Что делать, если ребенок боится публичных выступлений?

Как снять страх перед выступлением

Есть простые, проверенные годами, работающие приемы, которые помогут справиться с сильным волнением перед выступлением.

Двигаемся

 Небольшая физическая активность действительно помогает восстановиться и сосредоточиться перед выходом на публику.

Особенно полезны упражнения детям, в силу возрастных особенностей для них это самый простой и гармоничный способ снятия стресса.

Ребенок может выполнять любые привычные и несложные движения (прыжки, бег на месте, приседания), и через 1-2 минуты тревога заметно уменьшится.

Правильно дышим

Перед выступлением нужно некоторое время подышать в ритме 1:4 или 1:8, то есть вдыхаем на счет 1, а выдыхаем на счет 4 или 8, то есть медленнее. Это помогает снизить уровень адреналина в крови, а значит – уменьшить панику.

Переключаем внимание

Есть несколько техник переключения внимания.

  1. Метод щипка

Известный метод, который заключается в том, что ребенок, когда не может справиться со стрессом, щипает себя, дергает за мочку уха, тем самым подавая сигналы подсознанию: думать об этом больно и неприятно. Физические сигналы, которые получает тело, помогают переключиться с причины стресса и успокоиться.Отметим, что переживать о том, что ребенок сделает себе слишком больно или причинит вред здоровью, не стоит. В каждом из нас природой заложен защитный механизм – ни одно живое существо не способно намеренно причинить себе боль, которая будет нестерпима.

  1. Вижу – слышу – чувствую

Метод позволяет быстро отвлечься от негативных мыслей. Как только ребенок почувствовал, что его охватывает паника, ему нужно сфокусироваться на происходящем вокруг, отмечать и называть вслух или про себя, что он видит здесь и сейчас: «Я вижу людей вокруг, слышу шорох бумаги, чувствую легкую прохладу в руках». Повторять эти действия нужно несколько раз до тех пор, пока организм не придет в норму.

Снижаем значимость момента

Это прием, который позволяет снизить значимость предстоящего события и тем самым снять излишнюю тревожность. Задайте ребенку вопрос: «Что случится, если твое выступление перед слушателями закончится провалом?» Допустим, он отвечает: «Меня будет ругать учитель/Поставят двойку/Одноклассники засмеются…» – «А что ужасного случится, если поставят двойку?» Продолжайте эту цепочку, подводя ребенка к выводу, что на самом деле ничего страшного не случится. Проигрывание в голове «ужасных» последствий и осознание того, что они не так уж на самом деле и страшны, успокаивает детей.

Технику снижения значимости момента стоит применить заранее, хотя бы за день до волнующего события, чтобы ребенок смог «додумать» ответы о ситуациях, которые могут вывести его из равновесия, и понять, что бояться нечего.

Причины нарушения и диагностика

Ребенок может бояться многих вещей, это нормальная защитная реакция организма. В психологии выделяют несколько четких критериев патологического процесса. При его появлении у больного отмечаются симптомы со стороны физического и психологического состояния.

Причиной развития фобии могут послужить любые события

Подросток может быть, в силу возраста, очень чувствителен к замечаниям.  В таком состоянии любая критика со стороны педагога будет остро восприниматься и переживаться.  Некоторые учителя любят поступать некорректно и высмеивать ученика перед всем классом.

Еще одна причина появления страха – это реакция сверстников

Человек живет в социуме, ему важно получать его одобрение. Одноклассники могут высмеивать своего товарища по разным причинам: внешность, поведение, материальный достаток и многое другое

Иногда корни школьной фобии могут скрываться в семье. Некоторые родители не понимают, что страдают чрезмерной опекой. В таком случае они не дают ребенку самостоятельно решать проблемы, оберегают его от любых неприятностей и принимают за него все решения.

Мама может писать за своего малыша рефераты, делать домашние задания и постоянно ругаться с учителями. В такой атмосфере школьник становится нерешительным, зависимым, у него снижается адаптация.

Иногда ученик пропускает много занятий из-за болезни. В итоге у него формируется негативная установка, и он считает себя ни на что не годным. Родители могут часто наказывать ребенка, считая, что это поможет его стимулировать к получению знаний. На деле появляется обратный эффект: школьник испытывает панический страх перед учебой, он будет стараться избегать походов в школу.

Как избегание усиливает тревогу

Примитивные инстинкты убеждают людей убегать от угрозы. Бегство — неплохая идея, особенно если в качестве угрозы выступает горящее здание, небезопасная пивная вечеринка или агрессивный прохожий. Но зачастую в бегстве нет ничего хорошего, потому что, согласно принципу теоретической психологии, избегание лишь усиливает тревогу.

Избегание не просто раздувает тревогу. В первую очередь уклонение от угрозы вызывает приятные чувства. Фактически избегание работает как удивительно мощное и быстродействующее лекарство. Джейми стало лучше, когда она просто подумала о том, что отец спасет ее от теста по химии.

Но краткосрочное облегчение, которое принесет избегание теста, вскоре уступит место страхам о предстоящих контрольных. К тому же уклонение от наших страхов не дает нам осознать, насколько они раздуты. Если бы Джейми нашла способ пропустить тест, она лишила бы себя возможности понять, что в нем нет ничего страшного.

На самом деле, если человек постоянно избегает источника своего страха, у него может развиться полноценная фобия. Представьте себе девушку (назовем ее Джоан), которая боится собак. Вот Джоан идет по улице, видит собаку на своем пути, и ее охватывает такой ужас, что она переходит на другую сторону. Ей становится лучше, и теперь она всегда переходит на другую сторону улицы, как только замечает собаку. Но из-за этого у Джоан никогда не будет возможности встретить дружелюбную собаку. Она будет избегать всех собак, потому что знает, что ей спокойнее на душе, когда она держится от них подальше.

Психологи знают, как справиться с фобиями. Применяя их знания на практике, девушки вроде Джоан смогут преодолеть свои раздутые тревоги. Чтобы избавиться от страха, нельзя в страхе отступать.

Как мы помогли бы Джоан избавиться от фобии собак? Это довольно просто. Мы научили бы ее базовым техникам релаксации и обсудили, как ей подойти к собаке, не впадая при этом в панику. С помощью приема, который называется постепенной экспозицией, мы помогли бы Джоан наладить контакт с собаками.

Для начала она просто смотрела бы на фотографии собак, применяя при этом техники контролируемого дыхания. Затем мы попросили бы Джоан встать на расстоянии ста метров от собаки, а затем подводили бы собаку все ближе. Со временем Джоан полюбила бы собак или, по крайней мере, начала бы спокойно относиться к ним.

Школьная фобия

Современное общество выдвигает серьезные требования к людям. Они должны легко обучаться и обладать гибким мышлением. Поэтому детей сразу приучают воспринимать большие потоки информации. Искусственно насаждается необходимость успеха.

Взрослые не всегда знают, как называется боязнь школы по-научному. Для этого психологи используют специальный термин – сколинофобия.

Далеко не каждый страх является патологическим и требующим помощи специалистов. Боязнь школы может быть связана с разными моментами: конфликтами со сверстниками, плохими отметками, злыми учителями и т.п.

Часто подобное нарушение протекает незаметно. Ребенок отказывается ходить в образовательное учреждение, но родители принимают это за обычную лень. Со временем у него могут развиваться психосоматика и депрессия, которая приведет к серьезным последствиям.

Иногда родители ошибочно считают, что патология должна проявляться во всех сферах жизни. В случае с фобиями это не работает. Стоит человеку перестать контактировать с объектом страха, как у него сразу улучшается самочувствие, и он способен все выполнять.

Боязнь ходить в школу не всегда развивается сразу с начальных классов. Иногда такое нарушение появляется у подростков. Взрослые принимают расстройство за капризы и проявление упрямства.

На самом деле сколинофобия может иметь серьезные последствия как для психического, так и для физического здоровья.

Предпосылки

Вообще, не волноваться, стоя у доски на виду у всего класса, когда каждое твоё слово отдаётся в стенах школьного кабинета при полнейшей тишине звонкой барабанной дробью, могут лишь единицы. Да и то, думаю, найдётся такой случай, когда и у таких уверенных в себе «трясутся коленки». Только вот справляться с такой ситуацией удаётся не каждому, и умение «взять себя в руки» вырабатывается иногда годами.

Ответ у доски — это же прямо как ораторское искусство либо выступление артиста на сцене. А вы думаете, они не волнуются?! Ещё как! Но справляются же со своими эмоциями, выходя на публику.

У психологов основных причин для того, чтобы не ответить на уроке, обычно две. Это стеснительность и страх сделать что-то неправильно.

Если в первом случае робкий ребёнок – это результат особенностей нервной системы, когда меланхолики и флегматики больше других подвергаются стрессу и отрицательным эмоциям, то во втором случае чаще это результат имеющегося опыта, когда что-то где-то когда-то пошло не так.

В результате с 1 класса раз за разом накапливается привычка к неудачам. А нужно ли тянуть на себя одеяло, поднимая руку, будучи заранее неуверенным в победе?

Но есть ещё и провоцирующие факторы, которые могут «потшатнуть репутацию» уверенного в себе на первый взгляд ученика.

  • В первую очередь, это недостаточное знание материала. Но это, сразу отмечу, вроде как совсем даже несерьёзная причина, легко поправимая. От собственного невежества и «громкого падения» на глазах у учителя и одноклассников спасает усиленная подготовка к урокам, и весь страх отвечать у доски быстро проходит.
  • Вторым фактором, побуждающим упрямо молчать, когда тебя спрашивают, может быть речевое отклонение. Эта проблема уже посерьёзней. По приходу в школу многие дети ещё неверно произносят звуки, некоторые шепелявят, есть те, что заикаются. В сопровождении с насмешками одноклассников для устного ответа это становится настоящим препятствием.
  • Третий повод не отвечать на уроках – быть в числе изгоев. Да, натянутые взаимоотношения с одноклассниками – это один из провокаторов «знать да молчать». Каким бы «семи пядей во лбу» ребёнок не был, если его не принял класс, найдётся тысяча причин высмеять его заслуги и неудачи. Что остаётся такому аутсайдеру? Правильно, оставаться в стороне и меньше показываться на глаза.
  • Ещё один провоцирующий фактор – требовательность родителей. Да, уважаемые родители! Своим «почему не пять?!» вы намеренно заталкиваете вашего ученика в угол, откуда он не готов выходить, чтобы вновь не промахнуться и не получить «четыре». Лучше пусть будет пусто в школьном дневнике, чем ненужные маме с папой отметки.
  • Некорректное поведение педагога – это тоже причина, по которой дети не готовы отвечать устно. Как на нас действует грубый тон начальника, не дающего вставить слово? А если замечание высказано при коллегах? Ну, вот приблизительно так же реагируют и дети, когда их одёргивают учителя: «Не знаешь, сиди, молчи!», и это при всём-то честном народе, а если ещё и с издёвками да насмешками!

Как помочь ребёнку преодолеть страх сцены?

Прежде всего, стоит поговорить с ребенком и разобраться с причинами. Ведь бывает, что проблема кроется вовсе не там, где мы ищем. Например, нежелание ребенка выступать перед классом возникает из-за того, что у него не сложились отношения с учителем, а вовсе не из-за природной стеснительности или зажатости.
Работа над устранением страха сцены должна быть многоплановой и комплексной. Прежде всего, это работа над самооценкой ребенка. Укажите ему на его сильные стороны и подскажите, как укрепить слабые. Нужно развивать в ребенке уверенность в себе, учить его общаться с людьми.
Если возможно, помогите избавиться от неизвестности — то есть, перед выступлением обсуждать с ребенком что и как будет проходить на сцене. Можно проигрывать все возможные сложности, репетировать ответы на каверзные вопросы.

Психотерапия

Бывает, что боязнь школы становится неконтролируемой и проявляется ежедневно. Нужно обращаться к специалисту. Отличное решение — пройти курс психотерапии у детского психиатра.

Арт-терапия

Методика включает в себя несколько направлений. Каждое из них — отдельный вид искусства. Среди них есть:

  • хореография;
  • пение;
  • игра на музыкальном инструменте;
  • рисование песком;
  • собирание конструкторов;
  • рукоделие и т.д.

Нужно выбрать тот вид, который приносит наибольшее удовольствие. Часто выбирают рисование. Суть такой арт-терапии — с помощью рисунка изобразить объект страха

Важно обратить внимание на размер фигуры и то, какую цветовую палитру выбрал школьник. Анализируются все линии, штрихи, орнаменты, фигуры

Другой метод — театральная постановка. Она позволяет увидеть первоисточники психического заболевания. Ребенка просят показать с помощью эмоций, действий то, что заставляет его бояться школы.

Арт-терапия хороша тем, что ребенок ее воспринимает как игру. Особенно это касается учеников первых классов. Им весело, интересно, негативное влияние на психику отсутствует.

Театральная постановка поможет разобраться в причинах расстройства

Когнитивно-поведенческая терапия

Для лечения детей техника сложная, но действенная. Маленькие пациенты ее воспринимают как обычный разговор с врачом. Цель такой терапии — сменить негативные установки на позитивные.

Психотерапевт задает пациенту вопросы:

  • что случится, если ты сходишь в школу;
  • почему ты боишься своих одноклассников;
  • что случится, если ты плохо подготовишься к занятиям;
  • что будет, когда ты получишь плохую оценку;
  • кто сказал, что школа – это страшное и опасное место;
  • почему ты переживаешь за родителей, пока находишься на занятиях и т.д.

Обязательное условие — заинтересованность малыша в лечении. Врач должен наладить контакт с пациентом. Нужно активное участие ребенка.

Лечение с помощью когнитивно-поведенческой терапии состоит из 2 частей: индивидуальные сеансы, где проводится общение между врачом и школьником, и домашние задания.

Примеры домашних заданий:

  • познакомиться за неделю с 2 сверстниками;
  • самостоятельно подготовить уроки и получить минимум одну 5;
  • принять участие в школьном мероприятии;
  • совершить поступок, который вызовет уважение со стороны одноклассников;
  • придумать утренний ритуал, который поможет позитивно настроиться на рабочий день и т.д.

Важно заинтересовать, чтобы выполнение заданий не вызывало сильного стресса или ужаса. После каждой индивидуальной терапии нужно спрашивать пациента, что нового он узнал

Если успехов нет, сменить тактику и вернуться на этап определения причин страха школы.

Во время терапии ребенок должен будет познакомиться со сверстниками

Виды школьных страхов

С учебным заведением может быть связано большое количество тревог. Дошкольники, которые уже в шесть лет идут учиться, склонны к переживанию разлуки с родителями.

Особенно ярко это проявляется у тех, кого взрослые гиперопекают. Таким детям тяжело дается переживание разлуки даже на полдня. Часто они отличаются впечатлительностью и красочно представляют себе картины, как их бросили. Школу такой ребенок будет воспринимать как помеху, поэтому будет стараться избегать ее. В психологии выделяют еще один популярный вид страха – это нежелание контактировать с одноклассниками.

Подобные проблемы могут возникать по массе причин. Например, сверстники негативно реагируют на ребенка и высмеивают его. У некоторых детей наблюдаются нарушения коммуникативной сферы. Они не понимают, как вести себя в коллективе и что нельзя делать.

Важно! Страх может быть связан с конкретным учителем. Он появляется из-за открытой неприязни педагога

Нежелание идти в школу иногда развивается на почве боязни публичных выступлений. В классе придется отвечать у доски или читать перед всеми стихотворение. Ребенок будет бояться быть высмеянным и униженным.

Еще один популярный вид страха – неспособность оправдать родительские ожидания. Некоторые взрослые требуют слишком многого от детей: отличных оценок, олимпиад и других достижений.

Подобное поведение родителей объясняется просто – они реализуют собственные амбиции

Иногда фобия школы может обитать глубоко внутри ребенка, он не понимает, что именно его беспокоит. Проблемы могут появляться из-за необходимости соблюдать определенный порядок дня. Ученик с высокой тревожностью будет бояться не закончить задание в срок или опоздать на урок.

Как побороть страх публичных выступлений?

Дети во всём стремятся быть похожими на своих успешных родителей и соответствовать нормам, которые навязаны социумом. После двух-трех неудачных попыток выступить публично, ребёнок может начать считать, что недостоин своих родителей. В душе поселяется страх несоответствия нормам. Как помочь подростку избавиться от ненужных страданий? 

  1. Ни в коем случае не заставляете ребёнка выступать или принимать участие в мероприятиях против его воли. Не шантажируйте: «Если ты споёшь песенку, я куплю тебе…». Дайте сыну или дочери возможность понаблюдать за сверстниками, скажите, что в стеснении нет ничего страшного.
  2. Особенно на первом выступлении ребёнка будьте в рядах болельщиков. Поверьте, он готовился и выступает для Вас. Он ждёт Вашей поддержки. Присутствие близкого человека даёт ему уверенность в безопасности происходящего и в благополучном исходе.
  3. Излишнюю робость можно начать искоренять в домашних условиях. Пригласите в гости бабушек, дедушек, двоюродных братьев и сестер. Пусть они для начала будут первыми зрителями: добрыми словами, комплиментами и аплодисментами поддержат юного артиста.
  4. Объясните ребёнку, что волнение перед выступлением или соревнованием – нормальное явление, его испытывают все. Расскажите, что несколько глубоких вдохов и выдохов перед ответственным событием успокоят нервную систему. Ребёнку будет проще, если он представит, что выступает не перед чужими люди, а перед близкими: мамой, папой, бабушкой.
  5. Приободрите подростка, скажите, что он молодец. Вы верите в ребёнка и, всё у него получится. Это станет хорошим напутствием и поможет справится с волнением.  
  6. Ребёнок может волноваться, что зрители не будут в восторге от его выступления, что он забудет текст или движение в танце. Объясните, что уверенность в себе, обаятельность и артистичность компенсирует все промахи, и в ответ он обязательно услышит бурные аплодисменты.

Страх выступления перед публикой – дело опыта и родительской поддержки. Искреннее участие в жизни ребёнка, поддержка его и работа над ошибками – залог будущих побед!

Откуда берётся страх публичных выступлений?

Оптимальный способ борьбы со страхом публичных выступлений – выявление причин возникновения боязни и их устранение по мере возможности. Корни данной проблемы чаще всего уходят в детство, а именно во взаимоотношения с родителями и сверстниками. Для уверенности на сцене потребуется внутренняя уверенность в своих силах, здоровый эгоизм и желание поделиться своей точкой зрения. Поэтому в процессе воспитания необходимо учитывать силу и последствия родительских установок, которые могут сделать из ребёнка величайшего оратора. Или наоборот – загнать его индивидуальность в слишком тесные рамки.

Ребёнок, на которого всё время давит авторитет родительского мнения, не сможет сформировать свою собственную точку зрения. А отсутствие поддержки со стороны родителей не позволит ему эту точку зрения высказать. В связи с этим, если Вы хотите, чтобы Ваш ребёнок не стеснялся публики, говорите с ним, анализируйте происходящее в жизни. Пусть у него вырабатывается своё видение мира. Зовите друзей в гости, развивайте Вашего сына или дочь в социальном плане. Это может быть посещение кружка или секции. Главное, чтобы ребёнок контактировал с окружающими людьми. Для взращивания уверенности в своих силах поможет хобби, то есть та сфера жизни, в которой у ребёнка что-то будет получаться лучше, чем у остальных. Всё вместе – навыки общения, уверенность в своих силах, участие в социальных событиях и умение анализировать обстановку – создадут хорошую базу для дальнейшего продвижения в искусстве риторики и публичных выступлений.

Почему развивается это состояние

Проблемы с нервной системой появляются далеко не сразу. Они развиваются на фоне затяжного стресса. Ребенок, который пять-шесть дней в неделю находится в месте, которое является причиной его панического страха, страдает от перегрузок.

Нарушение развивается постепенно и незаметно

Высокая умственная нагрузка в школе тоже будет способствовать развитию невроза. В таком случае ребенок дополнительно начинает переживать из-за снижения оценок.

Обратите внимание! Нередко ученик оказывается в замкнутом круге: он испытывает паническое чувство страха, которое вызывает у него проблемы со здоровьем, но у него нет возможности самостоятельно справиться с проблемой. Для того чтобы избавиться от сколинофобии, ребенку потребуется помощь психиатра и психолога

Врач назначит медикаментозное лечение, которое позволит снять тревожность и другие соматические проявления

Для того чтобы избавиться от сколинофобии, ребенку потребуется помощь психиатра и психолога. Врач назначит медикаментозное лечение, которое позволит снять тревожность и другие соматические проявления.

Психолог поможет определить причину нарушения. После этого специалист покажет, как справиться с проблемой. Подобная терапия занимает длительное время. С детьми младшего школьного возраста часто используют возможности арт-терапии и проективные методики.

Без грамотной коррекции и лечения фобия будет только усиливаться и ярче проявляться. В дальнейшем это приведет к серьезным проблемам со здоровьем.

Жизнь без права на ошибку?

Здоровое волнение перед выступлением – это нормально, такое состояние помогает собраться. Отметим, оно потому и здоровое: не сковывает и подлежит контролю. 

Другое дело − парализующий страх. Из-за него ребенок избегает участия в мероприятиях, где предполагается его общение с аудиторией. Такой страх чаще всего появляется из-за боязни допустить ошибку, сказать или сделать что-то не так, забыть важную фразу, а значит, по мнению ребенка, выглядеть смешно и глупо.  

Для детей, страдающих синдромом отличника (завышенные требования к себе, стремление делать все идеально, кредо – «Жизнь без права на ошибку»), хорошей помощью в преодолении барьера публичных выступлений станут доверительные беседы, в которых взрослый акцентирует внимание на том, что порой даже известные люди, выступая перед большой аудиторией, и ошибаются, и ударения неправильно ставят, и иногда говорят абсолютную чепуху, но при этом зал им рукоплещет и положительно реагирует на их слова. 

Подчеркните, что, если даже во время выступления с докладом или презентацией ребенок что-то забудет или перепутает, мир не перевернется, а слушатели не забросают его гнилыми помидорами. В большинстве случаев аудитория лояльно настроена к людям, допускающим оплошности из-за волнения.

Для справки

Страх публичных выступлений называется глоссофобией и стоит на втором месте после страха смерти, а испытывает его примерно 95% людей на планете.

Откуда берётся страх выступлений?

По подсчетам учёных неуверенность перед публичными выступлениями испытывают 95% людей. Она проявляется с разной интенсивностью: у кого-то просто потеют ладони и учащается пульс, у кого-то пропадает голос и замедляется скорость мышления, а кто-то впадает в панику и не может с собой совладать.

Чаще всего этот страх берет свое начало в детстве, когда нам внушают, что мы должны любой ценой оправдать надежды родителей. Дети, не готовые к такой серьезной ответственности, ассоциируют выступления на публике со страхом проигрыша. Страх может появиться из-за неудачного опыта. Например, ребенок забыл слова стихотворения на новогоднем утреннике и провел параллель между выступлением и чувством стыда.
Иногда нелюбовь к публичным выступлениям объясняется особенностями психики. Например, интроверты испытывают бо́льший стресс от необходимости выступать на людях, чем экстраверты.

Учимся быть смелее

Итак, с «виновниками» страхов мы вроде разобрались, теперь остаётся понять, каким образом мы можем помочь своим детям, чтобы они стали немного увереннее в себе и не пасовали перед школьной доской, учителем и аудиторией.

  • Как мы уже отметили, самая простая причина нежелания отвечать, потому что никак не поддаётся гранит науки, решается довольно быстро. Родители привлекают уже во 2 классе репетиторов, которые быстро справляются с поставленной задачей и в 3 класс ранее молчаливый ребёнок уже идёт с намерением принародно блистать своими знаниями. Здесь главное – не упустить время, пока дыра в знаниях не стала настолько большой, что сразу уже и не заштопать.
  • Когда отказ от устных ответов связан с речевым недостатками, советы психологов сводятся к одному: быстрее к логопеду и неврологу. Ведь правильная речь — это даже не только для учёбы нужно, это необходимо в принципе по жизни, чтобы не сформировались ненужные комплексы.
  • Когда причина кроется в излишней требовательности родителей, мамам и папам придётся признать свою ошибку и пересмотреть взгляды на ценности взаимоотношений со школой, выстроенные через школьные отметки. И результат не заставит себя долго ждать: детская тревожность быть укорённым за промахи со временем исчезнет, а активность пойдёт вверх.
  • Решать проблемы с чрезмерно красноречивым, богатым на «комплименты» и эмоциональным учителем придётся вместе. Только беседа без обвинений в русле сотрудничества сможет изменить ситуацию. Ведь очень часто педагог в силу занятости даже не замечает, что его реплика стала причиной страха у ребёнка. Многие родители даже договариваются о том, чтобы стеснительного ученика первое время не вызывали к доске, а отвечал он устные уроки прямо «на ушко» педагогу на переменках. Почему бы и нет? Всё зависит от того, на какой «кобыле» вы подъедете к своему учителю и насколько внятно сможете объяснить суть проблемы.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Клуб родителей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: