А правда ли нет интереса к жизни?
Первое и самое важное — это понять: у ребенка действительно отсутствует интерес к жизни? Или желания и исследовательский порыв у него все-таки имеются, но они не видятся, не принимаются родителями? Это происходит, если действительные желания ребенка отторгаются родителем как неприемлемые, несерьезные, незначительные. Заниматься бальными танцами, плаванием, конструированием, шахматами — это серьезные увлечения! А «сидеть за компьютером», проводить время с друзьями, слушать музыку или смотреть модные журналы — это вообще не занятие, это впустую потраченное время
Заниматься бальными танцами, плаванием, конструированием, шахматами — это серьезные увлечения! А «сидеть за компьютером», проводить время с друзьями, слушать музыку или смотреть модные журналы — это вообще не занятие, это впустую потраченное время.
Но на самом деле у ребенка там — в этих неважных для родителя делах, может размещаться большое количество энергии, интереса и потенциала! А вдруг он за компьютером экспериментирует в фотошопе, осваивает азы программирования? А может быть такое, что его геймерство в будущем станет профессиональным и будет обеспечивать его? А модные журналы, увлечение кино — приведут ребенка в сферы моды, дизайна, кинематографии?
В таких случаях — запрос родителя более правильно будет сформулировать так: «Мой ребенок ничего не хочет… из того, что я ему предлагаю!» Или «Мой ребенок ничего не хочет… из того, что я для него хочу!» Так будет честнее. И в таком случае не с ребенком работать нужно — у него все хорошо. Но с родителем, который не может отпустить свое чадо и дать ему возможность для САМОреализации.
Но бывает и так, что у детей действительно нет собственных желаний и интересов.
И внешне это может выглядеть так же: постоянно сидит в гаджетах или в своей комнате, слушая музыку… Но, если в первом случае — это увлечения, от которых горят глаза, прилив энергии, много интереса и творчества, то во втором случае — это способ «слить энергию», скоротать время, забыться.
Оно возникает в момент встречи со своим Я, в момент понимания своих потребностей, интересов и источников вдохновения!
Мотивация деятельности
Интересная деталь: чем больше родитель хочет чего-то от ребенка, тем больше этот ребенок ничего не хочет. И получается, что родитель решает невыполнимую задачу: как найти какой-нибудь хитрый педагогический прием, чтобы заставить, принудить ребенка хоть что-нибудь делать. По поводу успешности этой задачи вспоминается пословица: «Можно затащить лошадь в воду, но нельзя заставить ее пить».
Ошибка родителя в том, что хочет именно он, а не ребенок.
Вот он секрет! Не родитель говорит: «Хочу, чтобы он, ему (ей) это надо», а подросток говорит: «Я хочу, мне надо это». А ведь «хотеть» – это навык, который нужно сформировать. Хотя часто нужно просто не заглушить гиперопекой желание ребенка узнавать что-то новое.
С юных лет ребенка необходимо учить слушать себя, свои желания, разбираться в том, что ему хорошо, что плохо. Поощрять и развивать любознательность, желание подражать взрослым, вовлекать их в совместную деятельность, развивать навыки самообслуживания.
Ведь действительно понятно отчаяние родителей, когда 13–15-летний «здоровый лоб» любого пола не может (не привык) за собой убрать грязную тарелку, не ухаживает за своей одеждой, у него нет никаких обязанностей по дому. И еще не желает учиться, ничем не интересуется и не имеет внятных желаний. Но ведь поначалу это все закладывается родителями. Не приучали к ответственности, не учили, не ставили границ, ограждали от всего (в том числе от домашних обязанностей), не давали хотеть и пробовать себя в разных делах. И вот теперь – закономерный итог: к подростковому возрасту дитя ничего не умеет и не хочет. Если запрещать, решать и отвечать за ребенка, то откуда у него возьмутся осознанные желания, умения и ответственность?
Благими намерениями вымощена дорога в ад
Родительское знание о том, как лучше для моего ребенка, необходимо для годовалого ребенка, важно – с года до трех, с трех до семи – «временами отдыхает», с 7 до 12-13 – применяется в крайних случаях. А уже старше 13 лет – применяется, только если подросток сам обратился за помощью
Боится насмешек сверстников
Психика подростка не способна на критический анализ своей персоны. Проще закрыться или притворится тем, кем не являешься.
Например, в молодежной компании кто-то отлично катается на скейте, играет на гитаре или профессионально занимается футболом. Ребенок без каких-либо умений и талантов просто меркнет. Он не понимает, что успеху предшествуют длительные тренировки. Лучше прикинуться ленивым, чем учиться и ошибаться на глазах друзей.
То же самое с домашними делами. Друзья будут смеяться, если мама при всех попросит вынести мусор и пропылесосить.
У детей должна быть сфера обязанностей, за выполнение которых они отвечают без напоминания извне.
Что касается увлечений, то родители должны поддерживать выбор отпрыска и соблюдать личностные границы:
- входить в комнату со стуком;
- не обыскивать карманы и портфель;
- не звонить каждые 10 минут, когда ребенок в компании друзей.
Тотальный контроль мешает раскрытию и психологическому созреванию личности.
Как приучить детей к труду: советы родителям
Итак, что делать, если ваш ребёнок очень ленивый?
В первую очередь, конечно, нужно определить причину лени. После этого станет понятнее, как отучить ребёнка лениться.
Работайте с мотивацией
Исключив хроническую усталость, болезни и особенности темперамента, начните с повышения уровня мотивации у ребёнка. Наша психика устроена так, что любая деятельность должна удовлетворять какие-либо потребности. В случае с детьми это могут быть потребности в новых знаниях, впечатлениях, удовольствии, внимании родителей. А ещё — в потребности чувствовать свою значимость и «правильность». Поэтому не забывайте разговаривать с ребёнком о том, какой результат принесут ему выполненные задания. Помогайте ребёнку в сложных делах, тогда у него будет больше уверенности в своих силах, а значит и желания работать. И конечно, хвалите его за успехи в учёбе и хобби, а также искренне благодарите за помощь по дому.
Развивайте самостоятельность
Воспитывайте в ребёнке самостоятельность, ведь это важное условие трудолюбия. Передавайте ему ответственность за дела — например, не стоит постоянно делать вместе с ним уроки, если действительно не требуется помощь
Несколько раз столкнувшись с последствиями своей лени, которые не будут «разруливать» родители, ребёнок поймёт, что гораздо лучше сделать свою работу сразу и не лениться. Позвольте ему учиться на собственных ошибках.
Дела не должны быть наказанием
Иногда родители заставляют ребёнка выполнять какую-то работу в наказание за провинность. Например, могут «приговорить» к чистке картошки за полученную двойку или грубое слово. Это большая ошибка. Никогда не наказывайте ребёнка домашней работой или другими делами, иначе они и дальше будут восприниматься как наказание. А кому из нас хочется быть вечно наказанным?
Будьте примером
Наконец, ещё одна важная рекомендация: не забывайте, что дети, особенно малыши, стараются копировать поведение родителей. Так что начинать приучение детей к труду стоит с воспитания самого себя.
Заставить или мотивировать?
Когда родители не могут мотивировать подростка учёбой, они начинают заставлять его учиться. Ребёнок это чувствует.
Мотивация обучения – процессы, методы и средства побуждения учащихся к продуктивной учебной деятельности.
Часто родители заставляют учиться младших школьников, заставить подростков — гораздо сложнее. В средней школе они проявляют свой характер, идут наперекор указам родителей. Поэтому есть ещё вариант – мотивировать к обучению.
И в школе, и дома говорят: «Не сдашь ЕГЭ – не поступишь в университет», «Не получишь аттестат — пойдёшь дворы мести». Это — не мотивация.
В школе на уроке алгебры учитель поясняет: «Сегодня вы узнаете, что такое синус. Он обязательно будет у вас в ОГЭ и ЕГЭ». Многим подросткам знакома такая ситуация.
Если бы в школах объясняли по-другому, то заинтересовать удалось бы большее количество учеников: «Знаете игру «Арканоид? В ней шарик летает по полю и разбивает всё на пути. Кажется, что такое легко сделать на компьютере, но есть проблема: компьютер не умеет перемещать предметы по диагонали. Такой команды нет. Чтобы шарик знал, как лететь по диагонали, компьютер должен знать угол падения и посчитать из этого угла синус и косинус. Сегодня мы как раз и узнаем, что это такое…».
Ученики 9-ых классов моей школы говорят, что учились бы с большим удовольствием, если:
- уроки в школе были интересней;
- постоянно чувствовалась психологическая поддержка со стороны учителей, одноклассников и родителей;
- в школе было больше конкурсов с ценными призами: технические устройства, денежное вознаграждение;
- была возможность чувствовать себя защищённо в школе;
- предоставлялась возможность в любое время поговорить со школьным психологом;
- в школе было бы лучше развито самоуправление;
- были доверительные отношения с родителями;
- правильно были организованы деятельность и время;
- дома была отдельная от других членов семьи зона отдыха.
Зачастую родители мотивируют подростков деньгами или подарками: «Закончишь год на 4 и 5 – купим тебе новый телефон». Ученик списывает решение с ГДЗ и получает «отлично». Решает ли это проблемы в учёбе? Так он получает оценки не за знания, а за работу, т.е. зарабатывает их. Здесь встаёт вопрос перед родителями: «Я хочу, чтобы мой ребёнок получал хорошие оценки или качественные знания?»
Выбирать вам: «заставлять» учиться или «мотивировать».
Если выбрали второй вариант и не знаете, с чего начать, то следующий раздел — для вас.
Подросток не хочет учиться: заставить или мотивировать?
Что говорят дети
Я ни разу не был в кино с друзьями, только с родителями и их знакомыми. Меня не пускают в гости к ребятам, и ко мне никому нельзя. Мама проверяет мой портфель, карманы, телефон. Если я задерживаюсь в школе хотя бы на пять минут, мама сразу звонит».
Это текст не первоклассника. Это ученики 9-го класса говорят.
Смотрите, жалобы можно разделить на две категории: нарушение границ («проверяет портфель, не дает надеть то, что я хочу») и, условно говоря, насилие над личностью («ничего нельзя»). Такое впечатление, что родители не заметили, что их дети уже выросли из памперсов.
Можно, хотя и вредно, проверять карманы у первоклашки — хотя бы для того, чтобы не постирать эти штаны вместе со жвачкой. Но к 14-летнему человеку хорошо бы уже входить в комнату со стуком. Не с формальным стуком — постучал и вошел, не дожидаясь ответа, а уважая его право на личную жизнь.
Критика прически, напоминание «Иди помойся, а то от тебя плохо пахнет», требование надеть теплую куртку — все это сигнализирует подростку: «Ты еще маленький, у тебя нет права голоса, мы сами за тебя все решим». Хотя мы всего-то хотели уберечь его от простуды. И он действительно плохо пахнет.
Не могу поверить, что остались еще такие родители, которые не слышали: для подростка важнейшая часть жизни — общение со сверстниками. Но это означает, что ребенок выходит из-под родительского контроля, родители перестают быть истиной в последней инстанции.
Творческая энергия ребенка блокируется таким образом. Ведь если ему запрещено хотеть того, что ему действительно нужно, он отказывается от желаний вообще. Подумайте, как это страшно — ничего не хотеть. А зачем? Все равно не разрешат, запретят, объяснят, что это вредно и опасно, «иди лучше уроки делай».
Наш мир далеко не идеален, он в самом деле небезопасен, в нем существует зло и хаос. Но мы как-то живем в нем. Позволяем себе любить (хотя вот уж это — авантюра с непредсказуемым сюжетом), меняем работу и жилье, переживаем кризисы внутри и снаружи. Почему же вы не позволяете своим детям жить?
У меня есть подозрение, что в тех семьях, где возникают подобные проблемы с детьми, родители не чувствуют своей безопасности. Их жизнь слишком напряженная, уровень стресса превышает адаптационные возможности организма. И так хочется, чтобы хотя бы деточка жила в покое и гармонии.
А деточка не хочет покоя. Ей нужны бури, свершения и подвиги. В противном случае чадо ложится на диван, отказывается от всего и перестает радовать глаз.
Что делать
Вы удивитесь, но бессмысленное «балдение в ящик» (просмотр музыкальных и развлекательных каналов) нужно для наших детей тоже. Они входят в подобие транса, медитативное состояние, во время которого узнают нечто о себе. Не об артистах, звездах и шоу-бизнесе. О себе.
Не выучит этот урок сейчас — накроет потом: кризисом среднего возраста, моральным выгоранием в 35, нежеланием принимать на себя ответственность за семью и т. д.
Потому что недоиграл. Недослонялся бесцельно по улицам. Не посмотрел вовремя все тупые комедии, не поржал над Бивисом и Баттхедом.
Я знаю одного мальчика, который доводил родителей до белого каления тем, что часами валялся в своей комнате и стучал теннисным мячиком в стену. Тихонько, не сильно. Их раздражал не стук, а то, что он ничего не делает. Сейчас ему 30, он вполне справный мужик, женат, работает, активен. Ему нужно было в 15 лет побыть в своей скорлупе.
С другой стороны, как правило, эти дети катастрофически недогружены жизнью. Все, что они делают — учатся. Не ходят в магазин за продуктами для всей семьи, не моют пол, не чинят электроприборы.
Поэтому я давала бы им больше свободы внутри и ограничивала снаружи. То есть ты сам решаешь, во что ты оденешься и чем будешь заниматься кроме учебы, но при этом — вот список домашних дел, приступай. Кстати, мальчики отлично готовят. И гладить умеют. А тяжести таскают как.
Как реагировать родителям
Влияние родителей на детей в возрасте 11-12 лет остается достаточно значительным, поэтому они в силе корректировать поведение детей в этот период. Пользуясь этим, родители иногда запрещают гаджеты, или ограничивают время с ними. Чаще всего это не срабатывает, и ребенок пытается противостоять таким запретам. Именно потому, что удовольствие выше чем договоренности, подростки, как правило, их нарушают. Однако, это не означает, что в этой ситуации нельзя никак помочь.
Психолог рекомендуем чаще разговаривать с ребенком, не пытаясь навязывать свое видение, а давая доброжелательные советы, к которым он сможет прислушаться. Таким образом родители могут достичь своей цели, и ребенок начнет меньше времени уделять гаджетам.
Для установления контакта с подростком стоит больше углубляться в круг его интересов, предлагать расширение его возможностей, путем знакомства с чем-то новым и интересным. Таким образом ребенок будет иметь возможность выбрать то занятие, которое ему нравится.
Мальчик
Со мной держится дружелюбно, вежливо, всем своим видом демонстрирует открытость и готовность сотрудничать. Тьфу, я чувствую себя персонажем американского сериала для подростков: главный герой на приеме у психоаналитика. Хочется сказать что-нибудь матом. Ладно, вспомним, кто тут профи.
Вы не поверите, он практически слово в слово воспроизводит мамин текст. 15-летний парень говорит, как школьная училка: «Я ленивый. Моя лень мешает мне добиваться целей. И еще я очень несобранный, могу в одну точку уставиться и сидеть так час».
А сам-то чего хочешь?
Да ничего особенного не хочет. В школе скучно, уроки дурацкие, хотя учителя классные, самые лучшие. Друзей близких нет, девушки тоже нет. Планов нет.
То есть он не собирается осчастливить человечество любым из 1539 способов, известных цивилизации, он не планирует стать мегазвездой, ему не нужно богатство, карьерный рост и достижения. Ему вообще ничего не нужно. Спасибо, у нас все есть.
Потихоньку начинает вырисовываться картина, не скажу, чтобы очень неожиданная для меня.
Примерно с трех лет Саша занимался. Сначала подготовкой к школе, плаванием и английским языком. Потом пошел в школу — добавился конный спорт.
Сейчас, кроме учебы в математическом лицее, он ходит на курсы английского при МГИМО, на две спортивные секции и к репетитору. Во дворе не гуляет, телик не смотрит — некогда. В компьютер, на который так жалуется мама, играет только в каникулы, да и то не каждый день.
Почему он ничего не хочет?
Формально все эти занятия были добровольно выбраны Сашей. Но когда я спрашиваю, чем бы он хотел заниматься, если бы не надо было учиться, он говорит «играть на гитаре». (Варианты, услышанные от других респондентов: играть в футбол, играть на компе, ничего не делать, просто гулять). Играть. Запомним этот ответ и двинемся дальше.
Точка зрения психиатра
Анатолий Северный, кандидат медицинских наук, ведущий научный сотрудник НЦ психического здоровья РАМН, президент Ассоциации детских психиатров и психологов:
«У мальчика неустойчивый тип характера. Такие подростки зависимы, идут на поводу у окружения. Интересов, кроме как «потусоваться», у них нет.
К тому же парень явно переживает кризис мотивации — состояние, которое у подростков отмечается часто, но, к сожалению, мало изучено. Ребенок обычно хочет того, чего хотят и ждут от него родители
Ему важно получить одобрение мамы и папы. В подростковом возрасте эта мотивация сменяется собственной. Теперь он должен реализовать то, что хочет сам
Но если родительская мотивация уже отвергнута, а собственная еще не созрела, подростку ничего не хочется, он делает то, что делает его ближайшее окружение: идет за тем, кто позовет, живет «за компанию»…
Что делать родителям? Ждать, пока у ребенка возникнет собственная мотивация. Но не сложа руки, а постоянно предоставляя ему возможность попробовать себя в каком-нибудь деле.
Как себя вести с детьми, которые ничего не хотят
Желание родителей полностью контролировать подростков невозможно реализовать, как бы они этого не хотели, либо не волновались за ребенка. Попытки взрослых контролировать ребенка является проявлением насилия. В ответ на такое поведение подростки проявляют жесткий отпор, а если не хватает сил — саботаж.
Единственным вариантом поведения родителей в этом случае является помощь ребенку в развитии его интересов, для этого можно записать ее на платные кружки и т.д. В возрасте тринадцати-четырнадцати лет стоит поговорить с подростком о том, что чтобы не случилось он всегда может рассчитывать на вашу помощь, что вы за него переживаете и любите его.
Стоит отметить и то, что он становится взрослее, и круг его возможностей расширяется, как и ответственность за них
Формирование чувства ответственности за себя и свою жизнь для подростка очень важно, поэтому родителям этому вопросу необходимо уделить достаточное внимание
Консультация с психологом в детском медицинском центре Агата.
Что делать
Что же делать, если подросток ничем не интересуется:
- Подумайте, насколько он загружен по учебе. Возможно, его настолько затиранили кружками и секциями, дополнительными занятиями и репетиторами, что у него или не остается сил ни на что другое, или он принципиально не занимается больше ничем (протест против того, что вы навязываете). Дайте ребенку вздохнуть свободно, предоставьте хоть немного свободного времени.
- Изучите особенности характера и темперамента ребенка. Вспомните, каким он был раньше. Возможно, он просто относится к числу тех людей, которых нужно направлять, мотивировать. В этом случае нужно ненавязчиво помогать ребенку заниматься тем, что интересно ему. Но! Это не означает, что нужно навязывать все подряд.
- Депрессия и ангедония (неспособность радоваться) или другие психологические проблемы. Если раньше ребенок был активным, а потом замкнулся в себе, то дело в стрессе, конфликтах в семье или со сверстниками, внутренних переживаниях или комплексах. Возможно, подросток в целом утратил интерес к жизни, себе. Понаблюдайте за ребенком, поговорите с ним. Если дело в чем-то из этого, нужно обратиться к психологу.
- Проанализируйте свой образ жизни. У вас есть увлечения? Вам что-то интересно, кроме работы и телевизора? Наивно полагать, что ребенок будет вести себя иначе, если перед ним постоянно пример пассивности. Если проблема в этом, то найдите себе хобби, а еще лучше найдите общее семейное дело.
Игры, просмотр бессмысленных роликов и подобное – примеры деструктивной активности.
Во-вторых, нужно помнить о том, что ведущая потребность возраста – общение со сверстниками. Возможно, речь идет о виртуальном общении, но в этом случае нужно уточнить кое-что.
Важно, чтобы реального общения все равно было больше, и чтобы виртуальная активность не была вызвана комплексами и страхами, дезадаптацией в реальной жизни. Если есть психологические проблемы, нужно посетить психолога и помочь ребенку переключиться на реальный мир
Если есть психологические проблемы, нужно посетить психолога и помочь ребенку переключиться на реальный мир.
Сейчас подростку нужно время, чтобы разобраться в себе, принять себя, найти новые интересы и ориентиры. Кто-то справляется с этим быстрее, кто-то медленнее, но через слом прежней системы установок проходят все подростки. Родители должны поддерживать начинания подростка, поощрять самостоятельность.
В заключение хочется поговорить еще вот о чем: иногда родители неправильно формулируют запрос. Спросите сами себя: «Мой ребенок действительно ничем не интересуется или он не увлекается тем, что я хочу ему навязать?» Возможно, вы по-разному смотрите на мир, и пришла пора научиться уважать своего ребенка.
Методы мотивации к учёбе
Если подросток не хочет учиться и вы желаете мотивировать его на учёбу, советуем применить следующие способы:
1. Попытайтесь узнать причину нежелания учиться. Если у вас доверительные отношения с ребёнком, то он, вероятно, поделится своими переживаниями.
2. Родителям и учителям помочь подростку осознать ценность обучения. Понять, как школьные знания пригодятся в жизни. Начните разговор об этом, только когда ребёнок готов вас услышать. Если он не в настроении или занят своими проблемами, то он не сможет вас полноценно воспринять.
3. Покажите наглядные примеры людей, которые добились своих целей в жизни и тех, кто смирился со своим невысоким положением. В этом помогут фильмы, видеоролики, презентации, картинки. Пусть подросток ответит себе: «Каким я буду в будущем?».
4. Ваш ребёнок увлекается чем-то – покажите, как его увлечение связано со школьными предметами. Любит фотографировать — спросите о строении фотоаппарата. Пусть расскажет о самом процессе съёмки, об основах композиции. Научит вас редактировать фотографии. Здесь помогут знание физики и черчения. Если ребёнок пока не владеет редактированием, то ему понадобятся знания графических редакторов. В этом поможет предмет информатика. Хочет в будущем путешествовать за границу – не обойдётся без знания языков.
5. Поддерживайте увлечение ребенка в любой области. Увлекается компьютерами – расскажите об этом поподробнее, поделитесь собственным опытом. Расскажите о своих знакомых, которые работают в этой сфере. Посетите дни открытых дверей в университетах, которые готовят компьютерных специалистов. Сходите вместе с ребёнком на мероприятия, лекции, мастер-классы от успешных людей, посмотрите обучающие видеоролики в Интернете и др.
6. Если подросток ничем не увлекается и отказывается учиться, то попробуйте применить труд. О нём говорил российский воспитатель, педагог и писатель А.С.Макаренко: «Трудолюбие и способность к труду не даны ребенку от природы, а воспитываются в нем». Дайте возможность ребёнку поработать несколько полных смен по специальности (с соответствующей зарплатой), не требующей квалификации: продавец, телефонный оператор, официант, курьер. Или дайте работу сами. Например, посидеть денёк с ребёнком подруги или приготовить ужин на 20 человек.
Так подросток поймёт, что любая работа – это тяжело. Для работы мечты нужны знания. Если хочешь зарабатывать много денег и иметь работу, которая доставляет радость, придётся учиться. Один мой знакомый, когда учился в 9-ом классе, не знал, чего хочет и ничем не интересовался. После окончания средней школы он пошёл работать на автомойку. После двух лет понял, что всю жизнь так работать не хочет. Сейчас учится на последнем курсе авиационного училища и планирует стать пилотом.
7. Дайте понять ребёнку, что вы хотите ему помочь: нанять репетитора, поговорить с учителями, записать на интересующие курсы и т.д.
8. Уважайте мнение и выбор подростка. Касается всего: увлечений, выбора одежды, предпочтений в еде, свободного времени. Он же считает себя уже взрослым человеком, способным принимать решения. Пусть учится нести за них ответственность.
9. Хвалите ребёнка и вместе радуйтесь его успехам. Подростки – уже не маленькие дети, но в этом возрасте они нуждаются в одобрении взрослых, особенно родителей.
Родителям советую не давить на подростка, а поддерживать. Не хочет сейчас учиться – позже определится с профессией и поймёт, что ему нужно в жизни. Главное – чтобы выбранное дело приносило счастье.
Большинство из вышеперечисленных методов применяются сейчас педагогами моей школы и дают положительные результаты.
Помните о том, что мотивация – долгий процесс. Он может продлиться от 2-3 дней до 1 года. Наберитесь терпения.
Вы хотите улучшить память, внимание и другие когнитивные функции у себя и у вашего ребёнка? Тренируйте основные способности мозга с помощью персональной когнитивной тренировки CogniFit! Программа автоматически определяет наиболее ослабленные когнитивные функции и предлагает режим тренировок, который подходит именно вам! Тренируйтесь регулярно 2-3 раза в неделю в течение 15-20 минут, и уже через несколько месяцев вы сможете заметить улучшения. Программа рекомендуется детям старше 7 лет и взрослым
Способ первый: «надо» вместо «хочу»
Отбить желание «чего-либо хотеть» можно уже в самом раннем возрасте. Например, все время пренебрегая собственными желаниями, родители не показывают ребенку, как это — «хотеть». Родители могут руководствоваться принципом: «Что значит „хочу или не хочу“? Есть слово „надо!“». Знакома вам такая житейская установка? Или: «Нет, нет, спасибо, я ничего не хочу…» Часто родители, которые так относятся к своим желаниям, желания своего чада тоже игнорируют.
Что важнее: режим дня или потребности ребенка? Я встречала много мужчин и женщин, которые не задумываясь отвечают: «Конечно режим!» И вот мама будит грудного младенца, чтобы его покормить, потому что пора, а потом не дает орущему от голода малышу поесть, поскольку «по расписанию до кормления еще пятнадцать минут». Если еда, сон, туалет жестко регламентированы, а любое заявление ребенка о своей потребности игнорируется («отстань!» «потерпи!»), наказывается («не смей!»), высмеивается («ишь, чего захотел!») или объявляется капризом, то рано или поздно ребенок начнет ориентироваться исключительно на правила и перестанет слышать и чувствовать себя.
И тогда ответ девочки-подростка на вопрос старшей сестры «Ты есть будешь?» — «А ты?» воспринимается вполне естественно
Ей неважно, проголодалась она или нет, решающим в ее выборе является чувство голода сестры. А ведь существуют вопросы куда более серьезные
Девочка вырастет и услышит: «Выйдешь за меня замуж?». Что станет критерием для принятия решения, от которого зависит ее будущее: «А что, уже пора? Ну ладно, если ты хочешь…» Сколько в результате разбитых судеб…
Конечно, каждому ребенку необходимы границы его «хочу», но любое родительское «нельзя» должно быть обоснованно. Отказывая в чем-либо ребенку, мы, независимо от его возраста, должны всякий раз обязательно объяснить ему причину отказа. Даже грудничку, который, казалось бы, ничего не понимает. Ведь постоянно сталкиваясь с непонятными для него запретами, ребенок рано или поздно теряет надежду, что ему когда-нибудь «будет можно». И ему проще не хотеть, чем каждый раз испытывать разочарование.
Человеку, выросшему в атмосфере постоянных необоснованных запретов, сложно ориентироваться в жизни. Он может впасть в одну из двух крайностей: или необоснованно ограничивать себя (и других) во всем, или не признавать никаких запретов и правил (аллергия на слово «нельзя!»), каждый раз поступая вопреки им.
В чем же интересы?
Подобное беспокойство понятно и вполне оправдано
Но тут важно не горячиться, потому что очень велик риск за деревьями леса не разглядеть. Важно различать глубинные интересы/потребности и те возможности для их реализации, которые предоставляет окружающая среда
Например, для многих подростков важно быть популярным среди сверстников. Это одна из базовых потребностей подросткового возраста
Но как эту популярность завоевать? А тут уже многое зависит от аудитории (для кого хочется стать популярным) и от того, чем эта аудитория обычно занята, как проводит время.
Если это компания из соседней подворотни, которая по мелочам подворовывает в магазинах, то секрет популярность – воровать лучше, чем они. Но если это будет, скажем, спортивная секция, то там путь к популярности лежит через реальные рекорды и достижения.
Заставлять или нет?
Если на все вопросы ребенок односложно отвечает «не знаю» и не хочет объяснять причины, то, возможно, ваш контакт с ним уже нарушен. Обычно дети с удовольствием рассказывают о своих переживаниях. На самом деле им с ними тяжело, им хочется с ними разобраться. А если ребенок закрывается от родителей — значит, не доверяет, скорее всего, где-то на него «передавили».
Ну а потом ребенок привыкает — и без давления и понуканий уже не хочет ничего делать. Он уже чуть ли не просит: «Нажмите, наедьте на меня, тогда я сделаю!». Его приучили к тому, что стимул все время поступает извне, а внутренняя, собственная мотивация у него совершенно не развита.
Кстати, у взрослых эта привычка проявляется, когда они до последнего откладывают то, что нужно сделать, а потом хватаются за работу под давлением сроков и обязательств. Кажется, зачем себе такой «экстрим» устраивать? Неужели раньше нельзя было сделать? Оказывается, нельзя — внутренней мотивации было недостаточно, ждали, когда внешняя подгонит.
Некоторые родители недоумевают: как же ребенка не заставлять, ведь он тогда, как Емеля из сказки, пролежит всю жизнь на печи! Надо же его воспитывать! Парадокс: если ребенка (да и взрослого тоже) все время заставлять — он сделает все, чтобы «лежать на печи», а если не заставлять — есть надежда, что ему вдруг чего-то захочется…
Cоветы психолога
Мария Радионова, кандидат психологических наук, доцент факультета психологического консультирования МГППУ:
- Наберитесь терпения. Закончится гормональная перестройка, уйдут импульсивность, раздражительность, агрессия, созреет кора головного мозга, легче станет учиться. Но останавливайте любые проявления неуважения к себе! Не превращайтесь в безропотную жертву.
- Продолжайте любить ребенка, который ведет себя сейчас так скверно, всячески показывайте ему, что вы не махнули на него рукой, а верите, что он хороший и способен на хорошие поступки. Ему не менее трудно, чем вам.
- Как можно чаще говорите по душам, без угроз и обвинений. Даже если вы не разделяете взглядов сына или дочери, выслушайте чужую точку зрения.
- Старайтесь сохранять спокойствие. Потому что гарант спокойствия в отношениях с ребенком — именно вы, человек взрослый.
- Чтобы поддержать душевное равновесие, используйте прием «изменение видения». Не думайте о глобальных катастрофах в перспективе: «станет наркоманом», «пойдет на панель»… Рассматривайте каждый конкретный день, плюсы и минусы вашего общения сегодня. И обсуждайте их, сохраняя уважение к подростку.
Марина Кирина
Консультанты: Любовь Самсонова,
Анатолий Северный, Мария Радионова
Почему современные дети другие
Подростковый период называют временем «бурь и страстей» не зря: в течение нескольких лет происходит гормональная, физическая и психическая перестройка организма.
1. Формируется самосознание. Долгое время было хорошо и правильно то, что предлагали родители, но сейчас ребенок пытается понять сам: какой он, чего хочет, что ему нужно. Понять свои желания можно только при условии отказа от предложений других. Именно поэтому ребенку неинтересны предложения родителей, даже если они действительно стоящие.
2. Подросток переживает нейрофизиологические изменения. Центр удовольствия явно смещается. Ему становится интересно что-то новое или, напротив, комфортно оставаться в привычном состоянии. Гаджеты и связанные с ними действия часто вызывают то самое удовольствие. Проблема в том, что погружение в иллюзорный мир может быть очень глубоким, так как клетки произвольности и контроля еще не полностью созрели. Существует опасность формирования зависимостей.
3. Ведущим видом деятельности в этом возрасте является общение. Однако форма общения видоизменилась. Социальные сети, онлайн-игры, обмен фотографиями и видео, мессенджеры. Наши дети постоянно с кем-то на связи, а число неотвеченных сообщений может зашкалить, если телефон или планшет останутся без внимания в течение некоторого времени.
4. Подросток стремится к идеалу. Это связано с формированием самосознания, однако на пути самосовершенствования встает проблема заниженной самооценки. Наши дети в собственном восприятии недостаточно хороши. Это может подтверждать реальный мир. А Интернет позволяет им быть такими, какие они хотят быть: достаточно сменить аватарку, придумать новое имя, выдать желаемое за действительное и найти новых виртуальных друзей. Здесь можно найти единомышленников, не стесняться в выражениях, пожаловаться или рассказать что-то сокровенное. Хорошие девочки вдруг становятся плохими, а скромные мальчики – развязными героями. Это их тайный идеальный мир, возможность самовыражения, изучения себя нового.
5. Подросток меняется внешне. Он пока не понял, хорошо это или плохо, но ему неуютно в обычной одежде и обуви, с прыщами на лице и сальными волосами. Подсознательно ему хочется спрятаться в привычном для него мире – собственной комнате и виртуальном окружении.
6. Происходит переоценка мира. Подросток вдруг начинает оценивать мир с других позиций. Он задает себе ряд вопросов: зачем учиться отлично; что даст высшее образование; чего добились в жизни собственные родители? Люди оцениваются с позиции успешности, а не стараний, и лозунг «главное — участие», вообще не актуален. Отныне он будет заниматься только тем, что ему действительно нужно, и уважать тех, кто добился успеха в жизни. В этом есть проявление юношеского максимализма
И здесь важно понять, что именно он считает нужным и успешным, что для него черное, а что белое