Как развивать любознательность у детей дошкольного возраста: советы любящим родителям

Несколько советов для развития любознательности

1. Стоит отбросить мнение о том, что всё, необходимое человеку, уже известно, ведь в любом направлении остаётся непознанное, и всегда есть чему научиться.2. Не стесняться спрашивать. Каждый глупый вопрос удаляет от невежества и приближает к просвещённости.3. Необязательно стремиться к идеалу, достаточно придерживаться уравновешенного состояния: заинтересованность дополнять получением удовольствия от нового опыта. Развитие должно радовать, и тогда всё будет происходить само собой.4. Работать нужно регулярно, хоть и понемногу, чтобы выработались соответствующие привычки. Избегайте крайностей.5. Не отступать: у каждого человека случаются неудачи, даже у великого.6. Развивать интуицию. В сочетании с фундаментальной логикой интуиция даёт потрясающие результаты.

Из литературы

  1. В романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» Татьяна проявляла любознательность в своих ежедневных занятиях, поэтому ей удалось обогатить свой внутренний мир. Она много читала и обращалась даже к такой литературе, которая занимала полки Евгения Онегина — то есть к политическим и экономическим трудам. Это помогло Татьяне освоиться в высшем свете и занять достойное место рядом с высокопоставленным супругом.
  2. В романе Ф.М. Достоевского «Бедные люди» Варенька Доброселова утешалась чтением качественной литературы. Своей любознательностью она заразила Макара Девушкина, который смог существенно улучшить навыки письма благодаря полезному чтению. Оба героя только выиграли от прикосновения к искусству и стали глубже чувствовать жизнь. Любовь к знаниям поспособствовала их развитию.
  3. В рассказе А.П. Чехова «Невеста» главная героиня была от природы трудолюбива и любознательна, поэтому ее не устраивала жизнь в захолустье, где люди ее социального положения не работали и жили в праздности. Ей предстояло замужество, которое освобождало ее от необходимости развиваться. Надежда предпочла рискнуть своим благополучием, чтобы вырваться из удушливой атмосферы бездействия. Тяга к знаниям помогла ей изменить свою судьбу к лучшему.
  4. В романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» любознательность героя граничила с любопытством, поэтому приносила скорее неприятности, чем открытия. Так, Григорий напал на след контрабандистов и едва не погиб, когда они попытались избавиться от опасного свидетеля. В финале главы «Тамань» он корит себя за то, что разрушил жизнь шайки и вынудил ее скрыться из родных мест.
  5. В повести В.Г. Короленко «Дети подземелья» главный герой любил открывать для себя новые места и искал новых знакомств, поэтому он, будучи сыном судьи, не побрезговал гулять среди развалин и общаться с нищими детьми. Эта любознательность проложила ему дорогу к настоящей дружбе. Только помогая Марусе и Вале, он познал жизнь и стал смотреть на нее другими глазами. Эти знания и навыки стали началом его осознанного разговора с отцом, которого он раньше не понимал. Значит, любознательность не только расширяет кругозор, но и делает человека более востребованным и интересным собеседником.
  6. В пьесе А.Н. Островского «Гроза» Кулигин является единственным человеком в городе, который интересуется научными обоснованиями естественных явлений и инновациями. Он понимает, что причитания и суеверия не помогут спасти город от грозы и пожаров, поэтому настаивает на сооружении громоотвода. Только его стремление к знаниям противостоит разгулу стихии, только оно спасет Калинов от бедствий. Как видно, любознательность нельзя недооценивать.
  7. В пьесе А.С. Грибоедова «Горе от ума» Чацкий является единственным человеком, который может помочь России развиться и стать лучше. Почему? Потому что его любознательность мотивирует искать решения для злободневных задач. Только он хочет и может бороться с проблемами отечества. Значит, тяга к знаниям — это непременное качество умного и деятельного человека, которого влекут к себе полезные открытия, необходимые для совершенствования страны.

Причины

Любознательность может восприниматься как врожденное качество многих видов. Она обычная для человека любого возраста от младенца до взрослого, и легко наблюдается в других видах animal; среди них человекообразные обезьяны, кошки и мышевидные. Ранние определения считали любознательность мотивированным желанием получить информацию, которое происходило от страсти или жадности знания, информации и понимания.

Эти традиционные представления о любознательность недавно были расширены взглядом на разницу между любознательностью как врожденной исследовательской поведением, которое присутствует во всех животных, и любознательностью как желанием получить знания, присутствует только у человека.

Советы любящим родителям

Как развивать любознательность ребенка? Любящие родители должны знать понятие любознательность и разные способы ее развития

В домашнем воспитании важно использовать не только развивающие игры и упражнения, но и активно действовать на уровне эмоций, чувств, настроений. В этом плане на формирование любознательности влияет:

Деятельная поддержка всех эмоциональных проявлений ребенка по поводу новых открытий: удивления, радости, восторга, живого интереса, например: «Мама, смотри, оказывается, енотик умеет мыть свои лапки!» или «Папа, я догадался, как вертолет летит!».
Внимание к детским вопросам, на которые обязательно нужно найти правильный ответ. Если родитель не знает, как ответить на вопрос крохи, необходимо найти ответ и вновь вернуться к нему

Полезно, если родитель будет искать ответ вместе с ребенком в энциклопедиях, интернете. Такая совместная работа дает хорошую возможность для развития познавательной активности дошкольников.

Пример родителей, которые сами радуются даже небольшим открытиям в природе, проводят элементарные исследования, например, вместе с детьми выращивая овощи или цветы на даче. Или на прогулке по парку, в лесу, наблюдая за изменениями в природе, или изучая только что купленный бытовой прибор.
Рассказ родителей об известных открывателях, создателях ценных изобретений для человечества, при этом искреннее восхищение новыми открытиями.
В семье необходимо замечать, оценивать и сохранять все открытия собственного ребенка, его достижения. Можно завести альбом с фотографиями, детскими рисунками, выделить место в квартире для поделок.

Когда родители спрашивают, какие условия развития любознательности целесообразно создать в домашней обстановке, можно ответить, что главное — не ограничивать исследовательскую деятельность дошколенка. Лучше обеспечить безопасность для его деятельности, так как дошкольник старается получать новые впечатления везде, где только возможно. Родителям лучше немного опережать своего малыша и предлагать ему разные действия, например:

  • игры (вводить неожиданные предметы в игровые действия: кухонную посуду, бросовый материал; приобретать разборные игрушки: машинки, кораблики),
  • рисование, лепку, аппликацию (показать оригинальные приемы изображения: с крупой, песком, камешками),
  • наблюдения во время прогулки (ставить простые эксперименты: почему вода замерзла, что нужно для роста растений, как происходит листопад),
  • домашние дела (вместе с ребенком пересаживать растения, лепить пельмени, печь булочки),
  • оборудовать комнату ребенка для побуждения к фантазии (ночник в виде земного шара, звездное небо на потолке с изображением созвездий, занавеси как декорации),
  • просмотр мультфильмов, чтение книг, знциклопедии с интересными историческими или научными фактами, картинками, биографиями героев — первооткрывателей,
  • занимательные опыты, которые можно устраивать дома во время досуга, детских праздников (торнадо, волшебная лампа, мыльные пузыри, невидимые чернила).

Важно: чтобы развить любознательность детей, родителям нужно использовать все моменты повседневной жизни для расширения объема знаний, побуждать дошколят задавать вопросы и вместе искать ответы на них

Теории

Как и другие желания и потребности, которые имеют апетитивни качества (например, потребность в пище), любознательность связывают с исследовательской поведением и ожиданиям вознаграждения. Любознательность можно описать как положительные эмоции и получения знания; когда появилась заинтересованность, она считается сама по себе вознаграждая и приятной. Получение новой информации может также считаться вознаграждая, поскольку это уменьшает нежелательные состояния неуверенности. Последствиями попыток подробнее понять эту потребность при уменьшении состояний неуверенности и желания участвовать в приятных опытах исследовательского поведения, стали соответствующие теории любознательности.

Теория двигателя любознательности

Теория двигателя любознательности касается нежелательных опытов «неуверенности». Уменьшение этих неприятных ощущений является вознаграждая. Эта теория предполагает, что человек желает связности и понимание в своих процессах мышления. Когда эта связность нарушается чем незнакомым, неопределенным, именно двигатель любознательности пытается получить информацию и знания о незнакомое для восстановления связной процесса мышления, а когда такое восстановление произошло, процессы любознательности затухают. По этой теории любознательность развилась исключительно из желания понять незнакомые аспекты окружения через применение исследовательского поведения.

Варианты теории двигателя любознательности отличаются в том, является любознательность первичным или вторичным двигателем, и такой двигатель любознательности возник из внутренней потребности понимания и регулирования окружающей среды или или вызванный внешним стимулом. Причины любознательности могут быть от базовых потребностей (например. Голода, жажды) до потребностей в ситуациях, вызванных страхом. Но каждый из таких вариантов соглашается, что любознательность возникает из ситуаций, которые создают ощущение неуверенности или воспринимаются как неприятные, а любознательность помогает развеять такую ​​неуверенность. Однако эта теория не объясняет того, что любознательность часто существует при отсутствии новых или незнакомых ситуаций и такое поведение присутствует у многих видов животных. Так, маленький ребенок, когда скучает в ситуации без возбуждающего стимула, бродить, пока не найдет что-то интересное.

Теория оптимального возбуждения

Теория оптимального возбуждения образовалась из необходимости объяснить желание некоторых людей искать возможности для исследовательского поведения при отсутствии неуверенности или непонятных ситуаций. Эта теория пытается объяснить этот аспект любознательности, предполагая, что человек может быть мотивирована поддерживать приятный уровень возбуждения такой исследовательской поведением.

Концепция любознательности оптимального возбуждения предполагает, что существует желание поддерживать оптимальный уровень возбуждения. Если стимул слишком возбуждающий, возникает поведение «видповзання», а когда среда скучное и не хватает волнения, возникает исследовательское поведение пока что-то оптимально возбуждающе не будет найден. То есть существует врожденная мотивация искать идеальный баланс между состояниями возбуждения. Эта идея пытается объяснить наблюдаемую поведение любознательности даже при отсутствии подозрительных или незнакомых ситуаций. Но хотя теория оптимального возбуждения пытается объяснить проблемные вопросы теории двигателя любознательности, он сам имеет внутренние противоречия. Например, если нужно поддерживать идеальное состояние любознательности, то получение нового знания для снятия такого состояния является контрпродуктивным.

Интеграция в теорию пути вознаграждений

С учетом недостатков теорий двигателя любознательности и оптимального возбуждения, были предприняты попытки интегрировать неврологические аспекты вознаграждения, ожидания и удовлетворения в более охватывающую теорию любознательности. Исследования показывают, что желание получить новую информацию привлекает мезолимбических пути мозга, прямо ответственные за активацию дофамина. Использование этих путей и активация дофамина могут объяснить предоставления ценности новой информации и последующей интерпретации такой ценности как вознаграждения. Этот аспект нейробиологии может дополнить теорию любознательности в объяснении мотивации исследовательского поведения.

Гиганты мысли

Говорят, если человек талантлив, то он талантлив во всем. Гениальные люди стали таковыми лишь потому, что были очень любознательными. Они изучали науки, читали и очень много беседовали с такими же талантливыми людьми.

К примеру, не понаслышке знал, что означает слово любознательность, ведь он и сам был таковым. У него был свой специфический, можно даже сказать, гениальный взгляд на мир. Он очень много читал произведения Томаса Пейна и стремился узнать как можно больше интересной информации. Самое интересное, что этот талантливый человек был глухим, и это его даже радовало, ведь его никогда не отвлекали пустыми разговорами.

Леонардо Да Винчи также был весьма любознательным. Многие говорили, что он не мог насытиться наукой и знаниями. Учитель Леонардо то и дело жаловался на то, что ребенок задает слишком каверзные вопросы, на который тот не может ответить. Итальянский ученый говорил, что Curiosita (с итал. «любознательность») присутствует в каждом с самого детства, и во чтобы-то ни стало её необходимо развивать. Да Винчи всю свою сознательную жизнь изучал предметы и людей, и именно поэтому он был таким талантливым.

Любознательный Альберт Эйнштейн также не является исключением. Он всегда познавал мир, открывал для себя новые горизонты, изучал самые различные науки и стремился узнать как можно больше. Его пытливый ум не давал ему покоя. Разве мог бы нелюбознательный человек открыть для мира целую науку — физику? Конечно, его образованность, пытливость и гениальность помогли стать известнейшим физиком-теоретиком.

  • Любознательность обеспечивает внутренний стимул – для получения новых знаний.
  • Любознательность дарит радость – больших и малых открытий.
  • Любознательность освобождает – от апатии и безучастности.
  • Любознательность даёт возможность – заглянуть за горизонт.
  • Любознательность даёт силы – для активных действий.

Проявления любознательности в повседневной жизни

Наука. Любознательность движет вперед науку; только любознательные и при этом трудолюбивые люди способны к свершению научных открытий.
Образование. Самые лучшие ученики получаются из людей любознательных, так как процесс получения знаний им искренне интересен и отнюдь не является тяжкой обязанностью.
Межличностное общение

Любознательный человек виден в общении: его отличает интерес и внимание к собеседнику.
Туризм и путешествия. Самый лучший отдых для любознательных людей.

Как научиться любознательности

  • Обучение. Чем большими знаниями человек обладает – тем больше растет и его любознательность.
  • Наблюдение. Подмечая детали и нюансы, легче разбудить в себе интерес и к целому; любознательность возрастает в прямой пропорциональности к наблюдательности.
  • Информированность. Получая информацию о новостях, о событиях в жизни города, страны и миру – человек не только создает для себя целостную картину мира, но и «тренирует» свою любознательность.
  • Профессиональная деятельность. Повышая свой профессиональный уровень – человек подстегивает и свою любознательность; без любознательности успех в профессии недостижим.

Ловушки любознательности

Всегда и во всем важно знать не только, что нужно делать, но и то, чего делать нежелательно. Рассмотрим самые распространенные ловушки любознательности

1

Страх

Когда мы живем в страхе, то склонны замыкаться, сомневаться, мы прекращаем рисковать. И это, безусловно, мешает думать нестандартно, когда дело доходит до решения проблем.

Поэтому прежде всего возьмите блокнот и проведите сеанс саморефлексии, задавая себе вопросы о том, чего вы боитесь и почему.

2

Гордость

Гордость – это, по сути, глубокое удовольствие или удовлетворение, вытекающее из собственных достижений. Она может быть как наградой за успехи, так и препятствием для новых открытий.

Если вы хотите быть любознательным, то должны понимать: в этом процессе нет конечной точки, это на всю жизнь. Не позволяйте себе останавливаться на достигнутом и расслабляться. Ведь это глупо – отдыхать от любознательности, разве не так?

3

Невежество

Незнание обычно определяется как общее отсутствие знаний и осведомленности о предмете. А вот невежество гораздо опаснее. Это, скорее, непонимание того, что ты чего-то не знаешь.

Чтобы не попасть в эту ловушку, всегда учитывайте один важный момент: истина в любой момент может оказаться ложной. Безусловно, у вас должны быть принципы и убеждения, однако всегда проявляйте бдительность, наблюдайте за ними и время от времени подвергайте их сомнению.

4

Скука

Нам скучно в полностью изученном пространстве, где мы уже все знаем, у нас нет никаких вопросов, не осталось новой пищи для ума. Скука ограничивает возможности, тогда как увлеченность и любознательность позволяют открывать новые двери.

Можно сказать, что скука – это полная противоположность любознательности. А значит, вы должны ловить себя на этом состоянии ума и активно бороться с ним. Возможно, придется заставлять себя интересоваться миром, а не надеяться, что все пройдет само собой.

Помните, что для развития любознательности нужно прилагать определенные усилия. Если вам скучно, это не значит, что вы такой человек и ничего нельзя изменить. Это всего лишь состояние, из которого можно выйти за считанные секунды, если задать себе правильные вопросы, о которых мы говорили в статье.

Желаем вам удачи!

По материалам https://blog.iqmatrix.com

Советуем также прочитать:

Зачем задавать вопросы?
9 вопросов, которых не задают себе несчастные люди
Сила любопытства
Девять академических «мягких» навыков
Диагностика личностной креативности по методике Е. Е

Туник
Уроки, которым нас могут научить дети
Какие вопросы следует себе задавать
Вопросы, которые помогут понять больше
Погодите, как вы сказали?
10 областей, на которые стоит обращать внимание

Ключевые слова:1LLL

Что такое любознательность?

Любознательность (любовь к знанию) – это стремление к познанию, интерес, лишённый рационального зерна, но лежащий в основе любого открытия. Это ненасытный голод узнать и понять все, что можно о жизни, себе и окружающем мире.

Любознательный человек действительно жаждет знаний, роста и развития. При этом он страстно стремится решать проблемы, воплощать идеи, находить ответы на множество вопросов, которые позволяют оптимально адаптироваться к жизни.

Эта страсть не приходит просто так: она требует терпения и решимости думать, размышлять и задавать сложные вопросы, на которые не сразу может быть получен ответ. Любознательность тесно связана с увлеченностью и энтузиазмом, открытостью для нового опыта.

Естественно, наибольшее любопытство связано с глубоким и ненасытным желанием овладеть незнакомым, что, конечно, требует смелости для выхода из зоны комфорта в мир, полный неопределенностей и сомнений.

Правила любознательного человека

Всегда носите с собой блокнот

Любознательность развивается при помощи двух вещей: вопросов и идей. Ответы на вопросы расширяют наше понимание действительности, что помогает нам создавать новые идеи.

Помните, что мозг ленив, и его необходимо постоянно подталкивать в нужном направлении. Как часто вам приходили в голову интересные, оригинальные мысли, но вы не записывали и потом просто забывали их? Причина проста: лень.

Сложно по нескольку раз в день бегать за блокнотом и искать ручку, чтобы зафиксировать гениальную мысль, поэтому возьмите себе в привычку всегда носить их с собой. Купите максимально удобный блокнот, не жалейте времени и денег.

Что же нужно записывать? Все, что кажется вам достойным внимания. Это легко понять. В вашей голове есть банальные мысли, которые прокручиваются каждый день и не несут никакой ценности. А есть и другие – наблюдения, выявление закономерностей, интересные метафоры. Все это переносите в блокнот.

Бросайте непрерывный вызов самому себе

Это значит, что вы должны подвергать сомнению свои знания, умения, навыки и убеждения. Спорьте с самим собой, ищите что-то новое. Понять, что вы достигли нужного эффекта, можно по ощущению свежего воздуха в голове – это значит, что вы избавились от ржавой мысли, застойной воды и наполнили мозг новой информацией.

Превращайте свои проблемы в игры. Это избавит вас от стресса и скуки, а также позволит практиковать творческое мышление.

Станьте детективом

Станьте ученым, изобретателем, детективом или даже ребенком. Превратите свою жизнь в исследовательскую лабораторию.

Учтите, что эти четыре роли задают совершенно разные вопросы

Ученый постоянно экспериментирует и наблюдает, изобретатель придумывает то, что делает жизнь проще, детектив обращает внимание на детали, ребенок играет и творит без страха ошибиться

Шаги по ступеням любознательности

По утверждению педагогов, воспитание любознательности и познавательных интересов начинается с раннего детства. Именно в этот период малыша привлекают не игрушки, а манят шкафчики с открывающимися и закрывающимися дверцами, сковородки, кастрюли, электрические розетки, папины дискеты, мамина косметика, бабушкино вязание, кошкины миски. Да мало ли чего любопытного может обнаружить малыш в один — два года! Для родителей — это самый беспокойный, но в то же время важный возрастной период, когда действия с предметами, то есть предметная деятельность, становится главной в жизни крохи и может удовлетворить его любопытство.

Важно: активное общение с малышом в период раннего детства и обучение новым предметным действиям помогает развивать стремление ребенка к познанию неизведанного, ведет его к новым исследовательским действиям!

Когда малыш начинает говорить, развиваются его познавательные интересы. Это выражается в тяге к самостоятельности, желании быть «как взрослый», стремлении к более полноценному общению с взрослым. На этом этапе расширяются знания об окружающих предметах, поэтому детская любознательность становится очень заметной для окружающих, находя свое выражение в появлении множества разнообразных вопросов: «Почему листья зеленые», «Как получается дождь?», «А радуга, это что?». Не зря возраст от 3 до 5 называют возрастом почемучек.

В старшей возрастной группе продолжается дальнейшее развитие интересов детей любознательности и познавательной мотивации, что можно увидеть по следующим признакам:

  • на фоне формирующегося логического мышления, расширения кругозора у дошкольников появляются зачатки исследовательских действий;
  • на основе разнообразных интересов развивается мотивация к новым знаниям;
  • если ребенок любознателен, он старается проникнуть в устройство предметов, проявляя интерес к их сущностным характеристикам, свойствам и назначению
  • эффективность любознательности проявляется в количестве и качестве задаваемых вопросов, умению строить предположения, аргументировано выражать свою точку зрения.

Как развивать любознательность

Конечно, некоторые рождаются более любознательными, чем другие, но эту черту можно и развить. Школа обычно пытается вытравить из нас это качество, так что формальное обучение вам не поможет. Придётся самому .

Играйте

Попробуйте такую простую игру на любознательность, когда сидите в кофейне. Попытайтесь подсчитать, сколько выручки получила кофейня за то время, пока вы там находитесь. Затем представьте, сколько у владельцев уходит на аренду, зарплату сотрудникам, продукты и какая в итоге остаётся прибыль. Потом вам станет интересно, сколько они продержатся, если дела будут идти в том же духе. А там вы уже представите и три следующих заведения, которые займут это место, когда кофейня разорится.

Будьте любознательны на работе

Любознательные сотрудники постоянно что-то изучают, пробуют и придумывают новые идеи, которые могут принести пользу компании. Не бойтесь проявлять любознательность. Даже абстрактные вопросы, вроде бы никак не связанные с вашими повседневными обязанностями, помогут вам развиваться и увеличат вашу ценность как сотрудника.

Не зацикливайтесь на обучении

Изучить что-то новое гораздо проще и быстрее, чем мы привыкли считать. Конечно, когда мы пытаемся выучить что-то только ради престижа, процесс становится медленным и болезненным. Но в порыве любознательности можно учиться с головокружительной скоростью.

Так что интересуйтесь всем. Будьте любознательны. И не забывайте, что бурный рост случается благодаря любознательности, а не знаниям.

Любознательность — это проявление большого интереса к знаниям и наукам. Считается, что это качество очень помогает людям в течение всей жизни. Любознательный человек владеет огромным багажом знаний, которые, несомненно, помогают ему в различных жизненных ситуациях. Многие люди считают, что любознательность — это любопытство, однако на деле оказывается, что это два абсолютно разных понятия.

Любопытство имеет огромное количество отличий от любознательности. И хоть каждое из этих понятий в буквальном смысле означает интерес, цели в них преследуются разные. Любопытство основывается на интересе к чужой жизни, к сплетням и к различным обстоятельствам, которые никоим образом не помогают человеку в жизни.

Стремление «всунуть нос» в чужие дела не может принести нечего полезного, а служит только неким развлечением. Мало кто любит любопытных людей, ведь их постоянный интерес может вызывать только раздражение. А в свою очередь любознательность — это качество, которое развивает человека во многих сферах. Любознательные люди, как правило, пользуются популярностью и вызывают интерес у окружающих. Еще бы! Ведь с ними так увлекательно.

Любопытство, любознательность: можно ли его развить или это врожденное?

Жажда знаний и любопытство является движущей силой человеческого развития и успеха во всех без исключения направлениях жизнедеятельности. Но безудержное любопытство, как известно, может стать причиной проблем: не суйте нос не в свои дела, говорит всем известная пословица.

Итак, вопрос: почему люди так любопытны? И есть ли у ученых объяснение этому феномену, например определение этого врожденного влечения к познанию мира? На этот вопрос отвечает Гранд Кэррин, научный журналист онлайн-издания livescience.com. С оригиналом статьи, которая объясняет основы психологической тяги людей к знаниям, можно ознакомиться здесь

Что касается определения, на самом деле данный тип комплексного поведения людей (в большей степени) и животных (в меньшей) настолько сложен и многообразен, что дать четкое определение данному феномену ученые не могут уже более ста лет.

Так, Уильям Джеймс, один из первых современных психологов, в 1899 году сформулировал любопытство как «импульс к лучшему познанию», подчеркнув, что это желание понять то, что вы знаете, а что — нет.

Иван Петрович Павлов, известный русский и советский ученый, создатель науки о высшей нервной деятельности, определял любопытство у собак как новый спонтанный стимул через рефлекс, который заставляет их сосредоточиться спонтанно на чем-то новом, что приходит в орбиту их исследований.

Несмотря на то что к консенсусу ученые так и не пришли до сих пор, общая теория такова: любопытство — это определенный способ сбора информации, присущий высшим формам жизни на Земле. Психологи также согласны с тем, что любопытство не связано с удовлетворением насущных потребностей, таких как голод или жажда, скорее это внутренне мотивированное желание.

Кто любопытней всех на свете? Младенцы!

 фото: Henley Design Studio / unsplash.com

С другой стороны, младенцы, которым приходится много учиться за очень короткий промежуток времени, независимо от их генетических предрасположенностей, используют любопытство в качестве «инструмента для выполнения задач».

Множество исследований любопытства младенцев и детей постарше показывали достаточно интересные результаты. Например, исследование 1964 года показало, что младенцы в возрасте от 2 до 6 месяцев стали менее заинтересованы в изучении сложных визуальных паттернов (объектов, вещей).

Через 20 лет исследование 1983 года показало, что младенцы в возрасте от 8 до 12 месяцев буквально тянутся к новым, неизвестным им вещам, но как только привыкнут к ним, объект становится для них не таким притягательным…

Интересно, что такая тенденция, называемая «перцептивной любознательностью» (обусловленной поиском информативной стимуляции), наблюдается не только у младенцев, но и у взрослых людей и животных. Этот механизм побуждает их исследовать новые вещи, пока они в конце концов не потеряют к ним интерес.

Как показывают эти исследования, младенцы делают это постоянно. Детский лепет является одним из примеров изучения.

Младенцы начинают повторять гласные в течение нескольких месяцев после рождения, но такое «лепетание» также демонстрирует применение перцептивного любопытства. Сначала ребенок начинает издавать анатомически возможные случайные звуки, достигая звука, близкого к звуку его родителей.

В конце концов дети наткнутся на такие звуки, которые наиболее приближены к голосу и тембру их родителей, и подумают: «Это похоже на то, что сделали бы мои мама или папа» и далее закрепят результат и разовьют его, повторяя и произнося звуки, а затем и слова снова и снова. И вот уже маленький человечек глаголет «мама» и «папа» и быстро обучается человеческой речи.

Одним из механизмов развития этого важнейшего навыка коммуникации, на базе которого была построена наша цивилизация, является именно любопытство.

Высказывания о любознательности

Любознательность — это составляющая активного ума, которая во все времена волновала учёных, писателей, художников. Эдвард Фелпс призывал поддерживать в себе огонь любознательности, который не позволит иссякнуть смыслу жизни. По словам Анатоля Франса, лишь благодаря любознательности мир богат учёными и поэтами. Жан-Жак Руссо справедливо отмечал, что человек является любознательным по мере своей просвещённости. «Любопытство — двигатель прогресса!» — высказывание Андрея Белянина. По словам Марии фон Эбнер-Эшенбах, любознательность — это любопытство, которое касается серьёзных предметов, и его справедливо можно называть «жаждой познаний». Любознательный человек всегда пользуется популярностью в обществе, с ним приятно беседовать и невозможно заскучать, а его многосторонние интересы и увлечения способствуют приобретению новых друзей. Любознательные дети отличаются инициативностью, целеустремленностью, трудолюбием, настойчивостью, уверенностью, успеваемостью в учёбе. Таким образом, развитие любознательности становится одной из важных задач в современном образовании.

Любознательность — интеллектуальное (эпистемическое) любопытство

 фото: Kristi Evans / pexels.com

Но неужели любопытство «сидит» в нас на генном уровне и уровне рефлекса? Можно ли развить его в себе? Да, можно и даже нужно!

С другой стороны, что присуще исключительно людям и нет ни у какого другого вида существ на планете, — это так называемое «интеллектуальное (эпистемическое) любопытство».

По-научному это звучит следующим образом:

Если упростить вышесказанное, то можно выделить следующее: эпистемическое любопытство — это стремление к познанию. Его выявляют с помощью вопросов о том, испытывает ли человек интерес к приобретению новых знаний и когнитивной обработке информации, связанных с новыми, сложными или неоднозначными стимулами. Им можно управлять вполне осознанно.

Остин Фуэнтес, профессор антропологии из Принстонского университета, говорит, что интеллектуальное любопытство — это то, что отделяет людей от других животных, делает из людей настоящих исследователей и развивает технологии…

Но с этим даром стоит обращаться очень осторожно. Иногда проверка новой идеи может привести к катастрофе

«Любопытство, вероятно, привело к вымиранию подавляющего большинства людей», — подытоживает Фуэнтес.

Итого:

Любопытство — это движитель прогресса цивилизации. Оно присуще и людям, и животным с рождения. Без него мы бы не смогли научиться ходить или говорить, а значит, и стать социальными животными. Но ученые выделяют несколько видов любопытства и любознательности, последнее из которого, эпистемическое любопытство, подразумевает возможность осмысленного изучения окружающего мира и его объектов.

Но люди должны знать меру в своем стремлении к изучению, поскольку… любопытной Варваре на базаре нос оторвали!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Клуб родителей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: