Какие базовые знания, которыми должен обладать будущий первоклассник?
Будущий первоклассник
Существует перечень элементарных требований к знаниям и умениям, которыми должен владеть малыш, собирающийся в первый класс. Но вы должны понимать, что навыки – это несколько другое. Их нужно развивать в ребенке постепенно, ведь это то, что он может выполнить, руководствуясь полученными знаниями. Какие базовые знания, которыми должен обладать будущий первоклассник?
Итак, малыш, готовящийся к школе, должен знать:
- Имена: свое, своих родителей, по возможности – ближайших родственников (бабушек, дедушек, сестер и братьев)
- Адрес своего проживания
- Самые простые названия деревьев, животных, птиц — не только знать их, а еще и различать и показывать на них пальцем, когда вы об этом попросите
- Время
- Дату
- Основные геометрические фигуры
- Цифры
- Цвета
- Дни недели
- Сезоны — времена года
- Самые популярные праздники — Новый год, День рождения, Пасха и пр.
- Части тела: малыш должен безошибочно называть и показывать на себе руки, ноги, участки лица
- Как различить живые и неживые предметы
Это теоретические знания и часть действий, которыми должен овладеть дошкольник с помощью родителей. Но есть еще и ряд умений, которые крохе тоже нужно освоить.
Малышу при подготовке к школе желательно уметь:
Считать от 0 до 10 и обратно
Важно не только знать цифры, но и оперировать ими. Это элементарная задача, которую должен уметь выполнять ребенок 5-6 лет.
Читать по слогам
Существует немало техник, позволяющих быстро научить малыша читать по слогам. Но если ваш кроха не смог освоить это, ничего страшного: его обязательно научат этому в школе. Однако этот навык значительно упростит учебный процесс в будущем, поэтому постарайтесь развить его в малыше до того, как он пойдет в первый класс.
Пересказывать. Речь не идет о целых текстах и рассказах. Но несколько предложений о любимой сказке малыш должен уметь пересказать. Развитие связной речи очень важно, оно учит ребенка мыслить правильно, логически и последовательно.
Осуществлять самые простые математические операции. Складывать и вычислять в рамках 10 – это самое элементарное, чему вы можете научить свое чадо при подготовке к школе. Это кажется сложным на первый взгляд, но дети очень легко и быстро запоминают новую информацию. Если вам удастся заинтересовать кроху, он освоит складывание и вычитание цифр за 2-3 урока.
Называть буквы в алфавитном порядке. Чтобы научить малыша этому, используйте метод ассоциации. То есть, сделайте так, чтобы каждая конкретная буква была для него связана с каким-то словом. Например, «А» — апельсин, «Б» — банан и т. д.
Практические советы на предшкольном этапе
- Не бойтесь оставлять ребёнка одного дома – сначала ненадолго, потом увеличивая время, предварительно проговорив с ним правила безопасности. В школе ведь вы с ним быть не сможете!
- Приучите к тому, чтобы малыш мог занять себя сам полезным делом.
- Учите его принимать решения. Для этого учитесь уважать его мнение, но так, чтобы оно не навредило. Спокойно объясняйте, почему что-то лучше, а что-то хуже для него.
Спрашивайте, к примеру:
«Ты пойдёшь со мной в магазин? Я хочу с тобой посоветоваться, какой подарок
выбрать папе», «Ты наденешь тёплую куртку, ведь на улице похолодало?»
Уважайте
его право на ошибки.
- Все
требования к малышу должны быть посильными по времени и нагрузке. - Давайте
ему время подумать. - Обязательно
устраивайте малышу маленькие и большие праздники, всегда отмечайте его победы. - Не ругайте строго за неудачи. Лучше не спеша
разберитесь, где был промах, что нужно «подтянуть». - При
возникших трудностях не стесняйтесь обращаться к узким специалистам: логопеду,
дефектологу, психологу, педиатру и другим.
Как подготовить ребенка к школе по математике?
Готовим ребенка к школе по математике
Не всем детям легко дается математика, ведь это довольно сложный предмет. Однако привить дошкольнику базовые навыки и дать основные знания все равно необходимо. Как подготовить ребенка к школе по математике?
Чтобы познакомить малыша с этой наукой, запомните несколько интересных приемов:
- Считайте вместе. Для этого используйте привычные для крохи предметы – игрушки, конфеты, яблоки и т. д. Когда ребенок поймет, что от него требуется, можно переходить к использованию специальных счетных палочек или математических карточек.
- Изучайте числа парами. Например, 1 и 2, 3 и 4, и т. д. Так малышу будет проще понять, что если сложить 1 и 2, то выйдет 3, а если к 3 прибавить 4, то будет 7. За один домашний урок учите только одну числовую пару, иначе малыш запутается.
- Для знакомства с геометрией используйте печенье или его пластиковые макеты — купить можно в магазине игрушек. Ведь выпечка сегодня имеет совершенно разные формы. Когда ребенок научится распознавать и различать фигуры, можно приниматься за их чертеж.
- Красиво писать элементы и целые цифры ребенку помогут тетрадки-шаблоны. Такая литература обычно очень красочная, и малыши с удовольствием с ней работают.
Как лучше подготовить ребенка к музыкальной школе?
Не секрет, что начинать подготовку к вступлению в музыкальную школу лучше всего с раннего возраста. Но вы должны точно знать, есть ли у ребенка способности в этой области искусства, и хочет ли он сам этим заниматься. Если да, то без вашей помощи ему не обойтись, ведь домашние занятия очень важны. Как лучше подготовить ребенка к музыкальной школе?
- Спросите у ребенка, на каком музыкальном инструменте он хотел бы играть, – он должен быть приобретен.
- После этого вам необходимо обязательно связаться со специалистом, который будет преподавать музыку. Он должен дать инструкции относительно того, как организовать и проводить домашние уроки.
- Не стоит торопиться, все знания и навыки приходят со временем.
- Продолжительность домашних репетиций напрямую зависит от того, насколько правильно и быстро ребенок читает ноты с листа, и как хорошо он их запоминает. Для начала может быть достаточно и получаса, но затем, возможно, он будет музицировать по 1-2 часа или больше.
А готовы ли родители к школе?
Думаю, вы уже немного
начали догадываться, что сами должны себя подготовить к школьному периоду сына
или дочки.
Настройтесь,
что нужно отпустить малютку от себя и дать ему инициативу и самостоятельность.
Сделайте
всё возможное, чтобы ребёнок не догадался о вашем волнении.
Успокойтесь, вы же с ним занимались и, конечно, будете и дальше ему помогать. Ребёнок вырос, пусть вступает во взрослую жизнь. Ваше доверие, отсутствие излишней опеки, груз ответственности за учёбу пойдут на пользу взрослению. Разбудите в себе оптимизм и уверенность в том, что ребёнок справится со всеми трудностями. Тогда и он обязательно поверит в себя.
Если
вас сильно «лихорадит», сходите на консультацию к психологу, будущей
учительнице, подруге, к своей маме. Излейте ваши опасения и невроз за чашечкой
чая (или чего покрепче, хорошо помогает).
Контролируйте
своё поведение. Прикажите всем домочадцам не нервировать будущего
первоклассника!
Установите в семье спокойные, адекватные отношения, со вниманием относитесь ко всему, что говорят дети. Вникайте в их проблемы и старайтесь решать их сразу, не откладывая на завтра
Только ваш спокойный позитивный настрой поможет ребёнку не впасть в панику и адекватно воспринять переход в свой новый школьный статус.
Удачи вам, дорогие родители,
бабушки и дедушки, пишите отклики и до следующей встречи.
О развитии речи ребенка и связанном с ней навыком, который поможет хорошо и легко учиться в школе, быстро находить себе друзей и единомышленников, даже поможет найти себе хорошую работу в будущем, у нас пойдет разговор в следующей статье.
Назад: 6 способов и 2 совета, как разбудить у ребенка потребность в чтении и научить читать
Вперед: Как развить речь ребенка. 4 способа и задания для речевого развития
Как морально подготовить к школе гиперактивного ребенка: рекомендации родителям
Морально готовим к школе гиперактивного ребенка
Гиперактивные дети непоседливые, очень импульсивные, невнимательные и неусидчивые. Они бывают откровенно агрессивными, что мешает им не только учиться, но и находить друзей среди сверстников. Но это вовсе не значит, что малыш «не такой». Просто к нему нужен несколько иной подход.
Как морально подготовить к школе гиперактивного ребенка? Ниже вы найдете рекомендации родителям:
- Специалисты рекомендуют обязательно чередовать умственную и физическую активность.
- Не нагружайте ребенка, не заставляйте его «отсидеть полный урок» при домашней подготовке к школе. Все должно происходить постепенно, этап привыкания может занять немало времени.
- Следите за тем, чтобы ребенок полноценно высыпался. Недосып негативно сказывается на нервной системе, а у гиперактивных деток это проявляется особенно ярко.
Если ситуация серьезная, самостоятельно дошкольную подготовку малыша не проводят. В этом случае сочетается прием, назначенных врачом препаратов, с сеансами психотерапии. А занятия для предварительной адаптации к школе и получения нужных знаний, должны протекать под контролем специалиста.
Что должен уметь ребенок к 3,5 годам
Каждый ребенок индивидуален и развивается со своей скоростью. Умения ребенка 3 -3,5 лет обширны. Одни дети больше склонны к развитию физических навыков, другие — умственных, третьи — с малых лет проявляют тягу к творчеству. Оценивать умения разных детей одного возраста не совсем корректно, ведь каждый из них идет собственным путем. Но существует список навыков, которые должны освоить все дети к 3,5 годам в разной степени.
Физические навыки ребенка 3 — 3,5 лет:
- Бег. Ребенок 3,5 лет должен уметь бегать с разной скоростью (быстро, медленно, с подскоком), менять направление движения на ходу, изменять темп при необходимости;
- Прыгать на 1 или 2 ногах вверх, вперед, в стороны. К 3,5 годам ребенку под силу перепрыгнуть на 1 или 2 ногах небольшое препятствие;
- Стоять и ходить на пятках, носках, сохраняя равновесие. Если малыш выполняет эти элементы, но при этом раскидывает в стороны руки для удержания равновесия не стоит волноваться. Навык усвоен, умение удерживать равновесие придет с опытом;
- Лазать по турникам. Подниматься и спускаться по прямой или изогнутой стенке, полностью преодолевать “радугу”, висеть на перекладине и спрыгивать с нее самостоятельно;
- Самостоятельно ходить по лестнице вверх и вниз, придерживаясь за поручень. При подъеме вверх может отпустить руки и подниматься, чередуя ноги, при спуске передвигаться приставным шагом;
- Спрыгивать с небольшого возвышения, бордюра, стульчика. При приземлении слегка сгибать ноги в коленях для смягчения прыжка;
- Играть с мячом. Ловить и бросать мяч на расстояние около 2 метров вперед, в стороны, назад. Для броска использовать две или одну руку. Кидать мяч из разного положения тела: стоя, лежа, из за головы, между ног;
- Выполнять 2-3 действия синхронно. В одно и то же время хлопать и топать, прыгать и махать;
- Наклоняться вперед, пытаться достать пальцами до земли;
- При наличии велосипеда уверенно крутить педали, быстро передвигаться при помощи беговела, самоката.
Бытовые навыки:
- Самостоятельно обувается и разувается, одевается и раздевается;
- Застегивать и расстегивать удобно расположенные пуговицы, замки, застежки;
- Следить за опрятностью своей одежды, при необходимости заменять испачканный предмет гардероба;
- Выбирать подходящую по погоде и времени года одежду для прогулки;
- Вытирать ноги после прогулки, входя в дом;
- Использовать при необходимости носовой платок;
- Мыть руки, лицо, использовать при необходимости мыло;
- Правильно пользоваться горшком или унитазом, мыть руки после посещения туалета;
- Самостоятельно есть ложкой, вилкой. Пить из кружки, чашки, стакана;
- После окончания игры собирать свои игрушки, расставлять по местам предметы;
- Проявлять инициативу в домашних делах, пытаться помогать взрослым убираться, готовить еду.
Интеллектуальные навыки и знания:
- Свободно ориентироваться в пространстве. Знать и называть слова, обозначающие расположение предметов в пространстве: вверху, внизу, справа, слева;
- Знать свое имя и фамилию, домашний адрес, имена родителей;
- Употреблять в речи слова обобщения, подбирать к предложенному слову подходящие предметы;
- Конструировать башни, замки, домики для игровых целей или по образцу;
- Подбирать пару предложенному предмету по образцу;
- Считать до 5 и выше;
- Различать цвета спектра и их основные оттенки;
- Находить и называть в книжке знакомые предметы, животных, растения;
- Сравнивать между собой предметы, находить между ними общие и отличительные черты;
- Знать основные геометрические фигуры, по просьбе взрослого находить очертания фигуры в окружающих предметах (окно — прямоугольное, спинка стула — квадратная);
- Разделять предметы на группы по 1-2 признакам;
- Находить в группе предметов лишний, не подходящий по обозначенному признаку.
Перечисленные навыки должны присутствовать у ребенка к 3,5 годам. Если малышу сложно дается тот или иной навык, он отказывается выполнять предложенное задание, рекомендуется пересмотреть подход к обучению, предложить более легкий, игровой вариант обучения. Дети учатся через непосредственный контакт с предметами, игровые задания. Не нужно стараться придать занятиям вид школьных уроков. Это не сработает. Постарайтесь во время обычной игры рассказывать и показывать на конкретных примерах новую информацию, активно привлекать ребенка к решению задач.