неприятную или сложную для него ситуацию так, чтобы он не понял, что вы делаете это намеренно

Откажитесь от настойчивости, не заставляйте ребенка против желания идти на контакт. От замкнутости не избавиться моментально.

Создайте для ребенка тихую, уютную, спокойную обстановку, в которой он будет чувствовать себя в безопасности. К примеру, когда разговариваете с ним, возьмите его за руку, посадите на колени, погладьте по голове. Найдите время, чтобы понаблюдать за малышом: чем обычно занимается, какие игры любит. Не старайтесь вовлечь ребенка в незнакомое для него занятие. Вносите разнообразие в игры постепенно, показывайте, как интересно играть вместе, а не в одиночестве, делитесь с малышом собственной радостью.

Привыкнуть к новой школе

Переезд всегда почти всегда означает, что ребенку надо привыкать к новой школе или детскому саду. Чаще всего это связано с переменой круга общения, но не только. Новые требования, новые учителя, новые порядки — всё это может вызвать напряжение у тревожного школьника и даже привести к снижению успеваемости.

Что делать? Необходимо минимизировать стресс от привыкания новому учебному заведению. Для этого самим родителям надо постараться узнать побольше о новой школе и сообщить эту информацию своему ребенку. Как зовут учителей, сколько будет уроков, где расположена столовая и спортивная площадка — надо постараться выяснить всё это до начала обучения.

Кроме того, в такой ситуации очень важны поддержка родителей и ощущение защищенности в собственном доме. Пусть в новой школе возникнут какие-то трудности — дома ребенок должен иметь возможность отдохнуть

Конечно, учебные заботы будут обсуждаться с родителями, но важно делать это так, чтобы школьник знал — папа и мама на его стороне

Дарим любовь и понимание!

Ошибка:

Мама с папой постоянно рассказывают родственникам о том, какой у них одаренный ребенок, и ребенок начинает стремиться всеми силами соответствовать этой характеристике

Для него становится важно быть первым, быть лучшим, совершенствовать свои навыки и увеличивать знания. Если же в какой-то момент он перестает оправдывать ожидания родителей (либо его просто начинают реже хвалить), то у ребенка начинают развиваться комплексы, он теряет веру в себя и получает сильнейшую психологическую травму

Иными словами, когда ребенка много хвалят, он приобретает зависимость от мнения окружающих.

Рекомендация родителям:

Не акцентируйте внимание на высоком интеллектуальном уровне развития вашего ребенка. Говорите ребенку, что вы его любите не за то, что он такой умный и так много всего знает, а просто за то, что он у вас есть

Поддерживайте любые его начинания, не отмахивайтесь от его вопросов, даже если их слишком много, и они не вполне соответствуют его возрасту, проявляйте понимание и любовь в любых ситуациях.

Не увеличивайте интеллектуальный разрыв!

Ошибка:

Осознав повышенную интеллектуальную потребность своего ребенка, некоторые родители начинают всячески ее поощрять, покупая малышу игрушки и книги, предназначенные для детей более старшего возраста; с ранних лет отдают его в различные кружки и секции, тем самым делая отрыв в развитии ребенка от сверстников еще больше.

Выпадая из круга общения с ровесниками, ребенок начинает проигрывать им в способности распознавать эмоции, испытывать разнообразные гаммы чувств и управлять ими, понимать мотивации и поступки других людей, а без развитого эмоционального интеллекта будет трудно достичь успеха в жизни и в карьере.

Рекомендация родителям

Постарайтесь сделать так, чтобы малыш расширил круг своих интересов и проводил свободное время не только за чтением книг или решением математических головоломок, но и играл в подвижные игры. Предлагайте ему сходить на каток, поиграть в футбол, покататься на велосипеде, устроить пикник в парке, посетить интересное театральное представление.

Психологи рекомендуют

Чтобы не усугубить ситуацию с детской замкнутостью, а, наоборот, избавиться от этой проблемы, прислушайтесь к советам психологов:

Закрытым дошколятам на пользу пойдут игры с тактильным контактом, например хоровод, «паровозик».
При внешних отличиях вашего ребенка от окружающих детей найдите вариант корректировки этих особенностей. Неуклюжий или заикающийся малыш считает себя хуже сверстников.

Не заставляйте ребенка общаться с посторонними людьми, ориентируйтесь на его реакцию. Позвольте дошкольнику отказаться от игры с ребятами и побыть в сторонке.

Как можно чаще зовите в гости родственников или друзей

Собственным примером покажите ребенку, что для людей очень важно общение, оно приносит приятные эмоции, например радость, удивление, восторг и т. д.

Найдите темы, интересные ребенку

Их обсуждение поможет проявить интерес к общению с другими детьми. Запишите малыша на соответствующие занятия или кружки. Встретив сверстников, увлекающихся тем же, что и он, ребенок начнет воспринимать их как друзей.

Учите дошколенка, что эмоции можно выражать словами. Научите его правильно знакомиться: здороваться, представляться, немного рассказывать о себе и прощаться. Сначала ребенок может осваивать навыки дружеского общения, экспериментируя с игрушками.

Если у вас в гостях взрослые с детьми, не предоставляйте детям развлекаться самостоятельно. Увлеките обе компании совместными занятиями, например отгадыванием загадок, настольными играми и т. д.

Находясь в незнакомом для ребенка месте, держите малыша за руку, дайте понять, что не отойдете от него. Так он будет чувствовать себя в безопасности.

Закрытые дети легче находят общий язык с детьми, старше или младше их по возрасту. Дружба с ребятами другого возраста – хорошая тренировка перед общением со сверстниками.

  • Чтением сказок и просмотром мультфильмов, основная мысль которых – дружба, совместные занятия, дайте ребенку понять, что он тоже часть коллектива.
  • Помните, что необщительных детей быстро утомляет активное времяпрепровождение. Дозируйте общение ребенка с другими детьми, позвольте ему постепенно привыкать к компании.
  • Специально провоцируйте обстоятельства, когда у ребенка появится необходимость первым обратиться ко взрослому. К примеру, на его просьбу купить новую игрушку предложите ему самому подойти к продавцу в магазине и попросить показать нужную вещь. Если ребенок не в силах сделать подобный шаг, не заставляйте его. Повторите эксперимент через несколько дней, месяц. Желание получить игрушку постепенно вытеснит застенчивость.
  • При походе в музей, театр зовите с собой детей своих знакомых. Просмотр представления или экскурсия – хороший повод обсудить их всем вместе.

И последний совет: как только ваш малыш научится справляться с замкнутостью, ограничьте свое участие до минимума. Дайте ребенку возможность действовать самостоятельно.

Привыкнуть к новому месту

Детям, особенно если у них тревожный характер, свойственно сильно привязываться к обстановке. Привычные игрушки, книжки, знакомое расположение предметов в квартире или доме становятся для них символом стабильности и безопасности мира. Лишенный этого ощущения безопасности, столкнувшийся дополнительно с переменой учебного заведения, малыш может испытывать чрезвычайно сильный стресс.

Для маленького ребенка даже обзаведение собственной комнатой может стать источником тревоги. Ведь раньше он спал вместе с мамой и папой, и отселение от родителей его напугает. Если при этом он перешёл в новый садик к более строгой воспитательнице, то у него может наблюдаться заметный эмоциональный регресс.

Школьники, наоборот, часто страдают от того, что новое место жительство ограничивает их свободу. При переезде в более крупный город родители начинают волноваться и не разрешают детям самостоятельно гулять, отправляться в школу или на кружки, хотя на прежнем месте они везде ходили сами. Такие ограничения могут привести к протестным реакциям.

Большие города вызывают тревогу не только у родителей, но и у самих детей. Иногда подростки замыкаются в себе и стараются не выходить без особой нужды на улицу. Ведь здесь нет старых друзей, нет возможности гулять допоздна.

Что делать? Чтобы снизить стресс от переезда, родители должны внимательно отнестись к чувствам ребенка. Следует заранее сообщить о переезде, позволить подготовиться к нему — привыкнуть к мысли о новом доме, собрать вещи, которые хочется взять с собой. Этот момент очень важен: малыш, который не берет с собой любимые игрушки, одежду, любимую чашку, страдает гораздо сильнее. Родителям следует постараться сделать новое обиталище похожим на прежнее.

Чтобы школьники не страдали от ограничений, которые возникают при переезде, важно убедиться, что им комфортно в новом учебном заведении

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Клуб родителей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: