Как научить ребенка ходить: основные эффективные и простые упражнения для детей

Как научить ребенка ходить?

Советы, которые помогут понять, как учить ребенка ходить самостоятельно:

Укрепляйте мышцы ребёнка. Опорно-двигательный аппарат ребёнка должен быть готов к предстоящим нагрузкам. Позволяйте малышу больше ползать, ползание развивает все основные мышцы ребёнка. Занимайтесь с ребёнком зарядкой, гимнастикой. Особенно нравятся малышам упражнения на фитболе – большом резиновом мяче, на котором можно и попрыгать, и покататься. Не стоит забывать про массаж. Полезность массажа для всего детского организма очевидна

Особенно важно проводить массаж стоп.
Стимулируйте его интерес к ходьбе. Это может быть какая-то игрушка, в шаге-двух от дивана, либо взрослый, протягивающий руки к ребёнку

Любознательного карапуза легко вовлечь в игру. Часто родители устраивают малышу игру «папа-мама», когда малыш идёт по очереди к папе или маме, постепенно увеличивая расстояние между родителями. В то же время желательно, чтобы кто-то страховал ребёнка, так как неудачное падение может спровоцировать страх перед хождением и ребёнок на некоторое время перестанет пытаться делать шаги.
Показывайте пример для подражания. Дети очень любят подражать. Гуляя с малышом, покажите ему топающих, бегущих, прыгающих детей, быстро идущих взрослых, предложите ему пройти за мальчиком, или догнать девочку. Хвалите малыша за каждую успешную попытку, радуйтесь вместе с ним.
Правильно поддерживайте малыша. Когда ребёнок учится ходить, важно знать, как правильно нужно поддерживать его. Часто мама держит своего кроху под мышки, однако вряд ли вы сможете держать его идеально ровно и, как утверждают специалисты, именно такая поддержка чаще всего приводит к неправильной осанке в дальнейшем, а также к деформации голеней и стоп. Правильно держать ребёнка за предплечья, либо за кисти рук. В дальнейшем можно поддерживать за одну руку, а когда он начнёт топать более уверенно просто давать ему один палец, пусть сам держится.
Откажитесь от «ходунков». Приучать малыша к «ходункам» даже вредно. Ортопеды утверждают, что в «ходунках» дети неправильно ставят стопу, начинают бегать на цыпочках, и переучить их потом очень сложно. К тому же после «ходунков» нередко дети вообще отказываются ходить, так как это труд, а в ходунках трудиться не нужно. Лучше использовать ходунки-игровые центры, в виде тележки, которую ребёнок толкает перед собой. Неплохой вариант – это «вожжи» и различные каталки.
Правильно выбирайте обувь. Важно чтобы обувь подходила по размеру и полноте, не сдавливала ножку ребёнка, была удобной. Требования к детской обуви — высокая твёрдая пятка, упругая подошва с супинатором, удобная застёжка. Дома малыш может ходить босиком, однако долго ходить босиком по гладкой поверхности не рекомендуют, поэтому лучше надеть носочки с прорезиненной стопой. Польза от таких носочков очевидна – они обладают массирующим эффектом и помогают уберечь малыша от падений, ведь в них не скользко.

Теперь вы знаете, как учить ребенка ходить. Но не стоит огорчаться, если ваш карапуз не освоил навыки хождения к году. Считается, что активные дети начинают ходить раньше, спокойные позже, девочки раньше мальчиков. Ваша цель – помочь малышу и поддержать его, больше с ним гулять и поощрять к ходьбе. Однако если к 11-12 месяцам ребёнок даже не пытается вставать, плохо ползает, вам следует проконсультироваться с врачом.

Подготовительный процесс

У младенца должна быть подходящая обувь. Вязаные носочки плюс нежные туфельки уже далеко не подходят. Лучше всего подойдет обувь из кожи – то бишь легкая и довольно жесткая. В подобной обуви ребенок себя устойчивее будет чувствовать, а следственно и намного увереннее.

Обратите свое внимание непосредственно на тот пол, на каком малыш учится ходить. Сам пол никак не должен быть сильно гладким и безусловно, скользким

В противном случае, ребенок будет чрезмерно много падать.

Важно! Помимо опасности травмы, появляется еще и иная опасность – младенец может утратить уверенность в себе.

Исследуйте подошву всех ботиночек, что приобрели вы для ребенка. Иначе говоря, если вам кажется, что излишне гладкая и будет соскальзывать при ходьбе, то обработайте подошву мелкой наждачной бумагой либо смените обувь.

Осмотрите внимательно то место, где как раз будет учиться ходить ваш ребенок. Пол в данном участке обязан быть ровным и без порожков. Уберите коврики плюс половики, дабы малыш об них не спотыкался. Не забываете об опасной близости заостренных углов мебели. Падая, малютка может удариться об заостренный угол.

Еще один немаловажный пункт – зафиксировано, что применение детских ходунков в определенной степени замедляет развитие и ваш малыш начинает ходить позже, потому как у младенца в ходунках слабеет желание самостоятельно ходить.

Если ребенок не ходит ровно в 1 год, что делать?

Если ваш малыш в 1 год еще даже не сделал хотя бы 3-4 шага без поддержки, вдобавок плохо ходит либо не стремится ходить с поддержкой, стоит или же просто ходит, приподнимаясь на собственные носочки – нужна экстренная консультация детского невролога.

Посторонние

Вопрос взаимодействия с незнакомыми людьми, пожалуй, даже более важен, чем правила дорожного движения и прочее. До ребёнка нужно донести раз и навсегда: ни с каким посторонним человеком, даже если это сосед или ваш знакомый, ни при каких обстоятельствах никуда идти нельзя! Посторонний может позвать посмотреть котят (щенков, хомячков), предложит купить чудо-игрушку, сходить в кино и т.д. Может даже назвать вашего ребенка по имени, сказать, что он ваш родственник (коллега), что его попросили забрать мама или папа – на все посулы ребенок должен уметь сказать категоричное «нет!» И в любой ситуации, когда у него появляется хоть тень сомнения, немедленно звонить вам.

Челябинцы сняли социальный ролик о безопасном пути в школу
Подробнее

Пока не дошло до настоящей беды, можете провести проверку: договориться с кем-нибудь из своих знакомых, которых ребенок не знает, чтобы те попробовали увести его при выходе из школы. Например, назвать по имени и предложить подвезти до дома. Даже назвать ваш адрес. Если ребенок не «клюнул» и тут же перезвонил вам, значит, беспокоиться не стоит. Но если он не прошёл проверку, то следует тут же провести «профилактическую беседу» и объяснить, что в следующий раз такое общение с посторонним может закончиться плачевно. Обычно такого урока хватает на всю жизнь.

Отрепетируйте с ребенком действия при прямом физическом воздействии. Например, если его хватают за руку и насильно куда-то тащат. В этом случае ребенок должен громко кричать заранее заученную фразу. Например, «Помогите, я не знаю этого человека!» или «Это не мои родители!»

Объясните, что в таком случае самое главное – максимально привлечь к себе внимание окружающих. А запугивания, которые могут сопровождать действия незнакомца, всего лишь блеф – убивать ребенка прилюдно никто не будет

Учимся говорить Как научить ребенка ходить и говорить

В этом возрасте ребенок произносит свои первые слова. Сначала случайно, подражая взрослым, например: «ма-ма-ма-ма» — «ма-ма». А потом осознанно, чтобы получить какой-то результат (зовет маму).

Чтобы этот процесс происходил быстрее, нужно постоянно называть людей в квартире, игрушки, окружающие предметы, постоянные действия простыми словами: «мама», «киса», «дай», «мяч» и т. д. Произнося слово, обязательно показывать человека или предмет, к которому оно относится или подкреплять слово действием.

Если ребенок что-то просит — побуждать его назвать предмет словом, а не просто показывать рукой, предлагать ему нарочно другие рядом находящиеся вещи.

Играть

Играя с ребенком, нужно показывать ребенку действия с игрушками, побуждая его к подражанию и подробно изучать с ребенком свойства предмета. Например: это машина, у нее есть колеса, они крутятся, машина может ездить, у нее есть кузов, в него можно положить кубики, машина будет их возить. Или это кукла Маша: у нее есть глазки, ротик, носик и т. д. Давай положим Машу спать, она умеет закрывать глазки. Давай ее покормим, где у нее ротик. Где у нее ручки, смотри, она машет тебе «до свидания» все слова подкреплять действиями и учить этим действиям ребенка.

Среди других предметов вполне могут быть кубики с буквами и цифрами. Ребенок учится понимать и произносить сначала 1-2 слова, затем десяток, затем сотни и тысячи. Почему бы в это же время ему не выучить заодно несколько десятков букв и цифр. К 1 году, если Вы захотите этим заниматься с ребенком, он запомнит только некоторые из них, но ведь и разговаривать хорошо, малыш научится гораздо позже.

Давать ребенку простые задания: дай мяч, принеси машинку. Сначала ребенок научится находить конкретный мяч (свой любимый) и конкретную машинку, а ближе к году сможет найти среди игрушек любой мяч (который он раньше не видел) и любую машинку — так он учится первым обобщениям.

К 1 году ребенка можно научить понимать слово «нельзя», его ведь регулярно приходится останавливать, не давая производить некоторые действия. Но чтобы ребенок хорошо запомнил это слово, запретов не должно быть слишком много.

Читать

В этом возрасте рекомендуется читать с ребенком книжки. Рассматривать крупные картинки, называть их, учить подражать различным звукам зверей и машин. Например: покажи где корова?, как она мычит? А где киса? Как она мяукает? Сначала зверей будете находить и изображать Вы, но очень скоро этому научится малыш. В качестве первых подходят книги с толстыми картонными страницами, особенно нравятся детям музыкальные книги или книжки пищалки.

Чтобы ускорить развитие речевого аппарата у ребенка полезно учить его, повторяя Ваши действия: надувать щеки, высовывать язык, дуть в дудочку или свисток.

Как научить ребенка ходить и говорить ?

После 9 месяцев ребенок активно учится ходить.Чтобы у него это быстрее получилось, родители должны ему помочь.

Как ребенок учится ходить Как научить ребенка ходить и говорить

  • Сначала он встает и переступает у опоры.
  • Затем переходит от одного предмета к другому, расположенному поблизости.
  • Затем ходит слегка придерживаясь о стену.
  • И, наконец, делает первые самостоятельные шаги.

Как ему помочь

— Предоставить ему  возможности для самостоятельной ходьбы: место и свободу.

— Обезопасить пространство, где ребенок учится ходить. Закрыть подушками острые углы, убрать препятствия и т.д.

— Активно заниматься с ребенком

Сначала водить его за две руки, потом за одну.
Первое время нужно крепко держать ребенка за ручки. Когда он освоится и будет топать более уверенно, просто давать ему свой палец — пусть держится сам.
Использование ходунков и  вожжей  препятствуют обучению самостоятельной ходьбе. Ребенок при этом ходит не правильно и не учится правильно падать.
Учить его стоять самостоятельно. Это легче получается, если в руках у ребенка что-то есть

Дети часто сами отпускают опору, рассматривая интересную игрушку.
Подманивать ребенка игрушкой, поощряя его делать первые шаги.
Очень важно, чтобы в самом начале обучения ходьбе ребенок не ударился сильно при падении. Неприятные ощущения некоторые дети надолго запоминают и отказываются ходить самостоятельно.

Когда малыш должен пойти Как научить ребенка ходить и говорить

Здорового ребенка, если с ним регулярно заниматься, можно научить ходить даже в 7 месяцев. Такие примеры существуют не только в литературе, но и в реальной жизни. Но слишком активно стремиться к этому не стоит. Во всем нужны мера и здравый смысл. У маленьких детей голова больше и тяжелее по отношению к туловищу. Чем младше ребенок — тем сложнее ему удерживать тело в вертикальном положении. Тем менее совершенны его движения, тем чаще при самостоятельной ходьбе, он будет падать и больно ушибаться головой.

Ближе к году у детей лучше развивается общая координация движений. Особенно если ребенок хорошо ползает и не ограничен в передвижении по квартире. Большинство детей к этому возрасту умеют удачно падать. При падении назад выставляют руки вперед, складываются и садятся на попу. А при падении вперед: выставляют вперед руки и оказываются на четвереньках. При таких падениях они не ударяются головой. У таких детей обучение ходьбе происходит более безопасно и приятно.

Вариантом нормы считается, если ребенок научился ходить до 1года 3 месяцев.

Еще одна особенность при обучении ходьбе

Детские хирурги (ортопеды) как можно раньше рекомендуют одевать на ребенка хорошую обувь для правильного формирования свода стопы. При постоянной ходьбе по гладкому полу может сформироваться плоскостопие.

Рекомендация очень полезная, но обувь дома лучше начать одевать на ребенка  после того, как он начнет уверенно ходить. Ползать в обуви неудобно и учиться ходить в ней труднее, чем без нее. Поэтому, если одеть обувь на ребенка до того, как он научится шагать самостоятельно, процесс обучения ходьбе значительно замедлится.

Для профилактики плоскостопия в самом начале обучения ходьбе, лучше  делать массаж стоп, а также купить массажный коврик, выполнять на нем некоторые упражнения ежедневной гимнастики: приседания, покачивания на мяче с опорой на стопы и просто шагать по нему.

Существуют еще детские массажные носочки. Они имеют специальные «бугорки» на подошвах. Когда ребенок в них встает на ножки происходит легкий массаж стоп. В них вполне можно учиться ходить, ползать в них тоже удобно, кроме этого они скользят меньше, чем обычные носки.

массажные носочки,  простой вариант

более сложный вариант

носочки можно связать самим

Более подробно о профилактике плоскостопия — в одной из следующих статей.

В этом возрасте дети начинают самостоятельно залезать на диван, стул и т. д. Этому они, как правило, учатся без участия взрослых. Иногда родители узнают об этом достижении ребенка после того, как он свалится с дивана. Дети обычно пытаются слезть вниз двигаясь ползком вперед, в результате падают вниз головой. Спускаться правильно ребенка придется научить Вам, причем начать лучше сразу как только Вы обнаружите что ребенок сам забрался наверх. Заметив, что ребенок собирается вниз, надо развернуть его ножками к краю и показать, как опускать ноги на пол по очереди. Это придется повторять несколько дней подряд. Но малыш очень скоро все поймет и научится спускаться правильно.

Телефон

Если у ребенка ещё нет сотового телефона, обязательно снабдите его «трубкой». Запрограммируйте «горячие клавиши» на номера обоих родителей, бабушек-дедушек и близких друзей или родственников, которым ребенок сможет позвонить одним касанием. Регулярно следите за зарядом аппарата, чтобы его гарантированно хватило до конца дня.

Приучите ребенка к контрольным звонкам. «Я вышел из подъезда» и «я пришёл в школу» должны стать обязательными. Как и сообщения о выходе на обратную дорогу и возвращении домой. Кроме того, если путь туда-обратно занимает много времени, можно договориться, что ребенок будет вам звонить с какой-нибудь контрольной отметки, расположенной на полпути. Так вы всегда будете иметь представление, где находится ваше чадо.

Однако ребенок должен проследить, чтобы в момент звонка рядом не было посторонних. Сотовый телефон, а особенно смартфон в руках у ребенка делает его привлекательной и легкой добычей грабителей.

Вообще, приучите ребенка к понятию «быть на связи», то есть откликаться на ваши звонки при любой возможности и периодически извещать вас, что у него всё хорошо. Например, с перемен между уроками.

Как помочь ребенку сделать первые самостоятельные шаги

Разумеется, сказанное выше не означает, что нужно пустить развитие малыша на самотёк, что ему не нужно помогать — дескать, рано или поздно сам пойдёт. И следить, и помогать — нужно. Первые шаги могут задерживаться как в случае, если мышцы ног ребёнка слишком слабые, так и в случае гипертонуса — то есть тогда, когда мышцы находятся в очень сильном напряжении (в гипертонусе ребёнок не ставит ногу на полную ступню, всё время приподнимаясь на цыпочки). Точную диагностику состояния опорно-двигательного аппарата малыша должны проводить специалисты (ортопед, хирург, невролог). Как правило, если диагностируется гипертонус, доктора прописывают ванночки с травами или морской солью и массаж. Если же малышу необходимо укрепить мышцы, развить координацию движений и вселить уверенность в собственных силах, очень полезной может оказаться специальная гимнастика.

Упражнение 1

Возраст: с 9-10 месяцев, когда ребёнок уже начал переступать, держась за руки взрослых.

Инвентарь: игрушечная коляска или прогулочная коляска самого малыша.

Ребёнок стоит, держась за ручки коляски, взрослый поддерживает малыша. Когда коляска начинает медленно двигаться с места, малыш тянется за ней, наклоняется и наконец делает первый шаг.

Упражнение 2

Возраст: с 9 месяцев.

Инвентарь: стол или любая жёсткая поверхность.

Взрослый сажает ребёнка на корточки, спиной к себе. Крепко держа за бёдра, взрослый раскачивает малыша вперёд и назад, вынуждая встать на ровные ножки. Нужно помочь ребёнку наклониться как можно глубже вперёд, одновременно поддерживая его в области грудной клетки. Если карапуз не спешит подниматься — значит, ножки ещё слабы и упражнение можно оставить, а спустя некоторое время к нему вернуться. Цель упражнения — закрепить умение самостоятельно стоять.

Упражнение 3

Возраст: 6-9 месяцев.

Инвентарь: фитбол средней величины, надутый на 2/3.

Взрослый сажает ребёнка на мяч спиной к себе и, крепко держа за бёдра, наклоняет в разные стороны. Цель — развить координацию движений, научить балансировать и удерживать равновесие.

Упражнение 4

Возраст: когда ребёнок уже умеет подниматься с коленей при помощи опоры.

Инвентарь: любимая игрушка малыша и кресло.

Игрушка по полу передвигается в направлении кресла, «призывая» малыша на четвереньках ползти за ней, поднимается над креслом (чтобы ребёнок попытался опереться об него ручками) и кладётся на край кресла. Если упражнение проведено успешно, малыш должен встать без посторонней помощи, опираясь на кресло.

Упражнение 5

Возраст: 9 месяцев и старше.

Инвентарь: два шеста высотой около 120 см или обруч.

Ребёнок берётся за шесты, взрослый на его ручки сверху кладёт свои. Взрослый начинает медленно переступать вместе с ребёнком, переставляя шесты на манер лыжных палок. В случае если используется обруч, ребёнок находится внутри, а взрослый, передвигая обруч в разные стороны, подталкивает малыша к разным движениям — ходьбе по кругу, вперёд или назад.

Упражнение 6

Возраст: когда малыш перемещается по комнате, держа взрослого за руку.

Инвентарь: длинный шнурок или верёвка.

Шнурок натягивается между мебелью на высоте коленей ребёнка. Держа ребёнка за руку, взрослый подводит малыша к шнурку. Смысл в том, чтобы ребёнок переступил через препятствие.

Как научить ребенка ходить? Что поспособствует развитию навыка?

Первоначально следует убедиться, что малыш готов сделать свой первый шажок. Главными показателями готовности, являются такие действия, с его стороны:

  • умеет вставать с коленок;
  • стоит довольно 
  • передвигается, держась за опору.

Научить ходить – это значит создать оптимальные условия для развития навыка.

По чем и как ходить?

Если у вас в квартире напольное покрытие в виде паркета, линолеума или кафеля, то лучше застелить его ковром. Так как кроха, делая первые неуверенные шаги, будет поскальзываться на таком полу. На ковре ножки не скользят, и ребенок будет держаться уверенней. Как вариант можно приобрести носочки с прорезиненой подошвой.
Любой карапуз чувствует себя уверенней босиком, поэтому спешить и обувать его не стоит. Научить ходить в обуви гораздо тяжелее, чем на босу ногу. Поэтому если на улице лето и есть возможность выйти во двор босиком, смело ее используйте, так как помимо первых навыков хождения, босые прогулки укрепляют стопы и служат профилактикой плоскостопия, про которое вы можете прочесть в статье: «Плоскостопие у ребенка – где грань между нормой и патологией? Какой должна быть профилактика заболевания с самого раннего возраста?».

Выбираем первую обувь

От первой обуви зависит, насколько быстро малыш будит развивать навык хождения. Ведь согласитесь, в неудобной обуви навряд ли захочется ходить долго. Поэтому первая обувка должна соответствовать следующим критериям:

  • размер в размер, ножка не должна болтаться;
  • жесткий задник и высокая пятка;
  • наличие супинатора, так как именно он механически формирует свод стопы в детском возрасте;
  • натуральные материалы, дабы ножку не парило и не вызывало аллергических реакций. Про возможные симптомы аллергических реакций, можно прочесть в статье: «Как проявляется аллергия у детей?».

Лучше всего покупать не на глаз, а только примеряв. Малыш должен пройтись в обновке, а молодым родителям необходимо проверить, не остались ли красные следы на коже ступней.

Расчищаем место для «маневров»

Чтобы научить ходить необходимо пространство, в котором карапуз сможет беспрепятственно перемещаться не держась. Для этого уберите громоздкие и малоиспользуемые вещи из комнаты, где проводит время карапуз. Дайте пространство для первых «маневров». После того как малыш пойдет, постарайтесь расчистить зону для «маневров» по всей квартире, так как ограничиваться одним помещением он не станет.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Клуб родителей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: