Рекомендации родителям гиперактивных детей
В своих отношениях с ребёнком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчёркивайте даже незначительные успехи. Чаще говорите «да», избегайте слов «нет» и «нельзя».
1. Поручите ему часть домашних дел, которые необходимо выполнять ежедневно (ходить за хлебом, кормить собаку и т.д.) и не выполняйте их за него.
2. Заведите дневник самоконтроля и отмечайте в нём вместе с ребёнком его успехи дома и в школе.
3. Введите балльную или знаковую систему вознаграждения: (можно каждый хороший поступок отмечать звёздочкой, а определённое их количество вознаграждать игрушкой, сладостями или давно обещанной поездкой).
4. Избегайте завышенных или заниженных требований к ребёнку. Старайтесь ставить перед ним задачи, соответствующие его способностям.
5. Определите для ребёнка рамки поведения — что можно и что нельзя. Гиперактивные дети должны справляться с обычными для всех подрастающих детей проблемами. Эти дети не нуждаются в том, чтобы их отстраняли от требований, которые применяются к другим.
6. Не навязывайте ему жёстких правил. Ваши указания должны быть указаниями, а не приказами. Требуйте выполнения правил, касающихся его безопасности и здоровья, в отношении остальных не будьте столь придирчивы.
7
Вызывающее поведение Вашего ребёнка — его способ привлечь Ваше внимание. Проводите с ним больше времени
8. Поддерживайте дома чёткий распорядок дня. Приём пищи, игры, прогулки, отход ко сну должны совершаться в одно и то же время. Награждайте ребёнка за его соблюдение.
9. Если ребёнку трудно учиться, не требуйте от него высоких оценок по всем предметам. Достаточно иметь хорошие отметки по 2-3 основным.
10. Создайте необходимые условия для работы
У ребёнка должен быть свой уголок, во время занятий на столе не должно быть ничего, что отвлекало бы его внимание. Над столом не должно быть никаких плакатов и фотографий
11. Избегайте по возможности больших скоплений людей. Пребывание в магазинах, на рынках и т.п. оказывает на ребёнка чрезмерное возбуждающее действие.
12. Оберегайте ребёнка от переутомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию двигательной подвижности. Не позволяйте ему подолгу сидеть у телевизора.
13. Старайтесь, чтобы ребёнок высыпался. Недостаток сна ведёт к ещё большему ухудшению внимания и самоконтроля. К концу дня ребёнок может стать неуправляемым.
14. Развивайте у него осознанное торможение, учите контролировать себя. Перед тем как что-то сделать, пусть посчитает от 10 до 1.
15. Помните! Ваше спокойствие — лучший пример для ребёнка.
16. Давайте ребёнку больше возможности расходовать избыточную энергию.
17. Воспитывайте у ребёнка интерес к какому-нибудь занятию
Ему важно ощущать себя умелым и компетентным в какой-либо области. Найдите те занятия, которые бы «удавались» ребёнку и повышали его уверенность в себе
Рекомендации по взаимодействию с гиперактивным ребенком
Возможность справиться с проблемами воспитания и развития ребенка с синдромом гиперактивности зависит от способности родителей принять особенности собственного ребенка и правильно организовать свое поведение, культуру речи. Такие семьи нуждаются в комплексной профессиональной психологической коррекции, но очень многое зависит от самосознания семьи имеющихся проблем и желание их устранить
При проведении консультации важно иметь ввиду, что стили втутрисемейного воспитания стойкий характер, стремления их изменить вызовут большое сопротивление у родителей. Это может спровоцировать агрессию или чувство вины.
Советы родителям
«Горе-ребенок»
Поскольку традиционная система обучения не имеет в своем арсенале методов работы с гиперактивными детьми, воспитатели детских садов и учителя часто оказываются бессильны. Ребенок, который не может высидеть на занятии и пяти минут, является настоящим вызовом для любого воспитателя.
Дети с СДВГ не способны подчиняться правилам порядка и требованиям взрослых. Иногда это может восприниматься как «вредность» или «ужасный характер», но за этим стоит элементарная неспособность ребенка выполнять то, чего от него ожидают взрослые. Точно так же, как есть взрослые, которые не умеют красиво петь, есть дети, которые не умеют быть дисциплинированными. Именно не умеют, а ни не хотят.
Эти дети постоянно получают замечания, на них то и дело жалуются. Ребенок оказывается в довольно враждебной и не принимающей его среде. Кроме того, что ребенок подвергается постоянному осуждению, само по себе его полноценное развитие в обычном садике невозможно. Этому типу детей не подходят традиционные формы обучения. Они неспособны слушать педагога или синхронно с другими детьми выполнять типовые задания. Но все это вовсе не значит, что эти дети неспособны обучаться, или что их поведение ничто не способно изменить.
Рекомендации родителям гиперактивных детей
Соблюдайте распорядок дня
Соблюдение распорядка дня является основой успешного воспитания ребенка с СДВГ. Игры, прогулки, отдых, прием пищи и отход ко сну должны выполняться в одно и то же время. Если малыш соблюдает правила, хвалите его за это. Здоровый сон не менее 7-8 часов сутки – это еще один из способов, как помочь гиперактивному ребенку стать спокойнее. Кроме того, необходимо исключить из рациона питания пищевые красители, уменьшить употребление шоколада, лимонада, острой и соленой пищи.
Придерживайтесь позитивной модели общения
Ребенка следует хвалить каждый раз, когда он заслужил это, отмечая даже незначительный успех. Обычно малыш игнорирует упреки, но довольно чувствителен к похвале. Отношения ребенка с взрослыми должны основываться на доверии, а не на страхе. Малышу необходимо ощущать, что Вы всегда поддержите его и поможете справиться с трудностями в саду или школе. Старайтесь сглаживать конфликтные ситуации, в которых замешан Ваш малыш.
Определите рамки и критерии поведения
Вседозволенность однозначно не приносит пользы, поэтому разграничьте, что нельзя и что можно малышу. Придумайте знаковую или балльную систему вознаграждения, например, отмечайте звездочкой каждый хороший поступок, а за определенное количество звездочек дарите ребенку игрушку или сладости. Можно завести дневник самоконтроля и отмечать там вместе с малышом его успехи в саду, школе или дома.
Создайте малышу комфортные условия
Запомните, что вызывающее поведение ребенка, у которого обнаружена гиперактивность, является способом привлечения внимания. Уделяйте ему больше времени, играйте с ним, учите правилам общения и поведения. Если малыш неверно понял поручение, не раздражайтесь, а спокойно повторите задание. Работа должна выполняться в соответствующих условиях, например, организуйте малышу свой уголок. Во время занятий ничто не должно отвлекать ребенка, поэтому уберите лишние предметы со стола, фотографии и плакаты со стен. Обязательно оберегайте малыша от переутомления.
Создавайте возможности для расходования избыточной энергии
Малышу с СДВГ будет полезно иметь хобби. В первую очередь ориентируйтесь на его увлечения. Если малыш будет хорошо разбираться в какой-то области, это придаст ему уверенности в себе. Прекрасно, если ребенок занимается в спортивной секции или посещает бассейн. С помощью физических упражнений, особенно на свежем воздухе, малыш сможет выплеснуть избыток энергии и, помимо того, будет учиться дисциплине.
Признаки синдрома дефицита внимания и гиперактивности
Синдром дефицита внимания и гиперактивности характеризуется следующими признаками в поведении ребенка:
- повышенная активность,
- импульсивность,
- неразвитые навыки концентрации внимания,
- недостаточно развитые навыки самоконтроля,
- повышенная утомляемость в ходе учебной деятельности.
Часто мы видим, что ребенок может часами неустанно бегать, но при этом даже несколько минут продуктивного занятия могут сильно его утомить. Именно поэтому дети с подобным типом поведения не могут успешно обучаться в традиционном детском саду или школе либо полноценно участвовать в каком-либо кружке по интересам.
Для предупреждения возможных недоразумений следует отметить, что не стоит навешивать ярлык «СДВГ» на всех без разбора детей, которые не могут полчаса бездвижно просидеть на стуле. Определенная хаотичность поведения и быстрые переключения внимания в принципе характерны для большинства детей дошкольного возраста. О проблемах можно говорить только тогда, когда поведение ребенка заметно отличается от поведения сверстников.
Понятие гиперактивности
В 60-х годах ХХ века врачи называли гиперактивность патологическим состоянием и объясняли ее минимальными расстройствами функций мозга. В 80-х годах чрезмерную двигательную активность стали относить к самостоятельным заболеваниям, назвав «синдром дефицита (нарушения) внимания с гиперактивностью» (СДВГ). Когда ребенок гиперактивный, признаки этого проявляются в проблемах с концентрацией внимания, памятью и обучением. Мозг такого ребенка с трудом обрабатывает информацию, внешние и внутренние стимулы. Гиперактивные дети не в состоянии быть сосредоточенными продолжительное время, контролировать свои действия и отличаются неусидчивостью, невнимательностью и импульсивностью.