Как заинтересовать ребёнка учёбой в школе: советы родителям

«Мне не нужна математика, я стану блогером»

Ольга, мама Саши, 10 лет: 

— На днях сын заявил мне: «Да отстань ты с этим русским! Мне вообще все это в жизни не пригодится.

Brawl Stars важнее. Знаешь, сколько зарабатывают победители турниров? Больше, чем ты на своей работе.

Я лучше буду играть или ролики для TikTok снимать. Стану богатым и знаменитым».

Честно говоря, от таких рассуждений у меня опускаются руки. Он хочет только играть, совсем не хочет учиться. Оценки становятся все ниже, классный руководитель говорит, что нужно больше заниматься. Но куда уж больше, если даже усадить за домашнее задание — и то сложно

Как в таком случае объяснить ему важность образования?

Мария Швецова: 

— В этой ситуации важны три момента.

Во-первых, откуда у Саши возникла связка «хорошая учеба — высокая зарплата»? Вообще-то ребенок прав: хорошие оценки не только в школе, но даже в университете не гарантируют, что человека возьмут работать на ту должность, о которой он мечтает, и за ту зарплату, которая его привлекает. Возможно, обещанием будущего высокого дохода родители пытаются мотивировать сына учиться. Если это так, то стоит пересмотреть собственные убеждения. Нужно понимать, что на первый план выходят качества, напрямую с оценками не связанные: способность следить за меняющейся ситуацией и быстро учиться новому, гибкость мышления. В разговоре с ребенком стоит сделать акцент именно на этом.

Во-вторых, надо выявить истинные интересы ребенка. Зарабатывать деньги — слишком размытая цель на будущее. Ребенок интересуется блогерством и компьютерными играми. Но что именно его привлекает в этих сферах? Может быть, ему интересно, как устроена игра, или он следит за блогерами определенной тематики

Задавая Саше вопросы, родители смогут выяснить, что ему важно. А через интерес уже можно будет прийти к теме заработка

В-третьих, рассуждения в стиле «мне это в будущем не пригодится» обычно возникают у детей, уже имеющих проблемы с учебой. Когда есть трудности с конкретным предметом, ребенку проще спрятаться за убеждение, что ему эти знания не нужны.

Если бы учеба давалась Саше легко, он делал бы уроки быстро, а свободное время посвящал тому, что его действительно интересует.

Первое, что нужно сделать родителям, — провести диагностику знаний ребенка. Лучше всего сделать это в виде игр, которые, в отличие от учебы, не вызовут отвращения. Есть достаточно много готовых игр, лингвистических, математических, рассчитанных на разный уровень знаний игроков. Какие-то игры можно сделать самим

Важно начинать диагностику с программы первого класса: сложение и вычитание, затем умножение и деление, потом более сложные математические понятия. То же самое с русским, с английским языком: от навыков чтения и простейших правил к более трудным заданиям и конструкциям

Как только обнаруживается пробел в знаниях, его нужно проработать в тех же играх. Скажем, таблицу умножения можно закреплять в игре с двумя кубиками. Игроки по очереди бросают кубики, перемножают выпавшие числа. У кого больше, тот записывает себе победное очко.

Если регулярно организовать такой досуг в семье не получается, можно поискать образовательные центры с подобными занятиями

Важно, чтобы рядом были люди, готовые постоянно поддерживать образовательно-игровую деятельность

Когда процесс учебы станет даваться легче, можно будет найти применение знаний в том, что интересно ребенку. И только после этого разбираться с планами на будущее и на высокую зарплату.

5 простых советов по воспитанию ребенка, который не хочет учиться

Воспитывать ребенка — целое искусство. В этом довольно длительном процессе вас ждет много неожиданностей и трудностей, но все их можно преодолеть. Вот несколько универсальных правил, которые помогут вам растить чадо без лишних беспокойств.

1.    Всегда оставайтесь для ребенка другом. Рассказывайте ему о том, что интересного произошло у вас за день, делитесь новостями, шутками. В таком случае он всегда будет вам доверять и о любых проблемах первым будет узнавать не тайный друг на каком-то форуме в Сети, к которому ваш ребенок обратился за помощью, а именно вы.

2.    В любых, даже самых критических ситуациях связанных с учебой, первым делом узнавайте о причине, а уже потом разбирайтесь. Действия в обратном порядке приводят к весьма негативным последствиям.

3.    Не сравнивайте ребенка с другими, ни лично, ни публично. Ваш ребенок уникален, не пытайтесь загнать его в общепринятые рамки об успешности.

4.    Не срывайтесь на ребенке — никогда! Даже если в самый неподходящий момент он подошел к вам с какой-то просьбой или новостью, ни за что не отвергайте малыша. Не его вина, что у вас нет настроения!

5.    Решайте проблемы с ребенком, а не с окружающими. Все должно быть представлено перед ним так, будто он сам решает свои проблемы. Если неурядицы с друзьями, объясните как ему следует себя вести, чтобы отношения со сверстниками наладились, а не их матерей обзванивайте. Ребенок должен видеть в вас мудрого советчика, а не человека, который пытается влезть в его собственное пространство.

Надеемся, что эти советы вам помогут стать для малыша настоящим авторитетом.

Направив безмерную любовь к ребенку в нужное русло, можно получить очень хорошие результаты!

Полезные ссылки:

«Кукарекал на уроке русского языка»

Анжела, мама Тимофея, 7 лет:

– Кто бы только знал, сколько мы с Тимой занимались до школы! По чуть-чуть, по 5-10 минут, но обязательно каждый день. И читали, и писали, и считали. Была уверена, что в первом классе проблем не будет.

Но они есть. Учительница все время жалуется, что Тимошка то вертится, то под парту сползает, то отвлекает всех на контрольной.

Недавно принес замечание в дневнике: «Кукарекал на уроке русского языка». Смешно, конечно, но мне уже больше хочется плакать. Как заставить его сидеть спокойно?

Фото: lori

Мария: 

— Тимофей может вертеться за партой по разным причинам: или потому, что ему тяжело сидеть, не хватает контроля, или потому, что мальчику слишком легко учиться.

В первом случае такое поведение — свидетельство недостаточного развития зоны регуляции и контроля. Процесс развития происходит у каждого ребенка по-разному, в зависимости от его индивидуальных особенностей. Поэтому самый эффективный путь — обратиться к нейропсихологу. Он точно диагностирует проблему и подберет упражнения для коррекции.

Развивать произвольное внимание у ребенка можно и в семье. Этому способствуют и любые игры по правилам, и даже регулярное выполнение обязанностей по дому

Со школой напрямую это не связано, но вырабатывает нужные для учебы навыки: планирование своей деятельности и контроль ее осуществления.

Можно предлагать ребенку внимательно рассматривать картинки, а потом по памяти их описывать. Чтобы это сделать, ему нужно сконцентрироваться на деталях, запомнить их. Или сыграйте с ним в «Муху». В центре поля пять на пять клеток сидит муха (лягушка, котик или любой другой персонаж). Родитель командует, куда ребенок должен мысленно «передвинуть» муху, и через несколько шагов ребенок показывает, в какой клетке она будет находиться. Постепенно увеличивается поле, скорость и количество передвижений мухи.

Второй вариант — Тимофею слишком легко учиться, так как программу первого класса он уже прошел. Если он выполняет задания быстрее одноклассников, а потом вертится от скуки, можно попросить учителя давать ему небольшие дополнительные задачи. Это могут быть лабиринты, загадки, судоку, математические раскраски. Нужно, чтобы мальчик был занят и не мешал другим.

В этом возрасте самое главное — чтобы не закрепилось такое поведение на уроках. Иначе мотивация к обучению будет утрачена, и новые, более сложные знания усвоить будет значительно труднее.

Планируйте

Возможно, для кого-то это банальный совет, но он один из самых действенных. Иногда кажется, что какой-то объем дел невозможно успеть, но зачастую это не так. Планирование поможет не только улучшить вашу жизнь, но и помочь в учёбе. Очень часто мы откладываем подготовку к экзаменам, а когда времени остаётся чуть-чуть, начинаем готовиться и нервничать, что не успеваем и ещё больше ненавидим учебу. Планирование помогает от этого избавиться

Я постоянно веду ежедневник и записываю туда все дела, это помогает мне не забыть что-то важное и сделать все вовремя

Как нужно планировать? 16 часов – время бодрствования. Из них, к примеру, часа 2 уйдет на гигиену, 1 – на занятия спортом, 1 – на еду, 2 – на отдых. Остальное время распределите между школой и домашней работой. Ставя задачу в ежедневник, прикидывай, сколько она займет времени. Мы склонны переоценивать свои возможности, так что оставляй часа 2 в день «про запас». Так станет понятно, сколько на самом деле есть времени. Можно будет распределить задачи по дням и точно увидеть, что можно успеть, а что нет.

Что запомнить

  1. При любой усталости: от шума, информации, общения, малоподвижности, оценок и недосыпа — необходимо компенсировать дефицит тишины, покоя, движения или сна.
  2. Обязательно обсудите вопрос дополнительного выходного с родителями и предупредите учителя, что вы не придёте на занятия.
  3. Если опасаетесь идти в школу из-за недоброжелателей, необходимо разобраться в конфликте: заручиться поддержкой взрослых, обсудить план действий, связаться с администрацией.
  4. Лучше всего не сидеть в телефоне, а почитать книгу для души, полежать в ванне, прогуляться, порисовать.
  5. Если очень хочется, можно и поучиться: посмотреть разборы олимпиад или документальные фильмы на исторические темы, почитать дополнительную литературу по любимым предметам.
  6. Стоит подумать, как снизить ежедневную нагрузку, чтобы не доводить себя до эмоционального истощения и утомления.

Хотите получать новые статьи во «ВКонтакте»? Подпишитесь на рассылку полезных статей

Если ребенок не хочет учиться – что делать?

Соблюдая следующие рекомендации, вы сможете избежать такой проблемы, предотвратив ее. Или же «поймать» на ранней стадии, и вовремя перенастроить ребенка, мотивировать его на учебу.

Вот некоторые рекомендации и советы психолога:

постепенно приучайте чадо к дисциплине, еще в детском саду, развивайте усидчивость, но в меру;
дозируйте учебу, спорт, развлечения, хобби;
следите за режимом школьника, важно, чтобы он спал положенное в его возрасте количество часов;
хвалите за успехи от всей души, даже за незначительные, стоит отмечать не только результаты и отличные оценки, но и старание, усердие, волю к победе;
не поощряйте чадо деньгами или подарками за школьные успехи, ведь тогда он будет стараться только ради материальных ценностей, и не осознавать, что учеба это его ежедневная обязанность;
создайте дома хорошие условия для учебы, также обеспечьте тишину и отсутствие отвлекающих факторов, например, уберите телефон, телевизор, компьютер на время подготовки уроков;
не ругайте за ошибки, плохие оценки, замечания по поведению – просто анализируйте все это, выясняйте причины и мотивы, подсказывайте, как можно избежать проблем;
не ленитесь разговаривать и объяснять, зачем это вообще нужно, и как учеба (хорошая) положительно повлияет на будущее, рисуйте радужные картинки успеха;
если дома процесс подготовки к урокам отнимает время и нервы у всех участников событий, то есть смысл подумать о «продленке», если  у школьника нормальные отношения с учительницей или же о репетиторе по «трудным» предметам;
оценить общую нагрузку, и, возможно, отказаться от какой-то секции, если самому чаду она не в радость, а сил и времени отнимает много;
выделить приоритеты (для средней и старшей школы) – выяснить круг интересов ребенка, и перестать требовать от него хороших оценок по всем предметам.

Замечать все нюансы поведения, чтобы предотвратить проблемы. Прислушиваться к желаниям, любить и доверять и говорить позитивное своему ребенку. Только в этом случае он будет развиваться гармонично. И вряд ли однажды утром откажется идти в школу!

Делайте перерывы в учёбе

Очень многие посвящают время только учёбе, когда, например, готовятся к экзаменам. Но так делать не надо. Зачастую это лишь приводит к выгоранию, потому что не отдыхаем и не переключаемся. Как в «Симс» – шкала «Досуг» падает

Именно поэтому важно делать перерывы в учёбе. Стоит раз-два в неделю делать себе выходной

Обязательно отдыхайте и занимайтесь своими любимыми делами. 

Если вы будете себя лишать возможности как-то отдохнуть, то так вы только больше возненавидите учёбу. Делать перерывы нужно и во время процесса обучения. Например, отдохните минут 10 после того, как посмотрели половину вебинара. Наверное, многим знаком метод Pomodoro, его тоже стоит применять в обучении. Этот метод помогает делать учёбу более эффективной. Работает он так: 25 минут вы работаете/учитесь сфокусированно, не отвлекаясь на телефон и социальные сети, а потом 5 минут отдыхаете. Отдых должен быть активным – встаньте, выйдите из комнаты, попейте воды или налейте себе чай. Впоследствии можно изменить время «томатов» на более удобное для вас – например, 45/10. Этот совет очень помог мне в учёбе, потому что этот метод помогает мне меньше откладывать какие-то важные дела на потом: заставить себя позаниматься 25 минут – совсем не сложно, а также во время перерыва мозг успевает отдохнуть от нагрузки. Так вы сможете работать долго и сфокусированно и достигать лучших результатов.

Не нравится учитель

Когда дети знают, что на занятиях они услышат что-то смешное или интересное, а учитель горит своей работой, то они с радостью будут ожидать этих предметов, пусть даже самых сложных. Если же педагог, напротив, вялый, неинтересный или у него предвзятое отношение к ученику — мотивация изучать это предмет пропадает. Кроме того, опыт весеннего дистанционного обучения показал, что проблема плохой успеваемости школьников чаще всего заключается в некомпетентном учителе, который не может мотивировать детей учиться.

Чего делать нельзя

Пытаясь заменить собой учителя, родители стараются сами мотивировать своих детей, уверяя, что, прилагая все усилия к учебе сейчас, он сможет получить высокий статус в будущем.

Но в будущем из таких детей вырастают люди, которые не умеют радоваться жизни. Они делают все исключительно только ради материальных благ. А вот удовольствия от жизни они получать не умеют, ведь не готовы стараться только ради положительных эмоций, не подкрепленных финансовым интересом.

Что делать нужно

В качестве мотиватора к учебе можно использовать маленькие поощрения за каждое оконченное дело. А вот большие награды в виде гаджетов или дорогостоящей одежды лучше приурочить к какому-то празднику, не связанному с учебой. Не стоит также поощрять достижения в учении в денежной форме. В противном случае через какое-то время ставки за обучение вырастут, а ребенок приучится делать все за деньги.

Хорошим «учителезаменителем» будут планеры, ежедневники. В них ребенок может сам расписать, что и какого числа он должен сделать, и если указанные и реальные даты совпадают, вы можете наградить его мини-подарочком или дополнительным отдыхом.

Почему опасно для ребенка учиться в школе? — тайна нашего образования

Помимо вышеперечисленных выводов о несостоятельности и непригодности в настоящей живой жизни школы, сознание ребёнка «обогащается» ещё и такими нелицеприятными выводами о ней, как, например: чтобы снискать расположение учителя, надо терпеть, притворяться, что интересно, иначе неминуем конфликт.

Что школа фактически запрещает ставить собственные цели и достигать их, навязывая свои. Что школа крадёт время у по-настоящему интересного, и так далее. Вы всё ещё удивляетесь тому, что ребёнок не хочет учиться?

И если раньше мы воспринимали это как данность, как необходимость «просто пережить», потому, что все так живут. То современные дети наделены хорошим таким здоровым эгоизмом, который запрещает им врать прежде всего самим себе.

Что делать родителям, если ребёнок не хочет учиться в школе? Родителю, если он желает разобраться в этой ситуации и хоть как-то выплыть в «нейтральные воды» во взаимодействии с собственным ребёнком и с этим вопросом, необходимо тоже перестать себе врать! Врать про то, что у ребёнка должно присутствовать неминуемое стремление ходить в школу, чтобы в ней учиться. Дети туда хотеть ходить из-за этого не могут, поймите и примите уже как-нибудь.

Социализация – да, возможно. Некоторые психологи вполне лояльные к школе всё равно сходятся во мнении, что первые два-три школьных года только для адаптации и социализации и пригодны. И серьёзно научать чему-либо детей в это время не имеет большого смысла. Но и то, что для социализации школа просто необходима – это миф.

Просто признайте, лучше вслух, что вы понимаете чувства своего ребенка! А дальше уже можно садиться и сообща думать вместе что именно делать дальше.

Создавайте себе комфортную обстановку

Это тоже достаточно банальный совет, но действенный. Комфортная обстановка мотивирует и помогает настроиться на учёбу. Для выполнения этого пункта можно сделать себе любимый напиток, зажечь свечу, включить музыку на фоне, если она не будет вас отвлекать, включить гирлянду и так далее. У каждого своё представление о комфортной обстановке. Делайте всё, чтобы процесс учебы ассоциировался с уютом и комфортом – так вы точно полюбите учиться.

Хотя есть одна общая рекомендация – это чистота стола

Дело в том, что каждая вещь на столе воюет за наше внимание. Так как наш мозг не может анализировать несколько мыслей одновременно, он постоянно переключается между вашей работой и рассматриванием вещей на столе

Вы можете этого не замечать, но это действительно замедляет нашу работу. Старайся каждый вечер полностью очищать стол и убирать с него все ненужное.

Разобраться в причинах

Недосып

Большинство старшеклассников с трудом просыпаетcя по утрам. Даже те, кто был жаворонком в детском саду и начальной школе, нередко с годами превращаются в сов. Профессор Оксфордского университета Пол Келли выяснил, что биологические ритмы школьников не совпадают с режимом учёбы в первую смену. По мнению исследователя, старшеклассникам следует приступать к урокам не раньше 10:00, когда их организм готов к продуктивной умственной работе. Успеваемость школьников, которые в рамках эксперимента начали учиться с 10:00, выросла на 19%. Вполне возможно, что и вы испытываете хронический недосып.

Если старшеклассник учится на отлично в первую смену — это не всегда означает, что ему комфортно рано вставать. Возможно, пятёрки такой ученик зарабатывает ценой своего здоровья. Даже если школьник не признаётся, что устал или настолько привык к жёсткому режиму, что не замечает утомления, перерыв пойдёт на пользу.

Полноценно отдохнуть от учёбы и выспаться не всегда удаётся в выходные, особенно выпускникам. Курсы, репетиторы и олимпиадная подготовка часто проходят с утра в субботу и воскресенье. Единственный способ восстановить силы и прийти в себя — пропустить школу. И лучше это сделать добровольно в виде небольшого отгула, пока организм не решил взять полноценный «отпуск» с температурой.

Переизбыток общения

Посещать большой разношёрстный коллектив каждый день — уже стресс для психики. Даже самому коммуникабельному человеку рано или поздно надоедает шум, необходимость общаться, быть вежливым и терпеливым. Провести день в уединении — возможность немножко соскучиться по обществу и перезарядиться.

Конфликты

Не всегда удаётся наладить приятельские или нейтральные отношения со сверстниками и учителями. Школьник может стать жертвой травли: постоянных придирок, насмешек или даже угроз со стороны других учеников и педагогов. В какой-то момент становится невыносимо даже думать о школе — это серьёзная причина не пойти на учёбу, а поговорить с родителями или другим близким взрослым.

Отличить невинное подтрунивание от жестокого обращения бывает нелегко, особенно если школьник не уверен в себе. Главный признак ненормальности ситуации — субъективное ощущение «мне не по себе», «мне некомфортно», «мне плохо, но я не могу объяснить, что не так». Чувство дискомфорта сигнализирует, что пора обратиться за помощью.

Информационная перегрузка

В течение дня школьник воспринимает не только факты и мнения, но и эмоциональные оценки. Мозг перерабатывает информацию от всех органов чувств и ещё дополнительно расшифровывает значение взглядов, улыбок, шуток, намёков. Школа — это пространство общения, в котором нужно учиться и успевать выстраивать отношения с окружающими.

Воспринимать лекции преподавателей, разговоры с учениками, чаты и переписки весьма энергозатратно. Поэтому от учёбы и контактов с окружающими тоже нужен отдых.

Стресс от оценивания

Подвергаться оцениванию в течение дня — серьёзное испытание. Администрация проверяет соответствие внешнего вида ученика принятому стандарту, учителя-предметники оценивают качество устных и письменных ответов, сверстники наблюдают за поступками друг друга. Полезно хотя бы изредка дать себе право не соответствовать ничьим нормам и ожиданиям, а побыть собой: надеть любимую одежду, ничего не отвечать и никуда не спешить.

Усталость от однообразия

День сурка может быть занятным в кино, а в жизни навевает скуку. Если каждый день приходится куда-то идти или ехать, хочется побыть дома. Если вокруг постоянно много людей, иногда хочется уединиться. Если в школе нужно сидеть за партой, а дома за столом делать уроки, возникает желание подвигаться. После череды шумных будней появляется тяга к тишине.

Выйти из привычного жизненного цикла полезно для мозга — новые впечатления стимулируют активность нейронов. Внезапный выходной лучше всего провести на свежем воздухе, например, отправиться на длительную прогулку.

Выводы

Еще раз повторим, что можно сделать для того, чтобы полюбить учебу.

1. Следите за эмоциональным состоянием – не давайте себе выгореть.

2. Делайте перерывы в учёбе: раз в 25 минут, раз в день и раз в неделю.

3. Планируйте – обязательно учитывайте время на выполнение дел!

4. Если не понимаете тему, то посмотрите об этом видео, прочтите эту же тему в другом учебнике.

5. Создавайте себе комфортную обстановку: обязательно очищайте стол после работы, постарайтесь сделать свое рабочее место уютным.

6. Ищите свой идеальный метод обучения: лекции, книги, статьи и т.д. 

7. Не сравнивайте себя с другими, сравнивайте себя только с собой.

8. Мотивируйте себя правильно!

Не обязательно сразу пытаться внести в свою жизнь все эти советы, но если удастся подключить хотя бы один, учиться станет намного приятнее! Учеба – это тяжкий труд, но результат того стоит, поверьте

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Клуб родителей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: