Воспитание ребенка дошкольного возраста. основные вопросы

Особенности психологии малышей

Родителям также важно знать об особенностях психологии своих детей на разных этапах развития, чтобы учитывать, с какими проблемами при этом можно столкнуться. 1

Возраст 3-4 года. Достаточно тяжелый период, требующий терпения родителей. Взрослый должен знать, как заинтересовать кроху, как его можно привлечь к выбранной деятельности. Также стоит помнить о том, что желание заниматься одним делом у таких ребят может быстро пропадать

1. Возраст 3-4 года. Достаточно тяжелый период, требующий терпения родителей. Взрослый должен знать, как заинтересовать кроху, как его можно привлечь к выбранной деятельности. Также стоит помнить о том, что желание заниматься одним делом у таких ребят может быстро пропадать.

2. Возраст 4-6 лет. Это довольно спокойный период, когда с малышом интересно заниматься и организовывать развивающие уроки

Кроха уже достаточно взрослый для того, чтобы подолгу удерживать внимание на одном предмете, ему многое интересно. К тому же ребенок почти самостоятельный, на этом этапе он не требует постоянного присутствия взрослого человека в качестве наблюдателя

3. Возраст 6-7 лет. Период активного взросления ребенка. Дитя начинает показывать характер, может противиться желаниям родителей. Много терпения и умение договариваться – вот главное правило для данного периода дошкольного развития ребенка.

Умственное развитие

Воспитание дошкольника состоит из множества важнейших компонентов. Так, первый из них – умственное развитие ребенка. Окружающие кроху люди должны сделать все для того, чтобы малыш на каждом своем шагу обучался чему-то новому. С ребенком постоянно надо разговаривать, рассказывать ему обо всем, что происходит вокруг. Важнейшим является так называемый период почемучки. В это время родители должны давать своей крохе максимально точные ответы на интересующие его вопросы. Все дело в том, что ребенок в это время с легкостью запоминает всю информацию, которая поступает к нему извне. Также хорошо малыша в это время отдать на изучение иностранного языка – результаты будут просто поражающими.

Популярные направления

Особого внимания также заслуживают самые распространенные сегодня методики дошкольного воспитания:

1. Методика Никитиных. Основывается на таких постулатах, как труд, творчество, естественность и любовь к природе. При этом ребенок занимается ровно столько, сколько хочет сам, обстановка по максимуму спортивная, а родители принимают активное участие в образовательном процессе. Все игры по данной методике должны со временем расширяться и усложняться.

2. Методика Марии Монтессори. Это целая педагогическая система, главным девизом которой является фраза «помогите мне все сделать самому». Ученая считает, что все окружение малыша должно быть наполнено максимально полезными предметами, которые выполняют определенное предназначение. Игры, предполагаемые данной системой, направлены на развитие сенсорики, речи, а также на обучение чтению, письму и математике.

3. Методика Глена Домана. Любимая фраза этого американского врача-физиотерапевта, которая и стала девизом системы обучения, звучит так: «Без фактов нет знаний». Ученый считает, что малыша нужно знакомить с максимальным количеством фактов, структурированных по разделам и категориям.

4. Методика Зайцева. Очень распространенный сегодня способ обучения чтению – при помощи кубиков Зайцева. Ученый считает, что в игре ребенку намного легче научиться чтению, нежели сидя за партой. Единица чтения по данной методике – не привычное всем слово, а слог – пары гласных и согласных.

5. Вальфдорская методика. Изучая дошкольное воспитание и обучение, нельзя обойти стороной это направление, так как именно оно максимально направлено на развитие творческих способностей деток. С малышами нужно лепить, вышивать, строить – все делать при помощи натуральных материалов. К тому же немало внимания следует уделять физическому развитию детей.

6. Методика Воскобовича. В ее основе лежат тесные взаимоотношения ребенка и взрослого. Деятельность направлена на творческое развитие малыша, обучение во время игры.

7. Методика Занкова. Малышу рекомендуется уделять как можно больше внимания. Применяется чаще всего в том случае, если надо работать с детьми, у которых есть проблемы с усвоением материала.

Игра

Главное занятие ребенка этого возраста – игра.

  • С помощью свободной игры развивается фантазия, воображение, творческое мышление.

  • Обучать дошкольника можно только игровыми методами. Принуждение к заучиванию цифр или букв только оттолкнет малыша от новых знаний. Задача родителей – сформировать позитивные ассоциации с процессом обучения. Это одна из важных составляющих будущей готовности ребенка к школе.

  • Ролевые игры знакомят ребенка с миром профессий и социальных ролей, с общественными нормами и правилами поведения. Их как раз можно успешно использовать для обучения малыша: например, играть в школу или в поход за покупками, где можно потренироваться в счете.

  • Дошкольник учится соблюдать правила игры, что способствует развитию волевой сферы, так как ему необходимо помнить эти правила и в соответствии с ними сознательно выстраивать свое поведение. Но в игре тренировка воли происходит с удовольствием, с радостью, а значит, и более успешно.

  • Наблюдая за игрой ребенка, родители могут лучше понять его. Дети в большинстве своем проигрывают те ситуации, которые происходят с ними ежедневно. Если характер игры резко меняется, это может стать для родителей сигналом о том, что в жизни их чада произошло что-то значимое. Чтобы вовремя заметить его жизненные трудности, необходимо быть внимательным к его игре, а иногда и участвовать в ней.

  • В игре можно прожить какую-то непростую ситуацию. И дети часто используют игру как естественный способ снижения своего напряжения, переживания конфликтов или сильных негативных эмоций. Данную эффективную психотерапевтическую технику используют в своей работе психологи.

Категории в воспитании детей

Кроме основных направлений, воспитание делится на категории: художественное, физическое, умственное, патриотическое, нравственное, духовное, гендерное, трудовое, эстетическое. Все эти категории, мы разберем отдельно.

Следует лишь сказать, что целеустремленно развивать только одно из выше описанных направлений можно только в одном случаи.

Если, по мнению специалистов, у ребенка существует склонность (талант) к этому. То есть, вы заметили, что малыш хорошо рисует и после краткого экзамена, учитель только подтвердил талант

Начинайте больше уделять этому внимание в отличие других направлений. Тоже самое и с музыкой, или спортом

Существую и скрытые таланты, которые необходимо открыть и познать

Но это не означает, что духовное, умственное или патриотическое воспитание должно остаться поза вниманием

Особенности воспитания детей дошкольного возраста

На этапе развития в возрасте до 7 лет у ребенка складывается характер, привычки, особенности, способности. В самом начале малыш изучает предметы на цвет, фактуру, даже на вкус, учится ходить и говорить, выполняет простые движения руками.

Затем, начиная с 3-х лет, наступает младший период дошкольного возраста. В этот момент у крохи формируется свое мнение, отношение окружающих к нему, оттачивается мелкая моторика.

От 4 до 5 лет (средний период) закладывается характер малыша, формируется понимание своей личности, отмечается фаза мыслительной активности.

В возрасте от 5 до 7 (старший период) дети способны понимать и управлять эмоциями, выполнять свои обязанности, готовы к обучению.

Особенности воспитания детей дошкольного возраста выражаются в индивидуальном подходе на каждом этапе взросления конкретному ребенку.

Родители часто задают себе вопросы: Быть строгим или мягким? Оказывать давление или стать другом? Какие чувства развить: доброту или холодную расчетливость?

Все эти вопросы очень важны и конкретный ответ на них нигде не найти. Воспитывая крохи, мы (мамы и папы) оказываем влияние на формирование личности путем своего поведения, сказанных фраз, выполненных (или нет) обещаний, необдуманных поступков и прочее. Родитель является главным примером для подражания и эталоном правильного поведения.

Поэтому необходимо следить за словами и действиями, а иногда и пересмотреть. Мамам и папам необходимо понимать, что воспитание дошкольников должно быть направлено на становление полноценной личности. Существуют два принципа воспитания детей дошкольного возраста: тоталитарный и гуманистический.

Под тоталитарным принципом воспитания подразумевают подготовку человека социально ориентированного, причем мнение коллектива играет главную роль.
На смену тоталитарному режиму воспитания пришел гуманистический. По такому принципу происходит воспитание человека как личность, независимо от внешних факторов.

Подросшему малышу, выросшему по такому принципу, проще войти в общество и оставаться индивидуальностью.
Главными целями развития детей дошкольного возраста являются:

  • рост физических способностей малыша, приучение к здоровому образу жизни;
  • становление духовно развитых, нравственных личностей;
  • интеллектуальное и познавательное формирование малыша.

Цель должна быть визуализирована, конечный результат должен соответствовать требованиям личности в обществе.
Чтобы достигнуть цели, необходимо выполнять ряд задач.

Например для физического роста родителям нужно создать условия для занятия физическими упражнениями, с малого возраста приучать малыша к закаливанию и правильному питанию. Конечно же, индивидуальных подход по физическим и психическим показателям, а также личный пример родителей сыграет не маловажную роль.

Для достижения положительных результатов в духовном развитии, родителям следует показывать и объяснять малышу о нравственных нормах поведения в обществе, собственной значимости, уважении к окружающим и тому подобное. Задачами для интеллектуально — познавательного развития можно выделить следующие: развитие мелкой и крупной моторики, расширение кругозора, развитие “врожденных” талантов, подготовка в школе.

Можно понять, что цели и задачи воспитания детей дошкольного возраста тесно связаны друг с другом. Родителям необходимо выбрать правильную цель и двигаться к ней выполняя задачи, опираясь на индивидуальные особенности и ощущения крохи.

О мелкой моторике

Уже на этом этапе большинству родителей предельно ясно, насколько важным является дошкольное воспитание. Занятия с крохой – вот о чем еще надо подумать мамам и папам. И самые первые домашние уроки должны быть направлены именно на развитие мелкой моторики крохи (развивать ее надо уже с полугодичного возраста)

Почему это так важно? Все просто: на подушечках пальцев у людей находится множество рецепторов, которые напрямую связаны с мозговой активностью. Ученые давно доказали, что развитие мелкой моторики у детей напрямую влияет на речь крохи

Что можно применять:

1. Пальчиковая гимнастика. Отлично при этом выучить несколько стишков, каждый раз их проговаривая. Так малыш будет еще тренировать память.

2. Игры с мелкими предметами. Под наблюдением взрослых ребенок может перебирать различные небольшие вещи, игрушки.

3. Сортировка. Отличное занятие: насыпать ребенку в миску манку и смешать ее с горохом. Далее дать задание крохе найти все горошинки. Помимо того, что процесс надолго увлечет ребенка, так он еще будет тренировать мелкую моторику.

4. Тактильные игры. Ребенку нужно давать пробовать на ощупь как можно больше предметов различных фактур. Подойдут пластиковые фигурки, металлические детали, различные тряпочки. Кроха при этом не только выучит цвета, но еще и будет познавать мир на ощупь.

Дошкольное воспитание детей 6 лет

Воспитание и развитие ребенка 6 лет и старше подразумевает наличие большого терпения и умения договориться. И если в семье ребенка окружают любовь и забота, то несколько иначе обстоит дело в детском саду. Сверстники не всегда столь же доброжелательны, как родители. Поэтому могут возникнуть трения, ссоры, конфликты. И все же более предпочтительными и интересными для ребенка являются именно контакты с детьми.

Уделяя развитию ребенка 6 лет большое внимание и руководствуясь программой воспитания дошкольников, нельзя забывать о том интересе к окружающему миру, который испытывают все без исключения дети в этом возрасте. Приготовьтесь отвечать на бесконечные вопросы маленького «почемучки», не отмахиваясь от них, а стараясь найти информацию

Физическое воспитание

Очень важным также является физическое воспитание ребенка. Малыша с самого раннего возраста надо приучать к умеренным нагрузкам. Начинать хорошо с утренней зарядки. Ребенок в возрасте от трех лет с удовольствием будет повторять простые движения за родителями. Также можно закалять чадо – это пойдет ему на пользу. Ну и, конечно же, надо приучать ребенка к спорту. Его рекомендуется знакомить с различными спортивными секциями, отдавая предпочтение тем видам спорта, в которых у малыша есть определенные успехи (а также желание к занятиям). Физическое воспитание на данном этапе жизни и развития играет очень важную роль, так как именно в это время у ребенка закладываются основы здоровой личности.

Роль родителей

Несмотря на резко возрастающую физическую самостоятельность, дошкольник все еще очень сильно зависит от родителей на эмоциональном уровне. Задачей этого возраста становится накопление опыта, знаний и умений для следующего скачка в развитии – поступления в школу и начала самостоятельного обучения.

Перед родителями стоит непростая задача. Они должны занимать доминирующую позицию, но не авторитарную.

С одной стороны, необходимо поощрять развитие способностей, сильных сторон своего ребенка, направлять поведение и формировать моральные принципы будущего взрослого.

С другой стороны, важно замечать его стремления и интересы и не мешать их естественному проявлению. Например, родителям лучше участвовать в играх ребенка, потому что так они могут реализовать свою доминирующую роль

Они устанавливают правила игры, обучают в процессе игры, ставят более сложные задачи, которые требуют от ребенка усилий и обретения новых навыков. В то же время в какой-то момент важно отойти и предоставить ему время для свободной игры, в которой происходит развитие творческого мышления и самостоятельности.

Для того чтобы найти эту золотую середину, прежде всего необходимо быть рядом с малышом

При этом важно не количество проведенного вместе времени, а его качество. Если вы будете сидеть в одной комнате, но заниматься своими делами, смотреть в телефон или компьютер, это будет равнозначно вашему отсутствию

И ребенок будет все больше и больше требовать вашего внимания. Однако если вы весело поиграете с ним, поговорите хотя бы 15 минут, но именно о его делах, о том, что его волнует, этого может оказаться достаточно, чтобы малыш был счастлив и спокоен весь оставшийся вечер.

Для него жизненно важно ваше присутствие, внимание, полная включенность в его мир. И конечно, ваша безусловная любовь к нему, которая станет основой для гармоничного развития вашего ребенка

Анастасия Вялых

Готов ли ваш ребенок к школе?

Ваш ребенок растет и приближается к школе. Многие родители задумываются, готов ли ребенок выдержать первый вступительный экзамен. Оцените уровень развития своего ребенка с помощью теста.
Пройти тест

Основные методы

Дошкольное воспитание производится на основе базовых методов. Их существует четыре больших группы:

1. Формирование сознания личности. Тут чаще всего применяются разговоры, рассказы, беседы, лекции. Данный метод направлен на развитие и обогащение сознания деток, на наделение их обширными знаниями об окружающем мире. Главный инструмент в этом случае – слово. Очень важен также личный пример родителей.

2. Общение, организация совместной деятельности, приобретение опыта. Базовые инструменты: упражнения, создание воспитательных ситуаций, действия.

3. Методы мотивации и стимулирования. Основные инструменты: поощрение, наказание. Также сюда относятся различного рода соревновательные действия.

4. Методы контроля, самоконтроля, а также самооценки. На этом этапе ребенка учат оценивать себя, соотносить собственные действия с требованиями.

С помощью всех этих методов и обеспечивается воспитание детей: корректируется поведение ребят, формируются личностные качества, нарабатывается ценный жизненный опыт. Также нужно сказать, что все они направлены на полноценное развитие и воспитание человека как социальной единицы.

Основные направления дошкольного воспитания детей

Вступление в дошкольный возраст означает, что приходит время постепенно готовить ребенка к школе

Поэтому первая задача развития и воспитания дошкольников заключается в совершенствовании психических функций (память, внимание, мышление, усидчивость) и формировании у ребенка той базы знаний, умений и навыков, которые помогут ему успешно адаптироваться к обучению в школе. Также немаловажным является  социально-нравственная сторона воспитательного процесса

В целом родители и педагоги дошкольных образовательных заведений должны создавать условия для воспитания гармоничной личности ребенка, способной преодолевать жизненные трудности. Весь у психически уравновешенного ребенка с качественной базой дошкольных знаний, умеющего ладить со сверстниками, есть больше шансов с легкостью пройти адаптационный период в начальной школе. Дети, имеющие хорошую нравственно-социальную подготовку чаще других становятся лидерами в коллективе и, как правило, пользуются уважением у одноклассников и учителей.

В целом весь воспитательный процесс направлен на:

  • развитие интеллектуальных способностей ребенка;
  • совершенствование физических качеств и укрепление физического здоровья;
  • формирование навыков бытового поведения;
  • развитие культурно-гигиенических навыков;
  • трудовое и творческое воспитание дошкольника;
  • закрепление нравственных и социальных  норм  поведения.

Формирование готовности к школьному обучению

Психологическая готовность ребенка к школьному процессу — это один из важнейших итогов развития дошкольного возраста. С началом посещения школы жизнь ребенка значительно меняется: изменяется режим, возрастает уровень умственной нагрузки, возникают условия, требующие умения проявлять волевые усилия, самоконтроль. Успешность адаптации к новым условиям в значительной степени определяется готовностью ребенка к таким изменениям.

О том, что ребенок готов стать школьником, могут свидетельствовать положительные ответы на следующие вопросы:

  1. Хочется ли ему получать новые знания?
  2. Интересно ли ему общаться с новыми детками?
  3. С хорошим ли настроением он играет роль школьника?

Дошкольное воспитание детей предполагает создание у ребенка позитивного отношения к роли ученика, потому что все начинается именно с желания учиться.

Успешно подготовить ребенка к школе — это значит:

воспитать у него позитивное отношение к учебной и общественной деятельности;
заставить его осознать важность и необходимость обучения в школе;
вызвать у него интерес и желание стать школьником;
развить стремление научиться читать.

Хорошим мотиватором для ребенка станет пример старших сестер, братьев или друзей, которые уже учатся в школе. Также преодолеть трудности в подготовке ребенка к школьному обучению помогут игры в школу со сменой ролей «ученик», «учитель», чтение и обсуждение книг, контакты с другими детьми и сверстниками, приучение к самостоятельности.

Эмоциональный интеллект

Одним из обязательных условий успешности человека является высокое развитие эмоционального интеллекта. Оно подразумевает осознание и принятие своих эмоций, в том числе и негативных. Когда человек может понять и признаться себе в том, что он чувствует, он может понять и другого человека, сочувствовать ему. А это уже делает общение более близким и доверительным.

Понимание собственных эмоций помогает выработать эффективные стратегии поведения в конфликтных ситуациях. В дошкольном возрасте родитель часто выступает «противником» ребенка. И это нормально, ведь «потренировавшись» с мамой или папой, ребенок научится разрешать реальные конфликты во взрослой жизни

Важно, чтобы родители при этом действительно помогали малышу научиться конструктивным вариантам поведения, исключая агрессию и насилие. Последнее происходит, когда в конфликте ребенок (или взрослый) идет на поводу у своих негативных эмоций, не может их осознать или справиться с ними

Проговаривание эмоций помогает отделить негативные чувства, на которые ребенок вполне имеет право, от его негативных поступков. Например, когда он подрался с другом, мы можем сказать, что понимаем его чувства («Тебе стало обидно, когда друг обозвал тебя»), но его поведение считаем неприемлемым («…Но бить других нельзя»). Когда мама говорит капризничающему ребенку: «Я понимаю, что ты сейчас расстроился и разозлился, потому что я не купила тебе эту игрушку», это показывает малышу, что его чувства важны для нее. Даже если мама продолжает настаивать на своем и все-таки не покупает желаемую игрушку, ребенок успокоится быстрее. Ведь он почувствовал себя услышанным: мама его поняла и признала его право испытывать обиду и злость.

Важно, чтобы родители показывали детям пример принятия собственных эмоций. Конечно, это непросто, ведь многих из нас этому не учили в детстве, так же как и наших родителей

Однако у нас есть все необходимые ресурсы для того, чтобы освоить и передать данный навык нашим детям.

Табу

Программа дошкольного воспитания ребенка должна исключать определенные моменты, которые родители должны всегда учитывать:

1. Современные психологи не рекомендуют применять к ребенку физическое наказание. Нужно стараться в любой ситуации сохранять спокойствие, не показывая малышу свои слабости. К тому же физическое наказание не приводит к тому, что ребенок осознает вои ошибки. Только разговор, беседа – вот что поможет родителю вырастить адекватного человека.

2. Ребенка не рекомендуется пугать. А если это и делать, то только грамотно. Нельзя говорить крохе «я тебя отдам чужому дяде» или «я тебя тут оставлю одного». Это порождает множество страхов. Можно говорить следующее: «Целую неделю ты будешь без сладкого/игрушек/развлечений)».

3. Нельзя переставать разговаривать с малышом, начинать просто игнорировать его.

4. В качестве наказания не рекомендуется заставлять кроху стоять или сидеть неподвижно.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Клуб родителей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: