Аспекты общения с малышом
Имейте в виду, что выстраивать общение с крохой вам придется на протяжении всей его жизни. Будьте готовы к тому, что на разных ее этапах вам придется кардинально менять уже выстроенную схему, подстраиваясь под возрастные изменения ребенка. Но в любом случае аспекты общения будут всегда оставаться одними и теми же. Их можно представить следующим списком:
- Культура речи
С момента рождения малыша старайтесь совершенствоваться и расширять свой словарный запас. Не стесняйтесь читать книги и специальную литературу, которая поможет вам развиваться. Такой подход сформирует у вашего ребенка правильную и грамотную речь, что не только разовьет его умственно, но и поможет в будущем при поступлении в школу.
- Коммуникативный и воспитательный
Если вы задумываетесь над тем, как правильно общаться с ребенком, то одним из ответов будет — эмоционально. Малыш не просто воспринимает от вас важную информацию, он словно «впитывает» родительские чувства, эмоции, энергетический посыл. Вы воспитываете его буквально каждым словом и учите тому, как необходимо общаться со всеми окружающими. Духовная связь, которая образовывается в процессе эмоционального общения, будет связывать мать и дитя на протяжении всей жизни и поможет в трудные моменты.
- Взаимопонимание
Общаться с ребенком необходимо для того, чтобы понять его. В противном случае любой разговор не имеет смысла. Уже трехлетний карапуз имеет право на свое мнение и настроение. К сожалению, он не всегда может правильно выразить свои маленькие обиды и разочарования. Но именно родители должны научить малыша выражать свои эмоции и вести диалог даже если он рассержен. Понять ребенка, выслушать его и проявить сочувствие — это основной аспект общения.
Если в вашем ежедневном диалоге с ребенком соблюдаются все вышеперечисленные аспекты, то вам можно позавидовать. Ведь в вашей семье установлен прочный контакт, а общение выстраивается естественно и гармонично. Но, к сожалению, чаще всего родители даже не замечают, сколько ежедневных ошибок они совершают в разговоре с детьми. А ведь этих досадных промахов вполне можно избежать, если немного проанализировать свои фразы, направленные в сторону малыша.
Избегайте педагогических слов-паразитов
Многие фразы, которые мы привыкли слышать с детства от наших родителей, относятся к педагогическим словам-паразитам. Мы и сами частенько их употребляем, не видя в этом ничего предосудительного. Но давайте заглянем глубже в значение фраз, которые нельзя говорить детям.
«Сейчас я уйду, а ты оставайся!» Это фраза, которая созвучна в сознании ребенка с предательством. Дикий страх, который охватывает ребенка при виде уходящего родителя, заставляет его забыть обо всех увлекательных играх, открытиях, интересном окружении и броситься за ним вслед. Родители, пожалейте и без того беззащитных детей!
Это – одно из самых жестоких проявлений родительской власти.
«Дай, я сделаю сам». Раздражение, которое слышится за этой фразой, говорит ребенку, что он ни на что не способен. Постоянно повторяя эти слова, в один прекрасный день родители увидят свое чадо, абсолютно безразличное ко всему и не желающее браться ни за какую работу, ведь он – полная бездарь.
Это – страшная фраза, ведь с ней ребенок ничего не научится делать самостоятельно.
«Я же тебе говорила!» Вместо того, чтобы поддержать свое чадо в момент неудачи, мама или папа многозначительно произносит эту фразу. Что чувствует ребенок? Боль, обиду, иногда – раздражение.
Родители, которые любят таким образом брать реванш над детьми, запомните: подчеркивание своей правоты лишний раз заставляет ребенка поверить в свое несовершенство.
«Давай быстрее!» Думаете, от этой фразы ребенок действительно быстрее закончит свои дела? Как раз все наоборот: торопясь и волнуясь, малыш может что-то перепутать, забыть, еще больше замешкаться. А если взвинченный родитель скажет такую фразу флегматику, который от природы не может делать ничего быстро, то он может подумать, что его упрямое чадо просто не реагирует на его слова. Вот вам повод для очередного конфликта.
Чтобы этого не было, выделяйте запасное время и давайте ребенку возможность все делать в удобном для него темпе.
«Это не стоит переживаний», «не плачь!». Не умаляйте значение чувств и эмоций маленького человечка – от этого он только отдалится от вас. Вы должны проникнуться его проблемами до глубины души и понять его эмоции. Кстати говоря, дети имеют право на слезы, ведь они отлично снимают напряжение. Не воспринимайте плач ребенка как раздражитель.
Посмотрите на него по-другому – глазами любящего и понимающего родителя. Обнимите свое страдающее чадо и посочувствуйте ему.
Как разговаривать с ребенком с 3 лет
К трем годам разговаривать с ребенком уже можно по-другому, да и сам ребенок резко меняется, он проходит кризис этого возраста, который предусматривает развитие самостоятельности и решительности. Если в это время детей воспитывать криками, запретами и недоверием, то малыш теряет вкус к познанию окружающей среды и становится слабым и безвольным.
Трехлетние дети могут впадать в истерики, рыдать без повода, проказничать. В таких ситуациях нет резона ругать или поучать, нужно просто уйти, объяснив, что разговор начнется, когда малыш успокоится. Ну а, если дитя нельзя оставить одного, например, на улице, в магазине или поликлинике, тогда просто берите его под мышку и уносите с людного места. Чем больше ему внимания, тем сильнее он будет истерить и капризничать.
Дети должны уяснить правила, касающиеся безопасности и здоровья, в более простых случаях давайте им право выбирать, самим как поступать.
Что-то, запрещая, всегда объясняйте, а что можно сделать взамен запрета.
Например, бить соседского мальчика нельзя, а боксерскую грушу можно, бить палкой по дереву нельзя, а палочками по барабану можно, кидать камни в машины и людей нельзя, а в безлюдное море можно.
Как говорить с ребенком дошкольного возраста
Дошкольный возраст тоже имеет свои нюансы общения. Дети постепенно становятся старше, они дублируют поведение родных и близких
Если ваш ребенок огрызается, не слышит ваших просьб, значит, обратите внимание на себя. Скорее всего, и вы не всегда слышите своего ребенка, занимаетесь своими делами, резко отвечая на его вопросы
Или вообще не обращая внимания.
Чтобы вы не делали, отвлекитесь и уделите минутку своему любопытному чаду. Эта минутка принесет огромный вклад в ваши дальнейшие отношения и взаимопонимание. Поступайте так, как хотите, чтобы поступали с вами. И помните, что дети чаще всего дублируют характер и привычки своих родителей, а также их манеру общения, поэтому исправление ребенка, лучше начать с самого себя.
Маленькие хитрости. Как и о чем говорить с детьми?
Ответ на вопрос, о чем и как разговаривать с маленькими детьми, помогает найти дорожку к сознанию ребенка и к созданию дружеских отношений между отцами и детьми
Сыновья и дочери слышат не только сами слова, но и обращают внимание на их тональность. Даже если вы говорите о любви, но не вкладываете в эти слова душу, ребенок вам не поверит
При любом общении с детьми, даже если она не ваши собственные, старайтесь быть очень близко к ребенку, не смотреть свысока, а держать его за ручку, обнимать, находиться на уровне его глаз.
Никогда не говорите научными формулировками и непонятными эпитетами. Дети прекрасно реагируют на четкость, ясность и просьбы, а не приказы.
Как научить ребёнка разговаривать быстрее и правильнее?
А теперь о самом главном вопросе нашей темы. Те родители, которым их ребёнок важен, наверняка найдут полезное для себя, в перечисленных нами рекомендациях.Говорите с ребёнком как можно чаще, с самого рождения. Пусть он не понимает сказанных слов, но он слышит вашу интонацию, и накапливает в своём «компьютере» мозга, словарный запас. Разговаривая с малышом, вы делаете ему большую услугу, вы вкладываете в него те знания, которые помогут ребёнку начать говорить как можно раньше. Так детей воспитывают в Японии, поэтому они начинают говорить раньше твёрдого стояния на своих ногах. Почему бы Российским семьям не взять этот совет на вооружение?
Не применяйте соски-пустышки. Учёными были получены данные, что дети, сосущие соски по несколько часов в сутки, гораздо позже начинают говорить. Да к тому же у сосущих соски детей, зачастую прикус неправильный артикуляция нарушена.
Не сюсюкайте. Сюсюкая, вы никоим образом не развиваете разговор детей. И даже если ребёнок настырно продолжает называть черепаху – пахой. От родителей он должен слышать только правильное произношение. Иначе малыш запомнит ваш коверканный вариант, и из-за этого его придётся переучивать, вполне возможно, логопедам.
В развитии речи ребёнка очень хорошо помогает развитие мелкой моторики пальцев. Так как в головном мозге, центры владения движения и разговора находятся очень близко друг с другом. А это значит, что развивая моторику, вы развиваете речь ребёнка. Играйте в пальчиковые игры, давайте ребёнку мелкие игрушки в руки, конечно под наблюдением вас, пусть рисует, переливает воду и т.п. действия.
Поощряйте познавательные процессы малыша. Как это делается? Да очень просто. В возрасте от 1,7 месяца малыш начинает приносить вам книжки, картинки, игрушки, которые найдёт, и…тыкать в них пальцами. Это значит, что он просит назвать, что это. Возьмите себя в руки и говорите малышу то, что ему интересно
Это очень важно, чтоб малыш умел соотносить изображения с словами. В дальнейшем это повлияет на развитие мыслительной деятельности
Читайте малышу книги (особенно в стихотворной форме, с яркими картинками), пойте им песни
Это тоже очень важно. Так, малыш пополняет свой словарный запас и учится воспринимать информацию на слух
Попробуйте заметить, для интереса, с какого возраста кроха заинтересовался книгами, в смысле чтения, а не затем, чтоб порвать.Обязательно объясняйте крошке значения новых слов, постараясь употреблять для этой цели простые слова, которые уже знает малыш. Не надо сразу нагружать его кучей новых слов, пусть для начала освоит старые, сможет ими изъясняться, а уж потом, вводите новые.
Дабы научить ребёнка общению, задавайте ему больше вопросов, пусть учится отвечать на них, проще говоря, вовлекайте кроху в диалог.
Развивающие занятия
Вне зависимости от того, как вы относитесь к раннему развитию, вам нужно заниматься со своим ребенком с самого первого дня его жизни. Обучение – это естественный процесс, который требует не только ученика, но и учителя. Мама и ребенок выступают в роли союзников, которые осваивают этот мир и помогают друг другу узнать что-то новое и интересное. Вам следует сразу выбрать роль, которую вы хотите играть для своего ребенка. Вы можете стать малышу другом, наставником, строгим учителем или же любящей и балующей мамой. Совмещать все эти роли тоже можно, но общая ваша стратегия к воспитанию не должна разниться. Выберите тот тон, с которым вы будете учить ребенка чему-то, отработайте интонацию, с которой вы будете петь песенки и рассказывать чаду сказки. Вы должны проделать над собой большую работу, чтобы суметь примерить в своей душе нескольких разных личностей, которые желают развивать ребенка в разных направлениях.
Как научить ребенка говорить
Ничто так не важно для развития умения ребенка говорить, как ваши беседы с ним
Специалисты утверждают, что малыша надо «подталкивать на разговор» — говорить с ним о вещах или действиях, на которых он останавливает внимание. На первый взгляд кажется немного страшно — вроде как вы несете ответственность за то, как ваш ребенок приобретает основные необходимые навыки общения в первые шесть месяцев жизни
Ведь вместе с этим вам нужно ежедневно заботиться еще и о куче важных вещей — кормление, купания, стирка, посещение врача, прогулки. Не волнуйтесь. Исследователи говорят, что большинство родителей проходят через все этапы развития своего ребенка с нужной скоростью, даже не задумываясь об этом.
Как «стимулировать» развитие речи
Точно не ясно, заложено ли у человека умение обучать разговорным навыкам своих детей на генетическом уровне или мы приобрели его от своих родителей. Каков бы ни был ответ, большинство родителей интуитивно находят правильные ответы на все вопросы, связанные с обучением чада речи и основам взаимодействия с окружающими.
Приведем несколько советов, учитывать которые обязательно следует, чтобы развить в ребенке навыки «коммуникации»:
Сопровождайте речью и пояснениями все, что вы делаете вместе с ребенком.
Реагируйте, «отвечайте» на все звуки, которые произносит ваш малыш, на все его жесты — ведь так он со своей стороны практикуется общению, вы должны ему помочь.
Задавайте вопросы, словно вы адресуете их ребенку старшего возраста, который уже может ответить на них. Подобные обращения («как к большому») дают вашему малышу возможность отреагировать на них так, как он может, — выражением лица (нахмуриванием, улыбкой), жестами.
Вы можете показать крохе яркие книжки, почитать сказки, описать картинки, которые встретятся на их страницах. Не ждите, что книга привлечет малыша больше, чем погремушка
Однако сам процесс будет полезен: начнет вырабатываться осознание того, что, когда ему читают книгу, — наступает «спокойное время», и что прослушивание является важной частью взаимодействия с родителями.
Хотя большинство родителей с нетерпением ждут, когда малыш скажет свое первое слово, эксперты рекомендуют обращать внимание не на это, а на другие, по их мнению, более важные события. Ваш ребенок должен научиться реагировать на вас, когда вы к нему обращаетесь, разговариваете с ним
И в ответ выражать свою радость, волнение и т.д..
Если в возрасте до трех месяцев ваш ребенок все еще будет оставаться равнодушным к вашему голосу, обратитесь к врачу. Быть может, нужно проверить слух или даже то, нет ли проблем с развитием малыша.
Подсказки маме
Последние результаты, полученные при анализе речи, показывают, что каждая мать заслуживает почетного звания учителя словесности (для своего ребенка) благодаря своим способностям, заложенным природой. Есть некоторые приемы, помогающие быстрее наладить общение с младенцем.
Смотрите на слушателя
Начиная разговаривать с ребенком, постарайтесь поймать его взгляд и удерживать внимание малыша, глядя ему в глаза. Так вы скорее ощутите ответную реакцию
Обращайтесь к ребенку по имени. В первые месяцы малыш может не ассоциировать собственное имя с самим собой, но чем чаще он будет его слышать, тем быстрее наладится эта ассоциативная связь — всегда сначала именно эти звуки, а уж потом другие, более разнообразные. В результате ребенок, совсем как взрослый, научится поворачивать голову, слыша свое имя. Старайтесь говорить просто. Используйте предложения, состоящие из 2-3 слов, растягивая гласные: «Хоо-ро-шенький ма-а-а-льчик». Старайтесь избегать служебных слов (как в тексте телеграммы). Не прибегайте к местоимениям «я» и «мне» — они не имеют никакого смысла для ребенка. Говоря ему о себе, используйте слова «мама» и «папа». Сопровождайте речь жестами. Скажите: «Помаши киске ручкой: «бай-бай» и сделайте такой жест, повернувшись к кошке. Младенцы лучше запоминают слова, если они сопровождаются жестами. Ставьте главное слово в конец фразы и делайте на нем акцент, растягивая гласные звуки. Обратите внимание на то, какие звуки ему больше нравятся, и постепенно добавляйте новые. Дети легко могут заскучать, если набор звуков не меняется. Задавайте вопросы. «Мэтью хочет на ручки?», «Пойдем спать?» Беседа в форме вопросов естественно предполагает ответ на вопрос. Поясняйте ваши действия. Когда вы переодеваете или купаете ребенка, рассказывайте ему, что вы делаете — приблизительно так, как это делают комментаторы спортивных соревнований: «Сейчас папа снимет пеленку… а теперь мы положим другую…» Не думайте о том, что со стороны это, возможно, выглядит странно, — помните, что вы разговариваете не с каменной стеной. У маленького человечка всегда «ушки на макушке», он воспринимает каждый издаваемый вами звук и хранит его в неисчерпаемых глубинах своей памяти. Наблюдайте, как начинаются и как прекращаются сигналы. Время от времени ребенок подает вам какой-нибудь знак, привлекая ваше внимание. Он может улыбнуться, посмотреть вам в глаза, протянуть к вам руки, как бы говоря: «Мне нравится, давай, говори». Но не забывайте о признаках, показывающих отсутствие внимания: взгляд в пространство, малыш не смотрит на вас или отворачивает голову в сторону. Это означает: «Ну довольно, давай займемся чем-нибудь другим». Дайте ребенку возможность ответить вам. Задавая ребенку вопрос, дайте ему время «ответить». Ведь так же вы поступаете в разговоре с другими людьми. Делайте почаще паузы, и у малыша будет возможность покряхтеть или издать какойто другой ответный звук. Малыши стараются как-то отреагировать на обращенную к ним речь. Продолжайте вашу беседу. Если вы видите ответную реакцию ребенка или он первым начинает разговор улыбкой, радостными телодвижениями и приятным воркованием, постарайтесь ответить ему. Мимика добавит вашему ответу значимости и поощрит малыша продолжить общение. Читайте вслух. Детские стихи и поэмы отличаются особой музыкальной ритмикой. Если у вас в семье два малыша и вы читаете вслух старшему, уже начинающему ходить, не забывайте, что послушать вас полезно и грудничку; это развивает его внимание. Возможно, когда-нибудь вам потребуется нечто более содержательное, нежели «Гуси-гуси…» Что ж, почитайте вслух свой любимый журнал или взрослую книгу, сохраняя при чтении ритм, привычный для восприятия младенца. Говорите нараспев. Исследователи детской психологии считают, что пение оказывает большее воздействие на речевые центры мозга, чем простая, не оформленная музыкально речь. Не смущаясь тем, что вы вовсе не оперная звезда, начните вашу певческую карьеру с аудитории, состоящей из одного-единственного слушателя — вашего ребенка. Малыши любого возраста любят песенки — как собственного вашего сочинения, так и более известные публике. Выберите с десяток наиболее любимых им напевов и почаще повторяйте их. Робко выраженная 2-месячным малышом просьба повторить этот «эстрадный концерт» — предвестник последующего бурного вызова «на бис»: «Ну еще, еще, мама (или папа)».
Самостоятельность
Не нужно без просьбы о помощи предлагать ее ребенку. Если ему трудно, он сам попросит о помощи. А если он не справляется, надо предложить ему вместе сделать это. Ведь совместные действия сближают. Очень часто ребенок сам может себя обслужить, например, убрать за собой со стола, собрать игрушки или же застелить постель, но он этого не делает. Не нужно сразу кричать на ребенка, а лучше объяснить ему спокойным тоном, чтобы он понял, что его любят. Во время игры надо быть на равных с ребенком, чтобы он чувствовал себя уверенней.
Не нужно делать за детей уроки или же за руку водить их по вузам или колледжам, куда они собираются поступать. У тех родителей, которые делают все за своих детей, не остается времени для себя, для собственных интересов и провождения времени с друзьями.
В разговорах родителей и детей необходимо делать акцент на самостоятельности ребенка. Следует постепенно подготавливать его к независимости, передавать ему ответственность. Например, ребенок привык, что его разбудят в школу, заставят делать уроки, он и надеется на родителей. Он должен сам обрести отрицательный опыт, чтобы постепенно набираться ответственности. Когда же ребенок расстроен, обижен, подавлен, когда ему стыдно, родитель обязан его поддержать, показать, что понимает его переживания или состояние. Ребенок рассказывает о себе все больше лишь тогда, когда уверен и убежден, что взрослый готов его слушать.
Не нужно говорить с ребенком в приказном порядке, например, «ложись в кровать», «помолчи», «делай уроки». В ответ на такие «просьбы» дети обычно сопротивляются и упрямятся. Нельзя предупреждать и угрожать, например, «если ты не прекратишь плакать, я не буду с тобой дружить», или же «если ты не будешь слушаться, я возьму ремень».
Как правильно запрещать что-то ребенку
Во-первых, надо определить насколько действительно необходим отказ в данной ситуации. Есть разница, лезет ребенок в розетку или в новых ботинках в песочницу.
«Нет» и «Нельзя» должны звучать в исключительных случаях, когда есть угроза безопасности, жизни или здоровью ребенка.
Эти слова не должны звучать слишком часто. Чем чаще они говорятся, тем меньше на них будет реагировать ребенок
Он должен понимать, что если мама или папа что-то запретили, то это действительно важно, а не просто какой-то очередной бзик
Во-вторых, надо попытаться отвлечь ребенка, переключить на что-то другое. Постараться сделать так, чтобы не пришлось запрещать
Дети часто легко переключают внимание, если их заинтересовать. И родители должны уметь использовать этот прием
В-третьих, если все таки не удалось отвлечь ребенка и приходится говорить «Нет» или «Нельзя», то делать это надо твердым, строгим, но спокойным голосом. Никаких сюсюканий и извиняющегося тона.
Ребенок сразу поймет, что можно потребовать свое и вероятнее всего получить, что хочется.
Никаких криков и агрессии тоже быть не должно. Если вы начнете вопеть и орать: «Нельзя!», — только напугаете своего ребенка.
Твердо, глаза в глаза: «Нельзя.» Сохраняйте при этом доброжелательность, потому что ребенок наверняка попытается сразу противостоять этому запрету. Может начать возмущаться, скажет что-то колкое, обидится, уйдет со слезами… Это нормальная реакция ребенка на отказ. И ваша задача проявить терпение и остаться спокойным и доброжелательным. Ни в коем случае не реагируйте истерикой в ответ на истерику ребенка.
Есть 3 основных правила, касающихся запретов:
1.Если сказано «Нет», то никакие крики и вопли не должны изменить решение
Вы запретили что-то, но ребенок закатил истерику. Кричит, топает ногами 5, 10, 15 минут… И вы не выдерживаете и разрешаете, только бы этот кошмар закончился. Малыш смекает: «Ага, НЕТ становится ДА, если хорошенько покричать.» И поверьте, теперь каждое ваше «Нельзя» будет встречаться криком. Не допускайте этого.
2. «Нет» должно быть единогласным
Нельзя чтобы папа запрещал, а мама отменяла запрет или наоборот
Очень важно сохранять единую позицию. Даже если кто-то из других членов семьи не будет согласен с решением родителей, он не должен при ребенке этого высказывать
Малыш должен понять, что если ему отказали, то никто другой согласия не даст. Иначе это очень плохо скажется в дальнейшем на взаимоотношениях родителей с ребенком.
3. НЕТ — всегда НЕТ. И сегодня и каждый день
Если сегодня что-то нельзя ребенку, то это должно быть нельзя и завтра, и послезавтра, и всегда. Если по своему настроению родители то запрещают, то разрешают что-то, ребенок просто запутается и не сможет понять правил. И не ждите в этом случае послушания и адекватной реакции на запрет. Потому что ребенок просто не будет знать, как реагировать сегодня на «Нет», если вчера это было можно.
И, наконец, очень важно объяснить ребенку причину отказа или запрета. Зачастую родители просто говорят «Нет», не объясняя причины своего решения
Но нужно найти время и пообщаться с ребенком. Объяснить ему доходчиво, почему сейчас принято такое решение. Для детей этот разговор будет очень важен. Они почувствуют доверие к себе.
Существую также фразы, которые категорически не рекомендуется употреблять в разговоре с ребенком:
- в нашей семье так установлено;
- мы уже все решили;
- просто нельзя;
- потому что я так хочу и все в таком духе.
Благодаря таким фразам ребенок может вырасти неуверенным в себе, закрепощенным, будет бояться высказать свое мнение. Будет все время и за все чувствовать свою вину.
Отказы (нечастые) даже полезны для формирования зрелой личности. Маленький человек должен понимать, что не все может быть дозволено в этой жизни. Он научится ощущать себя хорошо и счастливо не только тогда, когда условия идеальны. И сможет в будущем адекватно реагировать на отказы.
Говорить нет ребенку — это целое искусство. От этих запретов в дальнейшем будут зависеть отношения между родителями и детьми. Но не только. Также от этого будет зависеть то, каким вырастет этот человек и как он будет вести себя в обществе.
Желаю вам удачи в воспитании ваших детей. А тут вы можете почитать, как перестать кричать на своего ребенка.
Поделиться ссылкой:
- 2
Как общаться с малышом
Общение с малышом начинается еще до его рождения. После появления на свет кроха уже знает голоса мамы и папы, узнает их интонации и с первых недель жизни реагирует на них. Ответить словами карапуз еще не может, но он активно общается с родителями с помощью плача, звуков, мимики и жестов. Каждая мама очень быстро осваивает «язык» своего малыша. Чтобы общение с крохой было насыщенным и ярким, молодым мамам придется приложить кое-какие усилия. Эти советы помогут родителям стать отличными собеседниками своим малышам.
Кстати: как узнать причины плача новорожденного ребенка
Никогда не игнорируйте плач малыша
Плач младенца – универсальный сигнал, обозначающий, что крохе нужно внимание. Поводов для этого может быть масса: проголодался, замерз, соскучился по маминому теплу (см ссылку выше);
Очень приятны слуху младенца мамины песенки, ритмичные потешки и пестушки
Кстати, самые удачные из них – «бабушкины», народные песни и стихи. Они проверены временем и несут в себе глубокий смысл;
Чтобы усвоить какое-то понятие, ребенку нужно время. Не ленитесь повторять одно и то же снова и снова, а когда говорите – старайтесь, чтобы ваши слова звучали разборчиво и достаточно медленно;
Общение с малышом должно быть на его уровне. Выражайтесь простыми и короткими фразами, передавайте самую суть и не «загружайте» малыша сложными и недоступными для его понимания деталями;
Читать книги можно с первого месяца жизни, главное – чтобы они были по возрасту. Лучший вариант: крупные и схематичные картинки, минимум текста, а сам текст – в виде коротких ритмичных стишков;
Разговаривайте в присутствии ребенка между собой и обязательно разговаривайте с самим малышом. Живая речь и родительские голоса – главные условия для развития речи;
Общаясь с ребенком, проговаривайте абсолютно все: называйте предметы, действия, комментируйте все, что происходит вокруг. Именно из вашей речи малыш усваивает все понятия и черпает знания об окружающем мире;
Если мама с папой разных национальностей, то есть семья двуязычная, ребенок оба языка будет осваивать, как родные. В других случаях специально обучать малыша иностранному языку не стоит: сначала должна развиться родная речь, иначе у ребенка будет просто путаница в голове.
Всякое общение с малышом должно быть в доброжелательной манере. Очень важны не только слова и смыслы, но и эмоции, а они должны быть позитивными и приятными.
Читаем также: 25 советов как воспитать ребенка в любви и спокойствии
Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал, страницу в Facebook, или группу ВКонтакте.
Занимаемся с двухлетним малышом: учим слова, строим фразы и короткие предложения
Если соблюдать указанные ранее рекомендации, то в два года ребёнок будет разговаривать уже довольно хорошо (может сам строить фразы из 3–4 слов). Но у каждого малыша свой темп развития, и иногда встречаются дети-молчуны, которые в указанном возрасте практически не говорят (очень мало или же на своём «детском» языке), но при этом хорошо понимают всё сказанное.
В два года встречается довольно много детей-молчунов, которые всё хорошо понимают, но почти не разговаривают
Чтобы изменить ситуацию, взрослые должны следовать таким рекомендациям:
- Как можно больше говорить с ребёнком, причём целыми предложениями.
- Постоянное читать книг и беседовать по ним.
-
Демонстрировать картинки на самую разную тематику (овощи, фрукты, животные, транспорт, птицы и пр.) и вместе называть изображаемый объект.
- Предлагать упражнения и игры на развитие мелкой моторики, в том числе лепку из пластилина, специального теста, рисование пальчиковыми красками.
-
Играть в пальчиковый театр (персонажи надеваются на пальцы ребёнка), проигрывать стихотворения с помощью пальчиковой гимнастики.
- Почаще устраивать своему чаду общение с детьми более старшего возраста или сверстниками, которые уже хорошо говорят.
- Эмоционально рассказывать малышу ритмичные и простые стихи (например, А. Барто).
- Устраивать игры-инсценировки, где персонажи (куклы, предметы повседневного обихода, продукты и пр.) должны разговаривать.
Как научить ребенка говорить букву Ш
Еще один «проблемный» среди детей звук «Ш»
Важно начать обучение как можно раньше, что бы не упустить момент и вовремя скорректировать произношение. Начинаем с артикуляционной гимнастики
- «У стоматолога». Ребенок максимально широко открывает ротик, и фиксирует положение на 15 секунд. Повторяем 10 раз. Упражнение укрепляет нижнюю челюсть.
- «Забор». Улыбаемся, верхнюю челюсть ставим на нижнюю. Фиксируем на 20 секунд, мышцы лица стараемся расслабить.
- «Улыбка». Сомкнув зубы, пытаемся растянуть губы в улыбке на 5-10 секунд, повторяем 10 раз.
- «Хоботок». Губы вытягиваем в трубочку как можно дальше. Повторяем 10-15 раз
После разминки приступаем к языковому изучению:
- «Лошадка». Язык прижимаем к небу и клацаем, имитируя лошадь.
- «Часы».Поворачиваясь влево – вправо, повторяем «Тик-Так»
- «Жабка» Делаем движения языком вперед – назад.
- Придумайте свою словесную игру с шипящими звуками.
- С малышом общайтесь без «сюсюкань» с грамотным произношением.