Выбор и принятие ответственности — это навык
Думаю: Для того чтобы научиться кататься на велосипеде, нужно для начала найти велосипед, а потом на него сесть и попробовать поехать. Принятие решения и ответственности за него — точно такой же навык, как и езда на велосипеде
Поскольку для меня важно, чтобы мой ребенок научился принимать самостоятельные решения, я готов терпеливо уделять свое время и внимание процессу его обучения, понимая, что с первого раза даже на велосипеде мало у кого получается ездить
Делаю:
- Я создаю ситуации, в которых мой ребенок может попрактиковаться в самостоятельном принятии решений, и поддерживаю его в любом выборе.
- Я позволяю моему ребенку совершать ошибки и то, что я воспринимаю как ошибки.
- Я разбираю с ним шаги, которые привели его к имеющемуся результату.
- Я интересуюсь, какие уроки он извлек из каждого опыта и как они могут повлиять на его выбор в будущем.
Общие рекомендации, как научить ребёнка быстро читать в домашних условиях
Дети очень быстро устают, особенно если их заставляют делать то, что они не хотят делать
Потому очень важно правильно мотивировать на процесс обучения. Лучше всего просто приучить ребенка читать книги
Делается это постоянным и регулярным чтением ему книг вслух, ещё до момента, когда он сам сможет читать. Также рекомендуется разбивать упражнения по увеличению скорости чтения на разные блоки. Намного эффективней будут три упражнения по 10 минут, чем одно на 1 час.
Рекомендуется приучить ребенка писать записки и почаще оставлять их ему самим. Также не лишним будет придумывать различные игры, основанные на чтении, в которых призами будут различные интересные и веселые вещи.
К примеру, если вы запрещаете ребенку много играть в компьютер, договоритесь, что если он будет внимательно заниматься чтением, он получит дополнительные полчаса игры. Или поход в кино по мере накопления баллов за правильное чтение или ещё что-либо.
Кстати о компьютере. Если ребенок любит играть, договоритесь, что играть он будет без озвучки, только с субтитрами. То же самое можно сделать и для мультиков. Выключить звук и оставить субтитры.
Нельзя ребенка заставлять заниматься, если он категорически против. Только хуже сделаете. Пусть отдохнет, расслабится, поиграет и так далее, и только после этого сделайте ещё одну попытку, постаравшись мотивировать ее так, чтобы у ребенка у самого возникло желание заниматься.
Как научить ребёнка ждать
До четырёх лет целенаправленно тренировать ребёнка терпению бессмысленно. Малыши до этого возраста просто не в состоянии установить наличие причинно-следственной связи между действием и будущим результатом. В дальнейшем помогут научить ребёнка ждать простые методики.
Сопереживайте и поддерживайте
Адекватная реакция родителей помогает ребёнку растить самоконтроль. Задача взрослого — показать эмпатию и помочь перенести тягостный дискомфорт, что спровоцирован ожиданием.
Помогите ребёнку перенести тягостные минуты ожидания при помощи объятий
Визуализируйте время
Дети не могут в силу возраста воспринимать время так же, как взрослые. Для них даже одна минута может тянуться бесконечно. Не говорите ребёнку такие слова и фразы: позже, потом, через неделю и так далее. Такой ответ им непонятен. Выражайтесь конкретно и чётко. Ребёнок должен знать, что прогулка начнётся через пятнадцать минут или когда большая стрелка часов будет на цифре двенадцать, а маленькая — на цифре три.
Говорите ребёнку точное время ожидания в минутах
Покажите, что время может тянуться или пролетать
Ребёнок должен осознать: если занять себя чем-то интересным, время перестанет тянуться. Найдите увлекательное занятие в существующих условиях. Совместный досуг принесёт удовольствие и детям, и родителям.
Чтобы облегчить процесс ожидания для ребёнка, займите его увлекательной игрой
Не обманывайте ожиданий ребёнка
Если ребёнок не будет доверять слову родителей, то вряд ли его успокоит фраза — уже скоро, осталось всего чуть-чуть. А вот когда мама с папой всегда выполняют обещания, то чадо будет уверено, что его ожиданий никто не обманет.
Не обманывайте ожиданий ребёнка, старайтесь выполнять данные обещания
Показывайте хороший пример
Ни для кого не секрет, что дети копируют поведение родителей
Если папа с мамой не умеют управлять своими эмоциями, когда ожидают важное письмо или звонка с работы, не стоит надеяться, что дети в аналогичных условиях будут вести себя спокойно. Покажите, как правильно реагировать на создавшуюся ситуацию
Старайтесь показывать ребёнку пример адекватного поведения в момент ожидания
Хвалите малыша за проявленное терпение
Все без исключения любят похвалы, а дети особенно. Как можно чаще напоминайте малышу, что верите в него, убеждены в том, что он справится с поставленной задачей и цените усилия, которые ему приходится прилагать.
Хвалите детей чаще, особенно если для этого имеется серьёзный повод
Расскажите о глобальной цели
Ребёнку будет проще побороть ожидание, если он будет знать, для чего это нужно. Не стоит говорить с малышом поверхностно и общими фразами. Сформулируйте мысль точно и конкретно.
Расскажите ребёнку о конечной цели или объясните, почему так важно подождать
Мотивируйте
Ребёнок готов терпеть многое ради новой игрушки или возможности провести досуг так, как он хочет. Не стоит слишком уж баловать малыша, но небольшое вознаграждение всё же можно пообещать. В этом случае ребёнку будет проще справиться с задачей.
Не забывайте поощрять ребёнка за новые достижения
Не создавайте искусственных ситуаций ожидания
Периодически ребёнок будет сталкиваться с необходимостью подождать (к примеру, мама не успела приготовить еду заранее)
Таких ситуаций достаточно, чтобы инициировать с малышом разговор про важность терпения. Однако они не должны быть искусственными
Не заставляйте ребёнка ждать намеренно, когда нужды в этом нет.
Не томите ребёнка ожиданием, если в этом нет нужды и проблему можно решить иным путём
Как приучить ребенка к чтению
Чтение, как и любой навык, требует тренировки. Для того, чтобы процесс чтения стал лёгким и приятным, нужно время.
«А как заставить читать?» — в корне неправильный вопрос! Ни в коем случае ребёнка нельзя «заставлять». Принуждение навсегда вызывает негативное отношение к любому делу. И чтение здесь не исключение. Если родители будут превращать чтение в унылую «обязаловку», то от этого у малыша сформируется убеждение, что чтение – это ужасно, плохо и трудно.
Как правило, с травмой от чтения живут сами родители. Они вспоминают, как в детстве заставляли читать их – и передают привычку к мучительному чтению-наказанию своим детям. Как же разорвать этот замкнутый круг?
Как сделать так, чтобы ребёнок читал сам, регулярно и с удовольствием?
В первую очередь важно понять, что на каждом этапе формирования навыка беглого чтения появляются и развиваются конкретные умения. Переход на следующий этап возможен только тогда, когда автоматизированы все умения предыдущего этапа!
Переход на следующий этап возможен только тогда, когда автоматизированы все умения предыдущего этапа!
При этом важно учесть, что каждый ребёнок индивидуален. Часто ребёнку просто не хватает времени для достижения уверенного уровня
Материал усложняется, ребёнок начинает отставать от других и попадает в группу неуспевающих. Неудачи множатся и перерастают в неразрешимый конфликт. Конечно, такая ситуация отбивает всякое желание читать.
Проблемы возникают не потому, что ребёнок не может понять и научиться, а потому что не успевает развиваться в некомфортном для себя темпе.
Иллюстрации
Нужно, чтобы книги привлекали малыша изначально: как яркий красочный предмет, или игрушка — это станет фактором постепенного формирования любви к чтению.
Для самых маленьких выбирайте книги с выразительными и понятными картинками, выполненными талантливыми художниками. Пусть на них будут изображены старые добрые герои народных сказок или отечественных мультфильмов, а не штампованные компьютерные уродцы с застывшими неестественными улыбками, которые уж никак не будут способствовать развитию хорошего вкуса и чувства прекрасного у ребёнка.
Иллюстрации должны быть такими, чтобы к ним хотелось возвращаться, листать страницы и пересматривать.
Почему ребенок не любит читать?
В процессе работы с ребенком многие мамы и папы сталкиваются с трудностями. Иногда малыш выказывает неприятие и отказывается учиться читать. Причин подобных проблем может быть несколько, поэтому стоит разобраться в них тщательнее:
- Некоторые дети не привыкли читать с родителями. Быть может, они еще не научились получать удовольствие от чтения.
- Дошкольнику, проводящему много времени за компьютером, достаточно трудно получить наслаждение от умственной работы, которую предлагает литература. Он привык получать информацию без усилий определенных участков мозга – красочная виртуальная реальность дает возможность сразу окунуться в созданный художником мир.
- Проблема отцов и детей сегодня особенно актуальна. У взрослых существуют устойчивые представления о жизненных приоритетах, а дети создают собственную картину мира, получая информацию из телевидения и интернета. То, что старшее поколение считает важным, интересным, младшим представляется неактуальным.
- В современном обществе в процессе общения принято широко использовать слова, обозначающие действие. Глаголы вытеснили прилагательные, которые делали речь более яркой, насыщенной и эмоциональной. Есть мнение, что та литература, на которой выросли сегодняшние родители, их детям кажется неинтересной и слишком унылой.
Ранний старт
Если сейчас вы находитесь в начале родительского пути – не упускайте время. Чем раньше вы добавите совместное чтение в распорядок дня, тем больше вероятность, что в скором времени книги станут частью вашей повседневной жизни.
Мы начинали читать обоим детям примерно с годовалого возраста, постепенно увеличивая ежедневное время в компании с книгой от пяти-десяти минут, до двух получасовых «сеансов» днем и вечером для пяти-семилетнего ребенка. Если ваш тоддлер отвлекается, невнимательно слушает или с упоением жует страницы – не сдавайтесь, и со временем дело обязательно пойдет на лад.
Продуктивная среда
Я читаю своим детям потому, что сама люблю читать. Любовь к книгам досталась мне от родителей — в детстве они читали нам с братом каждый вечер.
Хотите, чтобы дети с интересом брали книги в руки? Читайте сами!
Научить читать можно из-под палки. Научить любить читать можно только личным примером.
Ходите вместе в книжные магазины, на книжные ярмарки, в библиотеки. Обсуждайте прочитанные истории. Собирайте дома библиотеку – ребенок физически должен иметь возможность подойти к книжному шкафу и выбрать понравившуюся книгу.
Таймер на 20 минут
До того момента, как нашей старшей дочери исполнилось восемь лет, мы поддерживали в семье одну невероятную традицию: мы не пропустили ни одного вечера, читая ей минимум по 20 минут. Мы читали в гостиницах, в поездах, в самолетах и даже в палатке с фонариком. Отправляя ее в гости или в путешествие с бабушками, мы обязательно договаривались о том, что они не будут нарушать наше правило.
Этих лет оказалось вполне достаточно, чтобы сформировать у ребенка не только привычку к чтению, но и неплохой словарный запас, умение образно формулировать свои мысли и получить неплохие знания об окружающем мире.
Просто попробуйте: ученые считают, что в среднем для формирования новой привычки нам требуется от двух до трех месяцев.
Тем читателям, кто уже вполне в состоянии делать это сам, но категорически не отказывается, попробуйте для начала ставить таймер и обязательно обсуждайте прочитанное.
Видео: как научить ребёнка ждать
Мои малыши также многократно проявляли капризы во время ожидания. В обязательном порядке беру с собой в дорогу любимые игрушки детей, чтобы они могли в любой ситуации интересно провести досуг. А также стараюсь спокойно и монотонно пояснять ситуацию, пытаюсь заинтересовать происходящим в комнате или за окном. К мотивации тоже прибегала неоднократно. В качестве «приза» обычно выступает конфета на палочке или «Киндер» (если ждать приходится долго).
Каждый ребёнок индивидуален. Те методы, которые подойдут одним малышам, могут оказаться бесполезными для других. Поэтому пробуйте и выбирайте наиболее эффективные.
Папам и мамам на заметку
- Воспринимайте сына или дочь на равных, так как он (она) индивидуальная личность;
- Ребенок в будущем имеет право на свою жизнь и решения, исходя из собственных пожеланий, ваше мнение должно быть в форме советов, а не приказаний;
- Меняйте себя, дети – это зеркало родителей. Пусть он видит перед собой сильную личность, что взвешенно принимает решения и не боится ответственности;
- Ведите диалог. Постоянно. Не кричите, не шантажируйте, не угрожайте. Просто говорите, спрашивайте его мнение и озвучивайте свое;
- Учите определяться между вариантами и отказываться от одной вещи в пользу второй, так как иметь все – нереально;
- Читайте сказки, рассказывайте истории, где в сюжете ярко выражена проблема выбора и последствия решений, обсуждайте это, играйте в настольные игры;
- Больше практики: в быту, в играх, в разговорах и тд. Повторение – залог успеха;
- Предоставляйте грамотный выбор (не предлагайте выбрать на обед между супом и мороженным).
Когда начинать учить ребенка писать?
Письмо – сложный процесс. Учителя настаивают, что не нужно торопиться изучать курсивные буквы и цифры. Малыш дошкольного возраста попросту к этому не готов, и вот почему:
- Мелкая моторика рук не выработана, наблюдается заторможенность координации нервно-мышечного регулирования и зрения, окостенение фаланг пальцев не дошло до своей финальной стадии. То есть, физическое и психическое состояние ребенка к каллиграфическому письму не готово!
- Каждый знак имеет свой алгоритм написания. Если у родителей нет специального педагогического образования, помочь детям технически правильно рисовать буквы не получится. Скорее всего, они заучат неправильную последовательность написания, и в первом классе придется их переучивать.
- Ранее начало обучения грозит плохим почерком. Чтобы выработать красивый почерк, ребенку необходимо потратить много времени. В дошкольном возрасте дети воспринимают любую информацию через игру. Вряд ли им удастся долго концентрироваться на написании одних и тех же символов.
- Дети плохо ориентируются в тетради. Специалисты настаивают, что дошкольникам письмо дается трудно, потому что они еще плохо усвоили такие понятия, как вправо-влево, близко-далеко, вверху-внизу. Как результат – ребенок не держится линии при написании букв и цифр.
В организации каллиграфического письма важна не только техника обучения, но и правильная посадка ребенка за столом, положение рук, тетрадки, способность воспринимать информацию, последовательность ее подачи.
Однако, заниматься с детьми можно! Чтобы ученику было легче научиться писать в первом классе, дошкольный период должен быть посвящен подготовке к освоению письма.
Оптимальный возраст для занятий грамотой – 4.5–5 лет. Если начать заниматься в этот период, то к 5–6 годам дошкольник будет готов к написанию печатных букв, а к 6–7 – прописных.
С другой стороны, полное игнорирование дошкольного образования родителями грозит тем, что ребенок попросту не захочет обучаться в будущем. Ему будет сложно воспринимать новую информацию и осваивать новые навыки. Он может отставать от одноклассников. Учителя признаются, что если ребенка не научили базовым навыкам до 6-7 лет, они будут иметь трудности в работе с прописями. Такие детки, например:
- Не умеют держать ручку;
- Не ориентируются в рабочей тетради;
- Поворачивают ее неправильной стороной, вверх ногами для удобства;
- Рисуют слишком маленькие или большие буквы и цифры.
Вывод: заниматься с пятилеткой можно и нужно, однако, львиную долю процесса должна занимать подготовка к письму, а не его активное освоение.
Вам должно нравиться то, что вы читаете ребёнку
Дети необычайно чувствительны к нашим эмоциям. Если мама, читая книгу, искренне увлекается и сопереживает героям, то и малыш не останется равнодушным к содержанию книги. А равнодушие или нелюбовь к автору будет понятна ребёнку с первых строк. Читать нужно артистично, с выражением, обыгрывая диалоги героев. Яркие интонации вовлекут малыша в процесс чтения, а монотонный текст может только усыпить.
Рекомендации для родителей
Далее мы дадим несколько дополнительных и действенных рекомендаций тем мамам и папам, кто всерьез решил приучить своего дошкольника к чтению:
- Хорошо, если дома ведутся разговоры не только о политике, но и о книгах. Желательно показывать свои эмоции во время обсуждения – что было смешным, а что – грустным. Взрослые должны давать понять, что говорить о недавно прочитанных книгах можно и нужно. Такие разговоры будут мотивировать младших членов семьи тоже поделиться своими мыслями о том, что читали.
- Хорошие родители знают, что нужно стараться всегда отвечать на вопросы маленького почемучки. Однако взрослые не всегда могут сходу вникнуть в сложные или специфические темы. В таких случаях есть смысл объяснить малышу, что ответ на его вопрос можно найти в книге. Обязательно помочь разобраться и поискать вместе с ним нужную литературу.
- Перед тем, как начинать читать новую книгу, можно постараться заинтриговать ребенка описанием ее сюжета. Пусть он сам захочет узнать продолжение.
- Периодически нужно выбирать многостраничные сказки и повести. Читать их можно по частям, обещая малышу продолжение в следующий раз. Это довольно сильный способ, который может помочь разжечь интерес чада к чтению.
- Некоторые мамы и папы настаивают на том, чтобы ребенок обязательно прочитывал книгу от начала и до конца, даже если ему не интересен сюжет. Таким образом, они стремятся воспитать в ребенке упорство и усидчивость. Однако в данном случае эти действия принесут только вред. Лучше отложить неинтересную историю и попытаться подсунуть ее позже, когда ребенок станет старше.
По возрасту
Если вы читаете 2-х летнему ребёнку «Сказку о царе Салтане», искренне желая пораньше приобщить его к творчеству гения русской поэзии, не сокрушайтесь, что для ребёнка её смысл останется тайной за семью печатями.
Хотя слушать мелодику идеального двухстопного ямба Александра Сергеевича Пушкина, конечно, полезно даже для новорожденных. Но для привлечения внимания и участия в процессе чтения в этот период нужны короткие, яркие тексты — прибаутки, потешки, образные четверостишия.
Маленькие хитрости
Можно делать вид, что вы читаете не малышу, а его любимой кукле или зайчику. Очень скоро ребёнок заинтересуется, что же такого интересного вы ему рассказываете? Или так: «Если ты не уберёшь игрушки, у нас не будет места, где почитать. Если ты будешь капризничать, у нас не останется времени на чтение». Таким простым способом вы даёте понять ребёнку, что чтение — это награда, которую нужно заслужить.
Показывайте детям всеми средствами, что книги — это увлекательно, интересно и необходимо. Возможно, насильно привить любовь к чтению и не получится, но заинтересовать — вполне реальная задача для каждого грамотного родителя.
Чтение как развлечение
Приучать ребёнка к чтению можно и с помощью игры.
- Книгу надо давать в руки, когда малыш ещё только учиться хватать – пусть он запомнит это ощущение.
- С более взрослыми детьми можно проводить другие игры, Например, попросить найти какое-то слово в произведении, угадать, откуда этот персонаж. В общем, придумать то, что подтолкнёт его открыть книжку.
- В старшем возрасте можно попросить ребёнка сделать презентацию по литературным героям или писателям, или найти в интернете видеоролик про жизнь интересного автора. Таким образом, используя современные средства, гаджеты можно существенно расширить литературное поле.
Методики развития речи
Буквограмма
Программа С. Шишкова – правильное дыхание активно влияют на головной мозг. Все 20 сеансов улучшают память, но выполнять их нужно регулярно.
Мультфильмы
Лучшее развлечение для детворы 3-5 лет, они не только впитывают все, что видят, но и будут пытаться поделиться эмоциями. Для дошколят это «Уроки тётушки Совы» или «Клуб Микки Мауса». Школьникам понравятся «Смешарики», «Лунтик» и «Фиксики».
Развивающие игры
Хорошо играть в конструктор, пусть малыш строит домик, лодочку. Другая игра – малыш закрывает глаза, перед ним разложить мелкие предметы для угадывания: прищепку, мячик, колечко и пр.
Метод Ушаковой
Длительный процесс занятий, но отлично улучшает дикцию и дефекты речи у дошколят и старше.
Рекомендуем ознакомиться с видео, как научить ребенка говорить, где наглядно показаны разные методики.
Что такое самоопределение
Толпа первоклассников во главе с учителем и в окружении родителей.
— А сейчас загадываем свое самое заветное желание и на счет «три» отпускаем шарики в небо!
— Мама, у меня есть желание оставить шарик себе, других желаний нет, — Александр готов отделиться от тусовки.
— Да, — говорю, — так тоже можно. Это ведь твое желание.
— Раз! Два! Три! — командует учитель. — Кто еще шарик не отпустил? Отпускаем! Отпускаем!
— Спасибо, — говорит Сашка, держа шарик. — У меня уже все сбылось. — И направляется с шариком в сторону дома.
Слово «самоопределение» в своей основе содержит: я сам себя определяю. Я определяю границы своей личности. Через ответы на вопросы:
- что я хочу, что я не хочу;
- что мне нужно, что мне не нужно;
- что мне нравится, что мне не нравится;
- что я могу; что я не могу;
- что принадлежит мне; что не принадлежит мне.
Самостоятельный человек имеет четкие границы личности. Без включений, без поглощений. Он умеет удерживать свои границы от посягательств. Умеет удерживать себя от посягательств на чужие личностные границы.
Одно из наиболее важных родительских посланий своему ребенку:
- Ты имеешь право на свои желания, свое мнение и свою территорию.
- Другие люди имеют право на свои желания, свое мнение и свою территорию.
Именно так: послание имеет две равнозначимые части. Если ребенок усвоит только первую часть послания или только вторую, вырастет несчастный человек.
Если он усвоит только первую часть — будут частые конфликты с окружающими. Если только вторую — будут внутриличностные конфликты, постоянная фрустрация.
Это мой шарик. Я хочу оставить его себе и поэтому не отпускаю — я удерживаю себя в своих границах, я верен себе.
Я не хочу отпускать шарик, но отпускаю, потому что так делают все, но это меня огорчает — я иду против своих желаний, нарушаю свои границы личности.
Я не позволяю другому отпускать его шарик — я нарушаю границы его личности.
Другой человек не отпускает свой шарик в небо, как это сделал я. Я обижаюсь на другого — я размываю границу личности между мной и другим человеком.
Первые упражнения
С рождения окружите кроху яркими и музыкальными предметами разных фактур. С 4-го месяца подключают упражнения для пальчиков и кистей рук.
В год можно подражать животным, многократно повторяя звуки, побуждая кроху тоже сказать: му-у, га-га-га…
В 1 год малыш должен сказать мама, баба, папа. Первым произнесет кроха слово, что слышит чаще остальных. Увлекает малышей повторение слогов.
Четкость произношения можно отрабатывать игрой «Что это?». Нужно показывать разные предметы, игрушки крошке, и самим отвечать, это – мишка, зайка…
При знакомстве с новыми словами, нужно смотреть малышу в глаза. Не нужно заменять трудные слова на легкие, иначе потом будет сложнее переучиваться.
На глаголы не надо обращать внимания
Эффективна методика противопоставлений: черное-белое, большой-маленький. Это быстро обогатит словарный запас малыша, он со временем сам систематизирует свои познания. Учим предложения.
Связанная речь формируется примерно к 3 годам. Обязательно обсуждайте картинки и сказки легкими короткими предложениями, которые малыш сможет повторить. Например, «дождь идет», «птичка поет» и пр.
Так учим ребенка говорить в 3 года. Например, не отвечать, когда малыш тычет пальцем, а спокойно уговаривать его сказать: «Мама, дай мяч». Пальчиковые игры улучшат память и речь.
Ребенок не выговаривает буквы: р, л, ж, ш Детки часто не выговаривают некоторые буквы и заменяют их другими, например, «р» на «л», а «л» на «в». Это происходит из-за нарушения потоков воздуха и слабой подвижностью языка.
Рекомендуют упражнение «Лошадка» — частое цоканье язычком. Улучшить воздушные потоки поможет выдувание воздуха.
Аналогичные занятия для буквы «ж»: жираф, жаба, жужжать. Можно играть жука, издавая звуки «ж-ж-ж».
Коварная буква «р» тоже легко не дается. Разберем, как научить ребенка правильно говорить букву «р». Малыш должен делать те же упражнения и повторять слова с «р»: рак, рука, кресло. Затем «тр»: трамвай, тротуар. Главное, правильное расположения языка.
Зачем нужно умение выбирать
Существует категория родителей, которые уверены, что знают все лучше ребенка, не осознавая, что, принимая решения за своих детей, они отодвигают планку взросления.
Одни родители считают, что ребенок будет принимать решения в школьном возрасте, другие – после школы. Есть и те, кто отодвигает эту способность на период взрослой жизни, говоря: «Выбирать будут, когда начнут зарабатывать».
В результате вырастают ведомые, неуверенные в себе зависимые люди. Такой человек боится трудностей и всегда перекладывает выбор и ответственность на других людей: родителей, супругов, друзей, сослуживцев.
Неспособность выбирать приводит к тому, что за человека всегда кто-то решает, как ему жить. Дом, семья, образование, работа – все это выбор других людей. Может быть, кому-то подобная жизнь и покажется комфортной, однако вечно продолжаться это не будет. Рано или поздно, но принимать решения придется, а значит, человек столкнется с непреодолимой проблемой.
Человек, неспособный выбирать, не сможет найти свое место в жизни и никогда не будет счастлив, ведь он даже не знает, что ему для этого нужно.
Зачем малышу уметь выбирать
Родители лучше ориентируются в жизненных ситуациях, поступках и тд. Но это знание базируется только на их субъективном мнении и пережитом опыте. Поэтому нужно стараться, чтобы окончательное решение было за ребенком (сейчас не рассматривается бездумное потакание капризам).
В раннем возрасте важно научить делать осознанный выбор: помогите ребенку, посоветуйте, тренируйте диалог «поступок – объяснение», направьте – дайте возможность самому определиться между вариантами, что нравятся вам. Результатом такой модели поведения станет замкнутый человек, страдающий от навязанной ему жизни, не им выбранных знакомых, работы, увлечений, абсолютно нерешительный, неуверенный в себе, часто безответственный, ним легко манипулировать и использовать
Или наоборот – неконтролируемый бунтарь
Результатом такой модели поведения станет замкнутый человек, страдающий от навязанной ему жизни, не им выбранных знакомых, работы, увлечений, абсолютно нерешительный, неуверенный в себе, часто безответственный, ним легко манипулировать и использовать. Или наоборот – неконтролируемый бунтарь.
Если у Вас нет цели навредить собственному сыну или дочери, умение и право выбора должно быть частью вашей привычной жизни.
Обратите внимание на границы запрета, чтобы правильное воспитание не превратилось в бесконтрольный хаос:
- Ребенок своими действиями несет угрозу жизни или здоровью себе/окружающим, может причинить материальный вред;
- Поведение в социуме и решения за других людей;
- Правила и законы на уровне города и страны.
Как помочь ребенку сделать выбор?
1. В одной психологической книге был предложен отличный способ, как, не отказывая ребенку в выборе, совсем не потратить денег. Заведите записную книжку со списком мечтаний (по-американски, «вишлист»).
Придя в магазин и увидев полные надежды глаза ребенка, спросите: «Что бы ты хотел?» Когда он начнет метаться от прилавка к прилавку и тыкать пальцем, уважительно подходите к каждой игрушке и записывайте название и цену в тетрадку.
Придя домой и вернув трезвость ума, предложите ребенку обсудить составленный список и вычеркнуть ненужное. Обсуждайте подробно каждую вещь: «Ты показал на машинку на пульте управления, но давай посмотрим, есть ли у нас для нее гараж? Вот у тебя уже есть четыре такие игрушки, и для них совсем нет места…».
Не пытайтесь его яростно переубеждать, позвольте самому принять решение. Если часть игрушек останется после вычеркивания, обещайте купить одну из них в следующий поход.
2. Заходите в магазин с твердым правилом «купить что-то одно». Заранее предупредите об этом ребенка и дайте ему время для выбора.
Если товар, который он предпочел, слишком дорог, старайтесь не произносить этого вслух. Не подойдут ответы: «Это слишком дорого для нас», «У мамы сейчас не хватит денег на это», «Ой, мама забыла кошелек дома». Иначе малыш начнет думать, что все в мире упирается в деньги, и желать более богатых родителей.
Идите на хитрости, отвлекайте и завлекайте, помогая ребенку выбрать верно.
3. Однажды моя племянница написала письмо Деду Морозу с примерно таким содержанием: «Хочу еще одну Барби, потому что у моей лучшей подруги их двадцать две штуки, а у меня – всего пять. Я хочу быть лучше нее!».
А ведь это серьезный пробел в воспитании! Всегда объясняйте ребенку, что мотивация «быть лучше, чем другие, иметь больше, чем друзья» – не самая верная в этой жизни.
4. Дети обожают протесты. Они с удовольствием перечат взрослым и делают все наоборот. Объясните им, почему рекламируемые товары не всегда хороши. Скажите, что это обман. Предложите вместе бороться с рекламой.
Поясните, как важно быть не таким, как все, сохранять индивидуальность и не следовать за толпой. При правильном ведении беседы вы найдете союзника в лице ребенка
Не удивляйтесь, если с первого раза вас не поймут. Разговоры с детьми требуют методичного повторения и закрепления.
5. Как можно чаще предлагайте ребенку «тренировки» — выбирать из нескольких вариантов действия, при том, что все варианты вас устраивают.
Например, спросите, когда именно он хочет пойти мыться – до мультфильма или после? Будет ли он на завтрак кашу или йогурт? Пойдет гулять с плюшевой игрушкой или с самокатом? Наденет на прогулку синий или зеленый шарфик?
6. Легче всего ребенок учится делать выбор, когда речь не идет о потерях. Вопрос «Купить тебе куклу, собачку или домик?» вызовет у него стресс, ведь так или иначе тот останется без чего-то перечисленного.
А вот решение, что сделать в первую очередь, а что – во вторую, более безопасно и приятно.
7. Не ставьте ребенка в тупик общими вопросами «что надеть» и «куда пойти». Первое время лучше предлагать два-три варианта.
Вы также должны помогать ему взвешивать «за и против», рассуждать вслух, вспоминать ощущения и решать осознанно. И тогда через какое-то время малыш сам ошарашит вас с утра: «А сегодня я решил, что мы всей семьей идем в Зоопарк! И точка!».