Почему он не играет сам или не может занять себя игрушками
Нежелание играть самостоятельно может быть вызвано чувством одиночества
Довольно распространённая проблема, когда малыш не хочет играть самостоятельно. Это настораживает родителей, а между тем причины такого поведения малыша кроются именно во взрослых. Дело в том, что в 2-4 года у детей формируется навык ролевой игры, то есть в этом возрасте очень интересны куклы-машинки-зверушки. Заботливые родственники это понимают, и вот тут начинается безмерное снабжение игрушками. Вспомните своё детство: одна-две куклы, пара машинок и деревянная пирамидка. Зато мы могли часами играть с ними, придумывая им имена, разыгрывая целые спектакли с таким незамысловатым набором. Нет, не стоит выбрасывать замечательных развивающих медведей, обучающих счёту, или парковочную зону для гоночных автомобилей, просто ограничьте их количество. Почему? Ребёнок не успевает привязаться к игрушке, прочувствовать её и выпустить на волю свою фантазию. Кроме того, дети нуждаются в примере. То есть если вы им не покажете, как можно играть с машинкой, то у малыша не только не появится представление о самой игрушке, но и толчка для дальнейшего придумывания игрового сюжета не возникнет.
Что касается деток постарше, 5-7 лет, то отказ от самостоятельной игры в этом возрасте может говорить о том, что малыш страдает от одиночества. Если ребёнок испытывает недостаток общения с родителями, то абсолютно логично, что он не захочет уединяться даже с самыми забавными игрушками
Важно дать ребёнку понять, что это ваша с ним общая игра, просто иногда он может и сам ею заниматься. Также в этом возрасте дети очень чувствительны к неудачам
Поэтому если у ребёнка не получается собрать пазл, он не будет корпеть над ним в одиночестве. Подойдите и направьте мысль карапуза – это даст нужный толчок для возобновления интереса.
Как научить малыша самостоятельным играм?
Принцип обучения достаточно прост: сначала родитель показывает, как делать, потом направляет ребенка, наблюдает, отходит в сторону. Этот метод работает на все 100%. Единственное, одни дети приходят к самостоятельности чуть раньше, другие чуть позже.
Как научить ребенка играться одному – пошаговая инструкция:
- Начните играть вместе с ребенком . Если у него что-то не получается, помогайте ему до тех пор, пока он в совершенстве не овладеет навыком.
- Наблюдайте за игрой ребенка. Теперь займите позицию наблюдателя. Восхищенно комментируйте действия малыша.
- Попросите поиграть самостоятельно. Оставьте малыша за уже знакомой игрой на 5-10 минут, а затем оцените его труды и самостоятельность. Похвалите и обнимите.
Постепенно время самостоятельной игры будет увеличиваться. Главное – действовать мягко, не принуждать ребенка, а поощрять.
Домашние животные и самостоятельность
Всем людям необходимо живое общение, а детям в особенности. Некоторые малыши если и могут что-то делать сами, то только в одном помещении со взрослыми или другими детьми. В таком случае решить проблему можно при помощи домашнего животного. Если завести кошечку, собачку, птичку, ребенок перестанет чувствовать себя одиноким в пустой комнате. Плюс ко всему, он научиться ответственности, заботе о других. Домашнее животное открывает возможность другого рода игр: в мячик, догонялки за бумажкой на нитке и т. д. Однако взрослые должны быть готовы к тому, что основная часть ухода за животным ляжет на них самих. Кроме того, на первых порах нужно будет контролировать общение малыша с питомцем, показывать и рассказывать, как обращаться с ним.
Игры с друзьями
Если ребенок не хочет играть один, то можно организовать небольшое сообщество с такими же мамами и по очереди следить за детьми. Пока дежурный родитель будет развлекать малышей, другие смогут выполнить дела по дому. Конечно, для этого нужно хорошо знать человека. Малознакомым людям доверять ребенка не следует.
Делаем вместе
Ребенок ни в 2, ни в 4 года еще не осознает, что такое обязанности, работа, зачем они нужны. Все действия взрослого выглядят для него как игра, скучная и непонятная. Порою он пытается вникнуть в нее, подключиться. Не нужно ему мешать. Моете пол? Выдайте ребенку маленькую тряпочку и выделите угол в комнате. Заняты готовкой? Посадите малыша рядом, пусть сделает игрушечный суп или торт из пластиковых ингредиентов, кинетического песка, муки или того, что не жалко.
Распорядок дня
Ребенок не ощущает времени так, как взрослый. Если его день проходит хаотично, ощущение часов стирается. Малыш 2-4 лет, живущий не по распорядку, не знает, что ждет его через час, два, три. Он не ощущает, что близится обед или прогулка. Время тянется, накатывает скука, он начинает нудить. Поэтому все педиатры рекомендуют планировать день. Распорядок дня способствует лучшему сну, хорошему аппетиту, так как организм начинает работать как часы. Он в определенное время вырабатывает желудочный сок, повышает или снижает мозговую активность. У ребенка появляется четкое понимание, когда и чем он будет заниматься. Приучение к самостоятельным играм происходит легче.
Самостоятельные игры: хорошо или плохо
Взрослые любят подмечать, что ребенок не пропадет, если он очень общительный и постоянно находит себе друзей. Когда дети играют и общаются между собой – это нормальный и естественный процесс. Ребенок учится договариваться, заводить знакомства, примеряет на себе разные жизненные роли. Это помогает ему быстрее вливаться в социум и взаимодействовать с другими.
Но это не означает, что самостоятельные игры способствуют замкнутости и отчуждению. Если ребенок больше времени проводит с самим собой, это ещё не повод вести его к психологу и искать, что с ним не так.
Самостоятельное времяпровождение позволяет малышу лучше себя понять, весело проводить время с самим собой, и не ощущать зависимость от постоянного общения с другими людьми. Даже у очень активных детей нужно развивать любовь к уединению. Так он избежит проблем, связанных с недостатком внимания и зависимостью от других людей. Ведь чрезмерная общительность – другая крайность. Такие дети не выносят находиться одни и постоянно требуют внимания к себе.
Переосмыслить роль родителя
Уже на первых уроках мы с мужем услышали много важных вещей, которые перевернули в нашем сознании представления о родительстве. А как только начали применять рекомендации педагогов на практике, изменилась и доченька: например, стала меньше капризничать и теперь сама принимает решения, а потом уже их исполняет.
Мы поняли, что если хотим научить ребёнка самостоятельности и заложить в него основы гармоничной личности, нужно начать с себя. Ребёнок «зеркалит» нас, а значит, в первую очередь нужно приводить свою жизнь и отношения с окружающими в порядок.
Вот ещё несколько важных принципов:
К ребёнку стоит относиться как к личности, давая право принимать решения в рамках общей стратегии семьи.
Нужно подготовить домашнее пространство так, чтобы в нём ребёнок мог получить богатый сенсорный опыт и с каждым днём становиться самостоятельнее.
Важно не упускать окна возможностей на каждом этапе развития ребёнка, а максимально продуктивно их использовать.
Нужно быть внимательным в общении с ребёнком и следить за собой.
Задача родителя — давать ребёнку возможность двигаться в своём темпе, выбирать занятия самому и поддерживать самостоятельность.
База позитивной социализации закладывается в детстве.
Важно развить у ребёнка внутреннюю дисциплину.
Нельзя забывать включать ребёнка в жизнь семьи и ухаживать вместе за средой, обращать его внимание на красоту реального мира.
Я начала больше понимать себя и других, вижу последствия упущенных возможностей. Ещё раз убедилась в том, что не бывает плохих детей. Очень и очень многое зависит от родителя и его подходу к воспитанию, развитию ребёнка.
После этого урока мне ещё больше захотелось стать лучше, сделать всё возможное, чтобы у моей доченьки было счастливое детство, наполненное открытиями и радостью семейных отношений.
Сделать открытия о своём ребёнке и узнать его лучше
Перед тем как научить ребёнка играть самостоятельно, нужно понаблюдать за ним. Так проще понять потребности развивающейся личности — от них можно отталкиваться, подбирая занятия и обустраивая домашнее пространство. Мама успокаивается и восстанавливает ресурс, ребёнок — тоже: ему не мешают, он чувствует поддержку рядом и увлечённо играет.
На обучении нам предложили эффективные техники наблюдения, и вот что я обнаружила:
- Мануэла уже начала интересоваться рифмой, произнесла «весы, часы» — значит, пора предложить ей соответствующие занятия;
- появился интерес к рассказыванию историй — значит, стоит добавить истории в картинках;
- чтобы дочь не просила меня постоянно что-то подать, достаточно обустроить кухню так, чтобы ей было удобно себя обслуживать самой;
- играя, дочь понарошку демонстрирует приготовление блюд по рецептам — значит, есть потребность заниматься этим, используя настоящие продукты, а мне пора сделать книгу рецептов, чтобы помочь ей развиваться.
Я по-другому посмотрела на дочь, начала восхищаться и той работой, которую проделывает её мозг и тело. Наблюдение помогло увидеть потребности и научиться «идти за ребёнком»: поддерживать дисциплину в условиях свободы и предлагать занятия, которые подойдут ему. А когда занятия по душе, и играть, не отвлекая маму и папу, проще.
Оказалось, мой ребёнок умеет концентрировать внимание — она играла с одной игрушкой 35 минут
Начинаем с нуля
Приучать ребенка к умению самостоятельно играть необходимо с самого раннего детства. Что для этого нужно? В общем – немного. Главное – уделять малышу как можно больше внимания, стараться, чтобы он чаще был рядом с мамой или папой. Элементарная истина: постигать окружающий мир малыш начинает, подражая действиям самых близких ему взрослых людей – родителей. Ребенок видит, что мама с папой занимаются какими-то делами и пытается эти дела копировать. То есть, играть. Это заложено в природе любого малыша. А отсюда – вывод: если кроха не будет видеть родительских действий, то как же он научится им подражать?
Здесь необходимо учитывать несколько важных нюансов.
- Самые первые попытки играть малыш предпринимает, наблюдая за домашними делами родителей. Например, за тем, как мама готовит еду или папа что-нибудь мастерит по хозяйству. Поэтому любимые игрушки ребенка на этом этапе – кухонная утварь или папины хозяйственные инструменты. Всякие кубики, машинки, куклы и зверушки пока для ребенка интереса не представляют.
- Повзрослев, малыш делает первые попытки мыслить абстрактно, и постепенно начинает играть не с самими предметами, а их заместителями. Например, он уже вполне способен представить, что обычная палочка – это ложка, крышечка – тарелка, песок – крупа, из которой варят кашу и т. д.
- Примерно с двух лет малыш начинает постигать азы ролевой игры. Скажем, девочка уже вполне способна вообразить себя мамой, а куклу или зверушку – своей дочкой, а мальчик – представить себя шофером и с увлечением катать игрушечный грузовичок.
Пройдя все эти «ступени», примерно к трем годам малыш уже может какое-то время (в зависимости от своего характера и самочувствия) играть самостоятельно и не ходит за мамой по пятам с утра до вечера. Обязанность родителей – помочь ребенку в преодолении этих «ступенек». Они должны объяснять малышу назначение того или иного предмета, показывать, как им пользоваться, учить, какие слова нужно говорить в той или иной ситуации – то есть, какое-то время играть вместе с ребенком.
Разумеется, при этом маме и папе нужно помнить: для ребенка игра – это не игра, это не понарошку, а самое настоящее серьезное и реальное действие. То есть, кукла или плюшевый медвежонок для малыша – вполне живые, а игрушечный грузовичок ничем не отличается от настоящего. И не надо кроху в этом разубеждать: наоборот, следует ему это внушать на полном серьезе. Таким способом родители смогут, во-первых, по-настоящему увлечь своего малыша игрой. А во-вторых, научать его любви, заботе и ласке, которые кроха, повзрослев, перенесет на живых людей.
И еще один нюанс. Бывают случаи, когда ребенок, несмотря на все старания родителей, так и не начинает играть самостоятельно – ни в год, ни в два, ни в три, ни в пять. Это случается нечасто, но все же на всякий случай к этому нужно быть готовым. Как поступать родителям в такой ситуации? Обратиться к детскому врачу или детскому психологу. Возможно, у малыша какие-то отклонения в психике или – особенности в психологическом развитии.
Почему ребенок должен уметь играть сам?
Начнем с того, почему в принципе малышу стоит уметь играть самостоятельно (за исключением той причины, что вы просто не можете уделять ему 100% своего времени каждый день). Сразу отметим: речь не идет о том, чтобы ребенок постоянно играл исключительно сам. Ему однозначно нужно время, проводимое с родителями и другими взрослыми, равно как и совместные занятия со сверстниками. То есть малыш должен быть в принципе способен занимать себя сам, и делать это периодически, а не всегда. А нужно это по следующим причинам:
- Самостоятельность. Это очевидно: если ребенок не привыкнет принимать даже такие простые решения, как игра или другой способ себя развлечь, то становиться самостоятельным в будущем ему окажется крайне сложно. По сути, способы самостоятельного времяпрепровождения – это первые собственные решения малыша, которые он принимает осознанно. Требование дать ему ложку, отказ есть какую-то еду или носить какой-то предмет гардероба не сравнятся с этими решениями по уровню значимости для развития детской личности.
Креативность
В воспитании в принципе важно соблюсти хрупкий баланс между двумя крайностями: насаживанием шаблонов поведения и их полным отсутствием. Ребенку нужны какие-то правила, алгоритмы, которыми он сможет руководствоваться, чтобы гармонично влиться в социум
В то же время, ему нужно и отсутствие страха перед действиями, для которых правил нет, которые можно выполнять по собственному усмотрению. И умение занимать себя самостоятельно отлично помогает в избавлении от этого страха.
«Отделение» от родителей. Весь процесс взросления ребенка, по сути, направлен на сепарацию от мамы и папы, то есть на получение всего того, что позволит нынешнему малышу стать полноценным и самодостаточным взрослым в будущем. У всех этапов сепарации есть свои сроки. Естественно, двухлетнего ребенка не стоит оставлять дома одного, да и потребности в личном пространстве у него существенно ниже, чем у подростков. Но хотя бы иногда играть самостоятельно, без абсолютной зависимости от родителей, такой ребенок уже может (правда, скорее всего, ему будет спокойнее, если мама или папа будут оставаться в поле его зрения).
- Ответственность за расходование своего времени. Эта причина актуальна для детей постарше, в активности которых игры еще занимают приличную часть, например, для детей дошкольного или младшего школьного возраста. Им предстоит привыкать ко все более и более интенсивному учебному режиму, и, в идеале – начинать учиться эффективному тайм-менеджменту. Понимание непосредственной связи между тем, как они распорядились своим временем, и тем, сколько его у них осталось, для них очень полезно, равно как и понимание возможности влиять на эти параметры.
Итак, играть самостоятельно – не столь важно, в игрушки, с мячом, с веточкой, в какие-то свои фантазийные вещи – ребенку все же стоит. И если у вашего малыша это пока не получается, самое время его научить
Почему ребенок не играет самостоятельно
Специалисты полагают, что ребенок может не проявлять желания к самостоятельной игре в силу ряда причин
На них стоит обратить внимание, прежде чем пытаться просто отмахиваться от малыша, ворчать, что он отвлекает от важных дел
Физические проявления
Возможно, что причина в здоровье и физическом комфорте ребенка. Он может испытывать усталость, недосып и чувство голода. В возрасте 2-3 года дети не понимают, как сказать матери о своем состоянии. Они просто бросают любимые игрушки и бегут к близким людям, чтобы прижаться к ним, приобнять, почувствовать защиту. Стоит проявлять больше чуткости к сыну или дочери, чтобы улавливать их желания. Это будет способствовать укреплению эмоциональной привязанности, которая окажет благотворное влияние на взаимоотношения в будущем. Пользу можно ощутить уже в подростковом возрасте, когда ребенок будет проявлять больше доверия к родителям. Он будет осознавать, что его поддержат, не осудят.
Еще одним фактором можно назвать дефицит внимания со стороны родителей. Зачастую современные матери и отцы уделяют крайне мало любви и теплоты своим детям. Многие полагают, что главное – это материальное обеспечение, в то время как ребенок нуждается в чувстве собственной значимости. Не стоит оставлять детей на полное попечение бабушек, дедушек, других родственников. Пройдет время, и придется приложить много усилий, чтобы восстановить доверие, нормальные отношения.
Лучше всего уделять ребенку хотя бы двадцать минут в день
Детям очень важно ощущать эмоциональный и телесный контакт с родителем. Можно попробовать приготовить вместе ужин, когда ребенок просто сидит рядом и рисует
Можно вместе прогуляться от садика до дома. Не забывайте обнимать, целовать ребенка. Он должен получить максимум тепла от родителя. Перед сном можно сделать пальчиковую гимнастику. Столь незначительные, но важные ритуалы избавят от вопроса «почему ребенок не играет самостоятельно». Он получил свою порцию любви и ласки и способен спокойно вернуться к игрушкам. На самом деле нет ничего сложного в том, чтобы доказать ребенку свое отношение. Потребуется немного времени и внимания. Это в силах каждого родителя, который может уставать на работе.
Психологические причины
Ребенок может испытывать проблемы психологического характера. Это может быть связано с тем, что в более раннем детстве его часто оставляли одного. Теперь он будет бояться остаться без родителей. Может ощущать страх, злость и даже обиду. Придется доказать ребенку, что его ни в коем случае не оставляют в одиночестве. Он должен понимать, что родители рядом, в другой комнате. Они обязательно придут, как только возникнет необходимость, по его первому зову.
Если не получается справиться с детскими страхами, можно обратиться к детскому психологу. Он обязательно подскажет, как восстановить доверие, какими рекомендациями воспользоваться.
Играть в одиночку: начало будет трудным
То, с какого возраста и как долго дети могут играть в одиночку, также зависит от типа нервной системы. Некоторые дети ясно дают понять родителям, что хотят играть в одиночку. Другие постоянно требуют их участия. Сложнее всего тем, у кого один ребенок, потому что у них нет стимулирующего образца для подражания, братьев и сестер.
Но в моем случае главную роль играло именно то, что я просто не давала сыну возможности побыть в одиночестве, соскучиться и начать придумывать себе занятие. Хорошо, мама научила, что проблема вовсе не в нем, а во мне. Потому что я сама себе создала замкнутый круг. С одной стороны, сын не давал мне ни минуты свободного времени, постоянно требуя с ним играть. С другой — я поощряла такое поведение и не пыталась найти выход. Точнее я только ругала его, не понимая, что он вовсе не виноват в этом.
Как поддержать ребенка в игре
Если ваш ребенок никак не хочет оставаться один, не торопитесь убегать от него. Вот несколько правил, которые помогут вам поддержать и мотивировать ребенка на самостоятельную игру.
Для начала позаботьтесь о том, чтобы игровая зона была удобной, комфортной, а главное, безопасной. Уберите все ценные вещи, которые ребенок может испортить, закройте розетки, поднимите провода, избавьтесь от опасных предметов. Ведь самостоятельная игра подразумевает пребывание в комнате без взрослых. Кроме того, в игровой зоне должно быть уютно. Расположите игрушки так, чтобы с ними сразу можно было играть – куклы за обеденным столом, посудка на игрушечной плите, мишка спит в кроватке, карандаши с альбомом для рисования под рукой.
Даже если вы собираетесь заняться своими делами, не стоит отходить от ребенка слишком далеко. Если вы готовите ужин на кухне, время от времени поглядывайте за своим чадом. И уж конечно, будьте всегда готовы ответить на все вопросы и замечания ребенка. Он все равно должен чувствовать ваше присутствие. Регулярно спрашивайте кроху, что он строит из конструктора, кого рисует и почему кукле Маше не досталась чашка чая.
Иногда дети бросают самостоятельную игру в тот момент, когда у них что-то не получается. В это время вы должны сразу же прийти на помощь своему ребенку. Помогите ему вставить недостающий паззл, помогите решить головоломку и поставьте нужное колечко на пирамидку и игра снова продолжится – без капризов и нервов.
Не прерывайте ребенка, не говорите ему, что он что-то делает неправильно. Не ругайте малыша, не запрещайте ему бегать, прыгать и носить игрушки по всему дому
Сейчас – он царь игры и вы в это царство лезть не должны.
Очень важно гордиться успехами ребенка и прилюдно их демонстрировать. Если малыш нарисовал красками рисунок, покажите его бабушке – она непременно оценит
А приготовленным малышом салатом можно угостить папу, когда тот вернется с работы.
Выполняя эти простые рекомендации, вы сможете мягко подтолкнуть ребенка к самостоятельным играм.
Если ребенок не хочет играть отдельно, приобщите его к взрослым делам. Во время уборки можно дать крохе небольшую тряпочку. Маленькие детки отлично подражают родителям – стараются управиться с пылесосом, протирают пол и стены, таскают веник.
Приучая ребенка к самостоятельной игре, не переборщите. Одно дело, когда малыш все время находится с мамой и даже на минуту не может отдалиться от нее. Другое же дело, когда кроха целый день провел в садике без вашего присутствия и старается провести время в вашем обществе. Бросьте все дела, забудьте о проблемах на работе, с удовольствием поговорите и поиграйте с ребенком хотя бы полчаса. И тогда, намного насытившись вами, ребенок снова сможет занять себя сам. И не нужно отправлять ребенка в детскую играть с игрушками, когда родители находятся в гостиной, смотрят телевизор, общаются. Это, по меньшей мере, жестоко.
Умение самостоятельной игры – это не только возможность родителей освободить для себя несколько минут. Это способность малыша мыслить, созидать, придумывать, выражать эмоции. Научите своего ребенка фантазировать, и его сознание будет гораздо более глубоким.
Примеры самостоятельных игр
Чем больше игр родитель сможет предложить ребенку, тем выше вероятность, что он чем-то заинтересуется и займется самостоятельно. В арсенале нужно иметь хотя бы с десяток разноплановых вариантов.
Приведем несколько примеров игр.
- Нарисуй. Ребенку выдается задание нарисовать открытку бабушке или маме. Чтобы повысить заинтересованность, можно предложить ему использовать трафареты, фломастеры, гелевые ручки с блестками, печати.
- Построй домик для кукол или гараж для машин. Практически беспроигрышный вариант – попросить малыша подготовить место для дальнейшей игры со взрослым. Он должен соорудить, к примеру, гараж из блочного конструктора. Когда он доделает все, мама включится в игру.
- Кто быстрее? Дети 2-4 лет очень любят выигрывать в соревнованиях. Можно предложить малышу сделать что-то на скорость. Например, мама моет посуду, а ребенок складывает игрушки. Или мама готовит суп, ребенок собирает пазл.
- Заполни пробелы. Взрослый вырезает из цветной бумаги сердечко, домик, собачку, машинку или любую другую фигуру. Затем в серединке делает пробелы. Для первого раза можно вырезать 3 квадратика. Фигура наклеивается на белый лист, квадратики кладутся рядом. Ребенок должен поставить их на место. Позже игра усложняется большим количеством пробелов, их различной формой.
Выбор игрушек
Правильный выбор игрушек – это первый шаг к успеху
Важно, чтобы ребенок мог проявить фантазию, например что-то построить, нарисовать, слепить. Это также позволит насладиться и похвастаться плодами своих трудов
Игрушки, которые подходят для самостоятельных игр детям 2-4 лет:
- пазлы;
- конструкторы;
- бизиборд;
- раскраски и аппликации с наклейками;
- принадлежности для рисования, поделок из пластилина или бумаги;
- кинетический песок;
- мозаика;
- фигурки героев;
- принадлежности для ролевых игр (в доктора, строителя, парикмахера);
- дом для кукол, железная дорога, паркинги.
Девочкам нравиться готовить в игрушечной посудке, подражая маме, мальчикам – что-то чинить, как папа. Простые на первый взгляд игрушки увлекают детей гораздо сильнее, чем современные говорящие куклы и роботы.
Игры для детей 3-4 лет
С накоплением игрового опыта (а это, примерно, годам к трём-четырём) ребёнок готов перейти к новой форме самостоятельной игры – сюжетно-ролевой. Мама-папа при этом могут предлагать новые сюжеты, помогать малышу выстраивать более сложные комбинации.
Во что играют дошколята?
- С куклами (в дочки-мамы, в семью, в больницу, в магазин, в разные профессии).
- С машинами (в грузоперевозки, в такси, в автосалон, в парковку).
- Со зверями (в ферму, в цирк, в зоопарк).
- Со спортивными игрушками (эстафеты, турниры, тренировки).
- Обыгрывают сюжеты любимых сказок и мультфильмов.
- Любят играть в игры со сменой нарядов.
Родители могут быть партнёрами, советчиками или сторонними наблюдателями, но правила игры всегда должен устанавливать сам малыш. Для игр по правилам наступит ещё своё время
В этом возрасте главное условие для родных – не навязывать своё видение. В 3-4 года не нужно ограничивать фантазию малыша. Вы можете быть партнёром или сторонним наблюдателем, советчиком. Но правила при этом должен устанавливать ребёнок.
Играть один ребенок может с трех месяцев
Дети могут развлекать себя сами уже с трех месяцев. Сначала понемногу, а потом это время увеличивается.
С трех до семи месяцев ребенок может играть один 5 – 10 минут. Отвлечь его могут мобиль над кроваткой, игрушки с неровными поверхностями: шуршащей, гладкой, меховой, бархатистой. Также детям можно давать прорезыватели с разными поверхностями, мягкие книжки.
С восьми месяцев до двух лет родителей будет по 10 – 20 свободных минут. В 8 – 9 месяцев можно занять ребенка зеркалом, и он будет изучать себя. Бояться не стоит: сегодня производят специальные безопасные зеркала для малышей
Детям важно ползать, трогать пол, ковер, стены. Так они на ощупь лучше понимают материалы, чувствуют разницу между ними
С двух лет ребенок способен играть сам 20 – 30 минут, а с трех лет — 30 – 40 минут и дольше. Чем старше, тем дольше ребенок развлекает себя сам, если родители его этому научили и создали условия. В любом возрасте ребенок может играть один и целый час, если ему это интересно.
Поначалу родители должны придумывать варианты игр и проигрывать их вместе с детьми. Со временем ребенок сможет заниматься этим без помощи взрослых.
2) Выбираем игрушки
Залогом того, захочет малыш играть сам или нет, является верно подобранные игрушки. К сожалению, когда многие мамы заходят в детские магазины и видят изобилие, которого не было в их детстве, то начинают скупать все, что только возможно. Чаще всего малыши в возрасте 3-4 лет уже имеют богатый набор развлечений и даже не знают, что попросить у дедушки Мороза на Новый год. Верным решением будет выдавать на пару недель определенный комплект игрушек. Все остальные лучше уберите на антресоли или в дальний шкаф. Потом можно выдать ребенку «новую» партию, а те, в которые он играл, опять спрятать. Постарайтесь, чтобы игрушки были разносторонними. Пусть будет несколько машин, обруч, домик со сказочными персонажами, коляска и конструктор. Не больше 10 наименований, этого достаточно для малыша, чтобы он мог сделать выбор и решить, с чем играть сегодня.
Дети часто любят заниматься вовсе не игрушками, а такими предметами, как бутылки, ветки, песок, листики, камушки и кастрюли. Разрешите чаду захватить с прогулки природный материал. Он дома сделает из него то, что захочет. Выдайте пустую коробку, и пусть он творит.
Выбирая игрушки, не стремитесь брать многофункциональные варианты
Лучше, если вы остановите свое внимание на простой кукле, которая не умеет говорить и «ходить в туалет». С такими «навороченными» развлечениями ребенку быстро становится не интересно, так как нет места для фантазии
Ну, как можно придумать, что кукла сейчас ест кашку из песка с рябиной, когда ее надо напичкать специальной игрушечной смесью? Все уже готово и придумано за ребенка изготовителем.
Старайтесь приобретать игрушки из натуральных материалов и соответствующие реальности. Следите, чтобы, например, фигурки животных совпадали по своему естественному в природе цвету. А то, вполне вероятно, что малыш будет рассказывать всем о существовании розового волка.
Рекомендации
Следите за тем, чтоб игровой процесс ребёнка был полностью безопасным.
Убедитесь, что место для игр ребёнка подобрано правильно, карапузу комфортно.
Позаботьтесь о присутствии развивающих игрушек, но не интерактивных.
Обязательно интересуйтесь игровым процессом ребёнка
Если малыш выделяет особое внимание какому-то моменту, обязательно уделите ему время
Карапузу важно родительское внимание даже во время самостоятельных игр.
Не оставляйте ребёнка совсем одного
Важно, чтоб вы отзывались на его просьбы, даже если находитесь в другой комнате. Это необходимо, чтоб уменьшить тревогу малыша.
Если ребёнок не может, например, дособирать пазл, или он застрял на каком-то этапе, помогите ему, в этом нет ничего плохого.
Не забывайте хвалить карапуза за его самостоятельность.
Если малышу страшно оставаться одному в комнате, не уходите, но занимайтесь при этом своими делами
Главное, чтоб карапуз видел ваше присутствие.
Не спешите, не требуйте от ребёнка моментального перехода к самостоятельным играм, делайте всё постепенно.
Теперь вы знаете, насколько важно, чтоб малыш своевременно начал играть без посторонней помощи. Помните, что это не только благоприятно влияет на развитие творческих способностей и фантазии ребёнка, позволяет ему логически мыслить, но также и укрепляет его психологически, учит быть ответственным и терпеливым, а это окажет немаловажное значение во взрослой жизни
Не забывайте, что процесс перехода к самостоятельным играм не должен быть резким и важно знать, какие игрушки соответствуют возрасту вашего ребёнка. Соблюдайте рекомендации, и ваш малыш научится играть самостоятельно, и будет получать немалое удовольствие от игрового процесса.
Какой инструмент выбрать?
Конечно же, чтобы начать учиться игре на гитаре, нужен сам инструмент. Специально для детей выпускаются уменьшенные гитары. Существует 6 размеров: 1/8, 1/4, 1/2, 3/4, 7/8, 4/4.
При выборе первого инструмента нужно учитывать возраст ребенка:
- для детей 3-6 лет придутся по размеру гитары 1/8, 1/4, 1/2 (в зависимости от роста малыша);
- для детей 6-9 лет удобна гитара 1/2;
- для детей 8-11 лет – 3/4;
- для подростков и невысоких людей подойдет гитара 7/8;
- начинающим взрослым следует брать полномерную гитару 4/4.
Желательно, но необязательно приобрести к гитаре принадлежности: медиатор, метроном, тюнер и каподастр. На первое время можно обойтись метрономом, который поможет настроиться на правильный темп в музыке, и медиатор, делающий звучание более острым и точным. Последний, кстати, бывает специально для детей – с мультяшными героями. Юным музыкантам такие «навороты» очень нравятся.
Ребёнку 1-2 года: с чего начать?
Стремление к самостоятельности заложено в ребёнке природой. Вам нужно лишь всячески его развивать. В 1-2 года, когда кроха пытается сам ходить, сам есть, сам одеваться, помогать вам по хозяйству, не препятствуйте ему.
Пусть это не всегда удобно для вас. Одевание на прогулку, например, занимает больше времени, или после еды приходится отмывать полкухни. Потерпите совсем немного.
Навыки придут, а с ними и вера в себя, и стремление справляться с поставленными задачами, и умение в некоторых ситуациях (список которых будет со временем расширяться) обходиться без помощи взрослых.
А ещё, для начала, в вашем арсенале должно появиться несколько безобидных хитростей.
Волшебный мешок
Сложите в яркий красочный «бездонный» мешок всякую всячину. Конечно, при выборе этой самой всячины не забывайте о безопасности ребёнка. Это могут быть мелкие игрушки, коробочки, бутылочки, бусики, ракушки и др. Всё, что в понятии вашего малыша является настоящими сокровищами. И невзначай оставьте карапуза наедине с волшебным мешком. Обязательные условия: не забывайте время от времени содержимое мешка обновлять и не давайте его ребёнку слишком часто.
Интересно, надолго ли содержимое шкафа увлечёт карапуза?
Заветный шкаф
В пределах досягаемости крохи «случайно» забудьте закрыть дверцу шкафа, за которую он недавно так настойчиво пытался заглянуть. Предварительно, опять же, проверьте, что там не лежит чего-нибудь ценного да опасного. И выйдите из комнаты. Интересно, занятый исследовательской деятельностью, насколько долго малыш не будет замечать, что вас-то рядом с ним нет.
Мамина сумка
Какой карапуз не мечтает навести порядок в маминой сумке? Так предоставьте своему крохе такую возможность. Правда, сначала сами проведите в ней ревизию и оставьте лишь то, чего вам не жалко и что полностью безопасно для маленького естествоиспытателя. Сумка вряд ли заменит вас полностью, но на некоторое время малыш ею, определённо, удовлетворится.
Вы должны соблюдать некоторые обязательные условия, приучая кроху проводить время без вас.
Во-первых, карапуз во время любого обучающего процесса должен хорошо себя чувствовать и находиться в хорошем расположении духа.
И, во-вторых, игра в одиночестве для крохи не должна стать испытанием – соблюдайте меру, не нужно настаивать, если малышу подобный ход событий не нравится.
В 3-4 года ребёнок начинает играть в ролевые игры, строить более сложные сюжетные линии