Развитие словарного запаса у детей дошкольного возраста: методы и приемы

Полезно ли для речи изучение языков

Раннее изучение языков помогает становлению речи ребенка, если этот процесс приносит радость родителям и малышу. Поэтому переходить нужно на тот иностранный язык, который больше всего нравится и лучше всего знаешь.

Дети-билингвы с рождения начинают говорить раньше, если с ним активно общаются оба родителя. 

«Изучение второго языка я часто сравниваю с обучением плаванию, — поясняет Ольга. Если ребёнок начинает осваивать это занятие в 3–4 месяца, то к трём годам он уже будет прекрасно самостоятельно плавать. Тогда его можно начинать учить кататься, скажем, на лыжах. А если отдать в бассейн только в три года, то, конечно, этот процесс займёт намного больше времени, и параллельные занятия разными видами спорта могут вызывать определённые трудности. Так и с языками».

Первые обобщения

Постепенно малыш устанавливает связь не только между конкретным предметом и словом, но и между другими такими же предметами и этим словом. Как это происходит?

Вот, например, эксперимент, который был проведен психологами с маленькими детьми.

В эксперименте участвовали две группы детей в возрасте от 1 года до года и 3-х месяцев. В первой группе каждому ребенку в течение двух месяцев почти каждый день 10 раз на пять секунд показывали незнакомый ему предмет – книгу и говорили: «Книга! Книга!» Дети каждый раз обращали взгляд и поворачивали голову в сторону предмета. За время наблюдения эта реакция была повторена 500 раз.

С детьми второй группы также применяли одну книгу, но ребенок под руководством взрослого производил с ней разнообразные действия. «Вот книга!», «Открой книгу!», «Закрой книгу!» и т.д. Малышам давалось всего 20 различных команд; в каждую из них входило слово «книга», и каждая требовала определенной двигательной реакции. Эти двигательные реакции повторялись лишь 50 раз за все время наблюдений.

Затем в обеих группах были проведены контрольные испытания. Во время этих испытаний перед ребенком раскладывалось много различных предметов: кубики, куклы, игрушечные звери, несколько книг, отличающихся по величине, толщине, цвету обложки и пр

Взрослый обращался к ребенку со словами: «Дай книгу!» Важно было выяснить, какую книгу выберет ребенок. Лишь ту, которую он видел раньше, или любую другую, объединив предметы понятием «книга»? Дети из первой группы брали только одну книгу – ту, которую они видели в течение двух предыдущих месяцев, и отдавали ее экспериментатору

Когда их просили взять еще книгу, то они или брали первый попавшийся предмет (это могла быть кукла, заяц и т.д.) или же не делали ничего. Значит, для детей этой группы слово «книга» осталось названием одного конкретного предмета и обобщающего значения не приобрело. Так что большое число повторений, даже с одновременным показыванием соответствующего предмета, еще не способствует развитию обобщения.

И поэтому – учите кроху действовать с различными предметами, обязательно называя вслух эти действия. Ту же книжку можно принести, показать кукле, открыть, закрыть, пролистать, положить на стул, найти в ней интересную картинку и пр. Почаще обращайтесь к малышу с различными простыми просьбами. Он будет очень рад помочь вам, а заодно обогатит свой словарный запас и получит первый опыт обобщения.

Борьба с ненормативной лексикой в речи детей

Когда матерные слова уже вошли в обиход, бороться с этим необходимо посредством ввода определенных правил

Важно, чтобы запреты относительно каких-то выражений касались всех членов семьи: если принимается правило не употреблять матерные слова дома, то этого должны придерживаться и родители. Естественно, любой может ошибиться, поэтому, когда неприличное слово все же было произнесено, то необходимо извиниться, объяснить, почему сейчас было так сказано, и найти культурный синоним

Обсуждайте значение матерных слов, ищите им замену. Замечайте ситуации, когда ваш ребенок красиво и точно формулирует свои мысли, хвалите его за это. Поощряйте развитие словарного запаса и учите, как можно поставить неприятного человека на место, используя литературные обороты речи.

Беседы

С 3 лет ребенок уже понимает смысл звучащего текста и осознает содержание стихов и сказок, которые читает ему мама. Поэтому вы можете обсуждать прочитанные книжки или просмотренные иллюстрации. Эффективные упражнения:

  • ребенок рассказывает, что изображено на картинках, составляет по ним рассказы;
  • малыш отвечает на вопросы по только что прослушанному тексту (удачные вопросы: кто тебе больше всех понравился? какое событие запомнилось? как бы ты поступил на месте героя? почему?);
  • ребенок подробно описывает какой-либо предмет (родители могут задавать уточняющие вопросы: а какой он формы? какого цвета?).

Чтобы изучить названия частей тела и предметов одежды, предложите ребенку описать себя или куклу.

Чтение художественной литературы

Обязательно читайте ребенку вслух. Ведь чтение художественной литературы – важнейший способ обогащения словаря. Дети, которые с детства полюбили книги, обладают более развитой речью, чем их сверстники, умеют грамотно строить предложения, лучше пишут сочинения в школе.

Читая ребенку книгу, постарайтесь четко, громко и правильно произносить слова, не допускать ошибок в артикуляции и постановке ударений. Если в тексте встречаются незнакомые слова, объясняйте их значение малышу.

Как происходят первые слова

Каждая мама с нетерпением ждет первых слов малыша. К процессу ожидания, как правило, подключается вся родня: мама, папа или баба — какое же слово будет первым? Обычно в этом поединке выигрывает тот, кто чаще стоит над кроваткой ребенка, смотрит внимательно в его глазки и четко повторяет: «па-па» или «ма-ма». В результате ребенок произносит заветное слово, и вся семья отмечает историческое событие! Ребенка купают в овациях, а он, довольный, продолжает лепетать волшебные звуки, вызвавшие столько положительных эмоций у взрослых людей. Если вы будете продолжать в том же духе — смотреть в глаза ребенка, четко произносить новые слова и так же эмоционально радоваться каждому новому — то наверняка удивитесь динамике развития речи вашего малыша.

«Почему именно «папа», «мама» и «баба»? Звуки, составляющие данные слова, относятся к губно-губным и губно-зубным. Они образуются с помощью губ и голоса и легче всего даются ребёнку. Чтобы у младенца также легко появлялись передне-язычные, средне-язычные и задне-язычные звуки, добавьте упражнение «лошадка»: весело цокайте вместе с ним», — поясняет Ольга Иванова.

Почему ребенок не запоминает стихи или плохо запоминает?

Если вы столкнулись с тем, что ваш ребенок не запоминает стихи или плохо запоминает их, не спешите отчаиваться и паниковать. Специалисты уверены, что в большинстве случаев у таких детей нет нарушений, связанных с памятью. Просто необходимо понять, в чем кроется проблема.

Основные причины, почему ребенок плохо запоминает стихи:

У него нет такого навыка — учить наизусть. Родители не приучали его, считая, что он еще слишком мал. Поэтому такому ребенку, как правило, сложно запоминать стихотворения, которые дает воспитатель в детском садике.

Малыш не чувствует рифму

Обратите внимание, умеет ли он пересказывать сказки своими словами. Если да, то дело может быть не в плохой памяти, а в том, что у него отсутствует понимание рифмы.

Ребенок не приучен к самостоятельности и привык, что ему всегда во всем помогают: рисуют или собирают конструктор

Если близкие родственники, стремясь помочь, в итоге все заканчивают вместо малыша (будь-то аппликация, рисунок, фигурка из пластилина), то он будет ожидать, что и учить стишок будет кто-то другой.

Ему скучно. Однообразное и монотонное заучивание стихов не вызывает у малыша желание их учить. Поэтому специалисты рекомендуют учить стишки с маленькими детками в процессе игры.


Скучно ли учить

Малыш стремится сделать все наперекор. Особенно данное качество проявляется в возрасте 3–4 лет, когда ребенок взрослеет и пытается отстаивать свои права.
У него низкая самооценка или страх сравнения с другими детьми. Если ребенок очень стеснительный, он может бояться допустить ошибку и быть осмеянным сверстниками в садике. Возможно, родители часто критикуют малыша, и он просто боится новой негативной оценки. Поэтому ему проще сказать «я не помню», чем услышать насмешки или очередное замечание в свой адрес.

Ребенок слишком активный. Ему трудно усидеть на месте несколько минут и не отвлекаться, чтобы усвоить новую информацию.
У него малый словарный запас для своего возраста. Часто ребенок не может запомнить стихи, потому что просто не понимает их смысл. Значения некоторых слов ему просто неизвестны

Поэтому внимание малыша и не фокусируется на непонятном наборе звуков.

Ребенок слишком загружен. Может быть, он посещает много разных кружков и секций

Порой родители, стремясь разносторонне развивать свое чадо, излишне нагружают его. И малыш очень устает, сон при этом часто нарушается. Из-за постоянной усталости он становится рассеянным и невнимательным.


Может ли ребенок быть сильно загружен?

Разобравшись в причинах плохого запоминания стихов у ребенка, можно выстроить необходимую стратегию с целью помочь ему. Но прежде всего, необходимо установить доверие между вами и малышом. Когда он будет чувствовать поддержку родителей, то заниматься будет гораздо охотнее.

Второй год развития

2 года. Ребёнок показывает пять частей тела, имеет словарный запас минимум 50 слов; понимает и правильно выполняет двухэтапную инструкцию («пойди в кухню и принеси чашку»), верно использует местоимения я, ты, мне. К двум годам ребёнок уже усваивает звуки: п, б, м, ф, в, т, д, н, к, г, х. Свистящие звуки (с, з, ц), шипящие(ш, ж, ч, щ) и сонорные (р, л) он обычно пропускает или заменяет.

2 года 6 месяцев. Ребёнок понимает обозначение действий в разных ситуациях («покажи, кто сидит, кто спит»), значение предлогов в привычной конкретной ситуации («на чем ты сидишь?»). Правильно произносит звуки: с, з, л, повторяет две цифры в правильной последовательности, имеет понятие «один».

Как рассказать о мате детям?

Разговаривать с детьми о мате можно со старшего дошкольного возраста. Ранее это не имеет смысла, поскольку ребенок воспроизводит слова неосознанно. Ребенку необходимо объяснить, что исторически ругательства являлись определенными маркерами для людей, как правило, его использовали социально неблагополучные слои населения, рабочие без квалификации (строители, грузчики), заключенные в тюрьмах и колониях. При этом нельзя ребенку запретить использовать мат, а стоит рассказать, зачем нужна ненормативная лексика.

Родители должны объяснить своему ребенку, что с помощью мата человек может проявлять агрессию, провоцировать конфликт или пытаться запугать собеседника, т.е. ругань является промежуточной стадией между разговором и нападением. Ругательства также помогают снять эмоциональное напряжение, снизить стресс, но такой эффект достигается только при редком употреблении мата.

После этого необходимо вместе с ребенком найти другие слова или действия, помогающие достигнуть того же эффекта. У детей хорошо развито воображение, поэтому они легко включаются в такую игру.

Стадия вторая: первые фразы

На самом деле, первые фразы, как ни странно это звучит, были заключены уже в одиночных словах. Ведь одиночные слова для малыша – это целый комплекс различных идей. Так, слово «мама», произнесенное в различных ситуациях, с меняющейся интонацией и в сопровождении разных жестов, может означать: «Я хочу к маме», «Мама, завяжи мне шнурок» или «Вот моя мама». Ребенок нашел на полу красивую пуговку, поднял ее и приглашает маму полюбоваться: «Мама! Мама!» А когда он упал, то в его жалобном хныканье тоже звучит: «Ма-ма-а-а!»

Однако после того, как вашему малышу исполнится полтора года, вы, скорее всего, услышите от него первую «настоящую» фразу: «Мама, дай!» или «Папа, иди!» и пр. Примерно в 1 год 8 месяцев – 1 год 10 месяцев кроха хорошо усваивает повелительное наклонение глагола и формы множественного числа, а к двум годам – падежные формы существительных (хотя окончательно этот процесс закончится к 3-4 годам).

У девочек соединение слов во фразы происходит несколько раньше, у мальчиков – на два-три месяца позже. После того, как будет произнесена первая фраза, развитие речи обычно идет очень бурно. Почти каждый день можно услышать от малыша все новые и новые фразы. Однако имейте в виду, что кроха, как и прежде, нуждается в вашем внимании и ответе. Если же ответа нет или он односложный и не эмоциональный, то интерес к речевой деятельности теряется, и развитие затормаживается.

Очень важно показывать ребенку, что вы его понимаете, и «переводить» его первые неуклюжие словечки на обычный, правильный взрослый язык. Вот пример

Мама на кухне готовит обед. Малыш наблюдает за ней, сидя на высоком детском стульчике

Вот пример. Мама на кухне готовит обед. Малыш наблюдает за ней, сидя на высоком детском стульчике.

«Но!» – говорит кроха, увидев нож, которым мама собирается резать овощи. «Да, это нож», – соглашается мама.

«Болёй!» – добавляет ребенок.

«Большой нож» – «переводит» мама, незаметно соединяя оба слово в словосочетание, и добавляет: «Большим ножом будем резать капусту». Такой «перевод» будет способствовать более быстрому и успешному соединению слов в предложение.

Не бойтесь «неправильных» младенческих слов, они обязательно когда-нибудь превратятся в «настоящие». Оцените попытку ребенка, пусть пока еще не очень удачную, поделиться с вами жизненным опытом. Это придаст ему уверенность в своих силах и ощущение, что его понимают.

Почему ребенок дошкольного возраста не запоминает стихи или плохо запоминает?

  • Некоторые родители ошибочно полагают, что если ребенок не запоминает стихи, то не нужно его заставлять. Мол, будет учить в садике или школе, когда придет время. Однако подобное отношение может негативно сказаться на ребенке.
  • Специалисты настаивают, чтобы родители учили стихи со своими крохами. Ведь детки, которые знают наизусть множество стишков и песенок, обладают более яркой и выразительной речью. Они более развиты и схватывают новый материал буквально на лету.


Дошкольник

Заучивание стихотворений очень важно для детского развития, так как способствует:

  • Формированию правильного произношения и воспитанию культуры речи.
  • Выработке более четкой дикции.
  • Тренировке памяти.
  • Расширению кругозора.
  • Обогащению словарного запаса.
  • Развитию артистичности и творческого потенциала.

Кроме того, декламируя перед родственниками, ребенок будет проживать моменты успеха. А это станет хорошей мотивацией для дальнейшего обучения, и укреплению уверенности в себе.

Почему ребенок не запоминает стихи или плохо запоминает: способы заучивания

  • Дети с удовольствием выполняют то, что им интересно и весело. Чтобы процесс заучивания стихов не был сложным и приносил удовольствие как ребенку, так и его родителям, специалисты рекомендуют определить, каким именно способом малышу легче усваивать информацию: на слух, визуально или с помощью моторики.
  • Понимание этого даст возможность выбрать наиболее подходящий для малыша способ заучивания стихов, если ребенок не запоминает стихи.

Канал восприятия информации напрямую влияет на способ обучения:

  • Малышу-визуалу легче запомнить стихи, если он будет рассматривать иллюстрации или сам зарисовывать услышанное.
  • Ребенок-аудиал хорошо запоминает, если ему зачитывать много раз одно и то же.
  • Маленькому кинестетику в процессе обучения нужно выполнять какие-то движения, жесты. Когда он повторяет строчку за вами, то может наматывать в это время ниточку в клубочек или складывать шарики в тарелочку.

Предлагаем несколько способов разучивания стихов с детьми, которые плохо запоминают их.

Способ 1

  • Выразительно прочитайте стишок сами два или три раза.
  • Покажите малышу иллюстрации.
  • Предложите чаду такую игру: вы начинаете строчку, а он ее заканчивает.
  • После нескольких повторений пусть ребенок попробует рассказать стихотворение самостоятельно.


Не учится

Способ 2

  • Прочитайте стихотворение малышу.
  • Нарисуйте схематические картинки, которые иллюстрируют сюжет произведения. Необязательно, чтобы рисунки были реалистичными. Главное требование – они должны быть понятными.
  • Попросите малыша рассказать стихи, глядя на картинки. При этом помогайте ему, подсказывайте.
  • Повторяйте до тех пор, пока стихи не будут выучены полностью.

Способ 3

  • Прочитайте ребенку стихотворение.
  • Попросите его рассказать, о чем вы прочитали.
  • Предложите малышу самому нарисовать картинки к сюжету.
  • Пусть он рисует так, как хочет. Не навязывайте ему собственные образы, особенно если они не очень понятны ребенку.
  • Помогайте рисовать, если кроха просит об этом.
  • Пусть малыш расскажет стишок по своим картинкам. Помогайте ему, напоминая слова и строчки.

Способ 4

  • Разбейте стихи на короткие части.
  • После прочтения каждой части попросите ребенка пересказать ее, можно даже своими словами.
  • Объясняйте все непонятные малышу слова. Приведите примеры, где еще могут они употребляться.
  • Еще раз прочитайте по частям.
  • Попросите ребенка повторять за вами.

Способ 5

  • Прочитайте полностью стихотворение.
  • Прочитайте одну строчку и попросите ребенка повторить ее.
  • Несколько раз повторите строку. Можно с разными интонациями и разными голосами.
  • Теперь прочитайте вторую строчку. Пусть ребенок повторит за вами.
  • После небольшой паузы попросите его повторить обе строки.
  • Повторите их несколько раз.
  • Затем читайте третью строку и т.д.


Повторение

Пробуйте различные способы заучивания стихов со своим чадом. Подберите тот, который подходит для него. Можете комбинировать методы и придумывать свои. Главное, не забывайте поощрять своего малыша: хвалите, целуйте, обнимайте после каждой строчки, которую он сказал без ошибки. Это придаст ребенку уверенность в своих силах, и результаты с каждым днем будут все лучше и лучше.

О пересоленной каше

Помните известный анекдот о мальчике, который до пяти лет ничего не говорил? Ему не могли помочь никакие медицинские светила и самые известные логопеды. Но однажды за завтраком мальчик вдруг произнес: «А каша-то сегодня пересолена!» Счастливые родители кинулись друг друга поздравлять, а когда успокоились, спросили у своего отпрыска: «Что же ты раньше молчал?». На это мальчик ответил: «А раньше все было в порядке».

Шутки шутками, но когда родители слишком хорошо понимают ребенка без слов, у него просто нет необходимости донести до них какое-нибудь сообщение. Возможно, здесь иногда приходится немного хитрить, делая вид, что вы не понимаете, чего от вас хочет ребенок до тех пор, пока он не попытается сказать вам об этом.

Алина до двух лет не говорила ничего, кроме «да» и «нет». Я уже начала беспокоиться по этому поводу, и вдруг поймала себя на том, что все вопросы к ней я формулирую так, чтобы на них можно было ответить однозначно «да» или «нет». Когда я стала задавать более сложные вопросы, как будто не понимая дочку, у нее появилось гораздо больше новых слов.

Если ребенок общается с вами при помощи лепета, жестов, его первые слова вот-вот появятся. Не волнуйтесь, если это произойдет чуть позже, чем, как вам кажется, положено. Не сравнивайте своего малыша с соседской девочкой, сыном подруги и племянницей вашей коллеги! Развитие каждого конкретного ребенка может иметь свои индивидуальные особенности.

Однако есть некоторые важные вехи в развитии речи вашего малыша, на которые стоит обратить особое внимание:

Крик, который вначале является реакцией на дискомфорт (голод). Слишком тихий и максимально удобный ребенок – это не так уж хорошо, как кажется.
Комплекс оживления (улыбка, оживление) при появлении взрослого (появляется в 1-3 мес).
Гуление

Как и когда гулит ваш малыш? Смотрит ли он при этом вам в глаза, «поет» ли свои младенческие песни, находясь у вас на руках, чувствуете ли вы у него потребность в общении?
Лепет (появляется в 6-10 месяцев), ребенок явно привлекает к себе внимание с помощью каких-то звуков.
Указательный жест (появляется в 8-13 месяцев). Это очень важный момент в развитии ребенка, предшествующий появлению первых слов, ведь перед тем, как назвать предмет, малышу нужно научиться его показывать.
Появление основных социальных жестов, например, «до свиданья» (9–12 месяцев).
Понимание и выполнение простых просьб, появление элементарных сюжетных игр (покормить куклу)

Этот этап ребенок обычно проходит в возрасте около года.

Инесса Смык, Дарья Голубева

По материалам журнала «Аистенок», 03.04

Как развить словарный запас ребенка?

 1. Игра «А что это такое»?

Используя новое для ребенка слово, объясняйте, что оно значит. Можно повторять определение несколько раз, чтобы малыш прочно связал в памяти понятие и его значение. Например, подавая ему блюдце, объясните, что это это «небольшая тарелочка под чашку с приподнятыми краями».

2. Обобщайте предметы

Еще одна развивающая игра для ребенка — назвать обобщающим словом ряд предметов (конечно, после того, как вы с этими предметами его познакомите). Например, «тарелки, блюдца, чашки, стаканы — посуда (чайная посуда)».

3. Учите анализировать

Просто запомнить слово и что оно означает — только начало. Чтобы правильно его использовать, необходимо развивать аналитическое мышление. В этом помогут вопросы, которые требуют размышления и активизации знаний.  «Для чего приподняты края у блюдца? Почему раньше пили чай из блюдца? Для чего нужна посуда? Как люди раньше обходились без посуды?»

4.Обращайте внимание на свойства предметов

Это поможет развивать навыки сравнения, словоизменения, словообразования. Как это работает? «Блюдце — круглое, из стекла, фарфора — стеклянное, фарфоровое. Блюдо — большое, блюдце — маленькое, блюдечко — еще меньше. На блюдце стоит чашка, под чашкой блюдце, чай пьем из блюдца».

 6.Читайте вместе книжки

Чтобы развить эмоциональный интеллект и отношение к слову, рекомендуется читать книги, учить стихи и отрывки произведений, вместе обсуждайте прочитанное или выученное и разбирайте значения новых слов. Например: «Федорино горе» К. И. Чуковского. «Почему убежала посуда от Федоры? Жалко тебе посуду, Федору? Что нужно сделать, чтобы посуда не „убежала“? Как бы ты поступил?»

7. Пополняйте словарный запас антонимами, синонимами

Предложите поиграть в такую игру: вы читаете вслух отрывок из текста, а ребенок должен заменить выделенные слова на слова с противоположным значением. Например, «А фарфоровые блюдца над Федорою смеются». Замени слово «смеются» на слово с противоположным значением.

Больше интересного о развитии и воспитании малышей — в нашем канале на .

Баланс активного и пассивного словаря, или зачем развивать речь?

Пассивный словарь по объему всегда будет больше, чем активный. При этом следует стремиться к достижению баланса между словарями, то есть стараться употреблять как можно больше слов, которые мы знаем, в повседневной речи. И учить этому наших детей. Для чего?

В современном обществе ценятся люди, которые умеют хорошо и интересно говорить, с развитыми ораторскими навыками. Возможность изложить свои мысли четко и красиво, увлечь слушателей, склонить собеседника на свою сторону поможет ребенку в учебе, в общении со сверстниками, и на протяжении всей жизни. Кроме того, увеличение словарного запаса влечет за собой развитие интеллекта, памяти, внимания, воображения и восприятия.

Ребенок с богатым словарным запасом легче общается со взрослыми и другими детьми, соответственно, лучше адаптируется в обществе. Таким детям проще учить стихи, решать логические задачи, творить, и, в целом, реализовывать себя.

Что делать, если ребёнок не говорит? Читайте про признаки, которые должны насторожить родителей. 

Поделитесь вашей историей: когда ваш ребенок начал говорить и какое было его первое слово? 

Эксперты:

Ольга Иванова

Как подсчитать объем активного и пассивного словаря?

Узнать приблизительное количество слов в пассивном словаре просто. Достаточно попросить ребенка показать определенный предмет, действие, объект (например, кошку). Если малыш всё сделал верно, значит, слово засчитывается в пассивный словарь.

А теперь подсчитаем объем активного словаря. Что надо учитывать?

  1. Слова, которые ребенок произносит четко: «дай», «мама», «папа».
  2. Звукоподражания животным, предметам: машина «би-би», собака «гав-гав».
  3. Воспроизведение неполных слов: «бака» — собака.
  4. Слова, которые произносятся неправильно, но количество слогов и ударение верные: «патИна» — машина.
  5. Слова, которые произносятся одинаково, но имеют разное значение (это норма до 2,5 лет): «ма» — мама, машина, мяу (каждое слово засчитывается отдельно).

«Чтобы облегчить подсчет активного словаря и наглядно видеть успехи и динамику развития ребенка, нужно завести дневник развития речи. В него можно каждый месяц заносить слова, которые освоил ребенок. С 2,5-3 лет отслеживать каждое слово будет достаточно сложно из-за растущей говорливости. Тогда в дневник можно записывать забавные высказывания малыша, которые в будущем вы с удовольствием будете перечитывать», — советует логопед. 

До года

В 8 месяцев возникает лепет, т.е. повторение одинаковых слогов: «ба-ба», «да-да», «па-па» и т.п. В речи используются звуки: п, б, м, г, к, э, а. К 10 месяцам малыш использует в общении как минимум 1-2 «лепетных слова» (типа «ляля», «баба»).

В 1 год ребёнок употребляет уже 3-4 «лепетных слова», понимает отдельные слова, соотносит их с конкретными предметами. Понимает простые инструкции, сопровождаемые жестами («поцелуй маму», «где папа?», «дай ручку», «нельзя»). Первые осмысленные слова у малыша возникают к концу первого года жизни. Период от года до трех лет характеризуется быстрым увеличением словарного запаса у детей. Это объясняется тем, что деятельность ребёнка становится сложнее и разнообразнее. Он знакомится с различными свойствами предметов, устанавливает простейшие связи между ними, обобщает по сходным признакам. Однако способность понимать обобщенное значение слов, развита еще недостаточно.

Ребенок не запоминает стихи: как учить стихи с ребенком 5-х лет?

  • В данный период детская память развивается очень интенсивно. Поэтому специалисты рекомендуют учить как можно больше стихотворений с детьми такого возраста. Это позволит сформировать у них достаточный объем памяти, который будет способствовать успешному дальнейшему обучению в школе.
  • В зависимости от способностей к запоминанию и проявляемого интереса к процессу обучения пятилетний ребенок может заучивать произведения, в котором содержится до пяти четверостиший. Но не стоит расстраиваться, если ваше чадо не может запомнить такой объем текста. И уж тем более нельзя его ругать и стыдить.
  • Продолжайте работать с ним каждый день. Занимаясь с ребенком, помните, что для дошкольника заучивание стихотворений должно быть только игрой, но не обязанностью.


Пятилетка

Специалисты предлагают пробовать различные способы заучивания, если ребенок не запоминает стихи:


Рекомендации

Если у вашего ребенка не получается выучить стихи за один вечер, ничего страшного. Учите несколько дней. Многократное повторение строк обязательно отложится у ребенка в памяти, и он со временем запомнит стихотворение.

Что такое активный и пассивный словарный запас?

Все слова, которые знает ребенок, являются его словарным запасом (лексиконом). Притом те слова, которые малыш понимает, но сам не произносит, относятся к пассивному словарю. А те слова и фразы, которые постоянно использует в повседневной речи, входят в активный.

Ольга Иванова: «Например, если у годовалого ребенка спросить «где кошка?» и он покажет на питомца или на соответствующую картинку пальчиком, значит слово «кошка» уже есть в его пассивном словаре. Когда он самостоятельно скажет «кошка», или «коска», или любой другой звук, обозначающий для ребенка кошку, можно сказать, что слово перешло в активный лексикон».

Ведь каждый из нас знает, что такое социум, квант, молекула, при этом мы почти не используем эти слова в повседневной речи.

Источники

  • Wu Y., Li G., Zheng Y. . // Lin Chung Er Bi Yan Hou Tou Jing Wai Ke Za Zhi — 2021 — Vol35 — N4 — p.341-345; PMID:33794634
  • Voitenkov VB., Komantsev VN., Klimkin AV., Ekusheva EV., Skripchenko NV., Bedova MA. // Adv Gerontol — 2020 — Vol33 — N5 — p.1002-1006; PMID:33550760
  • Liu X., Zhong R., Kusuma L., Li N., Tang W. Determining social power: Do Chinese preschoolers integrate verbal and nonverbal cues? // J Exp Child Psychol — 2021 — Vol204 — NNULL — p.104943; PMID:33360276
  • Ganc M., Kobosko J., Jedrzejczak WW., Kochański B., Skarzynski H. Psychomotor development of 4-year-old deaf children with cochlear implants: Three case studies. // Int J Pediatr Otorhinolaryngol — 2021 — Vol141 — NNULL — p.110570; PMID:33348125
  • Fordington S., Brown TH. An evaluation of the Hear Glue Ear mobile application for children aged 2-8 years old with otitis media with effusion. // Digit Health — 2020 — Vol6 — NNULL — p.2055207620966163; PMID:33194218
  • Jasińska KK., Shuai L., Lau ANL., Frost S., Landi N., Pugh KR. Functional connectivity in the developing language network in 4-year-old children predicts future reading ability. // Dev Sci — 2021 — Vol24 — N2 — p.e13041; PMID:33032375
  • Tan LT., Nathan AM., Jayanath S., Eg KP., Thavagnanam S., Lum LCS., Gan CS., de Bruyne JA. Health-related quality of life and developmental outcome of children on home mechanical ventilation in a developing country: A cross-sectional study. // Pediatr Pulmonol — 2020 — Vol55 — N12 — p.3477-3486; PMID:33002341
  • Vilela N., Sanches SGG., Carvallo RMM. Development of auditory perception in preschool children. // Int J Pediatr Otorhinolaryngol — 2020 — Vol129 — NNULL — p.109777; PMID:31756662
  • Wang J., Joanisse MF., Booth JR. Neural representations of phonology in temporal cortex scaffold longitudinal reading gains in 5- to 7-year-old children. // Neuroimage — 2020 — Vol207 — NNULL — p.116359; PMID:31733372
  • Wu Y., Li G., Ma Y., Zheng Y. . // Lin Chung Er Bi Yan Hou Tou Jing Wai Ke Za Zhi — 2019 — Vol33 — N10 — p.918-922; PMID:31623034

Сколько слов должно быть в активном словаре ребенка?

Нормы формирования активного словаря ребенка дошкольного и младшего школьного возраста выглядят следующим образом:

Таким образом, если в год ребенок в норме произносит не более 10 слов, то словарный запас ребенка в 3 года составляет уже около 1000 слов. Словарный запас ребенка 5 лет уже около 2000 слов, а словарный запас ребенка в 6 лет — около 3500 слов. Не стоит паниковать, если вы вдруг обнаружили, что ребенок говорит меньше слов, чем в норме. Каждый ребенок индивидуален и развивается в своем темпе. Есть дети, которые начинают говорить ближе к 2 годам, при этом всё понимают уже в 1-1,5 года.

Если все же у вас есть сомнения или вопросы относительно развития вашего малыша, для собственного спокойствия проконсультируйтесь со специалистом. Хорошую динамику дает включение веселых игр на развитие словарного запаса, а также пальчиковая гимнастика и массаж ладошек. Очень важную роль играют положительные эмоции: поход в зоопарк, аквапарк и творческое совместное времяпровождение с родителями.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Клуб родителей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: