Что делать, если ребенок боится оставаться дома один?

Страх воды

Зачастую отмечаются два вида страхов перед водой. К первому относится страх мыться под душем или в ванне. Эта боязнь возникает с начала обучения ежедневным купаниям, однако бывает, что малыш до этого купающийся с радостью внезапно перестает любить это занятие: плачет при упоминании о необходимости принимать ванну. Наиболее тяжело малыши переносят мытье головы (четверо из пяти малышей не любит эту процедуру).

Второй вид страха воды – это страх перед водоемами (озерами, морем, широкой рекой). Малыши могут растеряться перед обилием песка и воды, больших волн, а также большого количества людей, визга и шума детворы. Для малышей это может послужить сигналом тревоги.

Страх маленьких детей перед водой проходит постепенно сам по мере взросления. Дети зачастую боятся не утонуть, а определенных свойств воды (волн, силы течения, температуры).

Как преодолеть страх воды? Родителям важно разобраться, чего именно боится малыш, при этом сдерживать свое раздражение, запастись терпением и не употреблять при ребенке обидных слов (неряха, трусишка, грязнуля). Не старайтесь насильственным путем окунать малыша в реку, специально заставлять стоять под душем, поскольку это только усугубит ситуацию и укоренит страх

Однозначно не следует отказываться от мытья головы, а так же других гигиенических процедур, но сделать это необходимо с минимальной травмой. Для этого соблюдайте комфортный температурный режим (температура воды 37-40 градусов), хороший шампунь «без слез». Для купания пусть малыш сам подбирает игрушки, предложите игрушки-брызгалки, пусть покупает куклу, вымоет ей голову, помоет игрушечные машины. Предложите ребенку полить цветы. Такие простые действия помогут детям освоиться и привыкнуть постепенно к воде, при этом не бояться ее.

В каком возрасте можно оставить малыша дома одного

На самом деле это всё индивидуально и зависит исключительно от характера и уровня развития вашего карапуза. Как правило, наступает момент, когда родители сами видят, что малыш готов быть самостоятельным. В среднем такой период приходится на пять лет.

Если малыш сам просит дать возможность побыть одному, воспользуйтесь ею. Только в первый раз не оставляйте ребёнка дольше, чем на 10 минут. Можно сказать, что вам надо пойти в аптеку или выбежать в магазин, который находится во дворе. Так будет и вам, и малышу спокойнее.

Вы должны понимать, что в пятилетнем возрасте ребёнок уже достаточно развит, прекрасно понимает, где чужие, а где свои.

Помните, что нельзя оставлять малыша на долгое время, так у него могут вырабатываться страхи. Всё должно быть постепенным и последовательным. Если вы заметили, что ребёнок нормально реагирует на ваше отсутствие, то следующий раз можно увеличить это время.

Возрастные особенности страха

Выше уже было сказано немного про малышковый возраст, давайте рассмотрим подробнее, как определить, действительно ли это возрастная особенность или есть веская причина для того, что ребенок боится детей?

Смотрите, если есть что-то из следующего списка, это уже повод тревожиться и принимать меры. Если ребенок:

  1. Боится детей и упорно отказывается подходить к ним, даже поздороваться и познакомиться;
  2. Не соглашается, даже после длительного разговора, отвечать, чего опасается и не поддается на уговоры попробовать пообщаться с другими малышами;
  3. Впадает в слезы и истерику при попытке ребят подойти к нему, поговорить, поиграть;
  4. Спокойно играет только если он один на площадке, если рядом есть еще кто-то маленький – нервничает, оглядывается;
  5. Играет отдельно, даже если сверстники рядом играют вместе и им довольно весело. Если его зовут в игру – игнорирует или плачет, зовет маму;
  6. Приходя в место, где есть дети, занимает наблюдательную позицию, но подходить не хочет ни в коем случае.

Это указывает на то, что проблема есть. Но есть и просто такая вещь, как возрастные особенности. Если ваш ребенок:

  • Еще слишком мал – ему около года – то вполне вероятно, что он просто боится детей. Чужих и незнакомых ему (о развитии ребенка в этом возрасте читайте в статье: Что должен уметь ребенок в 1 год?>>>);
  • Должен скоро пойти в садик и вы часто напоминаете об этом – страх быть оторванным от мамы перекидывается на страх других детей. Чтобы помочь ребенку пойти в садик без страха и превратить это место в родное и знакомое, смотрите наш интернет-семинар Я иду в детский сад: легкая адаптация к садику!>>>;
  • При попытке включить его в игру, просто сидит рядом и не вступает – он, возможно, просто не знает, что и как ему делать. Стесняется, в конце концов;
  • Делает все наоборот – это особенность трехлеток. Попробуйте разговаривать с ним так же. Скажите: ой, не надо тебе играть с этими ребятами. Маленький упрямец тут же пойдет и сделает то, что запретили;
  • Слишком сильно привязан к маме: вечно «липнет» к вам, старается находиться рядом. Есть такие, которые даже в туалет маму не отпускают. Это может быть возрастной особенностью.

Ну а эти признаки говорят о том, что малыш проходит обычные стадии развития.

Советы психолога, как справиться

Главная задача родителей — наладить пищеварение малыша. Следить за употреблением достаточного количества жидкости. В зависимости от возраста, до 2 литров в день. Вводите в ежедневный рацион ребёнка овощи и фрукты, известные своим послабляющим действием (свёкла, чернослив, морковь, курага и т.д.). Не доводите состояние до запора.

Что делать если ребёнок боится какать даже после нормализации питания?

  • Проанализируйте свои действия, возможно вы слишком озабочены этой проблемой: не нужно постоянно уточнять у малыша, хочет ли он в туалет по большому — это только усугубит положение;
  • Лучше не спрашивайте совсем, ведь если есть страх какать, то даже если он имеет желание, обязательно скажет нет;
  • Вы наверняка замечали, когда ребёнок собирается какать, он ведёт себя соответственно (притихает, прячется за уголок, настораживается). Ваша задача: аккуратно ловить момент;
  • Попробуйте метод сказкотерапии: частое проигрывание горшечной темы с любимыми игрушками поможет ребёнку наладить контакт с необходимым предметом туалета, подружиться с ним, перестать бояться;

Важно знать! Приучение к горшку осуществляйте постепенно, ненавязчиво, в игровой форме, без резких движений. Ни в коем случае не заставляйте малыша подолгу сидеть на нём — это очень вредно и опасно для здоровья ребёнка

Если ребёнок, по привычке, сходил в штаны, не ругайте его. Избегайте наказаний и криков за грязное бельё. Старайтесь спокойно реагировать на обстановку. Просто поменяйте одежду и всё.

В противном случае к страху какать прибавится тревога быть наказанным или расстроить родителей. У малыша даже может сформироваться мнение, что он не достоин вашей любви, а это представляет угрозу для полноценного психического развития.

Если ребёнок в 2 года боится какать, попытайтесь распознать причину и принимайте меры. Например, различные безопасные слабительные средства помогут безболезненно опорожнить кишечник. Постепенно боль забудется.

При устойчиво выраженной нелюбви к горшку попробуйте следующие рекомендации:

  1. не заставляйте малыша садиться на горшок, если он категорически отказывается, пусть пройдёт время, возможно страх забудется сам;
  2. выберите и купите вместе с ребёнком новый предмет туалета, а вдруг старый был ему не по вкусу;
  3. придумайте сказки про горшок и, в игровой форме, высаживайте игрушек какать.

Когда ребёнок в 3 года боится какать, постарайтесь осторожно узнать у него, что именно его страшит. В трёхлетнем возрасте большинство детей хорошо разговаривают и способны контролировать действия своего организма

Каждый малыш индивидуально реагирует на различные ситуации, только вы хорошо знаете своё чадо и тщательно наблюдая за ним и беседуя, составьте целостную картину приобретённого страха какать.

В зависимости от особенностей ребёнка и глубины испуга возможно самостоятельно или с помощью специалистов избавиться от проблемы за 1,5 – 3 месяца;
При каждой удачной попытке малыша сходить на горшок непременно хвалите его и радуйтесь вместе, акцентируйте внимание на том, что это совсем не страшно, а приносит облегчение животику;
Со временем, положительные эмоции станут преобладать, и ребёнок забудет свою травму. Как правило, к трём годам все дети начинают самостоятельно пользоваться горшком.. Распространённой является ситуация, когда ребёнок боится ходить в туалет по — большому с начала посещения детского сада

В этом случае постарайтесь наладить процесс дефекации рано утром, перед походом в учреждение или вечером, при спокойной домашней обстановке. Можно договориться с воспитателем принести горшок из дома, предварительно обсудив данную трудность с педагогами и совместно преодолеть страх какать в саду

Распространённой является ситуация, когда ребёнок боится ходить в туалет по — большому с начала посещения детского сада. В этом случае постарайтесь наладить процесс дефекации рано утром, перед походом в учреждение или вечером, при спокойной домашней обстановке. Можно договориться с воспитателем принести горшок из дома, предварительно обсудив данную трудность с педагогами и совместно преодолеть страх какать в саду.

Также читайте статью по теме: Адаптация к детскому саду>>>

Важно! Очень опасно позволять ребёнку сдерживать кал долгое время, это может привести к физиологическому и, как следствие — психологическому запору. Возьмите ситуацию на контроль

Помните, любой страх можно благополучно преодолеть грамотными действиями со стороны родителей. Внимательное наблюдение за малышом и доступные беседы помогут найти источник проблемы, а планомерные терпеливые шаги искоренят фобию.

  • Ребенок боится темноты
  • Когда и как отучить ребенка от памперсов?
  • Как развить самостоятельность у ребенка?

Почему ребенок боится оставаться один?

Есть всего две причины, которые заставляют ребенка бояться оставаться в комнате, когда ее покидают взрослые:

  • повышенная эмоциональная чувствительность (зрительный вектор);
  • нарушение ощущения безопасности.

Остановимся подробно на каждой причине.

Первая — врожденная особенность нервной системы. Дети со зрительным вектором воспринимают все близко к сердцу. Впечатлительный ребенок может бояться смерти родителей, трагически воспринимать даже выдуманные истории (мультфильмы, страшилки, которые так любят рассказывать дети). Справедливо будет заметить, что не все чувствительные малыши становятся тревожными, нервными. При правильном воспитании из малыша с тонкой душевной организацией вырастет умный человек, способный понять чужие эмоции, сопереживать.

Вторая причина — приобретенная. Детский страх начинается там, где взрослые (родители) не способны обеспечить надежную защиту. Ребенок боится один в комнате у тех родителей, которые:

  • неуверенные, несамостоятельные, им трудно заботиться о себе и потомстве;
  • переживают трудный период, испытывают неуверенность в завтрашнем дне;
  • ругают малыша за страхи, слабости, высмеивают детские переживания;
  • часто надолго оставляют малыша одного (с чужими людьми);
  • слишком опекают ребенка, делают его эмоционально зависимым от родителей;
  • часто ссорятся, угрожают друг другу разводом;
  • разрешают малышу смотреть страшные фильмы по телевизору, пугают злыми героями сказок (домовыми, Бабой Ягой и др.);
  • оставляют в одиночестве ребенка, который пережил сильный стресс.

Боится ли ваш ребенок чудовищ и других ужасов по ночам?

Если сын или дочь перед сном говорит, что боится монстров, разбойников, похитителей детей и других злодеев, старайтесь не придавать этим страхам слишком много значения. Ни в коем случае не добавляйте к вечернему распорядку этапа чудовищ — например поиск монстров под кроватью, использование волшебного спрея для их отпугивания и т.д. Потому что никаких чудовищ в вашем доме нет и быть не может! Просто скажите: «Дома ты в безопасности, мы всегда тебя защитим».

Если малыш продолжает настаивать на проверке комнаты на наличие чудовищ, позвольте ему осмотреть одно-два места и не выбивайтесь из графика.

Если ребенок настаивает на дальнейшей инспекции после того, как вы вместе проверили пару точек, попробуйте сказать так: «Мы проверили, но ты можешь, если хочешь, сам посмотреть в других местах, всё ли в порядке. Когда закончишь, позови. Дома ты всегда в безопасности!» И выйдите ненадолго. В дальней перспективе маленький человек поймет, что лучше не развивать тему чудовищ, если он не хочет, чтобы вы уходили из детской, так и не уложив его спать.

Все эти детские страхи полезнее обсудить в течение дня. Вы можете помочь исследовать их и составить план, как с ними справляться, но уделять страхам время перед сном не следует.

Страх темноты. Если ребенок боится темноты, поможет наличие в комнате и ночника, и лампочки для чтения. Последнюю можно оставлять включенной на всю ночь, если она не слишком яркая.

Страх собственной спальни. В этом случае можете составить список мер по преодолению страхов, от самых легких до самых невыносимых, и тогда вы сможете помочь ему более уверенно переходить от этапа к этапу, пока в собственной спальне он вновь не почувствует себя уверенно и спокойно.

Например, список может включать в себя отсутствие страха:

  • в своей комнате вместе с кем-то из родителей при включенном свете;
  • то же самое — но при выключенном свете;
  • в своей комнате без родителей, но со светом;
  • и, наконец, в своей комнате без родителей при включенном ночнике и лампочке для чтения.

Первый способ помочь ребенку справиться со страхом — это оставаться на каждом этапе столько, сколько потребуется, чтобы он освоился и привык. Когда вы дойдете до этапа «один в комнате с ночником и лампочкой для чтения», можно устроить поиск сокровищ с фонариком. В этом случае вы спрячете в детской маленький приз и отправите его на поиски, а сами будете ждать у двери. Постепенно усложняйте условия поиска клада.

Страшно в постели? Для малыша, который боится оставаться в своей постели, попробуйте установить «час беспокойства», когда можно безнаказанно бояться, в дневное время.

В этот установленный час он сможет говорить с вами обо всех страхах и тревогах, которые его мучают. Обычно для этого хватает тридцати минут. Если страхи кончатся раньше, в оставшиеся минуты можно поиграть в какую-нибудь игру, что-нибудь смастерить, почитать вслух.

Этот метод хорош, чтобы научить малыша тому, что для тревог есть свое время и место и, что еще важнее, что его постель не должна быть «местом для тревог». Если ребенок захочет поговорить о своих страхах до или после «часа беспокойства», он может записать их на карточку и положить ее в особую коробку, где она дождется условленного времени.

Как помочь ребенку победить страх

Ребенок от трех лет и старше поделился с вами своими страхами. Что делать, чтобы ему помочь?

1. Показать, что вы сами не боитесь монстров (пожара, собак, машин и так далее). 

Неважно, три года ребенку или 15 лет. Он ориентирован на то, что чувствуют родители

Малыши даже копируют их мимику, дыхание, эмоциональное состояние.

Поэтому если ребенок чего-то боится, первое, что должны сделать мы — это показать ему, что мы в отношении этой проблемы совершенно спокойны. Например, наш дом не сгорит, потому что мы правильно используем электроприборы, знаем правила безопасности и вообще это случается очень редко. И монстр из-под кровати не выпрыгнет — я точно это знаю.

2. Не обесценивать чувства ребенка.

Для чего детям страшилки о черных занавесках и красных пятнах

Ребенка ни в коем случае не надо стыдить, ругать или смеяться над ним («такой большой, а боишься»). Выразите понимание и поддержку.

Ни в коем случае не говорите ребенку: «Не думай об этом, не смотри на это, не говори про это». Так мы лишаем человека поддержки. Вспомните себя — если вы чего-то сильно испугались, то вы хотите кому-то об этом рассказать. И пока говорите, эмоциональный накал спадает, становится легче.

Детям в этом смысле сложнее. Они редко рассказывают о своих страхах. Поэтому родители порой долго не знают о проблемах в жизни ребенка.

3. Рассказать, что страх нормален и он обязательно пройдет.

Можно сказать: «Ты боишься, это нормально, со мной было то же самое, когда я была маленькой. Все пройдет, вот увидишь».

Если ребенку пять и он боится монстра из темноты, вы можете сказать, что в этом возрасте очень многие дети его боятся. Потом они подрастают и спокойно спят, потому что им больше не страшно. Пока ребенок маленький, мы занимаемся «маминым гипнозом», внушаем ребенку отсутствие страха.

Подростку мы говорим иначе: «Да, я вижу, что ты боишься экзаменов. Любой бы на твоем месте чувствовал себя так же, все боятся экзаменов. Но страх помогает тебе лучше подготовиться. Ты все выучишь и сдашь хорошо, вот увидишь».

4

Не акцентируем внимание на страхах

Страхи приходят и уходят. Это же эмоции, а они подвижны

Поэтому важно не укоренять их. Например, если ребенок сегодня боится один войти в темную комнату, не надо ему завтра говорить: «Включи свет, ты же боишься»

А он уже перестал бояться или забыл, что боится. Лучше напомните ему о том, где он проявил смелость.

5. Бороться со страхом на его территории — в фантазии. 

Если ребенок поделился с вами страхами и попросил помощи, помните — с ними надо бороться на их территории, в воображении.

Если сказать, что под кроватью монстра нет, это не поможет. В фантазии ребенка он живет. Поэтому лучше взять швабру, запустить ее под кровать и сказать: «Монстр, ну-ка, уходи! Не мешай моему Коле спать!» Это может помочь.

Помните: то, что смешно, уже не страшно. Многие папы — отличные психотерапевты, которые запросто могут Бабу Ягу или Бабайку представить в ином свете — придумать и рассказать смешную сказку. Или нарисовать страх, а потом переделать рисунок так, чтобы он стал смешным.

Можно поиграть в игру, которая нейтрализует страх

Но действовать стоит осторожно. Одному ребенку это поможет, а другого напугает еще больше

Поэтому если вы не уверены в себе, лучше заручиться поддержкой психолога, который поможет сделать все правильно.

Например, ребенок боится пожара. Можно поиграть в пожарных, которые спасают всех жителей дома, а потом те строят новый — лучше прежнего. В магазине можно купить наборы с фигурками пожарных, лестницами, машиной. Во время игры вы можете еще раз поговорить о том, что вы не боитесь пожара. А то, что ребенку страшно — это нормально и обязательно пройдет. Так ребенок увидит, что есть люди, которые в силах защитить его и родителей от этой беды.

В 99% случаев, чтобы скорректировать страхи, не потребуется медикаментозная терапия. Нужно будет время для созревания психических функций, либо семейное консультирование и коррекция воспитания, либо поведенческие приемы, которые позволят ребенку сделать проблему не страшной, а смешной, или почувствовать себя в безопасности.

Фото: Adrian Sommeling

Что делать, если ребенок боится оставаться один дома?

  1. Восстановите собственное душевное равновесие, чтобы избежать отражения ваших личных проблем, тревог на эмоциональном состоянии маленького члена семьи.
  2. Поддерживайте дома позитивную, душевную атмосферу, окружите малыша заботой, любовью, чтобы он ощущал вашу поддержку, чувствовал себя дома в полной безопасности.
  3. Проводите с ребенком больше времени, придумайте игру, чтобы понарошку прожить ситуацию, как «мама уходит, а малыш остается дома, ничего не боится, занимается любимым делом».
  4. Поделитесь с малышом личной истории победы над своим собственным страхом. Помогите ему поверить, что он тоже сумеет побороть детские тревоги.
  5. Читайте хорошие книги. Обсуждайте эмоции книжных персонажей, учите распознавать свои чувства на их примере.
  6. Развивайте детей, наполняйте их мир новыми людьми, положительными эмоциями, впечатлениями.
  7. Не оставляйте ребенка одного, если он боится.

С какого возраста можно оставлять детей одних дома, и чего не нужно бояться?

Оптимальным считается 6-летний возраст, когда ребенок может оставаться один. Но в каждом случае нужно учитывать индивидуальные признаки человека. Стоит ли забивать тревогу, если в 7 лет родители не могут оставить чадо одного?

Ошибка многих родителей: не воспринимать детский страх всерьез. Когда ученик 1-3 класса не желает оставаться один дома, некоторые взрослые воспринимают это как каприз, начинают кричать на малыша или вообще не реагируют на его возражения. И то и другое неверно и наносит вред. Считать ребенка, который в восьмилетнем возрасте испытывает страх оставаться одному, трусом и тем более унижать его, дразнить этим нельзя ни в коем случае.

Чтобы избавить своего сына или дочку от стресса, родители, вам нужно усвоить несколько правил:

  1. В первое время оставляйте малыша одного ненадолго. Достаточно 15 минут, чтобы он постепенно привыкал к такому положению.
  2. Перед уходом обязательно расскажите, куда вы уходите, какова цель вашего ухода, во сколько вы придете. Договоритесь о времени вашего звонка ему и сами об этом не забывайте. Также проговорите с малышом возможные форс-мажорные обстоятельства: как ему поступить, если в назначенное время родители не вернутся.
  3. На время своего отсутствия займите чадо интересной книгой или занимательной игрой. Тогда время для него пролетит быстрее. Увлекшись игрой, малыш забудет о своем страхе.
  4. Снабдите его телефоном и научите им пользоваться, вбейте все необходимые номера. Если малыш еще не читает, современные устройства позволяют набирать номер посредством голосового набора. К номерам близких можно привязать их фото.
  5. Вопрос о боязни ребенка не следует заострять, часто обсуждать с чужими людьми. Иначе и малыш начнет уделять этому много внимания.
  6. Познакомьте сына/дочку с устройством замков, домофона, окон, чтобы в случае чего они могли выйти или закрыться.
  7. Домашнее животное можно привлечь в качестве надежного спутника и друга. Малыш перестанет пугаться, если будет знать, что его защитит кот или попугай. Роль старшего тоже сыграет роль, так как «мы в ответе за тех, кого приручили».
  8. Просто проведите с ним инструктаж: как он должен действовать в случае чрезвычайной ситуации. Ведь детей пугает то, что им недосягаемо, неизвестно. Если ребенок знает, как поступить, он перестанет этого панически бояться.

Детские страхи

Ребенок боится спать ночью, потому что ему страшно. Страхи бывают разные: одни связаны с особенностями личности и общим самочувствием, другие – обусловлены обществом, семейной обстановкой, социальной средой, третьи – становлением психики или считаются возрастными, которые присущи каждому индивиду.

Страхом называют эмоцию выживания, которая мобилизует все силы организма перед реальной или возможной опасностью. Другими словами, это необходимая эмоция. Когда малыш подрастает, родители сами учат бояться электрических розеток, горячего утюга и подобного. Однако если это чувство навязчиво и к нему нет никаких предпосылок, то оно негативно сказывается на нем, нарушая покой и сон.

Страх темноты

Зачастую страх темноты провоцируют сами родители, взрослые или кто-то еще, когда выскакивают из темноты и кричат страшным голосом  или рассказывают о том, что в темноте встречаются приведения.

Страх темноты у детей устраняется своеобразным «закаливанием» темнотой, когда постепенно увеличивают время нахождения в тёмной комнате или сидят с фонариком, показывая и объясняя, что кроме предметов в комнате ничего нет. Но однозначно лучше включать свет малышу, и давать спокойно увидеть, что ничего в комнате не изменилось и ждать, когда он подрастёт.

Самый разумный способ быстро избавить малыша от страха темноты оставлять всегда свет включенным, поскольку в темноте он ощущает себя беззащитным, чувствует вокруг опасность из-за отсутствия зрения. А бурное воображение угрожающе дорисовывает нечисть и ночных монстров. Включенный ночник не сможет убрать механизмы, провоцирующие возникновение страха темноты, он только отодвинет проблему. Существует вероятность, что со временем малыш обрастет новыми фобиями, и всю жизнь будет спать при свете. Скорее всего, ваш малыш еще боится оставаться один дома, воспринимая это как угрозу своей жизни.

Как помочь ребенку побороть страхи? Воспитывайте в малыше способность сочувствовать, сострадать, сопереживать. Это поможет вытолкнуть наружу страх, который не будет больше беспокоить.

Возрастные страхи днем и ночью

Биологически страх – это способ предотвратить опасность, он всегда предшествует знакомству с новыми предметами, их вредными или опасными качествами. Страх перед общением – тоже своеобразная защита, позволяющая ребенку со стороны присмотреться, оценить будущих друзей.

Страх не считается нормой, если выводит малыша из эмоционального равновесия, слишком часто проявляется или влечет негативные последствия для здоровья.

Родителям, чтобы проследить, откуда тянется причина трудностей в общении у их детей, полезно знать обо всех нормальных и отклоняющихся детских страхах. Для удобства будем пользоваться таблицей.

Возрастной период
Нормальные страхи
Глубинные механизмы боязни
Примечания, рекомендации, советы
1 полугодие
Первичные реакции испуга у новорожденного
Свет, звук, перемена положения, переворот вызывают биологически закономерную реакцию – привлечь внимание мамы.
В основе лежит инстинкт. Младенец должен обеспечить безопасность своей жизни
Совсем без этой реакции невозможно вырасти психологически целостным человеком, но, чтобы сократить количество испугов, родителям нужно быть более плавными и предусмотрительными.
7–8 месяцев
Незнакомые люди
Ребенку нельзя терять связь со своей матерью – она гарант его жизни и здоровья.
Маме желательно не пытаться раньше времени отлучить малыша от груди или приучить к няне. До года-полутора мама должна быть рядом и обеспечивать эмоциональный контакт. В полтора годика наступает более благоприятный момент для появления няни.
1 год
Опыт отрицательных ситуаций. Страх разлуки с матерью.
Пугающие ситуации – угроза благополучию. Мама – по-прежнему гарант исполнения всех потребностей.
Самый яркий пример – ребеночек в годик боится уколов и кабинета врача. Переучивание к бабушке или няне должно быть постепенным, маме нельзя резко исчезать из будней годовалого младенца.
2 года
Чужие люди
Защита становится более осознанной.
Двухлетка начнет плакать, если чужой человек попытается усадить его на колени в транспорте или поведет за руку от мамы. Объясняйте ситуации, подготавливайте малыша! К садику нужно тоже привыкать постепенно.
3 года
Страшные сны, сказочные персонажи, замкнутое пространство.
Все связаны либо с наказанием, либо с утратой позитивных образов родителей.
Бесполезно убеждать ребенка в нереальности сна или персонажа. Нужно помогать ему справляться со страхами. Что сделалось смешным, не может быть опасным — ищите вместе с ребенком такие черты в страхах.
4 года
Одиночество
Страх существует как сам по себе, так и может быть продолжением процесса, запущенного в 7–8 месяцев.
Максимально наладьте отношения в семье, установите равновесие между отцовским и материнским воспитанием, старайтесь поддержать кроху и научать его самостоятельности.
5 лет
Смерть (своя) (а также страхи, продиктованные инстинктом самосохранения: высоты, глубины и т.д.)
Вариации на тему смерти могут касаться и самого детеныша, и его родителей.
Почемучка задает много вопросов и нуждается в объективных, честных ответах, доступных для его понимания, чтобы постепенно научаться жизни.
6-7 лет
Смена правил (сад – школа), страх ошибки
Подготовка к школе, режим, навязанная ответственность создают тревогу «справлюсь ли я».
Потребность в дружбе вступает в конфликт с чувством долга, которое пока еще недостаточно зрелое. Актуален и страх смерти. Может быть причиной ночных кошмаров и школьной застенчивости.
7-9 лет
Страх смерти родителей. Страх стать «плохим».
Инстинкт самосохранения перестает создавать страхи, теперь они имеют социальную природу

Потребность в одобрении со стороны окружения заставляет малыша тревожиться.
Важно пояснять условия, при которых все останутся живы и здоровы: безопасность забота, исполнение правил. Формирование воли и совести – интересный и сложный процесс

Родители должны быть тактичны в порицании, а дитя – понимать, что его любят безусловно.

Что делать, когда ребенок не отпускает маму ни на шаг

Даже с учетом того, что капризы и плач ребенка в ваше отсутствие считается нормальным явлением, малыша хочется успокоить. Как мама, вы понимаете, что ему никто сейчас вас не заменит. И даже, если бабушка очень любит кроху, то все равно она всего лишь бабушка!

Существует несколько вариантов сгладить ситуацию и помочь малышу и маме справиться с криками:

  • Контакт при помощи голоса. Если вы незаметно от малыша ушли в другую комнату, а он, сообразив, что вас нет рядом, начинает плакать. Не спешите возвращаться. Постарайтесь словами успокоить его плач. Из другой комнаты спокойно разговаривайте с ним, рассказывайте зачем вы туда ушли и что сейчас делаете. Когда начнете возвращаться издалека укажите на этот момент малышу, чтобы он точно понимал, что вы после этой фразы появляетесь! Главное в этот момент сохранять спокойствие!
  • Расставание. Не стоит делать это резко. Когда до года остается пара-тройка месяцев, малыш должен учиться быть самостоятельной личностью, а не единым целым с мамой. Постепенно он начнет отвлекаться от вас, играя с игрушками или ползая, но на короткие промежутки времени. Причем эти промежутки могут для кого-то состоять всего из пары минут, а у кого-то доходить до 10-30 минут.
  • Предупреждение. Если вы хотите отлучиться, сообщите об этом ребенку. Объясните, что значит, когда вы уходите в магазин или на работу. Со временем малыш начнет понимать и доверять вам. Он запомнит, что после такого долгого и утомительного (по его мнению) ожидания, мама придет. Поэтому варианты с ситуациями, когда ребенок не отпускает ни на шаг постепенно исчезнут из вашей счастливой семейной жизни.
  • Убрать волнение. Не волнуйтесь сами, когда оставляете малыша. Ваше волнение и страх может легко передаться ему. Будьте спокойны и уверены, тогда малыш, глядя на вас тоже будет умиротворенным. Причем когда вы пойдете в садик, вам тоже нужно будет собирать волю в кулак, и отдавать его в чужие руки воспитателей. Там будет много деток, которые будут плакать и показывать не самый лучший пример поведения. А ваш малыш будет копировать их, тогда ваша сила воли и здравый смысл должен быть начеку. Чтобы всем вам избежать лишних волнений и приступов паники.

Почему дети боятся оставаться одни?

Обычно такой страх появляется, когда ребенку приходится оставаться одному впервые. Это часто наблюдается у ребят 7-8 лет, когда они идут в школу и часто после уроков находятся одни дома. Родители могут столкнуться с детским поведением, вызывающим тревогу: ребенок плачет, когда понимает, что завтра ему снова придется быть одному, все время повторяет, что ему страшно, просит маму с папой не оставлять его одного. Обычно взрослые пребывают в растерянности и не знают, что им делать в такой ситуации. Ошибки родителей заключаются в том, что часто они начинают уговаривать детей, что это вовсе не страшно — быть дома после школы одному, что ему показалось, что в дверь кто-то стучал и так далее. Взрослые пытаются отвлечь ребенка и даже припугнуть, что лишат сладостей, если он немедленно не перестанет бояться такой ерунды.

6 способов победить страх

Используйте детализацию. Постарайтесь прояснить, что именно пугает ребенка в данном случае. Важна деталь, например, расспрашивая ребенка о страхе перед собаками, можно выяснить, что пугает не собака вообще, а ее лай, размер или цвет. Для того, чтобы понять, что именно, задавайте как можно больше наводящих вопросов, приводите примеры. Какого роста страшная собака? Какого она цвета? Какой у нее лай, она бежит, стоит, сидит? Как далеко она находится от тебя? Это лохматая собака или у нее гладкая шерсть? Такие вопросы помогают ребенку самому осознать свой страх. Иногда этих расспросов становится достаточно, чтобы страх ушел совсем, значительно снизился или хотя бы сконцентрировался на страхе перед определенной породой собаки (которая, возможно, напугала ребенка в раннем детстве).

Исследуйте предмет страха. Если это, например, насекомые, можно купить про них книжку, рисовать и разукрашивать картинки с насекомыми, покупать тематические наклейки. То, что нам знакомо и понятно, уже не может напугать так сильно, как незнакомое.

Помогите ребенку найти способы защиты, создайте условия, при которых страх уменьшится. Если ребенок боится темноты, купите ему красивый ночник, можно наклеить рядом с кроватью сказочный персонаж, который будет служить для ребенка неким оберегом и защитником от чудовищ. Роль верного друга также может играть мягкая игрушка.

Подберите юмористический контекст для пугающей ситуации или страшного персонажа, ведь смех побеждает страх. Это можно использовать в воображении, но лучше нарисовать на бумаге. Сначала представляется пугающий персонаж или ситуация, затем ищется способ преобразования. Например, страшное привидение или Кощей Бессмертный украшается яркими бантиками, косичками и т.п.

Переведите ребенка в сильную позицию: «Чудовище злое, потому что голодное, о нем никто не заботился; оно не умеет общаться, боится людей. Помоги ему, позаботься о нем» Можно сочинить рассказ на данную тему или нарисовать рисунок, где чудовище обретает друзей, находит дом и т.д. Так же помогает способ покормить злое чудище. Предложите ребенку, дать еды приведению, живущее в шкафу или под кроватью. Кормить лучше той же едой, что есть ребенок. Возьмите блюдечко, положите туда пару конфеток или печенье и поставьте вместе с ребенком туда, где обитает его страх.

Читайте сказки, в которых герои справляются со своими страхами. Сочиняйте сказки сами. В книге Дорис Бретт «Жила-была девочка, похожая на тебя…» приводятся конкретные примеры сказок, помогающих ребенку справиться с различными проблемами, в том числе и со страхами. Идея книги такова: герой сказки имеет имя, похожее на имя ребёнка, и в сказочном пространстве он разрешает любые проблемы. Механизм прост: ребёнок отождествляет себя с героем и вместе с ним переживает схожие ситуации и чувства, приобретает новый опыт.

24.05.2012
Виталия

 
 
 
  
  ребенок и родители, о детях от 4 до 7 лет, о детях от 7 до 10 лет  Другие статьи автора

Другие распространенные причины

Самыми частыми причинами считается:

  1. Перевозбуждение. Сильное оживление за час до сна способно превратиться в бессонную ночь.
  2. Страх перед чем-то новым или изменениями в жизни. Например, ребенок в 7 лет боится спать один, потому что у него сильное переживание перед поступлением в школу. У детей постарше – перед экзаменами или отъездом из родного города. Для детсадовцев – новая кроватка, дальняя поездка и другое. Кроме того, плохое самочувствие также способно спровоцировать страх.
  3. Боязнь и пугливость выдуманных или сказочных персонажей. Например, любой шорох или шелест листвы за окном они воспринимают за появление монстров.

Независимо от причин, спровоцировавшей боязнь малыша спать одному, помощь могут оказать родители. Причем в большинстве случаев.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Клуб родителей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: