Почему ребенок плохо ведет себя с мамой, а с бабушкой или няней

«Мне никто не помогает»

Тема няни в Инстаграме — одна из самых холиварных. Кто-то просто скрывает наличие няни и гордо пишет чуть ли не в шапке профиля «без нянь и помощников» (ну, ок). Кто-то пишет: мне никто не помогает, няни никакой нет (при этом есть бабушки, активно участвующие в жизни внуков, водитель, который развозит детей по кружкам, старший брат, который забирает из садика, и т.п., но это как бы и не в счет).

В общем, наличие помощи почему-то стараются скрывать, а если ее, этой помощи, действительно нет, то на этом любят акцентировать внимание, это служит отдельным предметом гордости. Хотя кому какое дело? У нас у всех изначально разные и физические возможности, и финансовые, и эмоциональные ресурсы, и потребности, и цели

Каждый сам себе подбирает ту схему, которая удобна ему, чтобы жить в комфорте, а «не на износ»

Хотя кому какое дело? У нас у всех изначально разные и физические возможности, и финансовые, и эмоциональные ресурсы, и потребности, и цели. Каждый сам себе подбирает ту схему, которая удобна ему, чтобы жить в комфорте, а «не на износ».

Потому что детям важна адекватная мама, а мужу — ухоженная жена, не ползающая на четвереньках от усталости, когда он приходит с работы. И если чьей-то внутренней батарейки хватает на то, чтобы крутиться одной без помощи посторонних, на здоровье!

Как бы ни складывалась ваша жизнь с помощниками, главное, чтоб вы сами были этой жизнью довольны. В противном случае надо что-то менять, а не бить себя пяткой в грудь «все-сама-все-сама». Никто этих жертв не оценит.

А если всем довольны и в гармонии, то зачем вообще тогда акцентировать внимание на том, как именно это случилось: без нянь и помощников или с их участием?

Я за комфорт всей семьи

За красивую спокойную маму, за детей, которые растут, окруженные вниманием, за мужа, на которого хватает времени, за наличие у мамы собственных интересов. А уж как это будет реализовано технически, личное дело каждого

Кому-то нужна няня как «вторые руки», кому-то — домработница раз в неделю, кому-то мама помогает, кому-то вообще никто не нужен.

И уж точно этим не надо ни кичиться, ни гордиться, ни скрывать, ни тыкать. Главное ведь, чтобы цель была достигнута, и все были довольны и счастливы.

Что вместо бесконечных просьб?

Что же еще стоит делать?

Конечно же, стоит объяснять, что вы больны, но это ненадолго. Напомнить, что и у них когда-то болело горло и был насморк, это не опасно и быстро проходит.
Стоит прямо говорить: «Ты, кажется, беспокоишься за меня». Это выводит переживания на осознаваемый уровень.
Можно и нужно обратиться с просьбой: что-то принести вам, поправить одеяло. Эти меры тоже снижают тревогу, потому что делают ситуацию понятной.
С более старшими детьми обсудите распределение обязанностей

Дети часто ноют и «не хотят», но тем не менее им важно чувствовать, что их помощь нужна.
По возможности попросите о помощи других взрослых, хотя бы на самый острый период болезни. Даже пара часов сейчас целительны

Если такой возможности нет, организуйте жизнь вокруг кровати. Какие-то книги, игрушки, мультики – все, что поможет занять маленького ребенка и даже того, который побольше.

Нормальные отношения

Нормальные отношения между матерью и сыном каждый понимает по-разному. Даже если ребенок уже взрослый, мать не перестает его любить, так же, как и сын ее. Тут главное не переусердствовать.

Трепетные отношения между матерью и сыном

Уважение личного времени друг друга

Как и у мамы, выпустившей ребенка во взрослую жизнь, могут быть личные дела. Это значит, что сын не должен отменять деловые переговоры, чтобы нанести визит заскучавшей матери по первому ее требованию, а она не должна срываться с маникюра, чтобы напечь пирожков сыну с невесткой, которые неожиданно решили заехать в гости.

Самообслуживание

Даже если мама и сын живут в своей квартире, существует ряд бытовых вещей, особенно связанных с самообслуживанием, которые повзрослевший ребенок должен выполнять самостоятельно. Стирка белья или сборы сына в командировку могут быть просто проявлением заботы со стороны матери, однако это очень вредит мужской независимости и самостоятельности.

Самостоятельное принятие решений

Замечательно, если сын советуется с мамой перед принятием жизненно важных решений. Однако ее мнение не должно быть решающим. Сын не должен чувствовать себя обязанным поступать так, как сказала мама, и должен принимать решение самостоятельно. Особенно это касается бытовых вопросов.

Мужчина, который не может выбрать цвет рубашки, не посоветовавшись с мамой, выглядит как минимум странно.

Самостоятельное принятие решения

Доверительные отношения

Родительский дом всегда должен оставаться тихой гаванью, где всегда поймут и выслушают. Если сын с детства привык доверять маме любые тайны, то, скорее всего, и во взрослом возрасте он будет продолжать это делать.

Здоровые отношения – это когда нет необходимости врать и подбирать слова, а можно просто быть собой, зная, что тебя поддержат.

Что видит ребенок?

Если мама болеет, она становится более безучастной. Вся ее мимика и движения говорят о страдании. Она меньше настроена на ребенка, реагирует не так, как уже стало привычным. Конечно, ребенок сначала пытается вызвать привычную реакцию, а когда это не получается, испытывает стресс и начинает плакать. Но так как мама с ОРВИ все же хоть как-то, но реагирует, то до сильного плача может и не дойти, а вот капризы в качестве фона почти обеспечены. И не объяснишь малышу!

Как ни странно, я вижу похожий механизм и у  более старших детей (и даже у супругов!) несчастных кашляющих женщин. Они реагируют тревогой на непривычный вид мамы, который выражается в мимике, слабом голосе, затрудненных движениях.

Если ребенку более пяти лет, то можно уверенно сказать, что у него уже актуализирован, но не проработан страх смерти. И видеть лежащую страдающую мать – выше его сил.

Контроль отношений внутри семьи

В большинстве случаев лучше смириться с тем, что на определенный промежуток времени поведение ребенка выйдет из-под контроля. Чем бороться с механизмами развития малыша, лучше установить определенные правила внутри семьи. Они помогут ребенку быстрее переключаться с бабушек и нянь на родителей. Оптимальный вариант — сдавать ребенка на руки маме и сразу уходить. После этого ей нужно еще немного подождать, чтобы малыш вернулся в норму.

6 рекомендаций, как все исправить после ссоры с ребенком

Важно понимать, что у ребенка будет определенная линия общения с каждым взрослым, который имеет к нему тесное отношение. Речь идет о бабушках, дедушках, нянях, воспитательнице в детском саду, а также о папе, если он живет отдельно

Отношения с ними складываются совершенно не так, как с мамой. Более того, с каждым человеком малыш проявляет себя по-разному. Ведь у всех родственников свои эмоции и реакции, которые ребенок неосознанно копирует.

Отношения с другими людьми не принесут вреда, если мама не будет проявлять ревность, агрессию, выставлять свои требования. Такие реакции изматывают и взрослых, и детей. А главное — у мамы нет никаких поводов для беспокойств. Если она уделяет ребенку достаточно времени, он всегда будет воспринимать ее как самого близкого человека, которому можно доверять. Отношения с другими взрослыми и смена обстановки пойдут только на пользу малышу. Он научится общаться с разными людьми, узнает новую информацию. Все это поможет ему в будущем.

Иногда у ребенка при разговоре с бабушкой изменяется голос и интонации, он может командовать и манипулирует ей. Если ребенок так себя ведет, значит, ему это позволяют. Бабушка считает поведения ребенка нормальным, малыш тоже всем доволен. В результате выстраиваются гармоничные отношения.

Если мама совершенно не поддерживает бабушкин взгляд на воспитание, им не стоит распивать чаи в присутствии малыша. Две разные системы координат выведут его из равновесия. Лучше резко сдать ребенка на руки и уйти.

Гораздо сложнее дать малышу выделенную линию общения с папой, который живет отдельно. В этом случае взрослым придется забыть о своих конфликтах и постараться довериться друг другу, а после развода это очень не просто. Однако ребенку вполне можно позволить отдельные форматы отношений с родственниками, которым вы доверяете. Когда малыш пойдет в школу, у него образуется своя линия общения с первой учительницей. Позже ему не составит труда заводить друзей.

Потому что с родителями ребенок себя ведет расслабленно, и много позволяет себе. Я в садике была послушной идеальной девочкой, дома сорванцом. А в садике я всегда держала себя в рамках, тети чужие, боялась осуждения, а дома с мамой расслаблялась.»

Причины плохого поведения с мамой

Как это ни парадоксально, но маленькие дети чаще всего ведут себя не самым лучшим образом с теми людьми, которых они больше всего любят, и на это есть, как минимум, две причины:

Ребенок доверяет маме больше, чем всем остальным людям, поэтому не стесняется с ней проявлять свои эмоции. В данном случае – это негативные эмоции, которые кроха подсознательно не может позволить себе выплескивать с другими членами семьи. Это совершенно нормальное явление. Значит между мамой и малышом сложились здоровые отношения.

Тогда возникает вопрос, является ли отклонением, если малыш в присутствии мамы ведет себя идеально, а с другими людьми – с бабушкой, воспитателями в детском саду устраивает истерики и капризы?

В этом случае психологи советуют насторожиться, ведь подобное поведение означает, что малыш недостаточно времени проводит с матерью, недостаточно ей доверяет, нет прочной связи, которая закладывает гармоничные отношения между матерью и ребенком.

В Европе такая ситуация не редкость, так как мамы мало времени проводят с детьми, перекладывая их воспитание на нянь.

Если малыш доверяет матери, чувствует с ней себя комфортно и свободно, у него не включается механизм, который заставляет его скрывать свои эмоции и контролировать поведение.

Вторая причина заключается в том, что малыш подстраивается под поведение взрослых. В чем это проявляется? В процессе взросления (примерно до шестилетнего возраста) малыши во всем копируют поведение взрослых. Именно поэтому один из главных законов воспитания гласит: не воспитывайте детей словами, воспитывайте на собственном примере.

Малыш, подобно хамелеону, неосознанно подстраивается под поведение, манеру общения, систему требований того взрослого, с которым он проводит время. Например, кроха провел целый день в детском саду или с бабушкой дома, где «объектом подстройки» выступала воспитательница или бабушка.

После того, как мама забирает ребенка из детского сада или приходит домой, он начинает капризничать и устраивать истерики. Дело в том, что малыш не успевает переключиться на мамину «частоту» с ее особенностями. Эмоциональный протест, выражающийся в плохом поведении – это способ, который помогает ему перенастроиться.

Ребенок встречает маму с работы капризами. Почему?

Знакомы ли вам следующие ситуации: малыш был полдня или целый день с бабушкой (с няней, в саду), тут приходите вы, и ребенка как подменили: капризы, валяния на полу, истерики. Ну и сразу бабушки (няни, воспитатели): «Да-а-а, мать пришла… а у меня был золотой ребенок». И тут же многозначительно: «А у тебя так всегда с ним? С нами все идеально было, шелковый. Только мать появится — одни капризы!».

И вот ты стоишь, вся красная от стыда — даже ребенка воспитать нормально не можешь, при тебе все отмораживаются, а с другими «по струнке ходят». О причине такого поведения я догадывалась, но объяснять кому-либо что-либо всегда считала как-то неуместно, как будто оправдываешься.

А меж тем причина проста — сын или дочь действительно ведет себя хуже всего с мамой, и это норма, потому что именно с самым близким человеком мы можем позволить себе быть максимально раскрепощенными и естественными. И да, самым близким всегда достается больше всех. Но именно потому, что они близкие.

В обществе, в саду, с няней, даже с бабушками дошкольник все равно немного «в офисном костюме», он сдерживает себя, пытается быть лучше и соответствовать, он уже научился подстраиваться под ту среду, в которой находится. И только дома, в кругу самых близких, он наконец может быть собой. А это значит — не только слушаться и улыбаться, но и «сбрасывать негатив»: ведь и у малыша случается плохое настроение, он устает, да и просто надо же где-то избавляться от напряжения.

Конечно, второй стороне, упомянутой выше, гораздо приятнее думать наоборот: что такое детское поведение в их присутствии — это результат уникальных (!) педагогических талантов, которыми мать не обладает, но мы-то с вами знаем…

Еще одна причина таких реакций кроется в том, что ребенок подстраивается под эмоциональное состояние взрослого рядом, как бы зеркалит его поведение.

Именно поэтому с бабушкой он один, в саду другой, а дома — третий. Каждая «среда» предъявляет малышу свои требования, везде свои правила и устои (несмотря на то, что наверняка многие из вас, оставляя ребенка с бабушкой, просят придерживаться ваших правил) — тем не менее с каждым членом семьи у малыша складываются свои отношения, и он «принимает правила игры». Приходя после сада домой или возвращаясь от бабушки, ребенок попадает в ваш мир, и ему сложно резко перестроиться.

И вот теперь представьте: целый день малыш был с бабушкой, он привык к ее манере говорить, к тембру ее голоса, к ее «можно» и «нельзя». Тут с работы приходите вы. Совершенно другой по эмоциональному состоянию человек, с другой системой координат, другими «можно/нельзя», другим типом реакций и т.п.

Малыш рад вам, но он сейчас в одном эмоциональном состоянии (подстроился под бабушку), а вы у него ассоциируетесь совсем с другим эмоциональным фоном. Происходит некий сбой — одновременно работают две системы координат, что часто выливается в истерики и капризы.

Ну, а дальше — укоризненный взгляд: «Все понятно… Мать пришла» и т.д. Хочется в этот момент сказать: читайте, товарищи, детскую психологию! Это нормальная реакция!

Более того, хамелеончика может клинить подобным образом каждый раз, когда будут пересекаться две или более «системы координат» (например, в гостях, там, где много родственников, и т.п.), и чем больше разница в поведенческом плане между вами и няней, вами и бабушкой, вами и мужем и т.п., тем сильнее может быть реакция.

А что делать в таких ситуациях? Ничего, дать время перестроиться.

Сказать: «Я понимаю, ты скучал, просто немного растерялся, когда я пришла, и т.п.». Буря утихнет, мир восстановится. Нервная система дозреет с возрастом, к 6–7 годам, как правило, малыш уже умеет брать под контроль эти «бури».

Ну и корить себя не надо: дело тут совсем не в вас или вашем воспитании, так что всех, кто считает по-другому и, не дай Бог, вам об этом намекает, в игнор.

И, конечно, то, что бабушка или няня ведут себя с малышом не так, как вы, — совсем не повод отказываться от их помощи. Хотя в отличие от 90-х и 2000-х, когда иметь няню было «прилично» и даже «статусно», сейчас наличие помощников в семье с детьми почему-то часто предпочитают скрывать.

Что делать, если ребенок плохо ведет себя с мамой?

Первое, что нужно сделать – это подождать. Если поведение малыша становится неуправляемым при встрече с мамой, лучше отойти от ребенка на пару шагов и спокойно сказать, например: «Ты так сильно по мне скучал, что так разошелся?» или что-то в этом роде.

Обычно малышу хватает нескольких минут, чтобы самостоятельно выйти из такого состояния и стать спокойным и ласковым с мамой. Главное, не усиливать эту эмоциональную волну собственным чувством вины или руганью на малыша.

Здесь важно понимать, что с каждым из членов семьи: папой, бабушкой, а также с воспитателями в детском саду или с няней у малыша складываются разные модели отношений, в которых он проявляет себя совсем не так, как с мамой. И малыш имеет на это законное право

Главное, чтобы мама в этой ситуации не проявляла агрессии, ревности, излишней требовательности.

Как преодолеть кризис трехлетнего возраста читайте здесь.

Если мамины и бабушкины методы воспитания кардинально отличаются, и мама не поощряет бабушкиных методов: излишней мягкости, вседозволенности (по ее мнению), то не стоит при малыше устраивать задушевные беседы. Это может вывести ребенка из равновесия, ведь он в таком случае попадает в среду противоположных «систем координат». Малышу необходимо право на различные модели отношений с родственниками, и это совершенно нормально.

Психологи и педагоги работают над проблемами плохого поведения и пробелами в воспитании детей, которые возникают вследствие родительских ошибок. На эту тему написано множество хороших книг, главной мыслью которых является то, что основа любого воспитания – это безусловная любовь, уважение, а также желание и способность понять и услышать своего ребенка, а не навязать ему собственный опыт и свои ожидания.

И что же делать маме?

Прежде всего — игнорировать высказывания окружающих о плохом поведении ребенка рядом с вами. По крайней мере, не принимать их близко к сердцу, ведь теперь вы знаете, в чем реальная причина его капризов. На подобные комментарии воспитателей вы можете с улыбкой отвечать: «Конечно! Ведь больше всех достается тем, кого сильнее любят!»

В каких-то ситуациях достаточно просто спокойно подождать, пока ребенок перестроится на новое поведение. Социальные навыки только начинают формироваться. И, потренировавшись, малыш обязательно научится сразу переключаться с одной ситуации на другую, с поведения в обществе бабушки на поведение в обществе мамы, а затем и многих других людей.

Чтобы этот навык освоился быстрее, Вы можете уменьшать время пребывания малыша с обоими взрослыми одновременно. Например, лучше «передавать ребенка из рук в руки», то есть сразу прощаться с няней (или бабушкой) после вашего возвращения домой или, наоборот, сразу уходить, после того как она пришла. В этом случае у него не будет возникать растерянности из-за того, что он не понимает, за чьим поведением следовать. Это снизит его напряжение, а строптивое настроение, если и появится, то быстро пройдет.

Также важно развивать эмоциональный интеллект ребенка, который играет немаловажную роль в социальной успешности. Родители могут проговаривать его состояние («Я вижу, что ты устал/обижен/злишься») и принимать его эмоции, выражая понимание и сочувствие («Я тоже скучала по тебе»)

Важно, чтобы ребенок понял, что с ним происходит. Ведь в тот момент, когда он бьется в истерике, его накрывает волна эмоций, которой он не в силах управлять. Это пугает не только родителей, но и его самого. И если он увидит спасательный круг в виде спокойствия и поддержки родителей, он обязательно выплывет из этого бушующего моря и постепенно научится управлять своими эмоциональными волнами.

А для того, чтобы дать опору своему ребенку, необходимо иметь твердую почву у себя под ногами

Поэтому маме так важно давать себе возможность отдыхать, заботиться о своем физическом и психологическом состоянии. Ведь если она внутренне спокойна, у нее есть силы транслировать детям идею о том, что все в порядке, что она ценит их доверие и любит их любыми, даже капризными и непослушными

Именно это является основой для воспитания гармоничной личности.

Анастасия Вялых

Почему ребенок вас не слушается?

Часто без видимых причин ваш ребенок начинает капризничать и делать все наперекор. В чем причина? Ответ на этот вопрос поможет узнать новый тест от Я – Родителя
Пройти тест

Что же это значит?

Прежде всего, разница в поведении ребенка с разными людьми означает, что его социальный интеллект развивается нормально. Можно порадоваться тому, что он уже научился различать людей и варьировать собственное поведение в зависимости от ситуации: где и с кем можно побаловаться, а с кем этого лучше не делать.

Можно назвать три вероятных причины того, что ребенок становится «отрицательным персонажем» рядом с мамой:

  1. Такая реакция на появление мамы заложена самой природой и является нормальной. Так, например, Джон Боулби, английский психоаналитик и создатель теории привязанности, пишет о том, что даже в животном мире у детенышей в присутствии родителей наблюдается более «ребяческое» поведение. Вот и дети обычно начинают вести себя так, как будто они гораздо младше по возрасту. Это проявляется в необоснованных на первый взгляд просьбах взять на ручки, покормить с ложечки или одеть, хотя сам малыш уже отлично со всем этим справляется.

  2. В общении с самыми близкими людьми мы позволяем себе расслабиться и вести себя совершенно по-другому, нежели в официальной обстановке, с коллегами по работе или знакомыми. Так же и маленький ребенок отпускает себя в присутствии мамы, с которой он чувствует душевный комфорт и не боится осуждения. А если уж малыш проводит целый день в детском саду, стараясь вести себя хорошо, он накапливает немало напряжения и негатива, который и выплескивается на маму вечером. Конечно, ей бывает очень непросто выдержать всю эту бурю эмоций, особенно после тяжелого трудового дня. Но может помочь мысль о том, что маме удалось создать для своего чада действительно безопасную атмосферу, то есть установить доверительные отношения с сыном или дочкой.

  3. Ребенок учится всему с помощью подражания взрослым. В том числе и поведению в обществе. Когда он с мамой, конечно, он подражает маме, но когда с бабушкой, временно она становится для него своеобразной системой координат. И в тот момент, когда мама сменяет бабушку, малышу необходимо переключиться на совершенно другой «объект» подражания. Поначалу это дается непросто и вызывает психологическое напряжение, которое и выливается в капризы и непослушание.

Маленький ребёнок хуже всего ведёт себя с мамой: это нормально, или говорит о том, что она плохая мать

Специалисты по воспитанию детей отмечают, что основы социальной адаптации закладываются в дошкольном и младшем школьном возрасте. В этом периоде ребёнок учится выстраивать отношения со сверстниками и взрослыми. И в конце концов для каждого круга общения у него вырабатывается своя линия поведения, зависящая от его личности:

  • особенностей эмоционально-волевой сферы: уровней тревожности и агрессии, предрасположенности к застенчивости, сильным переживаниям;
  • склонности к тому или иному способу разрешения конфликтных ситуаций;
  • способности к следованию социальным нормам и правилам.

Социализация часто приводит к двум противоположным ситуациям в семейных отношениях:

  • ребёнок хорошо ведёт себя в обществе сверстников, воспитателей и учителей, но безобразно с родителями (чаще всего с мамой);
  • ребёнок послушен и вежлив с папой и мамой, но неуправляем в школе или в детском саду.

В первом случае мама оказывается в странном положении. С одной стороны, она любит ребёнка сильнее всех, жалеет и балует его. С другой стороны, плохое поведение ребёнка в её присутствии заставляет задумываться о неправильном воспитании и о принятии необходимых мер для изменения ситуации.

Социальная адаптация ребёнка включает в себя развитие способности вести себя по-разному в школе, дома и среди сверстников на улице

Простое психологические объяснение

Большинство психологов советует не рассматривать такое положение вещей как что-то серьёзное, если подобное происходит не всё время. Более того, специалисты объясняют это как раз тем, что обычно мама является для ребёнка наиболее близким человеком. А «неадекватное» поведение дома свидетельствует о том, что самые доверительные отношения у ребёнка сложились именно с ней.

В жёстких социальных рамках взаимоотношений в детском саду и школе малыш вынужден подстраиваться под определённое окружение. И только с наиболее близким человеком он пытается сбросить свою маску и расслабиться. На начальном этапе социализации такие эмоциональные переходы даются ему с трудом и могут сопровождаться:

  • провокационным поведением;
  • закатыванием истерик;
  • грубостью в речевых оборотах;
  • постоянными капризами.

На маму выплёскивается весь негатив, накопленный малышом вне дома. К тому же для восполнения энергии ребёнку требуются положительные эмоции, которые он стремится получить любыми путями, изводя маму своими капризами и шалостями.

Как реагировать родителям

Обычно по мере взросления ребёнок способен лучше контролировать своё поведение. Психологи не рекомендуют резко реагировать на случающиеся эмоциональные сбои в его общении с мамой. Необходимо всего лишь проводить с ним больше времени, чаще обсуждать его детские проблемы, играть.

Лучшим способом устранения эмоциональных сбоев в поведении ребёнка являются совместные игры и занятия: рисование, лепка, чтение, изотовление поделок

Следует обратиться к психологу, если ребёнок постоянно плохо ведёт себя с мамой, а доверительные отношения собственными силами установить не удаётся. Также не стоит сильно радоваться занятым на работе родителям, если их дети с ними послушны, а балуются, например, только с дедушкой, бабушкой или няней. В этом случае, скорее всего, наиболее близкие отношения у ребёнка установились не с мамой и папой.

Советы психолога

Вы – мать и должны быть мудрее. Поэтому, если вы хотите наладить отношения с сыном, действуйте аккуратно. Не давите на него. А дальше можно опираться на следующие пункты.

  • Признайте свои прежние ошибки, чтобы исключить их повторение. Если вы понимаете, что в некоторых случаях перегибали палку, то больше так не делайте.
  • Если вы чувствуете, что очень сильно навредили сыну своими когда-либо совершенными действиями, попросите у него прощения.
  • Всегда ставьте себя на место сына. До того как что-либо предпринять, подумайте о последствиях.
  • Прежде чем что-либо настойчиво советовать сыну, также подумайте о негативных последствиях. Пусть ваш сын сам принимает то или иное решение, а вы его в этом поддерживайте и мягко направляйте в правильное русло.
  • Говорите с сыном на равных. Дайте ему понять, что вы относитесь к нему, как к взрослому человеку.
  • Если возникла конфликтная ситуация, постарайтесь не упрекать сына. Просто замолчите. Дайте возможность вам обоим успокоиться, после чего в мирной обстановке продолжите диалог.
  • Если в вашем конфликте виновата третья сторона, например, супруга сына, то не заставляйте его делать выбор между вами и женой. Помните о том, что сила на вашей стороне. Жен может быть очень много, а мать всего одна. Поэтому не переживайте лишний раз из-за женщины, которая недостойна вашего сына.

Почему дети хуже всего ведут себя с мамой?

Популярный вопрос: «почему дети плохо ведут себя при мамах». Интернет, оказывается переполнен удивительно похожими публикациями на эту тему. Основные идеи этих статей: — дети ведут себя плохо с теми, кого любят больше всего; — есть, так называемый «эффект хамелеона» и ребенку нужно время, для того, чтобы перестроиться с одной модели поведения на другую. Я согласна с этими авторами, но не во всем. С удивлением читала, что истерики, адресованные маме, это норма. Это утверждение будет справедливо только для определенной возрастной категории (достаточно размытой), для малышей завершающих процесс сепарации. Вот именно поэтому возникла идея поразмышлять на эту тему. Какие еще причины могут провоцировать негативное поведение именно с мамой? 1. Незавершенный процесс той самой СЕПАРАЦИИ. 2. Ненадежная привязанность. В этом случае малыш может реагировать на маму, парадоксальным образом. Тревога, страх остаться без мамы замещается гневом, направленным на нее. 3. Стиль семейного воспитания. В семьях, где реакции взрослых не предсказуемы, не последовательны и не согласованы, детям трудно поддерживать стабильность в поведении. Ну а поскольку первый опыт эмоционального взаимодействия ребенок получает в отношениях с мамой, негатив и протесты будут направлены на нее. В данном случае поведение ребенка будет маркером дисфункционального стиля воспитания. 4. Модели поведения и взаимоотношений в семье. Родители, бабушки с дедушками, часто думают, что дети не видят или не понимают их скрытых или явных конфликтов. Это не так,дети не только видят и чувствуют отношения,»взрослые» отношения, но и копируют их. Как часто приходят мамы с запросом на проблемное поведение ребенка, и практически сразу выясняется, что мамы или папы ведут себя точно также. Ссоры, конфликты, грубость, отсутствие уважения, пренебрежение и подобные искажения, формируют у детей схожие поведенческие модели. 5. Эмоциональное состояние мамы. Эмоционально нестабильная, кричащая, тревожная или депрессивная мама не в состоянии создать для ребенка эмоционально стабильную атмосферу воспитания. Дети пытаются вернуть стабильность доступными им способами (опять же нарушениями поведения). Подводя итог вышесказанного: «плохое поведение» с мамой — это не норма, но частое явление, о причинах которого надо задуматься и конечно скорректировать самостоятельно или с помощью детского психолога.

Ребенок – это хамелеон

Вторая причина, по которой дети могут хуже себя вести, и опять же именно с мамой, такая: ребенок – это универсальный радар и стопроцентный хамелеон в плане эмоциональных реакций. Мы сейчас говорим о дошкольнике, вернее, о ребенке до шести лет, потому что ближе к этому возрасту начинают вызревать другие механизмы, и такое поведение отходит на задний план.

Ребенок – это хамелеон, и это один из механизмов развития, совершенствования и обучения. Пока ребенок мал, 80% обучения для него – это имитация: ребенок имитирует мамину походку, движение взрослого ложкой, отцовское поведение.

Иногда от этой имитации большие разрушения в хозяйстве, потому что ребенок сымитировал, скажем, работу на компьютере и “отрубил” вам системный блок. Или что-нибудь кулинарное – и рассыпал по всей кухне муку. Именно этот уровень поведенческой имитации мы видим и даже можем над этим посмеяться, если не слишком перегружены и не очень нервничаем.

Уровень эмоциональной имитации обычный родитель видит гораздо хуже.

Когда ребенок плохо себя ведет при приходе мамы, а до этого с другим взрослым вел себя хорошо, – это очень наглядная иллюстрация автоматического хамелеонства.

Скажем, ребенок весь день был с бабушкой, у них все было прекрасно. За это время ребенок подстроился под бабушкин тип реакций, ее требования, скорость, речевые обороты, под то, чем бабушка довольна и недовольна. Он стал фиолетовый в крапинку. Это происходит не на уровне понимания, а на уровне ощущений. Он это делает без мысли, как растение поворачивается к свету, как собака или кот приходят жалеть или лечить хозяина.

Вот он подстроился, и тут пришла мама, а вместе с ней и другая система координат, требований и эмоциональных ожиданий, другая система реакций на то или иное поведение, на те или другие слова. А ребенок все еще фиолетовый в крапинку, он не успел стать снова красненьким в полосочку.

У ребенка на какое-то время включается просто клин: одновременно работают две системы координат. Поэтому он теряется, и одна из возможностей выйти из этой растерянности – провокативное поведение. Это всё происходит не на уровне осознавания, это истерика, поведенческий сбой.

Читай также: Как наладить отношения с ребенком: о чем забывают даже самые хорошие родители

Как исправить поведение ребенка?

Главное, что нужно сделать родителям, — это перестать обижаться на ребенка и винить себя в том, что он скандалит в их присутствии. Мама и папа должны понять, что поведение малыша не обращено на них, но связано с естественным этапом развития. То, что ребенок позволяет себе гораздо больше эмоций и реакций в присутствии самых близких людей, — это норма. Маме придется смириться с тем, что малыш некоторое время будет плохо себя вести с ней. Чтобы лучше адаптироваться к таким условиям, родителям стоит воспользоваться рекомендациями психологов.

Тактика выжидания.

Когда настроение и поведение ребенка резко меняются, женщина всегда начинает думать, что она плохая мама. Часто масла в огонь подливают бабушки, делая язвительные замечания: «Мы с ним так хорошо ладим, что же ты сделала, что он сразу захныкал?», «А вот со мной он не капризничал!»

Родственники часто начинают конкурировать за любовь ребенка, поэтому лучше пропускать эмоциональную волну. Психолог Екатерина Бурмистрова объясняет, что эта метафора связана с образом внутреннего моря, которое есть в каждом человеке. Когда его штормит от сильного потрясения, лучше переждать одну волну, а затем поднырнуть под нее. После этого вы окажетесь в комфортном и безопасном пространстве.

Точно так и нужно поступать с эмоциональными реакциями ребенка. Нужно отойти на пару шагов и чуть-чуть подождать, чтобы малыш смог перестроиться. Обычно ребенок выходит из поведенческого сбоя самостоятельно. Если у него это не получится, можно помочь ему и мягко произнести: «Ты так разошелся, что я вижу, как сильно ты по мне скучал». Просто подождите. Эмоциональная волна сойдет, и ребенок станет с мамой ласковым, как и раньше.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Клуб родителей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: