Как научить детей беречь и ценить вещи

Почему дети не ценят свои вещи

Большинство детей растет в полном достатке. Детские комнаты по периметру обложены мягкими игрушками, их количество напоминает магазин. Куклы мам и бабушек имели имя и характер, а сейчас дети называют их всех одним именем – Барби. Старый мишка с оторванной лапой не считается раненым другом, а сразу выбрасывается за ненадобностью.

Игрушки добавляются с огромной скоростью, а старые выбрасываются родителями без ущерба для детской психики. Дети даже не вспоминают о них, так как постоянно покупаются новые. При этом новая вещь не является желанной мечтой, она приобретается спонтанно, по первому требованию. Так же быстро она забывается.

То же можно сказать и об одежде. К сожалению, многие вещи очень быстро теряют свой внешний вид и переходят в разряд «домашней одежды», которая не нуждается в бережном отношении, в таких вещах можно пачкаться, ползать, и никто за это не отругает.

Отсутствие самостоятельности. Эта причина относится к дефектам воспитания. Первые проявления детской самостоятельности наблюдаются в возрасте трех лет. Уже тогда нужно формировать у детей первые навыки самообслуживания, такие как повесить на место одежду, положить на батарею мокрые варежки.

А теперь рассмотрим обратную ситуацию. Утром мама приготовила одежду и повесила на стульчик. Многие дети утром даже не могут сказать, что именно они надевают. Они просто берут одежду со стула, шапочку с полки, а дошкольников и младших школьников часто одевают родители. Неудивительно, что на вопрос, чей шарф, некоторые дети не могут сказать, потому что не помнят, был ли он у них вообще. Такая же ситуация с другими мелкими деталями, сменной обувью. Конечно, ребенок не помнит, новые на нем брюки или старые, можно ли в них кататься с горки или нет. Вещи сами по себе не имеют ценности.

Ошибки родителей

Проблема нынешнего поколения детей, как ни странно, в том, что они не испытывают недостатка в вещах. В большинстве своем дети живут в семьях, где у них много игрушек, шкафы забиты модной одеждой, а на полках высятся горы новых книг.

Если игрушка ломается, то ребенок знает, что ему купят новую. Чаще всего именно так и происходит. Родители проводят инвентаризацию игрушек, выбрасывают сломанные или пришедшие в негодность, а на их место прибывают новые куклы и машинки. В результате дети даже не успевают выработать особую привязанность к игрушкам. Он уверен, что любая игрушка подлежит замене. Ответ на вопрос: почему ребенок разбрасывает игрушки становится очевидным.

Поэтому очередная покупка не является мечтой, об исполнении которой пришлось просить родителей, а происходит спонтанно, по требованию малыша. Конечно, ценность от приобретения подобной вещи не ощущается.

Та же ситуация наблюдается и с одеждой. После пары выходов из дома в новом костюме он превращается в потрепанную вещь и отправляется в шкаф с домашней одеждой. Теперь в нем можно ползать по полу, мазаться красками и пластилином, и мама не поругает за такое отношение к вещи.

Еще одной ошибкой воспитания является отсутствие у детей самостоятельности. Когда ребенку исполняется три года, он уже в состоянии понять, что игрушки после игр нужно убирать в ящик, придя из детского сада нужно переодеться в домашнюю одежду и повесить костюм в свой шкафчик или на стул, а грязные вещи нужно складывать в корзину для белья.

Если мама и папа стремятся сделать все это за свое чадо, то у него не сформируется понимание, что он сам отвечает за сохранность и вид своих вещей. В дальнейшем это только убедит малыша, что любая поломка игрушки или пятно на одежде всего лишь досадная неприятность, и родители тут же купят новую вещь взамен старой.

Учим детей беречь свои вещи

Очевидно, что бережное отношение к вещам у детей нужно формировать с раннего детства. Если же время упущено, нужно немедленно начинать этот процесс, соблюдая два главных принципа:

  1. Систематичность. С первой минуты принятия вашего решения и постоянно нужно помнить о требовании бережного отношения к вещам.

  2. Единство требований. Все члены семьи должны неукоснительно требовать от ребенка бережного отношения к вещам.

Приемы формирования бережного отношения.

Не покупайте ребенку много вещей. Пусть их будет немного, но каждая будет иметь изюминку или свое предназначение.
Не покупайте вещи и игрушки по первому требованию. Запомните правило: с каждым решением ребенок должен провести ночь. Обычно желания детей меняются, но если этого не произошло, то попробуйте выяснить, зачем ему нужна покупка: как ребенок будет играть, с чем носить. Обсуждайте обновки, решайте вместе, что нужно купить

Важно, чтобы ребенок обдумал приобретение каждой вещи. Распределите все вещи по местам

Сделайте это вместе с ребенком, чтобы он мог сам брать нужную вещь. Пусть он найдет место для игрушек: проявит фантазию или практичность. Рассмотрите вещи в ванной или прихожей. Покажите его полки для обуви, крючки для одежды, стаканчик для зубной щетки. Пусть все имеет свой оригинальный цвет или логотип. Напоминайте ребенку о местах для его вещей.
Обсуждайте назначение вещей. Каждая вещь нужна для чего-то: для прогулки, праздника, занятий спортом, катания с горки, езды на велосипеде, домашних игр и т.д. Напоминайте об этом ребенку.
Учите исправлять свои ошибки. Ребенок должен соблюдать порядок. Если по какой-то причине он бросил одежду или не убрал школьные принадлежности, предоставьте ему возможность все самостоятельно исправить без замечаний и наказания.
Учите ребенка самостоятельно одеваться. Решайте с вечера, в чем он пойдет в детский сад или школу, пусть он приготовит вещи: соберёт портфель, сложит спортивную форму, протрёт сменную обувь, а вы поможете при необходимости. В этом случае ребенок будет точно знать, что и где взять утром.
Если ребенок берёт в школу (в детский сад, на улицу, в гости) какие-то вещи или игрушки, то обговорите вслух, что именно он берет и просчитывайте предметы. После прогулки (школы, сада) сделайте это снова.
Показывайте пример правильного поведения своим детям. Пусть в вашем шкафу и на столе будет порядок, вещи будут на своих местах. Дети быстрее впитывают информацию по подражанию, чем по нравоучениям.

Уважаемые родители, наберитесь терпения и начинайте долгий процесс воспитания бережного отношения к вещам.

Светлана Садова

Ребенок и деньги

Проверьте себя! Как в вашей семье обстоит дело с обсуждаемой проблемой? Выясните отношение ребенка к деньгам и к средствам их зарабатывания, а также является ли труд родителей для него примером с тестом от портала www.ya-roditel.ru.
Пройти тест

Все причины, почему дети небрежно относятся к вещам и деньгам

Давайте выясним, почему дети не берегут наши усилия, вещи, другие материальные ценности? Почему они так легко теряют только что купленный дорогой мяч, пробивают колесо у нового велосипеда и рвут новую школьную форму в первый учебный день?

Дети на самом деле не знают цену вещей

Все наши уговоры, объяснения и причитания на тему «почему же вы так небрежно относитесь к тому, что нажито непосильным трудом» бывают бессмысленными и, кажется, проскакивают мимо ушей. Вы можете жаловаться на жуткую усталость, кричать, ругаться, ставить условия, но это не найдет желаемого эмоционального отклика в детском сердце. Все что он может понять, это то, что жизнь взрослого очень скучная и сложная, ведь он все время трясется над какой-то ерундой.

Вам кажется, что ребенок ничего не ценит и не бережет потому, что хочет позлить взрослых в очередной раз. В реальности же у него не сформированы навыки аккуратности – вот и все объяснение. Постепенно детки учатся соблюдать порядок и беречь свои личные вещи, но способ усвоения информации у всех свой, также как и ее упорядочивания. Кто-то обобщает все по признаку схожести, другие группируют по признаку личной «интересности» предмета, третьи ориентируются на последовательность и т.д.

Слабая моторика и координация как причина небрежного отношения ребенка к вещам

Дети до определенного возраста очень неуклюжие. На это влияют как индивидуальные физиологические особенности, так и тип темперамента, характер. Безусловно, дети с особенностями развития будут усваивать материальные ценности и отношение к ним гораздо хуже. Соответственно, качество исполнения тех или иных действий будет ниже.

Как вы думаете, кто лучше разложит игрушки по полкам, ребенок с СДВГ и атактическим синдромом или обычный малыш? У кого из них порядок в школьном ящике будет дольше поддерживаться? Моя «особая» дочка до сих пор падает и рвет коленки на новых джинсах, но это не значит, что она нарочито портит их. У нее все еще слабо развита моторика пальчиков и манипулятивная функция кисти, и, естественно, она может нечаянно разбить тарелку с супом. С учетом ее двигательной расторможенности и гиперактивности, свойственным СДВГ, я давно не удивляюсь, почему компот был разлит на свежевымытый пол.

Сложности с переносом навыков в новую ситуацию

Тревожные, склонные к появлению страхов и комплексов, детки хуже проявляют приобретенные навыки в новых условиях, в том числе и в новом коллективе. Например, ребенок, давно приученный к туалету, может испачкать трусики, оказавшись впервые в группе детского сада. Кто-то сразу становится беспомощным и не может застегивать пуговицы, другие ведут себя неуклюже, хуже обучаются и даже агрессируют.

Неаккуратные дети и двойные стандарты воспитания

Когда взрослые в семье придерживаются разных подходов к воспитанию, ребенок теряет ориентиры, и в таком случае навыки аккуратности начинают конкурировать друг с другом. Если мама не разрешает вытирать грязные руки о кухонные тряпки, а бабушка, наоборот, с любовью предлагает внучику кухонное полотенце, ребенок начинает думать, что все требования – это чепуха! Вам стоит учить дитя аккуратности постепенно и последовательно, при этом отслеживая степень влияния других взрослых участников воспитания.

Ревность и попытки обратить внимание

Ребенок показательно не бережет вещи и ничего не ценит только в том случае, когда пытается обратить на себя родительское внимание. Если вы постоянно его ругаете, ставите материальные ценности выше него и больше переживаете за их сохранность, отпрыск будет неосознанно ревновать и проявлять деструктивный тип поведения. Ведь дети, в отличие от многих взрослых, поменяли бы на любовь близких все свои игрушки и наряды!

Ведь дети, в отличие от многих взрослых, поменяли бы на любовь близких все свои игрушки и наряды!

Достаточно забавный эксперимент я проводила со старшей дочкой, когда ей было 6-8 лет. Мы предлагали (в шутку) продать ее любимого мишку или обменять на какие-то желаемые в данный момент блага. Она никогда не соглашалась, что бы ни стояло на другой чаше весов! НО! Она с легкостью согласилась отдать даже любимого плюшевого медвежонка, если ее младшая сестренка после этого станет полностью здоровенькой.

Если мы хотим помочь своим карапузам

Обратите внимание, я говорю о помощи, но никак не о строгих рамках в воспитании. Поймите, наказание и строгость в воспитании имеют место, но на самом последнем месте. Так что делать, чтобы помочь?

Так что делать, чтобы помочь?

Вот некоторые способы:

Проявляйте терпение! Не ожидайте, что вас поймут с первого или второго раза. Каждый раз добродушно объясняйте, что так делать нельзя.
Вообще не зацикливаться на чистоте. По сути это наша проблема, что мы не можем сделать отдельную комнату для ребенка, в которой он сам может быть хозяином и учится на своем опыте чем хорош порядок. Если нет возможности сделать игровую комнату, тогда отведите место в квартире, где ребенок может делать все, что он хочет, раскладывать все, что ему нужно. Главное следите за безопасностью, чтобы не торчали острые твердые углы кубиков или пирамидок. Можно даже поставить мягкий самодельный заборчик из подушек, поролона, картона или купить готовый. И смотреться, как хаос это не будет. А наоборот, как красивая игровая зона.

И объяснять нужно правильно! Адресно, то есть, присесть на уровень глаз маленького и рассказать, смотря ему в глаза.
Еще один момент – нужно правильно находить слова. Говорить короткими фразами, чтобы карапуз уяснил суть. Простые слова, сказанные по-доброму, но твердо, кроха «услышит» и поймет.
Не запрещать и не наказывать. В смысле, не отбирать предмет или игрушку и уходить, оставив растерянного кроху. Этим можно добиться только то, что ребенок будет чувствовать себя неуверенным и обиженным.
Что лучше сделать? Перенаправлять энергию. Показать, что можно и как. И даже вместе поиграть, чтобы карапузенок понял, как и с чем забавляться правильно.
И еще! Если вы выяснили, что все капризы от того, что малышок чувствует себя покинутым

Постарайтесь каждый день выделять какое-то время в своем графике, чтобы дарить внимание детке.

Друзья, поддержите тему! Поделитесь своим вИденем проблемы и способами ее решения! Предлагаю подписку, чтобы продолжать активно помогать развиваться Проекту и становиться частью его. Приглашайте и ваших друзей становиться подписчиками. На сегодня я прощаюсь, и надеюсь, что в новой теме мы обязательно встретимся! Пока-пока!

Ребенок портит вещи

Если ребенок бездумно рвет книги: Объясните, что так делать нельзя. Предложите ему порвать ненужную газету. Возможно, его увлек именно процесс «разрывания бумаги». Если это не помогает, думаю в самый раз будет применить способ «Книги обиделись» ведь рано или поздно ребенок захочет посмотреть красивые картинки и почитать вместе с мамой сказку. Разорванные странички книг после «возвращения» нужно обязательно склеить вместе.

Возможно, некоторым мамам знакома ситуация, когда ребенок постоянно целенаправленно или просто бездумно портит свою одежду: пачкает, рвет, разбрасывает, теряет. Возможно, вам также поможет способ «Одежда обиделась и убежала». Целиком вероятно, что после исчезновения любимой футболки и брюк ваш ребенок будет более внимателен к тому, как он себя ведет в этой одежде или где он ее оставляет. Взамен любимым красивым вещам советую подыскать что-то достаточно старшенькое, такое, что явно не по душе будет вашему чаду. Это должно позитивно отразится на отношении ребенка к собственной красивой и чистой одежде.

Ребенку постарше нужно предложить самостоятельно постирать, погладить, зашить, починить ту одежду, которую он испортил.

Если вашего неугомонного ребенка не унять на прогулке, и он каждый раз не смотря на запреты приходит с разорванными штанами — лучше просто подыскать ему специальную одежду для прогулок ( что-то попроще и подешевле).

Это были всего лишь мои советы… Надеюсь и даже знаю — они должны стать вам полезными, если у вас возникают подобные проблемы, поскольку эти советы взяты из собственного опыта, которым со мной поделились более опытные мамы.

Что делать, если ребенок постоянно ломает игрушки?

Итак, в причинах подобной ситуации нет абсолютно ничего криминального. Скорее всего, вы уже выбрали один-другой возможный случай из перечисленных выше. И перед тем, как перейти к советам психологов о решении проблемы, поговорим о том, чего делать однозначно не стоит. Это: крики, ругань, горестные завывания, обвинения ребенка в том, что он не знает цену деньгам, требования объяснить причину своего поведения, угрозы и тому подобное. Такой реакцией вы ничего не измените в лучшую сторону, а скорее всего – лишь усугубите недопонимание между вами и малышом.

А теперь перейдем к тому поведению, которое психология рекомендует для детей, чьи дети постоянно ломают игрушки:

  • Попытайтесь установить причину произошедшего. С высокой долей вероятности, это что-то из перечисленных ранее вариантов. Спрашивать у ребенка особого смысла нет, потому что он и сам не знает, почему так поступил, или знает, но не скажет из-за стыда (например, если это была месть за съеденную тарелку супа). А вы, проанализировав ситуацию и предшествующие ей события, вполне можете разобраться, что к чему.
  • Уделяйте ребенку достаточно внимания. Если сломанная игрушка – сигнал о том, что вас в жизни дочери или сына слишком мало, то пора это менять. Поверьте, время, проведенное с родителями, для малыша намного ценнее, чем очередная покупка. Даже если он, капризничая, будет утверждать противоположное. И не забывайте подробно, предельно просто объяснять детям, как пользоваться теми или иными вещами. То, что для вас очевидно, для них – загадка и тайна.

  • Не подавайте плохой пример. В присутствии детей порой приходится сдерживать свои эмоции: где-то не использовать нецензурную лексику, где-то не наорать на супруга/супругу, где-то – не ударить кулаком по столу и не бросить телефон в стену. Ребенок чутко копирует все модели поведения, которые вы демонстрируете. И если вы покажете ему, что выражать свою злость и гнев можно, ломая вещи – то он и будет ломать игрушки каждый раз, когда испытает негативные эмоции.
  • Учитывайте интересы и уровень развития ребенка. Игрушки должны быть для него интересны, и игра с ними должна быть ему посильна. Не надо покупать двухлетнему ребенку замысловатые наборы для юных гениев – приобретите для него простой конструктор, кубики, тесто или пластилин для лепки, пальчиковые краски. Не нужно дарить девочке, которая равнодушна к куклам, шикарную Барби – купите ей динозавров, машинки, детские музыкальные инструменты, или что угодно еще, что ей по-настоящему нравится.

  • Не покупайте дешевые игрушки, либо будьте готовы к их поломке. В принципе, когда ребенок находится в стадии очень активного изучения окружающей действительности, вполне можно приобретать для него игрушки «на один раз», которые будет абсолютно не жалко. Но тогда и не вините малыша, когда он их сломает. А если вы хотите, чтобы они продержались подольше, то отдавайте предпочтение более качественным изделиям из прочных материалов. И они не обязательно должны быть очень сложными – детская фантазия может и в простом сучке помочь увидеть волшебную палочку.
  • Предоставляйте ребенку возможность проявить силу без последствий. Например, построить песочный замок и сломать его. Сделать снеговика и разбурить его. Собрать кучу осенних листьев и с размаху бухнуться в нее. В домашних условиях это могут быть поделки из пластилина, которые также постигнет участь разрушения. Если вашему ребенку нравится проверять всякое разное на прочность, нет смысла его от этого отучать. Лучше направить его деструктивную энергию в то русло, где это не принесет существенного ущерба.

И напоследок отметим, что покупать игрушки всегда нужно для ребенка, а не для себя. Вы, конечно, можете делать такие покупки и себе, но тогда не нужно отдавать их малышу. Хрупкие, красивые, коллекционные вещи могут нравиться вам, но они абсолютно нефункциональны в качестве детских игрушек. Разве что уже в более старшем возрасте, когда ребенок тоже сможет получать удовольствие исключительно от эстетической привлекательности каких-то вещей.

Похожие посты

Оставить комментарий

Правила бережного отношения к вещам

Учить ребенка правилам нужно с ранних лет, когда он сам в них нуждается. В этом возрасте дети не способны действовать без инструкции взрослых. Если правильно воспитать бережливость в 3-5 лет, то в будущем с этим никогда не возникнет проблем.

Примеры правил для регулирования отношения чада к своим и чужим вещам:

  • Благодарность за новую вещь. Ребенок должен понимать, что игрушки и красивые вещи ему достаются не просто так. Чтобы их купить, родители ежедневно работают. Своей благодарностью чадо выражает уважение к труду взрослых, следовательно, в будущем будет ответственнее относиться к учебе.
  • Родители предоставляют для игры определенные игрушки, но их нельзя портить.
  • Играть можно в свободное время, то есть в период, когда от ребенка ничего не требуется.
  • У каждой вещи должно быть свое конкретное место. Если наигрался, то нужно убрать за собой. В таком случае родители разрешат играться с ними и в следующий раз.
  • Если игрушка в итоге оказалась не на своем место, то мама и папа ее на время забирают. Такое показательное наказание заставит детей не разбрасывать свои вещи по всей квартире.

Это только несколько важных правил бережливого обращения с личными вещами детей. На самом деле все эти правила приблизительные. Они устанавливаются родителями в индивидуальном порядке. Главное, чтобы они были адекватными, и родители от них сами не отходили.

Также в процессе воспитания бережливости важен пример мамы и папы. Если они будут безалаберно относиться к своим вещам и разбрасывать их, то нечего ждать от детей ответственности. Взрослые часто недооценивают силу собственного примера. Если мама постоянно захламляет все полки в квартире своей косметикой, а папа разбрасывает одежду по полу, то ребенок все это видит. Такое поведение родителей откладывается в его подсознании. Он понимает, что вполне нормально разбрасывать свои вещи, так как все члены семьи так и делают.

Не нужно быть экспертом в области психологии и социологии, чтобы понять, что ребенок, выросший в хаосе, будет сеять только хаос.

Выбери ответ

В каком возрасте какие навыки? Важные напоминалки родителям

  1. Для трехлетнего ребенка достижение — застегнуть пуговицы на куртке или завязать шнурочки. В это время мы комментируем его действия вслух и помогаем малышу.
  2. До 4–5 лет дети могут путать право-лево,зад-перед у свитера. Точно так дети пока плохо ориентируются в пространстве и могут легко потеряться в незнакомом месте, или даже на территории детского сада.
  3. Важным навыком является планирование начала и завершения игры. Дети учатся готовить стол для занятий, раскладывают игру, а в конце помогают взрослым убрать игрушки, кубики, детали конструктора, краски и карандаши. Если не научить завершать игру, то ребенок будет с ощущением «открытого финала», когда в любой момент можно бросить занятие, и в любой момент продолжить. Так растет человек, который почти одновременно начинает заниматься разными делами, но ни одно из них не заканчивает.
  4. Помимо игры, ряд важных навыков аккуратности дети приобретают, копируя родителей, помогая им убирать со стола, мыть посуду, лепить что-то из теста. Если мы будем оберегать детей от того, чтобы они «запачкали руки», они и дальше будут избегать «грязной работы» и не научатся делать все аккуратно. Комплекс белоручки — когда ребенок ничего не умеет, и считает это своим достижением.
  5. Дети очень различаются по темпо-ритму:
  • есть те, кто делает быстро, но неаккуратно (холерики)
  • быстро и точно чаще всего делают сангвиники
  • медленно и неуверенно выполняют задание меланхолики
  • а флегматики очень дотошны, скрупулезны, поэтому им потребуется много времени, зато результат будет превосходным!

В 5–6 лет дети могут проводить элементарное планирование, но и учатся соотносить свои действия с действиями других детей и взрослых. Они учатся договариваться, подстраиваться, распределять роли, делать что-то вместе и по очереди. Они тянут руку на занятиях, чтобы, получив разрешение, ответить на вопрос или прочитать любимое стихотворение. Ребенок соотносит свои желания с общим порядком, с его ограничениями и предписаниями.
В это же время дети учатся обращаться с деньгами. Они уже ходят в магазин и понимают, что игрушки покупают за деньги. На день рождения ребенку могут подарить копилку. «Богатство» ребенка пока ограничивается несколькими монетками — ровно столько, сколько он может посчитать!
Поход в школу связан с серьезным усложнением распорядка и жизни ребенка. Ему сообщают о новом режиме, правилах, последовательности занятий, помогают составить свой распорядок дня. Не всем это дается сразу. Утомляемость, растерянность, неуверенность могут мешать ребенку адаптироваться в школе. На этом этапе дети могут проявить «снижение», вести себя дурашливо, проситься на руки, как маленькие. Мы очень болезненно переживаем это временное «ухудшение», понимая, как важен успешный старт в школе. Но интеллектуальному развитию могут мешать нарастающие проблемы личности ребенка…

Как отучить ребенка ломать игрушки

Чтобы отучить ребенка ломать игрушки, тебе придется быть последовательной и терпеливой. 

  • Не покупай игрушки, неподходящие по возрасту, несмотря на все просьбы.
  • Проводите больше времени всей семьей, играйте в игры, читайте книги, гуляйте. Пусть малыш проявит инициативу, самостоятельно выбирая совместные занятия.
  • Беседуй с детьми, объясняя, как правильно вести себя в разных ситуациях, только не стоит повышать голос и наказывать. Такие методы провоцируют недоверие, и ребенок закрывается в себе.
  • Каждому человеку необходима частичка личного пространства, если нет возможности отвести для чада целую комнату, выдели стол или полку, в которых будут храниться его вещи и игрушки.
  • Подбери кружки и секции по интересам. Выясни, что нравится сыну или дочери, и старайся развивать их творческие способности.
  • Стань достойным примером. Малыш копирует поведение взрослых, транслируя его в свою реальность. Поэтому необходимо следить за своими поступками, показывая личным примером, как правильно себя вести.

А вообще, у ломания игрушек ребенком, по словам специалистов (если это тебя хоть немного успокоит), есть свои положительные моменты:

Анализируем типичные ситуации

Ситуация 1. Неряшливость

Мама привела к психологу свою шестилетнюю дочку Тому с жалобой на особую неаккуратность девочки. По словам мамы, Тома все делает плохо, медленно, неохотно. «Иногда кажется, что она делает мне все назло! Она как будто чужой ребенок в семье. Моя мама вспоминает меня как аккуратную примерную девочку, с которой не было проблем». Тесты показали, что у Томы высокий уровень общего развития. Она быстро собирала сложные паззлы, складывала в уме, довольно бегло читала. Никак не назовешь такую девочку недоразвитой. Когда мама вышла, в дружеской беседе с психологом девочка пожаловалась, что на нее все время кричат. А когда ей предложили нарисовать семью, она нарисовала только себя и бабушку. А маму и папу «забыла». Как выяснилось, Тома до 5 лет росла у бабушки в деревне, и ее воспитывали «в крестьянской манере»: она помогала бабушке вести хозяйство, и только поздно вечером, после того, как все дела переделаны, бабушка грела воду, и они мылись.

Родители: «Ты — неряха, кто же моется только вечером?»

Ребенок: «Я так много делаю, а меня даже не хвалят. Им нужна только моя чистая одежда».

Варианты выхода из ситуации №1

Семьи различаются по манере воспитания детей и месту, которое они уделяют гигиене, чистоте и внешнему порядку. При высокой занятости уборку в квартире может делать приглашенный работник, а могут «мобилизоваться» все члены семьи, включая детей. Умение бережно обращаться с вещами не зависит от интеллекта, это — социальный навык. Дети умеют делать то, чему их научат близкие. Если ребенка воспитывала бабушка, родители могут предъявлять претензии к «странным манерам» ребенка. Но лучше «переучить» ребенка. Для этого придется пройти весь путь заново: показать, как нужно делать, объяснить, почему, сделать вместе несколько раз. Одних словесных порицаний не достаточно!

Если родители и в четыре, и в пять лет торопливо натягивают на ребенка пальтишко, толкают в спину, чтобы он наклонился и натянул сапожки, сам процесс одевания будет восприниматься негативно.

Дети часто не любят одевание-раздевание, потому что от них это требует усилий

Строгие родители проявляют активное внимание к детям только во время режимных процедур. Нужно резервировать время, чтобы не торопиться по утрам, и не подгонять ребенка, для которого время неструктурированно

Отсутствие навыков аккуратности в детстве переносится потом на другие сферы деятельности, и уже у взрослого человека будет царить беспорядок в кабинете, разбросаны вещи дома, а на кухне — гора немытой посуды.

Как и что мы говорим об этом?

  • «Сколько раз тебе говорю — следи за собой, опять пятно на платье!»
  • «Посмотри на кого ты похожа — воротник внутри, пуговица расстегнута, колготки сползли…»
  • «Ты вся в своего папу — такая же неловкая!»

Как не следует реагировать

Родители стоят в прихожей и ждут, пока малышка обуется. Родители: «Ты можешь хоть раз одеться быстро? Сколько мы можем ждать?» Девочка: «Я спешу изо всех сил! Лучше бы помогли!»

Продолжение следует…

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Клуб родителей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: