Что делать, если подросток выпрашивает деньги? зачем и почему, советы психологов

Почему ребенок требует деньги?

Причин подобного поведения подростков несколько:

  • Не знает цены деньгам. Такая проблема возникает в семьях, где у ребенка совершенно нет обязанностей по дому. Каждая прихоть моментально исполняется, а прикладывать усилия для достижения цели ему не приходится. В таком случае, когда наступает пубертат, заставить подростка трудиться на благо семьи достаточно сложно, ведь он привык получать все просто так.
  • Не привык к спокойному диалогу. У подрастающего поколения может сложиться неверное убеждение, что добиться своего можно только разговаривая на повышенных тонах. В том числе и со взрослыми членами семьи. Это происходит потому, что их с малых лет не приучали к конструктивному диалогу, не требовали разговаривать спокойно и без ультиматумов.
  • Решил попробовать метод друга. Товарищ или одноклассник мог поделиться действующим способом «выколачивания» средств из несговорчивых родственников. А ваш ребенок решил: «Попробую, может быть и у меня выйдет», и отправился требовать деньги.
  • Подобная тактика когда-то сработала. Возможно, вам или членам вашей семьи не хватало терпения и нервов правильно реагировать на детское вымогательство. Поэтому вы во избежание скандалов шли у ребенка на поводу, когда он требовал от вас денег.

Что делать, если подросток требует денег у родителей? Мнение психологов

Психологи, практикующие работу с подростками, советуют родителям предпринять следующие шаги:

  • Договоритесь заранее. Решение финансовых проблем не терпит эмоций, поэтому лучше заранее договориться с ребенком о том, что самое необходимое ему покупают родители. На всякие модные вещи он должен заработать сам, либо дождаться ближайшего праздника и получить их в подарок.
  • Финансовая помощь по силам. Помогать деньгами мама и папа могут только в том случае, если у них есть желание и возможность это сделать. При этом объем финансовых вливаний они тоже могут определять на свое усмотрение.
  • В случае конфликта, прекращайте диалог. Если подросток переходит на повышенный тон, начинает кричать, угрожать взрослым и обзываться, сразу прекращайте любые разговоры с ним до тех пор, пока он не успокоиться и не возьмет себя в руки.
  • Старайтесь договориться. Пусть подросток объяснит, для чего ему понадобились средства. Обязательно расскажите ему, какой доход у вашей семьи и куда вы планируете тратить зарплату. Если у семьи есть такая возможность, озвучьте ребенку сумму, которую вы в состоянии ему дать без ущерба для семейного бюджета.
  • Не сдавайте позиций. Спокойное и уравновешенное поведение родителей по отношению к юному вымогателю должно дать ему понять, что если он хочет чего-либо добиться, то должен научиться адекватно разговаривать со взрослыми и взвешенно излагать свои просьбы.

Если ваш подросток постоянно просит у родителей денег, не заботясь о доходах семьи, то им стоит пересмотреть методы воспитания и попытаться исправить потребительское отношение ребенка к родным и близким.

Найти подход к ученику и его родителям

Специалисты отмечают: любое неадекватное поведение — это крик ребенка о помощи, желание привлечь к себе внимание. «Ни один человек не рождается правонарушителем, преступником

Если поведение школьника выходит за границы того, что мы привыкли считать адекватным, надо разбираться с причинами, а их, как правило, всего две: или здоровье, или отношения в семье. И то, и другое можно корректировать. И чем раньше этим заняться, тем меньше будет возможностей для развития деструктивного поведения», — уверена педагог.

К сожалению, не каждый учитель будет искать подход к сложным детям. Сказывается и нагрузка, которая лежит на преподавателях, и какие-то другие причины, нежелание или неопытность — ведь часто в начальной школе и среднем звене работают только что окончившие вуз или педколледж учителя, которые просто пока не умеют работать с такими детьми.

Родители трудного ребенка — еще одна сложность: далеко не всегда они сами отличаются адекватностью. И речь даже не идет о неблагополучных или, по законодательной терминологии, социально опасных семьях: работа с учениками из таких семей регламентирована несколькими документами, начиная от Семейного кодекса и ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и заканчивая методическими рекомендациями Минобра.

Фото: архив 66.RU

По закону, на школу возлагается обязанность выявлять несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении; оказывать помощь в воспитании и обучении детей из социально опасных семей; вести индивидуальную профилактическую работу с обучающимися, имеющими проблемы в поведении, обучении, развитии и социальной адаптации.

Гораздо труднее общаться с родителями, которые просто не замечают деструктивного поведения своих отпрысков. В разговорах с классным руководителем и с родителями одноклассников они встают горой на защиту своего ребенка. С одной стороны, это правильное родительское поведение: прилюдно ребенка защищать нужно. Но адекватные родители при этом способны услышать информацию, выявить главное и дома, наедине с ребенком, спокойно обсудить ситуацию, выяснить подробности, объяснить, если ребенок был неправ. Другое дело, когда родители закрывают глаза на проделки своих детей, склонны оправдывать их поведение, обвиняя при этом других школьников или учителей в провоцировании конфликта.

В обсуждениях на родительских сайтах нередко пишут, что родители попросту отмахиваются от обвинений в адрес своего ребенка. «Да ваш первый начал, а мой только сдачи дал», «Мой ребенок на такое не способен», «Вы все придумываете о моем Петеньке, чтобы своего Ивана выгородить!» — типичный набор фраз родителей «неадекватов».

Пингвин, пользователь сайта conf.7ya.ru:

Доказать таким родителям, что их ребенок действительно ведет себя неадекватно, можно, используя современную технику: записать драку или словесную перепалку на видео и предъявить запись в качестве аргумента.

Фото: архив 66.RU

Родительский комитет должен внимательно изучить школьный устав, в котором прописаны правила поведения в образовательном учреждении. Случаи нарушения устава нужно фиксировать для дальнейшей аргументации. Кстати, фиксация таких нарушений входит в обязанности классного руководителя. Как и объяснение педсовету, почему не удалось избежать конфликта.

Зачем школе медиаторы

Справедливости ради стоит отметить, что иногда действительно сложно установить, кто виноват в той или иной ситуации: учитель может «назначить» виновным ребенка, который был замечен в деструктивном поведении, но не выяснить реальную причину конфликта.

В 2010 г. российские законодатели подписали документ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)». Согласно этому закону, в школах должны быть созданы службы примирения (или медиации): специальный орган, состоящий из работников образовательной организации, учащихся и их родителей, прошедших необходимую подготовку. Их задача — урегулировать и минимизировать конфликты, возникающие как между учениками, так и между школьниками и преподавателями.

В Свердловской области, по данным директора Центра медиации Ольги Махневой, действует порядка 400 школьных служб примирения.

Фото: архив 66.RU

К слову, есть такая и в школе, где учится моя дочь. Но ничего о ее существовании она не знает. «Если такая служба у нас есть, почему они ничего не делают с этими уродами из 7 «В»: вчера сидим с Никой на перемене, болтаем, они просто проходили мимо, ударили меня портфелем по голове, Нику — по спине, обозвали и ушли как ни в чем не бывало», — возмущенно рассказывает мне Лера.

Если в классе есть ученик, который создает конфликтные ситуации, школьная служба примирения должна провести работу как с ним, так и с его родителями. Предпринять какие-то шаги медиаторы смогут после того, как зарегистрируют соответствующее обращение — оно может быть как от других учеников, так и от родителей, и от преподавателей.

Узнайте, есть ли в вашей школе служба примирения (медиации), и обратитесь туда с жалобой на ученика с деструктивным поведением. Служба примирения должна не только разобрать конкретную ситуацию и провести разъяснительную беседу, но и через какое-то время проверить, как развиваются события, полностью ли исчерпан конфликт.

Четыре действенные буквы — ПМПК

Если поведение сложного ребенка никак не меняется, родительский комитет может ходатайствовать перед классным руководителем о том, чтобы ученика направили на психолого-медико-педагогическую экспертизу (ПМПК). Это комиссия, которая состоит из специалистов разных сфер — медиков, психологов, педагогов, которые с помощью разных тестов должны определить, может ли ребенок учиться в общеобразовательной школе либо ему будет лучше в коррекционном классе или на домашнем обучении.

Фото: архив 66.RU

Академические задолженности, асоциальное поведение, неумение адаптироваться в коллективе — это основания для направления детей на ПМПК. Еще одна категория детей, которой необходимы рекомендации комиссии, — подозреваемые, обвиняемые либо подсудимые по уголовному делу несовершеннолетние дети.

Обычно угроза ПМПК заставляет родителей плотнее заняться воспитанием: мало кому хочется, чтобы его ребенок попал в специализированное учебное заведение. Но здесь есть существенная сложность: провести такую экспертизу возможно только на основании заявления от родителей или законных представителей ребенка или с их письменного согласия. Да и результаты экспертизы носят рекомендательный характер: если родители, несмотря на выводы ПМПК, не захотят перевести ученика в специализированную школу, выгнать из класса его никто не сможет.

Выход в данной ситуации один: родители других учеников совместно с классным руководителем должны объяснить, что прохождение ПМПК — лучший (или единственный) вариант для ребенка.

Zweruschka, пользователь сайта umama.ru:

Некоторые родители используют совсем непедагогические меры, чтобы приструнить мешающего всем ученика. Главное — не переходить грань закона и попробовать вначале более правомерные способы.

Зачем ребенку нужно выпрашивать деньги?

С возрастом наши дети становятся более требовательными и нуждаются в некоторых материальных средствах.

Для покупки необязательных, но важных для него вещей. Например, модной ручки или наклеек, которые он не так давно начал коллекционировать, на игры со сверстниками. Ребенок считает необходимым держать в кармане некоторую сумму на собственные траты, чтобы иметь возможность сразу расплатиться за свою покупку, и не обращаться каждый раз к родителям.
Для поддержания статуса. Подростки заботятся о собственном авторитете среди сверстников

Поэтому для них важно дать понять друзьям, что он не нуждается в средствах и готов тратить деньги наравне с другими.
Чтобы чувствовать себя увереннее. Средства в кошельке добавляют нам уверенности в себе

Это работает со взрослыми людьми, что уж говорить о детях подросткового возраста. На деньги, выпрошенные у родителей, он без труда сможет обеспечить себе покупку завтрака на перемене, поход в кино с особой противоположного пола или сможет скопить на дорогой гаджет.

Жестко, но эффективно

Наиболее жесткие меры, которые могут применяться к ученикам с деструктивным поведением, — штраф и исключение из школы. Но они работают только в старших классах: учеников до 15 лет исключить из образовательного учреждения на законных основаниях невозможно.

Административный штраф накладывается на ребенка, совершившего серьезное правонарушение — начиная от порчи школьного имущества или кражи и заканчивая появлением в школе в состоянии опьянения. Штраф будут выплачивать его родители, законные представители или опекуны.

Менее жесткая, но тоже эффективная мера — постановка неблагополучного ученика на внутришкольный учет (ВШУ)

В этом случае ученик и его семья попадают под пристальное внимание школьного психолога, социального педагога, педсовета школы, в особых случаях подключается опека

Ребенок, поставленный на ВШУ, в обязательном порядке должен заниматься с психологом, в зависимости от ситуации занятия могут проводиться и с родителями. Педагоги могут в любой момент прийти с проверкой в семью ученика. Как правило, такой контроль отрезвляет и самого нарушителя, и его родителей, а занятия со специалистами дают положительный эффект.

Родители одноклассников могут ходатайствовать, чтобы ученика поставили на учет, если он:

  • систематически пропускает без уважительных причин учебные занятия;
  • был замечен в попрошайничестве;
  • неоднократно нарушал устав школы и правила поведения обучающегося;
  • не успевает по многим школьным предметам;
  • был замечен в употреблении психоактивных веществ.

Если, несмотря на принятые меры, ни учащийся, ни его семья не отреагировали на ситуацию, родительский комитет и педагоги, в соответствии с ФЗ «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», имеют полное право обратиться в комиссию по делам несовершеннолетних.

Но все-таки главное правило, которым следует руководствоваться тем, кто мечтает избавить класс от неприятного ученика: не навреди. «Иногда ни педагог, ни собственные, ни другие родители не задумываются, что они пытаются бороться… с ребенком. И это ужасно. Надо стараться его услышать, понять, а борьба способна лишь сделать из ребенка изгоя и потенциального преступника», — считают опытные педагоги.

Главная новость по теме

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Клуб родителей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: