Адаптация ребенка в новой школе: советы родителям

Предварительна подготовка

Ставить малыша перед фактом просто жестоко

Мысленно вы ведь намечаете примерный срок сдачи чада в детский сад, поэтому важно сразу говорить с ребенком об этом. Скорее всего, в первый разговор ребятенок может начать капризничать, закатить скандал, особенно если близок с вами

Но в дальнейших обсуждениях малыш свыкнется с мыслью об обязательном нахождении в детском саду.

Объясните, что дитя становится взрослым, что пойти в детский сад – возможность помочь вам, обзавестись друзьями и научиться много чему новому. Первый, важнейший шаг – подготовка ребенка к смене привычной обстановки, без него адаптация может затянуться, не пройти успешно.

Сформируйте у отпрыска минимальные навыки самостоятельности. Научите одеваться, обуваться, завязывать неудобные шнурки, держать ложку, кушать, пить, ходить на горшок. Для лучшего отложения подобных навыков можно воспользоваться разнообразными ролевыми играми.

Немаловажная функция детского садика – возможность общения с ровесниками. Понаблюдайте за малышом в песочнице, на прогулке. Это поможет предсказать примерное протекание адаптации. Если малыш разговорчив, с радостью находит общий язык – скорее всего, в саду ситуация будет аналогичной. При обратной модели поведения стоит немного поработать с ребенком над этим. Учите запоминать имена, называть собственное. Старайтесь чаще гулять и знакомить малыша с детками близкого возраста.

Как родителям помочь подростку адаптироваться

Несмотря на внешнее безразличие, ребенок в любом возрасте нуждается в поддержке родителей. В подростковые годы дочери или сыну особенно сложно это озвучить, а тем более просить о помощи. Особенно есть до этого периода, взрослые не сумели выстроить доверительные отношения или привыкли кричать на воспитанника.

Что же нужно предпринять, чтобы помочь подрастающей личности адаптироваться в новом коллективе и завести друзей?

Разговор по душам

Независимо от кого, что вам поведали, не стоит кричать, а тем более наказывать воспитанника. Похвалите его за откровенность и подчеркните, что вы всегда готовы выслушать.

Любую сложность, будь то неуспеваемость или агрессивное поведение, решайте спокойным разговором. Расспросите, что нравится вашему наследнику, что не нравится, почему он стал вести себя иначе, что его гложет. Один только разговор по душам помогает частично решить затруднения. Давая родительский совет, не навязывайте свое мнение. Дайте подростку самому решить, что ему нужно и как правильно поступить. Так вы воспитаете его самостоятельным и уверенным в себе человеком, которые всегда знает, чего хочет.

Больше похвалы и меньше критики

Ему и так достаточно сложно принять новые условия и выстроить отношения. Чем больше критики и осуждения в его адрес будет идти с вашей стороны, тем болезненнее пройдет адаптация в новом коллективе.

Подмечайте его достижения, делайте упор на них, закрывая глаза на мелкие промахи. Чаще напоминайте, что все ошибаются и это нормально.

Нет сравнениям

Подросток и так болезненно реагируют на смену обстановки и коллектива. Ему сложно выстраивать отношения с новыми людьми. Если вы будете талдычить: «А вот Боренька быстро привык к новому классу!» — сделаете только хуже.

Не игнорируйте жалобы на плохое самочувствие

Дети не редко хитрят. Чтобы прогулять занятия или игнорировать домашние обязанности они могут симулировать. В этой ситуации проявите хладнокровность

Обратите особое внимание на реальные симптомы заболевания – красное горло, повышенную температуру, сыпь и тому подобное. От волнения могут возникнуть психосоматические заболевания, с реальны проявления

Их игнорировать не стоит.

В первые недели адаптации к новым условиям организм может отреагировать по-разному, особенно если вы переехали в другую климатическую зону. Дайте дитю передышку и пару деньков на восстановление сил. Оставляя подростка дома, запретите ему пользоваться гаджетами и смотреть телевизор.

Находитесь на его стороне

Даже если вас вызвали в учебное заведение и твердят, что ребенок неуправляем – не стоит на глазах педагога или соучеников отчитывать и ругать подростка. Он перестанет считать вас своей опорой. Обсудить эту тему спокойно, без криков и скандалов. Выслушайте его точку зрения.

Если трудность заключается не в умении адаптироваться в новом коллективе, а в плохой успеваемости, постарайтесь помочь. Предложите сходить к репетитору или позанимайтесь самостоятельно. Мотивируйте ученика на прилежную работу. Как это сделать мы уже рассказывали.

Не давите на подростка, не предъявляйте завышенных требований

Привыкнуть к новым условиям и влиться в коллектив трудно даже взрослому, не то, что подростку. Поймите – ваше чадо только вступает во взрослый мир. Он только учится принимать правильные решения и не всегда осознает, что хорошо и что плохо.

Давление с вашей стороны, или, что намного хуже, шантаж, может привести к затруднениям в адаптации к новому коллективу.

Уделяйте много времени

Как давно вы смотрели вместе фильм или ходили в кафе? Постарайтесь исправить подобные упущения! К тому же, это вдвойне полезно – если город новый, вы сможете пройтись, узнать маршруты или посмотреть достопримечательности.

Какие факторы влияют на адаптацию

Родителям надо учесть, что адаптация в дошкольном учреждении — индивидуальный процесс, который зависит не только от усилий мамы. На процесс влияют:

  • возраст;
  • особенности личности;
  • состояние здоровья;
  • темперамент.

Серьезное влияние оказывают особенности личности ребенка. Интровертам адаптироваться сложнее, а дети-экстраверты часто в восторге от общения вне дома. Родители могут повлиять на опыт общения, но превратить интроверта в экстраверта они не в силах. Замкнутые дети хотят быть в привычной среде и не любят перемен.

О возрасте стоит рассказать отдельно. Легче дается адаптация к детскому саду детям до 3-х лет, самая быстрая у детей в 1,5-2 года. Далее начинается так называемый «Я-возраст», когда приходит самоосознание. В этот период адаптироваться уже сложнее. Поэтому лучше начать водить малыша в садик пораньше, даже если самим родителям этого делать не хочется. В 3-4 года дети легко осваивают внешний мир, но желательно, чтобы к этому моменту они уже привыкли к садику.

Адаптация ребенка в новом коллективе

Адаптация ребенка в новом коллективе – один из основных процессов взаимодействия с социумом, который оказывает огромное влияние на становление личности в обществе. И именно с проблемами адаптации могут быть связаны: смена образовательных учреждений, низкая степень обучаемости и даже нарушение физического и психического здоровья ребенка.

Адаптация – это процесс привыкания, приспособления организма к новой среде, которая затрагивает все сферы поведенческих уровней. Поэтому когда ребенок попадает в новый коллектив и незнакомую ему обстановку, почти всегда на первых порах его сопровождают психологические трудности.

Как проходит адаптация ребенка

Каждый ребенок проходит этот этап ознакомления и привыкания к новым условиям, но у каждого, с учетом личностных особенностей, адаптация проходит по-разному. Прежде всего, новая среда воздействует на эмоциональное состояние ребенка. Одни дети могут становиться более беспокойными, другие – зажатыми и тихими, и это сказывается на всем: сне, аппетите, взаимоотношениях с родственниками и т.д. Также меняется и активность ребенка в отношении предметного мира: снижается уровень речевой активности, падает интерес к окружающему, ребенок может стать раздражительным и подавленным, в общем, становится очень восприимчивым ко всем видам раздражителей.

Новый коллектив для ребенка – это всегда страх и потеря безопасности, а также если у ребенка наблюдается высокая степень привязанности к маме, то это, обязательно, и страх потери мамы

Вот почему так важно уделить большое внимание адаптационному периоду, и помочь ребенку пройти его как можно легче и без особых негативных последствий

Послесловие

У перехода в новый коллектив, помимо недостатков в виде тревог от неизвестности, есть и существенные преимущества. Новые приятные знакомства с близкими по интересу к одной сфере деятельности людьми. И возможности реализовать всё то, что не удавалось раньше. Поэтому наслаждайтесь приятным предвкушением! И не стоит сгущать краски, обостряя проблему. Ведь это не первый и не последний коллектив в вашей жизни — шансов попробовать себя будет еще немало. Обычно от 3 до 6 месяцев занимает адаптация сотрудника в новом коллективе. Примерно столько времени нужно, чтобы включиться, привыкнуть и начать эффективно работать без стресса. Поэтому будьте терпеливы и не предъявляйте к себе жесточайших требований по срокам, отсутствию переживаний или количеству новых социальных контактов. И, главное, не забывайте дышать животом!

*Случаи Андрея и Инны выдуманы автором, поэтому любые совпадения с реальными людьми являются случайностью.

Совет четвертый. Разговаривайте с ребенком, чтобы исключить конфликты внутри класса

Приходя в новый класс, ребенок сталкивается с уже сложившейся системой отношений внутри коллектива. При этом новичок зачастую находится на «нижней ступени иерархии». Для того чтобы избежать конфликтов и критических ситуаций, необходимо объяснить ему нормы и правила, которые существуют в новом коллективе. Чтобы понять, как на самом деле обстоят дела в классе, есть ли в нем лидеры и случаются ли эпизоды травли, необходимо ходить на родительские собрания, общаться с учителем и другими родителями, и, конечно, чаще разговаривать со своим ребенком. Будьте ему другом, потому что других друзей у него в школе пока нет, и помогайте разбираться в том, кто есть кто в новом коллективе. Стоит объяснить ребенку, что отношения не строятся на физическом превосходстве, поэтому нельзя решать конфликты кулаками, только взаимное уважение способно перерасти в крепкую и долгую дружбу.

При этом необязательно наседать на детей с вопросами о том, как идут дела в школе. Можно делать это непринужденно, проводя аналогии с сюжетами книг и фильмов. Беседуйте, поощряйте вопросы, давайте развернутые ответы — просто будьте.

Если ребенок после 2,5–3 месяцев адаптации все еще недоволен новой школой, необходимо обратиться за помощью к специалисту.

Владлена Ворона

Работа с психологом

Не стоит забывать о том, что в учебном заведении есть психологи, которые помогают ребенку с адаптацией в классе и к которым можно и нужно обращаться. Родителям стоит подойти к психологу, поговорить о том, что волнует, что беспокоит, попросить совета, как себя вести и как помочь школьнику.

Но бывает и так, что этой помощи оказывается недостаточно. Тогда нужно обратиться к психологу в индивидуальном порядке в частной практике. Он поможет увидеть, что происходит с ребенком при взаимодействии с другими людьми, а также понять, как ребенок выстраивает отношения.

Возможно, у вас получится найти индивидуальный алгоритм адаптации к новому коллективу и пройти этот этап мягче и легче.

Подготовка к садику

Когда ребенок еще не ходит в детский сад, его можно подготовить к общению с детьми. Для этого стоит:

  • выводить малыша на прогулку туда, где много детей;
  • ходить с крохой в гости, особенно если там будут сверстники;
  • устраивать праздники, мероприятия и приглашать других детей с родителями;
  • рассказывать про детский сад.

У ребенка должен появиться опыт общения с другими детьми, а также опыт совместных игр, занятий. Тогда он не будет бояться коллектива и сможет сам знакомиться с ребятами. Когда ребенку рассказывают о том, что он будет проводить время в садике, это помогает немного подготовиться к разлуке с мамой. Разумеется, подготовить к этому на 100% нельзя — определенный стресс все равно будет.

Чтобы малыш мог проводить время не только с мамой, можно оставлять его иногда с папой, бабушкой или дедушкой. Как вариант, стоит попробовать няню. Ребенку надо научиться находиться в обществе с другими людьми — взрослыми и сверстниками.

Самоподдержка: рекомендации

Если степень волнения высока, то сконцентрируйтесь на дыхании животом. Дыхание грудью активизирует, а дыхание животом — расслабляет. Не старайтесь намеренно замедлять дыхание, дышите в естественном ритме. Сфокусируйтесь на наблюдении: почувствуйте, как воздух проходит через пазухи носа, через горло и легкие. Ощутите, как раскрывается живот и как все тело реагирует на это дыхание. Эта техника хорошо себя зарекомендовала и для расслабления перед сном.

«Заземление». При страхе и тревоге конечности холодеют, всё тепло уходит в центр тела. Поэтому попробуйте «заземлиться»: встаньте прямо, поставьте ноги на ширину плеч или шире. Почувствуйте свой вес в стопах, мягко «попружиньте» в коленных суставах

Затем попробуйте «поперекатываться» с пятки на носок, концентрируя внимание на ощущениях.

Не забывайте регулярно есть и пить воду. Кофе и чай, кстати, не успокаивают и не расслабляют, а, напротив, усиливают реакции.

Новый класс

Расформирование по профилям – еще одна причина, по которой ребенку предстоит «влиться» в новый коллектив. Обычно это не составляет труда, так как ребята из параллельных классов уже знакомы. А вот переход в новую школу может стать стрессом для ребенка. Причем не имеет значения, младший, средний или старший школьник меняет коллектив.

И задача родителей – помочь ребенку легче адаптироваться в новой школе и новом классе. Можно заранее познакомиться с классным руководителем, представить его ребенку, рассказать о нем.

Благодаря этим действиям учителю будет проще рассказать о новичке во время знакомства с классом или задать ему наводящие вопросы, если он оказался в растерянности.

Чаще разговаривайте с ребенком, советуйте ему, как можно поступить в той или иной ситуации, но не навязывайте свое мнение. В период адаптации школьника к новым условиям постарайтесь установить дома более спокойную обстановку, будьте терпимее, если ребенок не в настроении, окажите ему свою поддержку.

И, безусловно, избегайте сравнения своего ребенка с его одноклассниками. Это может нанести вред ребенку в его самооценке и самоощущении, а также настроить на неверный лад в общении со сверстниками.

Грамотный настрой

Дома чаще обсуждайте тему перехода в новую школу, чтобы ребенок получал полную информацию о том, что ему предстоит. Обязательно говорите о предстоящем событии только в положительном ключе, распишите все плюсы ситуации, чтобы вызвать позитивный настрой.

Рассказывайте о том, какие перспективы перед ним откроются, какие новые возможности появятся после перехода. Разрушайте все страхи. Уверьте ребенка в том, что ему не придется остаться один на один с новой школой и коллективом, он должен быть уверен, что в этой ситуации родители его целиком и полностью поддержат.

В разговоре объясните ребенку, что новеньких не принимают сразу же, сначала одноклассники будут к нему присматриваться, поэтому он не должен расстраиваться из-за того, что у него не появятся друзья в первый же день.

Проведите беседу, в которой подскажите ребенку, как правильно себя вести с одноклассниками. Дайте ему следующие наставления:

  1. Не старайся понравиться, выдавая себя за того, кем ты на самом деле не являешься. Общайся только с теми, кто тебе действительно интересен, не нужно тратить свое время на показную дружбу.
  2. Будь дружелюбным и искренним, часто улыбайся и старайся поддержать беседу с новыми одноклассниками. Открытые люди всегда привлекают к себе, а замкнутым и необщительным гораздо сложнее завоевать доверие и завязать дружбу.
  3. Чувствуй уверенность в себе. У тебя есть большое количество достоинств, которыми ты должен гордиться, поэтому нет никакой причины стесняться и быть зажатым.
  4. Не прекращай общение с бывшими одноклассниками и друзьями из старой школы. Именно эти люди помогут тебе справиться с некоторыми сложностями, которые могут возникнуть в первое время. Ты сможешь пообщаться с ними, рассказать о новой школе, а они посвятят тебя в происходящее в старом учебном заведении.
  5. Старайся быстрее запомнить имена одноклассников, чтобы использовать их при обращении к нужному человеку.
  6. Наблюдай за сверстниками, за их поведением. Они могут стараться вести себя так, чтобы казаться лучше, чем есть на самом деле, поэтому не спеши делать выводы.
  7. Обладай чувством собственного достоинства, не позволяй грубо и неуважительно с собой обходиться. Лидер захочет испытать тебя, но ты не должен поддаваться не провокации. Имей личное мнение, но и не пререкайся с одноклассниками попусту.
  8. Не бойся тех перемен, которые с тобой происходят. Перемены всегда ведут к лучшему. В новой школе у тебя есть возможность по-новому проявить себя и завоевать еще большее уважение, чем в старом месте учебы.

Как комфортно проявить инициативу в новом коллективе

Если вас не тянет совершать активные действия при знакомстве с другими, не стоит «насиловать себя». Стратегия «вхождения» может быть разной — не только активной, но и выжидательной, в которой общение возникает само собой, естественным образом.

Лайфхак 1. В аудитории можно пустить по столам листок бумаги, чтобы каждый написал свои контакты. Собрав все телефоны, создайте чат в соцсети VK, WhatsApp или Telegram. В нем надо написать о задачах чата: познакомиться и делиться чем-то полезным друг с другом. Учитывая, что большая часть студентов первое время тоже дезориентирована, этот чат поможет и им.

Лайфхак 2. Создайте страничку вашей группы в соцсети, пригласив туда всех одногруппников. Этот вариант не предполагает обязательств, но дает возможность всем познакомиться (с вами, конечно, в первую очередь).

Лично. Чаще всего тот, кто делает первый шаг в общении, вызывает чувство облегчения у другого. Потому что другой сам тревожился из-за встречи с новым коллективом. Можно предложить пообедать вместе, можно поделиться своими первыми впечатлениями и обменяться информацией. У вас есть много шансов не только почувствовать себя лучше, разделив волнение с другим человеком, но и найти дружбу в дальнейшем.

Присоединиться. Если вы не предпринимали активных действий, то, может быть, их предпринял кто-то другой? Не отказывайтесь от участия в чатах, похода в кафе или другой совместной деятельности.

Если вы наблюдаете, что ребенок:

  • не держит границ общения (со взрослыми, сверстниками),
  • не умеет дослушивать и постоянно перебивает,
  • не принимает позицию другого человека,
  • манипулирует окружающими,
  • чрезмерно эмоционален, резок, впечатлителен,
  • неадекватно реагирует на просьбы или замечания,
  • ему трудно признать свои ошибки,
  • не может отстоять свою позицию,
  • теряется в коллективе,
  • податлив, наивен и очень доверчив,
  • замкнут, зажат и скован, не уверен и боязлив,
  • ему сложно адаптироваться в новом коллективе,
  • не идет первым на контакт (не здоровается, не знакомится, не спрашивает),
  • предпочитает избегать общения,
  • избегает новых знакомств, встреч и мест.

Социализация – это не номинальное нахождение ребенка в группе, это процесс активного взаимодействия, сравнения и присвоения опыта.

Первичная социализация детей происходит в семье, где присваиваются Опорные способы поведения в коллективе:

  • навыки Обращения, как инициатива к взаимодействию;
  • навыки Ответа, как встречное действие на инициативу другого;
  • навыки Общения, как поддержка совместного процесса;
  • навыки понимания Обусловленности процесса личностью человека, контекстом, обстоятельствами и динамикой ситуации.

При этом первичная социализация детей связана с освоением всеми членами семьи новых социальных ролей: родительства, прародительства, роли брата и сестры, других родственников.

В основе способности ребенка к общению лежит не только речевая и жестовая форма взаимоотношений, принятых в семье, но и телесный контакт, формирующий чувственные границы взаимодействия. Ребенок собственным телом чувствует отношение окружающих людей и их эмоции и придает этому психологическое значение. Он копирует каждого члена семьи, отыгрывает наблюдаемое поведение, пробует перенести эти способы в другие ситуации, сравнивает ответные формы в разных случаях и с разными людьми. Таким образом происходит социальная подготовка ребенка, первичное присвоение социальных форм, преобразование их в индивидуальное поведение и закрепление их в опыте.

Дальнейшее восприятие себя субъектом взаимоотношений, расширение репертуара коммуникативных навыков ребенка происходит в других институтах социализации: детском саду, школе, во дворе с друзьями, детских спортивных и творческих коллективах. В данных институтах внутренние принципы формирования коллектива детей будут зависеть уже от имеющегося у каждого ребенка опыта общения, а внешние – от влияния воспитателей и педагогов, их умения организовать группу, в которой структура детского коллектива не должна быть жёсткой. Вариативность ролей, назначаемых педагогом или тренером, и гибкость в способах воспитания, по-настоящему могут сплотить детский коллектив. Наставник должен учитывать и меняющиеся условия развития детского коллектива: материальное оснащение для творческих и спортивных занятий; территориальные и географические возможности (выезд с группой на природу, экскурсии); факторы, влияющие на физическое здоровье детей (например, питание). Понимая динамику психофизиологических изменений растущего организма, грамотный педагог также сможет поддерживать благоприятный психологический климат в детском коллективе.

Что в опыте моём?..

Оскорбления и насмешки, сплетни и слухи, толчки и даже драки, вымогательства, порча имущества влекут за собой страхи, обиды, неуверенность и ощущение себя «белой вороной». И если представить, что у человека был только такой опыт общения, то опасения о новых знакомствах вполне можно понять. Есть несколько занятных мыслей, которые могут помочь справиться с прошлым негативным опытом. Во-первых, испытывать тяжелые чувства, столкнувшись с травлей, — совершенно нормально. Это значит, что что-то внутри довольно-таки правильно определяет, что происходящее нехорошо для вас. Что-то внутри подсказывает ваши психологические и физические границы. А именно то, что с вами делать можно, а что нельзя. Во-вторых, несмотря на то, что было много неприятного, ваша стратегия однажды уже сработала — вы справились даже с таким опытом! Колоссальны возможности организма — справляться с тяжелыми стрессовыми ситуациями, обновляться и, несмотря на нагрузку, продолжать жить. В-третьих, прошлый опыт не определяет будущее, будущее определяет наше восприятие прошлого.

Часто можно встретить рекомендации: «Просто посмотри на ситуацию иначе» или «Прости и отпусти». Но если вы пробовали воспользоваться ими, то уже поняли, что эти советы проще давать, чем применять. Убеждаешь себя, ищешь плюсы, но негативные чувства не уходят. Отчасти эти советы правдивы, но не работают без нескольких хитростей.

Хитрость первая. Чем больше мы прячем от себя, подавляем и игнорируем чувства, тем большую власть над нами они имеют. В этом случае чувства находят выход в моменты слабости, усталости, стресса, когда нет сил контролировать себя («Город засыпает, просыпается мафия»). Чувства необходимо принять, дать им право быть.

Хитрость вторая. Разрешите им выразиться. Например, напишите рукописное письмо обидчикам, в котором выразите в полной мере все накопленные чувства. Можно писать и много переживать в процессе — пока вы не ощутите телесно, что стало легче. Поживите рядом с этим письмом несколько дней. В этой бумаге заключены ваши боли и переживания. Отправлять адресату письмо не нужно. Смысл не в том, чтобы «обидчик что-то понял» (и тогда взял на себя ответственность за ваши переживания), а в том, чтобы ваши чувства нашли реальный ощутимый выход. Когда почувствуете в себе изменения, сложите письмо корабликом, и отправьте его плавать по реке. Смотря на кораблик в воде, вы ощутите, как приходят новые чувства: облегчение, покой, «камень упал с души» или подступила грусть.

Хитрость третья. Усваивайте. Чему научил вас этот опыт? Чего вам не хватило в себе? Возможно, умения вовремя сориентироваться. Возможно, умения говорить «нет»

Вам нужно понять важность вашей роли: тогда у вас были ограничения — теперь у вас есть возможности. Именноэто вернет вам управление собственным счастьем

Как ребенку привыкнуть к коллективу? Главные аспекты, влияющие на адаптацию

Насколько успешно или проблемно будет протекать привыкание ученика к новому коллективу, зависит от нескольких факторов:

  • от личных качеств, психологических особенностей развития самого школьника;
  • от коллектива (индивидуальных качеств, воспитания других детей в классе);
  • от личности учителя, его методов преподавания.

Общительные, коммуникабельные школьники легко заводят знакомства, быстрее включаются в жизнь социума и часто становятся в нем лидерами. Сложности с адаптацией испытывают замкнутые или неуверенные в себе дети, которые или не умеют налаживать отношения с людьми, или боятся это делать.

Адаптация пройдет более-менее гладко, если вашему ученику попадется внимательный, грамотный педагог, готовый уделять время для более близкого знакомства ребят друг с другом, поддерживающий в коллективе дружественную атмосферу, приучающий учеников к взаимному уважению.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Клуб родителей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: