Детская вина и взрослые ошибки

Чем плохо чувство вины?

И в детском и во взрослом возрасте патологическое чувство вины может возникать практически по любой причине. Например, мы не сдержали обещание, подвели, друга, родственника или любого другого человека. Даже если человека необоснованно отругали или неуместно пошутили над ним, он может испытывать неприятное чувство угрызений совести.

Патологическое самообвинение сопровождается эмоциональной нестабильностью, для которой характерны тревога, страх, растерянность, депрессия. Такое состояние становится тяжелым бременем для человека, лишает его возможности чувствовать радость жизни и развивает ощущение одиночества.

Постоянное чувство вины плохо для человека такими тягостными ощущениями и последствиями:

  • Стремясь компенсировать чувство вины, пациент выбирает жизнь с человеком, который заведомо не любит, а использует и манипулирует;
  • У человека наблюдается постоянное стремление соответствовать требованиям социума;
  • Пациент проявляет замкнутость, тяжело идет на контакт, ему проще соврать, чем рассказать правду;
  • На фоне постоянных укоров и претензий к себе, люди не оставляют за собой права на ошибки и страдают из-за того, что позволили другим совершить ошибку;
  • Пациенты постоянно боятся кого-либо обидеть;
  • Глубокое чувство вины заставляет очень болезненно реагировать на критику, крики, слезы, гнев и легко поддаваться их влиянию.

С одной стороны, ощущение виновности важная эмоция, позволяющая человеку обозначить грань между плохим и хорошим. А с другой стороны, чувство вины опасно тем, что может использоваться как действенный инструмент манипуляции в основном в отрицательных аспектах.

Манипуляция чувством вины позволяет получить власть над человеком и его действиями, скорректировать их в нужное для манипулятора русло. Поскольку чувство вины у человека становится результатом конфликта между собственными эмоциями, желаниями и долгом, то манипулятор стремится внушить ту или иную идею, используя словосочетания «это твой долг», «ты обязан», «так будет правильно по отношению к другим», и т.д.

Манипуляция чувством вины и обиды

Маленький ребенок на бессознательном уровне «считывает» внутренние состояния матери и постепенно начинает производить различные манипуляции чувством вины и обиды. А когда мама произносит свой монолог с обиженной или виноватой интонацией, то ребенок с кожным вектором будет извлекать из этого свою пользу-выгоду. Малыш с анальным вектором будет манипулировать чувством обиды и тихонечко дуться в углу. Ребенок всегда бессознательно пытается манипулировать родителями, чтобы получить желаемое. Взрослым кажется, что это они управляют этими процессами, что на самом деле — иллюзия. Это заданные сценарии, которые наполняют нашу жизнь негативными эмоциями. Даже маленький манипулятор способен внушить маме сильное ощущение вины.

Часто можно наблюдать, как взрослое дитятко манипулирует чувством вины матери и требует от нее денег за свое якобы не совсем счастливое детство. А мама ведется на эти сильные, эмоциональные претензии, а затем вновь испытывает вину, обиду, злость и досаду на свое неразумное чадо. Как справиться с этим клубком проблем?

Сценарии

Дети, воспитанные родителями второй категории, часто могут наблюдать слезы матери, а также слышать жалобы и упреки. Давайте рассмотрим несколько сценариев, которым следуют такие люди.

Один из наиболее распространенных – «Жертва обстоятельств». Ребенку с детства рассказывают, на какие жертвы пришлось идти матери-одиночке, чтобы поднять сына или дочь, сколько бессонных ночей она провела у кровати часто болеющего малыша, как тяжело было без денег, как трудно сейчас и ничего впереди уже не осталось.

Иногда «жертвы обстоятельств» стараются скрыть манипуляцию, напоминая, что это все не имеет значения. Мать любит ребенка и ни в чем его не обвиняет: «Я в твои годы с малышом сидела, ты кричал, а я второй рукой диплом писала, но это ничего. Иди погуляй с друзьями. Я просто бубню по-старушечьи».

Существуют «идеальные» люди, по их мнению, не просто родители, идеальные люди в целом. Такие полагают, что они компетентны во всем и всегда. Они знают что делать, когда, где, с кем, сколько времени и так далее.

Они могут постоянно контролировать и попрекать ребенка, закладывать в нем чувство неполноценности: «Я всегда не прав», «Я виноват», «Я что-то не так делаю». Ребенок, а потом уже и взрослый человек, стремится соответствовать таким идеальным родителям, но у него этого просто не может получиться, так как он априори виновен. Он не оправдал каких-то ожиданий, о которых, скорее всего, даже не подозревал.

Существуют еще и манипуляторы-шутники, которые с юмором издеваются над малышом, который совершенно не понимает иронии: «Я плачу не от того, что наступил на гвоздь, а от того, что ты опять меня расстроил».

Иногда родители делятся информацией, которая совершенно не подходит для ушей маленького ребенка. К примеру, если они вообще не планировали иметь ребенка или хотели девочку/мальчика, но не вышло. Дети в этом случае, естественно, будут испытывать чувство вины, стыда и останутся собой недовольны.

Определение понятия

Вина — это негативное эмоциональное чувство, возникающее у человека из-за страха осуждающей оценки окружающими (значимыми) людьми его поступков или намерений. Чувство вины свойственно всем нормальным людям. Но степень его силы и влияния на повседневную жизнь может быть различной.

Всю «виноватость» можно разделить на две группы:

  • сознательную,
  • бессознательную.

Есть сознательная вина, человек понимает её характер, знает или подозревает причины её появления. При бессознательной «виноватости» человек не понимает причин и проявлений процессов, негативно влияющих на его личность, поведение, восприятие окружающего мира и происходящих событий.

Чувство вины перед родителями — это негативные эмоции, которые формируются у детей под воздействием особого характера взаимоотношений с родителями. Ключевой причиной, по которой происходит формирование чувства «виноватости» к матери и отцу, является определённый стиль воспитания.

Родители выбранной стратегией поведения по отношению к своим детям определяют ту степень вины перед ними, с которой в последующем предстоит жить сыновьям и дочерям.

Всех родителей можно разделить на две группы:

  • «достаточно хорошие»,
  • манипуляторы.

«Достаточно хорошие» матери и отцы понимают, что их малыш является личностью. Все силы при воспитании они тратят на формирование черт и качеств самостоятельной, здоровой и самодостаточной личности. Их сын/дочь будет расти и развиваться рядом, но рано или поздно уйдёт в свободное плавание. Такие родители понимают, что дети по-прежнему будут их любить. Просто таковы правила нормальной жизни. «Родители-манипуляторы» рассматривают ребёнка как неотъемлемую часть своей жизни. Мать и отец ещё до рождения малыша «формируют» его внешность, черты характера и привычки. Такие родители строят планы жизни с дочками и сыновьями, не предусматривая варианта, при котором дети рано или поздно взрослеют и начинают жить своей жизнью. Они выстраивают отношения с помощью различных манипуляционных моделей, заставляющих сыновей и дочерей подчиняться их воле из-за чувства вины.

Можно выделить две причины манипуляционного поведения матерей и отцов.

  1. Родители не представляют, что манипулируют своими детьми, разрушая их нормальное будущее. Они не имеют нужных знаний в области психологии и воспитания. Матери и отцы ведут себя так, как позволяет текущая обстановка и собственный опыт.
  2. Наличие психологических проблем «из детства» у самих родителей. Чувство «виноватости» формируется из-за стремления мам и пап оградить своих малышей от тех трудностей, с которыми они столкнулись сами при взаимодействии со своими родителями, будучи детьми.

Все манипуляции, с помощью которых у детей формируется «виноватость», подразделяются на две группы:

  • вербальные,
  • невербальные.

К вербальным манипуляциям относятся различные слова и выражения. Их мы постоянно слышим в семье, на улице или по телевизору.

Примеры упрёков и утверждений манипулятивного характера:

  • «Ты нас не любишь и не ценишь»,
  • «Мы делаем для тебя всё, что в наших силах, а ты&#8230,»,
  • «На тебя ушли лучшие годы»,
  • «Лучше бы родилась девочка/мальчик, как просила твоя сестра/твой брат»,
  • «Вот меня не станет, делай тогда, что хочешь»,
  • «Делать нужно не так, всё у тебя через одно место»,
  • «С таким поведением ничего хорошего тебя не ждёт»,
  • «Вот Маша у соседей молодец, а ты&#8230,»,
  • «Ты не оправдал наших надежд»,
  • «Мы ждали большего»,
  • «Откуда такой взялся».

Всё это усваивается на подсознательном уровне. Позже, когда ребёнок подрастёт, невербальные поведенческие проявления родителей воспринимаются всё так же серьёзно.

Причины кроются в родителях

Причины неудовлетворенности, которая закладывается и формируется у ребенка, в неправильном понимании мира маленького человека и неумении, по настоящему, его любить.

Ребенок это дитя Бога и он нуждается в Божественной любви. Поэтому задача родителей развивать это чувство в себе и давать его ребенку. Воспитывать означает питать любовью, помогать жить любовью, создавая свой и мир ребенка на основе добра, радости, взаимопонимания и уважения. Нас никто не учил как это. Мы привыкли жить умом, а нам нужно научиться жить сердцем.

Формирование ценностей ребенка

Важно начать с себя, став взрослым:

  1. Задайте себе вопрос: Как я живу? и Счастлив ли я? Как можно чаще возвращайтесь к этим вопросам и ищите ответы.
  2. Что вы можете изменить в своей жизни уже сейчас? Пропишите все возможные варианты.
  3. Определите, что может вам помешать на пути к счастью, а что вам поможет, придаст уверенности.
  4. Представьте свою жизнь через год, пять, десять лет в мельчайших подробностях с позитивными изменениями и без них.
  5. Начните. Начните. Начните. Меняйте свое мышление и мировоззрение. Ищите во всем позитив и благодарите. Читайте, изучайте, общайтесь. Делайте все то, что поможет вам преодолевать препятствия на пути к себе настоящему.
  6. Начните практиковать счастье. Делитесь всем, что приносит вам радость, с окружающими. Развивайте позитивное мировосприятие. Отдавайте миру частичку себя.
  7. Медитируйте. Развивайте в себе Бога с помощью духовных практик.
  8. Учитесь любить и проявляйте любовь ко всему живому.

Когда вы, как родители, поймете, что все начинается с вашей работы над собой, тогда начнут происходить чудеса в жизни ваших детей.

Последствия

Чувство «виноватости» перед матерью и отцом оказывает существенное влияние на последующую жизнь человека. Психологи выделяют два основных сценария развития событий при сформированном чрезмерном чувстве вины.

  1. «Виноватость» полностью подавляет личность человека. Такие люди одиноки, не могут создать семью, они живут с родителями, пока те живы. Изначально такая ситуация воспринимается, как временная, но позднее вина порождает смешанное чувство ненависти и любви к родителям: взрослый ребёнок втайне ненавидит мать и отца, но настолько привязан к ним, что ничего не может сделать.
  2. Сын/дочь находит в себе силы покинуть родителей физически, но их связь из-за «виноватости» сохраняется на психологическом уровне. Родители манипулируют такими людьми по телефону или через интернет, если живут далеко. «Виноватость» и постоянное «присутствие в жизни» родителей влияет на благополучие новых семей у таких «детей».

Чувство вины удерживает с родителями, не давая создать собственную семью

Откуда появляется чувство вины у детей?

В детстве мы смотрим широко раскрытыми глазами на родителей и во всём стараемся им подражать. Если родители сказали дочке, что она хорошая – значит, так оно и есть. Если плохая – информация аналогичным образом воспринимается буквально. Действительно, всё идет из детства. Взрослые, желая воспитать ответственного человека, ошибочно прививают чувство вины, то есть неуверенность в себе, – вредную привычку с точки зрения психологов.

Навязывая чувство вины детям, родители своего рода стыдят ребёнка. И он, в свою очередь, усваивает по отношению к себе такие понятия как никчемность, никудышность. «Что со мной поделать, если я родился бесперспективным неудачником». Чадо корит и уничижает себя.

Ответственность – это уверенность в себе. Человек умеет проводить причинно-следственные связи между своими поступками и итогами, влиять на обстоятельства. Ответственный человек может попросить прощения, но на этом не останавливается. Он исправляет промахи, учится на них и не повторяет снова.

Представим очень простую ситуацию. Менеджер совершил ошибку на работе и, вместо того чтобы проанализировать, исправить причину, внести поправки в бизнес-процесс, начнёт терзаться чувством вины. «Как я мог всех подвести, мне нет прощения». Подобные переживания только лишь мешают сконцентрироваться. Особо переживающий сотрудник может даже решить, что недостоин занимаемой должности. 

Очень часто родители подменяют ответственность и убеждают по любому поводу просить прощения, не поняв ситуации: «Почему ты побил Катю? А ну проси прощения!» В результате ребёнок либо усваивает чувство вины, либо приучается отмахиваться извинением, не решая проблему.

Устранение проблемы

Когда отпрыск еще не вырос и не имеет финансовой независимости, он практически не может контролировать подобную ситуацию. Ответственность в эти годы лежит на родителях. Только совершив над собой особые усилия, можно устранить процесс возникновения чувства вины. Порой самостоятельно сделать это не удается, поэтому лучше всего обратиться за консультацией к психотерапевту.

Когда же ребенок начинает задумываться об этом (обычно подобное возникает в возрасте 16 лет и старше), он сам может обратиться за помощью к психологу. Даже если у ребенка нет карманных денег, в любом учебном заведении работает специалист-психолог, который предоставит безвозмездную консультацию.

Специалисты же утверждают, что единственный выход из ситуации – это нарушение ребенком определенных правил, установленных родителями. Взрослый поначалу будет повторять свою модель поведения с еще большей силой, но как только поймет, что на сына или дочь это уже не действует, перестанет бороться за неосознанное формирование у своего дитя чувства вины.

Инфантильные родители и их рано взрослеющие дети

В семьях, где взрослые не справляются с проблемами из-за собственной незрелости, дети берут ответственность на себя и становятся «родителями» своим родителям — это явление называется парентификацией.

Для ребенка чаще всего это не осознанное решение, а бессознательный выбор, продиктованный необходимостью. Ему приходится быстро вырасти, ведь рядом нет никого, кто нес бы ответственность и обеспечивал его безопасность.

Повзрослев, такие дети испытывают недоверие к миру и другим людям и трудности в построении отношений. Они стремятся к достигаторству, которое призвано защитить от острого переживания беспомощности и связанного с ним ужаса, и живут по принципу «всё сам».

Куда жить дальше. Маленькими шажками двигайтесь в сторону доверия к людям. В этом процессе, как правило, сначала идут действия: например, делегируйте какое-то дело другому, — со временем и само отношение поменяется на более доверительное. Учитесь расслабляться, делайте паузы, чтобы подышать и пережить очередную волну ужаса от того, что из-за ослабления контроля немедленно наступит конец света.

Накопите альтернативный опыт: замечайте, когда другие все-таки справляются сами и не подводят окружающих и когда ваше невмешательство не приводит ни к каким страшным последствиям.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ

ТЕСТ по выбору метода психологической консультации

Предлагаем пройти тест, который поможет определить метод работы психолога, с учетом личных особенностей. Знание своего метода, позволит вам выбрать психолога, специализирующегося именно в этой области и позволит получить максимальный результат и удовлетворение от консультации. Вы можете пройти тест в режиме онлайн абсолютно бесплатно, без регистрации, по этой ссылке:

Тест французского психолога Анн Шварцвебер (Anne Schwartzweber) содержит 10 вопросов, на каждый из которых нужно выбрать один из трех предложенных вариантов ответа. Результат – сразу после нажатия кнопки “отправить”

ТЕСТ на определение потребности в психологической помощи

Тест на потребность в психологической помощи с легкостью поможет вам определить, необходима ли вам консультация психолога. У каждого из нас бывают тяжелые моменты в жизни, и каждый справляется с ними по-своему. Кто-то самостоятельно, кому-то хватает беседы с лучшим другом или подругой, а порой просто не обойтись без помощи специалиста. Для определения этого момента и разработан опросник на потребность в психологической помощи

Тест содержит 18 вопросов, на каждый из которых нужно выбрать один вариант ответа «Да, согласна(сен)» или «Нет, не согласна(сен)». Результат – сразу после нажатия кнопки “отправить”

ТЕСТ Долговечен ли ваш союз?

Большинство из нас мечтает о любви, которая будет с нами всегда — о вечном союзе. А как обстоят дела в вашей паре? Она крепкая и надежная? Или, может быть, хрупкая, не очень устойчивая? В любом случае вопрос о том, сколько продлится союз, составляет сердцевину отношений в любой паре, какой бы момент в своем развитии она ни переживала. Этот тест поможет понять, на какой стадии отношений находится ваш дуэт, и оценить вашу способность придать устойчивость отношениям, как бы они ни были устроены

Тест французского психоаналитика Ален Эриль (Аlain Heril) содержит 15 вопросов, на каждый из которых нужно выбрать один из четырех предложенных вариантов ответа. Результат – сразу после нажатия кнопки “отправить”

ТЕСТ удовлетворенности браком

Разработан В.В.Столиным, Т.Л.Романовой, Г.П.Бутенко, предназначен для экспресс-диагностики степени удовлетворенности – неудовлетворенности браком, а также степени согласования – рассогласования удовлетворенности браком. Опросник представляет собой одномерную шкалу, состоящую из 24 утверждений, относящихся к различным сферам: восприятия себя и партнера, мнения, оценки, установки и т.д.

Тест содержит 24 вопроса, на каждый из которых нужно выбрать один вариант ответа «Верно, Неверно, Трудно сказать». Результат – сразу после нажатия кнопки “отправить»

Проявление

Родители для манипуляций выбирают самые разнообразные поведенческие стратегии.

Виды проявлений вины представлены ниже.

  1. Обуза. Детям внушается, что без них жизнь отца и матери была бы гораздо лучше. Модель формирования вины особенно характерна для неполных семей. Матери, не справляясь с психологическим давлением трудностей содержания себя и ребёнка, винят во всех бедах своего одинокого положения малыша.
  2. Недовольство. За каждое проявление непослушания следует наказание. У детей формируется стойкое понимание своей постоянной неправоты.
  3. Несчастье. Для контроля используется возраст и здоровье. «Ты можешь делать что хочешь, но у меня очень сильно болит сердце из-за твоих планов».
  4. Идеализм. Родители знают, что нужно ребёнку. Любые нарушения «обрисованной жизненной картины» приводит к неоправданным ожиданиям и чувству вины.
  5. Надежда. Родители воспринимают ребёнка как средство достижения определённых целей. Любые отклонения от заданного плана рушат надежды и формируют чувство вины.
  6. Слёзы. Мать/отец реагирует на поведение детей, которое не устраивает, эмоциональным давлением. Когда взрослый ребёнок уезжает из гостей от родителей, на пороге мать/отец «разыгрывает» трагедию.

Когда ребенок переезжает, родители могут устроить слезное представление

Не реализовавшие себя родители и их дети с запланированной жизнью

Если родители не реализовали себя профессионально, в отношениях и т. д., они могут требовать от детей, чтобы те осуществили их непрожитый идеальный сценарий.

В таких семьях нередко существуют жесткие требования к занятиям детей, их учебе, профессии, партнеру. «Неправильные» интересы и желания ребенка подавляются, «неподходящие» знакомства пресекаются.

Словом, уничтожается всё, что ставит родительский сценарий под угрозу.

Во взрослом возрасте о таких отношениях вы можете вспоминать не как о подавлении, а как о полной гармонии с родителями: «Мы всегда были похожи и думали одинаково».

«У меня не возникло любви»

На этапе подготовки к приёмному родительсву многие будущие мамы и папы рисуют себе картинки семейной идиллии о том, как они будут любить своего ребёночка, и как их любовь преодолеет все трудности и невзгоды. И чем радужнее эти иллюзии, тем больнее они разбиваются о ежедневную будничную реальность.

Родители не обнаруживают в себе таких чувств, наличие которых предполагали. Чувствуя себя виноватыми в этом, они пытаются «искупить» вину: стараются не наказывать ребёнка за проступки, не ограничивать его лишний раз. Это приводит к уже действительному отстранению, отчуждению, вседозволенности и попустительству.

Сомневающийся в себе родитель оправдывает шалости ребёнка своей неидеальностью и не способен определить границы дозволенного. Ребёнок же, не зная об этом, думает, что родители одобряют его поведение, из-за чего человечку трудно понять правила поведения и определить своё место в жизни.

Неприятные мысли могут посещать и родителей, которые взяли ребёнка, уже имея кровных детей. Для них может оказаться неприятным сюрпризом, что привязанность и любовь к своим кровным детям сильнее и больше, чем к «новому» ребёнку.

Родителям, воспитывающим кровных детей и взявшим приёмного, следует вспомнить и принять как данность, что любовь бывает разная: по – разному выражается и проявляется.

Модели родительских манипуляций

Манипуляции родителей приводят к чувству вины перед ними

Чувство вины возникает из-за определенного поведения родителей, поэтому следует разобраться, какие манипуляции являются самыми сильными.

Первая модель поведения заключается в том, что родитель часто повторяет ребенку: он отдал лучшие годы своей жизни на его воспитание и, если бы он не родился, эти годы прошли бы намного веселее. Психологи называют таких представителей «родители — жертвы обстоятельств». Такие слова повторяет мать-одиночка, рассказывая о том, что ее жизнь пошла под откос после рождения младенца. Такой обидной фразой мама вызывает невероятное чувство вины, которое с годами у ребенка не исчезает, а только усиливается.
Нередко подобные чувства испытывают детки, которым не посчастливилось иметь вечно недовольных родителей. Малейшая погрешность в действиях и поведении заставляет малыша думать о том, что он какой-то неправильный или даже неполноценный.
Чувство вины может вызвать также несчастный родитель. Нередко в юном возрасте нам приходилось слышать: «Иди гуляй до полуночи

Главное — тебе будет весело, а то, что мать переживать будет, плохо спать – это неважно». Уходя на прогулку, ребенок знает, что ему лучше вернуться раньше, т. к

мама будет переживать. И это в лучшем случае. Особо сочувственные дети просто остаются дома, следуя родительским прихотям на протяжении всей оставшейся жизни. Они не имеют личной жизни, друзей и т. д. из-за того, что следовали прихотям родителей.
Также сильно влияют на детей «идеальные» родители. Они выставляют себя в таком свете, что им виднее, какая одежда на ребенке смотрится красивее. Они лучше знают занятие, подходящее ребенку и т. д. Эти представители убеждены, что ребенок должен жить так, как они скажут. Родители выбирают, кем работать, с кем общаться и кого к себе лучше не подпускать. Такие родители обязательно требуют отчет от своих детей в виде рассказов и доказательств. Даже несформированный человек в таких условиях воспринимает малейшую ошибку, как катастрофу глобального масштаба, и старается следовать примеру своих предков, чтобы стать таким же идеалом.
Чувство вины может возникать от взаимодействия со всезапрещающими родителями, которые держат своих детей на коротком поводке и не разрешают даже подумать о каком-то сомнительном времяпрепровождении на дискотеке, о прогулке с представителем противоположного пола, о получении какой-то неприемлемой оценки.
Демократичные родители тоже могут вызывать чувство вины своими «шутками». Первые разы ребенок не будет понимать, в чем дело и воспринимать сказанное, как шутку. Но со временем упреки в ироничной форме перерастут в чувство всепоглощающей вины.

к. мама будет переживать. И это в лучшем случае. Особо сочувственные дети просто остаются дома, следуя родительским прихотям на протяжении всей оставшейся жизни. Они не имеют личной жизни, друзей и т. д. из-за того, что следовали прихотям родителей.
Также сильно влияют на детей «идеальные» родители. Они выставляют себя в таком свете, что им виднее, какая одежда на ребенке смотрится красивее. Они лучше знают занятие, подходящее ребенку и т. д. Эти представители убеждены, что ребенок должен жить так, как они скажут. Родители выбирают, кем работать, с кем общаться и кого к себе лучше не подпускать. Такие родители обязательно требуют отчет от своих детей в виде рассказов и доказательств. Даже несформированный человек в таких условиях воспринимает малейшую ошибку, как катастрофу глобального масштаба, и старается следовать примеру своих предков, чтобы стать таким же идеалом.
Чувство вины может возникать от взаимодействия со всезапрещающими родителями, которые держат своих детей на коротком поводке и не разрешают даже подумать о каком-то сомнительном времяпрепровождении на дискотеке, о прогулке с представителем противоположного пола, о получении какой-то неприемлемой оценки.
Демократичные родители тоже могут вызывать чувство вины своими «шутками». Первые разы ребенок не будет понимать, в чем дело и воспринимать сказанное, как шутку. Но со временем упреки в ироничной форме перерастут в чувство всепоглощающей вины.

Существует еще масса моделей, но о самых распространенных и воздействующих на детскую психику сказано выше.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Клуб родителей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: