Спросите подростка, почему он решился на воровство
Постарайтесь разобраться, какая мотивация скрывается за поступком подростка. Возможно, дело в каких-то других проблемах или трудностях. Если вы знаете, что стало причиной такого поведения, вам проще предотвратить повторение неприятной ситуации. Подростки воруют по целому ряду причин. К примеру, дело может быть в желании вписаться в коллектив. Ребенку хочется модный смартфон или стильные кроссовки, и единственный способ получить их – украсть из магазина или взять у кого-то деньги, чтобы совершить желанную покупку
Соответствие окружающим – это важное условие при взрослении, подростки нередко ощущают давление и потребность иметь те же вещи, что и у остальных, чтобы вписаться в их круг. Еще одной причиной, толкающей на воровство, является потребность во внимании
Любое внимание от окружающих, даже откровенно негативное, может показаться лучшим выходом, чем полное его отсутствие. Подросток ворует, потому что знает: это вы точно не проигнорируете
Он пытается заставить вас заметить его. Стоит отметить и такую причину, как стеснение. Презервативы, тампоны, тест на беременность, экстренная контрацепция – подобные предметы могут вызывать такую неловкость, что подростку кажется более подходящим выбором воровство. Это единственный выход, ведь попросить у кого-то на это деньги просто недопустимо, как кажется подростку. Наконец, некоторых подростков привлекает ощущение опасности. Им нравится испытывать новые эмоции и принимать участие в рискованных действиях, они заинтересованы запретным и неправильным из чувства противоречия. В таком случае воровство может быть способом проверки границ: как далеко можно зайти безнаказанно? Если вы проигнорируете проступок подростка, проблема будет только обостряться.
С 8 февраля возобновляется международное авиасообщение еще из 8 городов России
Как дети до 3 лет: как быстро собаки учатся понимать новые слова
С чем носить серое пальто: эффектные образы на каждый день (9 идей)
Разновидности вредной привычки у детей
Импульсивное воровство. При психической травме, повышенной возбудимости или олигофрении дети довольно часто посягают на чужое имущество. Именно за подобным контингентом детей необходимо внимательно следить во избежание совершения ими кражи.
Воровство-протест. Обычно данная проблема возникает у заброшенного ребенка. Он может даже воровать деньги у своих обеспеченных родителей, чтобы затем раздать их нуждающимся людям
Любой ценой такие дети пытаются привлечь к себе внимание слишком занятых взрослых.
Воровство-вседозволенность. Некоторые безответственные родители считают предприимчивость их чада отличной чертой характера
Их логические выводы заключаются в том, что все надо нести в дом. Сыну или дочке они внушают, что прощелыгам всегда везет по жизни и без куска хлеба с икрой они никогда не останутся.
Воровство-зависть. Далеко не каждая семья может похвастаться стабильным материальным положением. Одаренные дети иногда попадают в элитное заведение, где учатся дети обеспеченных родителей. Соблазн позаимствовать у них какую-либо дорогую вещь бывает настолько велик, что ребенок осуществляет кражу.
Воровство-бравада. Очень часто ребенок ворует деньги не потому, что они ему остро необходимы. Причина его девиантного поведения кроется в том, что в некоторых детских коллективах этот поступок считается проявлением храбрости. Если кто-либо из класса украл деньги или какой-либо товар в магазине, то его сразу объявляют героем и великим ловкачом. Подобная реакция сверстников подталкивает юного воришку к повторным противоправным действиям.
Клептомания. В данном случае речь идет о довольно редком психическом расстройстве. Следует сразу оговориться, что дети клептоманией практически не страдают. Некоторые маленькие хитрецы, когда их поймали на горячем, просто имитируют у себя данное заболевание. Их обычные оправдания при этом озвучиваются тем, что они вовсе не хотели, но неведомая сила потянула их руку украсть.
Почему дети воруют деньги?
У детей разного возраста есть свои причины для воровства из маминого кошелька. Например, малыши искренне считают, что весь мир принадлежит только им, и слабо представляют, что такое «чужое». Психологи советуют с малолетства учить детей понятиям «мое»-«чужое», отделять свои вещи от чужих, сначала спрашивать разрешения у владельца, и только потом брать какую-то личную вещь
Здесь важно быть последовательными. Если вы берете игрушку или книжку ребенка, не забудьте сами спросить у него, можете ли вы это сделать
Нарушая данное правило, которое сами и установили, вы негласно разрешаете малышу брать чужое без спроса.
Существуют и другие причины «воровства» среди дошкольников:
Желание иметь что-то, что уже есть у других сверстников, например, модную игрушку. Что делать? Объясните, что иметь то же самое, что и у других, вовсе необязательно, чтобы его уважали и дружили с ним
Покупать игрушку не стоит, лучше предложите взамен что-то более интересное и полезное, например, всей семьей сходите в зоопарк, на пикник или на мастер-класс.
Ребенок старается привлечь ваше внимание или считает, что с ним поступили несправедливо. Вспомните, может, недавно Вы куда-то поехали, а его оставили скучать дома? А может Вы в последнее время стали задерживаться на работе, и малышом занимается бабушка или няня? Решение здесь простое: обстоятельная беседа и совместный досуг.
Из разговоров взрослых малыш понимает, что большие деньги дают свободу и возможности
Вполне естественно, что он, желая обладать собственными деньгами, начинает воровать или требовать их за помощь по дому или хорошее поведение. Совет психолога: следите за тем, что обсуждаете в присутствии ребенка, сдвигайте шкалу ценностей ребенка в сторону нематериальных благ, учите совершать добрые поступки за простое «спасибо».
В некоторых случаях дошкольники тайно берут деньги у родителей в знак протеста против большого количества навязанных им правил поведения, которые они кажутся нелогичными. Деньги для них – это символ свободы, независимости. Подумайте, может быть, действительно вы создали слишком жесткую систему запретов и сами не всегда играете по своим же правилам. Обсудите ситуацию с ребенком.
Почему воруют младшие школьники и подростки? Часть причин мы уже разобрали. Это желание иметь такие же вещи, что и у одноклассников, бунт против строгих запретов и стремление обрести финансовую независимость. Детские психологи выделяют еще несколько причин воровства.
- Ребенок хочет сделать подарок близкому человеку. Замечтавшись, как все удивятся, он не думает, что совершает плохой поступок. Что делать? Объясните ему, что он может попросить у вас денег на подарок или сделать его своими руками. В преддверии праздника спросите ребенка, что он хочет подарить друзьям и родным, выделите небольшую сумму и возьмите с собой на шоппинг.
- Школьник жаждет отмщения. Например, кто-то из ребят его обидел. Взять в отместку какую-то дорогую вещь или деньги кажется ему вполне логичным. В этом случае стоит показать ребенку другой путь решения конфликта.
- Родители забрали себе деньги, которые подарили ребенку на праздник. В этом случае он чувствует себя правым, поскольку считает, что забирает свое. Если в семье сложная финансовая ситуация, во-первых, спросите разрешения у ребенка (это же его подарок!) и объясните, куда вы собираетесь их потратить, во-вторых предложите вместе сходить в магазин и купить необходимые вещи.
- Он хочет выделиться, показать себя взрослым, независимым, имеющим возможность самому распоряжаться деньгами.
- Родители не дают ему карманных денег, тогда как сверстники давно имеют собственные финансы и свободно ими пользуются.
В последних двух случаях обсудите с ребенком его траты, вряд ли это будет непосильная для семейного бюджета сумма. Договоритесь, что он будет получать ее раз в месяц, допустим, первого числа, и тратить по своему усмотрению.
Спросите подростка, почему он решился на воровство
Постарайтесь разобраться, какая мотивация скрывается за поступком подростка. Возможно, дело в каких-то других проблемах или трудностях. Если вы знаете, что стало причиной такого поведения, вам проще предотвратить повторение неприятной ситуации. Подростки воруют по целому ряду причин. К примеру, дело может быть в желании вписаться в коллектив. Ребенку хочется модный смартфон или стильные кроссовки, и единственный способ получить их – украсть из магазина или взять у кого-то деньги, чтобы совершить желанную покупку
Соответствие окружающим – это важное условие при взрослении, подростки нередко ощущают давление и потребность иметь те же вещи, что и у остальных, чтобы вписаться в их круг. Еще одной причиной, толкающей на воровство, является потребность во внимании
Любое внимание от окружающих, даже откровенно негативное, может показаться лучшим выходом, чем полное его отсутствие. Подросток ворует, потому что знает: это вы точно не проигнорируете
Он пытается заставить вас заметить его. Стоит отметить и такую причину, как стеснение. Презервативы, тампоны, тест на беременность, экстренная контрацепция – подобные предметы могут вызывать такую неловкость, что подростку кажется более подходящим выбором воровство. Это единственный выход, ведь попросить у кого-то на это деньги просто недопустимо, как кажется подростку. Наконец, некоторых подростков привлекает ощущение опасности. Им нравится испытывать новые эмоции и принимать участие в рискованных действиях, они заинтересованы запретным и неправильным из чувства противоречия. В таком случае воровство может быть способом проверки границ: как далеко можно зайти безнаказанно? Если вы проигнорируете проступок подростка, проблема будет только обостряться.
«У Ирины много поклонников»: Владимир Шевельков рассказал, как женился на модели
День памяти Ксении Петербургской: история, как поздравить Оксану с Днем ангела
На высоте 300 км: буддийские монахи планируют построить первый храм в космосе
Исправительные учреждения не исправляют
В колонию для несовершеннолетних ребёнок сейчас может попасть с четырнадцати лет. В колонию для взрослых попадают преступники, которым исполнилось восемнадцать. Нужно рассказывать детям о том, какие действия приводят к таким печальным последствиям. Можно смотреть с ними фильмы — художественные и документальные, — в которых честно рассказывается о зоне, жизни за решёткой, судьбах заключённых. Например, мне всегда нравился фильм «Пацаны» — рекомендую посмотреть его с вашим ребёнком. Не надо запугивать, надо обсуждать.
К сожалению, не зная реального положения вещей, представляя жизнь в колониях по кино и сериалам, подростки склонны заблуждаться о том, что их там ждёт. Им кажется, они будут похожи на какого-нибудь героя, который попал в тюрьму по недоразумению и обрёл там авторитет благодаря своим особым качествам характера. Но в тюрьмах царят свои законы, и в колонии для малолетних тоже. Там есть свои авторитеты, требующие неукоснительного подчинения, которые будут добиваться этого подчинения любыми способами, самыми жестокими, извращёнными и отвратительными — такими, о которых и говорить не хочется. Да, там будут совсем молодые преступники, почти дети, но не надо забывать, что очень часто дети бывают намного более жестокими, чем взрослые. Они ещё не умеют жить, и потому им кажется, что насилие — это самый лучший и самый действенный способ добиваться желаемого.
Насилие будет окружать подростка в колонии днём и ночью. У него вряд ли получится выйти оттуда нормальным человеком. Ни одна колония человека не исправила. Там только ломают и калечат. У нас вся система устроена так, что исправительные учреждения не исправляют. Если у человека есть внутренний стержень, своё кредо, через которое он не согласен переступать — тогда, возможно, шанс у него есть. В конце концов, не все попадают в колонию из-за умышленных преступлений, можно ведь, например, на машине человека сбить и там оказаться.
Если человек не хочет стать на преступную стезю — у него есть шанс, если же он выбрал путь преступника, то уже не вернётся на путь честного человека, потому что у него свои правила, своя честь, свои способы утверждаться. Если подростка привлечёт вся эта романтика, он пойдёт дальше, во взрослую тюрьму, где его научат, как «правильно» жить, как зарабатывать. Конечно, это путь тупиковый. Если говорят, что ничего страшного в том, чтобы попасть в колонию, нет — не верьте, это неправда. Там очень страшно. Помню наш визит к ребятам, которые после суда ждали распределения по колониям. Не могу забыть взгляд одного парня, который понял, насколько страшно место, в которое он попал. Это очень тяжело было видеть.
Источники проблемы
Существует достаточно большое множество причин, почему ребенок что-то украл в магазине. Стоит помнить, что дети не всегда понимают, что чужое брать нельзя, так как их моральные устои еще до конца не сформированы. Дети просто хватают понравившийся им предмет и автоматически присваивают себе.
Причинами воровства в юном возрасте могут быть следующие причины:
Кража без собственной выгоды. Иногда малыши воруют не для того, чтобы оставить украденный предмет себе. Они могут хотеть сделать какому-то из окружающих его приятно. Иногда это может быть даже сам продавец магазина или его охранник. То есть причина детского воровства в такой ситуации не должна быть понята родителями как тревожный симптом, который требует строго наказания. Нужно постараться объяснить ребенку, что так делать нельзя и обязательно сказать почему.
Искушение. Некоторые маленькие детки, которые уже частично ознакомлены с нормами нормального поведения и морали, тоже могут воровать по простой причине — им сильно хочется. Дети очень эмоциональны, и у них в мозговой структуре еще окончательно не созрел отдел, отвечающий за самоконтроль. Несдержанность может проявляться не только в виде воровства. К примеру, если ребенку родители все же не разрешили забрать понравившуюся ему вещь в магазине, кроха может устроить большую истерику и слезно просить старших отдать ему желанный предмет.
Отсутствие возможности приобрести законным путем желаемую вещь. Как правило, такое воровство наблюдается в подростковом возрасте. К примеру, если ребенок хочет определенную модель телефона или какую-то другую схожую вещь, которая есть у большинства его сверстников, но он не может ее позволить себе, то он решается на отчаянный поступок — воровство. Обладание данной вещью необходимо для того, чтобы чувствовать себя наравне со своими сверстниками. Такой способ завоевать желанное место в социуме не приводит к ожидаемому результату. Кроме проблем с законом и, возможно, насмешек со стороны сверстников такие действия ни к чему больше не приведут.
Стрессовые ситуации. Даже взрослые люди в период нервных переживаний часто ведут себя не так, как обычно. Они начинают злоупотреблять алкоголем, курить, заедать проблему, отказываться от приема пищи и прочее. Психическое здоровье ребенка намного уязвимее, чем у взрослого, и поэтому не удивительно, что при определенных обстоятельствах эмоционального характера дети совершают совершенно нехарактерные для себя поступки.
Недостаток родительского внимания. Некоторые дети испытывают недостаток внимания со стороны родителей. Причины могут быть самыми разными
Часто родители обделяют свое чадо вниманием из-за напряженного графика работы или потому, что в семье появился второй маленький ребенок, с которым постоянно находится мама по понятным взрослому человеку (а не маленькому) причинам.
Подражание сверстникам. В подростковом возрасте дети часто совершают такое преступление, как кражу, так как считают это вполне нормальным явлением по той причине, что знакомые занимаются таким промыслом
Иногда сверстники подталкивают ребенка на этот поступок с такой мотивацией, как пройти испытание на «слабо».
Кража как проявление мести. Дети могут брать чужое у своего обидчика и объясняют это своеобразной мерой наказания.
Если ребенок растет в неблагополучной семье, где кража считается нормой, то во время кражи в детском возрасте он даже не осознает, что делает что-то неправильно. Кроме того, родители сами могут вынуждать идти своего малыша на такой поступок, так как считают такой способ преступления максимально безопасным для себя.
Следует понимать, что данный список причин далеко не полный. Каждый ребенок — это маленькая личность, поэтому разбираться в причине воровства следует индивидуально.
Без перемен в семье специалисты не помогут
Если родители выяснили, что ребёнок крадёт, чтобы занять определённое место в подростковом сообществе, можно обращаться за помощью к психологу. Я не вижу в этом ничего плохого, ведь если у человека болит зуб, он идёт к стоматологу, если нога — то к травматологу. Проблемы поведения требуют помощи специалиста, это нормально. Возможно, в более тяжёлых случаях потребуется обратиться к психотерапевту.
Не скажу, что сразу нужно обращаться к врачам. Порой родителям нужно начать уделять своему ребёнку больше времени, и даже если они его в чём-то упустили, есть шанс эту связь восстановить. Не надо ругать и сразу хвататься за ремень — это не поможет построить доверительные отношения. Многие дети ведь у нас просто запущены из-за родительской занятости. Большинство пап и мам дают им возможность сидеть сколько угодно в гаджетах или гулять с кем угодно, лишь бы не мешали, лишь бы дали отдохнуть. Это приводит к утрате связи между ними. Как бы доверительно такие родители не разговаривали с проштрафившимся подростком, разговоры ничего не изменят. Нужно менять формы общения, нередко нужно менять даже место жительства — потому что, если ребёнок будет общаться в той же компании, которая довела его до преступления, толку от вразумлений будет мало. Если же в семье ничего вообще не меняется, то не помогут даже специалисты, какими бы хорошими они ни были.
Особенности 7 лет
Помните, что дети 5-7 лет — не преступники, они не воруют осознанно — просто берут. Детка думает, что имеет право на все, до чего может дотянуться. Все в этом мире «моё», пока домочадцы не покажут границы дозволенного. Дети, которым не говорят, что правильно, не чувствуют вины, только получают облегчение от обладания желаемым.
Для вас это знак о том, что школьник чувствует себя обделенным, нелюбимым, а связь с родителями слабая. Любовь и признание — это базовая потребность каждого человека. Их недостаток повлечет за собой серьёзные проблемы с адаптацией в социуме. Желание быть популярным гораздо сильнее страха наказания. Именно в 6-7 лет мальчики и девочки становятся зависимы от отношений со сверстниками. Например, отпрыск может завоевывать расположение друзей, покупая им сладости, а деньги красть у вас. В этом случае научите его дружить, придумайте, как можно заинтересовать одноклассников.
Особенности отрочества
В 8, 9 и 10 лет воровство появляется из-за недостаточно развитой силы воли. Он просто не может удержаться, хотя и присутствует стыд за поступки. В 8 лет уже есть ответственность за себя, дети становятся более независимы. Желание влиться в коллектив, быть в группе сверстников очень сильное. Им кажется, что они обделены, если у одноклассников есть что-то, чего нет у них. Тогда кражи происходят из-за необходимости быть «как все» или чтобы посоревноваться с товарищами. В этом случае ребёнок может воровать не только дома, но и в магазинах.
Советы родителям:
- Развивайте в своём чаде самостоятельность, пусть малыш ставит себе цели и учится их достигать.
- Дайте больше свободы, пусть сам выполняет то, что ему уже по силам.
- Обсудите семейный бюджет. Придите к компромиссу, например, откажитесь от чего-то, чтобы накопить на нужную для ребёнка вещь.
- Предложите ему собственный заработок. Например, разносить газеты или рекламу, пару часов помогать по дому и получать за это дополнительные деньги.
ПОЧЕМУ ДЕТИ ВОРУЮТ
Список историй можно продолжать еще очень долго, но мы остановимся. Такие разные дети, такие разные родители. Из этих примеров видно, что у этих действительно разных детей общая проблема: они воруют. Нет, еще одна: они страдают. Делают очень больно своим родителям, но и сами страдают. Правда, не всегда дети осознают глубину своих страданий, но так уж устроена психика человека вообще и детская психика в частности: изгонять из сознания то, что слишком болезненно и невыносимо.
Так что же такое детское воровство? Всегда ли это болезнь? Болезнь это лишь в том случае, если мы видим так называемую клептоманию — не поддающееся контролю систематическое воровство без материальной выгоды для себя. Это действительно психическое расстройство, и его должен лечить в первую очередь психиатр. Настоящая клептомания встречается достаточно редко.
Иногда ребенок, поддавшись искушению, крадет что-то однажды, бывает разоблачен, испытывает мощное потрясение, и этого больше никогда не повторяется. В этом нет ничего необычного. Как правило, это дети, у которых в целом хорошо сформированы нормы социального поведения, есть четкое собственное понимание того, что такое хорошо, а что такое плохо. Также эти дети имеют способность контролировать свои импульсы, т. е. сильные позывы к каким-либо действиям.
В норме все это «добро» ребенок приобретает к 3-4 годам. Нужно помнить, что чем младше ребенок, тем больше вероятность частичной утраты этих качеств в периоды сильных стрессов. И, конечно же, чем более патологична или неадекватна среда, в которой развивается ребенок, тем больше вероятность того, что эти качества либо не сформируются вовсе, либо будут неустойчивыми.
И вот здесь-то мы и получаем широкий спектр вариантов детского воровства: от более типичного, когда дети воруют очень редко, по мелочам и не в любой ситуации, до крайнего варианта, когда дети, несмотря ни на что, воруют часто, много и в разнообразных ситуациях.
В первом случае есть вероятность, что при благоприятных обстоятельствах это явление сойдет на нет, а во втором мы можем ожидать, что такие дети станут асоциальными подростками и асоциальными взрослыми, склонными к совершению правонарушений.
Как показывает практика, ворующие дети не могут контролировать не только «позывы» что-нибудь стащить, у них проблемы во всем, где необходим волевой контроль: они с трудом садятся за уроки, их нужно заставлять содержать в порядке «свою территорию», соблюдать необходимые меры гигиены (например, чистить зубы), выдерживать ограничения во времени и пространстве, даже соблюдать правила в совместных играх этим детям нелегко.
Родители таких детей выполняют внешние волевые функции, которые в норме должны быть у детей внутри (разумеется, в зависимости от возраста, эти функции у ребенка присутствуют в большей или меньшей степени). Это функции самоконтроля и волевого самопринуждения.
Вот и получается: если у ребенка не сформированы эти качества как свои собственные, то сначала контролируют и принуждают родители, потом — школа, потом — милиция и закон. Взрослый человек, выросший из такого ребенка, все время нуждается во внешнем контроле и принуждении — своего-то внутри нет.