Что такое сочувствие
Сочувствию мы учимся с младенчества, чаще всего копируя поведение родителей и близких родственников
Очень важно показать чаду способы выражения сочувствия. Если малыш привык, что после всякой неудачи ему сочувствуют и поддерживают, аналогично и он проявит себя, будучи взрослым
Буддизм раскрывает феномен сочувствия и сострадания как жажду, освободить окружающих от страданий. Буддисты верят, что людская сущность – это сострадание, любовь и доброта. Для выражения сочувствия, человечество нуждается еще и в мудрости.
Интересный взгляд на сочувствие описал Девид Майерс в работе «Социальная психология», где автор дает психологическую характеристику сочувствию. Любая волнительная ситуация в жизни кого либо возможно пробуждает в нашем подсознании так называемый дистресс.
Майерс взял за основу три фактора сочувственного выражения чувств. Во-первых, реагируя сочувствием на угнетенное душевное состояние личности, наша психика неосознанно сводит свой дистресс на нет и убирает внутреннее ощущение вины. Майерс называл это завуалированным эгоизмом. Во-вторых, сочувствуя, мы можем, отвлекаясь от своих переживаний переключаться на переживания других. В-третьих, нас толкает на выражение сочувствия общепринятые правила. Под правилами имеются в виду ожидания социума, которые диктуют конкретное поведение и эмоциональную реакцию. Можно описать это как тактичность, воспитанность и человечность.
Умение сочувствовать окружающим является ключевой чертой в характере практикующего психолога. Карл Роджерс считал, что без этого качества работа психолога будет невозможной. Он описывает, что сочувствие (сопереживание, эмпатия) – это фундаментальная черта терапевта в терапевтических взаимоотношениях с пациентом, и основное требование для личностных изменений самого клиента. Характеристика сочувствия Роджерса была следующей: феномен является сложным процессом, включающий осознание роли, переживаний и принципов индивида. Однако нужно осознавать, что это не примитивное признание переживаний человека, а также умение вовремя выйти за грани возникшей ситуации и оценить ее с нового ракурса.
Сочувствие и сострадание очень нередко употребляются как синонимы, но можно описать разницу в этих терминах так: сострадание – это ощущение грусти, а сочувствие – душевное состояние, способное привнести в жизнь чувство радости.
Аффективная или эмоциональная эмпатия
Это спонтанная реакция, которую ребенок имеет от рождения. Он улыбается в ответ на улыбку, протягивает ладошки, когда к нему тянутся и делает губки «сковородничком», если слышит плач. К подростковому возрасту, многие сознательно отключают эту способность.
Почему так происходит:
- их способность управлять своими и чужими эмоциями еще не развита;
- боятся показать свою уязвимость;
- эмпатия не приветствуется в группе, которой он принадлежит.
Истоки буллинга и проблемной дружбы, свойственной для подростков, скрываются в расстройстве самовосприятия, когда дети легко оправдывают свои поступки и пренебрегают чувствами других людей. Они еще не могут оценить последствия своих поступков, когда обижать слабых, показывать свое превосходство, приносит удовлетворение и повышение статуса среди сверстников. Ребенок сосредоточен на себе самом и чем труднее у него обстоятельства, тем больше он игнорирует чувства обижаемого человека. И такому виду эмпатии вполне возможно научиться.
Принятие здравых решений
Один из самых больших родительских соблазнов — принимать решения за своих детей, чтобы они всегда делали только правильные вещи. Тем не менее мы должны как можно чаще давать детям возможность самим попрактиковаться в принятии решений.
Принятие решений требует, чтобы ребенок призвал на помощь свои так называемые исполнительные функции — контроль поведения, планирование и противодействие искушениям в следовании своим решениям, целенаправленность действий, сосредоточенность. Коротко говоря — самоконтроль. Именно это происходит, когда высшие отделы мозга взвешивают различные варианты. Рассматривая несколько конкурирующих альтернатив, а также последствия выбора каждой из них, ребенок упражняет свой верхний мозг.
Для очень маленьких детей это упражнение должно сводиться к очень простому выбору. Например, уместен вопрос: «Ты хочешь сегодня надеть голубые ботиночки или белые?». Потом, когда дети становятся старше, следует дать им больше ответственности в принятии решений и позволить разбираться с настоящими дилеммами. Например, если у вашей десятилетней дочери возникли накладки с расписанием — на субботу назначены и загородный поход девочек-скаутов, и матч плей-офф ее футбольной команды, и она физически не может быть в двух местах одновременно — поощряйте ее принять самостоятельное решение.
Деньги на карманные расходы — еще один замечательный способ предоставить ребенку возможность практики в решении сложных дилемм. Опыт принятия решений о том, купить ли компьютерную игру сейчас или продолжать копить на новый велосипед, — мощный способ поупражнять верхний мозг.
Главное — дать детям возможность побороться с сомнениями и принять последствия собственных решений. Сопротивляйтесь желанию спасать ситуацию даже тогда, когда они совершают небольшие ошибки и принимают не самые лучшие решения. Ведь ваша цель не в достижении исключительно идеальных решений прямо сейчас, а в оптимальном развитии высшего мозга ребенка.
Проявления в жизни
Рассматриваемое явление играет существенную роль в жизни каждого человека. Она проявляется в различных сферах деятельности.
Медицинская оценка
В медицине под эмпатией понимается значение психологического термина «эмпатическое слушание». Последний термин обозначает понимание эмоционально состояния собеседника и демонстрация этого понимания. Часто проявляется при опросе врачом пациента. Врач, используя эмпатийный механизм, понимает состояние пациента, а последний видит это в поведении, эмоциях врача.
В медицине эмпатия помогает получить максимально объективную информацию о чувствах и мыслях пациента. Ощущая понимание, люди раскрываются, выражают чувства более ярко, рассказывают о состоянии детально и искренне.
Способность к эмпатии в разной степени присуща всем здоровым людям.
Психологическая оценка
Что такое эмпатия в психологии: нормальное эмоциональное состояние человека в соответствующих ситуациях. Существует несколько методик определения ее уровня. Созданы процедуры для улавливания отдельных проявлений этой способности.
При характеристике психологических аспектов эмпатии отмечается сохранение понимания внешнего происхождения состояния, т. е. эмпатичный человек чётко осознаёт, что на нём отражаются чувства партнёра. Если это не происходит, состояние относят к идентификации с собеседником.
Эмпатирующий человек чётко разграничивает свои внутренние, личные чувства и ощущения, которые возникают в ответ на эмоции собеседника. Такое восприятие позволяет активно использовать эмпатию для большего раскрытия переживания, внутреннего состояния пациента.
Педагогическая оценка
Эмпатия является ключевым аспектом социализации, поэтому её развитию большое внимание уделяет педагогика. Ключевая проблема современного образовательного процесса – отсутствие налаженных, доверительных, уважительных отношений между учителями и учениками
И ответственность ложится на взрослого человека – учителя. Преподаватели не умеют встать на позицию своих учеников, чтобы разобраться в проблемах. Отсутствие понимания сказывается на всех уровнях: интеллектуальном, эмоциональном и социальном.
Школа — это не только инструмент передачи начальных знаний молодым людям, но и институт формирования личности, которая должна приспособиться к полноценной жизни в обществе. Без эмпатии этого добиться не получится, поэтому учитель должен на своём примере развивать у детей осознанное сопереживание.
Научная оценка
С точки зрения физиологии, эмпатия воспринимается как способность отражать действие и состояние других существ через активизацию специальных зеркальных нейронов. Известно, что за чувство эмпатии отвечают участки миндалевидного тела и коры головного мозга. Люди с повреждениями этих участков неспособны к контролируемому сопереживанию, не улавливают эмоции и чувства других людей в процессе общения.
Эмпатия и искусство
Значение эмпатии в искусстве переоценить сложно. Эмпатийность важна везде: в музыке, живописи, писательстве, театральной и кинематографической деятельности. Тем, кто создаёт и творит, контролируемое сопереживание позволяет создавать шедевры. Композитор улавливает настроения окружающего мира, людей и создаёт соответствующее музыкальное произведение. Писатель погружается в мир героев своих произведений, чтобы передать настроение в рассказе. Актёры театра и кино понимают внутреннее состояние своего персонажа.
Не менее важна эмпатия для зрителя. Сопереживание позволяет из набора звуков вычленить настроение музыки. Эмпатичная личность ощущает чувства героев рассказов, постановок и фильмов. Такие люди способны сопереживать, но они понимают постановочность происходящего действа.
Как учить договариваться старшего и младшего ребенка, когда возникает конфликт
Дайте понять детям, что любой конфликт решаем. Причем они способны решить этот конфликт сами без участия мамы или другого взрослого. Если вы все время будете приходить и вмешиваться, вам придется делать это постоянно. Дети не будут знать, как справиться самостоятельно.
Есть несколько шагов:
Если в конфликте есть неговорящие дети:
1. Войдите в комнату, возьмите игрушку, насчет которой они спорят, держите ее в руках и теперь придите на помощь. Как?
2. Скажите: «Похоже вы не можете решить, как поделить игрушку. Что же нам делать, как найти способ, чтобы все могли в нее играть?»
3. Спрашиваем говорящего ребенка: «Как ты думаешь, как мы можем играть, чтобы никто не плакал?»
Если в ответ вы слышите: «Я забираю эту игрушку, а он другую» — спросите у неговорящего, хочет ли он другую игрушку. Если малыш не хочет, договариваетесь дальше.
Часто дети за 5 минут находят решение.
Если дети примерно одного и того же возраста и оба разговаривают
1. Зайдите в комнату, наблюдайте за ситуацией и комментируйте, что происходит, — не вмешиваясь, не решая конфликт за детей:
«Васе нравится эта машинка. И Коля тоже хочет в нее поиграть. Вася тянет ее за колеса. Коля отламывает …»
Вы рассказываете, что происходит. В какой-то момент дети начнут слушать вас и успокаиваться.
2. Переходите к следующему этапу решения конфликта — скажите, что нужно найти способ, как двум мальчикам играть без истерик в одну машинку. И вместе путем общения ищите лучшее решение.
Если дети еще не умеют разговаривать
1. Если уже началась драка за игрушку, зайдите в комнату и возьмите игрушку. Скажите: «Я вижу вы уже деретесь за нее, пора всем успокоиться. Я положу игрушку пока сюда. Придя в себя, мы будем договариваться, что делать с машинкой/куклой.»
2. Если вы слышите, что в другой комнате дети начинают ругаться, идите туда как можно медленнее. В половине случаев, как только вы дойдете, все решится само собой. Поступайте так, только если вы уверены, что дети не ведут себя слишком агрессивно и не бьют друг друга.
В любом случае важно оставаться самим спокойными и проявлять терпение. Как ваш ребенок реагирует на просьбу поделиться?
Как ваш ребенок реагирует на просьбу поделиться?
Понравиласть статья? Оцените:
Голосов: 11
Петькины уши. Как научиться слышать других
Сказка помогает детям обсудить необходимость умения слушать другого человека. Особенно полезна тем, кто чаще всего сконцентрирован только на своем мнении.
В одном классе как-то раз заспорили ребята, все ли люди умеют слышать. Больше всех горячился Петька:
— Конечно все, — говорил он. — Ведь у всех людей есть уши.
Большинство ребят так же думало. Некоторые даже уши свои потрогали. А Петька на радостях, что почти все с ним согласились, даже на Ваниных ушах как на гармошке поиграл.
А Лена с Вовой немного посовещались и потом свое мнение высказали.
— Уши здесь ни при чем. Слышать других — значит учитывать мнение другого, его желания и интересы, — сказали они.
— Вот ты сейчас Ваниными ушами играешь, а может быть, ему неприятно, — добавил Вова.
— Это Ваниным ушам может быть неприятно, а не Ване, — отшутился Петька.
А Ванины уши услышали это и на Петьку рассердились. Пошептались они немного с Петькиными ушами и попросили их вставить себе специальные затычки, чтобы Петька через них слова слышал, а мнения и желания других не понимал.
Петька, конечно, заметил, что уши между собой переговариваются. Но не придал значения. Ведь следующим уроком была любимая им физкультура. Мальчики на этом уроке должны были играть в футбол против девочек.
— Ой, мы их разделаем, — радовался Петька.
Переоделись ребята в форму, в зал выбежали, размялись немного. Нужно капитанов в командах мальчиков и девочек выбирать. А Петька в футбол хорошо играл, и очень ему хотелось быть капитаном.
Не услышал он сквозь свои затычки, что многие хотят быть капитанами. И стал громко кричать:
— Я! Я!
И только когда Толик нагнулся к нему и в самое ухо сказал:
— Капитан умеет слышать других.
Понял Петька, что его не выберут, и загрустил. Даже играть ему расхотелось. Сел он на лавочку около окошка и уснул.
Приснилось ему, что гуляет он по солнечной улице. Вокруг него много людей с огромными как бананы ушами. Чтобы они вниз не тянули, некоторые их бантиками связывали.
— Наверное, это девочки, — подумал Петька.
А другие под кепки-бейсболки уши засовывали.
— Верно, пацаны, — решил Петька.
Увидели ушастые люди Петьку, схватили и потащили к Главному.
— Виданное ли это дело, человек с такими маленькими ушами. Казнить его! — кричали люди.
— Не надо, — завизжал Петька. — У меня прекрасные уши. Но куда я попал?
— В страну, где все люди умеют слышать друг друга, уважать желания других. Вот поэтому мы и отрастили такие большие уши, — ласково ответил Петьке Главный.
— От размера ушей это не зависит, — расхрабрился Петька. Чего ему терять, если все равно казнить собираются? — В моей стране слышать других все ребята умеют в нашем классе.
— И ты? — спросил его Главный.
Хотел Петька соврать, да не стал:
— Нет, как раз я не умею. Иначе бы в футбол с ребятами играл, а не с вами сидел.
— Ну, это дело поправимое, — сказал Главный. — У нас в стране есть великие Ушные мастера. Сейчас позовем такого.
Тут подошел к Петьке маленький человечек с ушами в баранки завязанными.
— Доктор Чистые Ушки, — представился он. Заглянул он Петьке в одно ухо, затычку вынул, потом из другого.
— Но этого маловато, — сказал он. — Не знаю, как вам помочь.
— Я сам знаю, — ответил Петька. — Я теперь буду ушами слушать по очереди. Сначала одним ухом — других. А потом другим — себя.
Вдруг правому уху так больно стало.
— Ой-ой, — заорал Петька и проснулся.
А к нему уже Вова бежит.
— Извини, — говорит. — Я нечаянно тебе по уху попал.
— Вот и отлично, — сказал Петька. — Зато меня там не казнили.
Удивился Вова, но ничего не сказал. А Петька отряхнулся и побежал к ребятам.
— Если кто устал, могу заменить, — сказал он. Потом почесал оба уха по очереди и широко улыбнулся.
Что обсудить с ребенком:
- Что значит «слышать» других, почему для этого не нужны большие уши?
- Почему Петьке стало тяжело, когда он перестал слышать других?
- У тебя есть друзья, которые умеют слышать других?
- А ты сам умеешь это делать?
Нравственность
Когда дети могут принимать здравые решения, контролируя себя и руководствуясь в своих действиях сопереживанием и самопониманием, у них развивается здоровое и активное чувство нравственности, представление о том, что правильно и неправильно.
Здесь мы тоже не можем ожидать абсолютной устойчивости из-за незаконченного развития их мозга. Но все же следует как можно чаще поднимать вопросы, касающиеся морали и этики, в ситуациях повседневной жизни.
Другой способ поупражнять эту функцию мозга — предлагать гипотетические ситуации, что нравится многим детям: «Ты бы стал перебегать улицу на красный свет, если бы близко была машина? Если бы хулиган приставал к кому-то, а вокруг не было взрослых, что бы ты сделал?».
Суть в том, чтобы заставить ребенка размышлять о своих действиях и обращать внимание на мотивы собственных решений. И безусловно, учитывайте, какой пример вы подаете своим собственным поведением
Если вы учите ребенка честности, щедрости, доброте и уважению, он должен видеть, что вы воплощаете эти ценности в своей жизни
И безусловно, учитывайте, какой пример вы подаете своим собственным поведением. Если вы учите ребенка честности, щедрости, доброте и уважению, он должен видеть, что вы воплощаете эти ценности в своей жизни.
Понятие и суть
Эмпатия — острое внутреннее реагирование, отклик на эмоции и чувства другого человека. С помощью этой способности можно видеть, понимать, что происходит с личностью на психологическом уровне, разбирать чувства, ощущать переживания.
Это понятие в психологию ввел известный американский психолог Титченер. Ученый доказал, что эмпатия присуща всем, поскольку появляется при рождении.
Это хорошо заметно по поведению малышей — если мама грустит, ребенок будет недоволен, начнет плакать. Если мама смеется — малыш будет улыбаться или сохранять спокойствие.
Активизируется эта способность, когда человек, находящийся рядом, начинает испытывать страх, печаль, грусть. Если оппонент чувствительный, он проникнется ситуацией, начнет испытывать совместное переживание, будет поддерживать расстроенного собеседника.
Виды эмпатов:
- Люди, которые видят психику собеседника, ощущают его боль. Чужие эмоции ощущаются как свои.
- Индивиды, которые умеют считывать состояние, эмоции окружающих, но внутри они остаются холодны, нейтральны к происходящему.
Второй тип может быть опасным, поскольку индивид изучает оппонента, может начать им манипулировать основываясь на его боли, переживаниях.
Эмпатия очень похожа на альтруизм — безвозмездную помощь окружающим, но и она может быть неискренней. Например, некоторые волонтеры помогают для внутреннего вознаграждения. Основываясь на этом факте, можно сказать человек занимается помощью ради собственных интересов и это уже нельзя назвать альтруизмом.
Основные элементы эмпатии:
Понимание окружающих
Субъект обращает внимание на невербальные сигналы собеседника, учитывает его перспективы, потребности. Это позволяет лучше понять позицию окружающих.
Политическая осведомленность
Восприятие властных взаимоотношений, формирование соответствующей реакции на них.
Сервисная ориентация. С помощью этого навыка эмпат оценивает потребности окружающих, может предоставить помощь.
Развитие окружающих. Чувствующий эмпат помогает другим людям в личностном или карьерном росте, если видит какие-либо проблемы.
Принятие и применение разнообразия. Эмпат может пользоваться сильными сторонами других людей, без зависти признавая, что они хороши в определенной сфере.
Эмпатия должна быть нормой для учителей, воспитателей, врачей, психологов. Без этой способности невозможно качественно помочь ребенку, студенту, пациенту.
Как помочь ребенку развить способность к сопереживанию?
Обратите внимание на то, что важно не только учить видеть чувства других людей, но и понимать, что с этим делать. В противном случае эмпатия может вызывать негативные последствия. Например, сопереживая чужому горю, человек придет в замешательство, не имея понятия, как себя вести, и надолго оставаясь с тяжелым чувством беспомощности
«Заразившись» гневом окружающих, люди могут вовлекаться в деструктивное и жестокое поведение группы – это становится основой для развития буллинга и травли. Поэтому, обучая детей сопереживанию, нужно предоставлять им адекватные стратегии поведения
Например, сопереживая чужому горю, человек придет в замешательство, не имея понятия, как себя вести, и надолго оставаясь с тяжелым чувством беспомощности. «Заразившись» гневом окружающих, люди могут вовлекаться в деструктивное и жестокое поведение группы – это становится основой для развития буллинга и травли. Поэтому, обучая детей сопереживанию, нужно предоставлять им адекватные стратегии поведения.
Подавайте пример заботы и сострадания. Говорите о том, как вы сочувствуете другим людям. Делитесь собственными радостями и переживаниями. Показывайте детям, что вы рады их успехам и сочувствуете их горестям.
Учите детей словам, описывающим эмоции. Называйте чувства, которые переживаете вы, другие люди и ваш ребенок. «Мне очень грустно из-за того, что умерла бабушка». «Ты плачешь, потому что испугался? Тебе страшно?». «Твой брат злится, потому что ему не досталось пирога». Поощряйте других членов семьи делиться своими чувствами.
Помогайте ребенку интерпретировать эмоции людей. Спрашивайте: «Как ты думаешь, почему эта девочка плачет?», «Что мог увидеть этот человек, который выглядит таким удивленным?».
Поощряйте сострадание и взаимопомощь. Благодарите детей не только за помощь вам, но и за помощь другим людям.
Не хвалите слишком часто, но напоминайте ребенку о том, что он уже долгое время вел себя как заботливый сострадательный человек.
Поддерживайте детей в стремлении к сотрудничеству
Важно поощрять детей не только к тому, чтобы делать что-то для других, но и вместе с другими.
Подарите ребенку плюшевую игрушку и любимую куклу. Существует стереотип, что это игрушки для девочек
Но психологи отмечают, что даже мальчикам полезно играть с куклами и плюшевыми животными. Это развивает в них навыки заботы о живых существах. Совершенно необязательно предлагать мальчику играть с Барби или пупсом. Вашему маленькому сыну точно понравится большая кукла, похожая на настоящего человечка.
Читайте вместе и поощряйте чтение художественной литературы. Книги рассказывают о судьбах людей, они вовлекают читателя в переживания героев. Обсуждайте эмоции и действия героев книг и фильмов: «Как, ты думаешь, он себя чувствует? Как можно помочь ему почувствовать себя лучше?»
Помогайте детям видеть различие и сходство людей. Объясняйте, что все дети разные. Некоторые худые, другие – полные. Одни бегают быстро, другие – медленно. Кто-то любит играть в футбол, а кто-то – рисовать. В тоже время, есть то, в чем все дети одинаковы. Все едят, пьют, спят, растут; у всех есть чувства, и, самое главное, никому не нравится, когда их обижают.
Никогда не бейте детей! Избегайте ругани и излишней требовательности. Не запрещайте детям выражать чувства. Не говорите мальчикам, что мужчины не плачут. Такое поведение родителей может не только затормозить развитие способности к сопереживанию, но и спровоцировать разнообразные психологические проблемы в детстве и взрослой жизни.
Будьте терпеливы. Никто из нас не может быть эмпатичным и сострадательным всегда, даже взрослые. Чтобы поставить себя на место другого требуется немало душевных сил, это утомляет. А для ребенка освоение любого навыка занимает долгое время и требует множества повторений. Так что помогайте детям научиться эмпатии и состраданию, но не требуйте от них зрелого поведения.
Елена Петрушина
Кто ваш ребенок: «капитан», «рулевой», «пассажир»?
В подростковом возрасте у детей возникает потребность в самоутверждении
В этот период ребенку важно выделяться среди сверстников. Я-родитель предлагает пройти тест на склонность подростка к лидерству.
Пройти тест
Контроль над телом и эмоциями
Другой важной — и сложной — задачей для детей является сохранение контроля над собой. Поэтому мы должны помочь им выработать эти навыки и научить принимать правильные решения, когда они расстроены
Используйте метод, с которым вы, вероятно, уже знакомы: научите их делать глубокий вдох или считать до десяти.
Помогайте им выражать свои чувства. Позвольте им топнуть ногой или ударить подушку. Даже маленькие дети обладают способностью остановиться и подумать, вместо того чтобы бить кого-то кулаками или обижать словами. Чем больше они будут упражняться в рассмотрении альтернатив всевозможным выпадам, тем более сильным будет становиться их верхний мозг.
Почему важно учить эмпатии?
Известно, что дети с высокой эмпатией склонны вступаться даже за тех, кто не принадлежит к компании друзей. Таким образом, дети способствуют уменьшению буллинга (травли) в школах и на улицах. Опыт поддержки и защиты слабых помогает детям приобрести здоровую устойчивую самооценку.
Высокая эмпатия способствует счастью и успеху, когда ребенок становится взрослым. Это касается, в первую очередь, личной жизни.
Они способны к эффективным переговорам, сотрудничеству, хорошо работают в команде. Работодатели часто называют эмпатию одним из важнейших навыков в современных условиях рынка.
Эмпатичные люди проявляют чуткость, распознавая насущные проблемы общества или групп населения, и находят их решения. Например, они изобретают технологии сбора пресной воды для засушливых территорий или легко складывающуюся детскую коляску. Вообще, большинство изобретений удовлетворяют нужды людей, которые трудно угадать без способности к пониманию их проблем и чувств.