Нравственное развитие
Нравственное развитие ребенка в какой-то степени начинается с рождения. Малыш чувствует мамино тепло и любовь (или наоборот, отторжение и нелюбовь), учится воспринимать мир и отношение.
Психологи подразделяют, что нравственное развитие ребенка связано с возрастными этапами:
С рождения до года. Ребенок еще не в состоянии понять, какие различия существуют между добром и злом. Малыш воспринимает только то отношение, которое чувствует. Дети в этом возрасте еще не обладают осознанностью, но способны воспринимать мир по ощущениям. Младенческая чуткость позволяет распознавать добро и зло интуитивно.
От 1 до 2 лет. Малыш учится познавать мир, но пока не знает, как это делать
На этом этапе важно не ругать ребенка за проступки, и предотвращать их. Боитесь, что стянет нож со стола – не оставляйте нож в пределах доступности.
- От 2 до 4 лет дети нередко ударяются в крайности: становятся слишком добрыми или слишком агрессивными. Ребенок не чувствует грани, не осознает степени обиды или радости других людей, поэтому на этом этапе нравственное развитие должно быть полностью под контролем взрослых.
- От 4 до 5 лет. Малыши становятся управляемыми и лучше понимают, что такое добро и зло. В этом возрасте ребенка рекомендуют чаще хвалить и меньше ругать.
В этом возрасте малыши часто копируют поведение взрослых, подражают манерам и стилю разговора. Следите за собой и будьте вежливы с окружающими, не позволяйте грубости и критики в присутствии ребенка.
От 6 до 8 лет, когда дети становятся активными участниками социальной жизни. Приходит осознание, что другие люди могут чувствовать, обижаться, предъявлять претензии. В этом возрасте малышам следует знать, что есть общественные правила, которых нужно придерживаться.
От 8 до 11 лет. Ребенок формирует свое мнение об обществе, людях, поступках. Формируется мнение о себе, назревают вопросы в области полового воспитания. В это время дети осознанно ставят себя в противовес взрослым
Крайне важно быть с детьми на связи и обсуждать интересующие темы.
От 12 до 17 лет. Период переходного возраста полностью переворачивает детское понимание мира
Многие уроки дети получают самостоятельно, многие вопросы решают сами. Нравственность и безнравственность становятся под сомнение, максимализм во всем мешает видеть очевидное и адекватно воспринимать жизненные ситуации.
Подростковый возраст приносит проблемы с родителями, почти всегда есть возможность конфликта «отцов и детей»
Поэтому с детьми в это время важно сохранить доверительные отношения и продолжать мягко воздействовать на их поведение. . После 18 лет молодые люди уже имеют собственную систему жизненных взглядов и способны отстаивать имеющееся мнение относительно каких-то ситуаций и устоев
Недостаток жизненного опыта все же может негативно повлиять на формирование нравственности повзрослевшего подростка. Поэтому важно продолжать оставаться в контакте детьми и разговаривать о насущных проблемах
После 18 лет молодые люди уже имеют собственную систему жизненных взглядов и способны отстаивать имеющееся мнение относительно каких-то ситуаций и устоев. Недостаток жизненного опыта все же может негативно повлиять на формирование нравственности повзрослевшего подростка
Поэтому важно продолжать оставаться в контакте детьми и разговаривать о насущных проблемах
Нравственное воспитание – от колыбели до седин
Нравственные качества личности зарождаются и формируются в семье. Как бы ни казалось это уделом дипломированных педагогов, но основы морали всегда задают родители. Так было сотни веков назад, так будет всегда. Первые понятие о морали дает малышу его мама, с улыбкой и легкой строгостью поясняя, что есть хорошо, а что плохо. «Плохо – тянуть за волосы сестричку, говорить грубые слова, или показывать язык, но хорошо благодарить за вкусный обед, поздороваться с кем-то или оказать помощь» – это пример, а их можно привести сотнями. Элементы нравственного воспитания прослеживаются в каждом моменте повседневной жизни. Нравственным образцом для ребенка всегда будет родитель, каким бы он ни был
Именно поэтому так важно дать неокрепшей личности правильный пример для подражания
?
Формирование личности – процесс сложный, долгий, требующий внимания терпения от родителей и от образовательных учреждений, а также всего общества. Прививая моральные качества, следует учитывать возраст индивида, его возможность (готовность) принять информацию, понять ее и правильно переработать.
Нравственное воспитание включает:
- Формирование чувства нравственности;
- Культура личности и культура поведения;
- Осознанная связь с обществом;
- Создание нравственных понятий (принципов);
- Формирование поведенческих норм.
Что такое нравственность и почему она не всем знакома?
Для начала ответим на вопрос, что такое нравственность. Под нравственностью понимают умение различать правильные и неправильные намерения, поведение и поступки людей. Нравственность напрямую связана с моралью и этикой.
Эти понятия и особенности закладываются с раннего возраста и являются основой воспитания. Гармоничное развитие личности связывается напрямую с нравственными устоями в семье, моральными принципами родителей и близких людей.
Ребенок – наивное и доверчивое существо. Отсутствие жизненного опыта и негативных переживаний делают его уязвимым к беспринципным и жестоким отношениям и поступкам. Задача взрослых – правильно и доступно разъяснить малышу, что не все люди искренни и добры, не все поступки основаны на желании помочь и оказать содействие.
6 способов нравственного воспитания
Так как же организовать нравственное воспитание в семье? Есть несколько способов, которые помогут вам в этом.
Дети часто ориентируются не на нравоучения, а на поступки родителей. Если у взрослых слова расходятся с делом, например, родители запрещают драться, но сами бьют детей, ребёнок будет считать правильным именно такое поведение
Поэтому важно самим демонстрировать поведение, которое вы ждёте от своих детей
2. Положительное подкрепление
Замечайте то поведение, которое вы хотите видеть чаще, хвалите и благодарите ребёнка за него. Если ваш сын первый раз сам помог младшему брату, не стоит раздражённо бросать что-то типа: «Ну наконец-то, давно пора». Выделите положительные стороны: «Я заметил, что ты помог брату переодеться после прогулки, я очень рад, что ты сам вспомнил об этом, взрослеешь». Одобрение взрослых поможет ребёнку увидеть, что он поступает правильно.
Однако если ребёнок делает что-то, что вам не нравится, не оскорбляйте его и не навешивайте ярлыки «оболтус, безалаберный, вырастешь преступником», не отказывайте ребёнку в любви (такого плохого мальчика я не буду любить). Лучше концентрируйтесь на эмоциях: «Мне кажется, Лена расстроилась, что ты толкнул её. Никому не нравится, когда его толкают, и мне не нравится, думаю, что тебе тоже было бы неприятно». И не ждите мгновенных извинений и раскаяния. Для того чтобы желаемое поведение закрепилось и перешло в личные убеждения, необходимо время.
3. Взаимодействие с эмоциями
В основе нравственности лежит отзывчивость и способность понимать, что чувствуют другие, поэтому важно не запрещать ребёнку испытывать эмоции, а, наоборот, интересоваться тем, что чувствует ребёнок и рассказывать о себе. «Почему ты расстроился? Что ты чувствуешь? Я очень испугалась, когда ты задержался после школы, а твой телефон не отвечал»
Это поможет детям развить эмпатию и научиться понимать себя и других.
5. Примеры других людей
Школьники могут копировать не только поступки родителей, но и поведение посторонних. Например, если дети наблюдают агрессивное поведение, то и сами ведут себя агрессивно. Эту закономерность хорошо демонстрирует
6. Программа нравственного воспитания детей
Конечно, чем раньше вы начнёте закладывать основы нравственности, тем проще будет даваться процесс нравственного воспитания детей в дальнейшем. Но при этом никогда не поздно помочь ребёнку изменить своё поведение на более конструктивное.
Курс модификации поведения 7Sps — это программа нравственного воспитания подростков. Занятия проходят дистанционно, дети занимаются самостоятельно, а психологи оказывают поддержку и отвечают на вопросы по телефону, электронной почте или в онлайн-чате — способ общения школьник сможет выбрать сам.
Также программа модификации поведения станет отличным подспорьем, если у вас есть возможность уделить время развитию нравственности у своих детей, но вы не знаете, с чего начать и как научить главному. Через 2-6 недель вы заметите, как меняются убеждения вашего школьника, и, как следствие, его поступки.
Занятия полностью анонимны, поэтому ни у вас, ни у вашего ребёнка не будет необходимости объяснять учителям и одноклассникам, почему вы решили обратиться за помощью.
И помните, хотя духовно-нравственное воспитание личности возможно в любом возрасте, не стоит пускать этот процесс на самотёк и ждать, когда подросший ребёнок разберётся сам. Помогите ребенку сформировать нравственные ценности уже сейчас.
-
Л. Обухова, «Возрастная психология».
Примеры моральных ценностей
Примеры моральных ценностей современного человека можно разделить на следующие группы:
- Семейные ценности. Необходимо прививать их с рождения, подготавливая детей к будущей роли родителей. Внимательное отношение и любовь к ребенку формируют правильное восприятие семьи и позитивно влияют на развитие гармоничной личности. Девочки как будущие матери и мальчики как будущие отцы должны воспитываться так, чтобы осознавать ответственность и правильно понимать родительские обязанности.
- Личная свобода. Имеется в виду свобода личности и независимость как одна из моральных ценностей неправильно под словом «свобода» понимать распущенность и вседозволенность. Здесь имеется в виду соблюдение личных границ и уважение себя и других людей как равноправных представителей социума.
- Совесть. Следует воспитывать у ребенка способность критически оценивать собственное поведение и мысли, контролировать желания и поступки.
- Милосердное отношение к окружающим. Подавайте ребенку пример, помогая старшим, вежливо разговаривая с людьми, проявляя сострадание.
- Собственное достоинство, честь, благородство.
Используйте дополнительно литературные произведения, мультфильмы, которые учат добру и состраданию. Ребенок поймет, что значит сочувствовать и сострадать, осознает значение помощи другим людям.
Почему важно воспитывать в детях нравственность
Иногда можно услышать мнение, что и без нравственности можно прожить, и вообще, зачем нужно придерживаться каких-то непонятных правил? Ведь свобода превыше всего. Но концепция нравственного воспитания играет огромную роль в нормальном функционировании общества, где человек человеку друг, а не волк.
Можно выделить следующие функции, которые выполняет нравственное поведение:
Регуляция общественного поведения. Воспитание духовности и нравственности помогает людям взаимодействовать, учитывая интересы других. При этом не только нам нужно учитывать интересы других, но и другие должны учитывать наши интересы. Это делает жизнь комфортной для всех членов общества, обеспечивает защиту и гуманное отношение к более слабым и менее защищенным людям. Оценка и регуляция своего поведения. Человек, который обладает внутренним пониманием того, что такое добро и зло, критично оценивает свои поступки и руководствуется принципом «личная свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека». Например, прежде чем обрезать растения в кабинете, нужно подумать, не задевает ли моё поведение других людей? Эти растения выращивал не я, учитель расстроится, а растения погибнут — получается, я причиню вред другому человеку и уничтожу чужое. Оценка чужого поведения. Нравственное воспитание личности также помогает увидеть, когда другие нарушают общественные нормы, мешают другим людям и причиняют кому-то вред. Соседский хулиган мучает котёнка, правильно ли это? Не требуется ли моя помощь слабому и беззащитному существу? Комфортное существование в обществе
Человеку очень важно формировать крепкую и здоровую привязанность с другими людьми — это существенно
Нужно ли уступить место пожилому человеку? Можно ли брать чужое? А портить школьное имущество? Донести мусор до урны или бросить в кусты? Включать ли громко музыку ночью? Во всех этих ситуациях человек делает выбор, опираясь на свои внутренние, нравственные нормы.
Что такое нравственность
О ней всегда любили поговорить
Ей уделяли внимание педагоги, психологи, религиозные деятели. Нравственные нормы были и есть основой цивилизации, общества
Это единство душевного и духовного в человеке, то, что обеспечивает его поведения в обществе, его отношение с миром. Наиболее распространенный синоним нравственности – мораль.
Что это для личности? Это ее желание оценивать свои сознательные действия (состояния) на основании принятых им норм поведения. Измерителем собственной нравственности для нас является совесть. Это та самая шкала, которая определяет баланс плохого и хорошего в нашем поведении. Каждый из нас имеет шкалу для измерения нравственности, свои критерии, свои правила, которые он получает с воспитанием в семье, школе, с религиозным учением и во взаимоотношениях с окружающим его обществом.
Если этимологически разобрать этот термин, то сразу выявляется корень «нрав» – характер. Впервые понятие «нравственность» было введено в 1789 году и опубликовано «Словаре Академии Российской».
Что такое нравственное воспитание?
Что же такое «Нравственное воспитание»? нравственное воспитание представляет собой определенную систему воздействия на человека, способную к формированию моральных качеств: ответственности, гуманности, культуры поведения.
Нравственное воспитание начинается в семье, продолжается в дошкольных и школьных учебных заведениях, а также при самостоятельном решении жизненных проблем и ситуаций.
Нравственное воспитание предполагает расстановку акцентов на сильных и положительных качествах личности, а не на негативе. Следует поощрять хорошие поступки, сострадательность и милосердие, правильно объясняя детям об отрицательных сторонах отдельных личностей.
Нравственный человек – продукт воспитания моралью
Любое воспитание имеет свою конечную цель. В нашем случае целью является личность, обладающая определенным набором качеств, таких как доброта, честность, трудолюбие, щедрость, эмпатия, надежность, а также верность. Нравственность есть качество индивидуальное для каждого. Каждый из нас вносит в это понятие свои характеристики. Определенные моральные качества диктует человеку его профессия: солдат должен быть смел, доктор и педагог – добрым, человечным, судья – честным, а пожарный – самоотверженным.
Стоит ли намеренно заниматься нравственным воспитанием? Об этом писал Л.С. Выготский, утверждая, что попытки намеренного обучения нравственности бессмысленны. Такое воспитание должно осуществляться незаметно, как бы растворяясь в повседневной жизни. Нельзя воспитать лекцией нравственности. Лучший метод – пример родителей и педагогов. Воспитание нравственностью происходит в процессе просмотра фильма, беседы или чтения рассказа с последующим анализированием поведения и чувств героев. Невозможно представить специального занятия «по морали», это было бы просто нелепо. Претворяя в жизнь идею нравственного воспитания, педагог должен уметь «растворить нужную порцию воспитательной деятельности» в привычный учебный процесс. Уметь правильно и четко организовать свою нравственно-воспитательную деятельность так, чтобы ребенок об этом не знал, а только чувствовал и впитывал, как губка – это признак мастерства педагога. А результатом станет зрелая, нравственно воспитанная личность, богатая духовно и выносливая психически – отличная основа для нашего «светлого завтра».
Нравственное воспитание школьников
Ученики начальных классов переживают изменения в нравственной сфере. Первоклашки должны следовать нормам и правилам, установленным и контролируемым постоянно. Младшие школьники готовы к осознанию всех правил и норм, они постоянно применяют навыки общения с одноклассниками, учителями, товарищами. В этом возрасте дети не готовы к выработке своих нравственных устоев, это обусловлено возрастными изменениями. Авторитет родителей, учителей, более старших товарищей пока играет большую роль. Поэтому ребенок воспринимает как положительную так и отрицательную позицию.
На нравственное воспитание в подростковом возрасте оказывает большое влияние взросление и общественное мнение.
В современном мире школьников средних и старших классов больше интересуют не походы с палатками, а гаджеты, игры (порой несущие жестокость и насилие). Нравственное воспитание подростков является показателем всесторонне развитого человека. Морально адекватные люди с уважением относятся к Родине, чтят родителей и пожилых людей, достаточно уверенные в себе.
В старшем школьном возрасте у учеников возникают нравственные убеждения, которые придают больше уверенности, покладистости в поведении.
Нравственное воспитание заключается в умении проявлять эмоции, усваивать правила и нормы коллектива, дружелюбно общаться с людьми разного возраста. В начальной стадии в помощь родителям приходят разнообразные игры. Дети сами того не ведая познают навыки общения, проявляют доброту, заботу, сопереживают, учатся играть в коллективе. Полученные знания плавно переносятся в жизнь и применяются относительно окружающего мира.
Наказания не должны быть физическими, они могут быть вообще исключены. Однако, если наказаниям имеет место быть, то они должны выражаться в лишении каких-то удовольствий, занятием любимым делом, отказом в прогулке с друзьями и тому подобное.
Для родителей важно найти подход к своему ребенку и стараться вложить максимум знаний направленных на нравственное воспитание малыша. Относитесь к ребенку с уважением и пониманием, делитесь своими эмоциями и интересуйтесь его мнением
Ваш малыш обязательно вырастет добрым, отзывчивым, заботливым, целеустремленным, самодостаточным когда перед ним будет подобный пример. Запомните все зависит от Вас. Дети не рождаются нравственными или безнравственными, эти качества приобретаются по мере взросления. Любите своих детей и будьте счастливы.
Три пути воспитания морали
По определению М. Хоффмана (1080) нравственное развитие личности осуществляется тремя путями.
- Первый путь – сдерживание, основанное на страхе и тревоге. То, с чем мы частенько сталкиваемся не только в семьях, но и в учебных заведениях. Соблюдение установленных правил под страхом наказания. Ребенок проводит параллель между неприемлемым поведением и наказанием, понимая, что первое приводит ко второму. Постепенно страх наказания проходит, а привычка следовать определённым нормам остается.
- Второй путь – эмпатия, забота о ближнем. Этот путь представляет собой разделение боли и переживаний других людей, пропуская через себя их чувства, их эмоции. Представляя себе, что может испытывать другой, ребенок понимает, как можно помочь, чтобы изменить эмоциональное состояния страдающего.
- Третий путь – развитие мышления на уровне формальных операций. В процессе этого развития дети учатся, приобретают опыт проверки различных гипотез, переосмысливают информацию, формулируют свои понятия. Все на этом этапе зависит от личности ребенка – все индивидуально.
Взрослый человек имеет все эти три типа развития, но у детей все по-другому. У маленького человека каждый из трех типов может меняться в зависимости от окружающих его событий. К примеру, эмпатия может значительно притупиться в результате пережитого негативного опыта, а моральный уровень может возрасти, укрепляясь от общения с педагогами, прочтения классической литературы или от увиденного лично яркого позитивного примера взрослого.
Цели и методы нравственного воспитания
Нравственное развитие личности ребенка подразумевает трехсторонний подход, который обязаны обеспечить взрослые:
- Дать детям знания о моральных понятиях и критериях. Что считать добром, а что злом; где правда, а где ложь; почему есть обязанности и зачем их выполнять и пр.
- Привить дошкольнику потребность следовать нравственным нормам и общепринятым правилам.
- Воспитать моральные чувства, благодаря которым ребенок осознает ценность других людей, сможет регулировать свои поступки.
Высшей целью в воспитании нравственности дошкольника можно считать развитие эмпатии – свойства сочувствовать, переживать успехи и неудачи других, как свои собственные.
К сожалению, эмпатией обладает далеко не каждый взрослый человек. Возможно, это упущение происходит еще в детстве. Образуется брешь, временами заполняемая завистью при виде успехов других людей. Прививая гуманный подход, снижая естественный детский эгоцентризм, есть надежда воспитать Человека, искренне переживающего и радующегося за других.
Что подразумевают под нравственностью в дошкольном возрасте
Неспроста народная мудрость гласит, что «воспитывать ребенка надо, пока он поперек лавки ложится». Утрировано сказано. Личность ребенка формируется и в дошкольном детстве, и в период школьного возраста. Но главные общечеловеческие ценности закладываются в первые годы жизни.
Как бы то ни было, семья первой готовит детей к освоению социально-нравственных норм и ценностей той культурной среды, в которой находится.
Чем раньше ребенок усвоит подобные простейшие правила, тем более чутким станет его отношение к нравственным нормам в дальнейшем
Это особенно важно в наше время, когда компьютерные игры внедряют в сознание детей «новую мораль», а малыши осваивают различные гаджеты быстрее, чем начинают разговаривать
В раннем возрасте появляется такой важный регулятор поведения как «надо». Надо собрать игрушки, надо вовремя встать с постели и пойти в детский сад, надо застегнуть пуговицы и еще много других обязательств
Принятие и выполнение соответствующих возрасту обязательств является важной частью социально нравственного воспитания дошкольников
Дети перенимают у близких стиль отношения к людям, животным. Поэтому родители поневоле создают условия нравственного воспитания, в которых формируется либо умение сопереживать окружающим, либо черствость и эгоистичность.
В дошкольном возрасте дети при соответствующем стиле воспитания осваивают категории добра и зла, мотивы общественной пользы, учатся проявлять чувство взаимопомощи.
Помощь сказки в нравственном воспитании дошкольников
Взрослые являются образцом моральных принципов для малышей. Но нравственное воспитание детей дошкольного возраста и принятие духовных ценностей реализуется также с помощью художественных и сказочных метафор.
Научно доказано, что сказки задействуют механизмы бессознательного. Нравственный смысл поступков в сказочном контексте детям гораздо понятнее. Другими словами, волшебные истории и поступки сказочных героев на подсознательном уровне усваиваются ребенком и расширяют его опыт. В этом их особая ценность.
Для воспитания нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок можно использовать несколько способов:
- Рассказывать или читать сказку, как полезную метафору, показывающую пример «как бывает», «как следует поступать» и пр.
- Обсуждать, почему герой поступил именно так. Данный способ дает ребенку представление о хороших и плохих мотивах.
- Проигрывать по ролям некоторые эмоциональные эпизоды, что раскрепощает детей, развивает их эмоциональность, позволяет пропустить чувства через себя.
- Изображать в рисунках сказочные сюжеты, фантазии возможного развития событий.
Акцентируем внимание на русских народных сказках, потому что среди них много коротеньких и поучительных. Они просты и понятны малышам
«Колобок», «Репка», «Теремок» — нет таких детей, у которых бы возникли сложности восприятия этих чудесных произведений. Но не менее полезны авторские сказки: популярные «Золушка», «Красная Шапочка», «Конек-Горбунок» и т. д.
Каков бы метод работы со сказкой ни был выбран, он поможет дошкольнику неосознанно примерить происходящие сказочные события к своей жизни и прочувствовать эмоционально-значимые ситуации. Такая вовлеченность способствует лучшему пониманию, что есть хорошо, а что неприемлемо в реальной жизни.
Прививание нравственных ценностей в дошкольном детстве – профилактика проблем воспитания детей в дальнейшем.
Какие нравственные качества прививать дошкольникам
Спросите дошкольника, каким нужно быть, как следует себя вести, и он своими словами перечислит важные для этого возраста моральные качества.
В свой перечень ребенок обязательно включит: слушаться взрослых, помогать маме, защищать младших, делиться игрушками, не драться, не обзываться, не хулиганить, не обижать животных.
Соответственно, конкретные задачи нравственного воспитания направлены на формирование у детишек доброты, уважения к окружающим, потребности поступать хорошо с точки зрения общественных норм, проявлять доброжелательность.
Воспитание младших дошкольников
До 5-ти лет нравственные мотивы еще не проявляются, и дети опираются на одобрение взрослых. Они понимают, что за одни действия их похвалят, а за другие поругают. Усвоение правил поведения, касающихся повседневных отношений со сверстниками, часто основывается на жалобах родителям или воспитателю.
Когда младшего дошкольника обидел другой ребенок, он обязательно пожалуется. За этой жалобой стоит желание, чтобы взрослый донес до обидчика мнение, что так поступать нельзя. Оказавшись в роли обиженного, ребенок усваивает эту нормы и как ориентир собственного поведения.
Младший дошкольник ранее начинает проявлять милосердие, чем честность, правдивость. Чувство жалости, желание утешить пробуждается еще в раннем возрасте по отношению к самым близким. Тем более что взрослые часто проговаривают «нельзя… будет больно».
Понимание правдивости и честности связано с формированием чувства вины и стыда. Это более сложные категории, которые открываются ребенку после пяти лет.
Формирование нравственных качеств у старших детей
В старшем дошкольном возрасте моральные качества формируются интенсивнее и шире. Развивается социальный интеллект, проявляются нравственно-волевые качества:
- Чувство справедливости (дети стремятся раздать всем поровну, поменяться ролями в игре).
- Самоконтроль. У ребенка появляется потребность сверять и контролировать свою работу («Не так нарисовал, еще надо добавить…», «Как хорошо я помогла маме – помыла все тарелки!»).
- Внутренняя регуляция действий («Нужно тихо разговаривать, чтобы не разбудить сестренку»).
Развиваются нравственные мотивы
Дети уже говорят о том, что нужно приносить пользу людям, отмечают важность труда и выполнения обязанностей. При этом большинство детей переживает, если нарушают какие-либо требования
Усваивая социальные нормы и правила, старший дошкольник развивает нравственные чувства. Эмоции и переживания становятся более глубокими, выходят за рамки ситуации. «Катину куклу сломали, а родители ей больше не купят, потому что у них нет денег», — переживает малыш, вспоминая наставления Катиной мамы.
Без умения проявлять сострадание окружающим невозможно адекватное развитие личности дошкольника.