Почему ребенок не хочет одеваться и что с этим делать

С какого возраста дети должны одеваться самостоятельно?

Некоторые малыши превращают процесс одевания в бесконечную игру, кто-то категорически отказывается хоть что-то на себя надеть без длительных уговоров и препирательств. Решая, как приучить ребенка к тому, чтобы он пытался одеваться сам, родители должны знать его возможности. Было бы странно требовать от 2-3 летнего крохи, чтобы он самостоятельно надел и зашнуровал ботинки. А видеть беспомощного 6-7 летнего мальчишку, не умеющего заправить рубашку в брюки, не менее странно. На что способны дети в каждой возрастной группе, обучаясь одеванию?

Возраст Что он может сделать сам?
1,5-2 года
  • Снять шапочку, шорты, легкие брючки, юбку
  • rongСтянуть за пятку носочки
  • Снять обувь, расстегнутую родителями
2 -2,5 года
  • Расстегнуть и застегнуть застежку-«молнию», «липучки»
  • Снять брюки и расстегнутую взрослыми кофточку
  • Снять шапочку
  • Просунуть ноги в носки, колготки, брюки, которые держат перед ним
  • Снять верхнюю одежду, если ее предварительно расстегнули
  • Просунуть  руку в рукава верхней одежды, свитера, платья, подаваемых родителями
  • Надеть трусики
  • Подтянуть спустившиеся колготки
2,5 – 3 года
  • Надеть шапку, накинуть шарф
  • Застегнуть крупные пуговки, застежки на сандалиях
  • Снять платье или футболку
  • Не путать правый и левый сандалик, сапог, ботинок, замечать путаницу и исправлять ее
  • Замечать изнанку и лицевую сторону одежды
  • Надеть колготки и брюки
3,5 – 4 года
  • Развязать поясок от платья, завязанный сзади
  • Застегнуть застежки и пряжки на платье, куртке
  • Заправить рубашку в брюки
  • Аккуратно сложить или повесить свою одежду
  • Оценить свой внешний вид, смотрясь в зеркало, исправить обнаруженные недостатки
5-6 лет
6-7 лет

Все эти умения можно привить малышу, если терпеливо обучать его, следуя верной тактике и учитывая особенности психики.

Что делать, если ребенок не хочет одеваться: советы психолога

Чтобы у детей появилось желание самостоятельно одеваться, детские психологи рекомендуют использовать методику «Изменение цели». Она помогает снять напряжение вокруг самого процесса одевания

Важно придумать верную мотивацию, то есть не предлагать «Давай одеваться»

Лучше придумать цель предстоящего выхода из дома и предложить ребенку возможность выбора:

  1. «Мы пойдем в парк или погуляем на детской площадке?»
  2. «Ты возьмешь мяч или самокат?»
  3. «Наденешь сапоги или теплые ботинки? Красный свитер или синий?»
  4. «Во что ты будешь играть сегодня на прогулке?»
  5. «Мы купим сок или мороженое сразу же или когда будем возвращаться домой?»

Важно:  Перед ребенком не ставится цель «одеваться», ему предлагается альтернатива – «что одеть» или «зачем нужно одеться». Когда перед детьми ставится такая интересная цель, и можно выразить свое желание, сделать выбор, становится интересен сам процесс ее достижения, то есть одевание, хочется закончить его поскорее.

Для обучения самостоятельному одеванию существуют особые хитрости и секреты

Мальчиков и девочек нужно познакомить с техникой простого и результативного надевания каждой вещи

Для обучения самостоятельному одеванию существуют особые хитрости и секреты. Мальчиков и девочек нужно познакомить с техникой простого и результативного надевания каждой вещи.

Последовательность этого процесса должна быть каждый раз одна и та же, причем ее повторяют в четкой последовательности.

Нужно, начиная с 2-3 летнего возраста, знакомить детей с деталями одежды: швы у колготок, пятка, носок, резинка, рукава, воротник, подол, карманы

Одежду рассматривают заранее, еще до прогулки, обращая внимание детей на значимые детали. Во время того, как взрослый раздевает или одевает малыша, он употребляет эти термины.

Важно определить для себя, что будет пока делать взрослые, а чему родители начнут обучать малыша

Невозможно сразу же научиться всем способам одевания

Важно определить для себя, что будет пока делать взрослые, а чему родители начнут обучать малыша. Невозможно сразу же научиться всем способам одевания. Например, сначала трусики, пижамные штанишки, а затем маечку, колготки, сандалии и далее по нарастающей сложности

Переходить от вещи к вещи нужно лишь после овладения умениями надевать предыдущий предмет гардероба

Например, сначала трусики, пижамные штанишки, а затем маечку, колготки, сандалии и далее по нарастающей сложности. Переходить от вещи к вещи нужно лишь после овладения умениями надевать предыдущий предмет гардероба.

Важно:  ребенка нужно как можно чаще хвалить даже за минимальные достижения. Чтобы сделать процесс обучения легким, его разбивают на простые и понятные малышу шаги.

Применив немного изобретательности, используя верную мотивацию и приемы, легко выполнимые детьми любого возраста, можно заметно облегчить обучение самостоятельному одеванию

Применив немного изобретательности, используя верную мотивацию и приемы, легко выполнимые детьми любого возраста, можно заметно облегчить обучение самостоятельному одеванию.

Ребенок не хочет раздеваться самостоятельно

«Дочка пяти лет не желает сама раздеваться, когда приходит домой. И что мне делать? Не давить, не критиковать, не отчитывать?» — спрашивает знакомая мама.

Надоест быть в одежде — разденется. Я помню, как в четыре года, возвращаясь из садика, подолгу валялась на полу в пальто. Видимо, ленивой я была уже тогда. Родители меня не уговаривали, не стыдили, не подгоняли, но и не помогали раздеваться. Когда мне надоедало лежать, становилось жарко, некомфортно, появлялась личная мотивация на раздевание — я вставала и снимала пальто.

Одно дело, когда ребенок просто валяется, а если он стонет на всю квартиру: «Раздееееень меня!» — какой фразой отвечать?

Прежде всего постарайтесь понять, почему он стонет. Может, он заболел, и тогда ему надо помочь. Если ребенок не болен, не истощен физически или эмоционально, четко выразите свою позицию: отступать вы не намерены. Рано или поздно до ребенка дойдет, что ныть бесполезно.

Например, можно сказать: «Я сама раздеваюсь. И ты сама разденься. Я знаю, ты справишься».

Или: «Не могу тебе помочь. Я сейчас занята приготовлением ужина».

Или: «Нет. Пожалуйста, сделай это сам. Ты умеешь».

Подберите те слова, которые вам ближе

Важно не что именно вы скажете, а как скажете. Нужна спокойная уверенность

Если ребенок услышит в мамином голосе сомнения, это сигнал, что есть шанс добиться своего и нужно еще немножко поныть…

Кстати, не вижу ничего критичного в том, чтобы иногда помогать ребенку раздеваться. Если ребенку действительно тяжело, не стоит игнорировать его просьбы о помощи.

Как себя вести

Помните о необходимости сохранения полного спокойствия

Сохраняйте спокойствие. Примите тот факт, что процесс одевания и раздевания является обыденным. Со временем карапуз к нему привыкнет. Рано или поздно навыки будут закреплены. Поэтому не стоит угрожать ребенку, ставить перед ним ультиматумы, шантажировать. С таким поведением результаты будут нулевыми. Лучше, если Ваши действия будут постепенными.
Заранее обдумывайте то, как будут происходить сборы

Подготавливайте вещи, определяя порядок того, что нужно одевать сначала, что в последнюю очередь.
Действовать нужно осторожно, исключая резкие движения. Вы должны быть аккуратны и внимательны
Важно не причинить боль ребенку в процессе одевания.
Перед тем, как одевать карапуза, убедитесь в том, что размер одежды подходящий, что отсутствуют выпуклые швы, внутренняя сторона неколючая

Убедитесь в том, что ребенок нормально себя чувствует, у него отсутствуют кожные высыпания
Если были обнаружены «дефекты» одежды, смените вещи, если проблемы со здоровьем – обратитесь к врачу.
Разделяйте труд. Пусть какие-то вещи надевает малыш, а с чем-то помогает мама. При этом можно сказать карапузу, что «он — мамин помощник».
Можно прибегнуть к игре. Например, ручка малыша, входящая в рукав — это поезд, который въезжает в тоннель. А, надевая свитер, в момент, когда голова ребенка еще не вылезла через ворот – «игра в прятки». Кроме этого, предлагайте ребенку одевать кукол или мягкие игрушки.
Недопустимо сравнивать своего карапуза с другими, произнося это вслух. Подобное поведение не только огорчит малыша, но и снизить его самооценку.

Что не нужно делать, приучая ребенка одеваться самостоятельно

К сожалению, многие родители считают, что если ребенок не умеет одеваться самостоятельно в 4 года или даже в 5 лет, то в этом виноваты кто угодно, но только не они. Но ведь именно их ошибки в воспитании привели к такому результату! И никакой вины воспитателей тут нет. Ведь если малыш пошел в садик в два-три года или в пять, и еще не умеет самостоятельно одеть колготки и куртку – это вина родителей. Вот только некоторые типичные ошибки мам и пап, которые приводят к детской несамостоятельности.

  • Никогда не торопите ребенка и позвольте ему одеваться самостоятельно. Вечно спешащие родители начинают натягивать одежду на малыша, лишая его возможности одеться самому. Постарайтесь распределить время таким образом, чтобы собираться в сад или на прогулку не торопясь.
  • Не критикуйте ребенка за неправильно надетую одежду или не заправленную в штанишки рубаху. Не забывайте, что он только еще учится одеваться, да и моторика у него еще не развита до конца. Лишь одобрение и поддержка родителей помогут малышу не потерять желание одеваться самостоятельно.
  • Частенько ребенок бывает просто не в настроении и начинает капризничать и отказываться одеваться сам. Или слезы появляются у него, когда он не справляется с застежкой. Чтобы не трепать себе нервы, многие мамы предпочитают не тратить время на уговоры и разговоры, а просто одеть чадо сами. Но это неправильно! Ведь таким образом они растят слабовольного и несамостоятельного ребенка, который не сможет потом преодолеть более трудных препятствий.
  • Иногда причиной неумения одеваться в старшем дошкольном возрасте бывает неудобная одежда. Начиная обучение, стоит продумать гардероб ребенка. На начальном этапе не стоит покупать одежду и обувь со сложными застежками и шнурками, свитера и водолазки с тугой горловиной, рубашки с мелкими пуговицами, платья с застежками на спине, куртки на тугих кнопках или с крючками. Не покупайте одежду, которую будет трудно натянуть, лучше брать на полразмера или даже на размер больше. Чем проще ребенку будет одеть одежду, тем с большим удовольствием он будет это проделывать.
  • Старайтесь покупать одежду из натуральных тканей. «Кусачие» свитера, шапки и шарфы, платья и рубашки с грубыми швами, синтетические плавочки – все это вызывает дискомфорт и аллергию. Ребенок будет просто отказываться надевать такие вещи.

И еще один нюанс, о котором частенько забывают родители. Чтобы приучить ребенка одеваться самостоятельно, воспитывайте в нем аккуратность и бережное отношение к одежде. Научите его правильно ее снимать и складывать так, чтобы она не помялась и ее легко было надеть, не запутавшись, где у нее перед, а где зад, где лицевая сторона, а где изнанка. При правильном подходе (без нервов и криков) и при раннем приучении в игровой форме легко будет научить ребенка одеваться самостоятельно.

Выбираем одежду вместе:

     Если первый прием не работает, то можно перейти ко второму. В начал сезона сходите вместе с малышом в магазин. Пускай он выберет модели одежды, которые ему действительно нравятся. Очень многие потом с гордостью носят приобретенные штанишки или футболки. Ведь это их выбор!
     
     Родители должны заранее выбрать магазин с подходящими моделями и ценами на одежду, чтобы не возникало форс-мажорных ситуаций и конфликтов.
     
     Если даже ребенок подбирает не совсем (по вашему мнению) удачную вещь — уважайте его выбор и не сопротивляйтесь. Родители должны расценивать это как проявление собственного мнения.

Как помочь ребенку развить самостоятельность?

Как мы обычно учим ребенка какому-то новому действию? Один-два-три раза рассказали-показали и надеемся, что ребенок усвоит. При этом мы часто забываем, что процесс обучения устроен намного сложнее и повторять его нужно много-много раз. Ведь кроме того, чтобы сказать и показать, нужно еще проверить и поправить. И делать это каждый раз, как только понадобится, не ожидая, что ребенок уловит с первой попытки

Кроме того, во всем этом процессе важно сохранить самое главное – интерес ребенка и его желание учиться, что становится уж совсем непростой задачей, учитывая монотонность и примитивность ее для родителя

Чтобы облегчить эту задачу себе и ребенку, воспользуйтесь таким алгоритмом обучения: 

  1. Поставьте ребенку задачу. Простыми словами озвучьте ребенку инструкцию, что ему нужно сделать: “Пожалуйста, надень штанишки”. Для самых маленьких эту задачу можно обыграть: “Где твои штанички? Вот! Молодец! Как мы их сейчас снимем? Вот так!” При этом родитель сопровождает свои слова активными действиями, чуть опережая ответ ребенка.

  2. При необходимости разбейте задачу на этапы: “Возьми штанишки и посмотри, где у них перед? Надень штанину на одну ножку, потом на вторую. Затем встань на ножки и натяни штаны на попу”.

  3. Мотивируйте. Расскажите ребенку, какие выгоды ждут его, если он выполнит задачу: “Сейчас ты быстренько оденешься, мы сходим в магазин, а на обратном пути зайдем на площадку, и ты сможешь кататься целый час!” Если мысли о будущем вызывают только протест, тогда мотивировать стоит по-другому: “Ого! Как быстро ты справился! Ничего себе, я даже за тобой не успеваю!”

  4. Помогите ребенку начать. Подскажите, что нужно сделать в первую очередь, а при необходимости физически помогите ему: дайте в руки одежду и проконтролируйте, чтобы ребенок начал одеваться. “Возьми, пожалуйста, эти штанишки (даете их в руки ребенку) и надень их”. Если ребенок колеблется, сделайте вашу интонацию ниже и тверже, подойдите ближе, повторите увереннее и громче, оказывая телесные подсказки. Однако не путайте настойчивость и нетерпеливое или раздраженное давление. Представьте, что вы хороший тренер, задача которого разжечь азарт и уверенность в ребенке, а не уставший учитель, который видит в детях вредин и неудачников.

  5. Похвалите ребенка. По мере одевания, когда ребенок берет сложные для него рубежи в процессе одевания, подбадривайте его похвалой. Проговаривайте, в чем именно он большой молодец.

Когда нужно учить детей одеваться самостоятельно

Во всех программах дошкольного образования (которые составляются с учетом ФГОС дошкольного образования, то есть, по сути, – едины для всей страны) учтены и бытовые навыки, которыми дети должны овладеть до школы. Сроки в различных программах различаются незначительно – вы легко можете оценить, насколько ваш ребенок отстает или опережает сверстников.

2 года

Малыш одевается и раздевается с помощью взрослых: родитель или воспитатель расстегивает и застегивает одежду и обувь, но натягивает и снимает ее ребенок сам, причем с учетом правильной последовательности (сперва трусики, потом колготки или штаны; сперва маечка, потом свитер).

3 года

Ребенок сам справляется с простыми застежками (крупными липучками, пуговицами, молниями). Он аккуратно складывает одежду на стульчик, а также поправляет одежду в течение дня (например, может заправить выбившуюся рубашку в брюки без напоминания воспитателя).

4 года

Ребенок раздевается и одевается полностью самостоятельно, помощь взрослых требуется только для завязывания шнурков и застежек на одежде, находящихся сзади или сбоку.

5 лет

В этом возрасте ребенок должен прочно завязывать шнурки, а также учится ухаживать за своей одеждой: развешивать на плечики и складывать в шкаф, поддерживать порядок в одежде. От взрослого требуется только небольшая словесная инструкция.

6 лет

Ребенок не только полностью самостоятельно одевается и раздевается, но полностью самостоятельно поддерживает порядок в своем шкафу; может отделить чистые и грязные вещи, а также нуждающиеся в ремонте, пользуется одежной щеткой, пришивает пуговицы с небольшой помощью родителей.

Попробуем замерзнуть:

     Если первые два варианта не работают — двигаемся дальше. Следующий способ — наименее желательный, но вполне допустимый. Если кроха отказывается одевать куртку или какую-либо другую вещь в прохладное время года — позвольте ему не одеваться и замерзнуть. Как правило, далее сценарий разворачивается по одному из трех направлений:
     
     1. Малыш быстро замерзает и приходит к мнению, что предложенная куртка ему отлично подходит. Но это не значит, что родители должны тут же бежать за курткой и продолжать прогулку. Вы доброжелательно сокращаете время пребывания на улице, возвращаетесь домой и даете крохе понять, к каким последствиям привело его (ее) непослушание. Многие дети в следующий раз перестают сопротивляться и спокойно надевают все, что предложат взрослые;
     
     2. Ребенок замерзает и просит надеть куртку. Родители указывают ребенку на то, что они так и знали, что их сын (дочь) замерзнет и взяли куртку с собой. Согревшись в верхней одежде, малыш поймет свою ошибку и больше такого не допустит;
     
     3. Кроха не сильно замерзнет и не попросит надеть куртку. Так он убедиться в своей правоте.
     Дети очень подвижны и легко согреваются за счет движения на улице. Но родители должны быть осторожными и контролировать ситуацию. Пребывание на холоде раздетым может угрожать здоровью малыша.

Как одеть ребенка на улицу: 4 совета

  1. Готовьтесь заранее. Накануне вечером подберите два комплекта одежды на предстоящий день, чтобы утром ребенок смог выбрать, что надеть. Я всегда готовилась с вечера, но в некоторых семьях предпочитают делать это по утрам.
  2. Предоставляйте детям выбор, но ограничьте его парой вариантов: «Хочешь надеть вот эту красную рубашку или вот эту голубую?», «Хочешь пойти в платье или в брюках?».

Пусть в детском ящике или шкафу будет не слишком много вещей, чтобы у ребенка не пошла голова кругом при выборе гардероба; большое количество разных вариантов сведет его и вас с ума.

Помогайте детям, но и позволяйте им что-то делать самостоятельно, особенно самым маленьким. Вы держите носок, а ребенок просовывает в него ногу. Вы держите рубашку, а он просовывает в рукав руку. За считанные дни, к вашему удивлению, трехлетний малыш научится одеваться сам. И будет очень горд своим достижением.
Дети могут пойти на массу уловок, чтобы затянуть время одевания. Помните, что им не хочется выходить из дома и прощаться, даже если впереди их ждет что-то увлекательное

Они знают лишь о том, что в данный момент завладели вашим вниманием (даже если вы кричите на них)

Рассмешите их — затейте веселую игру в одевание. Вы даже представить себе не можете, сколько раз детские носки оказывались у меня на носу или на ушах, а мой кроха хватал их и натягивал себе на ноги, приговаривая: «Ты что, мамочка, вот как это надо надевать!».

Почему мой ребенок в отстающих, и как это исправить

Если вашему ребенку уже скоро в школу, а он до сих пор не одевается, то виноваты в этом, скорее всего… вы сами! Вот типичные ситуации, которые складываются в семьях несамостоятельных детей.

«Мы опаздываем»

В некоторых семьях складывается ситуация, когда у родителей просто не хватает времени дождаться, пока ребенок сам оденется. «Быстрее, быстрее, опоздаем в садик!» — под таким девизом проходит каждое утро.

«Я сделаю лучше»

Некоторых родителей раздражает, что ребенок одевается не так аккуратно, как им хотелось бы. И рубашка заправлена неровно, и ботинки зашнурованы криво, и вообще, хочется, чтобы малыш

«Так намного спокойнее»

Наконец, есть мамы и папы, которых раздражает, что малыш капризничает и упрямится во время самостоятельного одевания. Проще быстро все сделать самим – даже если ребенок по-прежнему настроен поскандалить, этот этап хотя бы можно проскочить быстрее.

Категории

COVID-19АллергологАнестезиолог-реаниматологВенерологГастроэнтерологГематологГенетикГепатологГинекологГомеопатДерматологДетский гастроэнтерологДетский гинекологДетский дерматологДетский инфекционистДетский кардиологДетский лорДетский неврологДетский нефрологДетский офтальмологДетский психологДетский пульмонологДетский ревматологДетский урологДетский хирургДетский эндокринологДиетологИммунологИнфекционистКардиологКлинический психологКосметологЛогопедЛорМаммологМедицинский юристНаркологНевропатологНейрохирургНефрологНутрициологОнкологОнкоурологОртопед-травматологОфтальмологПаразитологПедиатрПластический хирургПроктологПсихиатрПсихологПульмонологРевматологРентгенологРепродуктологСексолог-АндрологСтоматологТерапевтТрихологУрологФармацевтФизиотерапевтФитотерапевтФлебологФтизиатрХирургЭндокринолог

Самые популярные причины почему ребенок не хочет одеваться

Как правило, родители, экономя время, одевают ребенка сами, при этом стремясь сделать это как можно скорее. В итоге дите не учится одеваться, и соответственно, очень удивляет своим неумением надевать и снимать одежду, в возрасте 5 лет. Он будет сопротивляться, злиться, расстраиваться: все, что угодно, лишь бы не заниматься непосредственно одеванием.

Скука. 

Как только вы начинаете готовить одежду, ребенок пускается от вас наутек. Если есть возможность, то поиграйте с крохой, типа кто проиграет, тот должен одеться скорее. Если же времени на игры и уговоры нет, то строго предупредите, что через 10 минут вы выходите из дома.

Если одежда неудобна, то ребенок будет выражать сопротивление, надевая ее. По поводу какая должна быть одежда, мы разговаривали выше. Но помимо этого смотрите, например,чтоб шапку не приходилось постоянно натягивать на уши, чтобы когда ребенок наклоняется, не оголялась спина. Дети очень хорошо запоминают то, что им неудобно.

Плохое настроение. 

Если ребенок не выспался, сломал любимую игрушку, начинает заболевать, то идея одеваться скорее всего вызовет негодование. В таких ситуациях не стоит ждать от крохи самостоятельного одевания, помогите ему.

Что делать, если ребенок не хочет одеваться

Первое и главное правило для молодой мамы: скрой от карапуза свое раздражение и тревогу по поводу его поведения и собственного опоздания. Оставайся спокойной и воспользуйся рекомендациями:

  1. Предоставь карапузу не более двух вариантов выбора: допустим, он может надеть веселый красный комбинезон или спортивную толстовку и брюки. Если ребенок не хочет одеваться, чтобы продемонстрировать независимость, право выбора предоставит ему это.
  2. Помоги крохе преодолеть ее трудность: чувство нежелания переодеваться или выходить из дома. Родители обязаны понимать, что малыши ненавидят перемены, а утреннее одевание – огромная перемена в детском мире. Вспомни себя: сколько раз ты просыпалась утром, желая избежать вставания с постели, надевания костюма и отправления на работу? «Знаю: ты не хочешь снимать пижаму – она невероятно удобная», – можешь сказать малышу. «Можешь подержать игрушечную машинку, пока я помогу тебе надеть белье?»
  3. Малыши плохо реагируют на спешку. Если возможно, постарайся не превращать утро в спешку. Попробуй организовать утреннее пробуждение на полчаса раньше или выбрать одежду вечером, чтобы не тратить время на подобные решения утром.
  4. Позволь карапузу отвечать за собственный выбор гардероба. Он настоятельно просит надеть пижаму? Отведи его в детский садик в пижаме и принеси сменную одежду на случай, если он передумает в течение дня. Хочет носить только форму для карате? Позволь ее носить, если в садике не возражают.

Тебе кажется абсурдным последний совет? А что еще делать, если ребенок не хочет одеваться? Даже если дочка захочет месяцами носить балетную пачку в садик – пускай носит. Несомненно, балетное платье износится и разорвется. Но дети быстро растут – малышка все равно вырастет из него спустя полгода.

В подобных ситуациях отлично помогает чувство юмора. Естественное желание родителей – видеть собственного малыша, так же идеально собранного, как ребенок в рекламе детской одежды. Но попробуй посмотреть на ситуацию глазами постороннего человека: какая на самом деле разница, как одет малыш? Пока он одет адекватно погоде (не одет в многослойную одежду теплым летним днем ​​или остается голым зимой), с ним все в порядке.

Заключение

Когда дети отказываются одеваться после утреннего пробуждения – родителям остается лишь смиренно наблюдать за этой борьбой за независимость и самостоятельность. Чтобы не опоздать в садик и на работу, используй хитрости: предложи выбрать одежду из двух вариантов, поручи делать интересную задачу, пока сама его одеваешь, а также избегай спешки – детей она пугает. И последний вариант – позволь чаду отвечать за собственный выбор. Он вполне может посетить учебное заведение в пижаме – среди маленьких детей это не будет чем-то постыдным.

Почему дети не любят одеваться

Одеться — значит вступить в новый день, а с точки зрения ребенка-дошкольника, это еще одно расставание. Очень многие дети валяют дурака, или отвлекаются на все подряд, или чего-то просят вместо того, чтобы одеваться, хотя с одеванием можно справиться за пару минут.

Но вот что думает утром малыш: «Я только что проснулся (хотя и два часа назад), я снова с мамой и папой после долгого ночного сна. И опять нужно готовиться к тому, что будет днем, опять расставаться? Да ни за что!».

Детей подготовка к наступающему дню совершенно не интересует. В этом суть конфликта. Напряженный ритм взрослой жизни (отвезти детей в детский сад, добраться на работу) вступает в противоречие с жизненной философией дошкольника, который неспешно живет «здесь и сейчас».

С учетом детской точки зрения цель родителей будет заключаться в том, чтобы помочь малышу стать самостоятельным, выделив ему на это дополнительное время во избежание столкновений. Если держать в уме долгосрочную цель, это поможет преодолеть трудности с одеванием на прогулку в течение дня (хотя вдруг вам повезло и у вас не возникает споров с ребенком во время одевания).

Для некоторых детей выбор одежды — это поле боя, на котором они пробуют свои силы и выражают свое «Я». У вас есть представления о том, что должен надеть ребенок, но и у вашего ребенка такие представления тоже есть. Поэтому детям в возрасте от двух до пяти необходимо давать право выбора, когда дело касается одежды. Некоторым детям все равно, что надевать, а у некоторых особое мнение на сей счет (только этот цвет; только такая текстура; длинные рукава даже летом).

Но в основном им нужна ваша помощь, особенно когда они совсем маленькие, а это значит, что надо предоставить им ограниченный выбор одежды и помочь (терпеливо) одеться. Со временем они станут гораздо самостоятельнее.

Ищем мотивацию для ребенка

Развитие самостоятельности — это всегда задача поиска подходящей для ребенка мотивации. Здесь сложно подобрать универсальную рекомендацию. Ищите, что будет мотивировать именно вашего ребенка, ищите нужные слова, понаблюдайте, какие ситуации подталкивают его к деятельности. И оценивайте мотивацию не с позиции «зачем это надо маме», а с позиции «зачем это надо ребенку».

Например, мой старший сын Арсений не хотел чистить ботинки. Потому что «и так сойдет». Начищенные ботинки нужны были маме, а не ребенку. Я начистила до блеска правый ботинок. На контрасте левый стал сильно проигрывать, и стало понятно, что «так не сойдет». В итоге левый ботинок Арсений уже почистил сам — мотивация на это появилась.

А младшего, Сашку, и мотивировать не пришлось — он сам захотел чистить обувь. Ему было три года, когда он выпросил у меня персональную губку для чистки обуви, ревностно следил, чтобы никто ее не брал, и каждый вечер протирал ею свои ботиночки.

Было важно не упустить этот момент личной заинтересованности. Когда-то давно, в этом же возрасте, и Арсений хотел чистить обувь сам, но я не позволила, потому что «грязь, микробы, запачкается, заболеет»

(Увы, я не всегда была «ленивой мамой».) Если не дать возможности попробовать и научиться тогда, когда к этому есть интерес, вовсе не факт, что, когда ребенок «дорастет», этот интерес у него останется.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Клуб родителей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: