Как научить ребенка переживать расставание с мамой: выход на работу

Как ребенок учится расставаться с мамой

Уже с первых месяцев мы начинаем тренировать ребенка на разлучение. Помните игру в «ку-ку»? Мама прячется за пеленкой, а потом выглядывает. Малыш замирает озадаченно, а потом — восторг, дрыгоножество, хохот. Маленькая прививка разлуки, чтобы вырабатывался иммунитет.

А еще мама иногда уходит из комнаты. Или даже из дома. Принимает душ. Спит. Чем-то занята. Если ребенок всем доволен и играет, он может и не протестовать. Если ему нездоровится, или мамы нет что-то уж слишком долго, или она только пришла и опять сразу уходит, он может расплакаться, вцепиться в нее. Она подержит на руках, поцелует, пощекочет — он опять готов поиграть сам. Тренировка способности переживать разлучение продолжается.

Ситуация повторяется раз за разом, сотни, тысячи раз, и постепенно ребенок понимает, что если мама ушла — нужно просто подождать, и она вернется. Так всегда было. Если не происходит ничего экстренного, такого как долгая госпитализация мамы, раннее устройство ребенка в ясли, на полный день или на пятидневку, оставление с равнодушной или неласковой няней, ребенок и мама имеют возможность постепенно увеличивать свою возможность разлучаться и вновь соединяться.

После семи лет способность обходиться какое-то время без присутствия родителя заметно вырастает, а в подростковом возрасте дети порой и не прочь, чтобы «предки свалили».

Как избежать сцен и манипуляций

Ребенок чувствует, что «сцены» портят его отношения с родителями, а манипуляции мешают ему активно развиваться, поэтому он будет рад, если родители смогут с этим справиться. Сам он «остановиться» не может, ведь таким поведением он защищает себя от тревоги!

Победить «сцены» помогут «ритуалы».

«Ритуал» — это порядок действий, который взрослые повторяют раз за разом. Например, уходя, мама всегда:

  • на три минутки берет малыша на руки;
  • целует и говорит, куда уходит и когда придет;
  • просит принести сумку (ключи, платочек и т. д.);
  • говорит «спасибо» и «пока-пока»;
  • если ребенок плачет — говорит, что ей очень жалко, что он грустит, но ничего не поделаешь, приходится расставаться;
  • передает ребенка тому взрослому, с которым он остается;
  • уходит.

Такое поведение помогает ребенку не с первого дня, а именно тогда, когда становится ритуалом, то есть привычным поведением. Ритуал помогает потому, что учит ребенка доверять взрослым: ребенок хорошо знает, что мама уйдет, как она уйдет и когда вернется. Это доверие и знание снижает тревогу малыша.

Справиться с манипуляциями можно только всей семьей: взрослые перед тем, как «воспитывать самостоятельность» ребенка, должны определиться, как они сами хотят (и действительно ли хотят) строить свою деловую жизнь. Если мама или папа не уверены в своих планах, ребенок, который лучше чувствует себя в присутствии взрослых, а не со своими сверстниками, обязательно воспользуется их сомнениями и не будет пытаться справиться сам со своей проблемой взросления.

Игры, которые научат обходиться без мамы

Игра в прятки — замечательное средство избавиться от чувства страха разлуки с близким человеком. Мама спряталась, но она есть, никуда не делась, появится. Прячась сам, малыш тоже борется с этим страхом. Он не видит маму, но в любой момент может выйти из укрытия и увидеться с ней. Он уже не чувствует себя таким беспомощным, как в ситуации, когда мама исчезает и он никак не может на это повлиять. Теперь исчезает он сам, и другие вынуждены мириться с его отсутствием. Люди не исчезают навсегда. Они потом снова появляются. Это знание помогает крохе смириться с ситуацией, когда мама уходит.

Другой отличный вариант для избавления от страха остаться без мамы — ролевые игры. Возьмите игрушки и разыграйте различные ситуации. Мама зайчика пошла за морковкой. Кто посидит с малышом? Добрая собачка. Она будет ухаживать за зайчонком, охранять его, катать на своей спине. С ней можно прыгать, бегать, кувыркаться. Она знает много интересных игр.

Чувство безопасности

Для внутреннего ощущения безопасности малышу нужно знать, что вы любите его и что эта любовь времени не подвластна. Есть тысяча способов донести до ребенка эту мысль. Не бойтесь испортить его таким явным выражением чувств! Осознав, что любовь мамы и папы — чудесный дар, который не иссякает, как бы часто его ни тратили, малыш успокоится и постепенно научится выражать свою привязанность менее бурным способом.

Не воспринимайте слезы ребенка как трагедию. Для него это способ выразить свое огорчение

Точно так же важно всякий раз, уходя из дома, ясно дать понять малышу, что вы к нему вернетесь. Не забывайте, что ребенок воспринимает время иначе, чем мы с вами

По мнению некоторых психологов, 7-8 часов, которые ребенок проводит без родителей, для него то же, что для взрослого целая неделя. Поэтому совершенно необходимо, чтобы маленький был твердо уверен в том, что вы появитесь в назначенное время!

Почувствовав себя в безопасности, ребенок не только сможет расстаться с вами, но и будет открыт для общения с другими детьми и взрослыми. Чем надежней связь, тем легче на время разлучиться. Когда малыш знает, что занимает прочное место в жизни своих родителей, он не станет возражать против (недолгого) плавания в открытом море, подобно лодочке, идущей на буксире рядом с большим кораблем. А расставшись с родителями, он сможет привязаться к другим людям. Это правило продолжает действовать и в более позднем возрасте. Если няня сумеет стать для малыша близким человеком, она, как и вы, поможет ему комфортно чувствовать себя среди новых лиц.

Поговорим о режиме дня

Раньше к режиму относились со всей ответственностью. Был режим кормления младенцев – строго по часам

И не важно, кричит ли малыш от голода или же, наоборот, есть не хочет, его нужно кормить по часам. Если ему надо по времени спать, нужно его срочно уложить

Ничего страшного, что он бодр и весел, а сна ни в одном глазу. Надо уложить, и точка – режим ведь.

Сейчас к этому отношение изменилось. Наблюдая дистрофичных и нервных младенцев, врачи пришли к выводу, что у каждого ребёнка свой режим, который зависит от индивидуальных особенностей. И если какому-то малышу нужно 6 кормлений в день, то другому – все 8. Кто-то съедает побольше, кто-то поменьше. Некоторые дети сохраняют три периода сна до года, а другие могут к этому времени спать всего 1 или 2 раза.

Для того, чтобы определились временные границы подъёма и засыпания, родителям не нужно ставить перед собой какие-то цели. Уложить в 21:00 или в 21:30. Ребёнок в раннем возрасте осуществляет всю свою деятельность по потребностям своего организма. Ест, когда голоден, играет, когда бодр, и спит, когда устал. Понемногу корректируя временные рамки, родители увидят, что ребёнок сам может просыпаться и засыпать в определённое время. Также и с кормлением. Со временем у ребёнка формируется его личный режим питания, который будет постепенно меняться по мере его взросления.

Чаще доверяйте ребенка папе

Малыш не должен общаться исключительно с мамой. Ребенку любого пола нужно не только женское воспитание, но и мужское.

Отстраняя папу от заботы о ребёнке, женщины часто приводят такие аргументы: «Ты не сможешь», «Ты вечно занят», «Я лучше знаю своего ребёнка». Но такая позиция не приносит пользы. Ведь папа может открыть перед вашим малышом совсем другой мир, и тоже очень интересный.

Ошибка

— Кого ты больше любишь: папу или маму? Что? Ты папу любишь больше? Я для тебя стараюсь-стараюсь, а ты…

Правильно

— Мы с тобой сегодня поиграли. Теперь папина очередь. Он пойдёт с тобой гулять. Знаешь, как здорово играть с ним в прятки?

Как отправить бабушку в декретный отпуск — мама вышла на работу

Случается, молодая мама не может сама ухаживать за малышом, тогда декретный отпуск, вправе оформить любой из членов семьи. А это могут быть: папа, бабушки, дедушки. Чаще всего эта обязанность возлагается на бабушку.Для оформления отпуска по уходу за ребёнком бабушке, нужно собрать определённые документы:

1. Заявление на декретный отпуск по уходу за ребёнком.2. Копию свидетельства о рождении ребёнка.3. Документ о подтверждении того, что ни мать, ни отец, ни кто-либо ещё не находятся официально в декретном отпуске по уходу за ребёнком.

Эти документы предоставить по месту работы бабушки.После соблюдения всех формальностей бабушку можно отправить в декретный отпуск. Бабушка будет вправе получать два вида пособия. Первое 40% от заработной платы до наступления ребёнком 1.5 лет. Второе – 50 рублей помноженное на районный коэффициент – до 3 лет.Если бабушка не работает, то ей социальные пособия от государства не полагаются.

Волшебная таблетка

Кто из нас не мечтал в детстве о волшебной таблетке для осуществления какой-нибудь мечты? Это же так здорово – съел таблетку, и все возможные знания у тебя в голове. Или, например, научился на скрипке играть. Ну, либо просто стал хорошим человеком. Только вот в реальной жизни не всё так просто. Для того, чтобы измениться в лучшую сторону, нужно долго и упорно работать над собой.

А причём здесь мы? Разговор ведь о воспитании детей, не так ли?
Почему-то некоторые родители считают, что ребёнок родился, растёт, времени ещё много до того момента, как он придёт и скажет: «Мама, папа, я теперь взрослый.» А это значит, что с воспитанием можно не торопиться, успеется. Или же думают, что однажды случится чудо и их чадо вдруг станет замечательным человеком и вообще уникальной личностью. Только и здесь нужно поработать. Через все преодолимые и непреодолимые преграды перелезать, пубертатные периоды переживать и работать, работать. Ведь если вы хотите, чтобы ваш чудесный малыш стал не менее замечательным человеком, знайте, что ваш вклад в это преображение должен быть огромным. И начинать нужно как можно раньше.

«Мне никто не помогает»

Тема няни в Инстаграме — одна из самых холиварных. Кто-то просто скрывает наличие няни и гордо пишет чуть ли не в шапке профиля «без нянь и помощников» (ну, ок). Кто-то пишет: мне никто не помогает, няни никакой нет (при этом есть бабушки, активно участвующие в жизни внуков, водитель, который развозит детей по кружкам, старший брат, который забирает из садика, и т.п., но это как бы и не в счет).

В общем, наличие помощи почему-то стараются скрывать, а если ее, этой помощи, действительно нет, то на этом любят акцентировать внимание, это служит отдельным предметом гордости. Хотя кому какое дело? У нас у всех изначально разные и физические возможности, и финансовые, и эмоциональные ресурсы, и потребности, и цели

Каждый сам себе подбирает ту схему, которая удобна ему, чтобы жить в комфорте, а «не на износ»

Хотя кому какое дело? У нас у всех изначально разные и физические возможности, и финансовые, и эмоциональные ресурсы, и потребности, и цели. Каждый сам себе подбирает ту схему, которая удобна ему, чтобы жить в комфорте, а «не на износ».

Потому что детям важна адекватная мама, а мужу — ухоженная жена, не ползающая на четвереньках от усталости, когда он приходит с работы. И если чьей-то внутренней батарейки хватает на то, чтобы крутиться одной без помощи посторонних, на здоровье!

Как бы ни складывалась ваша жизнь с помощниками, главное, чтоб вы сами были этой жизнью довольны. В противном случае надо что-то менять, а не бить себя пяткой в грудь «все-сама-все-сама». Никто этих жертв не оценит.

А если всем довольны и в гармонии, то зачем вообще тогда акцентировать внимание на том, как именно это случилось: без нянь и помощников или с их участием?

Я за комфорт всей семьи

За красивую спокойную маму, за детей, которые растут, окруженные вниманием, за мужа, на которого хватает времени, за наличие у мамы собственных интересов. А уж как это будет реализовано технически, личное дело каждого

Кому-то нужна няня как «вторые руки», кому-то — домработница раз в неделю, кому-то мама помогает, кому-то вообще никто не нужен.

И уж точно этим не надо ни кичиться, ни гордиться, ни скрывать, ни тыкать. Главное ведь, чтобы цель была достигнута, и все были довольны и счастливы.

Сцены и манипуляции

«Я начала приучать сына прощаться и говорить (то есть сначала махать ручкой) „пока-пока“ еще до года. Я специально прощалась с ним и говорила „пока“ даже тогда, когда выходила буквально на минутку к соседке, чтобы он привыкал и потом не плакал, когда я выйду на работу. Он действительно через пару недель привык и даже воспринимал „пока-пока“ как веселую игру. А вот в два года, когда я вышла на работу, ребенка будто подменили. Как будто и не было веселой игры в „пока“! Ревет, цепляется за меня! У меня сердце разрывается. Что я сделала не так? Ведь я же так готовилась к этому времени!..»

Печаль и тревога ребенка — обязательная часть его понимания того, что он становится самостоятельнее, а у мамы появляется все больше времени и желания заниматься разными делами, о которых он еще ничего не знает. Он плачет не потому, что «не подготовлен», а потому, что теперь он понимает: расставание — это грустно. Он стал взрослее!

Но вот вопрос: как справляется каждый ребенок со своей тревогой? Какие способы применяет и какие слабости взрослых использует?

«Есть вещь, которой я совершенно не выдерживаю, — это когда дочка, увидев, что я собираюсь на работу, кричит: „Мамулечка, не уходи! Миленькая, ну пожалуйста, не уходи!“ У меня внутри все сжимается, я готова в этот момент бросить работу и все свои дела… Но самое ужасное знаете что? Как только я ухожу и за мной закрывается дверь — она тут же спокойно идет играть с дедом или смотреть свои мультики! То есть эта ужасная сцена — только для меня? Зачем она так делает? Я же потом работать полдня не могу!»

Сцены, которые дети устраивают родителям, говорят о том, что малыши достаточно хорошо знают «слабые» места взрослых.

Например, если мама тревожится и чувствует вину из-за того, что работает, то ребенок с удовольствием переложит всю свою тревогу, связанную с расставанием (плачем и жалобами), на нее же. Устраивая сцены, он как бы думает: «Теперь за все тревожится мама, я могу быть спокоен!» — и действительно, потом спокойно играет и ждет маму. Так ведут себя многие дети. И об этом хорошо знают воспитательницы в детских садах, которые уговаривают мам (порой даже ругают): «Идите, все будет хорошо!»

Эта сцена — для того, чтобы освободиться от своей тревоги и передать ее маме.

А вот если мама сама не очень уверена в том, что ее дела нужны и важны для нее, сомневается в выбранной профессии или месте работы, не чувствует себя достаточно энергичной, чтобы выйти из дома, то ребенок обязательно остановит ее! Малыш, решая свои проблемы, еще и о маме заботится: тебе не очень хорошо там — не ходи! И он устраивает такую истерику! Или обижает няню или бабушку, или плохо ведет себя в садике, или даже болеет, или… Словом, он ведет себя так, что мама «разводит руками» и говорит: «Ну разве я могу выйти на работу: он у меня такой тревожный (боязливый, непослушный, болезненный, драчливый и т. д.)». Мама огорчается, что сын или дочка ее от себя не отпускает, но, возможно, даже рада, что так решилась проблема с ее собственным определением.

Возвращение мамы домой: почему ребенок так себя ведет

Когда вы возвращаетесь домой, маленький ребенок вовсе не обязательно кинется к вам с радостным криком. Он может отвернуться, убежать, заплакать. Ему стоило огромных усилий пережить разлучение, и сейчас, когда вы наконец здесь, силы его оставили, он дал волю чувствам: тревоге, обиде, гневу. Не сердитесь и не обижайтесь на него, не пытайтесь игнорировать эти проявления, мол, покапризничает и успокоится, если не обращать внимания.

Разве вам не приходилось плакать после того, как спадает нервное напряжение —например, после ссоры с мужем, или после того, как разрешилась какая-то тревожная ситуация. Неужели вам хотелось бы, чтобы вас в этом состоянии игнорировали? Не надо его воспитывать, лучше обнимите, прижмите к себе, скажите, как вы рады снова быть вместе, как скучали.

Если кормите грудью, постарайтесь сохранить кормления перед сном первые месяцы после выхода на работу. Это лучший способ восстановить связь, успокоить ребенка, а для переутомившейся мамы — самое здоровое снотворное.
Конечно, это будет работать при условии, что вы получаете удовольствие от кормления, что оно вас не истощает и не причиняет боли. Если удовольствия мало, «жертвовать собой» ни к чему.

От трех до пяти

Что чувствует ребенок? К трем годам дети говорят все лучше и лучше, не пачкают штанишки, а некоторые из них идут в детский сад. Малышу интересно все на свете, он живет на скорости 100 км в час и способен мгновенно переходить от полного отчаяния к бурному восторгу. Он уверенно чувствует себя в мире фантазий и все сильнее тянется к ровесникам. Именно в этом возрасте появляются первые настоящие друзья. Дети открывают для себя новое развлечение — ходить друг другу в гости.

Как ему помочь? Отнеситесь к тревогам малыша с пониманием. Отпуск кончился, пора идти в сад, а малыш не хочет и цепляется за вас? Скажите, что вы знаете, как ему грустно, что вам в этом возрасте тоже не хотелось расставаться с мамой, но вы точно придете за ним ровно в шесть. Чтобы ребенок почувствовал гордость оттого, что он теперь большой и ходит в детский сад, купите ему к началу учебного года какие-нибудь обновки.

Дайте ему возможность взрослеть постепенно. Пусть захватит в детский сад любимую игрушку, только договоритесь, чтобы во время занятий она лежала в рюкзаке.

Пусть ребенок делится с вами впечатлениями. Если он приглашен переночевать у друга, помогите ему сложить вещи, которые нужно взять с собой, объясните, что в другой семье могут быть немного другие порядки. Поговорите о том, как он представляет себе вечер в гостях. Попросите рассказать о своих впечатлениях, когда он вернется домой!

На какой срок можно оставлять его с другими взрослыми? Вам виднее, сколько ребенок способен выдержать без вас. Это зависит от его характера (одни дети более самостоятельны, другим уютнее в привычной обстановке), от семейных дел (рождение младшего брата или сестры — не лучшее время для длительной разлуки), а также от того, насколько близкие у него отношения с человеком, на которого вы его оставляете.

Повод для беспокойства
У ребенка есть в запасе целый арсенал способов, чтобы выразить свое недовольство:

  • он отказывается от еды;
  • плохо спит;
  • спит слишком много (некоторые малыши «бойкотируют» незнакомое место, находя убежище во сне);
  • не проявляет интереса к тому, что его окружает: не играет, с трудом вступает в контакт с людьми.
  • без конца болеет;
  • постоянно капризничает и не дает себя утешать.

Если хотя бы один из этих симптомов приобретает хронический характер, значит, малыш нуждается в помощи. Посоветуйтесь с врачом или детским психологом.

Обозначьте границы ожидания

Сыну или дочке гораздо легче будет ожидать маму, если мы объясним, сколько времени потребуется на это. Например: «Ты погуляешь, пообедаешь, поспишь, и я приду». Так ребёнок поймёт, что его не насовсем оставляют с чужим человеком, что это время кончится. Так ему легче будет контролировать процесс ожидания. Он поймёт, что мы заботимся о нём, нам небезразлично, что он чувствует и переживает. Для крохи «приду скоро» часто означает «никогда». Чётко обозначив границы ожидания, мы помогаем малышу пережить разлуку.

Ошибка

— Всё, пока! Когда приду — не знаю.

Правильно

— Когда маленькая стрелка дойдёт до цифры 6, я буду дома.

Мама вышла на работу: ребёнку нет 3х лет

Идеально для мамы и малыша быть вместе до 3х лет. Каждый ребёнок по-разному адаптируется к детскому саду. Одни ребятишки быстро приспосабливаются – другие не очень. Всё зависит от психических особенностей самого малыша. Если мама вышла на работу до возраста 3х лет ребёнку, то малышу необходимо время привыкнуть к новым обстоятельствам.

Особенности выхода на работу в возрасте ребёнка 6 месяцев

В 6 месяцев малыш остро нуждается в маме. Зачастую, грудное вскармливание ещё продолжается, и малыш может достаточно часто прикладываться к груди. Если оставлять грудное молоко в специальных контейнерах, то бабушка или папа могут покормить малыша, им.Перед выходом на работу, нужно решить несколько вопросов. Несколько наиболее частые из них:

• кто будет ухаживать за малышом во время вашего отсутствия ?• как совмещать лактацию и работу ?• готовность ребёнка к разлуке с мамой ?

В этом возрасте малыш ещё не всё осознает, но чувства развиты достаточно, особенно те, что связаны с мамой. Мама только готовится выйти из дома, а малыш уже беспокоится и переживает.

Последствия для ребёнка 1 год при выходе мамы на работу

По утверждению психологов, ребёнок в возрасте 1 года может намного легче пережить разлуку с матерью, чем в два года. Если с раннего возраста привык к тому, что мама иногда куда-то уходит, то он спокойно может подождать возвращения мамы.Конечно, говорить за всех малышей в данном случае не приходится. Одни остро реагируют на длительное отсутствие мамы. Для них это настоящий стресс, и ни какая игрушка или заботливый папа не могут полноценно заменить мать. Другие спокойно остаются с бабушкой и ждут маму.В этом возрасте ребёнок вполне способен находится в детском саду не полный день.

Можно ли выходить на работу при возрасте ребёнка 1,5 года

В 1,5 года детки уже более адаптированы и социализированы. К разлуке с мамой их уже можно подготовить. Малыш уже понимает, что мама может уйти, но она обязательно вернётся.Нельзя ещё говорить о том, что малыш может полностью в течении дня обходиться без мамы. В этом возрасте связь с матерью очень сильна. К полутора годам появляются первые навыки адаптации к окружающим условиям. Если ваш малыш спокойно в течении нескольких часов обходится без вас, можно попробовать походить в детский сад на несколько часов. Можно начинать от нескольких часов(2-3 часа) совместного присутствия в детском саду, и довести время пребывания без вас до 4- 5 часов в день.

Гигиена, массаж и гимнастика. Роль в воспитании детей от 0 до 3 лет

Всем нам известно, как важны для здоровья гигиенические процедуры. Грязь на теле может привести к возникновению заболеваний, а этого мало кто хочет. Поэтому с детства родители нас приучают к тому, чтобы мы следили за чистотой собственного тела. Изначально за гигиеной следят родители, потом они помогают детям помыться или, например, зубы почистить. А уже после ребёнок привыкает самостоятельно приводить себя в порядок.

Когда мама следит за чистотой своего малыша, подмывая его, она выполняет сразу несколько задач, которые представлены ниже:

  • Профилактика заболеваний, которые могут возникнуть из-за загрязнения кожи малыша. Как известно, в тепле бактерии быстро размножаются, а кал помимо всего прочего — отличная среда для их жизнедеятельности.
  • Профилактика опрелостей. Кожа новорождённого очень нежная. Памперс, когда он наполнен, не даёт ей дышать и оказывает термический эффект. При недостаточно частой смене памперсов могут возникать опрелости, и в некоторых случаях к ним даже присоединяются бактерии или грибки. Говорят, что опрелости характеризуют ответственность мамы, но порой, даже при тщательном соблюдении всех правил гигиены новорождённого, они могут возникнуть. Но это не значит, что профилактику проводить не нужно.
  • Контакт матери и ребёнка. Нежные прикосновения мамы действуют успокаивающе на малыша.
  • Формирование будущей привычки. Проводя регулярно гигиенические процедуры, мама изначально приучает ребёнка к чистоте. Малыш привыкает к наличию таких процедур в его жизни. Подрастая, он уже хочет самостоятельно в них поучаствовать. А уже во взрослом состоянии это будет его образом жизни.

К тому же вода благоприятно сказывается на нервно-психическом развитии малыша. Купание детей рекомендуют проводить именно в вечернее время
перед сном, потому что оно расслабляет и успокаивает.

Массаж и гимнастика также полезны для здоровья малыша.

  • Во-первых, они оказывают воздействие на костно-мышечный аппарат, способствуя нормальному развитию костей и поддержанию мышц в тонусе.
  • Во-вторых, улучшают кровообращение, а это приводит к более качественному снабжению органов и тканей кислородом.
  • В-третьих, они, при регулярном проведении, становятся частью режима дня ребёнка.

Не уходите от ребенка внезапно

Некоторые родители думают, что исчезнув «по-английски», они делают лучше своему малышу. Это не так. Наоборот, так мы показываем, что не доверяем ребёнку, не хотим объяснить ему ситуацию.

Лучше сделайте ритуал прощания приятным. «Садись ко мне на коленки. Вот так. А теперь послушай. Через пять минут мне нужно уйти. Я пойду на работу. Меня там ждут, я там делаю много полезного и за это получаю деньги. На них мы покупаем продукты, одежду, игрушки. Что мне принести тебе вкусненького?»

Говорите с малышом как со взрослым. Этим вы показываете, что уважаете его, ставите на позицию сознательного, самостоятельного человека, видите в нём не капризного кроху, а серьёзную личность. Как мы воспринимаем ребёнка, как общаемся с ним, так и он будет себя вести. Если мы будем сюсюкать, жалеть и причитать, малыш будет поступать соответствующе: так и будет бояться оставаться один или с кем-нибудь кроме мамы.

Ошибка

— Давай поиграем в прятки! Ты меня точно не найдёшь. Закрой глаза! (И взрослый уходит из дома).

Правильно

— Как мы тобой прощаемся? Я тебя обниму и поцелую. Ты поиграешь, и я приду. Я тебя очень люблю. Помаши мне ручкой! Пока!

Как научить ребенка отпускать маму на работу

Иногда кажется, что самое простое — ускользнуть потихоньку, когда ребенок спит или отвлекся. Чтобы было меньше слез при прощании.

Но для ребенка это только усиливает стресс: он проснулся или обернулся — а мамы нет. Исчезла неизвестно куда и неизвестно, вернется ли вообще. Это мы с вами знаем, что ушли на работу и вечером обязательно вернемся, что даже на работе помним про ребенка и любим его. Ему-то это ниоткуда не известно. Для него мама — исчезла.

Он становится тревожным, по возвращении виснет на маме, плачет, цепляется, словно боится, что она опять исчезнет. Может закатить истерику, может плохо засыпать, ведь сон это тоже разлука, а проснешься — мамы нет.

Обычно сложнее всего расстаются с родителями дети в возрасте примерно с полутора лет до трех. В это время у них активно работает поведение следования, инстинкт требует от них быть рядом с родителем. Поэтому не надо на ребенка сердиться — когда он вцепляется в вас и плачет, это не капризы, он просто делает то, что ему велит природа. Станет чуть постарше — будет легче. Сейчас ваша задача — сделать для него ситуацию как можно более предсказуемой, а значит, переносимой.

Заведите ритуал прощания. Кто кого сколько раз целует, как машет рукой, что говорит на прощанье. Может быть, ребенок вместе с няней или бабушкой смотрит в окно, как мама идет на автобус. Может быть, вы говорите ему на ухо что-то ласковое

Важно, чтобы ритуал был постоянным

Его надо начинать отрабатывать до того, как вы начнете ходить на работу: разыгрывать на игрушках, рисовать картинки, просто «репетировать», уходя на пару минут, даже в другую комнату

Обращайте внимание ребенка на то, что мама всегда возвращается и все очень рады встрече

Перед расставанием обязательно проговаривайте ребенку, что будет происходить: «Сейчас к нам придет бабушка. Мы попьем вместе чай, потом я пойду на работу, а вы будете играть и гулять. Ты пообедаешь, поспишь, потом еще немного поиграешь, и тут я вернусь. Мы будем ужинать и читать книжки».

Рисуйте этот порядок на картинках, рассказывайте «по пальчикам», что будет за чем. Когда ребенок станет постарше, можно ему показывать на часах: во сколько что будет.

Оставляйте ребенку что-то из своей одежды, чтобы пахло вами. Например, частью ритуала прощания может быть то, что вы его заворачиваете в свой халат. Или днем ему разрешают лечь спать на вашей подушке.

Заранее до выхода на работу попробуйте завести для ребенка «успокоительную» игрушку. Укладывайте ребенка с ней спать, разговаривайте с ней, говорите, как она вам нравится — она должна ассоциироваться с вами. Уходя, прощайтесь и с игрушкой тоже. просите ее поиграть с малышом, чтобы он не скучал, пока вас не будет.

Некоторые дети к этому возрасту уже сами себе выбирают «утешителя», это может быть и одеяло, и кусок ткани. Значит, пусть будет то, что он выбрал.

Не пытайтесь совместить по времени ваш выход на работу и какие-то изменения в жизни малыша — отказ от соски, приучение к горшку. Один стресс в два-три месяца, не больше.

Если вы знаете, что ваш ребенок очень расстраивается, когда вы уходите, заложите больше времени на прощание, пусть он лучше поплачет у вас на руках и пройдет пик огорчения, когда вы еще рядом. Главное, сами сохраняйте уверенность и позитивный настрой — если на вашем лице написаны вина и отчаяние, малыш вряд ли успокоится.

При расставании обязательно объясняйте, что будет, когда вы вернетесь, какими приятными делами вы займетесь. Старайтесь говорить детальнее: мы будем читать такую-то книжку, мы пойдем на кухню и будем есть макароны с сыром, мы наполним ванну, и ты будешь купаться с твоим пароходиком и т.п.

Разлука с мамой — это нормально. Следите за реакцией ребенка

В принципе разлука со «своими» взрослыми никакому ребенку не нравится, но большинству детей по силам с этим справиться без последствий. Кто-то адаптируется к разлучению легче, кто-то очень тяжело. Задача родителей в том, чтобы, наблюдая за ребенком, видеть, по силам ли ему та степень разлуки, которая есть.

Если ребенок, пусть даже протестуя при расставании, в целом активен и бодр, а после разлуки, немного провисев на матери или подувшись на нее, снова расслабляется и веселеет, это одно. А если видно, что он совсем несчастен, что в разлуке он не играет и ничем не интересуется, а после возвращения мамы не в силах отцепиться от нее или вообще отворачивается и смотрит с отсутствующим видом, значит, ему плохо и надо «открутить назад». Возможно, он будет готов через пару месяцев или через полгода.

Взрослый, который чувствует себя заложником при ребенке, несчастной жертвой, принесенной на алтарь родительства, не сможет выстроить хорошую привязанность. Ведь привязанность — это отношения взрослого как доминирующей заботливой особи и ребенка, как особи зависимой и доверяющей. Взрослый должен быть сильным и свободным, должен быть хозяином самого себя и своей жизни, только тогда ребенку будет рядом с ним спокойно.

Поэтому давайте не ставить перед собой задачу, жертвуя собой, полностью избавить ребенка от оборотной стороны привязанности — переживаний при разлучении со своим взрослым. Лучше попробуем понять, как ему помочь смягчить разлуку, пережить расставание без тяжелых последствий.

Как сформировать связь с малышом?

Большинство мам чувствуют интуитивно, что лучше сделать, чтобы их ребёнку было хорошо

И если какое-то время назад повсеместно гремело слово «режим» (кормление по часам, сон в кроватке по расписанию), заставляя матерей закрывать глаза на свою интуицию в отношении ребёнка, то сейчас уделяется внимание потребностям малыша. Как же всё-таки сделать связь «мать-дитя» прочнее?

Не отказывайтесь от грудного вскармливания. Некоторые мамы боятся боли, обвисшей груди, не хотят дискомфорта. Но, если у вас есть молоко, постарайтесь сохранить его и кормить вашего малыша грудью. Самая сильная связь ребёнка с матерью возникает именно при наличии грудного вскармливания.

Чаще берите ребёнка на руки. Тактильный контакт с родителями важен для малыша. Ещё совсем недавно он находился в комфортном месте, где ему было тепло, мягко и спокойно. А теперь он находится в неизвестной среде, где всё совсем по-другому. Представьте, какой это стресс для маленького человечка. Именно сейчас ему необходимы прикосновения мамы. А когда мама прижимает малыша к себе, он чувствует знакомое ему сердцебиение, тепло мягких рук и успокаивается.

Носите ребёнка как можно больше. Когда сохраняется телесный контакт с мамой, малышу намного уютнее. К тому же в настоящее время существует большое разнообразие приспособлений для ношения малыша.

Спите вместе. Сон «под бочком» у мамы полезен для новорождённого с психологической точки зрения. И это весьма удобно самой маме – ночные кормления не будут сопровождаться долгим криком малыша, пока вы, наконец, возьмёте его и приложите к груди. Есть противники такого метода воспитания, утверждающие, что это может разбаловать ребёнка. Но как можно разбаловать новорождённого? Именно тогда, когда он оказался в незнакомой среде, где нет уютного тёплого животика, сон рядом с мамой поможет ему быстрее адаптироваться к изменениям в его жизни.

Реагируйте на зов вашего чада. Если малыш плачет, значит, что-то не так. Ему голодно, холодно, жарко, мокро, тревожно. Ему нужна мама. И тем, что вы отреагируете на его плач как можно быстрее, вы не разбалуете его ни коим образом. Лишь поможете ему не сформировать такую привычку, когда он начнёт получать то, что ему нужно, через настойчивый плач или крик.

Общайтесь со своим малышом. Даже если вам кажется, что он ничего не понимает и даже не слушает вас, общайтесь с ним. Рассказывайте о том, что вы делаете, читайте потешки, пойте песни и колыбельные. Не стесняйтесь своего смешного голоса и вида со стороны

На нервно-психическое развитие ребёнка большое внимание оказывают все звуки, которые он слышит.

Связь ребёнка с родителями, заложенная ещё в грудном возрасте, остаётся на всю жизнь и даёт ребёнку уверенность в том, что он любим и не останется беспомощным в различных ситуациях.

Удивительный факт. Чем ближе общение матери и ребёнка в начальном периоде его развития, тем легче малышу будет развить самостоятельность. Общение с мамой способствует тому, что ребёнок чувствует себя защищённым и знает, что мама всегда придёт на помощь. Поэтому он активнее исследует мир, пробует делать что-то новое. И именно поэтому он со временем начинает что-то делать и без помощи родителей.

Это же относится и к дисциплине. Доверительное общение ребёнка с родителями способствует более лёгкому приучению к дисциплине. На своём примере родителям намного легче показать малышу, что и как делать правильно, ведь они для него – авторитет.

И не стоит забывать о том, что общаться с ребёнком должны оба родителя. Роль отца в воспитании малыша не менее важна, чем роль матери.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Клуб родителей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: